ШБ 1.6.7 «Будем веселиться»

Главная > Шримад-Бхагаватам > Песнь 1 «Творение»
   место: Польша

Сегодня утром мы будем читать «Шримад Бхагаватам» 1.6.7.

Ом Намо Бхагавате Васудевайа
Ом Намо Бхагавате Васудевайа
Ом Намо Бхагавате Васудевайа
сасватантра на калпасид йога-кшемам мамеччхати
ишасйа хи ваше локо йоша дарумайи

Она хотела обеспечить меня всем необходимым, но так как сама была зависима, не могла ничего сделать для меня. Mир всецело находится во власти Верховного Господа, поэтому все в нем подобны деревянным марионеткам в руках кукольника.

1.6.8 Когда мне было пять лет я жил в школе Браманов, я зависел от любви своей матери и я был обычным ребенком.

1.6.9 Однажды вечером моя бедная мать вышла из дома чтобы подоить корову и в этот момент, повинуясь верховному времени, змея ужалила ее в ногу.

Комментарий: Так искреннюю душу заставляют приблизиться к Богу. О бедном мальчике заботилась только его любящая мать, но по высшей воле даже она покинула этот мир, чтобы он всецело положился на милость Господа.

Вьясадева вопрошает Нараду Муни и мы продолжаем следить за той историей, которую рассказывает Нарада Муни о том, как он продолжал свою жизнь после того, как получил инициацию. Так выходит, что после того, как садху покинули дом огромное несчастье пришло в их семью. Не указано имя матери Нарады Муни, но история такова, что она однажды вышла для того, чтобы подоить корову и в тот момент, когда она шла через поле ее укусила змея и она умерла. Это не является чем-то необычным даже в современном мире.

Конечно же в Индии существуют  такие огромные города, как Дели и Бомбей, но большая часть Индии поддерживает себя с помощью сельского хозяйства и большинство людей проживает в деревне, поэтому даже в наши дни большое количество людей кусают змеи. Так как в деревнях порой нет достаточно медикаментов, то во время того, как кого-то кусает змея, они вызывают заклинателя змей, он читает определенные мантры и таким образом нейтрализует действие яда. Я сам был свидетелем того, как кого-то спасли с помощью мантры, но я не буду сейчас рассказывать об этой истории.

Этот мальчик остался совсем один. Это была древняя Индия и в тексте не указано, что после того, как его мать оставила тело он пошел жить к каким-то своим родственникам или отправился в приют, он остался совсем один. И что особенно интересно, в стихе говорится о том, что ему было всего пять лет. Это говорит о том, что он принял инициацию, когда ему было пять. Но это было не удивительно, потому что такова была традиция в Индии, у них всегда присутствовал семейный гуру, у которого в пять лет мальчик получал частичную инициацию, которая позже завершалась.

То, что описывается в этой главе – это то, что он оставил дом и бродил повсюду.  Он путешествовал не из-за того, что он был одержим вожделением и хотел наслаждаться этой материальной природой так как делают туристы, которые ездят по всему миру для того, чтобы созерцать прекрасное. Этот юный мальчик покинул дом для того, чтобы найти Господа. С одной стороны это ужасное обстоятельство.

Просто представьте, что совершенно маленький мальчик, у которого нет семьи, нет денег, о котором никто не заботится, у которого нет прибежища путешествует по всей стране – это ужасно. Что если я скажу вам, а вы уже взрослые, «Отправляйтесь пешком в Варшаву, у вас это займет всего несколько дней или может быть неделю, просто в одиночестве, пешком отправляйтесь в Варшаву», это же страшно, не правда ли?

Но в этом стихе так же говорится о том, что те неприятности, через которые ему пришлось пройти, были организованы Господом. В этом стихе говорится, что по воле Господа его мать оставила тело и он остался совсем один, поэтому вы можете подумать: «Кришна, помоги! Почему Ты так со мной поступаешь?». Каждый из нас иногда думает, что после инициации все наладится и все будет только лучше. Мы размышляем так, что «Ура, наконец-то мой духовный учитель забрал мою плохую карму, я очистился и впереди меня ждет все хорошее.

Вы можете думать, что мой духовный учитель дал мне наставления как прожить эту жизнь более легко и спокойно, потому что мы ведем самый простой образ жизни наиболее природный, натуральный, что не ведет за собой каких-то серьезных последствий. После того, как вы получаете инициацию, вы по милости Господа находитесь под защитой своего духовного учителя, поэтому удивительно, что с этим мальчиком это все произошло сразу же после инициации. Что же происходит? Такого рода игры, а так же другие игры описывают определенную милость Господа.

Благодаря такой милости мы очень быстро приближаемся к Кришне, прогрессируем и быстрее продвигаемся на своем пути назад домой к Богу. Такого рода милость, как правило, проливается только на очень продвинутых преданных таких как Нарада Муни, которые могут справиться с ней и вынести правильные уроки. Но иногда даже мадхьяма-адхикари или каништха-адхикари так же получают такого рода милость.

В чем заключается эта милость? Господь забирает все и у вас не остается ничего, как принять полное прибежище у Его лотосных стоп. Смысл такой милости заключен в стихе, который Кришна сам произнес, обращаясь к Юдхиштхире. Юдхиштхира и Пандавы прошли так много сложностей, после которых Кришна обратился к ним. На самом деле это все из десятой песни.  

«Первая милость, которую Я проливаю на своего преданного – это то, что Я все забираю у него. Тогда у этого преданного нет никакого выбора, как просто предаться Моим стопам». Это именно то, что произошло с Нарадой Муни сразу после инициации, он получает огромную милость, но скорее всего не в той форме, на которую он рассчитывал. Когда-то Прабхупада сказал «У меня есть свой план, у вас свой, а у Кришны всегда есть свой план». Кришна находится в сердце каждого и знает все те желания, которые у нас есть, но так же Он знает что лучше для нас.

Для кого-то из преданных Господь дает все для того, чтобы они в спокойном умонастроении могли практиковать и прогрессировать, а у кого-то Он забирает все, видя, что этот преданный привязан ко всему, что происходит. Обе эти милости являются милостью, только в разных ее формах. Возможно, Господь проявится в жизни преданного разными способами. Возможно, сначала Он даст все, а потом все заберет. Так говориться в «Библии», что Господь – это Тот, кто дает и Кто забирает. Конечно же, нам больше нравится, когда нам дают, а не когда у нас все забирают.

Иногда, когда мы уже стареем, то мы сами начинаем молиться о том, чтобы Господь забрал какие-то привязанности, потому что мы понимаем, как сложно со всем расставаться. Но Он знает, что у нас в сердце и Он знает что давать, а что забирать, поэтому мы должны всегда быть в настроении полного предания. Вы можете думать про себя, что я незначительный преданный откуда-то из Сибири и неужели Кришна знает, что мне давать или что забирать? Да, Он, на самом деле, все знает.

С одной стороны, Кришна очень далеко, а с другой стороны Он находится у вас в сердце и прекрасно слышит тот момент, когда вы взываете к Нему, повторяя, Харе Кришна мантру. Он слышит, с каким намерением вы повторяете и каждый звук, который вы произносите.

Он знает, потому что вы являетесь официальной частью семьи, поэтому настолько важно получать дикшу. В момент получения дикши вы меняете имя, а так же полностью меняете свою идентичность. Вы становитесь официальным членом семьи. Поэтому духовный учитель заботиться о вас и прикрывает вас даже в тот момент, если вы уходите и забываете о нем, Кришна и гуру никогда не забудут о вас и обязательно приведут вас обратно.

Господь говорит, что первый вид милости, который Я проливаю на преданного – это то, что Я все забираю у него и тогда преданный молится: «Кришна – помоги!» и Он говорит «Хорошо». Так же у нас есть пример, который оставил нам наш ачарья (ачарья – это тот, кто учит своим примером). Прабхупада рассказывает, что один астролог предсказал ему, что ему предстоит быть одним из самых богатых людей в Индии. Что в его судьбе есть благословение, что он станет лидером и тот же астролог или другой предсказал, что он будет безмерно богат. И вы знаете, что в Индии богатство исчисляется в миллиардах.

У Шрилы Прабхупады была своя фармацевтическая фабрика и она очень процветала и ничего не предвещало беды, экономика была на хорошем уровне, небыло никаких проблем, но вдруг эта фабрика стала разваливаться и он прогорел в своем бизнесе. Деньги семьи закончились, жена стала жаловаться, дети тоже и так же им совершенно не интересна была духовная жизнь и тогда Шрила Прабхупада подумал, что если они не принимают прибежище в духовности, а так же материально нет возможности их поддерживать, тогда для меня пришло время принять саньясу.

Одновременно с этим Шрила Прабхупада три раза видел сон, когда Бхактисиддханта Сарасвати приходил к нему во сне, издалека звал его и говорил: «Прими саньясу. Прими саньясу». Это очень напугало Шрилу Прабхупаду, но обстоятельства сложились таким образом, что у него не было другого пути, как принять прибежище в саньясе. По судьбе ему было положено быть одним из богатейших людей на территории Индии, но после вмешательства Гуру и Гауранги, по Божественному вмешательству, он принял саньясу и отправился жить во Вриндаван.

Наблюдая за примерами. Которые существуют в жизни Нарады Муни, Шрилы Прабхупады или царицы Кунти мы можем задуматься о том, что когда нам будет семьдесят, восемьдесят лет мы должны будем быть готовыми лишиться всего. Нарада Муни и Шрила Прабхупада являются ярким примером для мужчин, а царица Кунти – это пример, который дан для женщин. Нам необходимо видеть яркие примеры. Это очень важно, что у мужчин есть примеры мужского поведения, а у женщин – женского, потому что мужчины и женщины очень отличаются. Как говорится, что мужчина с Марса, а женщина с Венеры, но каждому из них необходимо видеть примеры поведения.

Наверное, вы знаете историю о царице Кунти, эту книгу вы можете приобрести в палатке. Кунти и ее сыновья прошли через многие страдания и препятствия. В «Шримад Бхагаватам» есть огромный список того, что с ними произошло, но несмотря на все трудности и разочарования они никогда не жаловались. Даже благодаря этим трудностям, потому что они были преданными, их любовь к Кришне еще больше возросла.

В английском есть такое выражение, что что-то происходит за счет огня, что-то сгорает. Есть пример с золотом: когда золото добывают из земли, то оно не золотистого цвета, а неприятно коричневого и так же, как золото, которое не блестит, потому что там есть примеси других металлов, золото плавят в огне и таким образом оно обретает свою чистоту и блеск. Так же и преданные, когда они проходят через какие-то препятствия и сложности, они становятся еще лучшими преданными, это как бы пройти сквозь огонь.

Есть такой пример, например, в своей семье и вдруг что-то происходит ужасное и тогда мы начинаем воспевать с особой искренностью или, например, получили плохую отметку в школе или у вас с кем-то плохие отношения, именно в тот момент это заставляет вас еще более искренне воспевать. [Кришна говорит]: «В результате деятельности всегда полагайся на Меня».

Иногда Господь посылает нам сложности для того, чтобы мы стали более искренними и Кришна посылает трудности своим преданным и наблюдает какое прибежище мы примем, потому что материалисты в таких сложных ситуациях принимают прибежище у материальной энергии, они начинают употреблять интоксикации, вступают в недозволенные половые отношения, играют в азартные игры таким образом расслабляясь и отдыхая от проблем.

Это естественно для них. Когда у них проблема они отправляются в магазин для того, чтобы купить и выпить пива, но если проблемы тяжелее, то они покупают водку. Когда-то водка была национальным напитком в России и на самом деле это происходит, потому что людям необходимо прибежище, они переполнены разочарованием, поэтому они предпочитают выпить для того, чтобы забыться.

Мы с вами преданные, мы так же находимся  на Мритьюлоке, на той планете, где полно страданий и сложностей и что же мы делаем, когда случаются неприятности? Мы идем и покупаем водку? Нет, мы знаем высшую цель, которая приводит к тому, что мы освобождаемся из этого материального мира, именно мы взываем к Кришне. Царица Кунти является ярким примером того, что пройдя через все трудности, это все лишь ближе привело ее к лотосным стопам Кришны. В завершении она стала молиться о том, чтобы эти трудности приходили в ее жизнь снова и снова, потому что благодаря этим трудностям она смогла приблизиться к Кришне.

Она говорит: «Я молюсь, чтобы эти трудности случались снова и снова, чтобы мы могли видеть тебя снова и снова, потому что, созерцая Тебя, это будет означать, что мы не должны будем снова рождаться и умирать. С одной стороны нам нет необходимости молиться о том, чтобы трудности упали нам на голову и, как я говорил в своей лекции, что мир -  это дуальность, есть хорошее и есть плохое. У каждого человека есть своя история страдания и это не значит, что в конце лекции вы должны будете начать молиться: «О Господь, пошли мне еще страданий». Страданий и так хватает.

Молитесь о милости Кришны. Это как небольшие тесты, которые приведут вас к финальному тесту, потому что к тому моменту, как мы будем покидать этот мир, мы должны будем полностью предаться, мы должны полностью осознавать Кришну, мы должны полностью зависеть от Кришны и это легче сказать, чем сделать. Иногда Господь посылает нам весну, лето, хорошие дни, прекрасное солнце, небо, детей, общение и то состояние, когда мы в покое и без каких-либо сложностей можем сконцентрироваться на духовной жизни. И пусть хороших дней у вас будет больше. Пусть преимущество будет у хороших дней. Для материалистов это совершенно что-то другое, а для преданных это означает, что это дни, когда вы можете побольше воспевать, когда вы можете отправиться во Вриндаван и получить общение с преданными.

Но потом Кришна посылает нам испытания и мы говорим «Кришна, зачем, за что?». Но на самом деле во всем, что посылает Кришна есть глубокий смысл и он в основном направлен на то, чтобы вы полностью предались Ему. Как матаджи Саша поет на сцене, призывая всех предаться. И Кунти является еще одним примером ачарьи, потому что она призывает в Бхагаватам к полному преданию.

В основном всегда прославляются гопи за свою любовь к Кришне, но Кунти не являлась гопи, но при этом существует целая глава, где она прославляется за то, что показала пример как справляться с трудностями, которые могут прийти в нашу жизнь так как они приходили в жизнь Нарады Муни и Шрилы Прабхупады. Кунти не являлась частью игр Кришны во Вриндаване, Матхуре или Двараке, она была из Хастинапура, но она обладала такой преданностью, что Господь Сам к ней пришел.

Шрила Санатана Госвами в «Брихад-бхагаватамрите» описывает, что иногда Кришна уходил из Двараки для того чтобы прийти в столицу Хастинапур чтобы увидеть как поживают Кунти и Пандавы. В этом заключается истинное бхакти, когда ваша любовь настолько велика это привлекает внимание Господа. Зрелая любовь обозначает, что ваше сердце переполнено бхавой, и тогда Кришна приходит к вам, чтобы взглянуть на вас.

Только представьте, Дварака была создана для того, чтобы защитить любимых преданных Кришны – династию Яду, но так же из-за любви Кришна отправлялся в Хастинапур для того чтобы просто спросить у царицы Кунти: «Как дела, все ли хорошо?». Когда Он не мог отправиться Сам, Он часто посылал Своих преданных или преданного для того, чтобы проверить как у них дела. Санатана Госвами упоминает о том, что когда Кришна был в Матхуре Он попросил Акруру отправиться в Хастинапур для того, чтобы проверить как дела у Кунти.

Он сказал Акруре: «Отправляйся и посмотри как дела у этой семьи, потому что наверняка Дурьодхана издевается над ними». Тогда Акрура сел на свою колесницу и отправился из Матхуры в Хастинапур и увидел Кунти. Санатана Госвами описывает, что именно в тот момент, когда Акрура получил общение с Кунти, просто услышав однажды имя Кришны, Кунти одновременно с этим испытала восемь признаков экстатической любви.

Как только кто-то произносит чье-то имя - вы тут же вспоминаете об этой личности. Так же как, например. Слыша имя Шьямамандали, вы сразу думаете о юной девушке, которая недавно присоединилась к нашему туру, а так же вспоминаете о ее замечательном отце Махатме прабху, так же и чистый преданный в тот момент, как он слышит лишь однажды произнесенное имя Кришны, в тот момент он сразу же начинает медитировать на форму и на те качества, которые есть у Кришны, который является Самым любящим и одновременно с этим у чистого преданного при упоминании о Кришне в теле проявляются все восемь симптомов экстатической любви.

Это та стадия, которую мы стремимся обрести в сознании Кришны. Я уже много раз рассказывал вам, когда Шрила Прабхупада приехал в Париж и пел перед лекцией перед Божествами «Джай Радха Мадхава», в определенный момент его голос оборвался и он начал плакать. Слезы не струились из его глаз, они падали из его глаз. Я был очень счастлив, не смотря на то, что я был начинающим преданным, видеть те симптомы истинной любви, которые испытывал настоящий чистый преданный. Я видел эти слезы  и понимал, что именно это и есть любовь к Богу.

Царица Кунти в тот момент, когда Акрура спросил ее что Кришна интересуется как твои дела, просто от звука имени Кришны испытала все восемь симптомов. Мы с вами сейчас сорок минут воспевали  Харе Кришна и что испытали мы? Как сконцентрировано вы думали в этот момент о Кришне и что было у вас на уме? Вы прочитали хорошие круги? Вишванат Чакраварти Тхакур описывает, что если при воспевании святого имени человек не испытывает экстатических симптомов, то он является все еще виновным в совершении одного или нескольких оскорблений святого имени.

Но у нас есть такие примеры, как Шрила Прабхупада и царица Кунти и есть такое выражение, что если с первого раза у вас ничего не получилось – просто продолжайте и пробуйте дальше, потому что именно воспевание Харе Кришна является тем средством для того, чтобы обрести любовь. Поэтому каждый день, когда мы приступаем к своей джапе мы должны быть решительно настроены на то, что сегодня я прочитаю лучше, сегодня я буду более сконцентрированным.

Санатана Госвами комментирует, что те жалобы, которые произносила царица Кунти из-за того, что было очень много трудностей - это не была жалость из материального сознания, это были ее экстатические симптомы, поэтому нам необходимо постоянно читать «Шримад Бхагаватам», так как мы являемся начинающими преданными, то наше развитие может пойти в любом направлении. Иногда преданные  даже оставляют это общество, поэтому мы должны читать Бхагаватам и следовать примеру, который показали нам Нарада Муни и Шрила Прабхупада в своих жизнях.

Сейчас мы живем в хорошее время, потому что мы уже закончили половину тура и все идет очень хорошо. Я был настолько восхищен профессионализмом шоу, которое мы вчера показывали. Все актеры на сцене играли очень профессионально и было похоже, что это настоящие профессионалы, которым можно платить тысячи и тысячи долларов. Мы с Бадахари иногда шутим, говоря, что наверняка в Америке мы не найдем такие таланты, хотя возможно они и есть, но у русских и украинских преданных в ДНК заложен этот талант. Матаджи Пралакша [в спектаклях] является одной из моих любимых [актрис в роли] «ведьм», такая замечательная «ведьмочка»!

Сейчас она сидит перед нами такая молодая, скромная девочка, которая слушает лекцию, но когда она выходит на сцену, то она замечательным образом играет истинную ведьму. Шьямадулали замечательно играет Шурпанаку, которая является инкарнацией Шурпанаки, хотя это плохо звучит. Юля и Люда матаджи замечательным образом танцуют хип-хоп, у них есть удивительный номер и все это они делают для Кришны. Вы можете подумать, что истинный хип-хоп танцуют только в Нью-Йорке и Лондоне, но мы хип-хоп танцуем для Кришны. Наши девочки, которые танцуют хип-хоп, настолько профессиональны, как любые другие самые искусные хип-хоперы.

А что говорить о спектакле LSD, в котором играют попугай и насекомое? Я еще до сих пор размышляю над этой первой сценой, что же она значит? Но людям очень нравится. Этот спектакль напоминает им о Кришне. Рупа Госвами говорит, что так или иначе, но приведите их в сознание Кришны, поэтому этот процесс является авторитетным. Я всегда напоминаю вам о том, что это является золотым временем в нашем сознании Кришны. Конечно же будут и еще времена, но это очень драгоценно.

Я знаю, что ваши тела немного устали, потому что вы уже месяц живете в таком режиме, но ваши души вечно юные. У вас будет несколько дней для того, чтобы расслабиться, потому что у нас в Косроджиме будет фестиваль. И если в вашу жизнь придут сложности, то вы просто помните наставления, которые вы услышали на этой лекции, а так же истории о жизни Нарады Муни и Шрилы Прабхупады.

Это сладко-горькое лекарство – сознание Кришны – наверняка излечит вас, и вы вернетесь в духовный мир, который полон вечности и блаженства.

Шрила Прабхупада ки Джай!