Глава 18. Новый фасад заменяет коммунизм

Главная > Дневники странствующего монаха > Том 3. 2001
  

Московский храм, который находится почти в центре города, с 1991 года верно служил постоянно растущей общине преданных. Сейчас в Москве более 1000 инициированных и приблизительно в два раза больше неинициированных преданных. Этот храм - главный нервный узел российского ИСККОН; в нем расположены офисы центра по связям с общественностью, санкиртаны, курсов для начинающих преданных, а также вайшнавский университет и департамент Божеств. Храмом умело руководит Шьяма прабху; кроме того, храм является базой для Вайдьянатха даса, представителя Джи-би-си в России. В храме всегда много приезжих преданных, выполняющих многочисленные поручения. Еженедельно в храм приезжают на экскурсии группы школьников: они присутствуют на огненном жертвоприношении в алтарной комнате, слушают лекцию и принимают прасад. Недавно руководители города сообщили преданным, что им придется освободить здание, так как на этом месте будет проложено шоссе. Сейчас Вайдьянатх и другие лидеры прилагают все усилия, чтобы найти новое помещение. Это будет нелегко. Москва больше не могущественная столица коммунизма, какой она была в мой первый приезд в 1989 году. В то время как почти вся Россия борется с экономическими проблемами, возникшими при переходе к демократии 10 лет назад, Москва процветает. Я с трудом узнаю в ней тот город, который видел в 1989 году. В центре выросли новые здания со множеством офисов и организаций. Город заполнен женщинами и мужчинами в деловых костюмах и дорогих нарядах. В магазинах всевозможная одежда, техника, мебель и продукты. Везде висят рекламные щиты, на стенах зданий пульсируют неоновые вывески.

Но новые здания и яркое освещение - лишь фасад, за которым совершается множество греховных поступков. Вместе с демократией пришли также грехи западного общества, и сейчас Москва, как и все большие города в эпоху Кали-юги, платит высокую цену за проституцию, наркотики и азартные игры. Разрослась преступность, в высших кругах царит коррупция.

***

«Спросил путник брахмана:

- Скажи, кто велик в этом городе?

Ответил брахман:

- Велика верхушка у колючих деревьев, что называются пальмира.

Тогда спросил путник:

- Кто здесь самый щедрый?

Ответил ему брахман:

- Самый щедрый тот, кто по утрам собирает грязную одежду и возвращает ее вечером.

Спросил тогда путник:

- Кто самый талантливый?

Ответил ему брахман:

- Все талантливо воруют друг у друга жен и имущество.

Тогда спросил путник у брахмана:

- Как можешь ты жить в таком городе?

И ответил тот:

- Как червь, что живет даже в навозе, так и я живу здесь!»

Чанакья Пандит,

«Нити-шастра», глава 12, текст 9

Но преданные Господа не отказываются жить в подобных условиях. Я помню, как в молодости, на выездной санкиртане мы танцевали от радости, приезжая в большой, оскверненный материалистичный город. Мы не замечали высотных зданий, магазинов, огней и греховной деятельности вокруг нас, мы видели только тысячи обусловленных душ, нуждавшихся в милости Господа Чайтаньи!

праена дева мунаях сва-вимукти кама

маунам чаранти виджане на парартха нистхах

найтан вихая крипанат вимумукша эко

наньям твад асья шарана бхрамато 'нупасье

«Дорогой Господь Нрисимхадев, я вижу много святых личностей, которых интересует только их собственное освобождение. Не беспокоясь о больших городах и селениях, они уходят в Гималайи или в лес, чтобы принять обет мауны (молчания) и заняться медитацией. Они не желают помочь освободиться другим людям. Что касается меня, то я не хочу получить освобождение в одиночку, оставив в стороне этих несчастных глупцов и негодяев. Я знаю, что нельзя быть счастливым без сознания Кришны, не приняв прибежища Твоих лотосных стоп. Поэтому я хотел бы вернуть этих грешников к Твоим лотосным стопам».

Вайдьянатх хочет купить землю в Москве и потом возвести на ней храм. Вместе с индийским посольством и местной индийской общиной они хотят построить Центр индийской культуры. «Охотясь на носорога», он дважды встретился с премьер-министром Индии Атал Бихари Ваджпайи: в Нью-Йорке на саммите религий ООН и в Нью-Дели. Под руководством Вайдьянатха русский преданный Мадана-мохан встретился с президентом России Путиным во время его последнего визита в Нью-Дели. Мадана-мохан сообщил ему о желании ИСККОН приобрести в Москве землю и вместе с индийской общиной построить на ней храм.

Преданные-москвичи говорят, что президенту Путину хорошо известно о нашем Движении. В этом нет причин сомневаться, потому что раньше он был главой КГБ, российского разведывательного управления. Рассказывают, что недавно на каком-то деловом собрании ему предложили бокал шампанского. Путин отказался; его спросили: «Мистер президент, вы не пьете?» Президент ответил: «Конечно, нет. Я кришнаит!»

Сегодня утром лекцию в храме прочел Шри Прахлад. Преданные были так же счастливы видеть его, как и меня. Он дал замечательную лекцию, и преданные остались довольны. Во второй половине дня я поехал в храм, чтобы встретиться с 20 региональными секретарями российского ИСККОНа. Они попросили у меня совета по менеджменту; я сказал, что самое главное качество лидера - это чистота, его основная обязанность - вдохновлять подчиненных в сознании Кришны, и поэтому его лидерство начинается с посещения утренних программ. Также я процитировал совет Шрилы Прабхупады, данный Гирирадже Свами. Когда Шрила Прабхупада уходил с этой планеты, он позвал Гирираджу Свами и спросил, будет ли, по его мнению, существовать наше Движение в его отсутствие? Гирираджа Свами ответил с уверенностью, что если преданные будут неукоснительно повторять свои круги и следовать регулирующим принципам, то Движение выживет. Шрила Прабхупада кивнул и, попросив Махараджа наклониться поближе, прошептал ему на ухо: «Разумность и организованность».

Когда я вышел из комнаты для совещаний, ко мне обратился один ученик и попросил, чтобы я познакомился с его родителями, только что приехавшими в храм. Я очень устал после совещания и целый день не ел. Пытаясь уклониться от встречи, я предложил перенести ее на следующий день, но преданный настаивал, и я неохотно согласился. Но вместо того, чтобы, как полагается, пройти в гостевую комнату, я сказал, что познакомлюсь с ними по дороге в машину.

Когда я вошел в прихожую, ко мне подошли родители ученика и тепло пожали мне руку, благодаря за заботу об их сыне. Они были хорошо одеты и интеллигентно разговаривали. Я сразу осознал свою ошибку, но уже ничего нельзя было сделать. Пытаясь исправить свою глупость, я немного поговорил с ними, но время и место были неудачные - нас окружали носки и обувь. Через несколько минут они вместе со сыном прошли в гостевую комнату. По дороге к машине ко мне присоединился Шьяма дас и спросил, знаю ли я, кто отец этого ученика? Я ответил, что нет, и Шьяма объяснил: «Это главный инженер самой большой атомной электростанции в России. К нему на консультацию приезжают крупные ученые, в том числе из Америки».

Шрила Прабхупада, когда этот неотесанный болван станет джентльменом?

Вечером я встретился с Шуддхой дасом и другими лидерами из Южной России. Мы обсудили план проведения большого фестиваля, посвященного дню явления Господа Нрисимхадева, который состоится в мае неподалеку от Краснодара, в Дивноморске. Мы ожидаем, что приедут более 2000 преданных. Во время собрания Шуддха рассказал мне историю о том, как недавно в Краснодаре был похищен, а затем возвращен Господь Нрисимхадев.

Пять лет назад краснодарские преданные установили большое мурти Господа Нрисимхадевы, сидящего в позе лотоса. Йога-Нрисимха стал знаменитым в этом регионе, даже непреданные приходили, чтобы взглянуть на его устрашающие и в то же время прекрасные формы.

9 декабря, когда почти все преданные были на санкиртане, в храм незаметно прокрался вор. Он схватил с алтаря Божество и скрылся. Через несколько часов кража обнаружилась, преданные были в отчаянии. Они позвонили в милицию, где им ответили, что без следов почти ничего не могут сделать. О происшествии сообщили местное телевидение, радио и газеты, демонстрировавшие фотографии пустого алтаря.

Преданные связались с местными криминальными структурами, и там предположили, что вор мог быть из одной банды, члены которой крадут святыни из церквей и мечетей, а затем продают их верующим обратно. Они намекнули, что вор может обратиться к преданным в другом городе и попытаться продать Божество им. Шуддха послал электронное сообщение, предупреждая преданных, чтобы они не упустили того, кто предложит им мурти.

Как и ожидалось, через шесть дней в Санкт-Петербурге к нескольким преданным обратился некий человек и предложил им приобрести Божество Господа Нрисимхадевы. Преданные еще не читали письма Шуддхи и не подозревали, что это Божество могло быть украдено. Обрадованные, они собрали деньги и совершили сделку у себя на квартире. Сразу же после того, как этот человек уехал на вокзал, преданные вышли в CIS и прочли сообщение Шуддхи. Хотя следы преступника были еще горячими, сделать они ничего не могли - он исчез в ночи. Неожиданно они услышали стук в дверь и, открыв ее, увидели вора! Он объяснил, что опоздал на поезд, и спрашивал, можно ли ему переночевать. Ничем себя не выдав, преданные согласились и устроили его поудобнее. Когда он заснул, они вызвали милицию, которая тут же приехала и арестовала его. Ему грозит не менее пяти лет тюремного заключения.

Встречая Господа, преданные устроили огромный праздник. Шуддха сказал, что это было похоже на то, как жители Двараки встречали вернувшегося в их город Господа Кришну. Когда машина с Божеством подъехала к краснодарскому храму, плачущие от радости преданные со всех сторон принесли ему поклоны. Когда Господа Нрисимхадева несли к алтарю, сотни преданных протискивались к Нему поближе, не в силах поверить, что их иштадева, их Господь, на самом деле вернулся. Состоялась церемония абхишеки; преданные с любовью омыли Господа, больше слезами, чем водой. А потом вся община пела и танцевала в экстазе перед съемочной группой с телевидения, представителями радио и газет, которые ранее рассказали о краже. На следующий день о Господе Нрисимхадеве говорил весь Краснодар. Многие люди приходили посмотреть на Господа, который был сперва похищен, а затем Сам похитил сердца своих преданных!

угро 'пи анугра эваям

сва-бхактанам на кешари

кешарива сва потанам

аньешам угра викрама

«Свирепая львица тем не менее очень добра к своим детенышам. Точно так же Господь Нрисимхадев, страшный для непреданных, подобных Хираньякашипу, очень мягок и добр к преданным, таким как Прахлада Махараджа» (Шрила Шридхара Свами).

Сегодня благословенный день явления Шрилы Нароттама даса Тхакура. Нароттама дас Тхакур один из моих самых любимых ачарьев, поэтому я встал рано, чтобы прочесть его биографию, составленную моей духовной сестрой Ситалой даси. Она много лет собирала и систематизировала все упоминания о нем в различных шастрах и скоро опубликует книгу. Она дала мне рукопись для редактирования, и я всегда вожу ее с собой. Нароттама дас Тхакур обладал очень возвышенной любовью к Господу и был очень целеустремленным проповедником, и поэтому для меня он олицетворяет всё, чего мне хотелось бы достичь в преданном служении. Множество написанных им песен поднимают нас с начальных уровней преданного служения к высшему уровню - чистой любви к Господу. Один последователь спросил у Шрилы Гауракишора даса Бабаджи: «Какую цену нужно заплатить, чтобы достичь любви к Богу?» Тот ответил: «Пять рупий!» Изумленный ученик воскликнул: «Всего пять рупий! Разве это возможно?» - «Да, - ответил Шрила Гауракишор дас Бабаджи. - Ты можешь узнать всё, что необходимо для достижения любви к Кришне, если пойдешь на рынок и купишь за 5 пайсов две книги Шрилы Нароттамы даса Тхакура - «Према-бхакти-чандрику» и «Прартхану»!»

В это утро во время лекции я говорил более полутора часов и смог рассказать только о половине жизни Нароттама даса Тхакура. Я завершил лекцию словами о том, что продолжу рассказ вечером во втором московском храме, расположенном в пригороде.

Вечером мы приехали в этот храм, находящийся в 20 км от города. В нем живут около 50 преданных. Это жилой комплекс, состоящий из большого деревянного здания, используемого под алтарное помещение, и четырех зданий поменьше, служащих жильем для преданных. В храмовой комнате собрались более 200 преданных, желающих услышать продолжение рассказа о Шриле Нароттаме дасе Тхакуре. Я говорил два часа, но так и не успел завершить рассказ о его лилах! В конце я пообещал, что «часть третья» будет завтра утром в храме на Беговой. Программа завершилась воодушевленным киртаном Шри Прахлада.

По дороге обратно в город я вспомнил о великой милости, оказанной мне Шрилой Нароттамом дасом Тхакуром. В прошлом году, обходя Вриндаван, я натолкнулся на уединенное здание недалеко от храма Гопишвары Махадевы. Табличка на нем сообщала: «Храм Враджа-мохана - Божества Нароттама даса Тхакура». Обуянный любопытством, я вошел в храм и приблизился к алтарю. В тот же момент алтарь открылся, и я склонился в поклоне перед прекрасными формами Шримати Радхарани и Враджа-мохана.

Шрила Нароттам дас Тхакура лично установил Божества Враджа-мохана во время первого организованного им праздника Гаура-пурнимы в Кентури (ныне Бангладеш), через несколько лет после ухода Господа Чайтаньи Махапрабху. Нароттам организовал это великое событие, чтобы поддержать гаудия-вайшнавов, ставших менее активными после ухода Господа. Страдая от разлуки с Ним, они с трудом держали караталы и мриданги во время киртана. Из-за отсутствия лидера также начали появляться различные апасампрадайи, отклонявшиеся от строгого учения Шрилы Рупы Госвами.

Нароттама хотел объединить гаудия-вайшнавов, чтобы вдохновить их и организовать проповедь учения Господа Чайтаньи в Индии. На праздновании присутствовали великие преданные, такие как жена Господа Нитьянанды, Джахнава мата. Тысячи преданных приехали из Вриндавана, Бенгалии, Пури и Ориссы, все наслаждались кришна-катхой и киртанами, и особенно киртанами Шрилы Нароттама даса Тхакура. Во время этого исторического собрания Нароттама установил шесть Божеств Кришны, а через несколько лет одно из этих Божеств, Враджа-мохана, было перемещено во Вриндаван, потому что там у Нароттама было много учеников, страдавших от разлуки с ним. Вместе с Божеством он также послал несколько своих личных вещей.

Я стоял перед Радхой-Враджа-моханом и благодарил судьбу за возможность лицезреть личные Божества одного из моих самых главных героев в сознании Кришны. На следующий вечер я вернулся в этот храм с большой группой преданных. Мы вошли в алтарную, громко воспевая святые имена и танцуя в экстазе. Перед тем как войти в храм, я рассказал преданным о многих играх Нароттама даса Тхакура, в том числе о том, как он установил Враджа-мохана. Поэтому преданные вошли в храм с волнением. Благодарные за такой особенный даршан, мы танцевали и пели несколько часов. Несколько раз мы переходили с Харе Кришна маха-мантры на «Джая Нароттама, джая Нароттама, джая Нароттама» и пели так громко, как только могли.

Киртан перед этим удивительным Божеством был таким сладким, что мы возвращались в этот храм несколько дней подряд. Каждый раз киртан был всё более экстатичным. На четвертый вечер после окончания киртана мы сели, уставшие, вспотевшие, но необыкновенно счастливые. Тут ко мне подошел пуджари-бенгалец, который с изумлением наблюдал за нами все эти дни, и спросил, может ли он дать мне что-нибудь. Я заметил на подушке на алтаре несколько красивых шалаграма-шил и сказал, что если он пожелает, то может дать мне один из них. Он улыбнулся и подошел к алтарю, но вместо шилы взял необычный серебряный сосуд, стоявший рядом со стопами Враджа-мохана, и достал из него маленькую говардхана-шилу. Он вернулся ко мне, положил шилу в мою руку и мягко сказал: «Эта говардхана-шила прибыла вместе с Враджа-моханом из Кентури. Ей поклонялся Шрила Нароттама даса Тхакура!»

Я и окружившие меня преданные были потрясены. Все молча и недоверчиво смотрели на шилу. Тогда пуджари вернулся к серебряному сосуду, достал из него маленькую шалаграма-шилу, такую же по размеру, как говардхана-шила. Вернувшись к нам, он положил эту шилу в мою руку и сказал: «Ему тоже поклонялся Нароттам!» И тут же вернулся к серебряному сосуду и достал маленькую дварака-шилу, такую же по размеру, как две предыдущие шилы. «Ему тоже поклонялся Тхакур!» Эти три шилы казались драгоценными камнями. Они и на самом деле были самой большой в мире драгоценностью!

Конечно, никто не может с уверенностью сказать, что именно этим шилам поклонялся Нароттам дас Тхакур, но у меня нет причин в этом сомневаться, настолько особое положение они занимали на алтаре. Я принял их как милость, которая приходит по своему желанию, и принес дандаваты лотосным стопам Враджа-мохана.

Этот пуджари был настолько возвышенным, и он ничего не попросил взамен, поэтому через несколько дней я вернулся в храм и выразил желание служить Радха-Враджа-мохану. Я о мои духовные братья, один из которых - Гирираджа Махарадж, сейчас ремонтируем этот старый храм, покупаем Божествам новые одежды и платим за бхогу для Них.

Милость Господа Чайтаньи и Его спутников безгранична и подобна стремительному речному потоку. Недавно, когда я вновь посетил Враджа-мохана, мой друг-пуджари пригласил меня в комнату рядом с алтарем, открыл старую шкатулку, с благоговением достал очень старую каменную пластину и металлическую чашу и со слезами на глазах вложил их в мои руки. Он сказал: «Они прибыли вместе с Враджа-моханом 450 лет назад. В этой чаше Нароттам дас Тхакур готовил пищу, а с этой пластины принимал прасад. Отдаю их тебе».

Невероятно, сколько милости выпадает на нашу долю! Мы можем только удивляться ей и отвечать на нее по мере своих сил.

Дорогой Нароттам дас Тхакур, прошу, помоги мне нести твою миссию в этом мире: помогать моему духовному учителю освобождать падшие души, лишенные милости великих личностей, подобных тебе! Пусть прославляющие тебя стихи, написанные Вишванатхой Чакраварти Тхакуром, станут моей постоянной медитацией!

шри-кришна-намамрита-варши-вактра

чандра-прабха-дхваста-тамо-бхарая

гаурангадеванучарая тасмай

намо намах шрила-нароттамая

«Я приношу почтительные поклоны Шриле Нароттаму дасу Тхакуру, искреннему последователю Господа Гаурангадевы. Великолепная луна его уст, изливающих потоки нектара святого имени, разрушает тьму невежества».

санкиртананандаджа-манда-хасья

данта-дьюти-дйотита-динмукхая

сведашру-дхара-снапитая тасмай

намо намах шрила-нароттамая

«Я приношу почтительные поклоны Шриле Нароттаму дасу Тхакуру. Воспевая в блаженстве славу Кришны, он омывался потоками пота, и его прекрасные зубы и мягкая улыбка освещали всё вокруг».

мриданга-нама-шрути-матра-чанчат

падамбуджа-двандва-манохарая

садьях самудьят-пулакая тасмай

намо намах шрила-нароттамая

«Я приношу почтительные поклоны Шриле Нароттаму дасу Тхакуру. Заслышав бой мриданг и звуки святого имени, он пускался в танец, кружась на своих прекрасных лотосных стопах, и волоски на его теле вздымались в экстазе».

гандхарва-гарва-кшапана-сваласья

вишмапиташеша-крити-тасмай

сва-сришта-гана-пратхитая тасмай

намо намах шрила-нароттамая

«Я приношу почтительные поклоны Шриле Нароттаму дасу Тхакуру. Его танец разбил гордость гандхарвов. Его удивительное служение изумляло окружающих. Его песни принесли ему славу».

ананда-мурччхаванти-пата-бхата

дхули-бхараланкрита-виграхая

яд-даршанам бхагья-бхарена тасмай

намо намах шрила-нароттамая

«Я приношу почтительные поклоны Шриле Нароттаму дасу Тхакуру. Пребывая в экстазе, он временами терял сознание и падал на землю, и тело его украшалось пылью. Самым счастливым душам довелось увидеть его в эти минуты».

стхале стхале ясья крипа-прабхабхих

кришнанья-триша джана-самхатинам

нирмулита эва бхаванти тасмай

намо намах шрила-нароттамая

«Я приношу почтительные поклоны Шриле Нароттаму дасу Тхакуру. Его твердая вера в преданное служение Кришне подобна ожерелью из драгоценных камней. Его прикосновение - как камень спаршамани. Его слова подобны четырем Ведам».

муртайва бхактих ким аям ким эша

вайрагья сарас тануман нри-локе

сабхавьяте ях критибхих садайва

тасмай намах шрила нароттамая

«Я приношу почтительные поклоны Шриле Нароттаму дасу Тхакуру. Преданные всегда спрашивают: «Может быть, он - само олицетворение преданного служения? Может быть, он - отречение, сошедшее в этот мир в облике живого существа?»

раджан-мриданга-каратала-калабхирамам

гауранга-гана-мадху-пана-бхарабхирамам

шриман-нароттама-падамбуджа-манджу-нритьям

бхритьям критартхаяту мам пхалитешта-критьям

«Пусть сладкий от меда Господа Гауранги танец лотосных стоп Шри Нароттамы, грацизно передвигающихся под мелодичную игру каратал и мриданг, исполнит духовные желания его покорного слуги» (Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур. «Шрила Нароттама-прабхор-аштака»).