Раджа Риши


Главная > Практика > Варнашрама
   место: Казань

У нас сейчас будет лекция, потом Бада Хари прабху продолжит киртан. Сегодня утром Бада Хари прабху осветил несколько очень важных тем в своей лекции. Это была лекция, полная любви, а также знаний. Если вы пропустили, то не грустите, завтра можете прийти, потому что завтра утром он тоже будет давать лекцию. Одна из тем, которую он затронул в своей лекции, была позиция и ответственность правителей в нашу эпоху. Лидеры прошлой эпохи не были как лидеры в наши дни. Тех царей называли раджа риши, это как мудрецы. Они были как садху, которые восседали на троне и руководили людьми.

В наши дни очень тяжело найти таких лидеров, потому что неважно, к какому направлению они относятся (коммунизм, демократия, социализм), все сейчас очень хаотично. Царя еще называли кшатрий, потому что цари всегда принадлежали к клану кшатриев. В нескольких своих лекциях Шрила Прабхупада упоминает об этом термине, «кшатрий». Когда разговариваешь с мальчиками из гурукулы, очень часто у них спрашиваешь: «Кем ты хочешь быть в будущем?». Они говорят: «Кшатрием. Я хочу сражаться за Кришну». Но не то чтобы они хотели так бездушно сражаться, как в наши дни, например, за деньги, за власть. Кшатрий означает тот, кто защищает от того, что причиняет боль.

У царя была особая роль в обществе – он защищал своих подданных. Шрила Прабхупада называл это праджна, то есть, царь защищал даже животных, и даже птиц, и даже шмелей. Почему пчел защищать? Сейчас об этом тоже идет речь в нашем обществе, потому что они все вымирают. Потому что пчелы важны, если не будет пчел, тогда не будет меда, не будет Мадху. На данный момент в обществе тоже есть большая проблема, потому что вымирают шмели и бабочки. Они умирают от того, что на полях используется большое количество пестицидов, которые очень опасны. Таким образом лидеры нашей эпохи делают вид, что они защищают и животных в том числе. Кшатрии были, как правило, очень большие.

В ту эпоху в Джайпуре, недалеко от Вриндавана, был такой известный царь, его звали Джайсинг. Для того, чтобы быть в его армии, необходимо быть настолько выше, чем я. А размер ваших плеч должен быть вот такой, и они должны сужаться. У вас должны быть такие, очень крупные бедра. У вас не должно быть никакого страха оставить свою жизнь в служении Господу. И сейчас идет мобилизация, всех призывают в армию, но в армию идут кто? Шудры и вайшьи, они не хотят туда идти, поэтому войны затягиваются из-за того, что вообще никто не хочет сражаться, не знают как и вообще не понимают зачем. Они сражались, кшатрии прошлой эпохи, но они это делали, чтобы защищать невинных. Они защищали тех, кто не может защитить сам себя, таких, как дети, матаджи, коровы и брахманы.

Брахманы не могут сражаться, потому что все, что они делают, как правило – занимаются катхой и употребляют очень много сладостей. Из-за этого у них растет такой крупный животик, как у Ганеша. И они сражаются своего рода, они сражаются с Майей, но они делают это с помощью шастр. И кшатрии особенно были призваны защищать коров и брахманов, потому что вся ведическая культура была основана в целом на защите коров и культивировании земли. И вы можете сказать: «А, это устаревший вариант, эти рассуждения о земле». Но, на самом деле, Шрила Прабхупада говорил, что, если у вас есть один акр земли, и одна корова и один бык, вы можете прокормить себя и полностью обеспечить. И у вас нет совершенно необходимости ехать в пробках, приезжать на завод, делать какие-то ненужные металлические части, получать какие-то деньги, часть которых (половину) забирает правительство. Вы можете просто доить корову, получать божественное молоко, сливки, и также мороженое. И не думайте, вы мороженое от коровы сразу не получите. (Смех в зале). Может быть, от коровы Сурабхи возможно мороженное. Но даже если Сурабхи не дала вам мороженое, вы можете пойти к дереву, выполняющему все желания, Калпа-врикше и сказать: «Дайте мне, пожалуйста, чашечку мороженого, чтобы предложить Кришне», и это исполнится.

Когда буйвол пашет землю, вы сажаете фрукты, овощи и получаете зерно также. Когда естественной смертью погибает корова или бык, вы можете взять с их кожу и сделать себе одежду. Прабхупада говорил, что мы не против использования кожи, потому что это первоклассный материал. На самом деле, это последний подарок от коровы человеку. И иногда случается такое, что человек, перед тем, как оставить тело, пишет завещание, что, после того, как он оставит тело, наука может забрать его органы для дальнейшего исследования, использования. Все говорят: «О, он такой щедрый!». На самом деле, корова делает то же самое. На самом деле, тот, кто защищает коров, очень удовлетворяет Кришну, потому что Кришна – это Говинда. Он пасет коров и заботится об их удовольствии.

Защищая брахманов, происходит самое важное – продолжается распространение трансцендентного знания. На самом деле, это самое важное в нашем человеческом обществе – это духовное знание. Знание – это то, что поможет вам выбраться из джунглей материального существования. Вы когда-нибудь в джунглях были? Шрила Гурудев был в джунглях Амазонки. И это когда в джунглях вы идете, для того, чтобы достичь того расстояния, как у нас до окна, вам надо пробираться где-то час, на своем пути рассекая различные растения, деревья. У нас было примерно два километра, которые нужно было пересечь. Что же мы делали? Мы просто сдались. Таким образом, мечом знания мы можем распутать себя из условностей этого материального мира. На самом деле, мы все должны читать книги, потому что в книгах очень много инструкций, которые помогают нам освободиться. Чанака Пандит говорит: (замечательно звучит эта шлока).

Украшением ночи является Луна, украшением женщины является хороший муж, украшение Земли – это благочестивый царь, и знание – это украшение всего. Это король знания.

Кришна подтверждает: в этом мире нет ничего более возвышенного, чем трансцендентное знание. Поэтому Шрила Прабхупада наставлял нас на заре создания ИСККОН, что мы должны читать, как правило, хотя бы два часа в день. Если вы не можете читать, то можно хотя бы слушать. Если вы будете посещать лекции садху, то вы будете получать те же благословления. Поэтому царь был вынужден защищать не только коров, но и брахманов. Потому что именно они должны были продолжать нести трансцендентное знание в общество. И кшатриям приходилось сражаться постоянно, потому что им надо было защищать брахманов, детей, женщин. И было очень много плохих людей, поэтому после огромных сражений их тело было все покрыто шрамами. И они гордились своими шрамами, потому что они доказывали то, что они были храбры в сражении. И если нет у вас шрамов, значит, во время битвы вы куда-то прятались, не участвовали. И вы можете понять, что это шудра, по мозолям на их руке. И вайшью вы можете узнать, потому что под ногтями у них коровий навоз. И кшатрия вы можете узнать по шрамам, и брахмана можете узнать по животику.

В племени Зулу есть такая традиция: когда парень выбирает себе жену, он выбирает самую такую крупную, дородную. Это значит, что она самая богатая, много ест и много может дать детей. И все эти худые, худосочные русские модели, они бы в Зулу вообще не ценились. В Зулу девчонкам не надо поститься, они едят, наслаждаются жизнью и получают хорошего мужа. Хорошо так, да? Давайте, девчонки, толстейте, и я вас заберу в Зулу и отдам замуж за зулусского царя. Давайте, поднимите руку, кто согласен. (Смех в зале). Но не забудьте, у Зулу царей примерно по тридцать семь жен. Поменяли мнение? (Смех) Таким образом, люди чувствовали себя защищенными.

Все брахманы в ту эпоху были садху, а садху – это те, кто обрезают наши привязанности. Брахманы не льстят людям с помощью своих цветистых речей, они помогают им избавиться от их привязанностей. Брахманы всегда напоминали нам о том, что, несмотря на то, что кшатрии защищают нас, на самом деле, в этом материальном мире нам никто не поможет и никто не сможет нас защитить. И когда Хираньякашипу спросил Брахму о благословлении, одно из благословений, которое он попросил, это то, что он никогда не будет убит никаким полубогом, никаким человеком и никаким змеем с низших планет. Другими словами, он хотел стать бессмертным. А что Брахма ответил? На самом деле, Брахма является верховной дживой это Вселенной. Самая благочестивая личность этой Вселенной рождается как Брахма. Это не вечная позиция, это пост, который занимаешь на какое-то время. Лучше, чем это не становятся. Вы знаете, что именно Брахма создает эту Вселенную, он владеет всеми мистическими совершенствами, и ему поклоняются все полубоги.

Что же сказал он, когда Хираньякашипу попросил благословить его на бессмертие? Он сказал: «Я не могу дать тебе этого благословения, потому что даже я смертен». Цари могут стараться делать все, что от них зависит, но где же прибежище в этом мире? Но преданные знают открытый секрет. Существует божественная защита. Что представляет из себя божественная защита? Это Кришна, он может защитить своих преданных. И это бенгальская пословица: «Если Кришна хочет убить вас, никто вас не спасет».

(раздался звонок мобильного телефона) - У нас тут птичка завелась? «А если Кришна хочет вас спасти, то никто вас не убьет». И это не какого-то рода преувеличение, лишь для того, чтобы заставить людей присоединиться к движению. Это факт. И это факт в прошлом, настоящем и будущем. И, на самом деле, это иллюстрировалось в течение всей ведической культуры. Много раз преданные Господа обращались к нему за помощью, и Господь всегда откликался. Например, как Уттара.

У Уттары был махарадж Парикшит в ее лоне. И когда захотели убить всю династию Пандавов, и послали брахмастру. Атомная бомба… И брахмастра отличается тем, что это бомба, которая тоже ядерная, но она направлена на одного человека, она не повреждает никого вокруг. И она женщина, и она беременна, она не может спрятаться, и даже если ты убежишь, то брахмастра, в любом случае, быстрее тебя. И она показала нам удивительный пример, который дарит нам вера. Она сложила руки, посмотрела вверх и стала молиться Кришне. «О, Господь всех господ, о Господь Вселенной, ты – самый великий мистик. Пожалуйста, защити меня. Потому что ничто не может меня защитить от лап смерти в этом материальном мире». И, на самом деле, Кришна перешел из ее Сверхдуши в теле. И таким образом (это был бы хороший сюжет для любой кинопостановки), потому что Кришна, который как Вишну присутствует в сердце, он спустился во чрево матери и защитил ребенка от брахмастры.

Преданные ИСККОН обращаются к Господу с другой молитвой: «Я приношу свои поклоны Господу Нрисимхадеву, самой могущественной личности Бога, Вишну…»

Очень много телефонов звонят у нас сегодня на лекции.

«Его извергающий пламя рот расположен во всех направлениях. И он ужасающе выглядит. И одновременно с этим он очень благоприятен. И он является смертью самой смерти».

Для того, чтобы заниматься сознанием Кришны, нужно время. Например, вы практиковали сознание Кришны пять, десять лет, но океан слез не льется у вас из глаз. Как вы думаете, если ничего не произошло за пятнадцать лет, то через пятнадцать лет что-то может произойти? Еще пятнадцать, еще тридцать лет? На самом деле, наша задача – жить как можно дольше, чтобы хорошо служить нашему гуру. Поэтому это нормально – просить о защите в сознании Кришны, чтобы у нас было время практиковать и распространять знание.

Мы также должны понимать, что защита, которую мы получаем, пропорциональная тому, насколько мы предаемся Господу. Кришна говорит, что я награждаю всех согласно тому, насколько они предались. Если вы предались на двадцать пять процентов, то вы получили двадцать пять процентов милости, если на пятьдесят процентов – то пятьдесят процентов. Если вы предались на семьдесят восемь процентов, то, таким образом, семьдесят восемь процентов защиты, и сто процентов – вы тогда полностью защищены, как Прахлад. Таким образом, та защита, которая приходит к нам, приходит только равносильно тому уровню предания, который у нас есть. Есть замечательная история по этому поводу. Она про Драупади. Она окончательно получает полную милость Кришны. Наверняка вы знаете эту историю из «Махабхараты».

Ее проиграли в игре в кости. И кшатрии, у них есть привычка играть в кости, чтобы поддерживать свой разум острым.  Бада Хари рассказывал, как кшатрии любят сражаться. Они убивают оленей, волков, для того, чтобы оттачивать свои качества. И они также еще занимаются игрой в кости. И поэтому это помогает им быть сосредоточенными и просчитывать все возможные варианты. Пандавы и Куру, у них был такой матч, и Пандавы проиграли, и чтобы отыграться, они поставили на кон (представьте!) самое ценное, что у них было – это Драупади, поставили жену на кон. И они, представьте, проиграли. И Куру, они были по природе своей очень демоничны, поэтому то, что они сделали, в присутствии Пандавов, Куру, в присутствии всех солдат, они поставили эту женщину в середину и стали ее раздевать. Просто представьте на секунду, насколько ужасающе было для чистой целомудренной женщины в ведические времена оказаться раздетой, голой перед всеми собравшимися. Женщина может предстать раздетой только перед своей матерью и своим мужем.

Духшасан срывал с нее сари, раздевая ее. Он пытался стянуть с нее сари и мы все знаем, что Кришна стал частью этого сари, и после этого он тянул, тянул, тянул, и просто уже не смог и без сознания упал. И мы знаем, что Кришна является в разных формах жизни, он может стать вепрем, как Вараха, например, получеловек – полулев, как Нарисимха, также он представал как рыба, Матсья, чтобы спасти Веды, и для того, чтобы говорить про Веды, он стал Хаягривой, человеком-лошадью. На самом деле, он приходит в каждой форме жизни для того, чтобы проявлять свои лилы. Но только представьте! Для того, чтобы защитить свою преданную, Он стал воплощением сари! И некоторые комментатор говорят, что он как бы предоставил ей сари, а некоторые утверждают, что он именно стал этим сари. И какая бы женщина не захотела и не почла это за огромную честь – носить такое сари! «Откуда у тебя такое сари?». «Это Кришна».

Но для того, чтобы защитить ее, Кришне потребовалось какое-то время, и есть на то причины. Она показывала разные степени предания, и до того момента, когда она полностью не предалась, Кришна не стал ее сари. Потому что защита приходит в согласии с уровнем нашего предания. И после того, как все это случилось, этот ужасный, с одной стороны, эпизод и, в то же время, счастливый, она отправилась к Кришне и сказала: «Кришна, ну почему ты так долго? Почему ты сразу не пришел, когда с меня стягивали сари, и не разобрался?». Знаете, что Кришна ответил? Он сказал: «Послушай, Драупади. Ты не приняла прибежище у меня вначале. Сначала ты обратилась к Арджуне и Бхиме. И ты сказала: «Арджуна, Бхима, вы что, не видите, что творится с вашей женой? Они прямо перед вашими глазами обесчещивают меня! Сделайте что-то!». Кришна сказал: «Я подумал в то время, что я не особо нужен и ты не звала меня». Пандавы, на самом деле, ничего не могли сделать, потому что это было дело чести, они проиграли и не могли вмешиваться.

Но Кришна сказал: «Ты не приняла прибежище у меня, поэтому, почему я должен приходить?». Потом она повернулась к Дроне. Кто такой Дрона? Он был учителем боевого искусства одновременно и у Пандавов, и у Куру. Он был брахманом, но он учил кшатриев искусству боя. Она обратилась, сказала: «Дрона! Ты являешься брахманом, как можешь ты терпеть то, что честную женщину оскорбляют в твоем присутствии?». Кришна отвечает: «Ты не звала меня, поэтому я подумал, что я не нужен и не вмешивался. В расстроенных чувствах ты обратилась к Бхишме, кто являлся, возможно, самым могущественным воином на поле Курукшетра». Он был уважаемым дедом. Когда он не помог тебе, ты отправилась к Дхритараштре. Потом ты обратилась ко всем присутствующим царям. Когда никто не помог тебе, ты схватилась за свое сари двумя руками, и я тогда подумал, что Драупади думает, что на такая сильная, что она сама может себя защитить, зачем же я? Затем она подняла одну руку вверх, и Кришна подумал (он говорит, что теперь она возвращается к чувствам и начинает взывать).

Но только в тот момент, когда она отпустила обе руки, подняла их вверх и закричала: «Хей, Кришна, хей, Говинда, помоги!», только после этого Кришна пришел. Таким образом, именно в тот момент Кришна сказал ей, что «Ты, Драупади, поняла, что только я могу защитить тебя, и тогда я превратился в бесконечное сари, чтобы закрыть тебя и спасти». На данный момент жизни нам нужно еще больше защиты, потому что нас не защищают даже цари. Цари сейчас, на данный момент, правители, набивают свои карманы, открывают в Швейцарии какие-то счета и заботятся лишь о себе. На самом деле, у нас нет никакого прибежища, кроме Кришны. Но этого достаточно. Таким образом, это очень опасное место, полное страданий и препятствий, поэтому мы в любой момент можем обращаться и взывать к Кришне, чтобы у нас была защита, чтобы мы могли здесь практиковать какое-то время. На самом деле, если у вас такая плохая память и вы не можете запомнить все эти защитные мантры, это ничего страшного, вы должны, главное, запомнить три слова: Харе Кришна, Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Рама Харе Харе. Спасибо большое. Харе Кришна.

Есть ли какие-то вопросы?

(Из зала) Вопрос, неразборчиво.

Я тоже об этом говорил. И Прабхупада об этом говорил. Так и есть, что Господь Чайтанья принимает только наше служение и не наши оскорбления. Он может так делать, потому что он Бог. Это не так просто для обусловленной дживы, которая имеет ложное эго и такую природу. Но Господь Чайтанья описывает в «Шикшаштаке», что мы должны быть готовы выражать почтение каждому и не ждать почтения со стороны других к себе. На самом деле, это говорит также о том, что когда нас оскорбляют, мы не должны стремиться как-то разобраться с человеком. Даже если этот человек очень оскорбительно относится к нам, очень такой демонический, то со временем Кришна сам разберется с ним.

На самом деле, наше настроение должно быть такое: «О, этот человек такой добрый ко мне, он показал мне на те качества, которые мне надо исправить на своем пути служения Кришне». И надо думать, что этот человек увидел в моем сердце то, что не смог увидеть я, и поэтому мне нужно это исправить, и этот человек, который указывает на недостатки, является моим лучшим другом. Но это не просто, когда вас кто-то оскорбляет, просто сказать: «Спасибо большое», это требует определенного уровня развития. Но, по крайней мере, мы должны знать этот принцип и культивировать его. Это очень хорошо, в свою очередь, пример показал Бхактисиддханта Сарасвати.

В свое время он путешествовал по разным дхармашалам, разным холлам и давал лекции. И эти холлы наполнялись людьми, которые его очень любили и восхищались. Они восхищались и любили его за его знание, его преданность. И однажды взбешенный какой-то недоброжелатель вскочил во время лекции и сказал: «Кто ты думаешь ты такой? Ты сидишь здесь, на этом троне, великий такой, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур!» И после этого он следовал за ним три недели, от лекции к лекции. И каждый раз он вскакивал посреди лекции, и говорил: «Кто ты думаешь ты такой? Ты сидишь на этом сидении, думаешь, такой весь возвышенный!». И у всех учеников Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура была единственное желание – наброситься на этого парня и показать ему на выход. Но Бхактисиддханта Сарасвати все время говорил: «Остановитесь, не трогайте его». И это продолжалось неделями. Это примерно двадцать одна лекция. И ученики уже скрежетали зубами. И Бхактисиддханта Сарасвати говорил: «Нет-нет, оставьте его».

После того, как его тур по Калькутте закончился, он вернулся в Маяпур. Вы знаете, у него там был дом, где он останавливался. Это недалеко от Шривасангама, там, где Шривас Тхакур имел свой дом. Он был наверху, в своем доме, и оттуда ему хорошо было видно группу учеников, которые ждали его внизу, того момента, когда он спустится для очередной лекции. Вдруг он увидел как один из учеников торопится, бежит, подбегает и говорит: «Гуру Махарадж, выйдите на веранду. У меня такие великолепные новости, радостные, хочу со всеми поделиться!». Все подумали, а что за такие интересные новости, что даже Гуру Махараджа на веранду зовут? Он вышел, стоял перед всеми и спросил: «Что за новости?». Он сказал: «Тот парень, который вас постоянно критиковал на ваших лекциях, наконец-то он сегодня утром умер от сердечного приступа!» И все закричали: «Ура! Джай Нрисимхадев!».

Но Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур замер. Вдруг они все заметили, что Гуру Махарадж не проявляет радости, как все они. Неожиданно они увидели, как слезы покатились по щекам Гуру Махараджа и промочили его одежду. Он плакал и плакал. Все замолчали. Тот преданный, который принес эти новости, сказал: «Гуру Махарадж, почему вы не счастливы слышать об этом?». Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал таким образом, чтобы показать пример всем своим ученикам, всем Гаудия-вайшнавам. Он сказал: «Я очень опечален, потому что именно этот джентльмен обучал меня смирению. Мне необходим был урок смирения. Теперь он ушел, кто сделает меня смиренным?». Это как пример Иисуса Христа, который готов был подставить свою щеку.

Это очень глубокий урок для всех нас, потому что именно те люди, наши друзья, которые показывают нам те недостатки, которые есть у нас в сердце, и мы должны говорить: «Спасибо, спасибо!», потому что именно благодаря этим недостаткам, они мешают нам приблизиться к Радхе и Кришне. Бхактисиддханта Сарасвати сказал: «Он был моим другом, потому что он учил меня смирению».

Еще вопросы?

(Вопрос из зала) (Неразборчиво).

Различие в том, что у нас, в принципе, существует разная ученическая передача, то есть, у нас она чистая. У нас нет необходимости думать как бы от себя, надеяться на себя, потому что у нас есть Шрила Прабхупада. И Шрила Прабхупада говорил, что вера – это полная вера в то, что вы погружаете свою веру во что-то верховное. Поэтому у нас нет необходимости каким-то образом не доверять тому, что сказал Шрила Прабхупада. И кто-то однажды спросил Шрилу Прабхупаду, это был вопрос про Маха-Вишну, что у него четыре руки, его просили: «Что, правда, четыре руки у него?». И Прабхупада сказал: «Конечно, правда». Преданный спросил: «А как мне это можно понять?». Прабхупада сказал: «Да ты просто не можешь своим настоящим разумом. И какой смысл в вашем разуме, если вы не знаете даже, что происходит у вас в доме, что уж говорить о всей вселенной?».

Поэтому никто не знает эту Вселенную лучше, чем Господь. Господь ее создал, поддерживает и разрушает. Поэтому, если кто-то и может защитить и дать разум, то это Господь. Почему Драупади не поднимала сразу две руки? Не потому что она не была преданной Кришне, а потому что она просто давала нам пример. Почему Арджуна на Курукшетре якобы впал иллюзию, начал плакать, как бы горевать о своих родственниках? Что он, не чистый преданный, просто впал в иллюзию? Нет, это была игра, благодаря которой Кришна мог рассказать мудрости. У нас есть Шрила Прабхупада и давайте порадуемся тому, что у нас есть ученическая преемственность. Мы правильно расположены в ней. И все это зависит от того, как мы этим воспользуемся. И сейчас мы будем воспевать Харе Кришна.