БГ 18.55 Рама виджая


Главная > Бхагавад-гита > Глава 18
   место: Москва

Я не могу до конца выразить, насколько я счастлив, переполнен эмоциями от того, что я сейчас здесь, со всеми вами. (Харибол!)

Насколько вы все знаете, наш добрый Господь уже практически забрал меня и затем дал мне еще одну возможность остаться в вашем обществе, получить ваше общение. Здесь звуковая усилительная система как в Индии у нас (Смех в зале).

Когда наконец-то я вышел из госпиталя, я отправился домой, там, где я жил, в Дурбане. Некоторые доктора, которые до этого меня лечили, они пришли посетить меня дома, потому что у нас уже сложились на тот момент отношения. И они обратились ко мне: «Свами, вы вынесли так много, прошли через так много, что же вы теперь будете делать? Куда же вы отправитесь?». Я ответил: «Я возвращаюсь домой». «О, наверное, вы в Сан-Франциско отправляетесь?». «Нет, в Москву». Но мне сказали: «Но у вас же нет российского акцента. Вы же американец, не правда ли?» «Но я провожу большее количество времени в России, чем я провожу в Америке».

Впервые я посетил Россию в 1989 году, это где-то 27 лет назад. Здесь у меня были удивительные приключения, трудности, радостные моменты, поэтому мое сердце всегда тянет в Россию. Я очень благодарен Господу за эту возможность, что он разрешает мне опять давать лекции, общаться с вами, участвовать в киртане и видеть всех вас. Когда я был в госпитале и молился о том, чтобы выжить, я пообещал Кришне, что «Если Ты дашь мне возможность, то оставшуюся часть моих дней я проведу в том месте, которое больше всего дорого Шриле Прабхупаде для проповеди – это в России». (Харибол!) Спасибо большое. И поблагодарите Бада Хари прабху. (Харибол!) У нас есть определенная привязанность и любовь именно к России, так же, как и у Шрилы Прабхупады.

 Во время Картики мы посещали лекции Брахмананды прабху, который является одним из первых учеников. Это было примерно 67 – 68-ой год, и он плохо себя чувствовал, ему надо было вернуться в Индию, чтобы пройти аюрведическое лечение. Всем было понятно, что на тот момент у Шрилы Прабхупады уже было несколько приступов и он был достаточно серьезно болен. Поэтому он сразу же заявил всем преданным, что возможно, «Я не вернусь». Но когда он ехал в машине, он говорил с некоторыми старшими преданными, он сказал: «Я заложил фундамент.  Основываясь на этом фундаменте, вы дальше можете строить наше общество». На тот момент (только подумайте!) было всего только 4 храма в ИСККОН. На тот момент Шрила Прабхупада был в Америке всего несколько лет. Но даже тогда Шрила Прабхупада был уверен, что это движение может не только оставаться, но и развиваться благодаря тому, что он уже дал.

 Конечно, на тот момент вы в России не знали ничего о сознании Кришны. Уже многие годы спустя, когда Шрила Прабхупада сам лично сюда приехал, у него были огромные планы на Россию. Однажды по пути в аэропорт он повернулся к Брахмананде, обратился к нему: «Брахмананда, а почему бы тебе не поехать в Москву и не начать там ИСККОН?». Только подумайте, сколько любви, сколько интереса, сколько планов у Шрилы Прабхупады именно с Россией, еще до того, как он помог развить ИСККОН во всем мире! Таким образом, Шрила Прабхупада дал свое благословение, и все вы являетесь спелым плодом тех благословений, которые дал Шрила Прабхупада. То, что дорого духовному учителю, то же самое дорого его ученикам. Во время Гуру-пуджи мы всегда молимся о том, чтобы желания вашего духовного учителя вошли в ваше сердце.

Таким образом, зная умонастроение Прабхупады, его желание, мы уже 27 лет подряд возвращаемся в вашу страну. Мы молимся Шри Шри Гаура Нитай, Шриле Прабхупаде, чтобы нам позволили еще хотя бы 20 лет, но не больше, чем в 85, но все-таки приезжать, больше мы жить не хотим, и проповедовать в России. Спасибо большое! (Харибол!)

И давайте вернемся к основе, мы начнем класс по «Бхагавад-Гите». Глава 18, текст 55.

Ом Намо Бхагавате Васудевая

 Перевод: «Постичь меня, Верховную Личность Бога таким, как я есть, можно только с помощью преданного служения. Когда, благодаря преданному служению, все сознание человека сосредотачивается на мне, он вступает в царство Бога». Я прочитаю первый абзац: «Умозрительные рассуждения непреданных не дают им возможности постичь Верховную Личность Бога, Кришну и его полные воплощения. Тот, кто хочет постичь Верховного Господа, должен заниматься чистым преданным служением под руководством чистого преданного. В противном случае истинная природа Верховной Личности Бога ему никогда не откроется. Как уже говорилось, Господь не открывает себя всем и каждому. Его нельзя постичь, опираясь только на обширные познания или философские рассуждения. По-настоящему постичь Кришну может только тот, кто обладает сознанием Кришны и занимается преданным служением. Ученые степени тут не помогут».

Перевод еще раз. «Постичь меня, Верховную Личность Бога таким, как я есть, можно только с помощью преданного служения. Когда, благодаря преданному служению, все сознание человека сосредотачивается на мне, он вступает в царство Бога».

 Сегодня в время обеда Бада Хари прабху спросил у меня о чем же я буду говорить во время лекции. Я казал, что я буду говорить по 18-й главе «Бхагавад-Гиты». Я начал цитировать эту шлоку, и Бада Хари прабху продолжил, потому что он в совершенстве знает эту шлоку.  Все стихи «Бхагавад-Гиты» очень важны, потому что они изошли с лотосных уст Верховной Личности Господа Кришны. Иногда в этом мире мы говорим что-то важное, иногда мы говорим какие-то глупости. Но все, что говорит Верховная Личность Бога – это очень важно. Этот стих – один из самых важных стихов в «Бхагвад-Гите». Это один из самых важных стихов, потому что именно здесь Шри Кришна говорит о важности совершения преданного служения для того, чтобы понять его.

Мы должны понимать, что именно преданное служение Шри Кришне является самым высшим, в отличии от всех трансценденталистов. Что такое трансценденталист? Это те, кто понимают временность и болезненность этой временной природы.  Кришна говорит, что материальная жизнь временна и полна страданий. Трансценденталисты – это те, кто хочет выйти из влияния этой природы. Те, кто хочет это совершить, на самом деле, в ведической концепции у них есть три пути. В Ведах описано, что, если ты хочешь возвыситься, у тебя есть три способа. Вы можете стать йогом, вы можете стать гьяни, или вы можете стать бхактой, вы можете стать вайшнавом, преданным Кришны или Вишну. Это три пути, которые даны в ведической литературе. Трансценденталисты изучают эти пути и выбирают один. Некоторые выбирают быть йогами, они уходят из городов и отправляются в Гималаи, они живут в отречении, возможно, одни, или с другими садху, полностью уничтожая в себе желание наслаждения, или сексуальные желания. Они очень строго следуют процессу повторения асан. Они едят совсем немного. Они спят очень мало. У них нет социальной жизни. Они медитируют 24 часа подряд. Они пытаются понять, или медитировать на Господа в их сердце.

Другие, которые идут этим путем, хотят получить освобождение, возвыситься, они стараются быть гьяни. «Гьяни», что означает разум или знание, они пытаются обратиться к Богу, изучая литературу, священные писания. Для тех, кто хочет пойти таким путем, которые хотят постичь Бога с помощью изучения литературы, они должны изучать Веды трижды в день. Всего существует четыре Веды, они должны трижды прочитать каждую. Кто из вас является гьяни? Сколько часов в день вы проводите, читая книги Шрилы Прабхупады? Но именно ту литературу, которую мы изучаем, пытаясь понять что-то, это, как правило, имперсоналисты. Также у вас есть еще третий путь. Вы можете стать бхакти-йогом. Вы остаетесь тем же, кто вы есть. Конечно, вы прекращаете заниматься греховной жизнью. Но вам не необходимости уезжать в лес или менять свою профессию, вы продолжаете делать то, что вы делаете, единственное, что вы начинаете это делать так, чтобы это все удовлетворяло Господа.

К большой радости, это именно тот процесс, который Кришна любит больше всего, и его удовлетворяет именно он. Он говорит, что это самый легкий из путей понять меня. Все, что вы делаете, должно происходить под руководством духовного учителя. Те пожертвования, которые вы раздаете, или вся эта деятельность, она должна быть на удовольствие Господа. Он говорит, что это самый легкий путь обрести это. Почему же все другие не понимают и не принимают итог этого стиха? Это непонятно. Например, если вам нужно дойти до высшего этажа здания, есть смысл поехать на лифте, нежели бежать по лестнице. Но возможно, в этом мире есть большое количество разных по своей сути людей, поэтому и существуют разные процессы. Но, на самом деле, было бы легче идти самым простым путем, чтобы удовлетворить Господа и получить его милость. Возвыситься в этом материальном мире и достичь его.

 Мы можем привести пример. Например, вы. Если вас, если кто-то хочет получить ваше внимание или вашу любовь, что бы вас поразило и покорило больше всего? Если бы они пришли, сели перед вами и стали выполнять различные йогические асаны, вы как бы, милость пролили на них? Или, например, они целый день бы сидели и читали про вас книги, ваше сердце это бы затронуло? Но если бы однажды они постучали к вам в дверь и сказали: «Пожалуйста, позволь мне служить тебе. Ты не должен мне ничего взамен, просто я хочу отношений с тобой, хочу любить тебя, хочу служить тебе». Он скажет вам: «Я хочу просто тут у вас прибраться, приготовить пищу, подстричь лужайку, сделать все, что нужно, не надо мне платить, мне ничего не нужно, просто хочу вас порадовать, удовлетворить». Вы скажете: «Конечно, заходите, вы – часть семьи». Давайте подумаем, на кого больше откликнется ваше сердце? К тому, кто просто сидит на лужайке вашего дома и делает асаны, или к тому, кто читает про вас книги, находясь где-то далеко, или же тот, кто бескорыстно пришел к вам и пытается вас порадовать и удовлетворить?

На самом деле, Кришна очень четко про это говорит в этом стихе. «Постичь меня, Верховную Личность Бога таким, как я есть, можно только с помощью преданного служения. Когда, благодаря преданному служению, все сознание человека сосредотачивается на мне, он вступает в царство Бога».

Это говорит о том, что это каждый, в любой части мира, не только в Индии. Эта формула служения Господу применима не только в Индии, а также в любой части света: и в Америке, и в России, и в Китае. Почему? Потому что, на самом деле, все являются преданными Кришны. Потому что мы просто покрыты до определенной степени, на самом деле, изначально все мы – преданные Кришны. Кришна говорит в Бхагавад-Гите, что он является отцом всех живых существ. И Джордж Харрисон из «Битлз» говорит очень хорошо об этом. Он говорит, что все являются преданными Кришны. Некоторые уже знают об этом, а некоторые еще нет. Мы можем добавить к этому: совсем немного тех, кто знает об этом, и в основном, никто не знает об этом. Но даже если вы об этом не знаете, это не значит, что этого нет.

 Но любой, кто занимается преданным служением, результатом этого будет то, что он может назад вернуться в царство Господа. Результат этого должен быть то, что вы подходите к алтарю и говорите: «О, Кришна! Пожалуйста, я хочу выбраться отсюда. Помоги мне и дай мне преданное служение. Что мне нужно делать?». Подождите. Существует еще комментарий к этому стиху, с очень важным высказыванием. Почему именно наша «Бхагавад-Гита» настолько важна в современном мире? Потому что практически к каждому стиху написан комментарий Шрилы Прабхупады, который помогает нам его понять. Перед тем, как я стал преданным, я прочел, наверное, 6 или 7 разных редакций «Бхагавад-Гиты». У них у всех были разные интерпретации, разные заключения. Потому что не было чистого преданного, который объясняет эти стихи. Бхагавад-Гиту переводили те люди, которые не любили Кришну и не верили в него, или не знали про него, но они переводили и комментировали стихи.

Но наш мир на данный момент благословлен тем, что именно чистый преданный Кришны комментирует стихи «Бхагавад-Гиты». Существует три основные параграфа, комментирующие этот стих. Чуть ниже, практически в начале комментария, Шрила Прабхупада говорит что-то очень важное. Повторяя слова Господа, он говорит: «Хорошо, примите преданное служение». Затем он говорит (я процитирую). Он говорит, что тот должен принять преданное служение Господу под руководством духовного учителя. Вы должны служить Господу Кришне под руководством чистого преданного. Почему? Потому что на данной стадии мы даже не понимаем, что хочет Кришна. Потому что, если вы хотите служить кому-то, вы хотите, например, готовить, вы хотите готовить именно то, что он хочет. Если вы одеваете их, вы хотите одевать их именно в ту одежду, в которую им хочется. Если вы хотите кого-то проводить куда-то на прогулку, вы хотели бы взять его именно туда, куда ему хотелось бы отправиться.

А знаем ли мы на самом деле чего хочет Кришна? Мы уже столько миллионов лет находимся в обусловленном состоянии в этом материальном мире. Мы знаем, что мы любим. А что Кришна любит? Вам надо спросить у чистых преданных, у тех, кто уже давно ему служит. Тогда вы предлагаете Кришне то, что вам ответили, и тогда Кришна принимает. Сколько раз я уже рассказывал историю про самосы? И Прабхупада однажды готовил самосы. В те ранние времена Шрила Прабхупада сам готовил, раздавал, кормил и убирал все после преданных. Это было удивительное время. В самое раннее время, в начале, Шрила Прабхупада даже стоял в очереди в душ, когда ему нужно было принять омовение. Однажды Шрила Прабхупада приготовил самосы. Тамал Кришна Махарадж, попробовав их, сказал: «Прабхупад, я никогда не ел такие вкусные самосы!».  Прабхупада ему так улыбнулся, сказал: «Да-да, это рецепт матушки Яшоды». В то время еще не было пособий по кулинарии, не было пособия по кулинарии матушки Ямуны и других.  Тамал Кришна Махарадж спросил: «А как вы узнали рецепт матушки Яшоды».  У Прабхупады появился такой румянец, смущение, он отвернулся. Поэтому мы должны полностью доверять Шриле Прабхупаде в том, что он является очень близким спутником и доверенным слугой Господа Шри Кришны, и он знает все, что удовлетворяет его.

Именно преданное служение помогает нам прогрессировать, но оно должно проводиться через гуру-парампару. Еще один очень важный момент служения преданным – это то, что преданный получает наше служение, очищает его и потом уже передает Кришне. Несмотря на то, что мы являемся достаточно искренними, наше служение полно каких-то помех и несовершенств. У нас все еще есть вожделение, зависть и злость в сердце. Поэтому наше служение не может быть совершенным. Но, служа преданным, служа духовным учителям, чистым преданным, они принимают наше служение, очищают его и предлагают его Кришне. Таким образом Кришна его принимает. Каков пример этому? Например, у вас есть вода, которая загрязнена.

Когда в давние времена мы приезжали в Индию, в 70-е годы, там не было бутилированной воды. Мы по-настоящему пили из озер. Мы пили на дорогах из кранов, в которых была обычная вода. Иногда была такая жажда, что мы пили даже ту воду, которую приносили нам в деревнях, вы не знали, откуда ее налили, но вы просто пили. Еще до того, как вы добирались до отеля, у вас уже начиналась диарея, по дороге. Автобусу приходилось останавливаться каждые десять метров, потому что у кого-то был позыв выйти. Что мы делали? Когда мы приезжали из Америки, Европы, мы брали с собой очистители воды. Матушка предлагает вам воды, вы говорите: «Да, да, спасибо!». Вы стоите с таким прибором, наливаете, она очищается, все бриджабаси смотрят: «Боже, что происходит?!». Вы выпиваете и говорите: «Ну все, проблем с животом не будет!». Таким образом вы принимаете от них воду, она загрязнена, не то, чтобы они загрязненные, а именно та вода, которую они дают, она загрязненная, вы очищаете и выпиваете, нет проблем. Также и ваше служение. То служение, которое вы совершаете, оно не совсем чисто, но духовный учитель очищает его и предлагает его Кришне.

 Таким образом, мы служим Кришне, служа преданным.  Однажды Прабхупада описывал славу Шримати Радхарани. Многие знают, что она является любимой преданной Кришны. Она настолько замечательная преданная, что Кришна ставит ее во главе заботы о преданных. Например, кто является лучшим поваром здесь, тогда президент храма назначит его ответственным за кухню, главным поваром. Тот, кто является лучшим санкиртанщиком, будет лидером санкиртаны.  Радхарани является Бхакти-деви, она занимается во главе преданного служения. Поэтому преданные во Вриндаване обращаются впервые к Ней, перед тем, как обратиться к Кришне. Таким образом, Шримати Радхарани видит кого-то, какого-то начинающего преданного, кто еще не совершенен, но кто очень искренен и старается. Она говорит: «О, мой дорогой Кришна! Пожалуйста, прими этого начинающего преданного, его служение». Тогда Кришна его принимает. Духовный учитель именно это и делает. Он принимает наше служение из-за того, что оно искренне совершенное, и предлагает его Кришне.

 Таким образом, в шастрах говорится, что духовный учитель является представителем либо Радхарани, либо Нитьянанды. Возможно, мы привязаны к Кришне, но мы также привязаны к преданным Кришны, чтобы мы делали без них? И Нароттам Дас Тхакур говорит: кто в этом мире когда-либо мог быть освобожден без милости вайшнави? И, служа преданым, все наши желания исполняются.  Кавирадж Госвами в начале «Чайтанья чаритамриты» очень хорошо описывает как мы должны быть в умонастроении зависимости от милости вайшнавов, гуру и Кришны. Он говорит, что медитируя на гуру, преданные и Господь… все сложности будут уничтожены и все ваши желания будут исполнены. Если у вас есть Господь, у вас есть духовный учитель, и вы живете в окружении преданных, то вопрос достижения совершенства – это от вас лишь в недалеком времени.

Чистые преданные, такие как Шрила Прабхупада, они особенно дороги нам, потому что у них очень личные отношения с Кришной. Мы можем сказать, что памятование о Шриле Прабхупаде также прекрасно, как думать о Кришне? Это как? Как это, что помнить о чистом преданном – это также прекрасно и достойно, как помнить Кришну? Потому что они являются одним целым в своем любовном служении. Также как Иисус сказал: «Я и отец едины». Это не значит, что Иисус является Господом, но они настолько связаны, настолько близки друг другу, что невозможно думать об одном и не думать о другом. Бада Хари, конечно, не понравится это. Когда я думаю о Бада Хари, я думаю о Коша Рупе, это его супруга. А когда я думаю о Коша Рупе, я думаю о Бада Хари. Когда Шрила Гурудев думает о Малике, он вспоминает о ее друзьях. Когда я думаю о Говинде Свами, я сразу вспоминаю Шивараму Свами. Любовь настолько связывает личности, что вы не можете разъединить их на этой трансцендентной платформе. Это как магнит.

 В материальной жизни мы можем видеть обратный эффект магнита. Если его перевернуть, то он отлетает в разные стороны, потому что материальная любовь полна эгоизма. А трансцендентная любовь лишь углубляется и нет вопроса о разлуке. Когда вы автоматически думаете про Прабхупаду, Нараду Муни, Прахладу Махараджа, вы автоматически начинаете думать про Кришну, потому что они неотделимы. Например, Хануман. Несколько недель тому назад был день явления Ханумана, Джаянти. Когда вы думаете о великом преданном Ханумане, о ком вы первым вспоминаете? Про Владимира Путина, возможно? (Смех в зале) Или про Барака Обаму? Или про Иосифа Сталина? Джорджа Вашингтона? Нет, вы тут же начинаете вспоминать Раму. В этом и есть прелесть служения близким преданным Господа, потому что, служа им, вы моментально связываетесь с объектом их служения. Вы учитесь у этих преданных тому, как удовлетворять Кришну во всех аспектах жизни. Это то заключения, к которому приходит Бхактисиддханта Сарасвати: «Не ищите Бога!». Что?

Прабхупада называл своего гуру самым великим. Про что же он говорит? Он говорит: «Не ищите Бога». А что же тогда? «Ищите человека, который может отвести вас к Богу». (Из зала: «Харибол!») И вы изучаете этого человека. И вы наблюдаете за ними, и все, что они делают, дают лекцию, поют киртан – все это пропитано преданностью Господу. Говорится, что любовь в мелочах, то есть внимание к мелочам. Прабхупада был таким: каждая мелочь, каждое его движение было как подношение Кришне. Изучая такую личность, вы можете стать как он. Например, также как Хануман. Изучая жизнь Ханумана, вы можете понять, как удовлетворить Кришну. таким образом Хануман был именно в настроении слуги слуги Рама. Его служение в отношении Рама были в настроении дасья. Вы слышали, что существует 4 расы отношений с Кришной, это дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья.

Даже если иногда благодаря просто разуму вы решите, что я хотел бы испытать мадхурья расу, это то, о чем учат нас все наши ачарьи, вы не можете просто взять и перепрыгнуть туда. Вначале вы должны быть хорошим слугой. Стать даси. Как ваидхи-бхакти, это говорит о том, что мы служим Господу со всеми правилами и предписаниями, стараясь быть квалифицированными продолжать это. Слушая о жизни Ханумана, это очень благоприятно для нас, потому что мы поймем, как это – быть хорошим слугой. Даже изучая жизнь Ханумана, мы можем видеть очень много великолепных примеров того, как быть идеальным слугой своего господина Рама. Те, кто является поклонниками Рамаяны, говорят, что Хануман стал обучать нас искусству быть слугой с самого начала своей жизни. Он был частью обезьян. Но это были не те обезьяны, которых вы сейчас можете видеть во Вриндаване, которые срывают с вас очки, воруют ваши сумки, хулиганят. Это варны, это были те обезьяны, которые по своему развитию были даже выше человеческой формы жизни.

Мама Ханумана была Анджана, а папа был Кешари Радж. В шастрах также указывается, что он был частичной экспансией Шивы и Ваю, но реально его папой, от кого он родился, был Кешари Радж. Мамы вам подтвердят, что, как только ребенок рождается, первое, что возникает у него – голод. Это не то, что вы рожаете ребенка и кормите его дня через два. Одновременно с рождением ребенка у женщины в грудях появляется молоко, она его сразу же кормит. Когда явился Хануман, он сразу же испытал сильное, ужасное чувство голода. Вы знаете, что обезьяны больше всего любят фрукты. Хануман, будучи совершенно младенцем, посмотрел вверх, увидел красный круглый предмет в небе, посмотрел, что это Солнце и подумал: «О, это манго». Так как он являлся выше варной, чем живые существа, он легко подпрыгнул и отправился в небо для того, чтобы схватить Солнце.

Тогда Сурья Бхагаван, увидев, что к нему направляется очень решительно маленькая обезьяна, чтобы проглотить его, Сурья обратился к Индре. Попросил о помощи, потому что Индра является начальником полубогов. «Пожалуйста, помоги, меня сейчас съедят». Только представьте, тогда Индра берет и пускает свою молнию в вас. Вот что бы с вами произошло, если бы в вас Индра попал своей молнией? Если бы Индра в Махавана попал молнией, то он бы на мелкие частицы разлетелся. Но Хануман являлся особой личностью. Тогда эта молния попала ему в челюсть и сломала ему челюсть, он упал на Землю без сознания. Отсюда появилось его имя. Хануман, так и переводится, это тот, у кого сломана челюсть. Тут у нас есть Хануман, который лежит на земле со сломанной челюстью. Мы тут видим, что Хануман (мы знаем, что Хануман является частичным воплощением Ваю, то есть, Хануман является как бы его ребенком), он видит, что его ребенок лежит на земле со сломанной челюстью, обиженный Индрой.

Тогда Ваю спустился (он является покровителем, господом ветра олицетворенным). Он взял маленького Ханумана и разместил его в пещере. Он был настолько в гневе, что он стал отзывать воздушные потоки. Вы можете жить примерно сорок дней без еды, четыре дня без воды, но только четыре минуты без воздуха. Хотите попробовать? Задержите дыхание больше чем на четыре минуты, и если задержали и не задышали, то все.   Ваю, он стал призывать воздушные потоки, то есть, нечем было дышать полубогам, и они стали волноваться. Они все отправились к Брахме. Тридцать три миллиона полубогов отправились к Брахме и говорят: «Помоги, помоги, задыхаемся!».  Брахма сказал: «Все это является результатом оскорбления вайшнава». Вы просто подумайте, насколько серьезно это – оскорбить вайшнава. Мы каждое утро повторяем это, перечисляя десять оскорблений. Первое, что мы повторяем, это то, что самым страшным является оскорбление тех, кто полностью посвятил себя распространению славы Святого Имени.

Таким образом, подытоживая всю эту ситуацию, Брахма сказал, что все эти бедствия с вами как результат вашего оскорбления вайшнава. Все эти тридцать три миллиона полубогов одновременно сказали: «Что же нам делать сейчас?». Тогда Брахма ответил: «Единственным вариантом после оскорбления вайшнава, чтобы искупить это, вы должны вернуться к нему и просить его о прощении». Тридцать три миллиона полубогов отправились к этой пещере, где был Хануман. Не знаю, как они ее нашли. Все они принесли свои поклоны Ваю, Хануману, каждый из них, в зависимости от своих возможностей, дал свои благословения маленькому Хануману. Мы знаем, что позже сделал Хануман в своей жизни. Но откуда он получил все эти силы? Летать по небу, отправляться в Гималаи, на Ланку, приносить лечебные травы. Каким образом он получил все эти способности? Он был благословлен.

Таким образом, как же мы прогрессируем и распространяем эту миссию Сознания Кришны? Только благодаря благословениям великих преданных. Там есть Брахма, который начал благословлять. Хануман все еще без сознания.  Брахма его гладит по голове, говорит: «Моя бедненькая обезьянка! Мое благословение этой обезьяне будет то, что никто никогда не сможет убить его и никто не может его победить». Все полубоги такие: «Вау, вот это благословение!».  Брахма говорит: «Это еще не все. Законы природы никогда не повлияют на него. У него будет полное знание о всех спелых и неспелых плодах, всех корневых плодов и также медицинских трав». Сурья сказал: «Теперь мой черед давать благословения. Я оскорбление совершил огромное, теперь хочу благословить. Я открою ему все ведические знания, и я дам ему такое очень необычное благословение, не знаю, для чего я это делаю, но именно хочу ему дать благословение, что его никогда не потревожат ожоги». Помните тот момент, когда он отправился на Ланку и был огромный пожар? Он поджог свой хвост и таким образом поджог всю Ланку. Все это благодаря благословениям великих преданных Кришны.

Это не Кришна лично дает благословения, их дают преданные Кришны. Поэтому мы говорим: «Гаура бхакта вринда», мы прославляем всех преданных Господа Чайтаньи. Тогда Вишвакарма говорит: «Очередь моя! Моя дорогая обезьяна, проснись».   Хануман, очнувшись, смотрит, озирается по сторонам, видит всех этих великолепных полубогов. Вишвакарма говорит: «Я благословляю этого преданного очень глубоким разумом, ясностью в его мыслях и способностью творить». Также благословения продолжались. Последним был Дханвантари. Он сказал: «Сурья, ты дал ему очень необычно благословение, чтобы он не страдал от ожогов. Я также дам ему кое-что необычное. Я благословляю его, что он может лечить других». Помните, когда он нашел специальные медицинские травы, которые помогли восстановиться Лакшмана? Хануман такой: «Ух ты! Все благословения!». Потом он взрослел, как мальчики все, он стал хулиганом.

Таким образом его невозможно было победить, поэтому он начал дразнить садху. Он делал таким образом: святые люди шли на омовение, Хануман просто прыгал на них, срывал с них одежду, они голые там стояли, а он смеялся. А когда они стояли повторяли священную Гаятри в воде, он подплывал, выныривал и плескал им в лицо. Когда они сидели в тени баньяновых деревьев, он спрыгивал с дерева, таскал их за бороду, вверх – вниз. Садху подумали: «Это уж слишком!». Они пошли к его маме и папе, чтобы пожаловаться на него. Они сказали: «Но мы его не можем контролировать. Он подросток, и мы вообще не можем его контролировать». Садху тогда собрались, у них было совещание. Они позвали Ханумана. Они сказали, что мы забираем у тебя все благословения, которые ты получил от полубогов. Не навсегда, но до тех пор, пока ты не поймешь, как правильно их задействовать. Шастры сказали, что как результат этого Хануман стал смиренным.

Обычно, когда кто-то забирает у нас, мы начинаем злиться и думаем, как отомстить, но будучи замечательным преданным, Хануман показал нам пример того, как надо действовать, он стал смиренным. Это же является центральной нитью нашего следования как преданных Гауранги. На самом деле, в преданном служении нет места гордости. На самом деле, есть огромное количество мест для смирения. Еще несколько лил расскажем, потому что некоторые уже устали. Мы можем часами рассказывать истории о Ханумане, но… еще одна история, которая очень хорошо описывает его как первоклассного слугу. Это тот момент, когда он впервые встретил Рама. Хотите услышать, или месяца через два, когда…. (Из зала: «Харибол!») Уверены? (Из зала: «Харибол!») Кто устал, хочет поспать, поднимите руку.

Рама, его отправили в скитания в лес. Он отправился туда с Лакшманом и Ситой. Если вы являетесь любителем «Рамаяны», вы знаете, что они жили в лесу. Проблемы начинались тогда, когда они приходили в те районы, где не хотели их видеть. Люди подозрительно к ним относились. Однажды они пришли в царство Сугривы. Он был лидером варна-обезьян. Когда новость долетела до Сугривы о том, что какие-то благородные, светящиеся, совершенно возвышенные личности посетили его царство, мысль закралась: «Возможно они хотят править этим царством, отнять его у меня?». На тот момент Хануман уже был уважаемым министром в этом государстве. Сугрива отправил его: «А ну-ка, скачи, посмотри, кто это такие – Рама, Лакшман и Сита?».

Хануман (вы помните, у него была куча благословений), он был очень мудрый, он решил прикинуться нищим. Он просто свалился с дерева, в образе садху такого скитальца, и Сита, Рама, Лакшман, они такие: «Кто это?». Представьте, что случилось с Хануманом, когда он увидел Иштадева. Кто такой Иштадев? У каждого преданного есть Иштадев. Это тот Господь, форме которого вы поклоняетесь. Например, как одна из учениц Шрилы Гурудева, Матхурешвари, она является Джаганнатха бхактой. Как только мы приезжаем в Индию, она сразу же уезжает в Джаганнатха Пури. Кто-то из преданных является преданными Гауранги, Нитьянанды, Нарисимхи. А Хануман является вечным спутником Господа. Это всего лишь лила, когда есть ощущение, что он отделен от Господа. Но в тот момент, когда он впервые увидел своего Иштадева, так как он был чистым преданным, все экстатические симптомы одновременно проявились на его теле, от той красоты Ситы, Рамы и Лакшана, которую он увидел.

Рама удивленно сказал: «А кто этот преданный? Я не помню этого садху. Тогда Хануман принял свою изначальную форму, и Рама воскликнул: «А, Хануман!». Также как Сарвабхаума Бхаттачарья в тот момент, когда он понял, кто же перед ним, тот удивительный санньяси, что он изначальная Верховная Личность Бога, поток прославляющих стихов вырвался из уст Сарвабхаума Бхаттачарьи. Также и Хануман, когда он увидел своего Иштадева, Сита-Рам, Лакшман, поток благословляющих стихов полился из его уст. Это продолжалось часами. Стихи один за другим лились из его уст, также как Ананташеша, прославляющий Господа. Это является ванданам, одним из способов преданного служения. Когда он закончил, у Рамы появилось желание прославить Ханумана. Потому что любовь всегда взаимна. Также, как Хануман хотел прославить Рама, также и Рам хотел прославить Ханумана, указывая на большое количество восхитительных качеств, которые он увидел в Ханумане. Внимательно послушайте, сейчас будут те качества Ханумана, которые так вдохновили Рама и постарайтесь впитать их правильно.

Рама сказал Лакшману и Сите: «Шарм голоса Ханумана просто великолепен. Он использует правильные слова в правильное время. Он очень старается удовлетворить меня и очень деликатен, и есть сила в его словах. Смысл его речи очень привлекателен для сердца. Он знает Риг, Яджур и Сама Веды. Он бы не был таким мягким, если бы не реализовал все правила писаний. Он хорошо учился у своих учителей. Он очень много говорил, но никогда не использовал неправильных слов. Когда он говорил, у него не было проблем с телом, он всегда оставался сфокусированным. Он сказал еще что-то очень интересное. Его речь могла бы победить противников с поднятыми саблями. Кто-то замахнулся, поднял саблю, а вы так рассказали, что они сказали: «Ну, ладно». Затем Рама сказал что-то, что очень дорого всем Рама-бхактам с Трета-юги и до наших дней. Он сказал Лакшману: «Он сказал, что если я получу в союзники и общение такой личности, я обрету успех». Сам Господь говорит, что я буду удачлив и успешен, когда у меня будет общение такой личности.

 Я помню как Прабхупада однажды сказал, что у меня есть план захватить этот мир за 18 дней. Один санньяси, его ученик сказал: «Да, давайте сделаем это, Шрила Прабхупада!». Но Прабхупада сказал: «Но вы все, мои ученики, все еще не готовы к этому». Тогда Рама говорит, что если у меня будет такой слуга, как Хануман, тогда все мои планы увенчаются успехом». На самом деле, это такое счастье – иметь такого слугу и совершать такие планы. Наша цель является не победить что-то, а стать именно таким исключительным слугой, чтобы помогать своему господину в совершении его целей. Много глав спустя в «Рамаяне мы можем прочитать, как Хануману дали задание отыскать Ситу. Равана забрал её. Он взял богиню процветания к себе на Ланку, привязал её в лесу деревьев ашок. Чтобы сократить историю, мы скажем о том, что Хануман прилетел туда и посетил этот сад деревьев ашок. Мы видим, как Равана подходит к ней и говорит: «Наслаждайся со мной, будь моей женой». Сита, являясь целомудренной женой Рамы, она отвечала: «Я даже на пальцы твоих ног не посмотрю!».

С большим гневом каждый день Равана уходил из этого сада. А почему же Равана, то, кто завоевал весь мир, такой великий, не мог просто силой взять Ситу? Только представьте, эта нежная хрупкая Сита и ужасающий злой Равана, почему он не мог этого сделать? Потому что будучи молодым парнем, Равана совершил насилие над молодой девушкой, отцом которой был мудрец. Тогда этот мудрец, святой сказал, что если еще раз ты докоснешься до женщины без ее желания, то твоя голова разлетится на десять тысяч кусков.

Тогда он уже не знал, что придумать, чтобы она согласилась, и он стал принимать разные обличья и умолять ее, давать советы. «Ну, может тебе все-таки быть в отношениях с Раваной?» Однажды он пришел в роли повара и говорит: «О, юная девушка, мой тебе совет: будь с Раваной, не то он тебя приготовит на обед!». У Раваны были мистические способности, он менял свои формы для того, чтобы убедить ее быть с ним.

Тогда Хануман подумал, что я служу Раме и у меня есть от него кольцо. Но если я обращусь напрямую сейчас к Сите, она подумает, что я – это Равана и не примет меня. Сита подумает: «О, еще одна обезьяна пришла, наверное, это Равана переодетый». Но помните, у него было благословение, иметь очень четкий разум. Было бы очень прекрасно, если бы ваш духовный учитель благословил вас на четкость вашего разума. «Ты никогда не попадешь под влияние материальной энергии!» «О, спасибо большое!». Будьте хорошим слугой, возможно, у вас тоже будет такое благословение. Все возможно в сознании Кришны.

Тогда Хануман сказал: «Ага, есть идея!». Он стал воспевать славу Рамы. УХанумана удивительный голос. Хануман знает Раму как самого себя, у него такой чудесный голос, и сотни стихов стали нисходить с его уст, прославляющих Ситу и Раму. Тогда Сита подумала: «Это не может быть враг, потому что никто не может петь о своем враге так долго. Даже в наши дни в основном все песни про любовь. Таким образом Хануман постепенно выходит, Сита сначала пугается, но он так замечательно поет, что она вдохновляется, проникается. На самом деле, Сита вдохновляется именно бхаджаном Ханумана, так же, как мы, воспевая Святое Имя. Затем он проявляет, показывает правильный этикет обращения слуги к господину.

 У него в руках было кольцо Рамы. Он положил его на руку себе и протянул его Сите, и она взяла это кольцо, потому что идея этого заключается в том, что она является Богиней процветания, она старшая по отношению к нему. По вайшнавскому этикету, когда вы протягиваете что-то вышестоящему лицу, то вы держите это в ладони, дожидаясь, когда старший сам это возьмет, а не отдаете ему в руки. Эти маленькие детали правильного этикета, что старший берет у вас с руки, а не вы отдаете ему, это есть тонкие нюансы, которые вам нужно знать на вашем пути служения. Но еще одна история про Ханумана, который хотел быть слугой правильным.

Хануман сразу же вернулся назад, в Индию, там, где Рама рыдал в разлуке с Ситой. Рам закричал, услышав, что Хануман приближается: «Приведите его, быстро!».  Это не было что Хануман такой, с бравадой: «Да, я нашел Ситу!», такой гордый. Нет, он предстал перед Рамой в очень смиренном состоянии. Он был очень смиренен перед своим господином. Рама сказал: «Ты нашел Ситу?». На самом деле, это очень интересная лила, которую анализируют наши ачарьи. Мы уже знаем, что Хануман был очень искусным оратором. Он мог сочинять стихи из воздуха. У него был первоклассный санскрит, все было идеально. Но как он ответил Раму? Он сказал: «Нашел Ситу я». Что? «Нашел Ситу я». Немного странно звучит, да? Но факт заключается в том, что он очень правильно выбирал построение этого предложения. Потому что ачарьи упоминают, что, если бы он начал предложение: «Я нашел Ситу», то первое слово было бы «я». Из него сложно понять, нашли Ситу или не нашли, с первого слова. Может быть, он бы хотел сказать: «Я не нашел Ситу».На тот момент, пока он был услышал продолжение этой фразы, Рама уже впал бы горевание и ему было бы плохо.

 А если бы он сказал: «Ситу я нашел», то первое слово было бы «Сита». Тогда он бы тоже не знал бы (ачарьи говорят), Ситу он нашел или нет. Он бы тоже упал в обморок от непонимания. Так что он сказал: «Нашел Ситу я». Это лишь один пример того, как быть хорошим слугой своего господина, для того, чтобы удовлетворить нашего основного Господина. Потому что он был таким замечательным слугой, он был самым дорогим для Рамачандры. После того, как Ситу спасли, все демоны убиты, они вернулись на Айодхью, и тогда Господь Рама позвал всех обезьян и медведей вперед, тех, кто победили в этой битве. Он наградил каждого из этих обезьян и медведей различными вкусными дарами.

После этого он позвал Ханумана вперед. Он сказал следующие слова Хануману. Это именно те слова, которые бы мы хотели услышать от нашего Верховного Господа, сказанными в наш адрес благодаря нашему служению ему. Просто закройте глаза и представьте, что Господь говорит сейчас о вас, когда вы находитесь среди преданных. Таким образом, Рам сказал Хануману: «Пусть моя великая любовь к тебе продолжается навеки! Пусть моя любовь к тебе никогда не уйдет ни к кому. Пусть жизнь будет в моем теле до тех пор, пока прославляешься Ты и твои деяния.И до тех пор, пока это прославляется на протяжении всей Земли. Это единственная награда, которую мы хотели бы получить за бесконечные жизни преданного служения. Можете открыть глаза, а то вы заснете. На самом деле, мы не хотим ничего, лишь бы однажды наш Господь, которому мы так много жизней служили, сказал очень добрые слова нам.

 Но там были еще другие обезьяны и медведи, они так почувствовали: «О, так плохо, про нас Господь ничего не сказал». Тогда Рама сказал: «Подходите, подходите все ко мне!». Он всех собрал и сказал ту шлоку, которая, на самом деле, является центральной из «Рамаяны» и дорогой для всех Рама-бхакт и Кришна-бхакт. Рама говорит всем вам. Однажды Шрила Прабхупада сказал: «Также, как Рама покорил Ланку с помощью медведей и обезьян, также и я покоряю весь мир с помощью моих учеников». То, что духовный учитель говорит одному из своих учеников, достаточно прекрасно для всех его учеников. То, что Господь говорит кому-то из преданных, достаточно хорошо для всех. И сейчас Господь говорит с вами. Это мой обет. Если кто-то лишь единожды серьезно предастся мне, говоря мне: «Мой дорогой Господь, с этого дня я твой», и молится мне о смелости, я немедленно предоставлю ему это чувство храбрости. Он всегда будет в безопасности с тех пор и навеки.

В тот момент они были все покорены. Была такая тишина, что можно было слышать, как иголка упадет, настолько они внимательно медитировали на ту милость, которая исходит из Рамы. Потому что Рама принял такой обет в наших интересах. После этого Рама обернулся и стал уходить. Он повернулся и сказал всем обезьянам и медведям и своим солдатам: «Даже если Равана попросит меня о прибежище, я дам ему тоже благословение. Джай Шри Рам! Нет никаких барьеров ни у кого из вас для того, чтобы найти духовного учителя и обучаться процессу служения Кришне. У нас есть образец этого чистого преданного, который беспричинно служит Кришне – это Шрила Прабхупада. Просто служа ему мы служим Кришне. Даже если вы не делаете йогических асан, и не изучили 4 Веды, ничего, все просто. Просто служите Шриле Прабхупаде – и все будет нормально.

На самом деле, Шрила Прабхупада предоставляет нам такое огромное количество служения, чтобы получить его благословение и благословение Кришны. Но если то служение, которое Шрила Прабхупада считает самым лучшим и то, которое он хочет, чтобы мы исполняли с полной уверенностью и возможностью, чтобы этот процесс нашего служения стал еще проще. Есть ли то служение, которому мы должны подчинить всю свою жизнь, благодаря которому мы станем безусловными слугами? Да! Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

Те, кто является (?) «Шримад Бхагаватам», они помнят, что одним из самых главных наставлений Шрилы Прабхупады является воспевание шестнадцати кругов ежедневно. Это так просто. Воспевайте Харе Кришна. На самом деле, да, все так просто, мы либо повторяем Святое Имя, либо служим Святому Имени, ходя, распространяя его славу, или воспитывая семьи, проводя хоть какую-то деятельность во благо Святого Имени.

Вам нет необходимости перепрыгивать океан и отправляться на Ланку, чтобы стать дорогим слугой своего господина. Просто старайтесь воспевать Харе Кришна без оскорблений, воспевайте очень внимательно. Не важно, что это – джапа, киртан или санкиртана на улице, все эти Святые Имена полны милости и возможности сделать из нас чистых преданных. Шрила Прабхупада из всего служения выбрал именно это, потому что он понимал важность этого служения – воспевания Святых Имен, потому что это юга-дхарма. Мы заключим эту долгую лекцию стихом из «Харинама-чинтамани», который произнес Бхактивинод Тхакур, чтобы оценить смысл воспевания Святого Имени. Пожалуйста, удовлетворите своего духовного учителя, своих старших в храме, Шри Шри Гаура Нитай, просто настойчиво правильно воспевая Святое Имя.

 Потому что Бхактивинод Тхакур пишет: «Нет большего из обетов, чем воспевание Святого Имени. Нет большего знания. Нет никакой медитации, которая бы сравнилась с этим. Воспевание Святого Имени дает самые высшие результаты. Ничего не может сравниться с этим. Ничто не обладает такой мощью и потенцией, как Святое Имя. Воспевание Святого Имени – это великолепное действие праведное. Это верховное прибежище. Даже слова Вед, они не находят достаточно слов, чтобы описать великолепие Святого Имени. Воспевание является самым высшим путем для освобождения. Это приносит нам мир и вечную жизнь. Это высшая степень преданности. Это действие, которое приносит огромную радость нашему сердцу. Лучший способ памятования о Господе. Воспевание Святого Имени благоприятно для всех живых существ. Святое Имя является господином всех, ему можно поклоняться, а также оно ведет нас и наставляет. Все те, кто продолжает воспевать Святые Имена, даже если это происходит во сне, могут понять, что имя является непосредственным воплощением Кришны, которое убирает все неблагоприятные влияния века Кали. Как Шачинандана Свами скажет: «Мои дорогие преданные!» Спасибо большое. Харе Кришна.