«Трансцендентные завоеватели». Бхакти-врикша

Главная > Практика > Строим храм
   место: Москва

Для меня это большая честь – быть приглашенным на ваш фестиваль, на котором вы празднуете достижения бхакти-врикши в Москве – открытие 100 групп.
Я благодарю организаторов за то, что они дали мне возможность обратиться к преданным.
Когда я впервые приехал в вашу страну, я приехал сюда, в Москву, это было в 1989 году. В этом году многие из вас даже еще не родились.
Можно сказать, что я участвовал в первых программах бхакти-врикши, если так можно выразиться.
Мне назначили встречу на Красной площади и затем один преданный – Ананда Чайтанья прабху встретил меня и сказал, что мы сейчас пойдем на программу в одну квартиру. И там вас будет ждать вся московская община.

И вы можете себе представить мои ожидания, потому что я приехал в то время с Западной Европы и в конце 80-х годов там были тысячи преданных. И в то время в Лондоне, в Брюсселе, в некоторых других городах мы проводили большие вайшнавские фестивали, на которые приходило 2-3 тысячи преданных, поэтому я думал, что здесь меня тоже ждет что-то подобное, тоже 2-3 тысячи. То есть, я думал, что вся московская община соберется.
Но вместо этого, меня привели к какому-то многоквартирному темному дому, повели по какой-то темной лестнице, открыли дверь в малюсенькую квартирку размером чуть ли не два на два и там меня ждали 18 московских преданных. И там мне сказали: «Добро пожаловать в московскую ятру!»

И теперь конечно очень радует то, спустя 25 лет московская община представлена таким впечатляющим образом. И конечно же, заслуга по большей части принадлежит Его Милости Ангира Муни прабху, который столько усилий на протяжении стольких лет прилагал в развитии бхакти-врикши не только в Москве и не только в России, сейчас его приглашают в самые разные страны – и во Францию и в Польшу и другие страны. И там он очень успешно вдохновляет преданных развивать эту и другие программы.
И я думаю, что стоило бы за всю его преданность и любовь к Гуру и Гауранге, которую он вложил поздравить и поаплодировать ему стоя.
(овации)
Ангира Муни прабху ки!
Джай!

Исторически эта программа была начата самим Бхактивинода Тхакуром в Древней Индии, в Западной Бенгалии, там все началось.
В то время Бхактивинода Тхакур назвал ее «нама-хатта».
Конечно, изначальная намахата исходит из самого Господа.
В одной из своих песен Бхактивинода Тхакур раскрывает нам эту тайну.

Господь Нитьянанада очень милостиво открыл рынок Святого Имени в Надии ради блага всех странствующих душ. И на этом рынке единственный товар, который покупают и продают – это Святые Имена, Харе-Кришна маха-мантра.

Мы называем Бхактивинода Тхакура первопроходцем нашего времени в воспевании Святого Имени и проповеди в Западном мире.

Он очень близко к сердцу воспринял это наставление или предсказание, которое сделал Господь Чайтанья Махапрабху, что в один прекрасный день воспевание Святого Имени разойдется по всем городам и деревням мира.

К тому времени Сознание Кришны потеряло свою репутацию очень сильно из-за неправильной практики так называемых вайшнавов. И самое первое, что он пытался сделать, это возродить практику Сознания Кришны именно в таком виде, в каком ее хотел видеть Господь Чайтанья.
И даже на этих вот начальных стадиях утверждения Сознания Кришны он уже думал о том, каким образом распространять его по всему миру. И поэтому ему принадлежит заслуга в том, что он разработал новые привлекательные методы презентации Сознания Кришны для современных людей. И он изначально замыслил эту идею бхакти-врикши, которую в свое время он называл нама-хатами.
Маленькие группы преданных будут собираться, воспевать, общаться друг с другом и они вдохновляясь будут сами организовывать группы и таким образом эти группы будут расширяться и распространяться повсюду.

И на материальном уровне мы можем видеть такой же принцип был применен Александром Македонским, девизом которого было «разделяй и властвуй», когда он захватывал какую-то страну, он оставлял своих представителей, которые утверждали его царство и от его имени руководили ими и он шел дальше, завоевывать следующую территорию.

И за свою жизнь Бхактивинода Тхакур открыл 500 центров нама-хатт.
И в ИСККОН Шрила Джаяпатака Махарадж изучал наставления Бхактивинода Тхакура. И он пошел к Шриле Прабхупаде и спросил его мнения. Шрила Прабхупада был очень доволен. Он сказал, что да, это очень здорово! Сделай это!

Поэтому все мы находимся здесь благодаря милости и видению Бхактивинода Тхакура. Давайте ему тоже поаплодируем!
(овации).
Его вклад в развитие Сознания Кришны был на столько велик, что некоторые преданные назвали его «седьмым Госвами».
Некоторые влиятельные вайшнавы считают его воплощением Шрилы Васудевы Госвами. И они говорят, что он достоин этого титула потому что, во-первых, он утверждал Гауранаму – воспевание святого Имени Господа Чайтаньи. А во-вторых, потому что он раскрыл славу Святых мест, связанных с Господом Чайтаньей – город Кама. И в третьих – потому что он сделал столько всего, чтобы воплотить в жизнь желание Господа Чайтаньи, это гаура-кама. И в четвертых – потому что он раскрыл миру игры Господа Чайтаньи – Гаура-лилу.
Это хорошие имена для некоторых преданных, которые будут получать инициацию. Например, такое имя как Шри Гоура Намадас или Шри Гоура Дхамадас, или Шри Гоура Камадаси . Если бы я был девушкой, я очень бы хотел иметь такое имя: Шри Гоура Лиладаси)))) Но я уже инициирован и к тому же, я мужчина, Индрадьюмна Свами.

И смысл бхакти-врикши, как вам известно, это дать общение и подготовку людям в Сознании Кришны. И в результате эти новые люди начнут вдохновлять своим общением окружающих, даже несмотря на то, что они не долго практикуют.

Люди присоединяются в бхакти-врикше и спустя короткое время - шесть месяцев или год они уже становятся лидерами. И они уже обучают других и вдохновляют их проповедовать и таким образом Сознание Кришны очень быстро распространяется.

Я, например, помню как я присоединился к Сознанию Кришны. Я переехал в храм в понедельник, в четверг меня уже попросили провести лекцию по Бхагаватам.
У меня не было шансов пройти обучение не только в бхакти-врикше, но я даже не прошел никакую бхакта-програм, трехмесячную. Спустя три дня, 72 часа мне сказали: бхакта Брайан, в четверг ты будешь давать лекцию по Бхагаватам! Первый стих Бхагаватам. У нас на это три часа.

Я сказал: окей.
И в конце лекции ко мне подошел президент храма и сказал:
- ну что, у тебя совсем неплохо получается лекции давать. Вот сегодня у нас еще одна программа проповедническая. В Детройте, в Мичиганском университете надо будет обратиться к профессорам, там человек 25 их соберется и рассказать им в общем о Сознании Кришны. Ты это сделаешь.
Я сказал:
- хорошо.
И после второй лекции президент храма подошел ко мне и сказал:
- ну что, будешь лидером санкиртаны.
И меня только что обрили и поскольку солнце было яркое – у меня лицо загорело, а голова была еще белая. Свеже-побритый…и вот в таком виде меня уже сделали лидером санкиртаны. Семьдесят два часа прошло и меня уже сделали лидером! Так быстро Сознание Кришны в свое время распространялось.

И я получил письмо от Прабхупады, он написал:
«Дорогой бхакта Брайан! Пожалуйста, прими мои благословения. Мне сообщили, что ты очень хорошо развиваешься в Сознании Кришны. И пожалуйста, продолжай следовать 4-м регулирующим принципам, повторяй 16 кругов, следуй по стопам возвышенных преданных и придет время, когда я дам тебе посвящение».
Он сказал, что «я очень тронут твоим чувством разлуки со мной. Я тоже чувствую разлуку со своим гуру-махараджем. Но я чувствую, что он всегда наблюдает за мной и защищает меня. Твой вечный благожелатель Ачарья Бхактиведанта Свами».

В этом письме содержалось множество ценных
наставлений. Но одно из них, над которым я постоянно размышляю – это следование по стопам возвышенных преданных.
И в этом смысл бхакти-врикши. В том, что вы следуете по стопам продвинутых преданных и сами благодаря этому становитесь продвинутыми преданными. И по этому Шрила Прабхупада говорил, что «Сознание Кришны
                будет распространяться как лесной пожар, очень быстро».

И вот этот трансцендентный принцип «разделяй и властвуй» очень хорошо описан в «Сканда-пуране». Там говориться, что постоянное воспевание Святого Имени может очистить даже самых падших грешников. И после того, как он очищается, такой грешник, его можно, уже в свое время считать святым, который очищает своим общение окружающих». Это то, что называется «садху-санга».

Махапрабху подчеркивал эту фразу. Садху-санга это могущественное общение с преданными. Каждый лидер бхакти-врикши, я уверен, знает этот стих:
садху-санга,садху-санга - сарва-шастре кайа лава-матра садху-санге сарва-сиддхи хайа (Просто общаясь с чистым преданным, человек чудесным образом обретает сознание Кришны)
Заключении всех проявленных писаний – это то, что даже мгновение общения с чистым преданным способствует совершенству Сознания Кришны.

Таким образом, в бхакти-врикше мы даем людям возможность общаться с преданными и они по-хорошему заражаются Сознанием Кришны.

Каким образом мы заражаемся? Через общение. Кто-то, например, чихнул
Апч-хи!
Через три дня у всех уже простуда.
Как же Сознание Кришны получить? – Сходите на киртан Бада Хари прабху
(Повторяет маха-мантру)
Он конечно не чихает, он поет Харе Кришна и уже через три дня вы воспеваете со слезами на глазах.
Вы можете даже до конца не понимать что такое Сознание Кришны, не знать до конца философию, но просто пообщавшись с возвышенными преданными вы тоже захотите стать преданными.
И поэтому, ради духовного продвижения надо просто общаться с преданными и при этом совершенно не важно, на сколько вы духовны или обусловлены.

Существует прекрасный стих Бхвагаватам, который подчеркивает важность общения с преданными:
«Ценность даже одного мгновения общения с преданными не сравнится даже с достижением райских планет или же освобождения из оков материи. Что уж говорить о мирских благословениях в форме материального процветания, которые предназначены для тех, кто обречен на смерть».

Что мы получаем благодаря общению с преданными? Это нечто большее, чем просто материальное процветание, мистические силы или даже освобождение из материального мира. Мы получаем Кришна-прему, чистую любовь к Богу.
Однажды Шрила Прабхупада сделал утверждение, что самая главная цель создания движения Сознания Кришны, это дать возможность мирским людям получить общение с преданными. У этого движения нет другой цели.
И некоторые старшие преданные, такие как Ангира Муни прабху приняли эту идею глубоко в сердце и систематически ее воплощают в жизнь. Это милость Ангира Муни прабху по отношению к нам.

На самом деле суть программы бхакти-врикши объяснена Господом Чайтаньей и его последователями в описании 64 составляющих преданного служения. И в «Чайтанья Чаритамрите» и в «Бхакти-расамрита-синдху» описывается 64 элемента Сознания Кришны на которых мы должны быть сосредоточены каждый день. И поскольку все мы преданные, мы должны знать все эти 64 составляющие преданного служения, если мы хотим прогрессировать.
Кто из вас может встать и перечислить все 64 составляющих бхакти?
Посмотрим, как кандидат на саньясу, Уттама Шлока дас ответит на этот вопрос)))).
Смех.

Господь Чайтанья, конечно, эту ситуацию предвидел. Поэтому он решил все эти 64 элемента уместить в 5-ти самых главных, которые будут способствовать скоростному прогрессу в Сознании Кришны.

Вот на самом деле, иногда, когда в аэропорту приземляетесь, если вы в бизнес-классе летели, вам дают специальную карточку. Это обозначает, что вы вне очереди проходите через все паспортные контроли и вам багаж первому выдают. Это называется «вне очереди».

Или же, например, здесь, в Москве, Шарадия Раса, она милостиво тратит свои с трудом заработанные денежки на то, что бы организовать вип-прием по прилету для Гурудева и Бада Хари прабху. И поэтому нам не надо долго стоять в очередях. Нас встречают, выдают багаж, улыбаются, цветы нам дарят. Все хорошо)))
/аплодисменты/
На самом деле бхакти-врикша предназначена для того, что бы мы учились ценить преданных.
И поэтому что же нам делать? Как же нам развить Сознание Кришны очень быстро, что бы не стоять в очереди в Кали-югу? Потому что жизнь коротка и максимум у нас 100 лет.
Шрила Прабхупада говорит: «Если вы до 60 лет доживаете в Кали-югу – считайте, вам повезло»…

И хотя мы не можем запомнить 64 составляющих, но как минимум, пять все должны знать.
1 – Общение с преданными
2 – Воспевание святого Имени Кришны
3 – Слушание Шримад Бхагаватам
4 – Жизнь в Святом месте, подобном Матхуре, Московскому храму или же вашему дому, в котором вы открыли бхакти-врикшу.
5 – Поклонение Божествам с любовью и преданностью.

Господь дал вам две руки, на каждой по 5 пальцев, всего десять. Вам достаточно одной руки, что бы все пять подсчитать. Пожалуйста повторяйте:
- Общение с преданными, воспевание Святого Имени, слушание Шримад Бхагаватам, сделать свой дом Храмом, поклоняться Божествам.

И те преданные, которые очень серьезны в этом процессе, хотят очень глубоко понять все эти вещи и довести их до совершенства. И, аналитический и философский преданный может задать вопрос: из пяти, какой самый важный элемент?
Конечно, нельзя выделить один важным, потому что все они важны. Смысл в том, что даже если один элемент исключить – процесс не будет работать.
Например, у вас рецепт сабджи. Он простой. Нужны овощи, панир, вода, специи. Панир обязательная составляющая в ИСККОН. У нас есть панир-сабджи без овощей, только панир в составе?))))
Без овощей – просто повторяйте Харе Кришна! Не задавайте глупых вопросов: это панирное сабджи?))))
Мы можем понять – если в рецепте есть определенное количество ингредиентов, то каждый из них важен. Если какого-то ингредиента не положите, например – не положите воды, не положите специи – ничего не получится. И если мы исключим один из этих процессов, например садху-санга – Сознания Кришны не будет. Исключим воспевание – Сознания Кришны не будет. Исключим Бхагаватам – так же Сознания Кришны не будет. Поэтому все эти пять элементов очень важны.

Но, тем не менее, ачарьи говорят, что наиболее важным из них является садху-санга. Потому что в отсутствие других элементов Сознания Кришны будет осложнено, но в
отсутствие садху-санги это будет невозможно.
Однажды Шрила Прабхупада сказал, что «если кто-то думает, что Сознание Кришны возможно без садху-санги, общения с преданными, такой человек является сумасшедшим».
Ачарьи говорят, что общение с преданными подобно соли. Например, вот разные элементы важны в блюде. Но когда вы добавляете соль, все вкусы очень ярко проявляются. Так же и общение с преданными помогает нам понять самую суть Сознания Кришны.
Однажды я был со Шрилой Прабхупадой в Калькутте. Он попросил фруктов. И когда Шриле Прабхупаде принесли нарезанные овощи, салат и там на столе стояла так же соль. И Прабхупада начал так же подсаливать фрукты. Я очень удивился, потому что до этого я не видел, что бы кто-то подсаливал фрукты. Но духовному учителю некоторые вопросы не задают. Но близкие слуги могли задавать ему практически любые вопросы, поэтому Шрутакирти прабху сказал:
- Шрила Прабхупада, это ведь не сахар, это соль.
Прабхупада сказал:
- Знаю! Но соль подчеркивает вкус фруктов.

И точно так же общение с преданными дает нам понять суть и получить максимальное благо от остальных четырех составляющих преданного служения. На столько оно важно. Например, если мы рассмотрим воспевание Харе-Кришна. Без милости преданных, духовных учителей мы не смогли бы например, понять суть воспевания и получить какое-то благо. Как мы можем увеличить веру в воспевание маха-мантры? Когда духовный учитель, президент храма и другие старшие преданные говорят о славе Святого Имени мы вдохновляемся и говорим: «Ну, сейчас надо спеть киртан!»

Часто старшие преданные, духовные учителя напоминают нам, что суть воспевания Харе-Кришна мантры - это развить божественную любовь, Кришна-прему, любовь к Радха-Кришне. Потому что не все так думают. Некоторые трансценденталисты считают что Святое Имя надо воспевать только лишь для того, чтобы освободиться от последствий грехов. Некоторые трансценденталисты так же воспевают Харе-Кришна или Имена Бога для того, чтобы получить мокшу – освобождение.

Как, например, в свое время, более 500 лет назад было обсуждение между разными ученными и Харидасом Тхакуром. Они говорили: - в чем смысл воспевания? Для чего мы воспеваем Святое Имя, Харе-Кришна мантру. Некоторые говорили: - для того, что бы улучшить карму. Некоторые говорили – для того, что бы получить освобождение. Но Харидас Тхакур, как истинный ачарья, вайшнав и духовный учитель сказал:
- это все глупости! Истинная цель воспевания – это развитие Кришна-премы, любви к Богу. Хотя, конечно, все остальные блага, они тоже приходят как побочные продукты. Но до тех пор, пока мы не разовьем чистую любовь к Богу и не будем плакать от любви к Кришне мы не достигнем совершенства в нашем воспевании. И без садху-санги, без общения с чистыми преданными, которыми вы являетесь, никто в мире не сможет до конца понять – в чем смысл воспевания Харе-Кришна.

Кто был первой личностью, познакомившей всех с воспеванием Харе-Кришна в Америке? Это не был Шрила Прабхупада, это был Аллен Гинзберг. И он был битником. Если вы немного знакомы с историей – это были те, кто был еще до хиппи. Т.е хиппи произошли от битников. Т.е. он был таким поэтом в вольном стиле, который экспериментировал с наркотиками, со свободной любовью, с расширением сознания. Он съездил в Индию и от каких-то садху услышал пение Харе-Кришна. Я его встречал в свое время в Сан-Франциско, когда я был подростком.
Для нас, американских подростков, шестнадцати, семнадцатилетних он был подобен полубогу. Сам Аллен Гинзберг!
И он ходил с маленькой гармошкой, которую он привез из Калькутты на рок-концерты и там пел Харе-Кришна)))
И когда его корреспонденты спрашивали:
- а зачем вы поете Харе-Кришна, он говорил:
- Распространяю благоприятные вибрации, утверждаю Космическое Сознание, растворяемся в Верховном!...

Но Прабхупада был настолько добр, даже святое Имя на столько милостиво, что даже если кто-то поет в невежестве или оскорбительно, он получает милость Святого Имени.
Шрила Прабхупада очень дружелюбно отнесся к Аллену Гинзбергу. И когда Аллен Гинзберг помог в свое время организовать для Шрилы Прабхупады участие в бальном зале «Авалон», знаменитом, в который я ходил чуть ли не каждую неделю, в свое время, но об этом мы не будем распространяться…Он пригласил на этот концерт Дженис Джоплин, "Грейтфул дэд", "Джефферсон эйрплейн" и разные знаменитые в свое время рок-группы и вторую часть концерта, которую организовали для преданных начал Аллен Гинзберг по просьбе Прабхупады, с воспевания Харе-Кришна.

Прабхупада попросил его спеть, но он не дал ему сказать ни слова. Потому что надо слушать о Славе Святого Имени из уст чистого преданного, что бы всем было понятно, что цель воспевания, это не мистические силы, не мокша и не какие-то материальные блага, что это чистая любовь к Радха-Кришне, Кришна-према.

Рупа Госвами так же описал, конечно, в своем произведении, что Святое Имя так же освобождает от грехов. Это так же часть Славы Святого Имени.

Он пишет:
«Я воспринимаю Кали-югу как черную ядовитую змею с большой пастью из которой торчат клыки. Но не переживайте, дорогие преданные и пожалуйста, с верой послушайте: Воспевание святого имени подобно возжиганию огня лесного пожара, который сжигает дотла всех опасных ядовитых змей в материальном существовании , в опасном лесу века Кали».

И такие стихи предназначены для того, что бы привлечь многих людей, для того, что бы они начали воспевать Святое Имя. В Махабхарате так же есть стих, в котором говориться что «даже если невнимательно повторять Святое Имя, то можно получить освобождение – мокшу». Это Махабхарата, там говорится: «Святые Имена слаще самого сладкого. Они приносят величайшее благо из всего благоприятного. Они являются наиболее привлекательными плодами лозы ведических произведений. И они дают очень глубокое
                духовное понимание. О, лучший из багаватов! Если человек хотя бы один раз с верой произнесет Святое Имя, даже пренебрежительно, он мгновенно получает освобождение из океана иллюзии – мокшу».

И Нама-ачарья, Харидас Тхакур прекрасно знал эти все стихи. И он говорил о том, что это конечно, понятно, но это не главная цель воспевания Святого Имени. Главная цель – это чистая любовь к Богу.
Все мы рождены для того, что бы любить по-настоящему и быть любимыми. И самую высшую любовь мы можем развить благодаря воспеванию Святого Имени. И по этому, если у нас не будет садху-санги, общения с преданными, мы даже не сможем получить благо от йога-дхармы, воспевания Харе-Кришна.

Бхагават-шравана – это тоже очень важный элемент преданного служения если у нас нет возможности каждый день участвовать в лекциях по Бхагаватам. По крайней мере, надо каждый день читать Бхагаватам дома. Но Махапрабху предупреждает – учиться Бхагаватам нужно только у чистой личности, которая является бхагават – чистым преданным. И у нас нет с этим проблем, потому что из 12 песен Шримад-Бхагаватам практически 10 переведено и прокомментировано Шрилой Прабхупадой.

Я помню, в свое время мы распространяли книги на выездной санкиртане и мы были в штате Кентукки и в университете мы вламывались в классы во время занятий и делали объявление: «Все, что вы изучаете – это полная глупость! И сейчас мы вам можем показать книги настоящего знания – ведическую литературу. Если кому-то интересно получить настоящее знание – подходите, мы вам эти книги распространим!»
Это было фанатично. (смеется)
Можете себе представить, что вы спокойно учитесь в университете, математику изучаете или историю и вдруг,
посредине класса дверь распахивается и туда вваливается какой-то бритый монах с большой тилакой, в одеждах, с большой гирляндой цветочной и кричит: «Все, что вы изучаете – это полная глупость!»

И обычно это был такой шок для преподавателей, что когда мы вламывались и начинали кричать они просто дар речи теряли и пока они приходили в себя мы распространяли книги человекам десяти и к тому времени они наконец, ориентировались в ситуации и говорили: «вам нужно выйти от сюда!» И мы говорили: «Хорошо, уходим» )))))

И однажды я так вломился на одно занятие и сказал свою пламенную речь. И на этой лекции преподаватель сказал: «А-а-а! Ты ведическую литературу предлагаешь? Очень интересно! Вот на этой лекции мы изучаем произведения Рупы Госвами как раз. «Бхакти-расамрита-синдху» сегодняшняя тема. Присаживайся, послушай».
Я сказал: «ну, ладно».

И затем он начал объяснять Бхакти-расамрита-синдху. И то, что он объяснял, было в принципе правильно. Но я был очень удивлен, увидев, что в конце занятия он закурил сигарету и начал флиртовать с какой-то студенткой. И остальные студенты начали о какой-то ерунде разговаривать. И для меня было очевидно, что поскольку он не практиковал Сознание Кришны, то, о чем он говорил, не имело ни какой силы.
Необходимо практиковать то, что вы проповедуете. Мы – всего лишь инструменты в руках Господа и если мы не практикуем, у нас не будет чистоты и то, что мы будем говорить не будет иметь силы и не будет ни как воздействовать на наших слушателей.
Есть известная история, о том, как у одной женщины был ребенок, у которого зубы портились от сладостей. Она привела его к зубному врачу, что бы он помог ребенку престать есть сладости. Она попросила, что бы врач приказал ребенку не есть слишком много сладостей, что бы у него зубы не портились. Он сказал ей: «приведи его через 7 дней».
Мать подумала: «почему он сразу не хочет сказать?».
Она договорилась о приеме. Через 7 дней привела мальчика. Дантист запломбировал ему зуб. И он сказал: «ты должен перестать слишком много есть сладостей, иначе через 6 месяцев ты снова попадешь ко мне в кресло». И мальчик сказал: «хорошо, хорошо господин зубной врач. Я перестану злоупотреблять сладостями».
Мама была счастлива.
Но она спросила его: «Но почему вы сразу не сказали ему? Почему нам пришлось ждать 7 дней?»
И зубной врач сказал: «В то время сам я злоупотреблял сладостями. Поэтому если бы я ему приказал прекратить, это не возымело бы на него эффекта. Поэтому с начала мне надо было самому перестать злоупотреблять».

И поэтому говориться, что Бхагаватам надо воспринимать только от личности бхагаватам.

Если ты хочешь понять Кришну, ты должен обратиться к осознавшему себя вайшнаву и слушать его. По этому нам нужны чистые преданные, от которых мы должны слушать Бхагаватам. Невозможно от кого попало в Индии слушать Бхагаватам. Очень благоприятно для духовной практики посещать Матхуру или Вриндаван. Но мы в святые места ездим не просто для того, что бы там сфотографироваться.
Сейчас стали очень популярны такие типа одноразовые фотоаппараты типа "Поляроид". Там фотография сразу же проявляется. Можно сфотографировать и увидеть то, что ты сфотографировал.

И в Индии, если вы начнете фотографировать, много народу сбежится, что бы вы их тоже сфотографировали. Потом будут фотографии у вас просить. Но не для этого мы в Индию ездим. Мы приезжаем в Святую Дхаму, для того, что бы следовать процессу преданного служения, который начинается со слушания и воспевания о Кришне.

Самое важное при посещении Святой Дхамы – это слушать о славе Святой Дхамы от чистого преданного и благодаря этому мы сможем понять что такое Вриндаван, Майапур или Матхура.

Однажды Бхактисиддханта Сарасвати во Вриндаване давал лекцию. И посредине лекции пуджари затрубил в раковину, потому что в соседнем зале начиналось арати. И посредине лекции несколько брахмачари встали и пошли на арати. После того как арати закончилось, они вернулись. Бхактисиддханта Сарасвати прервал лекцию и спросил: «Где вы были?» И они ответили: «Гуру Махарадж, мы сходили, чтобы посмотреть на Кришну».
Бхактисиддханта Сарасвати очень сильно огорчился и сказал: «Вы смотрели не на Кришну, а на камень. Если вы хотите по-настоящему увидеть Кришну, сидите здесь и слушайте то, о чем я вам говорю».

 

Садху видит не глазами, а ушами. И святая земля, такая как Вриндаван является экспансией Баларамы, которая таким образом служит Кришне. Поэтому мы общаемся с Баларамой. Это очень глубокая эзотерическая истина. И мы не можем воспринимать Святую Дхаму своими мирскими чувствами, которые занимались греховными видами деятельности на протяжении миллионов жизней. Если вы хотите получить настоящее благо, от посещения Вриндавана – пойдите в парикраму с Бада Хари прабху, с Дина Бандху прабху или Бхакти Чайтанья Махараджем или Чайтанья Чандра Чараном прабху.
Когда такие преданные говорят, мы думаем: «теперь все ясно!»


Как, например, когда мы проводим парикраму во Вриндаване мы не бегаем повсюду, чтобы все места успеть увидеть. Мы приезжаем в одно место. Мы садимся и очень глубоко обсуждаем Славу Святого места. Потому что именно таким образом, слушая от осознавших себя преданных можно понять Святую Дхаму, через общение с преданными, садху-сангу.
Поэтому мы вас приглашаем, пожалуйста, присоединяйтесь к нашим группам парикрамы. И Шримурти раша дхая севана - для того что бы с верой поклоняться божествам нам нужно…общение с преданными. А самом деле Божество проявляется по милости преданных. Что из себя представляет установление Божеств?
Завтра в Москве тоже праздник – годовщина установления Божеств. Что из себя представляет этот процесс? Что из себя представляет установление?

В чем разница между установленными и неустановленными Божествами?
Установление Божеств обозначает, что чистый преданный просит Господа: Пожалуйста, приди в эту форму, чтобы твои преданные могли служить тебе.

Если Божества не установленные, Кришна, конечно присутствует. Он присутствует даже в картинке, но тем не менее нету каких-то личностных обязательств. Если Божество установлено, Шрила Прабхупада сказал, что ни одного дня не должно проходить без служения Божеству.

И Прабхупада установил множество Божеств. По его личной просьбе Господь приходил множество раз. Например, в свое время в Австралии, в Сиднее, Прабхупада привез Божества Радха-Кришны и установил их в то время, когда преданные еще не могли толком утвердиться в воспевании Харе-Кришна, не могли удержаться от поедания бхоги и даже не все могли справиться с дурными привычками, такими как курение.
Шрила Прабхупада прекрасно знал, что он уже пожилой, что ему не долго осталось в этом теле и поэтому он пошел на трансцендентный риск. Он привез самые возвышенные Божества Радха-Кришны и установил их в храме Сиднея, когда преданные только вставали там в 8 часов утра.

И Шрила Прабхупада со своим слугой лично привезли Божества. Слуга Шрилы Прабхупады на коленях в самолете держал Радху, а
Шрила Прабхупада Кришну. Кришна позволяет своему чистому преданному совершать такие виды сокровенного служения. И он так прямо на руках его пронес через сиднейскую таможню. Таможенники спросили: Это кто? Шрила Прабхупада сказал: это Кришна! И они сказали: ну что поделать…если пожилой человек верит, что это бог, то пускай проходит.
И Шрила Прабхупада потратил какое-то время для того, чтобы обучить австралийцев поклонению Радха-Кришне, следованию стандартам. Что из себя представляют австралийцы некоторые из нас знают. И их любимая пословица «жизнь – это пляж приятель, не правда ли?». И это поклонение предназначено для самого высшего уровня, для гопи и чистых преданных Радхи-Кришны. И Шрила Прабхупада вложил в сердце своих учеников очень сильное желание поклоняться Божествам.

Однажды корреспондент спросил у Шрилы Прабхупады: Сколько из ваших учеников являются чистыми преданными? Шрила Прабхупада сказал: Все!

Поскольку мы на пути чистого преданного служения, мы не практикуем Сознание Кришны ради хорошей кармы или освобождения. Мы хотим развить любовь к Богу, поэтому мы все считаемся чистыми преданными. Так Шрила Прабхупада нас воспринимал. Он был на столько добр. И он обучал преданных на протяжении 7 дней поклоняться Божествам и потом он должен был уже улетать из Австралии.
И перед вылетом Шрила Прабхупада подошел к Радха-Гопинатха, которые уже были установлены и стояли на алтаре. И слуга Шрилы Прабхупады слышал, что он сказал Радха-Гопинатхе: «Мой дорогой Господь! Я оставляю тебя в руках млеччх. Пожалуйста, Сам их обучи как тебе поклоняться.»

И в наши дни поклонение этим Божествам одно из самых возвышенных поклонений в ИСККОНе. Но что бы мы знали о поклонении Божествам Радха-Кришны без Шрилы Прабхупады? Мы бы просто что-то там спекулировали себе, выдумывали.
Шрила Прабхупада полностью все объяснил нам что связанно с поклонением Кришне. Потому что он бриджабаси, он из Вриндавана. Он прекрасно знает Кришну, он прекрасно знает что Ему нравится, что Ему не нравится. Он всему этому нас обучил.
Как я однажды рассказывал историю, как Шрила Прабхупада готовил однажды воскресный пир и приготовил самосы для преданных. И Тамал Кришна Махарадж съел 10 или 15 самосов. И он сказал: Шрила Прабхупада, это были самые вкусные самосы, которые я когда-либо ел!»
И Шрила Прабхупада очень сокровенно сказал: «А…это рецепт матушки Яшоды».
У Тамал Кришна Махараджа самоса из рук выпала. Он сказал: «Что вы сказали?»
Он сказал: «не важно, не важно….»

Иногда Шрила Прабхупада проговаривался о таких вещах, которые сам стеснялся повторить. Чаша любви Шрилы Прабхупады была переполнена.

Шрила Прабхупада не проявлял трансцендентные эмоции, потому что их могли не правильно понять, но ему не всегда удавалось себя сдержать. В 1975 году он давал лекцию в Лос-анджелесском храме по случаю ухода Бхактисиддханта Сарасвати. И он говорил о том, как ачарьи утверждали движение в Индии, каков был вклад Бхактисиддханта Сарасвати, как он его отправил на Запад, для того, чтобы утверждать Сознание Кришны. И затем он начал говорить как его ученики продолжают эту миссию. И он сказал, что «таким образом вы помогаете моему Гуру-махараджу. Я очень благодарен вам – западным юношам и девушкам». И он начал плакать. И в записи можно слышать как он плачет. На этом лекция закончилась.
Иногда он проявлял такие чувства. И конечно, мы до конца не можем понять какие у Прабхупады были  отношения с Кришной, потому что он не хотел об этом сильно распространяться. Но как минимум, мы можем быть на 100 процентов убеждены, что Шрила Прабхупада отлично знает что Кришне нравится, что ему не нравится. По этому, когда он говорил как Кришне служить и что ему предлагать – на основании этого мы следуем стандартам.

И таким образом мы можем понять, что из всех пяти самых могущественных составляющих преданного служения: садху-санга, нама-киртана, бхагавата-шравана, матхура-васа, шри-муртира шраддхайа севана, самым важным является садху-санга. Именно для этого предназначается бхакти-врикша.
Вы организуете маленькие спутниковые программы и общаясь друг с другом вы помогаете развитию проповеди, следуя принципу «разделяй и властвуй»в Сознании Кришны.

Не надо переживать и нервничать разделяя и властвуя и думать: «смогу ли я проповедовать вообще?». Вместе с наставлением гуру приходит способность его осуществлять. Бхакти-врикша означает что вы утверждаетесь в процессе и затем вы должны стать организатором собственной программы бхакти-врикша.

Конечно, вначале мы чувствуем себя как маленькие утята, которые следуют за мамой-уткой или папой. У нас маленькие крылышки и мы сами не способны летать. Но мы должны вырасти и в один прекрасный момент научиться летать и обзавестись своими утятами. Каждый из присутствующих здесь в зале должен стать лидером своей собственной программы бхакти-врикша. Конечно, мы чувствуем себя как маленькие птенцы в гнезде. Нам комфортно и уютно. Кто-то за нас думает, организовывает все. Но Шрила Прабхупада говорит, что Сознание Кришны блаженно когда оно распространяется.
Но Шрила Прабхупада утверждал, что Сознание Кришны, блаженство Сознания Кришны – особо сильно чувствуется когда мы с ним делимся с окружающими. И поэтому некоторые из сидящих здесь сегодня в зале до сих пор еще находятся в этой категории утят. Вам надо вырасти, окрылиться и взять на себя ответственность и самим стать лидерами и распространять Сознание Кришны. Как Господь Чайтанья говорил, что мы долны говорить о Сознании Кришны всем, с кем мы встречаемся и проповедовать.

Как говорил Иисус (почему-то я часто в России Библию вспоминаю) как говорил Иисус «лучше отдавать, чем получать». И по этому мы должны стремиться вырасти как можно быстрее в Сознании Кришны, окрылиться и в своем доме, в своем районе открыть бхакти-врикшу, открыть
дверь и сказать: «Любой, кто заинтересован в Сознании Кришны, любой, кто хочет послушать о Кришне - заходите! Мы открываем новую программу бхакти-врикша!»

Так вы получите милость. Таким образом мы получаем милость, потому что милость исходит свыше от Господа Хари, гуру и вайшнавов и конечно, мы и сами можем пытаться получить какую-то милость, но если мы следуем уже установленном процессу, то все становится очень легко и мы чувствуем счастье, удовлетворение от того, что мы удовлетворили духовного учителя-гуру и вайшнавов.

У нас должна произойти перемена в сердце. Бада Хари прабху очень любит эту аналогию – перемены в сердце.
И мы так же должны измениться, как например, гусеница – очень уродливое живое существо, там 32 волосатые ножки, но в свое время гусеница может превратиться в прекрасную бабочку. Наверное гусеница – это самое уродливое насекомое, но одно из самых прекрасных насекомых - это бабочка.
Я в свое время был мальчиком и мне очень нравилось собирать этих гусениц в банки. И я дома выставлял эти банки и моя мама в начале конечно с ума сходила, потому что там какие-то коконы висят в банках. Но в один прекрасный день из этих коконов начинали вылезать прекрасные бабочки. Разноцветные монархи. И мама мне иногда разрешала даже школу пропускать, что бы увидеть, как эти бабочки вылезают из коконов. И потом мы окно открывали и бабочек выпускали. И до сих пор я думаю, что бабочек увидеть – это к удаче, хотя в Ведах этого нет, но я в это верю.

И точно так же, когда мы вылупляемся из своего кокона, начинаем делиться Сознанием Кришны, мы по-настоящему начинаем продвигаться. У нас происходят перемены в сердце. Поэтому каждый должен дойти до этого уровня.
Как например, мы с Бада Хари прабху вспоминаем времена, когда Гоура Преми, моя ученица была молодой преданной, подобно молодой гусенице. В свое время она была конечно замечательной и очень искренней энтузиастичной молодой преданной, но никакой ответственности она на себе не несла. Но сейчас она выросла в Сознании Кришны и сейчас она лидер сектора и под ней целых три группы бхакти-врикши и благодаря этой ответственности она развила множество замечательных вайшнавских качеств. И у нас здесь немало таких же хороших примеров.

И поскольку Сознание Кришны это миссионерское движение, мы должны взять ответственность за миссию так как ее видел и организовал Бхактивинода Тхакур. И которая здесь в России и в Москве очень замечательно организована по милости Ангира Муни прабху. Чтобы мы всегда могли хранить слова Бхактивинода Тхакура в сердце и в уме. Молитвой которого была: «Когда же наступит тот день, когда я в смиренном состоянии ума со смиренным сердцем отправлюсь проповедовать божественные наставления».

Я так же вспоминаю слова одного автора Стива Грелота, который родился в 17 веке. Он говорит, что «я прохожу через этот мир, но только один раз. Поэтому любое благо, которое я могу принести или любое добро, которое я могу проявить к моим братьям – я должен сделать это сейчас. И я не должен пренебрегать этой возможностью или отказываться от нее, потому что больше ее может не представится».
Спасибо! Харе Кришна!
Шрила Прабхупада ки! Джай!
Бхакти-врикша ки! Джай!
Ангира Муни прабху ки! Джай!