Дыхание жизни

Главная > Практика > Праздники
   место: Вриндаван

Доброе утро всем! Харе Кришна! Очень рад видеть ваши улыбающиеся лица, лица всех преданных из России. Немного напоминает мне нашу парикраму на Картику. Как вы знаете, каждую Картику мы с нашей группой (примерно 300-400 человек) отправляемся каждый день вокруг Вриндавана на парикраму. И сюда мы приходим обычно несколько раз, потому что здесь есть этот зал и эта сцена, и эта атмосфера. И что более важно, когда мы сидим здесь, мы можем видеть исторические Божества в нашей сампрадайе. Этим Божествам поклонялся Локанатха Госвами, который был духовным учителем Шрилы Нароттама даса Тхакура. Здесь также Божества Баладева Видьябхушаны, который был учеником Вишванатха Чакраварти Тхакура. Вишванатха Чакраварти Тхакур, который являлся в 17 веке и оставил после себя такое количество вайшнавской литературы, многие говорят, что он был инкарнацией Шрилы Рупы Госвами. Его Божества тоже здесь. И кроме всего, здесь находится Говардхана шила, которую Чайтанья Махапрабху дал лично Рагхунатха дасу Госвами. Вы, наверное, уже слышали эти лилы или услышите их, когда будете во Вриндаване. По этой причине и по многим другим, это место очень священно, поэтому мы проводим программы здесь во время Картик-парикрамы. Здесь множество необычных Божеств. Прабхупада дал очень необыкновенное значение или перевод слова «Божества». Он переводил арча-виграха, как инкарнация милости Господа. И он объяснял, как Божество является инкарнацией милости Господа. Так как сейчас нашим материальным зрением мы не можем видеть трансцендентную форму Кришны, его различных экспансий, инкарнаций. Единственное основное стремление преданного - это видеть Кришну, быть с Кришной, служить Кришне. Это является самой сутью сердца вайшнава. 

Но так как мы находимся в этих грубых материальных телах, мы не можем поистине созерцать трансцендентную форму Господа. Это очень грустно, печальные новости. Но из-за своей милости Господь появляется перед преданным в так называемой своей материальной форме – в форме Божества. И испытывая милость к преданному, Господь проявляется перед преданным в так называется материальной форме, в виде мрамора, металла, дерева или еще какого-то, чтобы преданный мог видеть Господа своими материальными чувствами, материальными глазами. Поэтому это инкарнация милости Господа специально для того, чтобы мы могли постичь Его своими материальными чувствами. Прабхупада говорит: «Он настолько милостив, что в этой форме Он может поместиться у вас на ладони». Конечно, материалисту, у которого нет знания о форме Господа, о поклонении Господу, о Божествах, ему очень трудно понять все эти вещи. Мы знаем и понимаем, потому что у нас есть знание и также мы служим. Так как мы служим  Божествам, мы понимаем, как милостивы Они могут быть, даже по отношению к неофитам, даже к начинающим преданным. Итак, Прабхупада сказал на инсталляции маленьких Божеств Радхи-Кришны в нашем храме в Лос-Анджелесе: «Если вы будете во время поклонения видеть эти Божества как краски, как металл, они навечно останутся для вас металлом. Но если вы будете видеть Их как Господа, эти Божества в конце концов в силу вашего поклонения Им начнут с вами разговаривать». Поэтому это инкарнация милости, проявление милости Господа - такая Его форма. Несмотря на то, что мы не можем видеть Его, но стоя на алтаре в этой материальной форме, кажущейся материальной форме, Он проявляет свои лилы, и мы можем увидеть Его отношения с Радхарани.

Тамала Кришна Махарадж, мой духовный брат, которого уже нет с нами (он покинул этот мир), он очень хороший друг мой, и он был секретарем Прабхупады. Он рассказал мне эту замечательную историю, которая случилась, когда он путешествовал с Прабхупадой. В то определенное время Прабхупада путешествовал по миру со своими небольшими Божествами Радхи и Кришны (после его ухода этим Божествам поклоняются в Майяпуре). Однажды после программы Тамала Кришна Махарадж с Прабхупадой вернулись в комнаты. Это был вечер. В этой комнате, алтарной, находились Божества, и свет был очень мягкий, такой приглушенный свет освещал Божеств. И Тамала Кришна Махарадж зашел и просто взглянул на Божества, получил даршан. Но посмотрев на Прабхупаду, он увидел, что его глаза просто зафиксированы на Божествах. Он увидел, что он находится в каком-то другом измерении, смотря на них абсолютно неотрывно. И Госвами Махарадж, Тамала Кришна Махарадж, он понял: «То, что вижу я, совершенно отличается от того, что видит Прабхупада. Прабхупада видит что-то совершенно другое. Прабхупада чистый преданный и своими глазами он видит игры Радхи и Кришны, которые происходят там». Итак, Прабхупада устанавливал веру в нас, даже в неофитах, в начинающих преданных, тем, как он проявлял свое отношение к Божествам, и тем, как Божества отвечали ему на это. Этим самым вера пробуждалась в нас. Мы понимали, что есть глубокие отношения, что это реальность. Много было сделано фотографий во время установления Божеств Радхи–Парижишвары. И потом, после того как эти фотографии с инсталляции проявили, Прабхупаде принесли эти фотографии. На этих фотографиях Прабхупада предлагал арати Радхе-Парижишваре. И он посмотрел на фотографии и сказал: «Посмотрите только: я смотрю на Кришну, а Кришна ведь смотрит на меня!..» Когда преданный служит Божествам, во время его поклонения Господь смотрит в сердце преданного. Преданные, которые занимаются поклонением Божествам и понимают этот аспект, они проводят перед Божествами максимальное количество времени. Они проводят как можно больше времени перед Божествами, чтобы получить эту связь с Господом, потому что Господь, когда преданный предлагает служение Ему, смотрит в его сердце в этот момент.

И вот в этой момент в комнате, где был приглушенный свет и куда они зашли вдвоем, Госвами Махарадж очень внимательно наблюдал за тем, что Прабхупада очень внимательно в полумраке вглядывается в Божества Радхи и Кришны, стоящие в этой комнате. Прабхупада посмотрел на Тамалу Кришну Махараджа и, повернувшись, сказал: «Просто посмотри, насколько красиво танцуют Радха и Кришна!» Прабхупада посмотрел на Тамала Кришну Махараджа и сказал: «Посмотри, как они улыбаются, как танцуют!.. Ты видишь, как  двигается их одежда и какие у них красивые движения в этот момент?..» А Тамала Кришна Махарадж просто смотрел на них и видел, как они стоят – ничего больше. Такова милость чистого преданного - он проявляет эти отношения, видит их. Поклонение Божествам - это практика для неофитов, для преданных среднего уровня и для преданных высокого уровня также. Но для таких возвышенных личностей как Баладева Видьябхушана, Локанатх дас Госвами, Вишванатха Чакракварти Тхакур, Нароттама дас Тхакур, чьи Божества находятся в храме, для них это не просто Божества, для них это жизнь и душа, для них это все, что у них есть. И эти Божества, которым лично поклонялись эти святые, для них, для этих святых все. Вся их жизнь была построена вокруг этих Божеств, вся их миссия, и Они отвечали им взаимностью. И так как эти определенные Божества были очень дороги этим ачарьям, они также очень дороги и для нас. Это настроение прекрасно описано в бхаджане, который мы часто поем, в котором есть такая строчка «пранадхана хе», что означает «жизнь и душа», что эти Божества для этих ачарьев и святых являются всей сутью, самим дыханием жизни, «пранадхана хе»:

джайа радха говинда радха-говинда радхе

руп госвамир прана-дхана хе

джайа радха говинда радха-говинда радхе

(Джая Радха-Кришна гити)

Вот так поется в этом бхаджане, в котором говорится что Радха-Говинда - это жизнь и душа Рупы Госвами. У каждых Божеств есть свои лилы, они все Кришна, но они уникальны каждый своим образом. У нас есть Рукмини-Дваракадиши в Лос-Анджелесе и Радха-Расабихари в Бомбее. Однажды секретарь Прабхупады заметил, как Прабхупада очень внимательно и усиленно молится, стоя перед Радхой-Дваракадиши в Лос-Анджелесе, и он поинтересовался после этого: «Прабхупада, о чем Вы так усиленно молились, стоя перед Божествами?» Прабхупада сказал: «Я молился Божествам Радхи-Дваракадиши здесь о том, чтобы Они заняли меня служением Божествам Радхи-Расабихари в Бомбее». Я лично видел, как Прабхупада плакал, стоя перед Божествами Радхи-Парижишваре во время Их инсталляции, я также видел, как Прабхупада проливал слезы, воспевая джапу перед Божествами Радхи-Лондонишвары. Поэтому для нас это жизнь и душа. Поэтому мы сейчас очень удачливы – это необычный момент, когда мы можем стать перед Божествами и смотреть своими глазами на Них, которые исполнены сильной любви тех вайшнавов прошлого, которые поклонялись Им.

Садху, которые живут во Вриндаване… Вы знаете, во Вриндаване есть 7 главных храмов. Садху, живущие во Вриндаване, особенно старой закалки, они каждое утро делают обход всех семи храмов, чтобы получить даршан всех главных Божеств Вриндавана. И вечером, перед тем как они отходят ко сну, они делают то же самое, они получают опять даршан всех семи главных Божеств Вриндавана. Они видят Кришну, Кришна смотри на них - и так они очень счастливы. Эти храмы очень важны, это огромная часть нашей истории и культуры и огромная часть нашего процесса очищения сердца. Шрила Прабхупада, когда он жил во Вриндаване (до того как он отправился на Запад) и подготавливал свою миссию распространения сознания Кришны по приказу своего духовного учителя, находясь здесь, он делал то же самое (есть рассказы о том, как он обходил все главные храмы Вриндавана утром и вечером). Более того, он сам жил в одном из храмов Вриндавана, Радха-Дамодаре, поэтому мы должны следовать по стопам Шрилы Прабхупады и сделать это также своей деятельностью, также вести себя как и Прабхупада, следовать его примеру, получая даршаны всех храмов Вриндавана. Если невозможно приходить каждый день, можно приходить насколько возможно чаще.

В соответствие с книгой «Нава-Враджа-махима», которую написал Шиварама Свами, во Вриндаване 60 биллионов святых мест, поэтому мы не видим их все. Мы можем потратить целую жизнь, чтобы посетить все святые места. В соответствие с описанием Вишванатхи Чакраварти Тхакура, все святые места, которые существуют на планете, особенно в Индии, они все находятся во Вриндаване. Те, кто путешествовал много по Индии, знают, сколько святых мест находится в Индии. И все эти места на самом деле проявлены во Вриндаване, они экспансированы во Вриндаван, это их проявление во Вриндавана-дхаме. Поэтому здесь бесконечное количество святых мест, существующих на всей Земле. Бадарикашрам в Гималаях... Вы знаете, что изначальный Бадарикашрам находится во Вриндаване? Айодхья, и Пури, и Чаупати, и Шрирангам. И в соответствие с утверждениями наших вайшнавов-ачарьев, все изначальные места находятся во Врадже. Даже Майяпур. Бхактивинода Тхакур подтвердил это, что изначальный Майяпур – это и есть Вриндаван. Майяпур – это и есть Вриндаван. Поэтому все изначальные святые места, всё находится здесь, во Врадже.

Один преданный однажды пришел попрощаться. Я спросил: «Куда едешь?» Он говорит: «Я поехал омываться в реке Ганге». Но я ему сказал: «Хорошо, но у тебя же здесь есть Ямуна. При всем моем уважении к матери Ганге, отдавая должное ее возвышенному положению, Ямуна находится в еще более возвышенном положении, потому что в ней купался сам Господь Кришна, Его трансцендентное тело постоянно омывалось в водах этой реки». Преданные иногда говорят: «Хочу поехать в Ганготри и там, на верхушке Гималаев, омыться в изначальных истоках Ганги». Я говорю: «Это хорошо. Я тоже там был. Но изначальная Ганга находится здесь. Сходи прими омовение в Манаси-Ганге». Но преданный говорит: «Нет, подождите. Я же видел карту: она проистекает в севера, потом она в Бенгалию впадает, потом еще куда-то. Она вообще не затекает сюда, во Вриндаван, в Уттар-Прадеш. Как это возможно?» Я сказал: «Ну, присядь-ка. Я сейчас тебе кое-что расскажу…»

Однажды давным-давно… Ну, это, конечно, не сказки. Мы шутим, но это не сказки, не «мифологические истории», как говорил, смеясь, Прабхупада. Но есть реальная история, как один садху путешествовал по Южной Индии. Садху путешествовал с северных районов Индии. Омывшись в Ганготри, он прибыл во Вриндаван. И во Врадже по традиции вечером садху собираются вместе, чтобы поговорить о Кришне, иметь какую-то катху, попеть какие-то бхаджаны и поесть прасада. И по этой древней традиции он вместе с местными жителями и садху собрался вечером поговорить о Кришне. И вот он в ходе общения начал описывать бриджабаси славу матери Ганги. И он рассказывал о том, с какой силой и могуществом она вырывается из гималайских пещер, какие красивые у нее потоки, как она на самом деле нисходит с райских планет, а туда попадает с духовного мира. Даже самый греховный человек может смыть все свои грехи одним омовением в матери Ганге. И он рассказывал много сладких историй про мать Гангу, и все бриджабаси так вдохновились и сказали: «Все, мы все должны отправиться в Ганготри. Нам обязательно всем нужно омыться в водах реки Ганги». Маленький Кришна, стоя там, слушал все это - маленький сын Нанды Махараджа, 6 лет. И Он сказал: «Нет, нет, папа, мы не должны туда ехать. Все святые места есть у нас во Врадже». И Кришна продолжил: «Вриндаван является источником всего духовного». А бриджабаси посмотрели на Него, подумали: «Ну, ребенок, 6 лет, конечно, - что с него взять?» И конечно, несмотря на то, что Кришна говорил очень красноречиво, очень мудро, очень глубокие вещи, бриджабаси думали про Него, что Он просто маленький мальчик. Даже несмотря на то, что Он был Верховной Личностью Бога, для того, чтобы спонтанной любви к Нему ничему не препятствовало, Йога-майя скрывает это осознание Его величия
как Верховной Личности Бога - всезнающего, всепроникающего, поэтому бриджабаси видят Его просто как ребенка и относятся к Нему так же, их любовь ничем никогда не потревожена. Нанда Махарадж сказал: «Эй, Лала, сядь, успокойся». А бриджабаси все продолжили: «Да, да, все собираемся, покидаем Вриндаван, едем в Ганготри». А Кришна подумал: «Да… Что же будет с Вриндаваном? Вриндаван без Моих преданных – не Вриндаван». А кто такой Кришна без Своих преданных? Прабхупада сказал: «Вы никогда не увидите изображений Кришны, где Он один. Он всегда окружен преданными, даже если не гопами или гопи, то всегда это либо коровы, либо павлины». Абсолютная Истина означает: Господь, преданные и их сокровенные узы преданного служения.

Поэтому Кришна немного испугался: «Так, сейчас все мои преданные уедут в Ганготри. Так, подождите-ка, я сейчас покажу вам Гангу во Вриндаване!» Старшие пастухи паковали, запрягали быков, готовили повозки, женщины готовили, жарили всякие вкусные штуки, дети носились повсюду, а Кришна сказал: «Так, все остановились! Смотрите!» Кришна вытащил свою флейту, проткнул этой флейтой землю, сел в йогической позе и начал медитировать. И из ума Господа вдруг проявились воды Ганги. Манаси, или Манаси-Ганга, - та Ганга, которая проявилась из ума Господа. Господь может проявить Гангу из ума точно так же, как Он проявил Гангу, когда в форме Господа Тривикрамы Он проткнул большим пальцем своей стопы покрытие Вселенной. Из капельки пота, которая находилась на Его лотосной стопе, через эту дырочку в покрытиях Вселенной вода проистекла в воды Ганги. Поэтому Господь, если Он может проявить реку из капли пота на Своих стопах, Он может проявить ее и из Своего ума. И все это происходило в самом любимом, одном из самых любимых мест игр Кришны и всех остальных – возле холма Говардхана. И вот в центре Говардхана проявляется эта красивая вода, красивое озеро, которое называется Манаси-Ганга. И бриджабаси говорят: «Ну хорошо, понятно, озеро-то красивое. Но почему же ты думаешь, что это Ганга?» И во время всего этого там старшие жители Вриндавана общались между собой, думая: «Что же это за чудо? Какова причина всего этого происходящего?» Они между собой переговаривались: «Он, конечно, всемогущий. Может быть, Он какой-нибудь мистик? А может, Он полубог?» В ходе их разговора речь заходила о могуществе Кришны, но максимум, до чего они доходили, это до полубога. Никогда они не думали, что Кришна – это Бог. Если бы они начали думать, что Кришна – Господь, то тогда их отношения (родительские, дружеские или супружеские) были бы нарушены благоговением слуги перед господином. То, что бриджабаси не думают, что Кришна - Бог, помогает им любить Кришну так, как никто не любил Кришну никогда ранее. Взрослые сидели и думали: «Что же этот ребенок творит?» А дети подумали: «Надо пойти нырнуть».

Но чтобы устранить все сомнения в умах своих дорогих преданных и чтобы сокровенные их отношения продолжились беспрепятственно, Кришна все-таки решил сделать кое-что. И Он сказал: «Итак, смотрите!» - и вдруг из центра озера появляется шикарная женщина верхом на крокодиле. Как часто у вас в жизни случалось встречать женщину, появляющуюся из центра озера, которая передвигается верхом на крокодиле? А почему крокодил? Потому что полубоги, отвечающие за разные департаменты управления этой Вселенной, для того, чтобы Кришна просто наслаждался своими лилами и играл на флейте, они занимаются вот этими управленческими делами, которыми Ему не хочется заниматься. У каждого из этих полубогов есть свое мистическое животное, носитель, на котором они ездят. Допустим, Шива ездит на белом быке, а Брахма - на лебеде. И так как бриджабаси учены в писаниях, они знают о том, что описано, что Ганга ездит на крокодиле, поэтому они были убеждены: «А, это женщина на крокодиле - ведь это и есть Ганга. Мы знаем об этом, мы слышали». Поэтому они все успокоились и подумали: «А действительно, зачем нам куда-то идти? Вот же она, Ганга».

Таким образом, все святые места есть во Врадже. Человеку не нужно покидать Вриндаван, чтобы посетить что-то еще или увидеть какие-то другие места. Время, проведенное во Вриндаване - это самое полезно потраченное время. Мы в нужном месте делаем нужную вещь в самое лучшее время. Каждый месяц, каждый день, каждая секунда, каждое мгновение, проведенные во Вриндаване, очень ценны. И мы должны это всегда помнить, всегда осознавать, что каждое мгновение, проведенное во Вриндаване, может приблизить нас к преме. Мы не приезжаем сюда как туристы, мы приезжаем сюда как просители, как попрошайки. Мы молим о милости, мы молим Гуру Махараджа о милости.

Рупа Госвами в своей «Бхакти-расамрита-синдху» описывает 64 атрибута поклонения, или метода поклонения, и говорит, что 4 из этих 64 являются самыми важными. И Шрила Прабхупада организовал свое Движение сознания Кришны таким образом, что мы автоматически, сами того не думая даже, заняты в каком-то из этих видов деятельности: воспевание Святого Имени «Харе Кришна», чтение «Шримад-Бхагаватам», поклонение Божествам, общение с преданными… На самом деле их пять. И вот пятое – это жить или приезжать в святые места, такие как Вриндаван и Майяпур. Джива Госвами в своей «Бхакти-сандарбхе» описывает, что даже преданный-неофит, который едва-едва встал на ноги в духовной жизни и делает свои первые попытки на этом пути, соприкасаясь с этими названными пятью видами преданного служения, может ощущить то, что ощущают возвышенные преданные, он сможет испытать ощущение чистой преданности или чистой любви к Богу, даже на начальном уровне. И почему мы так акцентируем эти вещи? Чтобы вы очень хорошо поняли, насколько это важно и ценно для духовной жизни - находиться в святой дхаме Вриндаван. И на самом деле Прабхупада (после того, как он достиг успеха в своей проповеди на Западе) первое, что он сделал – это вернулся во Вриндаван и открыл здесь центры и храмы, чтобы преданные тут же могли приезжать с Запада сюда и соприкасаться с этой атмосферой, и получали возможность ощутить вкус чистейшей любви, чистейшей бхакти, который можно ощутить здесь, в этих святых местах, потому что могущество это неописуемо. И Шрила Прабхупада хотел этого, поэтому он тут же это сделал - он открывал огромные храмы и центры и просил преданных приезжать. Подобно тому, как Запад является лидирующим и прогрессирующим в мире техники, технического прогресса, точно так же Индия, прошлое Индии, духовное достояние Индии, является ценностью для всего мира, через которую этот мир может черпать бесконечно. Она является ценностью, она несет в себе, в своем прошлом и в своей истории, все эти скрытые тайны и ценности. И особенно присутствие Господа Чайтаньи в наш нынешний век дает особое могущество Индии. Господь Чайтанья пришел раскрыть ценность преданного служения, ценность святого места и ценность бриджабаси, их чистой любви, которую они испытывают к Кришне. Все это дано Господом Чайтаньей, все это дано нам, чтобы мы могли этим воспользоваться, это достояние всего мира. И Шрила Прабхупада, имея глубокую веру в наставления своего духовного учителя, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, имея глубочайшую веру в Святое Имя, уехал на Запад в преклонном возрасте, распространив свою миссию. В 1971 году он вернулся назад во Вриндаван и начал работать над планом, чтобы открыть здесь храмы. Он сказал: «В Индии так много храмов. Зачем нужен еще один?» И так как Прабхупада сам является очень необычной личностью, все, что он делал, было невероятно необычным. Поэтому и храмы, которые он открывал, они все необычные, особенно для нас. Эти храмы, особенно храм, открытый во Вриндаване, является самым необычным для нас. Прабхупада однажды сказал: «Если вы просто находитесь в нашем храме Радхи-Шьямасундары, Кришны-Баларамы и Гаура Нитай и воспеваете здесь Святые Имена, вам не нужно ходить больше никуда, здесь есть все внутри, во дворе этого храма». Поэтому здесь мы находимся по приглашению Прабхупады, так как он проделал тяжелую работу для того, чтобы открыть эти места: Вриндаван, Майяпур, Бомбей. Сейчас это все уже записано как историческая хроника. Поэтому как доволен, как счастлив он будет, как счастлив он сейчас, видя все ваши улыбающиеся лица из Москвы, из Санкт-Петербурга, Омска и Владивостока, сидящие в святом месте!..

Однажды Шрила Прабхупада сказал Бхакти Чару Махараджу, что поехав на Запад и открыв там храмы, он выполнил миссию своего духовного учителя, и что теперь он хочет исполнить свою личную миссию, вернув чистую форму сознания Кришны Индии, особенно вернув его в Майяпуре, в месте, куда пришел Господь Чайтанья Махапрабху, открыв там центр, пробудив это и сохранив все послание, все то знание, которое принес Чайтанья Махапрабху сюда. Это была личная миссия Шрилы Прабхупады. Ради чего? Ради вас, чтобы вы все окунулись в непревзойденную трансцендентную атмосферу этих святых мест Вриндавана. Поэтому насколько мы должны быть благодарны Шриле Прабхупаде за то, что он привел нас сюда, чтобы мы получали даршаны этих Божеств и всех этих мест. Насколько же мы должны быть благодарны и ценить все, что он сделал для нас!.. Любое служение, сделанное здесь, особенно служение воспевания Святых Имен, которое является главным для нас, любое служение, сделанное здесь, увеличивается в 1000 раз. Джива Госвами, проводя градацию, последовательности, величия, или глубины и возвышенности дхам, - совершенной, очень совершенной и самой совершенной дхамы - разделяет их на Двараку, Матхуру и Вриндаван. Он говорит о том, что Вриндаван – это наивысшее место. В Двараке преобладает благоговение и почтение. В Матхуре это благоговение и почтение от сознания величия Господа смешано со сладостью. Во Вриндаване же оно чистое - абсолютно чистая сладость; и это самое возвышенное место, самое великое в градации духовной иерархии. Поэтому насколько же мы удачливы находиться здесь, во всех этих местах, быть именно здесь!.. И это все по милости Шрилы Прабхупады, это милость его лотосных стоп. Поэтому насколько же мы должны благодарить его и осознавать, что он сделал для нас!.. Даже в самый так называемый будний день Вриндавана, что нельзя говорить о Вриндаване (здесь не бывает будних или обычных дней), но даже если мы так скажем, в самый обычный день во Вриндаване любая ваша деятельность умножается в 1000 раз, все ваше служение. Что же говорить о таких днях как сегодня – Шиваратри?.. В тысячи и триллионы тысяч раз все, что вы ни сделаете, будет умножено в такие особые праздники как сегодня.

Был американский астронавт, который был первым из высадившихся на Луне, - Нил Армстронг. Когда Нил Армстонг высадился на Луне, сделав своей первый шаг на поверхности Луны, он произнес такую фразу: «Один шаг, один маленький шаг одного человека - это огромный прогресс, прорыв вперед всего человечества», - потому что он понимал, осознавал, насколько это великое дело – то, что сделали они, американцы. Американцы - это были первые, знаете, кто высадился на Луну, на самом деле. А Бада Хари Прабху бы прокомментировал: «Да не волнуйтесь, никто вообще на Луне не был». А еще: «Мы не русские, не американцы, мы все тут бриджабаси».

И вот мы сидим в храме Радхи-Гокулананды в день Шиваратри. Насколько же мы удачливы!.. Шиваратри – это день, который празднуют сегодня бриджабаси. ИСККОН празднует его завтра. Не знаю, почему точно, но так или иначе. Сегодняшний день - это день празднования Шиваратри у бриджабаси, и мы очень удачливы. Точно так же как есть 5 действий, или процессов, которые усиливают наше преданное служение и дают нам вход, есть также 5 личностей, которые помогают нам на пути к чистому преданному служению (но я обычно говорю - 6). Поэтому есть 5 личностей, которые помогают нам достичь премы (когда-нибудь, в будущем) и позволяют нам увидеть дхаму, попасть в дхаму: река Ямуна (которая находится буквально в одном квартале отсюда), холм Говардхан, Вринда-деви, Пурнамаси, Гопишвара Махадев. Иногда о Пурнамаси говорят, что это Пурнамаси - это пыль Вриндавана. И шестая личность для нас в этом списке - это Шрила Прабхупада, потому что без Шрилы Прабхупады мы бы не знали ни Гопишвару, ни Ямуну, ни Враджа-рену, ни Вринда-деви кто такая, ну ничего бы не знали. Поэтому преданные-бриджабаси, преданные со всей Индии и из отдаленных частей Раджастхана, приезжающие во Вриндаван, первое, что они делают - первым делом едут к Гопишвара Махадеву. Гопишвара Махадев, который является Господом Шивой, по вечерам одетый в прекрасную форму гопи, дает правильный настрой попасть во Вриндаван, или увидеть Вриндаван. Обычно все идут именно к нему. Как Джая и Виджая охраняют вход на Вайкунтху, Шива охраняет вход во Вриндаван. Поэтому неавторизированные пользователи не могут войти.

Однажды один преданный жаловался, говорит: «Вриндаван, конечно, трансцендентный, но такая жарища летом, такой холод зимой!» Прабхупада говорит: «Да, это чтобы майявади здесь не поселились».

И сейчас у нас будет киртан, а позже мы расскажем историю о том, как Шива стал защитником или хранителем входа доступа во Вриндаван. Преданные иногда, видя Господа Шиву, думают: «Ну и тип он, конечно!.. Ну и внешний вид у него!,. Мы всё понимаем, но странновато очень». Потому что обычно человека судят по его внешнему виду, потому что внешний вид - это проявление его внутреннего состояния. Поэтому преданные мужчины и женщины, вайшнавы и вайшнави, они выглядят так, как выглядим мы сейчас, потому что это проявление нашей внутренней чистоты и собранности. Иногда  мы видим людей неопрятных, грязных или странно выглядящих, бомжеватых, и также мы понимаем, что внутри у них что-то такое, что заставляет их выглядеть так. И поэтому преданные, видя Господа Шиву, задумываются: «Что же это за личность? На нем тигриная шкура, странные черепа, волосы спутанные, разбросанные повсюду, глаза красные от курение ганджи. И вообще очень странная личность. Как он вообще может быть защитником входа, или охранником Вриндавана?» Господь Шива живет на Кайлаше в пещерах или в скалах ледяных. Он настолько беден, что он не может своей жене Дурге, которая является повелительницей всего материального творения, предоставить дом нормальный для жизни. Живут они под деревом баньян. Это странная личность. Какое он вообще отношение имеет к Вриндавану или к тому, чтобы дать позволение кому-то увидеть Вриндаван, об этом мы расскажем позже.

Сейчас в этом самом благоприятном месте в самое благоприятное время в самом благоприятном собрании с самыми лучшими людьми давайте займемся немножко юга-дхармой для того, чтобы очистить наши умы и подготовить к тому, чтобы послушать еще больше катхи и еще больше углубить наше понимание того, что происходит. Шрила Бада Хари прабху вместе с нами. Есть всегда какое-то экстра добавочное, бонусное приложение радостное, и это Бада Хари прабху. Потому что сейчас Киртан-мела в Майяпуре, и все находятся там, но мы очень удачливы, потому что это экстраординарный киртания, который находится сейчас вместе с нами. И также мы очень рады, что среди нас присутствуют самые старшие ученицы Прабхупады, которые имели очень много личного общения с ним. Рядом с ними очень легко всегда помнить Прабхупаду. По милости Прабхупады это женщины-легенды своего времени: матаджи Кошарупа (жена Бада Хари прабху), матаджи Малати, матаджи Вишакха и матаджи Шрутирупа (которая имела очень много сокровенного общения с Прабхупадой и готовила для него также). Сегодня в 5 часов вечера эти достопочтенные женщины будут рассказывать о своем личном общении с Прабхупадой, о том, что происходило в те дни, когда движение распространялось. Комната в доме Прабхупады небольшая, поэтому советую вам попасть туда до пяти часов вечера. Не пытайтесь прийти - приходите. Я тоже буду там. Давайте продолжим поток нектара махамантры. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе! Спасибо большое! Харе Кришна!