Пусть будет Храм

Главная > Практика > Строим храм
   место: Ростов-на-дону

Хотел бы поблагодарить вас всех за то, что пришли сегодня вечером. Пожалуйста, простите меня, что я не говорю по-русски.

(Переводчик: Я постараюсь перевести то, что будет говорить Шрила Гурудев сегодня.)

Я приезжаю в вашу страну с 1989 года, поэтому уже к этому времени я должен был бы говорить по-русски. И, по-моему, мое первое посещение Ростова было в 1992 году. В то время, как я ехал сегодня на программу, то смотрел в окно из машины и думал о том, как многое изменилось в этом городе.

То, что увидел, то я мог бы сказать, что вещи изменились, с материальной точки зрения к лучшему. В то время, как впервые я посетил Ростов, все ездили на одних и тех же машинах (это «Лада» была), и одевались в одну и ту же одежду — серые костюмы. Наверное, вы все помните, как это было раньше, когда не было света порой, когда порой не было никаких надписей и знаков, какая дверь означает что. Конечно же, с материальной точки зрения есть развитие, но также и с духовной точки зрения очень многое изменилось в лучшую сторону. Особенно это благодаря тому, что присутствует Международное Общество Сознания Кришны в России, которое распространяет все благоприятное по этой стране с помощью воспевания Харе Кришна Маха-мантры.

Как результат этого воспевания — это все вы со светящимися лицами, счастливые, присутствующие сегодня на этом собрании. Я обсуждал с лидерами вашей ятры тот прогресс, которого они смогли достигнуть с того периода, пока меня здесь не было. Они говорили о том, что присоединилось очень много новых преданных, и мы сейчас это видим. Также очень много нама-хатт в вашем городе, преданные собираются для того, чтобы совместно воспевать Харе Кришна, и почитать очень вкусный маха-прасад.

Ваша программа «Пища жизни» развилась за это время, возросла. Также они рассказывали мне, что вы провели больше количество разных фестивалей, где вы вместе собирались и воспевали, и танцевали. Но затем они поделились со мной таким открытым секретом, который он был очень обрадован услышать. Подтвердите, пожалуйста, правда ли это, что они хотят построить храм в Ростове в ближайшем будущем? Это правда? (Из зала) Харибол! Такое ощущение, что кто-то знает, кто-то нет. По всей видимости вам необходим новый большой храм, потому что, посмотрите, как много вас здесь сегодня собрались.

Если я правильно помню, то ваша алтарная в храме, которая есть на данный момент составляет одну четвертую от этого помещения. Будет здорово, если у вас будет новое помещение, где вы будете свободно собираться, воспевать, танцевать. На самом деле, строительство больших храмов — это часть нашей ведической культуры. Если вам удавалось путешествовать по Индии, то вы все, наверное, знаете, что на территории Индии примерно сотни и тысячи великолепных храмов, где идет поклонение Господу. Просто наблюдая за архитектурой этих зданий, этих храмов, ваше сознание возвышается.

С одной стороны, преданным не нужны большие помещения, они могут сесть в любом углу и воспевать Харе Кришна Маха-мантру и быть счастливыми. Но для того, чтобы привлечь внимание разных людей, то необходимо великолепие. Однажды, я помню, как Шрила Прабхупада, будучи в Маяпуре, рассказывал о важности храмов. Шрила Прабхупада говорил, что мы можем просто жить в полях, и жить простой жизнью и просто повторять Харе Кришна. Но основная масса людей не привлекутся этим. Это движение основано для того, чтобы делиться нашей большой удачей с другими. Поэтому в этом поле мы строим огромный храм в Маяпуре, для того, чтобы привлечь внимание общественности.

Кто хорошо знает историю нашего движения, конечно же, помнит, что Господь Чайтанья, который был воплощением Господа Кришны, дал определенные наставления своим одним из первых учеников. Говорится, что никто, кроме Господа не может принести религию в это общество. Таким образом, в каждую эпоху дается определенный процесс, который помогает людям возвыситься и прийти к Богу. То время, в которое мы с вами живем, называется Кали-Юга, это очень материалистическое время. Люди очень медленны в процессе самоосознания. Но Господь очень милостив, поэтому он пришел 500 лет назад и предложил нам этот простой, но возвышенный способ самореализации.

У него была одна идея, как сделать это массово, чтобы это помогло многим поколениям позже. Таким образом, он сказал одним из своих первых учеников, чтобы они уходили из Бенгалии, Восточной части Индии и отправлялись на Запад, в район Вриндавана, там, где Кришна явил себя тысячи лет назад. Пять тысяч лет назад Вриндаван горел разными играми Кришны, потому что там был Господь и Его спутники. Но пятьсот лет назад, когда Господь Чайтанья послал своих спутников во Вриндаван, он представлял собой просто джунгли. Махапрабху сказал своим последователям отправляться туда и писать книги о науке сознания Кришны и находить священные места, которые на тот момент уже заросли и были покрыты деревьями и кустами. А также он попросил их строить храмы, куда могли при ходить люди как с Индии, так и со всего мира, наблюдать за тем, как прекрасно поклоняются Господу. Они это сделали.

Даже на данный момент эти храмы существуют, им сейчас где-то пятьсот лет, и они являются предметом большого вдохновения для многих преданных. Я путешествовал по Индии, изъездил ее вдоль и поперек, и поэтому видел различные храмы, которым пятьсот, тысяча, две тысячи и пять тысяч лет. Таким образом, наш духовный учитель, Шрила Прабхупада, следуя по стопам Шри Чайтаньи Махапрабху, когда он уехал из Индии, на Запад, он также думал о том, чтобы организовывать храмы. Наверное, многие из вас знают, что когда Прабхупада приехал в Америку, у него не было вообще денег. Он полностью полагался на Кришну. По-моему, к тому времени, как он приехал в Америку, у него было всего сорок рупий, и на тот момент это равнялось семи долларам, это где-то пятьсот рублей.

Просто представьте, вы отправляетесь на Запад, а у вас в кармане всего пятьсот рублей. Вот что значит по-настоящему зависеть от Кришны. Из-за того, что у Шрилы Прабхупады на тот момент не было денег, он был вынужден остановиться в очень бедной части Нью-Йорка. Все, что мог себе позволить Прабхупада, это проживать в практически трущобах, там было очень бедное население, наркоманы, алкоголики кругом. Но мы читаем в «Прабхупада-Лиламрите», что несмотря на это, Шрила Прабхупада гулял по Нью-Йорку, и он присматривал себе великолепные здания под храм. В своих записных книжках он делал пометки, что сегодня видел великолепное здание, было бы так здорово получить его для служения Кришне. Примерно это здание могло стоить миллионы долларов.

Однажды, когда он один гулял, он присел на скамейку. Рядом на скамейке присел еще один человек и спросил у него: «Ты так необычно выглядишь, у тебя необычная одежда, ты, наверное, из Индии?». Шрила Прабхупада ответил: «Да, я приехал из Индии, у меня духовная миссия, распространить знание, которое я получил от своего духовного учителя». Этот мужчина смотрел на Шрилу Прабхупаду, у него была такая странная одежда, в руках у него были только четки, и было понятно, что у него нет никакой собственности. Он подумал: «У этого человека миссия? У него нет ничего!». Тогда он спросил у Прабхупады: «А у вас есть последователи?». Прабхупада сказал: «У меня так много последователей!». Тогда удивленный прохожий сказал: «У вас есть машины, здание, имущество какое-то?».  Прабхупада сказал: «Да, у меня столько машин, столько домов, у меня даже есть фермы». Тогда этот мужчина посмотрел по сторонам: «Господи, а где же все ваши последователи и все, о чем вы говорите?».  Прабхупада сказал: «О, только время нас разделяет. В свое время все это придет». На самом деле, в свое время все это проявилось.

В то время, когда Шрила Гурудев был совсем начинающим преданным, в семидесятые годы он приехал в Нью-Йорк, и отправился в храм, который в тот момент находился на 56-й Авеню, это было многоэтажное здание, полностью набитое сотнями преданных. Господа Кришну называют Сатья Санкалпа, это означает то, что все, что он хочет, случится. Вы не можете сказать, что Господь что-то не может сделать, это говорит о том, что тогда это не Господь.

Это было желание Господа Чайтаньи, чтобы сознание Кришны распространилось в каждом городе и в каждой деревне. Чудо заключается в том, что Господь, Шри Чайтанья Махапрабху мог бы сам все это сделать, но по своей милости он дал такую возможность нашему возлюбленному Шриле Прабхупаде. Все те вещи, о которых говорил Шрила Прабхупада, сидя на той скамейке в парке, случились, и даже больше. Таким образом, в планы Прабхупады входило строительство храма, и если вы в Ростове сможете построить великолепный храм, то наверняка Прабхупада примет ваше служение, и прольет на вас все свои благословения.

В конце семидесятых мои духовные братья и сестры пытались открыть храм в Лондоне. Это было не просто, у них не было людей, у них не было денег. Все, что у них было — это их вера в Шрилу Прабхупаду и в Кришну. У них начались сомнения, они написали Шриле Прабхупаде. Он очень вдохновил их, сказав им следующее (он написал им), что если вы построите храм Господу Кришне в этом мире, Кришна построит вам дворец в духовном мире, на Вайкунтхе. Как вы чувствуете, хороший взаимообмен. Вы сейчас, в этой жизни, все вместе, собравшись, построите храм для Кришны, а когда каждый из вас вернется назад, домой, в духовный мир, вас будет ждать собственный дворец. Конечно же, эти вещи всегда сопряжены с огромными трудностями.

У нас есть правильная идея, и наверняка многие из вас очень радостны, энтузиастичны сделать это. Но, скорее всего, на это потребуется большое количество денег, которых у нас нет. Но наверняка это также не является препятствием, потому что однажды Шрила Прабхупада сказал, что Кришна — небедный человек. Если у вас возникло желание сделать что-то такое замечательное и функциональное для Кришны, то наверняка он предоставит вам средства. Думая об этой ситуации, Шрила Гурудев вспомнил об одном событии, которое происходило в древней Индии. Эта история отправляется в те времена, когда была реконструкция старинного храма Шри Рангам.

Был известный преданный Тиру Мангал, он был очень святым человеком, реализованным преданным Господа, у него была преданность Кришне а также он был очень ученым. Как результат этого, у него было очень много последователей. В «Бхагавад Гите» Кришна говорит, что все, что делает великий человек, люди за ним последуют. Тот пример, который подает великий человек, простые люди имитируют либо следуют. Героями древней Индии были не известные актеры, знаменитости, а героями были святые люди. В наши дни каждый хотел бы походить на известного рок-музыканта, атлета, или какого-то политика. Но, как правило, эти люди не являются образцом. Таким образом социум деградирует. Но героями древней Индии были те святые люди, которые представляли собой образец милости, сострадания, чистоты. Таким образом, большая часть населения хотела быть похожими на них, и возвышались. Этот святой, у него было сотни последователей. Также у него было четыре основных ученика, которые были всегда рядом. На самом деле, они были йоги-мистики. Не то, как йоги наших дней, которые могут гимнастические упражнения показывать. На данный момент йога представляет собой череду гимнастических упражнений, чтобы стать более сильным телом и зафиксировать свой ум. В древние времена йога предназначалась для того, чтобы реализовать присутствие Господа внутри себя и в конце жизни отправиться в духовный мир. Как правило, все йоги на тот момент обладали мистическими способностями, они могли левитировать, летать по воздуху, ходить по воде. Не думаю, что кто-то из современных йогов может повторить это.

У этого святого человека было четыре ученика, которые обладали мистическими способностями, и это были необычные способности. Один из учеников на самом деле мог ходить по воде, другой ученик мог открыть любой замок без ключа, другой мог наступить на вашу тень, и вы не можете двигаться, пока он не отпустит вас, и другой мог спорить таким образом, что, слушая его доводы, его оппонент замирал в не мог двигаться. Просто помните об этом, что я вас сейчас рассказал. Этот святой человек, и эти йоги, и тысячи учеников, путешествовали по Индии. Они пришли к храму старинному, который из-за того, что за ним плохо ухаживали, уже практически разрушился. Когда-то это было великолепное здание, но из-за того, что люди забросили его, оно превратилось в развалины, которые были покрыты растениями, а в храме уже стали жить обезьяны.

Там был алтарь, на этом алтаре присутствовало Божество, но там также постоянно спали какие-то львы, пантеры, то есть оно полностью было заброшено внутри. Говорилось, что пуджари этого храма настолько боялся змей, которые были повсюду, что он делал подношения раз в день, они приезжал с утра из города, просто бросал подношение на алтарь, делал небольшую пуджу и убегал. Это было очень плачевное зрелище. Интересно то, что неподалеку от этого храма был город, где было очень много богатых жителей. Но они все время занимались греховной материальной деятельностью и совершенно не заботились о том поклонении, которое могло бы происходить в храме. Таким образом, Тиру Мангал, этот святой, увидев это, начал печалиться, он говорил: «Как ужасно, храм в таком запущенном состоянии, а эти люди живут в роскоши и наслаждаются». Он собрал своих последователей и сказал, что давайте отправимся, соберем пожертвования с богатых людей.

Все его последователи были настоящими преданными Господа, услышав о возможности собрать деньги для строительства храма в Шри Рангаме они бродили по улицам и говорили: «Послушайте, давайте, у нас есть такой замечательный храм, который принадлежит Кришне, давайте возобновим поклонение в нем». Благодаря поклонению Господу, все благоприятное придет в этот город, потому что без Господа ничего благоприятного произойти не может. Они спрашивали: «Не хотели бы вы поучаствовать в этом, что-то пожертвовать?». Все отказывали, говорили: «Нет, даже копейки не дадим!». Более того, они стали критиковать их и говорили: «А зачем нам тратить свои деньги на Господа? Господь верховный, у него денег полно, зачем на него тратить? Если хочет храм — пусть строит!». Таким образом, там было очень много споров.

Тиру Мангал собрал всех своих последователей и сказал: «Нет, мы не можем разрешить этому случиться, мы должны что-то сделать». Ему в голову пришла очень необычная идея. Он поступил очень необычно, пошел и нанял на работу все разбойников, воров, преступников в округе. Он сделал необычное предложение: «Хочу, чтобы вы использовали свои таланты, пошли ограбили всех богатых людей, принесли деньги мне, а я на них построю храм». И существует такая известная история в Европе про Робин Гуда, который воровал у богатых и отдавал бедным. Скорее всего, есть предположение, что история Робин Гуда пошла от этой индийской истории.

Он сказал им: «Вы очень талантливы, искусны в своем воровстве, поэтому, давайте, обворовывайте их, конечно, не причиняйте им вред, но приносите мне деньги, я построю храм, реконструирую его, а все, что останется отдам вам». Это не то, что мы сейчас должны в Ростове произвести, потому что есть место, время и обстоятельства, и это не про то, что надо также сделать. Но это то, что произошло, он организовал их в такие небольшие группы санкиртаны (смеется) и отправил их на дело. Тот из учеников, кто умел ходить по воде, он отправлялся к богатым людям, которые жили на таких роскошных домах-лодках, он грабил их там и приносил назад своему учителю награбленное. Тот, кто умел открывать любые замки без ключей, посещал дома богатых людей. Третий поступал таким образом: когда мимо проходили люди, он становился на их тень, и когда они не могли пошевелиться, говорил: «Хорошо, давайте пожертвование, тогда я вас отпущу». Это правдивая история.

А четвертый человек, который спорил таким образом, что люди, услышав силу его голоса, замирали и не могли двигаться, говорил: «Хорошо, я перестану спорить, давай пожертвования». Исторически говорится о том, что это происходило на протяжении шестидесяти лет. Тиру Мангал и все его йоги, а также все бандиты, им было уже ближе к восьмидесяти. В итоге произвели реконструкцию храма, продолжилось великолепное поклонение Божеству, проводился киртан и воспевание, и, конечно же, люди постепенно присоединялись и восхищались, потому что это было великолепно. Это счастливый конец, это открытие заново великого храма. Но тогда, после того, как храм открылся, все эти воры и бандиты пришли к этому святому человеку и сказали: «Хорошо, а как же наша доля? Ты нам обещал!». Тиру Мангал сказал (он хотел проучить их, дать им определенный урок): «Преимущества, блага, которые вы получили, они от того, что вы уже поучаствовали в строительстве храма».

Таким образом, преданный Господа всегда испытывает счастье от того, что просто служит Господу, потому что это его естественное положение, которое невозможно приобрести ни за какие миллионы рублей. Бандиты сказали: «Не хотим философии, хотим денег». Тиру Мангал сказал: «Ну хорошо, остатки награбленного, что вы принесли, мы держим на острове, который там находится». Загружайтесь все на лодку, плывите туда, забирайте свою долю. Но так как эти бандиты и воры были настолько жадные, что они в большом количестве залезли на лодку, и в то время, как все эти преступники плыли к острову за деньгами, они просто потонули, потому что их было слишком много в этой лодке. Когда эта новость дошла до Тиру Мангала, он был ни счастлив, ни опечален, то есть, он был нейтрален, он продолжал смотреть на это событие с трансцендентной точки зрения.

Некоторые говорили, что, получив это известие, он процитировал шлоку из Нрисимха-пураны, которая следующая: «О, тот, кто предан мне, тот, кто помогает строить великолепный храм Господу, будет освобожден от всех греховных реакций, и очень скоро он отправится на духовные планеты Вайкунтхи». Таким образом, мы все видим, что чистое преданное служение Господу, если даже оно совершено не с должным мотивом, или случайно, оно настолько могущественно, что очищает наше сердце от зависти, гнева, вожделения. Таким образом, если по милости вашего руководства все удастся, они организуют вас и вы будете собирать определенные пожертвования у общей массы населения, то эти люди, которые будут жертвовать, даже не понимания, куда они жертвуют, зачем они делают это, они будут очищаться. Таким образом ваш город может очень замечательно очиститься благодаря такой деятельности.

Это то служение, на которое вы можете рассчитывать, оно просто необходимо на данный момент, потому даже что этот холл слишком маленький для вашей ятры. Много раз Шрила Прабхупада говорил: «Думай глобально». Или думай масштабно, и таким образом, наверное, сейчас пришло это время, потому что есть определенные знаки, пришло время строить. Я закончу свою лекцию цитатой из «Шримад-Бхагаватам», которая является самой важной для нас, которая касается именно этой темы. «Устанавливая божество, тот, кто его устанавливает, является царем всей Земли. Тот, кто строит храм для Господа, становится правителем трех миров. Тот, кто поклоняется и служит божеству, отправляется на планету Брахмы. А тот, кто совершает три эти действия, обретает такую же трансцендентную форму как у меня. Но тот, кто занимается чистым преданным служением без ожидания чего-то взамен, получает меня. Тот, кто поклоняется мне согласно процессу, который я описал, точно обретет чистое преданное служение мне».

Удачи в вашей деятельности в будущем. Я и Бада Хари, в свою очередь, обещаем, что если вам все удастся и вы построите храм, то в момент открытия мы присоединимся к вам и будем воспевать и участвовать в мероприятии открытия. Я надееюсь, что мне не придется десять лет ждать, пока это случится, чтобы снова к вам приехать. Постарайтесь, может быть, за пять-шесть лет успеть. Спасибо большое. Харе Кришна.

Если вы хотите, можно будет задать сейчас несколько вопросов на любые темы, потому что очень много можно обсудить в сознании Кришны. Если есть вопрос, можете встать и задать.

(Из зала) Дело в том, что я пытаюсь найти мантры, (помимо Маха-мантры), которые можно петь в творчестве и через это творчество давать это людям, которые не знают о Кришне. (Неразборчиво).

На самом деле, мы периодически поем и воспеваем разные мантры и песни. Вот такую мантру Шрила Прабхупада пел часто в начале (Напевает: «Говинда, джая, джая, Гопала, джая, джая...») Вот эту мантру воспевал Господь Чайтанья («Хари Харая Нама Кришна Ядавая Намаха…») есть также и другие мантры. Каждая из них обладает определенной силой. Но Господь Чайтанья больше всего хотел, чтобы воспевалась Харе Кришна Маха Мантра, потому что она очень могущественна и ее легко запомнить. Она наполнена его милостью. Тот кто воспевает именно эту мантру, получает благо от воспевания всех других мантр.

Это также, как, например, если у вас есть тысяча рублей, то одновременно у вас есть и пятьсот рублей, и двадцать, и десять. То есть, Маха Мантра является основной мантрой. Но, конечно же, каждый может воспевать еще какие-то дополнительные мантры.  Бада Хари прабху, (я очень часто с ним путешествую), является известным музыкантом, он часто воспевает, но он воспевает Харе Кришна Маха Мантру, а также различные другие мантры. Если вы хотите, после того, как мы закончим, можете подойти к Бада Хари прабху, он вам запишет мантры, которые он знает. Хорошо? Харе Кришна.

(Из зала) Я заметил, что ….повторяю джапу, внутренне что-то мешает. (Неразборчиво) Что можно сделать?

Однажды Шрила Прабхупада сказал, что воспевание подобно тому, как кипятят масло. Мы знаем, что гхи происходит из масла. Гхи — это часть сливочного масла, которое вскипело. Мы готовим на гхи. Таким образом, мы берем сливочное масло и готовим его, нагреваем до того момента, когда оно станет гхи. Но что происходит? Когда мы нагреваем сливочное масло и топим его до состояния гхи, то все нечистоты всплывают. Все повара знают, что когда вы готовите гхи из сливочного масла, то, постепенно нагреваясь, все нечистоты всплывают наверх, и вы просто их снимаете, чтобы осталось чистое гхи. То же происходит, когда вы воспеваете Харе Кришна. Воспевание имеет два эффекта. Во-первых, оно очищает наше сердце от всего нежелательного, что есть в нем, это злость или вожделение. В то время, когда все это плохое уходит из нашего сердца, и когда у нас остается чистое сердце внутри, тогда Святое Имя устанавливает прелестную форму Кришны на лотосе нашего сердца. Он восстанавливает служение Кришне, а также любовь к Богу проявляется в нашем сердце. Но сначала надо дождаться, пока плохие вещи выйдут из нашего сердца.

На самом деле, вы ощущаете, что ваше сердце очищается. Очень тяжело наблюдать за тем, как из вашего сердца выходит вся эта грязь, но просто разрешите этому всему выходить из вашего сердца. Постепенно ваше воспевание будет очень сладким, потому что вы будете воспевать в умонастроении преданного служения. Вам необходимо иметь терпение для того, чтобы обрести этот вкус. Шрила Прабхупада дает еще один такой пример, что, когда у вас больна печень, например, в Индии, одно из лекарств от больной печени при гепатите является тростниковый сок. У меня однажды была желтуха в Индии. Кто-то сказал: «Прабхупада говорил, что именно тростниковый сок — это самое лучшее от желтухи». Но на самом деле, для того, кто болен этим заболеванием, для него вкус этого сахара очень горький. Не то, что сахар становится горьким, но, когда вы больны, на вкус это горько. Когда мне дали тростниковый сок, то я начал жевать и говорить: «Господи, это просто как соль живая!». Я продолжал, жевал, жевал, и как только я начал выздоравливать, то почувствовал: «О, вкусно стало!».

Конечно же, мы все сейчас находимся в болезненном состоянии, мы забыли Кришну, наши отношения с ним, себя, и поэтому иногда, когда мы воспеваем, это похоже больше на борьбу, но, поверьте, пройдет время, и ваше воспевание станет очень сладким, и тогда вы просто не захотите останавливаться.

(Из зала) Скажите пожалуйста, как следует встречать духовного учителя в общественном месте? Должны ли мы быть в духовной одежде, воспевать Святое Имя, приносить поклоны, или нам не следует беспокоить окружающих?

Это целую лекцию можно дать. Это все зависит от места, времени, обстоятельств.Например, если вы едете с работы, и вы встретили своего духовного учителя, может быть, не совсем будет правильно, не совсем возможно принести поклоны, поэтому стоит их сделать в уме. Но, например, если вы встретили своего духовного учителя в храме, и вы одеты в вайшнавскую одежду, вы можете поклониться, а также предложить своему духовному учителю цветок, или какие-то добрые слова. Все зависит от места, времени и обстоятельств. Мы сейчас разрешим, наверное, Бада Хари ответить на несколько вопросов. Он с удовольствием всегда воспевает Святое Имя, поэтому, можете у него что-то спросить.

(Из зала) Скажите, пожалуйста, мне кажется, что вокруг иногда меня витает злая сила, которая влияет не только на меня, но и на других людей. Как с этим бороться?

С одной стороны, то, что зло присутствует вокруг нас, но также рядом с нами всегда есть Кришна. И вы должны понять, что Кришна присутствует в вас, в каждом атоме. И на самом деле, нам порой следует понять, что же есть зло. На самом деле, Шрила Прабхупада часто объясняет, что зло — это то, когда мы забываем о Кришне. Свет находится везде. Свет солнца присутствует всегда. Но на данный момент, например, мы не можем видеть свет солнца, потому что находимся с тыльной стороны солнца. Но находиться во тьме — это неестественное состояние. Естественное состояние — это быть в свете.

В «Чайтанья Чаритамрите» говорится, что Кришна — как солнце, а майя — это как зло, как тьма. И майя сравнивается с тьмой. Ответ на этот вопрос будет, что если мы хотим сражаться со злом и тьмой, которая окружает всех нас, потому что мы все сражаемся с невежеством, и самый легкий способ с этим бороться — это воспевать: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Это не клише, это не то, что просто говорится, на самом деле, если мы воспеваем, то большое количество невежества и темноты уйдет из нашего сердца. Чем больше мы воспеваем, есть такое выражение, что чистое имя Кришны восходит в нашем сердце как солнце на восходе. Поначалу наше воспевание не настолько могущественно, потому что мы очень обусловлены, покрыты. Постепенно, когда мы воспеваем уже чистое Святое Имя, то оно восходит в нашем сердце и рассеивает мрак невежества. Таким образом мы поборем зло вокруг.

(Из зала) Харе Кришна. Скажите, пожалуйста, о благословении ежедневного чтения книг Шрилы Прабхупады.

На самом деле, чтение книг Шрилы Прабхупады, стоит следующим после воспевания Святого Имени. И когда вы читаете книги Шрилы Прабхупады, конечно же, там дано очень могущественное знание, но также вы получаете общение со Шрилой Прабхупадой. Шрила Прабхупада однажды сказал, что он вложил в свои комментарии экстаз своей преданности. Насколько еще более личным может быть ваше общение с человеком в те моменты, когда он делится с вами экстазом своей преданности с Богом? Когда вы делаете это каждодневно, это все нарастает, нарастает, и вы чувствуете огромную силу свою духовную. Например, вы можете читать где-то полчаса в день, с одной стороны может показаться, что это не настолько возвышенно, но, когда это входит в вашу привычку и вы это делаете каждодневно, еженедельно, на протяжении многих лет. Каждый день вы получаете общение со Шрилой Прабхупадой, на протяжении получаса либо же часа, тогда через несколько лет, благодаря этим каждодневным усилиям, этот опыт личного общения с Прабхупадой поменяет вашу жизнь.

Шрила Прабхупада когда-то сказал, что если вы каждый день будете читать по главе «Бхагавад-Гиты», то вы станете пандитом. Еще небольшое замечание по этому поводу- речь идет о том, чтобы получать знание. Благодаря общению с Кришной, благодаря общению со Шрилой Прабхупадой, вы постепенно становитесь реализованной душой. Благодаря постоянному чтению, Господь присутствует в нашем сердце, и он таким образом очищает его каждый день. Это очень неплохо, неправда ли? Кришна настолько добр к нам, что он живет в нашем сердце и никогда не покидает нас. Когда мы хорошо слушаем о нем, таким образом он очищает наше сердце. Когда он очищает наше сердце, мы становимся радостными и счастливыми. Однажды мы увидим Кришну. Шрила Прабхупада однажды сказал, что искренние преданные, читая книги, даже в самом начале могут увидеть Кришну на страницах «Шримад-Бхагаватам». Хороший вопрос.

(Из зала) Вопрос насчет аскез. Можно ли изучать разные методики аскез, авторы книг не только Прабхупада, а кто-то еще, (неразборчиво).

Это очень сложно. Описано, что чистый преданный Господа по милости Господа обладает всеми мистическими совершенствами. Но он не показывает их, не пользуется ими, потому что если люди увидят это, они будут следовать за ним исходя из ложных представлений. Таким образом, чистые преданные Кришны готовы давать трансцендентное знание другим людям и благодаря этому помогать им освобождаться. Потому что если чистый преданный будет показывать мистические совершенства, то обычные люди будут привлекаться этим, стараться копировать это, и будут таким образом уходить с пути.

Мы понимаем, что у Шрилы Прабхупады были проявлены все мистические совершенства, но он никогда не показывал нам их, потому что он не хотел, чтобы мы следовали за ним, исходя из пустого восхищения. Наоборот, он хотел, чтобы мы следовали за ним благодаря тому знанию, которое он нам дает. Получив это знание, мы могли бы освободиться и реализоваться. На днях я читал книгу, которая описывает Ямуну-деви, одну из первых учениц Шрилы Прабхупады. Когда Шрила Прабхупада останавливался в Англии, она иногда сопровождала его на утренних прогулках. Она рассказывает о том, что однажды было очень дождливое утро, они возвращались назад, они были обуты в резиновые сапоги. Она заметила, что когда она наступает в лужи или на грязь, то следы от ее ботинок очень глубокие, в то время как Шрила Прабхупада практически не оставлял следов. Она постоянно оборачивалась и смотрела, она не могла понять, следы от ее стоп, сапог, оставались, а когда она смотрела на следы, оставляемые Прабхупадой, их не было. Она спросила: «Прабхупад, я не понимаю, почему, когда я наступаю на грязь, я проваливаюсь, остаются следы, а вы идете и ничего нет. Что происходит?». Прабхупада улыбнулся, посмотрел не нее, и сказал, что «ты поймешь это только на очень высших стадиях своего духовного развития». Все, что связано с Прабхупадой, было полно мистики, но он не хотел, чтобы мы погружались в этот его аспект, он был очень практичен, говорил: «Просто воспевайте Харе Кришна, очищайтесь и возвращайтесь назад к Богу». Еще один вопрос и начнем киртан.

(Из зала) Скажите пожалуйста, как стать хорошим учеником своего духовного учителя?

Это еще одна лекция. Шрила Прабхупада  пишет в «Бхагаватам», что основное, главное наставление духовного учителя — это воспевать шестнадцать кругов в день. Еще можно добавить, что следовать 4-м регулирующим принципам, потому что именно то мы обещали в момент принятия инициации. Возможно, это звучит несколько просто и обыденно: просто воспевай два часа в день Харе Кришна Маха-мантру и следовать тем принципам, которым ты обещала, тем обетам, которые давала, но мы знаем все, что это Кали-Юга и порой это очень непросто.

Но искренность нас как учеников заключается в том, что мы продолжаем это делать. «ученик» (англ. — disciple), исходит от слова «дисциплина». Невозможно продвигаться в самоосознании, если нет дисциплины. Если мы будем просто дисциплинированно следовать тому, что мы обещали, то духовный учитель будет удовлетворен нами и он благословит нас. Много раз Шрила Прабхупада писал и говорил о том, что если вы будет воспевать 16 кругов Маха-мантры в день и следовать 4-м регулирующим принципам, то вы можете вернуться назад к Богу уже в этой жизни. И как такое возможно? Потому что исходя из этого, просто быть дисциплинированным, исходит и понимание хорошего ученика. Таким образом, также как если вы заложите хороший фундамент, то в последствие вы можете построить прекрасное здание. Так, все, достаточно философии на сейчас. Будем воспевать.

 (Последний вопрос) (Из зала) Расскажите о важности Санкиртаны и участия в Харинамах.

Если вы хотите поучаствовать в Харинамах, приезжайте на Польский тур. Будет уже двадцать седьмой год с того момента, как проводятся фестивали в Польше на Балтийском побережье. Существует такая школа, где живут примерно 300-400 преданных. Мы проводим фестивали каждый вечер, на всем Балтийском побережье. Говинда Махарадж сказал однажды, что эти фестивали — это самое великолепное шоу на Земле. Это пять с половиной часов удивительно программы, это театр, музыка, выступления. У нас где-то от пяти до десяти тысяч человек в течение месяца приходят. Нам необходимы добровольцы в этом году. У вас будет Шенгенская виза в Европу. Увидите мир. Это называется Польским туром, но, на самом деле, из четыреста человек на туре триста девяносто девять — русские. Таким образом, Россия освобождает Европу благодаря воспеванию Святого Имени. (Из зала) Харибол! (Аплодисменты)

Есть такое поверие, что каждый благочестивый мусульманин должен хотя бы раз в жизни отправиться в Мекку. Таким образом, каждый русский преданный должен хотя бы раз в жизни посетить Польский тур. Сколько из вас уже были на Польском туре? Поднимите руки. Посмотрите, именно они светятся улыбками в этом зале сегодня. Вот Махаван прабху, Обращайтесь к нему, и он даст вам всю информацию, каким образом можно присоединиться к этой великолепной Санкиртане. Вы приедете к нам, и мы будем пировать, танцевать, воспевать и Харинама проходит в течение семи часов в день. Хорошо? Спасибо. Харе Кришна.
По всей видимости, у нас будет представление, дети приготовили, да? После этого Бада Хари будет воспевать экстатический киртан, и вы будете прыгать просто до потолка.
Завтра в шесть мы снова будем с вами.
Харе Кришна!