Лучший киртан в моей практике

Главная > Практика > Джапа и киртан
  

Невозможно даже выразить до конца, насколько мы счастливы снова быть в вашем общении и я, и Чатуратма прабху, и Бада Харидас прабху, вернувшись в Санкт-Петербург. В нашем сердце осталось очень много приятных воспоминаний о предыдущих приездах сюда. Я вспоминал, когда я приехал сюда, как это тот самый город, где я провел самые первые инициации в России начале девяностых. Вся питерская Ятра начиналась с маленького деревенского домика, который был выкрашен в сине-белую краску, и мы проводили инициацию в саду, и моя первая инициированная ученица в России была отсюда, из Санкт-Петербурга Гандхарвика Гиридхари деви даси, которая сейчас живет на северо-западном побережье Америки. Она была близкой подругой Враджа лилы деви даси, которые многие из вас знают, которая благодаря своей серьезной практике сознания Кришны вернулась домой, назад к богу.

 Я помню многие Харинамы, которые мы проводили здесь в Питере вместе с вами в жаркие летние дни, также, как и в холодные зимние. И у нас было множество общественных программ, на которых я знакомил жителей этого великого города с философией сознания Кришны. И много раз я ходил по улицам города с фотоаппаратом, которым сейчас пользуется Махаван дас, и снимал разные знаменитые здания этого города и потом посылал их, эти фотографии, своим друзьям, своим духовным братьям и сестрам.Таким образом, Санкт-Петербург занимает очень значительное место в наших сердцах.

Конечно, для материалистов этот город также очень дорог их сердцу, но в другом смысле. Но, по милости Шрилы Прабхупады, когда бы я ни вспоминал про Санкт-Петербург, для меня он отождествляется с песнями, танцами, пирами и Кришна-катхой. И это память, которая врезалась очень глубоко в сердце. На санскрите это называется самскара - это деятельность, которая оставляет очень глубокое впечатление в сердце. Как, например, если вы на мягкой глине, из которой делается сосуд или чаша, сделаете какой-то узор или какой–то отпечаток, и затем обожжете его в печи, этот узор или отпечаток останется надолго, настолько, насколько будет существовать этот сосуд. И точно тоже самое происходит в наших умах или сердцах, потому что ум и сердце связаны друг с другом.

Шрила Прабхупада объясняет этот феномен, он говорит, что живое существо перенимает качество того, с чем или с кем соприкасается в этом мире. Мы как живые существа, бесконечно малые, находимся на пограничном уровне двух энергий – материальной и духовной, и мы попадаем под влияние той или иной энергии постоянно. И, находясь в материальном мире, мы попадаем под влияние трех гун природы, которые конечно могут по-разному сочетаться, но так или иначе в основном мы находимся под влиянием благости, страсти или невежества. И, занимаясь видами деятельности и общаясь с разными личностями, мы попадаем под влияние той или иной гуны природы. Поэтому нам надо быть очень осторожными.

Преданные Господа - очень редкие личности, в основном те, кто живут в этом мире, находятся под влиянием тамаса, раджаса или мирской саттвы. И впечатления, которые подобные виды деятельности оставляют в сердце, также очень глубоки. Недавно мы с Бада Хари дасом прабху и Чатуратмой прабху скорбели, потому что мы не присоединились к движению сознания Кришны с самого начала, то есть свою юность мы провели в кармическом окружении в школе и других условиях, мы были подвержены влиянию так называемой мирской культуры, песенкам, и всему остальному, и поэтому иногда все эти песенки всплывают в уме даже против нашей воли и мы говорим что всё это не то, конечно, Харе Кришна.

 И, так или иначе, по крайней мере это мой опыт, что прошлое всплывает в сердце иногда в форме песен. Конечно я помню и какие-то другие события, но когда я вспоминаю какие-то песни, они создают определенные эмоции, которые необходимо контролировать, сдерживать, потому что, как говорится в ведах, через звук мы обуславливаемся, но, слава Богу, слава Махапрабху, что через звук мы также можем освободиться из этого мира. Поэтому очень важно медитировать на духовные, а не мирские звуки.

Каким же образом настолько простое кажется явление, как звук, может действовать двумя диаметрально противоположными образами, освобождать нас и обуславливать нас? Можно использовать пример магнита. Вы можете взять два куска намагниченного металла. И, например, если вы разнополярные стороны повернете друг к другу - они притянутся, если это большие куски магнита - их невозможно даже разорвать. Но, если вы повернете магниты одинаковыми полюсами друг к другу, то вы не сможете их даже соединить, если это большие магниты - они даже не соприкоснутся друг с другом, и они будут отталкиваться друг от друга, точно также мы можем понять, что существуют энергии, которые обуславливают нас, притягивают нас, а есть те энергии, которые выталкивают нас, то есть это то, как действует освобождение.

И, вот, на основе этого стиха ведического, что звук может нас или же обусловить или же освободить, мы понимаем, что звук играет очень серьезную роль в нашей жизни. Поэтому мы должны быть осторожными в отношении того, что входит в наши уши, потому что это попадает в ум и в сердце. И мы попадаем под влияние качеств того звука, который связан с определенной энергией. Поэтому говорится, что необходимо общаться с преданными. Почему? Потому что преданные всегда украшают свои уста воспеванием славы Господа и Его Святыми Именами.

Шрила Прабхупада говорит в одном из комментариев, что когда отречённые люди собираются вместе, они очень любят обсуждать сознание Кришны во всех аспектах его проявления и это относится ко всем преданным. И, поскольку мы являемся пограничной энергией татастха-шакти, мы должны быть очень осторожны, чтобы попадать под влияние духовной энергии, но избегать влияния материальной. Мы подобны хамелеонам, которые живут в Южной Америке где-то.

Я помню, когда я был маленьким, была такая почтовая служба особая у нас в Америке, по которой можно было заказать каких-то живых существ, чтобы они нам прислали их по почте. Можно было бабочек заказать, каких-то жучков. Я заказывал хамелеонов, мне их присылали из Южной Америки. И, когда я получал хамелеона по почте, я с ним развлекался, меня очень радовало видеть, как он меняет цвета: посадил его куда-нибудь на коричневую поверхность мебели – он стал коричневым, посадил его на что-то зеленое – он стал зеленым, на желтое – стал желтым. И меня мама звала на обед, я говорил «Нет, нет, я занят», потому что я был очень увлечен этим хамелеоном, эксперименты с ним проводил. Наверное, этому хамелеону было очень нелегко столько раз менять цвета без конца. Но меня это радовало.

 Таким же образом, если мы по-настоящему хотим избавиться от влияния того прошло, которое над нами тяготеет, всех этих песен и всех этих впечатлений, которых мы набрались, нам необходимо отдаться общению с чистой средой. Верховный чистый - это Кришна. Даже если он соприкасается с материальной энергией, он никогда не обуславливается, он остается трансцендентным. И одна из форм, в которой Господь проявляется для нас, для нашего очищения, это воспевание Святого Имени. И мы, как преданные, чувствуем, как святое имя очищает нас. Чем больше мы воспеваем, тем больше мы понимаем, что мы избавляемся от последствий прошлых грехов. И даже наши желания меняются, то есть вместо привязанности к каким-то мирским объектам, мы развиваем все больше и больше привязанностей к Хари Гуру и вайшнавам, хотя внешне мы можем выглядеть точно так же, как и раньше.

 И, поскольку мы развиваем веру в Хари Гуру и вайшнавов, мы чувствуем вкус воспевания святого имени и радость. В «Бхагавад Гите» Арджуна говорит о могуществе святого имени. Он говорит Кришне: «О, господин чувств, весь мир радуется, слушая твои имена, и все развивают привязанность к тебе, и, хотя совершенные существа предлагают тебе свое почтение, демоны переполняются страхом и разбегаются в разные стороны. И так это и должно быть». И поэтому, преданные, когда они воспевают Святые Имена, они чувствуют радость, потому что благодаря этому процессу мы, на самом деле, избавляемся от материальной обусловленности, от рождения, старости, болезней и смертей. Разве это не может быть поводом для радости?

 И это чувство можно сравнить с освобождением из тюрьмы, хотя многие из нас такого опыта не имели. Но можете себе представить, что, если вы попали в тюрьму, и потом вас освобождают, вот этот момент – его можно, наверное, сравнить только с духовным экстазом. У меня был опыт пребывания в тюрьме, потому что в начале семидесятых годов я, всю история не буду рассказывать, но я совершил ужасное преступление. А самое страшное, которое можно себе представить, по крайней мере с точки зрения правительства того времени в Испании, я вместе с другими преданными воспевал Харе Кришна прямо на улицах. И за это нас, девятерых преданных, арестовали и посадили в тюрьму.

 И, когда нас арестовала полиция, они на нас так смотрели и говорили: «Вы понимаете, вообще, какое преступление вы совершили и как вас за это накажут? Вы что не знаете, что индийские песенки на улице петь нельзя, тем более духовного содержания? Поскольку Богом является Иисус, поэтому сейчас вас за это сурово накажут». И, действительно, когда нас привели в суд, судья даже не утруждал себя тем, чтобы нас выслушать, он сказал: «Ну, все, в тюрьму их на неопределённый срок, паспорта сжечь». Так и сделали. И нас посадили в камеру, всех девятерых преданных, которая была предназначена для двоих, в двухместную камеру. Нас было не только двое, нас было 4 крысы, 64 таракана и где-то один миллиард блох. Все мы жили вместе, у нас отняли всю одежду, кроме гамч. Мы попытались как-то приспособиться, проводя утреннюю программу, мы пели и танцевали в экстазе в тюрьме каждый день.

 И, конечно, это было то самое преступление, за которое нас в тюрьму посадили. И, поэтому, охранники приходили с кипятком и говорили, что «Если вы не остановитесь – мы вас кипятком будем поливать». И, конечно, мы вынуждены были остановиться. У нас, конечно, было строгое расписание. Каждое утро мы вставали в 4 часа, проводили Мангала арати именно таким образом, как было показано. И, на самом деле, это были самые экстатичные киртаны за всю мою жизнь. Потому что всё зависит от принятия прибежища у Святого Имени в сердце. Я каждое утро проводил класс по Бхагаватам. И преданные научились читать по губам. Я даже не преувеличиваю, так и было.

Затем мы готовил себе завтрак. Потому что все, что нам давали в тюрьме – был хлеб с какими-то насекомыми. Каждое утро мы готовили 108 блюд. В уме, конечно. Как, например, преданные проводят манаса пуджу, в уме поклоняются Господу. Мы в уме готовили на кухне. И преимущество манаса кухни заключается в том, что можно приготовить любое количество блюд за рекордно-короткое время, всё это съесть и с легкостью переварить. Потом мы все выходили на санкиртану. Мы расходились по углам камеры и в уме занимались санкиртаной. Мы распространили кучу книг. Один преданный говорил, что он 5000 книг в день распространил. Мы по всему городу книги распространяли, потом мы собирались снова в этой же камере и проводили Мангала арати, Гаура арати. И вот, если вы видели, как танцует Чатуратма прабху безудержно, также танцевали, но бесшумно. Нам позволяли одно физическое омовение в неделю делать. Это было, конечно, немножко сложно, потому что в уме представить себе, что ваш духовный брат плохо не пахнет было сложно. Но мы терпели.

 И, потому что мы уже приготовились много лет провести в этой тюрьме. Но мы были очень счастливы, потому что у нас было общение с преданными, и мы могли громко воспевать Святые Имена. Так громко, как только можно петь в камере. Но там был один испанский парень, который на нас смотрел, когда нас арестовывали, и они подумали, что он с нами, и его тоже арестовали. И когда нас вели в эту кутузку, он сказал: «Меня-то за что арестовывать, я вообще атеист». Но через 14 или 18 дней в тюрьме, он уже был полным преданным. Он даже спрашивал, как он может получить инициацию. И, это просто пример того, как действует общение, хотя он совершенно никак не собирался преданным становиться. Но под давлением обстоятельств, у него просто не было другого выхода. Общаться с девятью энтузиастичными брахмачарьями в тюремной камере, двуместной тюремной камере. И он стал преданным.

 И его отец был высокопоставленным судье в Барселоне. И он очень обеспокоился, когда его сын не вернулся домой, и через самые разные каналы, законные и другие каналы, он начал выяснять где его сын. И, когда он узнал, что его сын в тюрьме сидит, он очень разозлился. И, когда он, наконец, выяснил в какой тюрьме сидит его сын, он сказал, что «Через несколько дней ты будешь освобожден», а его сын сказал, что «Я не выйду из тюрьмы без моих друзей». И когда он спросил: «Как зовут твоих друзей?», он сказал: «Индрадьмна, Пракашананда, Кришнадас Кавирадж, Бимал и так далее». И нас были вынуждены выпустить из тюрьмы. Но, поскольку их это заставили сделать, они этого не хотели делать. Чтобы как-то на нас отыграться, они вывезли нас за город, где-то километров за девять в одних гамчах, это был холодный день, такой пасмурный моросящий день. Нас там выгрузили, и мы девять километров вынуждены были идти в город и там как-то собирать деньги для того, чтобы купить билет и выехать в Париж. И, хотя с нами так обращались, даже после того, как нас освободили, я никогда не забуду это мгновение, когда пришел охранник со своей большой связкой ключей, замок щелкнул, открыл дверь и сказал: «Всё, свободны».

 Мы в сравнении мы можем понять, что если даже освобождение из обычной тюрьмы материального мира нас так сильно обрадовало, что все преданные в экстазе танцевали, когда они вышли из тюремной камеры и протанцевали всю дорогу до полицейской машины, в которой нас вывезли. Насколько же больше радости приносит процесс, который освобождает нас не просто от какого-то вида материальной обусловлености, а полностью от всех страданий материального мира – от рождения, старости, болезней и смерти, насколько же больше должна быть наша радость.

В шастрах тот мир описывается как Дурга дхама. Этот мир называется Дурга дхама, обычно мы привыкли к тому, что слово Дхама используется в смысле святого места, но, как например Вриндавана Дхама но, на самом деле, слово Дхама в принципе переводится как место. То есть совсем не обязательно святое. Санкт-Петербург тоже можно назвать дхамой. И поэтому материальный мир называется Дурга дхамой, тюрьмой материального существования. И, что касается тюрьмы материального мира, в которой мы находимся, Шрила Прабхупада приводит очень уместное сравнение, он говорит точно также, как в камере, в тюрьме. Четыре стены также как и в тюрьме материального мира нас окружают четыре стены: рождение, старость, болезни и смерть. И охранницей этой тюрьмы является матаджи Дурга. Она ездит на тигре и пользуется разными видами оружия, одним из главных является трезубец.

 И еще Шрила Прабхупада говорит, что у неё очень неблагодарная работа, она вынуждена делать так, чтобы живые существа всё время находились в материальном мире, потому что они хотят находиться отдельно от Кришны. И она делает всё так, чтобы их желания выполнялись, но они при этом очень сильно страдали. Подробности этого нужно рассказывать, конечно, в отдельной лекции, но вот это принцип. И это не то что какая-то мифическая личность, как материалисты могут сказать, а какая-то женщина на тигре ездит, в космосе на тигре летает, да, и с какой-то большой вилкой за всеми гоняется. Расслабьтесь, как вы можете в такое верить? Но, на самом деле, это не просто мифы, это факты. Она ездит на тигре смерти. Потому что в этом мире всё возникает, растет, производит побочные продукты, увядает, разрушается и умирает.

 И она, чтобы никто не расслаблялся в этом мире, всех достает тройственными страданиями, своим трезубцем. Он представляет три вида страданий материального мира: адхятмика, адхидайвика, адхибаутика. Страдания, причиняемые другими живыми существами, кем бы они не являлись, даже блохами, страдания, причиняемые природными явлениями, жарой, холодом, дождем, землетрясение, наводнение, и страдания, причиняемые полубогами. Точнее, страдания, причиняемые собственным телом и умом. И иногда у нас тоже может быть такая ситуация, что нам надо заниматься служением, что не очень нам нравится. И представьте себе, что она занимается тем служением, которое не очень вдохновляет постоянно.

 Однажды она даже пришла жаловаться Господу. Но «Навадвипа дхама махатмье» Бхактивинод Тхакур описывает, как Дурга однажды пожаловалась Господу. Она сказал, что «Я занимаюсь только служением, я постоянно принимаю все живые существа, которые приходят сюда, в материальный мир, с ними занимаюсь. В конечном итоге все они возвращаются в духовный мир, но я остаюсь здесь. Как же так?». И Господь улыбнулся. Он сказал: «Можешь не переживать, потому что ты являешься экспансией Пурнамаси или Йогамайи в играх. В моих играх в духовном мире. Поэтому одновременно находишься здесь и одновременно находишься в духовном мире. Потому что только такая личность может организовывать всё, что связано с моими играми». Поэтому не надо недооценивать её могущество.

Самый первый стих «Шримад Бхагаватам», первая песнь, первая глава, первый стих говорит, что даже великие полубоги попадают под влияние её иллюзий. В своё время у меня был духовный брат, которого звали Кулашекхар, и он как-то служил Шриле Прабхупаде лично. И однажды он мне сказал, что Шрила Прабхупада меня отругал очень необычно. Он увидел, что я попадаю под влияние майи, и он сказал: «Кулашекхар, твоя проблема заключается в том, что ты майи не боишься». В китайских боевых искусствах говорится, что врага надо знать так же, как и себя. Дурга, материальная энергия настолько могущественна, и даже если мы не чувствуем её влияния, мы можем для начала просто поверить в это теоретически, потому что это описано в шастрах. Но, если мы начинаем заниматься практикой преданного служения, поскольку она также преданная, одно из её имен Вайшнави, она начинает помогать преданному в его духовном развитии. Действовать таким образом, что преданный начинает постепенно видеть иллюзорность энергии, которая его окружает.

 И Майя, видя, как преданный старается прогрессировать в преданности служения, вместо того, чтобы погружать его под влияние иллюзий, исполняя его материальные желания, начинает действовать так, чтобы помочь преданному вернуться в духовный мир.

Она постепенно всё меньше беспокоит преданного, оставляет преданного в покое, влиянием иллюзий помогает ему вернуться в духовный мир. Шрила Прабхупада приводит пример, он говорит, что точно также, как и древко для топора делается из дерева, и топор срубает дерево. Точно также, та же самая материальная энергия, которая обуславливает живое существо, помогает ему получить освобождение, если это живое существо встает на путь преданного служения.

Например, гопи обращаются с молитвой к Дурге в одной из её форм Катхаяни во Вриндаване, для того, чтобы обрести Кришну. И, таким образом, мы можем избавляться от влияния материальной энергии. Чем больше мы занимаемся преданным служением, тем больше материальная энергия помогает нам продвигаться. Даже полубоги помогают преданным в их желании распространять святые имена, поскольку в шастрах описывается, что, когда проводится большая ягья, полубоги со всех концов вселенной собираются на неё и самая главная ягья этого века - это воспевание Святого Имени. И воспевание святого имени в общении с преданными – это самое безопасное место во всем материальном мире. Громкое воспевание Святого Имени многими преданными создает очень благоприятную духовную атмосферу, и поэтому материальная энергия едва ли может повлиять на такую группу преданных.

 И благодаря следованию этому благоприятному процессу мы можем с легкостью освободиться от цикла повторяющихся рождений и смертей. Самсара – это очень суровое слово. Представьте себе, что всю жизнь к чему-то стремиться, а потом взять и начать всё сначала. Иногда преданные друг друга просят «Спой-ка самсару сегодня утром». «Самсару не споешь?» «На самом деле я не собираюсь петь молитвы, прославляющие повторяющиеся рождения и смерти, лучше я спою молитвы Гурваштака, прославляющие духовного учителя, который освобождает нас от повторяющихся рождений и смертей.

 Поэтому преданный очень радостен, поскольку он понимает, что он следует процессу, который освобождает его от всех страданий, но в тоже самое время он трезво очень ко всему походит, как Шрила Прабхупада говорил Кулашекхуре, что «твоя проблема, что ты не боишься Майи», мы должны быть очень осторожны, избегать влияния материальной энергии. И самое главное для нас – пользоваться любой возможностью для воспевания. Как Шрила Бхактивинод Тхакур говорит, что в одной из своих песен «Когда я слышу звуки мриданги и звон каратал, радость моего сердца не знает границ». Особенно, пользуясь такими возможностями, как сегодня, когда мы можем собираться все вместе и проводить Маха-махоттсава, великий фестиваль воспевания великого имени, мы должны пользоваться им.

Конечно же, особое благо мы получаем, воспевая с такими преданными как Бада Хари прабху, это величайший преданный ИСККОН всех времени и народов. И у нас также присутствует величайший танцор ИСККОН всех времен и народов это Чатуратма прабху, и в Екатеринбурге я увидел как он танцевал-танцевал и потом полетел над головами преданных. И я подумал: «Джай, Чатуратма получил освобождение! Взлетел, потом я понял, что его оказывается, преданные на руках носят во время киртана». Майя отпустила, всё, до свидания. Непереводимая игра слов.

И самое главное у нас есть Гаура Бхакта Вринда, и рад видеть сколько много улыбающихся преданных лиц.
И у нас очень много вдохновляющих программ, киртанов, лекций, прасада, Вьяса-пуджей, лекций.
Спасибо большое, Харе Кришна.