ШБ 1.3.18 «Раса ужаса» (день явление Господа Нрисимхадева)

Главная > Шримад-Бхагаватам > Песнь 1 «Творение»
   место: Санкт-Петербург

Мы прочитаем из первой песни Шримад Бхагаватам. Это третья глава, текст 18.

В 14-ом воплощении Господь явился в образе Нрисимхи и как плотник, расщепляющий тростник своими ногтями надвое разорвал могучее тело безбожника Хираньякашипу.

Поскольку сегодня очень благоприятный день, мы слушаем о воплощении Господа в образе человекольва Нрисимхи.

Как это не удивительно — он появился исключительно для того, что бы защитить своего преданного Прахлада Махараджа от рук его отца-демона, Хираньякашипу. Прежде всего, важно понять, что эти игры не являются мифами. Существует такое понятие в науке, как антропоморфизм. Т.е переносы качеств животных на людей. Это было популярно в некоторых культурах, в частности, в древнегреческих преданиях. Некоторые люди, когда они слышат о воплощении Нрисимхадева они думают, что кришнаиты занимаются антропоморфизмом. Т.е они придумали такую форму получеловека, полульва, потому что такого быть не может.

И мы, как преданные должны быть на страже и готовы опровергнуть подобное ложное представление так же, как Господь всегда готов защитить своих преданных. Любовь — это взаимное чувство. Одно из проявлений любви Господа к нам — в том, что Он защищает нас, что бы обеспечить нам беспрепятственное продвижение на пути преданного служения. И если в обществе господствуют какие-то ложные представления, мы как преданные должны взять на себя ответственность и опровергнуть их. Для того чтобы отстоять Кришну, хотя Он и непобедимый и Он в защите не нуждается. Но он таким образом дает нам возможность послужить Ему, что бы мы таким образом могли выразить свою любовь к Нему.

Поэтому это не мифология или если говорить современным языком не научная фантастика. Это факт, потому что он подтверждается тремя неоспоримыми источниками: гуру, садху и шастрами. Я помню, как Шрила Прабхупада в одной беседе с каким-то гостем из Чикаго, я уже не помню точно тему, но в какой-то момент Шрила Прабхупада ударил кулаком по столу и сказал: «движение Сознания Кришны авторитетно!» Авторитетность Сознания Кришны подтверждается тем, что она исходит по цепи ученической преемственности, подтверждается святыми людьми и изначальными ведическими писаниями. 

Однажды в Женеве один индолог пришел, чтобы пообщаться со Шрилой Прабхупадой. Это был профессор, который изучал индийскую философию и историю с мирской точки зрения. И этот человек говорил о Кришне как об обычной личности, которую начали превозносить какие-то мудрецы живущие в лесу. И они понапридумывали разных его деяний. И Шрила Прабхупада снова преисполнился решимости. И он сказал: «Вы знаете, что эти книги записаны Шрилой Вьясадевой? Осознавшей себя душой. Он был маха-бхагаватой и литературным воплощением верховного Господа». И Прабхупада сказал: «неужели вы думаете, что он тратил бы время понапрасну, занимаясь описанием каких-то детских сказок? То, что он написал — это не просто истина, это абсолютная истина!»

В Индии Шримад-Бхагаватам так же известен как «Бхагавата-пурана», древняя история всей Вселенной. И Бхагаватам описывает различные события, которые происходили не только в будущем, но и даже то, что происходит в настоящем. И в 12 песне есть множество предсказаний того, что произойдет в будущем. И в реальности нет другого метода понимания этих тем, кроме как изучение Бхагаватам. Шрила Прабхупада приводит замечательную аналогию в этом отношении.

Аналогии предназначены для того, что бы мы смогли понять сложные философские концепции, что бы можно было их перефразировать доступным образом. Поскольку мы привыкли к материальным понятиям, материальные аналогии используются для того, что бы объяснить, что находится на духовном уровне. Шрила Прабхупада сказал, что если вы хотите узнать кто ваш отец — один единственный способ понять — это спросить у матери. Она является авторитетом. Можно, конечно придумывать разные методы, с помощью астрологических вычислений пытаться это понять. Но самый надежный способ — это спросить у мамы. Верховный Господь Шри Кришна не только создал этот мир, он его поддерживает и в какой-то момент уничтожит. Поэтому Он является высшим авторитетом. И он может объяснить нам, если захочет, что происходило в прошлом.

Многим нравятся истории. Историей мы называем отрезок времени от настоящего момента, уходящий корнями далеко в прошлое. Некоторые люди любознательны на столько, что они пытаются извлечь уроки из прошлого, что бы понять тенденции будущего, потому что история повторяется, как правило. И кто же самый лучший преподаватель истории во всем мире? Это Кришна! Потому что, даже если мы участвовали в каких-то исторических событиях прошлого — мы их не помним.

Но Кришна говорит в Бхагавад-Гите Арджуне, что мы вместе с тобой рождались множество раз, но в отличие от тебя — я помню все свои рождения. В этом стихе Шрила Вьясадева описывает события, которые происходили много лет назад, когда Господь явился в образе человекольва. Однажды в Лондоне, во время лекции один из гостей бросил вызов Шриле Прабхупаде и спросил: «Как такое может быть, что Бог приходит в этот мир?» Вместо того, что бы дать длинный философский ответ Шрила Прабхупада дал короткий и ясный ответ. Как говорится, краткость — сестра таланта. Он спросил: «Что, кто — то может его остановить?»

Конечно, изначальная форма Кришны — это форма мальчика-пастушка, который играет на флейте и танцует с гопи Вриндавана, но он принял более подходящую для сражения форму человекольва, потому что львы считаются царями джунглей и они хорошо сражаются. Эта лила Господа весьма интересна. И мы любим слушать эти игры Господа вместо того, что бы слушать какие-то мирские новости, которые усиливают материальные желания. Слушание Игр Господа очищает нас от материальных желаний в сердце. Нрисимхадев — это очень популярное Божество в ИСККОН. Каким-то образом так случилось, что среди миллионов воплощений Господа и 10 главных воплощений это воплощение Нрисимхадева стало на столько популярным среди преданных, что они ходят в футболках с изображением Нрисимхадева, носят кольца с Нрисимхадевом, есть театры Нрисимхадев, Нрисимха-катха очень популярна. И для многих преданных это самый главный фестиваль в году — явление Нрисимхадева. Те, кто наслаждаются лилами Нрисимхадева знают из каких источников можно почерпнуть самые подробные описания его лил.

Преданные не удовлетворяются просто тем, что они услышали Нрисимхадев защитил Прахлада Махараджа, убил его демонического отца Хираньякашипу. Они хотят знать все подробности: кто, когда, как это произошло, как Нрисимхадев убил Хираньякашипу, что Хираньякашипу сказал перед смертью. Это все замечательно. Многие люди переживают по поводу разных войн в Ираке, Афганистане. Что происходит на Украине. Нам конечно все это не интересно. Мы хотим слушать снова и снова именно этот вид игр. И конечно, можно найти очень много подробностей. Существует очень популярная поэма, которая называется «Нрисимха-стути». И она описывает очень подробно как был убит Хираньякашипу. Но советуется читать ее осторожно. Точно так же, как если вы просматриваете какой-то видеоматериал, вас могут предупредить, что в нем содержатся сцены насилия. Поэтому просмотр не рекомендуется для детей и слабонервных. Точно так же, прежде, чем слушать Нрисимха-стути вас надо предупредить, что тут так же содержаться серьезные сцены насилия. Если у вас слабое сердце. Мы сделаем небольшую паузу, чтобы вы успели выскочить наружу. Но мужчины должны остаться.))))

Итак, четвертый стих Нрисимха-стути звучит следующим образом:

Мой дорогой Господь Нрисимхадев

Ты наслаждаешься, уничтожая врагов-демонов.

Твоя тяжелая булава раскручивается с чудовищной силой превосходящей силу гор.

Чувствуя, что надвигается ужасная сцена уничтожения и что они будут порублены в куски, солдаты демонов разбегаются, спасая свои жизни.

О неукротимый Нрисимха! Сожги их! Сожги!

И надели меня могуществом.

Те, кто вышли, могут зайти снова (смеется)

Я продолжаю.

Конечно, там много стихов. Там 24 стиха, но мы упомянем не более 12.

Здесь в шастрах описывается кровавая сцена уничтожения. Конечно, кто-то может спросить: «Почему обычные преданные, которые интересуются играми Господа во Вриндаване, зачем им слушать о всех этих кровавых и чудовищных деяниях?» Им интересно, потому что все эти игры связанны с Кришной. Хотя, конечно у нас есть особые любимые игры Кришны, но поскольку мы любим Кришну нас интересует все то, что он делает. Я с детства помню песенку, в которой говорилось, что чтобы узнать тебя, я должен знать о тебе все.

Если мы, например, даже на материальном уровне влюбляемся в кого-то, мы хотим знать все. Что связано с этой личностью. И вожделение — искаженное материальное желание является искаженной изначальной привязанностью к Кришне. Сахаджи хотят слушать только игры Кришны раса-лилы. Им не интересна битва на Курукшетре. Но если кто-то на самом деле любит Кришну — ему интересно, что делал Кришна на поле битвы. Потому что все это взаимосвязано. Поэтому эти ужасные кровавые сцены так же относятся к категории рас. Мы слышим очень много, очень часто это слово «раса».

Существуют конечно, основные расы, такие как сакхья раса, ватсалья раса, мадхурия раса. Это наша высшая цель. Но есть еще и другие расы. Это раса ужаса. В основном мы говорим о четырех расах, которые ярко проявлены во враджа-лиле. Но те, кто читали «Нектар Преданности», краткое изложение Бхакти-расамрита-синдху знают, что всего существует 12 рас. И разные преданные воплощают в себе разные виды рас отношений с Кришной, потому что разнообразие дает вкус жизни.

Мы например, обсуждали вчера за ужином о том, что например делают живые существа в шанта расе, такие как деревья во Вриндаване. Но Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит на эту тему, что все живые существа во Вриндаване, даже те, кто находятся в шанта расе, служат в мадхурья расе. Например, деревья. Мы понимаем, что последователи Господа Чайтаньи интересуются прежде всего мадхурья расой. Но тем не менее это не единственная раса, кроме мадхурья расы существует еще как минимум 11 других рас. И мы не должны находиться в невежестве, мы должны быть осведомлены и очень хорошо знать и изучать их все. Чем глубже наши знания о Кришне, тем тверже наш фундамент развития бхакти.

Это перечисление 12-ти рас. Раудра — это гнев, адбхута — удивление, шрингара подобна мадхурье — это супружеская любовь. Хасья — это комедия. Как, например, у Мадху Мангала брахмана, друга Кришны хасья раса с Кришной, раса смеха. Вира обозначает рыцарство. Дайя — обозначает милосердие. Дасья — это конечно же служение. Сакхья — это дружба. Бхайанака означает ужасная. Бибхатса — это шок. Шанта — нейтральная раса. Ватсалья — родительская.

Одна из рас — бхайанака раса — отвращение. И кто же находится в бхайанака расе, в отвращении? Хираньякашипу. Нравится ли ему такая раса? Нет конечно же. Это тот самый великий преданный, который всех нас вдохновляет, который давал советы Пандавам. Чьи слова стали бессмертными благодаря Бхагаватам. Это Бхишма.

Бхишма, это удивительная личность, он один из героев Бхагаватам. Он находится в этой расе. Это было продемонстрировано на битве при Курукшетре. Кришна дал обет не участвовать в битве. Когда Бхишма сражался с Арджуной колесница Арджуны застряла в грязи. И когда Арджуна пытался высвободить колесо своей колесницы Бхишмадев решил напасть на Арджуну, выстрелить в него. Хотя конечно, делать было нельзя, но он хотел увидеть как Кришна защитит Арджуну. И ради любви к своему преданному Кришна даже нарушил свое обещание. Он бросился на Бхишмадева, для того, что бы сражаться с ним. Хотя кто-то может сказать, что это нарушение морали и нравственности — не сдерживать свое обещание, но ради любви к своему преданному Кришна даже готов чтобы его обвиняли как лжеца.

Что же Кришна сделал? Кришна управлял колесницей. Кришна — это Верховный Господь, но из любви к своему преданному он служил ему в качестве возничего и чтобы защитить его он оторвал колесо от колесницы и бросился на Бхишмадева чтобы защитить Арджуну. И когда Бхишма увидел, что Господь готов нарушить свое обещание из любви к своему преданному, он был в таком экстазе, что у него все волосы встали дыбом. И именно по этому Кришна говорит в Бхагават-Гите смело заявляя каждому:!О Арджуна! Мой преданный никогда не погибнет». Если бы сам Кришна сделал это заявление, то кто — то мог обвинить его в том, что он не сдерживает свое слово. Но поскольку все верят преданному Кришны, такому как Арджуна, Кришна попросил его сказать об этом. Бхишмадев вступил в сражение с Господом. Он начал стрелять в него. И стрелы стали попадать в тело Кришны. Шла кровь…это было конечно, очень ужасная, очень кровавая сцена, но тем не менее она приносила наслаждение Господу, поскольку это была еще одна его лила. Преданный и Господь сражаются — таково их развлечение. Откуда исходит склонность сражаться? Она тоже идет от Кришны.

Шрила Прабхупада говорит, что все эмоции, которые мы испытываем, все они существуют в духовном мире, на Вайкунтхе. Все, кроме зависти. Конечно, Господь так же любит посражаться. Но на Вайкунтхе все его смиренные слуги и ни кто не захочет с ним сражаться. И на Вайкунтхе все только хотят служить Господу. И сколько бы Господь не хотел с ними сражаться, ни кто не захочет на это пойти. По этому Господь вынужден создать такую ситуацию, что Джайа и Виджайа совершают оскорбление, приходят в материальный мир как Хираньякша и Хираньякашипу. И Господь так же приходит сюда, что бы наслаждаться сражением. И он так вдохновился, что им пришлось воплотиться еще раз как Равана и Кумбхакарна. Но желание Кришны сражаться так и не было удовлетворено, поэтому они воплотились как Шишупала и Дантавакра. И даже этих трех раз было неостаточно, поэтому они снова воплотились в игры Господа Чайтаньи как Джагай и Мадхай и после этого вернулись на Голоку. Конечно, это кровавые расы и они не очень похожи на обычные игры Кришны, но, тем не менее, это Кришна и поэтому мы хотим знать каким образом он убил Хираньякашипу. И в Нрисимха-стути описывается такие детали, что от ужаса волосы становятся дыбом.

Мой дорогой Господь, когда Твои горячие когти вонзаются в грудь Твоего врага — Хираньякашипу подобно молниям, Ты счастливо наслаждаешься красным цветом его крови на своем теле. Подобно тому, как гора украшена вершиной Твой живот украшен прекрасными складками и глубоким пупком. О благоприятный, неукротимый Господь Нрисимха!

Сожги, сожги их и дай мне силу!

У кого-то волосы уже встали дыбом. Пока еще время не пришло.

Конечно, это может показаться необычным, потому что нас учат любить все живые существа и мы должны наслаждаться сценой убийства демона. Мы слышим, что преданный не хочет наступать даже на муравья. Он страдает, видя страдания других живых существ. И сегодня мы празднуем двойной праздник. У нас не только сегодня праздник явления Нрисимхадева, но так же и праздник ухода Хираньякашипу. (смех в зале) День Победы — Бада Хари прабху говорит.

Когда я был президентом храма в свое время, во Франции, в Новом Майяпуре и дал лекцию для детей общины гурукулы, один мальчик сказал: «Сегодня очень важный день, махарадж. Потому что Хираньякашипу умер и поэтому все дети могут спать спокойно». (смех в зале)

И на самом деле, существуют такие демоны, которых никто не может уничтожить, никто из обычных смертных. Это такие демоны наподобие Хираньякше и Хираньякашипу. И для того, чтобы убить их сам Господь приходит сюда. Мы приводили ранее пример того, как никто не скорбит о том, что погибают какие-то болезнетворные клетки, вирусы.

Недавно, буквально пару месяцев назад у меня было заболевание, которое сопровождалось смертельным риском. Было заражение, внутреннее заражение. Вирусы могли уничтожить все внутренние органы, что могло способствовать быстрой смерти. От этой болезни излечиваются всего лишь 30 % заболевших. И врачи сказали мне, что я смотрел в лицо смерти в это время. Но, тем не менее, они вовремя успели уничтожить весь вирус, все заражение, хотя для этого мне пришлось вставить во все вены капельницы и меня буквально затопили антибиотиками, но они добились своего.

Но честно сказать — я не переживал, я не испытывал великого сострадания ко всем этим бактериям, которые погибали миллионами в моем теле, не плакал от жалости к ним и не цитировал стихи из Бхагавад-Гиты о том, что мудрец равно должен относиться ко всем живым существам. Наоборот, я радовался и думал — ну все хорошо, избавились от них. Сдохните, паразиты! (смех в зале)

Прахлада Махарадж обращается в одной молитве к Нрисимхадеву. Он говорит:

— Мой дорогой Господь, сейчас Ты уничтожил этого злого демона, Хираньякашипу, и Ты можешь утешить свой гнев. Поскольку даже святые личности радуются, увидев смерть скорпиона или змеи, весь мир чувствует удовлетворение, после того, как этот демон уничтожен. Сейчас все уверены в своем счастье. И все будут помнить о Твоем благоприятном воплощении для того, чтобы защититься от страха. Существует четыре очень ярких фактора материального существования. Шрила Прабхупада говорит об этом в некоторых комментариях. Это еда, сон, совокупление и страх. И из четырех склонностей самая сильная — это страх.

Все в материальном мире погружены в страх. Даже если у человека нет духовного знания. Тем не менее, он чувствует, что все в этот мире временно и наполнено проблемами. Но преданные свободны от этих страхов, потому что они знают, что Господь защитит их. Преданные прекрасно знают, что если их защищает Сам Господь, никто не сможет убить их. И если кому-то суждено быть убитым, если Господь хочет кого-то убить, то никто его не спасет.

Но если Господь защищает преданных, почему же иногда преданные преждевременно оставляют тело? И смерть не самое привлекательное событие, она всегда ужасна. Как же Господь защищает преданных? Но мы должны знать, что пути Господа неисповедимы и вполне возможно, что он приготовил для этого преданного служение в другом месте.

Как в свое время я занимался служением в Детройте, в Мичигане и Шрила Прабхупада решал, что надо послать кого-то для того, чтобы развивать движение во Франции. И я с еще одним преданным в соответствии с наставлением Шрилы Прабхупады должен был поехать во Францию, хотя в то время я вообще не слышал даже ни одного французского слова, даже не знал что такое «оля-ля», что уж говорить о «мерси», «сель ву пле» и так далее. Но тем не менее, все собрал и отправился в путь. Как например, мой духовный брат Его Святейшество Кришна Тамал Махарадж, который был очень ученым вайшнавом, очень преданным, лично обученным Шрилой Прабхупадой, который был первопроходцем во многих аспектах развития движения и который неожиданно ушел. Нам казалось, что это совершенно невозможная ситуация. Он ушел в молодом возрасте. Ему было немногим более 50-ти. И его смерть была в результате автомобильной аварии. Машина врезалась в дерево и он погиб в этой катастрофе и мы думали — почему же это приосходит?

И кто-то задал мне вопрос:

— почему такой великий преданный умер таким трагическим образом?

Я сказал:

— можно ли показать красивую смерть? Это большая редкость.

Существует четыре вида страданий. Это рождение, старость, болезни и смерть. В них нет ничего привлекательного. И я ответил этому преданному цитируя одну книгу из мудрости самураев.

«Не надо спрашивать о том, как умер человек, надо спрашивать о том, как он прожил жизнь».

Не так важно, как кто-то умирает, потому что смерть — это всего лишь мгновение в нашем существовании. Намного важнее то, как мы прожили свою жизнь.

Поэтому я и не вспоминаю Тамал Кришна Махараджа в связи с его трагической смертью. В моей памяти остались его возвышенные деяния, которые он совершал на протяжении многих дней, месяцев и лет для Шрилы Прабхупады.

И единственное правильное понимание, которое у нас может быть, почему он так преждевременно оставил тело — потому что Кришна и Шрила Прабхупада решили, что он должен совершать служение в какой-то другой части Вселенной. Кришна призвал его точно так же, как Шрила Прабхупада резко отправлял его в какие-то места, в Китай например или еще куда-нибудь, чтобы распространять движение.

И что касается нашей темы — мы не жалуемся, что врачи в больницах, в бесчисленных больницах убивают бесчисленное количество бактерий. Мы же не начинаем кампанию протеста на фейсбук собирая сторонников. Почему врачи убивают всех этих совершенно невинных микробов, которые просто хотят жить и кушать. А они с ними так по-злодейски обходятся.

И один важный аспект в убийстве демонов, когда Кришна их уничтожает, они получают особую милость — они получают освобождение. Отправляются не только на Вайкунтху, но в некоторых случаях даже на Голоку Вриндавана. Как например, Путана, которая пришла, чтобы убить Кришну. И она была страшной ведьмой, которая пила детскую кровь, убивала невинных детей. И когда она попыталась убить Кришну, он посчитал ее своей кормилицей и, убив ее, отправил на Голоку Вриндавана, чтобы она была Его кормилицей. Это совершенно удивительно.

Шукадева Госвами, осознавший себя монист находился в чреве своей матери на протяжении 16лет. Монист — это тот, кто смотрит на всё одинаково. Поэтому он думал, зачем вообще рождаться? Я — это ты, ты — это я, мы все едины и так далее. Все в порядке.

Когда ему все-таки пришлось родиться, он обнаружил себя в доме домохозяев. Он не хотел с этим связываться и поэтому он обнаженный убежал в джунгли. Можно себе представить состояние Шрилы Вьясадевы, который 16 лет ждал, когда его ребенок родится. А он родился и сбежал в первый же день. И он знал, что он может привлечь его сознанием Кришны, потому что Кришна является Всепривлекающим. Невозможно было привлечь его ни чем материальным — золотом, жемчугом, женщинами, поскольку он был трансценденталистом, он на это плевать хотел. Для того, чтобы привлечь Шукадеву Госвами Шрила Вьясадева попросил своих учеников читать стихи из Бхагаватам. И Шукадева Госвами привлекся стихом, в котором говориться на сколько милостив и сострадателен Кришна. Что он дал положение матери злой ведьме, которая пришла, чтобы отравить его молоком смешанным с ядом. И в награду Он дал ей положение собственной кормилицы.

Поэтому все, что делает Кришна нас привлекает, потому что мы любим Кришну, мы любим все, что с ним связано. Таково его настроение. Например, у вас тоже определенное настроение, которое меняется каждый день. Иногда хорошее, иногда плохое. Наше настроение изменяется под влиянием трех гунн материальной природы, но настроение Кришны определяется трансцендентным влиянием. И преданные хотят, что бы Господь наслаждался как можно глубже своим настроением. Точно так же как Господь Чайтанья Махапрабху, когда он чувствовал разлуку с Кришной Сварупа Дамодара Госвами и Рамананда Рай читали стихи из писания, которые помогали Господу углубить его настроение Шримати Радхарани в разлуке с Кришной.

Сегодня мы хотим чтобы Господь погрузился в свое настроение уничтожения демонов и защиты преданных, таких как Прахлада Махарадж. И поскольку это нравится Господу, нам это тоже нравится. Нам нравится слушать о том, как Господь Нрисимха вонзает свои когти в грудь Хираньякашипу. Как кровь повсюду льется, как кишки наматываются на шею и мы кричим: Джай Нрисимхадев!»

Послушайте любители Нрисимха-бхавы что об этом говорит Нрисимха стути:

Мой дорогой Господь,

Ты вооружен луком и стрелами

Различными астрами и ракетами

Палицами, булавами и стрекалами для погона слонов

Удавками и трезубцами

Ты кладешь врага на колени и раздираешь его внутренности

Таким образом, очищая его от всего осквернения

Ты вытаскиваешь его кишки и наматываешь их на шею, подобно гирлянде победителя

О, неукротимый Нрисимха!

Сожги, сожги его и дай мне силу!

Преданные понимают, что Господь Нрисимха не просто вырвал кишки из живота Хираньякашипу. Он вырвал вместе с ними весь его гнев, жадность, вожделение, ложное эго. И таким образом он очистил его и освободил от обусловленности. Это самое удивительное в этой лиле.

Итак, мы можем понять выражение «всемилостивый Господь».

Преданным очень нравится слушать о деяниях Кришны в любой форме — Господа Нрисимхадева, Чайтаньи, Радха-Кришны. Они постоянно хотят быть погруженными в эти игры. Это называется лила-смаранам. И иногда, чтобы помнить о Господе лучше, они воссоздают его игры. Это называется вираха унмада или безумие разлуки. Это то чувство, которое испытывали гопи в разлуке с Кришной. Для того, чтобы избавиться от этого огня разлуки с Кришной они начали воспроизводить игры Кришны. Одна гопи играла Кришну, другая Путану. А некоторые гопи изображали Кришну, который побеждает демона Калию и так далее и так далее.

Я участвовал в открытии храма в Хайдарабаде, когда Шрила Прабхупада устанавливал большие божества Радхи-Кришны. И в открытии храма участвовали многие влиятельные люди, правитель штата приехал. И среди приглашенных и гостей был глава Аховалам матха. Это был очень пожилой вайшнав с седыми волосами, с большим Шалограммом Нрисимхадева. Он руководил девятью древними храмами, которые находились там.

После того, как была проведена церемония открытия, Шрила Прабхупада пел Харе-Кришна мантру сидя на вьясасане. И впервые я услышал как Шрила Прабхупада поет молитву Нрисимхадеву. И неожиданно этот глава Аховалам матха, представитель храма Нрисимхадева стал рычать как лев. Он настолько хорошо изображал рычание льва, что я даже не рискну это воспроизвести. И еще он руками делал такие движения, как будто он разрывал кого-то. И мы смотрели на него с недоверием, потому что Шрила Прабхупада предупреждал нас, что истинные трансценденталисты не проявляют признаков экстаза на людях.

Все мы посмотрели на Прабхупаду. И Прабхупада с улыбкой посмотрел на него. В этом случае он не стал пренебрегать подобным явлением. Я подумал, что это настоящий Нрисимха-бхакта, погруженный в настроение Нрисимхадева. Не то, что он имитирует Нрисимхадева, но размышляя о нем у него проявляются подобные эмоции. Нрисимхадев так же очень популярен, поскольку мы живем в опасном мире, он защищает нас. Но как правило, мы поклоняемся Нрисимхадеву и получаем Его защиту через молитвы.

Молитвы Нрисимхадеву Шрила Прабхупада считал на столько важными, что он говорил, что их надо воспевать после каждого арати. А во многих храмах у нас проводятся по семь арати в день.

Молитвы Нрисимхадеву воспевал изначально и сам Господь Чайтанья, совершая паломничество по Южной Индии. И после этого естественным образом у преданных проявилось желание поклоняться мурти Нрисимхадева.

Традиционно древние ведические цари устанавливали божество Нрисимхадева на границе своего царства, чтобы Нрисимхадев защищал царство от врагов.

Я помню, как один саньяси во времена Прабхупады Гуру Крипа обнаружил божество Лакшми-Нрисимхадева и пришел к Шриле Прабхупаде для того, чтобы попросить у него разрешение на поклонение. И Прабхупада сказал:

«Нет, не надо!»

Он сказал, что этого не надо делать, поскольку ты саньяси — твоя главная обязанность это проповедь и поклонение божествам будет тебя отвлекать.

Твои отношения с Господом — это проповедь и распространение движения санкиртаны.

Все великие ачарьи, освобожденные души приходя в этот мир посвящали себя проповеди Сознании Кришны. Даже сам Господь Чайтанья придя сюда посвящал себя распространению воспевания Святого Имени.

Безусловно мы не говорим, что не надо поклоняться божествам, но мы должны понять, что самое главное для нас поклонение и воспевание божествам, предназначенное для того чтобы очистить наше сердце, для того чтобы мы воспевали на много более эффективно и внимательно. Я это говорю как пуджари. Я сам поклоняюсь божествам много лет.

Однажды я пригласил Ранганатх Махараджа, чтобы он посмотрел на мой алтарь. Я сказал: «Вот,

Махарадж, это мои Божества. Лакшми-Нараяна и Нарасимхадев. А это мой Шалаграмм-шила. Мне подарил Чатуратма прабху, а до него ему поклонялись около полутора тысяч лет в храме Южной Индии. И я показал ему все свои Божества и спросил: «Махарадж, а какому Божеству Вы поклоняетесь? Где Ваш алтарь?» Махарадж вытащил свои четки и сказал: «Я поклоняюсь только этим Божествам, поскольку в век Кали самое главное Божество, самое главное воплощение Кришны — это Святое Имя».

Мы конечно не говорим о том, что не надо поклоняться Божествам. Но нельзя поклоняться Божествам вместо качественного воспевания. Мы можем поклоняться Божествам только если это поклонение помогает нам улучшать качество нашего воспевания. Не менее 16 кругов в день — это то, как Шрила Прабхупада определял как самое важное наставление духовного учителя. Для фотографов существует так называемый «золотой час». Кто из вас фотографиями занимается, поднимите, пожалуйста, руки. Золотой час для фотографов, это время после рассвета, когда все очень хорошо освещено, но не залито светом как в полдень. И перед закатом солнца, когда идеальное освещение способствует очень хорошим фотографиям.

Точно так же для преданных существует «золотое время» для джапы — это рассвет, время рассвета, это раннее утро. И поэтому мы не должны жертвовать лучшим временем для джапы ради поклонения Божествам. Если вы можете поклоняться Божествам так, что бы ваша джапа не страдала — это конечно, хорошо. Но нельзя жертвовать своим воспеванием. Поэтому Прабхупада сказал Гуру Крипе что тебе надо проповедовать. И Гуру Крипа начал уговаривать Шрилу Прабхупаду, что Нрисимха такой удивительный, что он очень хочет ему поклоняться…. Но Шрила Прабхупада сказал, что ему нужно понять, что Нарасимхадев постоянно разгневан и только лишь преданность Прахлада Махараджа может его успокоить. Но у тебя такой преданности нет, поэтому тебе не рекомендуется ему поклоняться.

Знаете, что происходит если вы постоянно находитесь рядом с тем, кто в гневе? Очень легко оскорбить эту личность. Нрисимхадева очень легко оскорбить. И это может вызвать катастрофические последствия в духовной жизни. Гуру Крипа был очень расстроен. Но Шрила Прабхупада проявил к нему милость и разрешил ему поклоняться Нрисимхадеву только лишь вместе с Гаура-Нитай. Поскольку Гаура-Нитай могут нейтрализовать последствия оскорблений. Шрила Прабхупада нашел трансцендентный компромисс, поскольку он обладал большим опытом и пониманием того, как все правильно устраивать. Махарадж поклонялся этим Божествам на протяжении многих лет и как все мы чувствовал защиту Нарасимхадева. Особенно сегодня мы можем чувствовать его присутствие. В такие дни к Господу легче приблизиться. Мы чувствуем Его защиту. Просто даже слушание нескольких стихов из Нрисимха-стути очищает наши сердца и позволяет нам получить милость Нарасимхадева.

Нрисимха-стути заканчивается следующим стихом: «Господь появляется в кажущейся ужасной форме для того, чтобы защитить своего преданного Прахладу. И любой, кто слышит описание Господа Нара-Хари способствует тому, что все его враги разбегаются. С грехами подобной личности покончено, они уничтожены.

О, Нарасимха, обладающий неукротимой силой, пылай, пылай и дай мне силу!»

Конечно, наши отношения с Господом не основываются только на ужасе или на чем-то ужасном. Он подобен любящему отцу. Так же существует форма Шанта-Нрисимхи. Шанта означает «спокойный Нрисимхадев. Шанта, шанти, это когда Прахлад сидит у него на коленях. И этй форме Нрисимхадева могут поклоняться даже домохозяева. Форме Господа, когда Он разгневан, форме Нрисимхадеву, Угра-Нарасимхе могут поклоняться только отреченные личности, саньяси. Потому что в этом случае гарантия, что он все заберет, чтобы вам больше ни чего не оставалась как полностью предаться ему.

Недавно мне подарили одно такое Божество — Нарасимхадева, разрывающего Хираньякашипу. С восемью руками, готового накрутить его кишки себе на шею, но подобная форма подходит только для отреченных людей. Нарасимхадев, который полон гнева на все 100 %. Когда у него Лакшми сидит на коленях, он гневается только на 50 %. Обычно этой форме поклоняются в храме, общинно или деревня поклоняется такой форме. Но домохозяевам, которым также нужна защита и милость Господа рекомендовано поклоняться Прахлада-Нарисимхе. Лакшми сидит на левом колене, а Прахлад на правом колене Господа. Это прекрасное настроение. Об этом говорит Шила Шиварам Свами — древний комментатор Шримат Бхагаватам. Несмотря на то, что львица может быть ужасна для врагов но очень добра к своим детям, к своим детенышам. Точно так же, несмотря на то, что Нрисимхадев ужасен для демонов, подобных Хираньякашипу, он очень добр к преданным, подобным Прахлада Махараджу. И поэтому мы можем просить у Господа защиты и Он будет защищать нас, поскольку мы действуем ради Него.

Он особенно благоволит вам, потому что вы продолжаете Его миссию в этом мире. Какова миссия Господа в этом мире? Миссия Господа заключается в спасении преданных, уничтожении демонов или уничтожении невежества в нашем случае и восстановлении принципов религии. И если преданный продолжает миссию Господа и жертвует своими интересами, можем себе представить — на сколько становится дорогим для Него. И поэтому Господь говорит: «Я полностью забочусь о таком преданном, я сохраняю все, что у него есть и даю ему все необходимое, чтобы он ни о чем не беспокоился» Мы не всегда даже понимаем, насколько Господь заботится о нас. Точно так же как маленький ребенок не понимает, насколько о нем заботится мать. Он понимает это только после того как вырастает. И точно так же Нарасимхадев защищает нас, что бы мы могли распространять движение санкиртаны.

Какое самое безопасное место в этом мире? На улицах Кали-юги, где производятся и рекламируются самые греховные деяния поскольку мы должны проповедовать Славу Господа и это совершенно удивительно, но для нас это по идее самое опасное место — на Калиюжной улице и она является местом, где мы получаем максимальное прибежище у Господа. Мы находимся прямо в центре всех событий. Мы не прячемся по домам за закрытыми дверями и зашторенными окнами, боимся как бы чего не вышло….нет, мы находимся впереди.

Мы говорили недавно с Чатуратма прабху, в одном детском аттракционе, где дети сидят на вращающемся круге и задача продержаться как можно дольше и не слететь с этого круга. И те, кто сидят в центре, как бы быстро круг не вращался, они остаются на нем без проблем. Нрисимхадев будет помогать нам и защищать нас в развитии нашего преданного движения, для того, что бы помочь нам развить любовь к Радхе-Шьям. Описано ли это в Нрисимха стути? Это конечно, не описано в Нарасимха стути, но понимание очень глубокого и возвышенного переданного Бхактивинода Тхакура, который был первопроходцем в Сознании Кришны. В Шива-сангаме, в Майапуре можно видеть очень древние Божества, которым поклонялся Бхактивинод Тхакур. Точнее, это можно видеть в Йога Питхе. И так же там можно видеть большое Божество Нрисимхадев. И конечно же, это очень сокровенный преданный Господа, который медитирует на игры Господа Чайтаньи, Рада-Кришны, и который является частью игр Господа на Голоке Вриндавана. И совершенно удивительна его медитация на Нрисимхадева, его поклонение Нрисимхадеву.

В один прекрасный день, читая "Навадвипа Махатмью", стала совершенно понятна его связь с Нрисимхадевом. В чем высшая цель принятия прибежища у лотосных стоп Нрисимхадева. И в конце мы прочитаем прекрасные стихи Бхактивинода Тхакура. Он пишет: Когда же я наконец увижу прекрасное место, находящуюся на юго-востоке в Нрисимха Пуре, священную обитель Нрисимхадева. И катаясь по земле в экстазе буду молиться очень искренне о Кришна-преме.

В моем коварном сердце живут шесть врагов возглавляемых вожделением, лицемерием, обманом и стремлением к положению. Когда я начну молиться у стоп Нрисимхадева, чтобы он очистил мое сердце и развил во мне желание служить Кришне. Когда я буду рыдать у стоп Нрисимхадева и молить его о служении Радха-Кришне в Навадвипе, когда я буду молить его о поклонении, свободном от препятствий, вызванных вожделением? Когда этот ужасно выглядящий Господь будет удовлетворен мной и проявит ко мне свою милость? Несмотря на то, что Нрисимха ужасен для грешников, он очень добр к преданным, таким как Прахлад Махарадж.

Когда же он будет удовлетворен мною и сделает этого бесполезного глупца бесстрашным и безгрешным, произнося милостивые слова?

Это то, что Нрисимхадев сказал Бхактивиноду Тхакуру:

О, дорогое дитя, счастливо живи в дхаме Гауранги. Совершай поклонение Радхе-Кришне, наслаждайся Святым именем. По милости моих преданных все препятствия будут уничтожены. С чистым сердцем с почтением поклоняйся всем удивительным отношениям Радхи-Кришны.

Когда же Господь произнесет эти слова и счастливо поместит свои лотосные стопы на голову, в то же мгновение я покачусь по земле под влиянием признаков премы на пороге его дворца.