Убивающий демонов

Главная > Практика > Праздники
  

Мы читаем Шримад Бхагаватам песнь 1 глава 3 текст 23.

эконавимше вимшатиме
вишнишу прапйа джанманӣ
рама-кршнав ити бхуво
бхагаван ахарад бхарам

В девятнадцатом и двадцатом воплощениях Господь явился в семье Вришни [династии Яду] как Господь Баларама и Господь Кришна. Своим приходом Он избавил мир от бремени.

КОMMЕНTАРИЙ: В данном стихе неслучайно употреблено слово бхагаван, указывающее на то, что Баларама и Кршна - изначальные формы Господа. Далее это будет разъяснено более подробно.Из начала этой главы нам уже известно, что Господь Кршна не воплощение пуруши. Он - Сама изначальная Личность Бога, а Баларама - первое полное проявление Господа. Баладева дает начало первой группе полных экспансий: Васудеве, Санкаршане, Анируддхе и Прадйумне. Господь Шри Кршна - это Васудева, а Баладева - Санкаршана.

Сегодня мы празднуем Баларама-пурниму или один из самых благоприятных дней явления Господа Баларамы. Баларама, как мне кажется, больше известен как Баладжи или старший брат Господа Кришны. И очень примечательно, что в этом стихе описывают Господа Кришну и Господа Балараму как
воплощение Господа Кришны. То есть к этим двум воплощениям относятся как к одному, как к воплощению Господа, Верховной личности Бога. Единственное различие, на которое указывает Шрила Прабхупада, между Кришной и Баларамой – это цвет тела. Цвет тела Кришны подобен дождевому облаку, синеватого цвета, цвет тела Баларамы – белый, его сравнивают с цветом осеннего облака, не несущего дождь. Единственное различие – один голубого цвета, другой – белого.

Если вы отправитесь во Вриндаван, в наш главный храм, построенный Шрилой Прабхупадой, то увидите Кришну и Балараму в центре храма. Почему Шрила Прабхупада установил Кришну и Балараму как центральных божеств? Земля под храм была дана в отдалении от Вриндавана, рядом с местом, которое называется Раманарети. Это песчаное место, где Кришна и Баларама часто являли свои игры. Поэтому если вы пойдете утром
на даршан Кришны и Баларамы и будете созерцать их, то можно подумать, что они очень похожи, но тем не менее существуют небольшие различия. Кришна играет на вамсе – своей флейте, а Баларама играет на рожке. И Баларама имеет булаву и плуг, он не часто ими пользуется, когда находится во Вриндаване. Хотя иногда он ими пользуется, чтобы убить демонов. Не смотря на эти различия между Кришной и Баларамой, к ним относятся как к Верховной личности Бога.

И в тоже время существуют определенные различия. Об этом мы можем прочесть в этой же главе в знаменитом стихе в Шримад Бхагаватам.:

эте чамша-калах пумсах
кршнас ту бхагаван свайам
индрари-вйакулам локам  мрдайанти йуге йуге

Все перечисленные воплощения представляют собой либо полные части, либо части полных частей Господа, однако Господь Шри Кршна - изначальная Личность Бога. Они нисходят на разные планеты, когда там по вине атеистов возникают беспорядки. Господь нисходит, чтобы защитить верующих. ( ШБ 1.3.28)

Господь Баларама также является экспансией. Он прославлен тем, что является первым воплощением Кришны. Ачарьи говорят, что так как Баларама является проявлением Кришны, то он
всегда полностью предан Господу. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур входит в различные подробности и описывает, как Баларама полностью предается и всем сердцем служит Господу необычным образом. Сначала он проявляется и служит Господу в качестве брата, затем он служит Господу Кришне как близкий друг, затем это служение превращается в более тонкое – он служит Господу Кришне в качестве веера. В духовном мире всё является личностью. Затем он служит Господу как Его ложе. В следующий раз, когда вы будете укладывать
спать своих божеств в кроватки, то вспомните, что эта кровать является проявлением Господа Баларамы. Баларама служит Господу, перенося Его на своих плечах. Еще он служит Ему местом пребывания, говорится, что Вриндаван является проявлением Господа Баларамы. Так же он служит Господу в качестве зонтика, и когда вы видите зонтик над Господом, знайте, что это – Баларама. Он служит Господу и проявляется в качестве украшений на Кришне. Кришна всегда богато украшен. Еще он проявляет себя в качестве асаны. Далее
Вишванатха Чакраварти Тхакур подробно описывает служение Господа Баларамы как старшего брата, Баладжи.

Будучи старшим братом Кришны, Баларама всегда Его защищает. И в особенности от кого или от чего защищает Баларама Кришну? От демонов.

Мы знаем, что когда Камса вез свою сестру Деваки домой, он услышал голос с небес: «Камса, разве ты не глупец? Ты не знаешь, что восьмой сын Деваки убьет тебя!» Поэтому родители Кришны, Васудева и Деваки пытались спрятать своих детей от Камсы. Но так как Камса являлся царем, а цари имеют шпионов, то он узнал, где скрывают Кришну. И мы знаем, что Камса посылал демонов во Вриндаван. И если вы смотрели представления на нашем фестивале, «Лакшми-Нрисимха туре»,
то вы наверняка знаете всех демонов, которых посылал Камса. Это Путана, Тринавартха, Агхасура. Это основные демоны, но на самом деле говорится, что Камса посылал демонов каждый день. Однажды меня преданные спросили: «Вриндаван – это же духовный мир, там живут только преданные. Как же демоны могут получить туда доступ?». На самом деле, на Голоке Вриндавана, то есть в духовном небе, нет демонов. Но там существуют слухи о демонах.

- Что слышно сегодня?

- Агхасура сегодня придет!

В чем же заключается результат? Все жители Вриндавана пугаются и бегут к Кришне, полностью
предаются Ему, ищут у Него прибежища. Любовь к Кришне у жителей Вриндавана увеличивается, потому что Кришна защищает своих преданных. А что же на Голоке Вриндавана? Голока Вриндавана – это Вриндаван в духовном мире, а в материальном мире она называется Гокула. Существуют Голока и Гокула. Мы знаем, что демоны приходили в Гокулу регулярно, и как же это возможно? Демонам было дозволено проникать в Гокулу Вриндавана для того, чтобы усиливать умонастроение, царящее во Вриндаване. Центральное умонастроение –
предание Кришне.

Вишванатха Чакраварти Тхакур делает акцент на том, что всё происходило для того, чтобы порадовать пастушков. Что любят пастушки? Они любят бороться, сражаться, любят приключения. Поэтому матушка Пурнамаси, которая является непосредственным проявлением йога-майи, устраивала так, чтобы демоны приходили к пастушкам непосредственно перед обедом.
Родители давали пастушкам еду с собой. Обед был в полдень. И прямо по расписанию, около полудня, в разных формах приходил тот или иной демон. Конечно, мы не знаем все эти имена и формы, может быть когда-нибудь узнаем, но это происходило именно так. Кришна и Баларама побеждали демоном и это увеличивало гордость мальчиков-пастушков. По идее, преданные должны быть лишены гордыни. Но духовная гордыня приемлема.

В чем же разница между духовной и материальной гордыней? Материальная гордыня означает – я горжусь собой, а духовная означает, что я горжусь Кришной. Материальная гордыня уменьшает ваше сознание Кришны. Но когда вы гордитесь Кришной и всеми Его достояниями, славой, то это увеличивает ваше сознание Кришны. Итак, каждый день приходили демоны и происходили сражения с ними. Для чего всё это происходило? Для того, чтобы за обедом мальчики-пастушки вспоминали:

-А помнишь, как это произошло?

- Ух ты, как здорово было.

Такова была их катха за обедом. А
какова же ваша катха за обедом? Если вы читаете об играх Господа, это то же самое, что и памятование, и видение Господа, то ваша вера подобна пирамидке, она возрастает. Кришна убил каких-то демонов, Баларама убил каких-то демонов и каких-то демонов они убили вместе. Баларама убил гориллу Двивиду Дхенукасуру, Праламбасуру. Почему мы говорим о демонах сегодня, потому что это одна из основных деятельностей Баларамы – их убивать. Он имеет свою группу гопи, у него есть своя раса-лила.  Но
Ромахаршана Сута не был демоном, он был гуру 88 000 риши.

Я думаю, что Шрила Прабхупада дал наставление Джаяпатаке Свами принять около ста тысяч учеников. Представляете, если ваш духовный учитель дает вам наставление, после его ухода из этого мира принять 88 тысяч учеников. Вне сомнений, Ромахаршана Сута был садху. Иначе, как риши были бы вдохновлены принять прибежище у его
лотосных стоп. Но он поддерживал в своем сердце тонкие материальные желания.

Мы должны быть аккуратны, потому что в сердце имеются грубые материальные желания и тонкие материальные желания. Его тонкое материальное желание заключалось в том, что он хотел почестей. Махапрабху предостерегает нас: на дханам на джанам на сундарим кавитам ва джагад-иша камайе  мама джанмани джанманишваре бхаватад бхактир ахаитуки твай. В этом стихе говорится, что вы должны избегать общения с противоположным полом, избегать больших накоплений, избегать тонких желаний – желания почестей. Таким образом, у Ромахаршаны Суты было это желание на протяжении длительного времени, позже в результате этого он стал оскорбителем.

Одно из десяти оскорблений – это поддерживать материальные желания, несмотря на то, что вы услышали множество наставлений. Конечно, вроде бы это нормально, иметь материальные желания. У нас они были на протяжении множества лет, множества жизней, и мы не так уж и давно стали преданными.  Вы должны признавать и видеть эти материальные желания и прилагать определенные усилия по отношению к ним. Например, если у вас на руке будет нарыв и вы ничего не предпримете своевременно, то возможно развитие гангрены и потеря руки. Давно, в Париже мы с одним моим другом занимались менеджментом. Моего друга за палец укусил комар, он расчесал укус, туда попала грязь. Как он лечился? Он прикладывал капустный лист, помидор и тому подобное. Я предлагал ему принять антибиотики, но он отказался. Через полтора месяца отсутствия я вернулся и увидел, что ему ампутировали полпальца.

Мы все являемся преданными и в почтении склоняемся каждое утро перед преданными, но, тем не менее, мы находимся в материальном мире и у нас есть материальные желания. Но с помощью преданного служения мы должны очищать их и постепенно избавляться от них.

В результате этого желания почестей Ромахаршана Сута принимал поклоны от других, но никогда не склонялся сам ни перед кем. Не так как Рагхунатха Дас Госвами, который является преданным наивысшего калибра. Его преданность божествам Радхи и Кришны была настолько сильна, что ему были дарованы божества. Также ему была дарована гунджа мала, которая олицетворяет Радхарани. И не смотря на то, что Шри Чайтанья Махапрабху почитал его, выделял среди всей общины преданных, одним из самых главных качеств Рагхунатха Даса Госвами было смирение. Это такая особенность старших преданных. Хотя они являются великими, себя они считают ничтожными. С материальной точки зрения это не имеет никакого смысла, но это имеет смысл с точки зрения духовной. Когда вы являетесь чистым преданным, то вы осознаете Кришну, вы можете лицезреть Кришну. И, созерцая Кришну, вы осознаете, что Он является самым великим, а вы являетесь самым ничтожным. Например, когда вы отправляетесь куда-нибудь на природу и видите огромную гору, то вы осознаете, насколько маленькими вы являетесь. Подобно этому, созерцая величие Кришны, преданный осознает, насколько он сам ничтожен и незначителен, поэтому он принимает прибежище у лотосных стоп Кришны. Поэтому Рагхунатха Дас Госвами предлагал десять тысяч поклонов преданным, он видел Господа в каждом. Чистый преданный видит Кришну везде, Кришна пребывает в сердце преданного и когда преданный кланяется другому преданному, то он кланяется и преданному, и Господу, который пребывает в его сердце. Однажды один из старших преданных сказал Шриле Прабхупаде: «Я так неловко себя чувствую, когда преданные мне кланяются». А Шрила Прабхупада, чтобы сделать из него смиренного преданного сказал: «Они предлагают поклоны не тебе, а Господу, который пребывает в твоем сердце». На самом деле, продвинутые преданные предлагают поклоны другим преданным независимо от уровня их сознания. Почему преданный хочет кланяться другим преданным? Он понимает, что преданный отвернулся от майи и, по крайней мере, пытается признать Кришну богом. Даже если это просто какой-то новый бхакта, но он прилагает усилия, то это достойно почитания и уважения.

Когда Шрила Прабхупада давал Брахмананде прабху инициацию, он говорил о десяти оскорблениях Святого Имени. И что касается первого оскорбления – оскорблять преданного, посвятившего свою жизнь распространению сознания Кришны, он указал, что это относится и к духовному учителю. Это естественно, потому что духовный учитель ведет своего ученика туда, где можно распространять славу Господа. Гуру и ученики совместно распространяют учение Господа Чайтаньи. И когда Брахмананда сказал, что это оскорбление относится к духовному учителю, то Шрила Прабхупада возразил, что это относится к каждому преданному. Брахмананда прабху согласился.

У Рагхунатха Даса Госвами не было проблемы кланяться каждому преданному, потому что у него было такое видение, что преданные дороги Господу. Он видел сильное предание садху. А Ромахаршана Сута не хотел это видеть, он просто хотел видеть, как ему предлагают поклоны. Это гордыня ослепила его. Однажды, когда Баларама совершал паломничество, он посетил то место, где Ромахаршана Сута давал лекцию. Все присутствующие преданные сразу же склонились перед Господом Баларамой, а Ромахаршана Сута думал: «Отчего этот преданный не склоняется передо мной?». Он не предложил свои поклоны Кришне, Балараме, то есть Господу. Как садху могут не почитать Господа? Если преданный не признает Господа в других, как он может вообще признать Господа? Поэтому Баларама убил его. Что же сделал Баларама? Он не взял свою булаву или не призвал свою чакру как Кришна, нет. Он взял травинку и убил его таким благородным способом. Это называется высшей дипломатией.

Если у вас есть враг, то вы должны как-то умиротворить его, предложить ему быть друзьями. Хоть мы и ссоримся, но жизнь коротка, да существуют разные мнения. Или он может сказать: «Ты знаешь кое-что про меня, но я знаю кое-что про тебя. Поэтому берегись». Но это же не сработает. В Нитья шастре Чанакья Пандит говорит: « Чтобы успокоить своего врага надо подарить ему какой-нибудь подарок, и тогда он будет доволен». Третий вариант довольно интересен. Вы даруете это личности какое-то положение: «Почему бы тебе не стать моим вице-президентом?». Ваш враг с радостью согласится. Однажды я спросил одного преданного: «Зачем ты даешь своему врагу положение вице-президента?». И он дал ответ, интересный с точки зрения менеджмента: «Махарадж, ответ очень прост. Ты всегда можешь следить за ним. У него не получится затеять что-то у тебя за спиной».

Но Господь просто берет и убивает его. Может быть, это не слишком хорошо со стороны Господа – убивать? Но Кришна известен как «Хари». Мы даже чаще говорим «Хари», чем «Кришна». Мы часто говорим «Харибол». А вы думали, что это значит? На Вудстоке в прошлые года многие ребята здоровались со мной, говоря «Харибол». Один человек с длинными волосами и дикими глазами подошел ко мне и сказал : «Харибол, учитель!». Я ответил: «Э-э, харибол!». Он спросил: «Вы помните меня?». Я ответил: «Не совсем». Он сказал: «Мы же танцевали вместе на Ратха-ятре около трех лет назад! Разве вы не помните? А я помню вас, учитель. Харибол!».

«Бол» означает петь, а «Харибол» означает воспевать имена Хари. Мы это употребляем часто, зачем? Повторяйте, воспевайте имена Хари. Хари – это имя Кришны. Одно из самых знаменитых имен. Ведь Кришна имеет другие имена, которые более популярны. Во Вриндаване его не называют Богом, нет, они называют его Кришна. Симпатичный маленький мальчик, пастушок, хороший друг. «Хари» означает – «тот, кто является всеблагим, кто дарует благо». Это – Хари. Соприкасаясь с Хари, всё неблагоприятное уходит из сердца. Когда убивают демона все неблагоприятное исчезает. Прахлада махарадж спрашивал, что же теперь будет с его отцом. А Господь ответил, что десять поколений вперед и десять поколений назад получили освобождение, когда Он только дотронулся до Хираньякашипу.

Баларама также убил Праламбасуру. Праламбасура – это демон, принявший образ пастушка. Его план заключался в том, чтобы убить Кришну. Бхактивинода Тхакур смотрит на всех этих демонов с интересной точки зрения. Он говорит, что демоны представляют определенные анартхи. Путана представляет ложного духовного учителя, Праламбасура олицетворяет двойственность. Двойственность означает стараться быть чистым преданным и в то же время поддерживать материальные желания в сердце. Поэтому Баларама убил его.

Баларама известен не только как первое воплощение Кришны, он также известен как изначальный духовный учитель. Бхактивинода Тхакур говорит, что если мы должным образом служим духовному учителю, то он убивает этого демона в сердце. Потому что духовный учитель является представителем Господа Баларамы.

Вспомним, кого же он еще убил? Демона-осла Дхенукасуру. Бхактивинода Тхакур говорит, что Дхенукасура представляет собой невежество в сердце преданного. И если мы искренне слушаем своего духовного учителя, то благодаря знанию невежество в наших сердцах разрушается.

И самый любимый демон, которого убил Баларама, это Двивида-горилла. Это одна из моих любимых игр в Лиламрите. Мы все знаем эту историю, я не буду вдаваться в подробности. Он вел себя очень оскорбительно по отношению к гопи. И Кришна убил Двивиду-гориллу. Двивида-горилла был очень хорошим преданным в своё время. И это показывает, как низко можно пасть, даже будучи преданным. В Кришна-лиле он является пожилой гориллой. Но когда он был молод, он принимал участие в армии Господа Рамачандры. Как вы знаете, Господь Рамачандра собрал армию из обезьян. Двивида был молод и силен в те времена и  Вишванатха Чакраварти Тхакур рассказывает, что он помогал строить мост на Ланку. Когда маленькие паучки переносили песчинки для моста, то Господь сказал Двивиде не гордиться переносимыми им глыбами, так как паучки хорошо выполняют свое служение.  Вишванатха Чакраварти Тхакур описывает как Двивида брал огромные валуны и кидал их в воду, они не тонули по милости Господа Рамачандры. Когда мост был построен, то армия обезьян и медведей отправилась по мосту сражаться. Господь Рама тоже сражался. Сначала он прикладывал свой лук в знак почтения к своему лбу. Горилла Двивида убил много врагов и Господь Рама прославлял его. Но Двивида на протяжении длительного времени поддерживал анартхи в своем сердце. И главной его анартхой было то, что он не мог с уважением относиться к преданным, он критиковал преданных и находил в них недостатки.

На самом деле, слушая об этих играх, мы должны думать о себе. Мы не должны закрывать глаза на какие-то грязные вещи в своих сердцах и быть строги по отношению к другим преданным. Должно быть наоборот, мы должны быть строги к себе и мягки к недостаткам других. Очень опасно иметь критическое отношение к преданным, особенно это опасно по отношению к продвинутым преданным. К кому же был критичен Двивид горилла? К Лакшману. Он вел себя таким образом, что когда бы речь не зашла о Лакшмане, он говорил: «Да Лакшман делает это, НО…». Конечно, может быть конструктивная критика, она может приниматься от авторитетов, от гуру или даже от друзей. Когда эти люди могут сказать: «Да, всё хорошо, но вот здесь надо обратить внимание». Конструктивная критика важна. Но у Двивида гориллы была не конструктивная критика. Все отвернулись от него. Но он был преданным, а Кришна никогда не забывает служение своих преданных. «Арджуна, я смело заявляю, мой преданный никогда не погибнет!». Он не отправился со всеми в Айодхью в духовный мир, он остался в этом материальном мире и он дожил до тех времен, когда Кришна являл свои игры здесь.

Иногда сложно понять какие-то вещи. Двивид горилла был настолько критичен, но он принял участие в играх Господа. Но иногда что-то не поддается объяснению и на начальных этапах духовного развития некоторые вещи надо просто принимать, а не размышлять над ними. Я всегда задавал вопрос Шриле Прабхупаде: «Как видеть Господа в сердцах преданных?». Но тогда Шрила Прабхупада говорил про молитвы Шикшаштаки, как Господь Чайтанья описывает разлуку с Господом. Мне было сложно это понять , но Шрила Прабхупада сказал: «Однажды ты это поймешь».

Так как Двивид горилла был очень критичен и преданные не хотели общаться с ним, то какое же общение он выбрал? Он выбрал общение с Джарасандхой и еще сильнее пал. Если  у вас есть плохие качества, но вы общаетесь с преданными, то они постепенно исчезнут. Если у вас есть хорошие качества, а вы общаетесь с плохими людьми, то Господь Шри Чайтанья Махапрабху предупреждает нас, что хорошие качества могут постепенно исчезнуть.

садху-санга садху-санга  сарва-шастре кайа

лава-матра садху-санге сарва-сиддхи хайа

 

Все священные писания утверждают, что даже одно мгновение общения с чистыми преданными может привести нас к успеху и совершенству жизни.

(Шри Чайтанья чаритамрита , Мадхья, 22.54)

 

Подводя итог хочется сказать, что просто повторяя Святые Имена, следуя четырем регулирующим принципам, выполняя какое-то служение, то в свое время вы очиститесь и придете обратно домой к Богу.

Двивид горилла общался с Бхаумасурой, и другими асурами. И он опять начал критиковать Лакшмана, только уже в образе Баларамы. Однажды Двивид горилла заметил Балараму в лесу с гопи. У Баларамы есть своя группа гопи. Двивид горилла начал говорить, что у Баларамы есть супруга Ревати, а он общается с другими женщинами. Но у Кришны также есть жены. Паракия раса проявляется в Двараке. У Кришны есть шестнадцать тысяч сто четыре жены и у каждой из них есть дворец и была проведена ягья. И у Баларамы тоже есть супруга Ревати, но это уже Дварака лила. Эти игры проходили во Вриндаване и как же можно сказать, что Кришна или Баларама развлекаются в чужими женами. Ведь все дживы изначально исходят из Него и принадлежат Ему. Разве это можно назвать аморальным. Таким образом, Двивид горилла незаслуженно критиковал Господа Балараму . Но Господь Баларама проявлял терпение и предпринял действия, только когда горилла оскорбил преданных. Говорится, что Кришна может стерпеть оскорбления по отношению к себе, но никогда не стерпит оскорблений по отношению к своему преданному.

Кришна и Баларама являли свои чудесные игры, будучи братьями во Вриндаване. И ачарьи говорят, что иногда частью их любви является ссора. Конечно, это всё находится на трансцендентной платформе. Всё, что есть здесь, есть и  в духовном мире, но в чистой форме. Поэтому будучи братьями, естественно, что они ссорятся, это часть их взаимоотношений. Было бы удивительно, если бы они не делали этого. Братья и сестры, живя в одной семье, наверняка ссорятся. У моих соседей было двое детей – мальчик и девочка, они всё время ссорились, мальчик достаточно жестко обращался со своей сестрой. Я его спросил, ссорится ли он со своей сестрой. Он ответил, что никогда не ссорились. Он говорил какие-то научные слова, но эти слова означают, что мы всегда ссоримся. Ссоры естественны, но родителям это не нравится. В духовном мире все эти ссоры находятся на трансцендентном уровне. Например, к матери Яшоде приходят и жалуются, что Кришна своровал масло из кувшина одной из гопи. Что же делает Яшода? Она не расстраивается, она еще больше медитирует на Кришну, что приводит еще к большему экстазу, еще к более глубоким чувствам, она думает: «О Кришна, Кришна, Кришна». Это имеет свое развитие в отношениях между Кришной и Баларамой.

В Рама лиле  Лакшман был младшим братом. В ведической культуре запрещено ссориться со старшим братом. И Лакшману не всегда это нравилось. Например, когда Ситу привели в Айодхью и встал вопрос о её чистоте, все хотели провести её через огонь, чтобы проверить её чистоту. Рама сказал Лакшману развести костер, чтобы очистить Ситу. Лакшман отказался это выполнять. Когда всё это происходило в лесу, это было умонастроение випраламбхи-бхавы. Однажды Лакшман пришел к Раме и сказал, что хочет быть старшим братом. В Кришна-лиле Лакшман стал старшим братом. И они, конечно, не прекратили ссориться. Трансцендентная война между родственниками. На битве при Курукшетре Баларама принял сторону Дурьйодханы, потому что они были близки. Кришна принял сторону Пандавов, и в особенности Бхимы. И когда сражались Бхима и Дурьйодхана, то Баларама был на стороне Дурьйодханы, а Кришна на стороне Бхимы. Личность Бога была одновременно на разных сторонах. Кришна посоветовал Бхиме булавой ударить Дурьйодхану по бедрам, таким образом Дурьйодхана был убит. Баларама после этого заявил: «Ты просто обманул, нельзя было так поступать». И Кришна ответил: «Я могу всё, так как я являюсь изначальной Личностью Бога».

Кришна и Баларама братья и у них есть сестра. Эту сестру зовут Субхадра. Баларама любит защищать не только брата Кришну, но и сестру Субхадру. Он очень любит опекать свою младшую сестру. Однажды их пригласили на обед. Баларама обратил внимание, что сидящий в самом конце стола садху не сводил глаз с его сестры. После обеда Баларама сказал Кришне: «Этот садху даже не смотрел на еду, он смотрел только на нашу сестру. Кто он такой?». Кришна сказал: «Это мой друг Арджуна». Вскоре после это Арджуна похитил Субхадру. Баларама хотел убить Арджуну. Но Арджуна лучший друг Кришны, и Кришна сказал: «Ты не можешь убить Арджуну. Что же плохого в похищении? Анируддха похитил Ушу, Я похитил Рукмини». А Баларама пребывал в таком гневе. Кришна сказал ему: «Ты думаешь, что Арджуна похитил Субхадру. Но ты не знаешь, что на самом деле произошло. Наша сестра из кшатрийской семьи и знает, как управляться с оружием. На самом деле, Субхадре так понравился Арджуна, что она схватила колесницу, поместила туда Арджуну и пускала стрелы в тех, кто пытался их догнать. Арджуна сидел в колеснице полностью обескураженный». Баларама посмотрел на Кришну и спросил: «Почему ты мне этого раньше не сказал?».

На самом деле, все игры происходят для того, чтобы увеличивать нашу привязанность на трансцендентном уровне к Кришне, Балараме, Радхе-Шьяму и так далее. В Гаура-лиле происходит подобное. Господь Чайтанья сказал Господу Нитьянанде: «Оставайся в Бенгалии и проповедуй, и даже не думай о том, чтобы пойти на Ратха-ятру». Но из-за трансцендентного чувства разлуки Господь Нитьянанда нарушил это обещание и отправился на Ратха-ятру. И кто сильнее всех противился принятию санньясы Господом Чайтаньей? Господь Нитьянанда. Он сказал: «Ты же являешься Верховной личностью Бога, Верховным наслаждающимся. Как же ты сможешь принять такую огромную аскезу. Это какая-то раса-бхаса». Что же сделал Господь Нитьянанда? Он был так расстроен, что взял данду, которая является олицетворением 33 миллионов полубогов,  и  разломал её на несколько частей. Место, где он это совершил называется Данда-бханга и находится между Джаганнатха –пури и Калькуттой. Относительно этой игры существует множество комментариев ачарьев, потому что она имеет множество смыслов. Кто-то может подумать: «Ну что тут такого?». Господь Чайтанья, приняв санньясу, ушел из семьи, при этом приняв огромную семью. Когда Он еще преподавал в школе, иногда ученики неправильно истолковывали Его высказывания и, таким образом, оскорбляли Его. Что плохого в том, что он ушел из семьи и принял образ жизни странствующего проповедника? Приняв санньясу, Он мог проповедовать Прокашанаде Сарасвати, который был главой майявади и Сарвабхауме Бхаттачарье. И почему же Господь Нитьянанда вмешивается в этот незначительный момент всего творения? Но он прав. Кришна является Верховным наслаждающимся, зачем Ему принимать какие-то аскезы? И что является более важным, более глубоким, более эзотеричным. Господь Чайтанья имел кожу золотистого цвета, потому что он представлял собой умонастроение любви Радхарани. И когда Господь Нитьянанда разломал данду, он как бы открыл драгоценное место, где хранится бесконечная любовь к Богу. В этом заключается милость этих двух братьев: Кришны и Баларамы, Рамы и Лакшмана, Гауры и Нитая, и всех других воплощений, которых столь же много как волн в океане.

Они приходят в материальный мир для того, чтобы открыть наши глаза и чтобы мы могли лицезреть духовный мир. Когда Шрила Прабхупада прибыл в аэропорт Хитроу в Лондоне, газетный репортер задал ему вопрос; «Свами, а зачем вы приехали сюда?». И Шрила Прабхупада дал очень простой ответ, но если вы поразмыслите над ним, то поймете, что он очень глубокий. Он сказал: «Я приехал сюда напомнить вам о том, что вы забыли». Кто-то считает, что чтобы напомнить нам о том, что мы не это тело, что мы духовные души. И это правда. Часто при проповеди мы говорим, что мы не являемся этим телом. Но смысл его ответа глубже. Душа не одна. Душа имеет очень близкие взаимоотношения с Верховной душой. Наука самосознания заключается в том, чтобы понять науку о душе, о Сверхдуше и их взаимоотношениях. В этом заключается суть «Бхакти-расамрита-синдху» и «Нектара преданности», «Нектара наставлений». Смысл заключается в том, чтобы понять особенности 4-5 видов взаимоотношений с Кришной. И все они самым прекрасным образом проявляются в Шри-Вриндавана-дхаме. И чтобы окунуться в это более глубоко, пожалуйста, читайте «Бхакти-расамрита-синдху», посещайте Вриндаван, ведь этого хотел Шрила Прабхупада. Вот для чего явились Кришна и Баларама, Рама и Лакшман, Гаура и Нитай.

Мы знаем, что Господу Балараме доставляют большую радость игры, в которых он явился в образе Господа Нитьянанды и являл свои игры с Господом Шри Чайтаньей. Сегодня день явления Господа Баларамы, Господь Нитьянанда является в других играх. Но если мы говорим об одной личности, то почему бы не говорить о другой его стороне. Различие в этих играх заключается в различии умонастроений. Ачарьи говорят, что Кришна и Баларама, Рама и Лакшман пришли сюда для того, чтобы явить игры из духовного мира. Подобно тому как мы ставим театральные представления на фестивалях и люди смотрят их. Отличие Гаура-лилы заключается в том, что публика приглашается на сцену. И у неё появляется возможность испытать те же чувства, которые испытывают на сцене актёры. Когда Господь приходит в других воплощениях живые существа просто наблюдают за играми. Но когда Господь Чайтанья является в этот мир, то он задействует всех и дает возможность всем танцевать вместе с ним и повторять Святые Имена. Просмотр превращается в личное участие. Слушание о танце раса превращается в участие в киртанах вместе с Панчататтвой. Шрила Джива Госвами в «Бхакти-Сандарбхе» говорит, что движение Шри Чайтаньи Махапрабху является очень глубоким. Он говорит о том, что даже преданный неофит, занимаясь санкиртаной вместе с преданными, может испытать глубокие высокие чувства. Именно предание требуется для того, чтобы обусловленная душа, которая так сильно привязана к своим материальным желаниям, постепенно возвысилась и, в конечном итоге, вернулась в духовный мир.

Баларама очень любит быть Нитаем. Почему? Ведь он является изначальным духовным учителем. А в чем заключается основная обязанность духовного учителя? Освобождать обусловленные души. И самый действенный способ – просто вовлечь их в игры. Это происходит только в Кали-югу, поэтому полубоги выстроились в очередь, чтобы принять рождение в Кали-югу, чтобы принять участие в этих играх. «Мама, мама, я хочу синего мальчика, я хочу Кришну!». И когда маленькая девочка говорит таким образом, мама считает, что девочка ничего не понимает. И вы не сильно отличаетесь от этого ребенка, когда повторяете Харе Кришна. Вы также не осознаете, что вы хотите. Но так как процесс совершенный, то постепенно вы сможете достичь цели, достичь совершенства.

Один своего рода критик сказал Шриле Прабхупаде: « Вы не можете сказать, что эти люди могут всё узнать о бхакти, потому что их сердца так грязны от греховной деятельности. Ведь бхакти означает отсутствие материальных желаний и это правда». А Прабхупада ответил: «Нет. Ведь они взывают к Кришне и в своё время они очистятся. Это подобно зеленому незрелому манго и созревшему манго. Зеленое манго – это еще не созревшее манго. Но разве это не манго? Нужно время и оно созреет естественным образом. Возможно у моих преданных нет чистой преданности, но у них есть преданность и они находятся на пути к чистой преданности. Просто не мешайте им, не критикуйте и через какое-то время они проявят признаки чистой преданности».

Когда я услышал, как маленькая девочка кричала «Мама, мама, я хочу синего мальчика, я хочу Кришну!», я понял, что я тоже так хочу взывать к Кришне. Она всего лишь ребенок, но я также являюсь ребенком в духовной жизни. Если бы я также молился и восклицал, призывая Кришну, то мой обратный путь домой к Богу был бы более гладким и более  быстрым. Мы все беспомощны. Это понятно. Потому что энергия, состоящая из трех гун материальной природы сильна, и её сложно преодолеть. Поэтому мы нуждаемся в помощи. Шрила Прабхупада говорил, что знание – это знать, где искать знание. И прибежище означает знать, где найти это прибежище. И мы находим прибежище у своего духовного учителя. Так как Баларама является изначальным духовным учителем, то наши духовные учителя, которые когда-либо у нас будут, являются его представителями. Он учит нас, как уйти из этого мира тьмы в мир света, из мира невежества в мир знания, из материального мира в духовный мир, на Голоку Вриндавана.

Давайте же сегодня, в день явления Господа Баларамы помолимся о том, чтобы Господь Баларама, изначальный духовный учитель, даровал нам необходимую духовную силу. Ведь он всегда находится в умонастроении помощи. «Бала» - означает «сила», «рама» - означает «тот, кто ей обладает», то есть Баларама – это тот, кто обладает силой. Он обладает безграничной силой. И вы можете молить его о том, чтобы он даровал вам эту силу. Чтобы освободить себя, и, пребывая в его умонастроении, освободить другие обусловленные души. Как он делал это, воплотившись в Господа Нитьянанду. Существует замечательная молитва Господу Нитьянанде, очень могущественная. Она просит милости Господа Баларамы и эта молитва: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Потому что «Рама» означает «Баларама». Кто-то из преданных спрашивал Шрилу Прабхупаду: «Рама означает Баларама или еще что-то?». А Шрила Прабхупада отвечал: «Ну, как хотите, так и думайте».

Сегодня у нас есть время для повторения дополнительных кругов, для молитвы. Мы должны использовать дни явлений великих личностей должным образом и молиться. Поэтому молитесь посредством своей джапы, посредством киртана, затем отправляйтесь на фестиваль и проповедуйте, освобождая другие обусловленные души. Конечно, как я видел вчера вечером, это не так просто, но я вижу как людям нравятся фестивальные программы. Я не ожидал, что так много людей придет на фестиваль, так как по официальным данным 60% отдыхающих уехали из города из-за плохой погоды. Мы прошли пару раз по улицам с харинамой и было не так много людей, а потом начался дождь. Я сидел в автомобиле и занимался своими делами. А когда я вышел из машины, то увидел, что на празднике даже стоять было тесно, столько людей пришло. Ко мне вчера подошел человек и сказал, что ему нравится фестиваль и он был на фестивале еще и вчера. Я сказал, что ведь вчера шел дождь. А он в ответ просто открыл зонтик, ничего не сказав. Я подумал, что это просто удивительно, люди жаждут этих фестивалей больше, чем мы. Вы наверняка видели в конце киртана такого полного мужчину одетого в сари как в дхоти, с каким достоинством он раскланивался на сцене, шутил. Когда он спустился со сцены, я ожидал , что он начнет шутить со мной, но он серьезно сказал, что он пять лет ждал этого момента, чтобы одеть дхоти. Еще он спросил у меня, как он выглядит, но я только прокряхтел в ответ.

Когда мы отправляемся на улицы проповедовать, то в этом заключается  умонастроение Господа Шри Чайтаньи, Рамы, Лакшмана. Этим мы должны заниматься. Что может быть более замечательным , чем такое празднование явления Господа Баларамы: рассказы о нем, пир и проповедь. В заключение я хотел сказать, что сегодня бриджабаси празднуют то, как Кришна покорил змея Калию. В то время, когда Кришна покорял змея Калию, Баларама стоял в стороне, потому что это был его день рождения. Баларама праздновал свой день рождения с родственниками и через какое-то время пришли новости о змее Калии и все родственники ринулись на берег Ямуны. Они были поражены, наблюдая как кольца змея Калии сдавливали Кришну. Яшода потеряла сознание, Нанда-баба был без сознания, пастушки плакали. И только маленький Баларама смотрел на это и улыбался: « Что может причинить эта маленькая водяная змейка Кришне?».

Господь Баларама ки-джай!

Шри Баларама пурнима маха махоцава ки-джай!

Гаура-премананде хари хари бол!