ШБ 1.6.6 «Мы здесь, приходите»

Главная > Шримад-Бхагаватам > Песнь 1 «Творение»
   место: Польша

Сегодня утром мы будем читать «Шримад Бхагаватам» 1.6.6.

Ом Намо Бхагавате Васудевайа
Ом Намо Бхагавате Васудевайа
Ом Намо Бхагавате Васудевайа

экатмаджа ме джанани йошин мудха ча кинкари
майй атмадже 'нанйа-гатау чакре снеханубандханам

Я был единственным сыном у матери – простой женщины и к тому же служанки. И поскольку кроме меня, ее единственного отпрыска, ей было некого защищать, она связала меня узами своей любви.

Так как к этому стиху нет комментария, мы немного поговорим о том учении, которое Шрила Прабхупада раскрывает в этой главе.

Итак, мы снова напомним, что по просьбе ученика Вьясадевы Нарада Муни рассказывает о том, как он пришел в сознание Кришны. Здесь он говорит о том, что он был единственным сыном своей матери, она была служанкой, что означало, что она просто прибиралась в доме. Он был ее единственным отпрыском и таким образом у него не было защиты ни от кого, кроме как от матери.  Так как она относилась к так называемой касте  служанки, это говорит о том, что так же у них не было интереса к духовной жизни, они просто сражались за материальное существование.

Но затем в эту деревню приехали паривраджакачарьи – это странствующие саньяси, которые пришли в эту деревню и обратились к жителям для того, чтобы найти завтрак и ночлег. Она предложила остановиться им у нее в доме и приходила туда для того, чтобы готовить им завтрак. Так как ее сын Нарада Муни в то время был еще очень мал, поэтому он был постоянно при ней и мог получать общение святых.

Так он мог слышать как они обсуждают Кришна-катху, потому что эти святые не были обычными святыми, не то, что святые могут быть обычными, но даже святые люди делятся на разные категории. Одни из них принадлежат к гьяни, а другие к йогам, а так же среди них выделяются преданные. При всем уважении к остальным категориям, преданные отличаются от них от всех, потому что они в свою очередь реализовали три аспекта абсолютной истины, которая заключается в Брахмане, Параматме и Бхагаване.

В «Бхагават-гите» Кришна говорит о том, что такого рода преданные получают огромное удовольствие, когда собираются вместе и обсуждают лилы Кришны. У нас нет деталей о том, была ли это просто Кришна-катха или там давались лекции, но шраванам является началом пробуждения нашего сознания Кришны в тот момент, когда мы слушаем о Кришне из уст авторитетных преданных.

После вашего пробуждения вы обретаете желание совершать киртанам для того, чтобы прославить Господа из-за того, что вы уже испытываете чувство привязанности, либо любви к Нему. Результатом шраванам и киртанам является Кришна-смаранам, то есть памятование о Господе. Но шабда брахман – это трансцендентная звуковая вибрация и она настолько могущественна, что сама по-себе может пробудить в вашем сердце любовь к Кришне.

Порой мы слышим о царице Рукмини, ее отцом был Рукма и каким-то образом он решил, что она должна выйти замуж за Шишупалу. Каким-то образом, на самом деле ее брат хотел чтобы она вышла замуж за Шишупалу. Это удивительно, потому что Шишупала был жесточайшим демоном. Мы рождаемся и в момент родов мы кричим, а Шишупала вышел из чрева своей матери, проклиная Кришну.

Но у Рукмини не было желания выходить замуж за этого демона, потому что она уже отдала свое сердце Кришне. Так как Рукмини была принцесса, она проживала во дворце. А в то время было принято, что во дворец к царю приходили странствующие садху для того, чтобы напомнить ему о смысле жизни, так как он был погружен в менеджмент и все придворные, министры, а так же сама принцесса слушали Кришна-катху и классы, которые давали странствующие садху.

Она с малых лет слушала катху о Кришне. Так же, как наша маленькая Майя, которая является дочерью Джаятама прабху и матаджи Нандини. Ей всего 4-5 лет и она, конечно же, занимается тем, чем обычно занимаются дети, но при этом она слышит трансцендентное знание, которое, безусловно, очищает сердце. Процесс сознания Кришны настолько могущественен, что матаджи Нандини недавно поделилась со мной, что порой ее дети говорят такие вещи, которые скорее вы услышали бы из уст двадцатилетних или реализованных людей. Непонятно откуда они это услышали. Может быть, это опыт их предыдущих жизней или настолько могущественно трансцендентное знание, которое царит вокруг.

Но, на самом деле, Рукмини слушала этих садху с малых лет и таким образом она отдала свое сердце Кришне. Она полностью полюбила Его и испытала вкус к преданному служению. На самом деле она всегда любит Кришну, но такова лила, что необходимо было пройти этот процесс. Она отказалась выйти замуж за Шишупалу. Рукмини нарушила семейную традицию, потому что они организовали эту свадьбу и она должна была выйти замуж за демона, но она отказалась и одновременно с этим написала письмо, которое отправила Кришне.

Кришна в тот момент сражался уже в семнадцатый раз с демоном Джарасандхой.  Просто представьте насколько воин поглощен своей битвой, даже если, например, (неразборчиво) прабху выступает на сцене с саблями и вдруг кто-то приходит и приносит какое-то письмо. Так же представьте, что Кришна был в пылу сражения и вдруг подходит какая-то девушка и доставляет Ему письмо и что Он скажет?

- Так, подождите все, сейчас немного почитаю.

Кришна говорит, что Он приходит в этот мир для того чтобы установить принципы религии, защитить преданных и покарать демонов. В тот момент Кришна карал демонов, но так как Он испытывает больший вкус к защите преданных, поэтому Он остановил сражение и прочитал письмо, которое написала Ему Рукмини, в котором она просила спасти ее. Он оставил сражение и поехал на встречу к ней. Кришну можно контролировать любовью, Он контролируется любовью Своих преданных.

Любовь Рукмини настолько привлекла Его, что Он оставил поле сражений и таким образом Он прославился и потерял славу одновременно. Из-за того, что Он сбежал с поля боя Его стали называть Ранчор – тот, кто сбежал с поля боя – и демоны стали насмехаться над Ним: «О, испугался и убежал!». Но преданные понимают, что Его называют Ранчор, потому что Он сбежал, откликаясь на любовь Рукмини.

В Гуджарате есть у местных жителей самый любимый храм, он называется «Храм, в честь Ранчора Кришны» и те, кто ездил со мной в Индию в тот момент, когда мы взяли и привезли фестиваль Индии в саму Индию, помнят, что мы посетили этот храм, в который невозможно даже пройти, настолько он многолюден. Я хотел рассказать вам о том, что Рукмини никогда не видела Кришну, но при этом, просто слушая о Нем, она развила огромную любовь к Богу, поэтому так важно приходить на лекции и слушать. Благодаря регулярному посещению класса по «Шримад-Бхагаватам», а так же служению чистому преданному. Все неблагоприятное практически полностью уничтожается в вашем сердце и необратимая любовь к Кришне пробуждается.

Мудрецы, которые пришли в дом служанки, наверняка были заняты Кришна-катхой, потому что именно этим и занимаются мудрецы. Он услышал трансцендентное знание и таким образом пробудил свою любовь так же, как это произошло с нами. Возможно мы родились в подобных семьях или даже хуже – в семьях млеччх, яванов и, может быть, даже ракшасов, но, услышав трансцендентное послание от Шрилы Прабхупады мы пробудились.

Возможно вы помните на предыдущих лекциях как я цитировал и рассказывал одну историю, когда ученик Шрилы Прабхупады обратился к нему и сказал:

- Я настолько греховный, как же я мог прийти к Вам?

Но Прабхупада не обращал внимание на его греховность, он сказал:

- Ничего страшного, главное, что в тот момент, как ты услышал мое послание ты прибежал ко мне.

Уже через четыре месяца Нарада Муни получил инициацию. В ИСККОН на данный момент существует такая традиция, что вам необходимо ждать год-два, а если вы ученик Шачинандана Свами Махараджа, то возможно и десять лет. Но эти правила и предписания необходимы для того, чтобы защитить духовных учителей, которые возможно не так хорошо знают своих будущих учеников, поэтому необходимо получать рекомендацию от местных авторитетов.

Но они приняли его в ученики несмотря на то, что он был совершенно (неразборчиво). На самом деле можно сказать, что они пришли и искали его. Таковы вайшнавы – они приходят и везде ищут людей, которых они могут превратить в преданных. Нарада Муни не искал духовного учителя. На самом деле это не есть традиция, потому что не знаю в какую эпоху это проходило, но это было в ведические времена и в ведической традиции браманы и кшатрии, люди, принадлежащие к высшему сословию, всегда находятся в поисках своего духовного учителя. На самом деле Шрила Прабхупада однажды сказал, что каждый разумный человек должен иметь духовного учителя.

Так же, как в материальном мире существуют вещи, которые вы просто делаете – вы учитесь, делаете карьеру, заводите семью и в ведические времена они делали все, что я перечислил, но так же они помнили о том, что им необходимо обрести гуру, который поможет им пройти через эту жизнь, а так же вернуться в вечную жизнь. В шастрах написано, что нам необходимо так поступать.

Тому, кто хочет с научной точки зрения понять абсолютную истину, необходимо обратиться к авторитетному духовному учителю и предоставить ему все, что необходимо для жертвоприношения. Такой духовный учитель должен вещать истину, которую он услышал по цепи ученической преемственности. Пример Нарады Муни не совсем стандартный, потому что не он искал духовного учителя, а духовный учитель пришел к нему и это напоминает современную реальность, потому что в наш век кто ищет гуру? Даже в Индии. Все нацелены на то, чтобы получить образование, выучить компьютерные технологии, чтобы в итоге поехать в Америку и получить американское гражданство.

Даже в Индии я не встречал большого количества людей, которые бы искали гуру и в современном мире, даже в те времена, когда был Прабхупада. Жизнь Шрилы Прабхупады является для нас примером для того, чтобы научить нас определенным вещам. Я говорил вам на лекции о том, что однажды Шрила Прабхупада сказал, что «Я никогда не совершил ни одного греховного поступка, а так же не было времени, когда бы я забыл о лотосных стопах Радхи и Кришны».

Но, в любом случае, Господь обучает нас через жизнь чистых преданных. Шриле Прабхупаде было двадцать четыре года, он руководил небольшой фабрикой в Калькутте. На тот момент он принадлежал к партии националистов и поддерживал Индиру Ганди, которая проповедовала то, что англичане должны покинуть территорию Индии. Но однажды его друг обратился к нему и сказал:

- Здесь приехал садху с Маяпура, из Калькутты и он проповедует, пойдем со мной на лекцию.

Тогда Прабхупада ответил:

- Существует так много садху, но они не являются истинными.

Шрила Прабхупада рассказывал, что в тот момент, когда он был еще мальчиком, его отец очень часто приглашал в дом большое количество садху и в их семье была такая традиция, что в тот момент, как мама приготовила прасад – отец выходил на улицу и кричал:

- Кто есть голодный? Если вы меня слышите – приходите к нам на обед.

В их дом часто захаживали садху. Некоторые из них были истинные, а некоторые не настоящие и поэтому, как говорит сам Шрила Прабхупада, у него был плохой опыт общения с садху. Когда этот друг пригласил Прабхупаду на лекцию, тот не хотел туда идти и этот друг  просто затащил его туда. Он не хотел туда идти. Но он говорил, что в тот момент, когда он был молодым, то являлся лидером всех друзей.

Однажды на лекции в Лос-Анджелесе Шрила Прабхупада рассказал, что вы будете рады слышать о том, что даже будучи совсем молодым уже на тот момент я являлся лидером среди своих друзей.  Так же Прабхупада говорил, что однажды астролог предсказал ему… У него есть такая йога кукум-джалено, на его руках есть указания того, что его приказания будут исполняться.

Несмотря на то, что он был лидером, он не хотел идти на эту лекцию и другу пришлось тащить его туда. Все вы знаете те детали, которые произошли в ходе его встречи с Бхактисиддхантой Сарасвати. После того, как лекция закончилась друг спросил:

- Что ты думаешь про этого садху?

- Я чувствую, что я встретил святого человека.

Позже он делился, что благодаря этой первой встрече он сразу же принял Бхактисиддханту Сарасвати в своем сердце, как своего истинного духовного учителя, несмотря на то, что формальное посвящение произошло гораздо позже.

Однажды, когда Шрила Прабхупада давал лекцию в Америке, он говорил об этой встрече, и он говорил о Бхактисиддханте Сарасвати:

- И он, и я, мы оба были  обучены преданному служению Господу с самых ранних лет нашей жизни и позже мы встретились по приказанию трансцендентной системы.

В чем же заключается трансцендентная система? В том, что Кришна Сам гораздо больше хочет, чтобы мы вернулись к Нему, чем мы этого хотим и если Он видит даже небольшой проблеск нашего желания, то Он вмешивается и, либо Сам является и дарует нам знания, либо присылает Своего представителя, что является более часто. В тот момент нам говорят: «Прекрати, прекрати заниматься безобразием и повторяй Харе Кришна!».

Существует ли упоминания в шастрах, когда Кришна вмешивается в нашу жизнь?

Именно это иллюстрирует эта шлока гуру-Кришна-прасад, где говорится, что, благодаря вмешательству гуру и Кришны вам необходимо остановиться и вернуться к трансцендентному. Для многих из нас это был наш первый опыт в сознании Кришны, многие из нас не искали духовного учителя, но из-за вмешательства Господа все так случилось, что мы встретили Божественное.

Очень часто, когда вы обращаетесь к преданным поделиться о чем-то в сознании Кришны, они рассказывают историю, как они присоединились. Многие преданные не способны давать долгие классы, но они могут часами рассказывать о том, как они пришли в сознание Кришны, потому что именно в этом заключается Божественное вмешательство и то трансцендентное, что пробудило их.

Недавно я давал лекцию, после этого спустился и ко мне подошел один мужчина со своей  семьей. Они были очень хорошо одеты, рядом были  его жена и дети и он был строителем. Он протянул мне «Бхагават-гиту» и сказал: «Пожалуйста, подпишите мне». По всей видимости он просто вскочил со скамейки и очень быстро побежал приобрести ее, потому что к тому моменту, как я спускался, он уже был с «Бхагават-гитой». Он сказал: «Спасибо огромное за вашу лекцию, я так ждал ее и я обещаю вам, что все, что я услышал от вас и все, что я прочитаю в этой книге я буду немедленно применять в своей жизни».

Он несколько раз с решимостью повторил: «Что все, что я услышал, все, что я прочитаю, я буду использовать на практике». Я посмотрел на своего слугу Гурукрипу и удивился, сказав: «По всей видимости он по-настоящему готов». Просто представьте, что он лежал как ящерка на солнце, грелся и тут пришли преданные, пригласили его на фестиваль, он пришел, услышал лекцию и приобрел книгу. Такого трансцендентное вмешательство Господа.

Существует огромная благодарность в сердце, когда вас спасли еще до того как вы просили о том, чтобы вас спасли, вы и не надеялись, что вас кто-то спасет, но кто-то приходит и спасает вас и вы чувствуете огромную благодарность за это. Я часто рассказываю историю о Гауранге, которая является ученицей Шиварама Свами, она написала подношение своему Махараджу, в котором она упоминает, что «так долго вы пытались найти меня, а так как вы уже нашли меня – не отпускайте меня».

Обычно мы ищем духовного учителя, но она поняла, что в этот момент духовный учитель нашел ее и она обратилась к нему с просьбой «Вы так долго не могли меня найти, а теперь не отпускайте меня». Мы должны быть полностью благодарны гуру и Кришне за то, что они нас освобождают, потому что не важно на какой стадии мы находимся – каништхи, мадхьямы, но достаточно того, что если мы тонем в океане материального существования, что кто-то подплывает на лодке и поднимает нас из воды. Возможно, вы не перенесетесь сразу в лодку или вас не вытащат на берег, но этого будет достаточно для того, чтобы мы продолжили свою жизнь.

Вы можете сказать, что гуру освобождает нас, но на самом деле это взаимный процесс, потому что гуру дает нам средство для освобождения.  Духовный учитель помогает нам во-первых, выбраться из материального мира, а во-вторых, отправиться в духовный мир посредством мантры Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, поэтому мы повторяем эту мантру, мы поклоняемся ей и мы любим ее.

Это уникальный момент в жизни, когда божественное провидение вмешивается в жизнь. Так произошло с Нарадой Муни, со Шрилой Прабхупадой и со всеми нами. Я цитирую одну шлоку из «Падьявали»: О Господь, я тону в этом ужасающем материальном существовании, пожалуйста, протяни мне руку помощи и спаси меня!».

В семидесятые годы мы часто выходили на улицу и пели песни, которые описывали наш духовный опыт. Я помню как я вышел на харинаму, я присоединился всего несколько недель назад, это было в Детройте около большого супермаркета и мне дали бумагу, в которой были написаны слова песни, в которой я должен был подпевать, а преданный при этом играл на гитаре и эта песня описывает нашу благодарность за вмешательство Господа в нашу жизнь. Это была такая песня:

«Однажды ночью я бродил, находясь в боли,

Я молился о том, чтобы взошло солнце для того, чтобы я увидел Тебя снова.

С этой огромной высоты мне пришло видение, что это была Твоя беспричинная милость из трансцендентного места.

О даруй мне зрение, разреши мне стоять под радугой Твоей милости,

Это является моим вечным прибежищем.

О парамахамса нектарного озера, Ты являешься источником истинной любви

Покинул сладкое и ароматное прибежище для того, чтобы прийти в этот мир рождения и смерти.

Ты протянул мне свою руку помощи в этот мир, в котором отсутствует трансцендентность.

Я запутался, пожалуйста, скажи мне как прийти  назад домой,

Моя память путается и я не могу вспомнить.

Возможно, когда-то в гневе я оступился и упал,

Ну где же правда? Скажи мне, где она?

С этого момента я возвращаюсь, я хочу отправиться с Тобой.»

У нас есть история того, как наш гуру спас нас и помог нам. Таким образом, и у Нарады Муни была своя история. Он описывает, что в тот момент, когда садху ушли из его дома он так же оставил свой дом. После этого змея кусает его мать и она погибает, и он воспринимает это как знак свыше и отправляется бродить, будучи еще маленьким мальчиком. Мы обсуждали это в машине с Бадахари, когда мы ехали назад, с фестиваля, что интересно то, что Нарада Муни после того, как он ушел бродить по свету, уже не встречал своего духовного учителя.

Удивительно то, что Нарада Муни получил общение от своего духовного учителя всего несколько месяцев, а потом уже никогда не встречал его и вскоре он получил даршан Самого Господа и стал великим преданным, но он не действовал таким образом, как описывается в «Брихад Бхагаватамрите», когда Гопакумар постоянно получал общение своего гуру, который рассказывал ему какой следующий шаг необходимо сделать. Нарада Муни, в отличие от этого не получал личное общение со своим духовным учителем – вапу, - а он просто следовал его наставлениям – вани.

Именно это иллюстрирует могущество инициации. Даже сама по-себе инициация является очень сильным инструментом. Однажды моя духовная сестра потеряла те четки, которые дал ей Шрила Прабхупада в момент инициации и она отправила новые четки для того, чтобы Шрила Прабхупада их начитал. Шрила Прабхупада начитал эти четки, но он так же сказал, что это будут последние четки, которые я начитываю для людей, которые их когда-либо потеряли. После этого он сказал, что это очень важное, о чем нам необходимо задуматься для того, чтобы понять могущество инициации.

Он сказал: «Эти четки или другие четки в тот момент, когда вы получаете инициацию от своего гуру и получаете святое имя – в этом и заключается суть инициации, это и является вашим вечным благословением».  Конечно же мы все мечтаем о вапу, о личном общении со своим духовным учителем и на протяжении последней недели мы обсуждали насколько важно это личное общение с духовным учителем, потому что мы можем увидеть пример, который он показывает своей жизнью, воплощая трансцендентный образ жизни.

Но Шрила Прабхупада так же говорил, что вани – наставления духовного учителя – являются очень важными, потому что духовный учитель может присутствовать, может не присутствовать, но наша связь с духовным учителем заключается в том, что вы следуете за его наставлениями.  Но польский тур замечателен именно тем, что вы можете проводить время со своим духовным учителем на протяжение двух месяцев.

Шрила Прабхупада пишет о том, что он получал общение своего духовного учителя всего несколько раз в жизни, но посмотрите сколько служения он совершил. Даже Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур получал общение со своим духовным учителем Гауракишор Дас Бабаджи всего несколько раз. Вы можете сказать, что Гауракишор Дас Бабаджи был другом отца Бхактивинода Тхакура и Гауракишор Дас Бабаджи проживал в лесу.

Гауракишор Дас Бабаджи иногда приходил в дом Бхактивинода Тхакура для того, чтобы получить немного санги. Он приходил в дом, который находится на Джаланге в Годруме в Майапуре и Бхактивинод Тхакур подумал установить для него небольшую хижину, где он мог воспевать, поэтому, посещая дом Бхактивинода Тхакура вы можете видеть то место на Джаланге, куда  Гауракишор Дас Бабаджи приходил и просто читал мантру.

Бхактисиддханта Сарасвати, будучи мальчиком, привлекся этим садху. Возможно вы видели изображение Гауракишор Дас Бабаджи на алтаре и вы видите, что он там согнут – это единственная фотография, которая существует, и Гауракишор Дас Бабаджи был так же знаменит тем, что он проживал недалеко от отхожего места для того, чтобы люди не привлекались и не так часто приходили к нему, потому что было сложно получать его общение, так как везде был дурной запах.

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур так же не получал часто общение своего гуру и к тому же его гуру был не образован, он не умел писать и читать, но это не приуменьшает его величия, потому что смотрите каков его ученик – Бхактисиддханта Сарасвати был самым образованным ученым, который мог знать бесконечное количество духовной литературы. Отдавая предпочтение вани, чем вапу, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур  инициировал 55 000 учеников.

Благодаря  вани Шрила Прабхупада продолжил миссию Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура, а Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, благодаря вани открыл огромное количество гаудия-матхов на территории всей Индии. Поэтому вы можете получать общение духовного учителя и это очень важно, но на самом деле главное – это следовать наставлениям духовного учителя и все наши ачарьи совершали огромное служение, поэтому следуя за ними нам тоже важно делать что-то значимое.

Так как мы так же получили дикшу, у нас была вапу и у нас есть вани.  Так как в сердце сына этой служанки произошла удивительная трансформация, так же удивительная трансформация должна произойти и в наших сердцах, потому что, как однажды сказал Шрила Прабхупада: «Какой толк от того, что вы американцы, если вы не сделаете что-то грандиозное для миссии Шри Чайтаньи Махапрабху?»

Но на самом деле наша сила заключается не в нашей индивидуальной склонности, а так как Шри Чайтанья Махапрабху дал нам этот опыт совместного воспевания, поэтому мы все должны здесь собираться, получать силу и, благодаря совместному воспеванию мы должны идти дальше и проповедовать. Вы все замечательно справляетесь с этим, вы здорово проповедуете и сегодня у нас еще один день, мы отправляемся в Устранеморске и я молюсь о том, чтобы по милости Господа Он даровал нам возможность сделать что-то по-настоящему замечательное и спасти тех людей, которые приехали в Польшу на пляж на свои летние каникулы. Я точно могу сказать, что то, что именно сегодня они получат опыт соприкосновения с Божественным вмешательством, они точно этого не ждут, но по-английски мы говорим «Хотите вы или нет, но вот мы пришли».

Грантарадж Шримад Бхагаватам ки Джай!