ШБ 1.8.36 О Святом Имени

Главная > Шримад-Бхагаватам > Песнь 1 «Творение»
   место: Майкоп

Харе Кришна всем. Меня зовут Индрадьюмна Свами, я сегодня провожу этот вечер для того, чтобы помочь вам в вашем духовном развитии и обретении любви к Кришне. В этом смысле я ваш слуга. В Бенгалии говорят: «Дасо сми», «Я ваш слуга». Сегодня вечером, размышляя, какую тему лучше всего обсудить, в «Бхагвад Гите» семьсот стихов, это слова Верховного Господа. Наставления для всех нас, как продвигаться в сознании Кришны, особенно актуальные в наш век, в Кали-Югу. А в «Шримад Бхагаватам» восемнадцать тысяч стихов, которые являются высшим уровнем изучения сознания Кришны. «Бхагавад Гита» - это азбука, а «Шримад Бхагаватам» - это высший уровень понимания. В этих двух произведениях настолько много духовной информации, что можно изучать их всю жизнь и так и не закончить.

 Поэтому мне надо было выбрать один стих из восемнадцати тысяч семисот. Я выбрал один. Это стих из «Бхагаватам», здесь говорится о славе воспевания Святых Имен Кришны. Потому что мой ученик, Уттама Шлока дас попросил меня сказать что-то о Святом Имени. И, конечно же, наша главная деятельность – это воспевание Харе Кришна. И это наша любимая деятельность. И основа нашего процесса духовного развития основана на воспевании Святых Имен Бога. Этот стих «Бхагаватам» находится в восьмой главе, тридцать шестой текст, первая песнь.

«О Кришна, те, кто постоянно слушает и повторяет рассказы о твоих трансцендентных деяниях, воспевает их или испытывает наслаждение, когда это делают другие, несомненно, созерцают Твои лотосные стопы, которые одни способны положить конец круговороту рождения и смерти».

Комментарий: Нашим нынешним обусловленным зрением невозможно увидеть Верховного Господа Шри Кришну. Чтобы увидеть Его, необходимо обрести новое зрение, качественно изменив состояние бытия и наполнив его спонтанной любовью к Богу. Когда Сам Шри Кришна был на Земле, далеко не каждый мог увидеть в Нем Верховную Личность Бога. Такие материалисты, как Равана, Хираньякашипу, Камса, Джарасандха и Шишупала с точки зрения материальных богатств и достижений находились на очень высоком уровне, но они не смогли по достоинству оценить присутствие Господа. Поэтому, даже если Господь будет стоять прямо перед нами, мы не увидим Его, не обладая соответствующим зрением. Это необходимое качество можно развить, только идя по пути преданного служения, начинающегося со слушания повествований о Господе из достоверных источников. «Бхагавад-гита» — одно из популярных произведений, которое все слушают, поют, повторяют и т. д., но бывает так, что люди, слушая «Гиту», все же не видят Господа.

Дело в том, что здесь очень важен первый принцип, шраванам.

О Кришна, те, кто постоянно слушает и повторяет рассказы о твоих трансцендентных деяниях, воспевает их или испытывает наслаждение, когда это делают другие, несомненно, созерцают Твои лотосные стопы, которые одни способны положить конец круговороту рождения и смерти.

Здесь, в этом стихе, который часто цитируется, мы слышим о том, какие блага приносят слушание и воспевание Верховного Господа Шри Кришны. Как мы упоминали, нет никаких ограничений в информации, связанной с формой, именем, качествами и атрибутами Верховного Господа Шри Кришны в ведических произведениях Индии. И при всем уважении к другим священным писаниям, не существует ни одного произведения, подобного Ведам, которое давало бы такую глубину познания духовного. Безусловно, в других писаниях есть информация о Боге, но в Западном мире она очень ограничена.

Наш духовный учитель привел аналогию, например, полный словарь, в котором очень много слов, и краткий словарь, в котором только минимальное количество слов. В «Шримад Бхагаватм» столько информации, есть произведение, которое даже более высоко, чем высшее образование, которое дает «Шримад Бхагаватам», это академия духовной жизни, «Чайтанья Чаритамрита», она говорит об обретении чистой любви к Богу. И, безусловно, мы не утверждаем, что какая-то религия лучше остальных просто потому, что там больше информации, но, как минимум, бескрайнее количество информации доступно для тех, кто ее ищет. Библия говорит: «Ищите и обрящете». Ни одно писание не способно полностью объяснить всю славу Господа, поскольку она безгранична.

Но в разных писаниях разные объемы духовных знаний, потому что у людей разный аппетит, разные стремления к духовной жизни.

Например, некоторые ученики удовлетворены школьным образованием. Вообще вы можете официально закончить свое образование уже в семнадцать лет. Например, мое поколение в Америке около 60% учеников не продолжали свое образование после школы, это считалось не модным. Например, когда мы прошли через церемонию выпускного вечера, в школе мы все повыбрасывали свои шляпы образовательные и отправились серфингом заниматься на пляж. Мы друг у друга спрашивали: «Ну что, ты в какой-нибудь колледж собираешься поступать?». И многие говорили: «Я не собираюсь ни в какой колледж, буду тут серфингом заниматься пока не помру». Это не то, что я рекомендую, просто говорю, что так бывает.

Однажды Шрила Прабхупада прогуливался на Стинсон Бич, это там, где я серфингом занимался. И один преданный спросил у Прабхупады, что он об этом думает. Прабхупада спросил: «Как эти люди называются?». И кто-то ему сказал, что это серфингисты. Прабхупада сказал, что это мазохисты. То есть, обычно кто по волнам скользит? Это дельфины. И поэтому, если кто-то серфингом занимается, он, соответственно, занимается деятельностью дельфина, развивая подобное умонастроение, и по его желанию, и по воле Бога он становится дельфином в следующей жизни и может всю жизнь скользить по волнам.

 Самые глубокие впечатления сознания в момент смерти определяют следующую жизнь. Что определяет наше умонастроение в момент смерти? Наша деятельность в течение жизни.

Но некоторые из моих друзей все-таки пошли в колледж. И они получили степень бакалавра искусства, и они были очень счастливы. Некоторые друзья пошли еще дальше в своем обучении, один стал врачом, закончил медицинский институт, шесть лет отучился. И затем он далее учился по специальности нейрохирурга, операции на мозге проводил, и он мог оперировать, когда ему уже было сорок. И затем он даже от этой деятельность отказался и стал исследователем в области медицины. То есть, образование можно продолжать практически до бесконечности. То же самое касается духовного знания. В разных религиях у людей разный менталитет.

Некоторые удовлетворены просто информацией о том, что Бог существует. Некоторые очень стремятся понять его как личность, а некоторые даже хотят вступить с ним во взаимоотношения. Для таких людей существуют ведические произведения, которые снабжают бескрайней духовной информацией, по желанию. И эти стихи Вед называются шлоками, и традиционно их даже не просто повторяют, а воспевают. Я даже неправильно сделал, просто прочитав этот текст, санскрит надо петь.

В духовном мире никто не разговаривает, все поют, и там никто не ходит, все танцуют. И там фестивали проходят каждый день. Вот подробная информация о том, что происходит в духовном мире: что ни шаг, то танец, что ни слово – то песня, и фестиваль Харе Кришна каждый день.

«Моя мамочка, когда будет завтрак?» «Сынок, он будет в восемь часов!» (произносит нараспев)  

И слушая эти трансцендентные вибрации, мы очищаем сердце от всего неблагоприятного. Что же неблагоприятное в сердце? Это то, что препятствует развитию нашей любви к Кришне. Как, например, есть такой бег с препятствиями, когда перепрыгивают через какие-то барьеры, или же на скачках тоже кони перепрыгивают заборчики, барьеры. И точно также на нашем пути домой, назад к Богу, несмотря на то, что это прямой путь, но очень много препятствий в форме вожделения, гнева, жадности. Невозможно развить любовь к Богу, если мы подвержены вожделению в отношении объектов этого мира.

В Библии также говорится, что невозможно любить Бога и мамону одновременно. Мамона - это стремление к материальному. Невозможно преследовать корыстные цели, если мы хотим развить бескорыстную любовь к Богу. И каким же образом можно очистить сердце от желаний, вожделения? Это нелегко сделать, с этим сталкивается любой трансценденталист – необходимость преодолеть вожделение. Для того, чтобы очистить сердце от вожделения, гнева и жадности, недостаточно выпить жидкого мыла. Когда я был маленьким и какие-то неприличные слова произносил, мать мне говорила, что смотри, еще раз эти слова скажешь – и я тебе рот с мылом вымою. И я пугался и говорил: «Больше я не буду такие слова говорить». Конечно, невозможно просто отучить ругаться, просто помыть рот с мылом, но можно припугнуть, чтобы мальчики такого не делали.

Но воспевание славы Господа, даже очень простым образом, например, воспеванием Харе Кришна маха-мантры, благодаря этому, как говорит Господь Чайтанья, можно очистить сердце от всего неблагоприятного, чето дарпана марджанам. Гнев приходит тогда, когда мы разочаровываемся в своих попытках наслаждаться в этом мире. Поскольку мы пытаемся наслаждаться в этом мире, но у нас далеко не всегда получается, от разочарования мы чувствуем гнев. И в состоянии гнева мы делаем и говорим те вещи, которые мы бы никогда не сделали и не говорили в нормальном состоянии. Люди настолько попадают под влияние гнева, пытаясь наслаждаться, что они вынуждены посещать какие-то курсы по контролю гнева, настолько дело плохо.

Как, например, у моей сестры были такие проблемы, сейчас она, конечно, уже пожилая, ей за шестьдесят, но она настолько не могла контролировать свой гнев, что она около ста раз потеряла работу из-за этого. И в прошлом году она была так разочарована, что она позвонила мне и сказала: «Я уже хочу с собой покончить».

Я ей сказал, прежде чем с собой покончить, можешь попробовать один способ. Она сказала: «Я знаю, что ты посоветуешь, повторять Харе Кришна». И я сказал: «Почему бы и нет? Ты уже все остальное перепробовала, а повторять мантру пробовала?» Она сказала: «Нет, пока нет» Я сказал: «Повторяй за мной. Харе Кришна, Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. И она сказала: «Хорошо, неделю попытаюсь».

Через неделю она мне позвонила и сказала: «Знаешь что, брат? У меня уже нет никаких проблем с гневом, удалось от него избавиться. Как же это случилось?». Я сказал: «Потому что воспевание дает тебе высшее удовлетворение, поскольку оно приближает тебя к Богу». Она сказала: «Это же просто слова, которые я произношу своим речевым аппаратом, как же эти слова могут так действовать?» Я сказал: «Это только похоже не обычные слова, но на самом деле это трансцендентная звуковая вибрация». И она сказала: «Я хочу больше услышать о воспевании». Я подумал: «Наконец! Я сорок пять лет до нее пытался донести эту информацию!». Я сказал: «Ну хорошо, тогда переставь телефон на громкоговоритель, добавь громкости и закрой глаза». И она сказала: «Все, я переставила на громкоговоритель, закрыла глаза, слушаю». И я ей начал объяснять, что нет разницы между именем Бога и самим Богом.

По своей беспричинной милости Господь присутствует в звуке своего имени. И благодаря воспеванию его имени у тебя появляется его непосредственно общение.

Я сказал ей: «Есть разница между духовными звуками и материальными. Материальные звуки отличаются от объектов, например, невозможно утолить жажду, просто повторяя слово «вода». Слово «вода» жажду не утоляет. Потому что в материальном мире объект и его название отличаются друг от друга. Но в трансцендентном мире, на Вайкунтхе или Голоке, объекты и их названия не отличны друг от друга. И Шрила Прабхупада говорит, что если вы повторяете имя Кришны, он танцует на кончике вашего языка. Если вы посмотрите, как он повторяет Харе Кришна, вы увидите, что Кришна у него на кончике языка танцует, хотя это трудно постичь.

Кришна, кроме прочих переводов, также переводится как «резервуар всего наслаждения». И именно поэтому воспевание так привлекает, потому что наша суть – это стремление к наслаждению. Это то, с чем все мы согласны. В этом мире все люди спорят по разному поводу. Всегда какие-то разногласия среди членов семьи, друзей, среди стран, в какой-то момент будут разногласия среди планет, вселенных, среди галактик. Но, тем не менее, все мы можем согласиться, что все мы хотим счастья. Это известная тайна. Это тайна, потому что большинство людей ее не знают, а известная тайна, потому что, по крайней мере, мы знаем, что благодаря воспеванию Харе Кришна можно удовлетворить все желания сердца.

Почему же не все воспевают Харе Кришна? Кришна объясняет, почему. Более пяти тысяч лет назад Кришна уже говорил о том, что из многих тысяч людей едва ли единицы интересуются абсолютной истиной. И из всех этих людей, йогов, гьяни, трансценденталистов, бхакт, Кришна говорит, едва ли один воистину познал меня. И Кришна об этом говорил еще в конце Двапара Юги, и если тогда из многих миллионов людей единицы хотели духовного развития, из них едва ли один понимал Кришну, насколько же это более справедливо сейчас, когда у нас уже Кали Юга. Именно поэтому в Библии говорится, что много званых, мало избранных.

Этот призыв продолжается вечно, на протяжении всей истории человечества, и сам Господь, и его пророки, представители, духовные учителя, говорят об одном и том же, но кто слушает? Поэтому и говорится, что много званых, мало избранных. И это весьма прискорбно, но Шрила Прабхупада говорил об этом немножко по-другому, не так, как в Библии. Шрила Прабхупада говорит, что мы пытаемся вдохновить людей воспевать Святое Имя Бога, необязательно, чтобы все Харе Кришна мантру повторяли, можно любое имя Бога повторять. Было бы наивно думать, что у Бога одно-единственное имя, что только в моей религии известно единственное имя Бога. Даже у нас три имени, а не одно. Вероника, какое у вас отчество, а фамилия? Если даже у нее три имени, то почему у Бога должно быть одно имя?

Потому что Имена Бога связаны с Его играми, Его качествами, Его окружением, поэтому у него бесчисленное количество имен. И все Его Имена приносят полное удовлетворение, поскольку они обладают трансцендентным могуществом, поэтому, если вы повторяете их, вы чувствуете себя счастливыми. Поэтому нам надо вдохновлять людей на воспевание. Это все, что необходимо. И те, кто на самом деле понимают ценность воспевания, они считают самым ценным в своей жизни Харе Кришна маха-мантру. Например, эти четки. Так, например, у всех учеников духовного учителя есть четки, начитанные гуру, и поэтому, даже если им предложить десять тысяч долларов за такие четки, они с ними не захотят расставаться.

У меня бусы для воспевания, четки, которые носят на шее, которые дал один садху во Вриндаване. Им 450 лет. Один бабаджи на них воспевал, это святой человек, его звали Сурья-кунд дас бабаджи. Кончено, и сейчас во Вриндаване очень много разных бабаджи, но это был самый истинный. Он был настолько продвинут, что знал о своих отношениях с Кришной в качестве гопи. Это известная история во Вриндаване. Он жил на берегу Сурья-кунды, святого места во Вриндаване. И в один прекрасный день он решил отправиться в Двараку по какой-то причине. И это немного глубокая философия, но говорится, что в Двараке другие отношения с Богом, чем во Вриндаване, там такие, официальные отношения. Во Вриндаване отношения с Кришной не как с Богом, а как с ребенком, другом, возлюбленным, и поэтому эти отношения намного глубже. Но он решил отправиться в Двараку, в которой Господь строит официальные отношения. И в Двараке некоторые преданные ставят на свое тело штампы с символами Вишну.

Когда он там был, кто-то ему поставил такие штампы с символами Вишну на тело, раковина, диск, булава, лотос. И когда он вошел в медитацию, вошел в игры Радха-Кришны, вернувшись, во Вриндаване, Радхарани увидела эти знаки у него на теле, которые показывали, что он в других отношениях, и она его отвергла. И, прервав свою медитацию, он был очень расстроен, потому что Шримати Радхарани отвергла его и не давала ему служения, что было целью его жизни. И он сказал, что смысл в такой жизни больше нет, я оставлю тело, зажгя мистический огонь. И он снял с себя четки, которые получил от своего гуру, тот от своего гуру, и они много поколений на них повторяли, он передал их своему старшему ученику, зажег внутри тела мистический огонь, и буквально через несколько минут от него кроме пепла ничего не осталось.

Эти бусы (они не для воспевания, просто для того, чтобы носить их), бусы из Туласи, передавали многие поколения, и затем вот это садху почему-то решил мне их подарить. Говорится, что духовная сила йога в его волосах, духовная сила бабаджи в его ожерелье на шее, а духовная сила вайшнава в его джапе, в его четках. И даже если вы мне предложите один миллион долларов, я вам не отдам эти четки. Можете поэкспериментировать. Как насчет миллиарда?

Это бесценная вещь, потому что она находилась в собственности святого. Это одна из самых ценных вещей, которая у меня есть. Хотите увидеть четки? Но все должны закрыть глаза, не обманывая, закрыть глаза. Хорошо, теперь можете открыть глаза.

Видите, как они сияют? Много поколений их носили. Смотрите, что со мной произойдет, когда я их надену.

Но поскольку мы не бабаджи, наша духовная сила заключена вот в этих четках для повторения джапы. И даже вот эти четки я бы вам не отдал за миллион долларов, потому что я очень много имен Кришны прекрасных повторил на этих четках. Почему мы считаем их такими ценными? И почему же Святое Имя Бога настолько ценно? Ценность объекта определяется по тому, что мы от него получаем. Например, если у вас хорошо отполированное стекло и бриллиант. Они выглядят похоже, но один намного более ценен, чем другой. Естественно, бриллиант более ценен, потому что он стоит намного больше. Мы ценим объект по тому, что мы можем от него получить.

Что же мы получаем благодаря воспеванию Харе Кришна? Первое благо – это очищение сердца от всего осквернения. И все эти виды осквернения являются причиной наших страданий. Вожделение, гнев и жадность являются причиной всех наших проблем, и благодаря воспеванию Харе Кришна мы избавляемся от них, поэтому, найдется ли человек, который не захочет воспевать? Греховные последствия исчезают, греховные желания искореняются, человек достигает мокши. Если вы будете продолжать воспевать мантру, то вот это семя любви к Богу, которое заключается в Святом Имени точно также, как в земле находятся семена растений, начинает прорастать и расцветать.

Всем ведь нравится весна?

Мы прилетели из Москвы, там еще снег. Мы приземлились в Краснодаре, здесь все цветет, весна, мы так обрадовались, что подумали: «Все, никакой Москвы нам не надо!». Даже Кришна говорит в «Бхагавад Гите», что «из всех времен года я – цветущая весна». И даже если вы находитесь в разгар суровой сибирской зимы, воспевая Святое Имя, вы почувствуете развитие любви к Богу, поэтому у всех зима, у вас весна. Безусловно, развитие любви к Богу не происходит мгновенно, точно также, как даже в этом мире необходимо какое-то время для того, чтобы узнать друг друга и развить личные отношения, поэтому воспеванию необходимо посвятить как можно больше времени, как можно больше часов, минут и секунд каждый день, и, чем больше мы воспеваем, тем больше наши отношения с Кришной будут развиваться, и мы почувствуем любовь к Богу.

Если мы будем определять по критерию – ценность объекта зависит от того, что мы от него получаем – неужели маха-мантра не является самым ценным на свете? Она является, потому что мы получаем от нее самое важное. И поэтому многие святые личности, садху, прежде, чем они начинают воспевать Святые Имена на четках, они на протяжении долгого времени, иногда по два часа повторяют молитвы, прославляющие Святое Имя. Я знаю одного садху, которые не только молитвы возносит, но еще и своим четкам омовение делает, абхишеку, на протяжении сорока пяти минут церемонию проводит поклонения четкам. А мы просто берем четки и говорим: «До прасада еще два часа есть». И какой же у нас уровень понимания? Явно, что мы не поняли, что Кришна – это Святое Имя.

Вот этот садху, о котором я говорил, который свои четки омывает каждое утро, он на протяжении пяти лет дает лекцию по тому же самому стиху «Шримад Бхагаватам», который говорит о славе Святого Имени, и за все эти годы он ни разу не повторился. Слава Святого Имени безгранична. Поэтому Махапрабху говорит: «Киртания сада хари», мы должны постоянно воспевать. Но этот вкус надо развивать. Например, вино. У него же ужасный вкус! Например, маленькие дети, если они на кухне видят стакан с вином, они думают: «Вот, что-то интересное, можно попить», они пытаются выпить и выплевывают, потому что вкус у вина ужасный. Но есть такие ценители вина, которые его смакуют, причмокивают и так далее. И, конечно же, мы не говорим о том, что надо развивать вкус к вину, но просто это такой пример, что люди хотят вином наслаждаться, они заставляют себя почувствовать вкус вина, естественно, что даже если к чему-то материальному надо приспособиться, что уж говорить о Святом Имени? То есть, для того, чтобы почувствовать вкус к Святому Имени, надо очистить сердце, поэтому, надо продолжать работать надо очищением, дать шанс воспеванию

Как у «Битлз» есть одна песня «Дайте миру шанс». «Битлз» слушаете? Поэтому надо дать шанс воспеванию Святого Имени очистить наше сердце, и когда весь яд уйдет из сердца, мы почувствуем настоящий вкус нектара. Процесс – это воспевание. И надо повторять именно тридцать два слога, а не двадцать восемь. Если двадцать восемь будет повторять, эффекта не будет. Что значит 28 слогов? То есть, если мы повторяем: «Харе Рам, Харе Рам, Рам Рам, Харе Харе», мы сокращаем слоги и поэтому эффекта на будет.

Один из моих духовных братьев, Пушта Кришна, был секретарем Прабхупады на протяжении многих лет. И он повторял мантру вместе с Прабхупадой. Представляете, как это – повторять мантру вместе с Прабхупадой? Иногда он повторял: «Харе Рам, Харе Рам, Рам Рам Харе Харе». И Прабхупада останавливал его и говорил: «Ты что повторяешь?» «Харе Кришна мантру» И Прабхупада сказал: «Нет, это другая мантра. Ты должен повторять: Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама Харе Харе».

Это наука, и поэтому всему необходимо следовать в соответствии с предписаниями. Любовь к Богу – это самое важное достижение в нашей жизни, поэтому воспевание мантры – это самая главная деятельность на протяжении дня. Это наше окно в духовный мир. Мы открываем свое сердце Кришне, и, поскольку это авторитетный процесс, он нас слышит, поэтому, когда мы воспеваем мантру, мы должны осознавать, что Кришна с нами. И в один прекрасный день мы можем развить любовь к Богу, и стать дороги Кришне благодаря воспеванию.

Об этом можно говорить бесконечно, но даже если вы просто вспомните одно или два предложения, из того, что мы говорили, вы получите безграничное благо. Большое вам спасибо. Если у кого-то есть вопросы, мы можем ответить на несколько, и после этого у нас будет еще киртан. Поэтому не стесняйтесь.

(Из зала) Скажите пожалуйста, что можно перед воспеванием почитать, сделать, чтобы развить более почтительное отношение к Святому Имени?

Все находится в книгах Прабхупады, и когда я пытался найти стих, прославляющий Святое Имя, сделать это было не сложно. Практически в каждой главе «Шримад Бхагаватам» можно найти описание славы Святого Имени Харе Кришна маха-мантры, или, как минимум, описание славы процесса слушания, воспевания, памятования о Господе. Но даже слушая лекции, подобные сегодняшней, мы можем задать себе вопрос: «Зачем нас еще больше убеждать, мы можем уже погрузиться в воспевание прямо сейчас».

Обычно меня отец ругал, можно понять, что я был непослушным мальчиком в детстве. Он говорил: «Сынок, сколько я должен тебе повторять одно и то же постоянно?». Одного раза должно быть достаточно для разумного человека. Существует три типа людей – первый, второй и третий. Например, кто-то говорит нам, что воровать плохо. Если тебя поймают на воровстве, ты попадешь в тюрьму. Но если ученик относится к третьему уровню, он может услышать об этом, но все равно пойти и своровать, попасться, попасть в тюрьму, и, выйдя из тюрьмы, снова ворует, снова его сажают, и он снова выходит, снова ворует, снова сажают. Это третий уровень слушания.

Второй уровень – это тот, кто слышит о том, что воровать плохо, все равно ворует, его ловят, сажают, и ему достаточно одного такого горького опыта, чтобы перестать воровать. «Говорили мне, воровать плохо, что посадят, а я не слышал».

Но первый уровень слушания – это когда мы слышим о том, что воровать плохо, и мы решаем, что «Да, я не собираюсь в тюрьму, поэтому воровать не буду». Одного раза достаточно. Поэтому мы говорим о трех типах слушания, трех уровнях. Первый так и не понимает, второй понимает, но на горьком опыте, а первый уровень принимает сразу же то, что слышит, и избавляется от проблем. И для нас очень важно быть на первом уровне воспевания, услышать о том, что Святое Имя очищает сердце, развивает любовь к Богу и полностью посвятить себя процессу воспевания. Но, поскольку мы обусловленные души, нам надо слушать периодически. Потому что как только мы поймем и применим это знание в жизни, мы получим благо. Еще вопрос?

 (Из зала) Совместное воспевание, то есть, санкиртана-ягья, самый возвышенный метод, поэтому можно, даже если джапу не читать, даже она заменяет. И ссылаются на то, что когда Господь Чайтанья пребывал, его близкие спутники и он только на четках читали, а все остальным делали только воспевание совместное. Так ли это?

Любой метод воспевания приносит благо. Существуют разные методы для того, чтобы дать нам возможность как можно больше воспевать. Шрила Прабхупада все-таки пишет, что из всех наставлений Гуру, самое важное – это повторять 16 кругов в день, минимум. Но, конечно же, юга-дхарма – это совместное воспевание. Потому что если много людей громко воспевают, ум контролировать легче. Для того, чтобы во время джапы научиться контролировать свой ум, надо много лет на это потратить. Но в громком киртане вместе с преданными мы не думаем ни о чем, кроме Святого Имени. Еще один вид воспевания – это рассказывать другим о воспевании, это санкритана. И поэтому разумный преданный будет следовать всем трем процессам.

Что касается событий во времена Господа Чайтаньи, факт, что Господь Чайтанья повторял джапу. Откуда мы знаем? Там ведь не было ни фото, ни видео, и в «Бхагавад Гите» это не говорится. И неизвестно, упоминается ли об этом даже в «Чайтанья Чаритамрите». Но один из его близких спутников, который жил во Вриндаване, был Прабодхананда Сарасвати, очень плодотворный писатель. И она написал несколько книг, одну под названием «Чайтанья Чандрамрита». И там он очень четко говорит о том, что Господь Чайтанья повторял Святые Имена на веревочке с узелками, которую он вешал на пояс. И что касается его спутников, они также повторяли джапу.

Когда я впервые приехал во Вриндаван, это было в 1971 году, я видел изначальные четки Рупы Госвами, которые находились в его самадхи. И также изначальные четки Дживы Госвами до сих пор существуют, они находятся в Шрингар Вате, в Имлитале. У меня даже есть одна бусина от четок Дживы Госвами, один из Госвами мне подарил ее. Это очень старое дерево, уже такое, рассыпающееся, если сжать эту бусину, она рассыплется просто, поэтому я на ней очень аккуратно повторяю. В некоторые дни я повторяю все шестнадцать кругов только на этой бусине. Поэтому никто меня не убедит в том, что Госвами не повторяли на четках мантру.

Но однажды Шрила Прабхупада сказал, что нет разницы, эти или другие четки, когда мы получаем благословение на воспевание Святого Имени, оно приносит нам вечное благо. В момент инициации мы получаем особое благо. А для того, чтобы развить любовь к Богу, необходимо получить право на воспевание Харинамы от гуру в момент инициации. Поэтому все вы должны серьезно задуматься о важности инициации. Не стоит это откладывать на потом, на старость. Очень важно продвинуться до того уровня, когда вы будете квалифицированы на получение мантры от духовного учителя. И в Майкоп приезжает много замечательных гуру. Гопал Кришна Махарадж приезжает сюда? Знаменитый в России Чайтанья Чандра Чаран, у которого учеников больше, чем у Дурваса Муни. Кто еще сюда приезжает? Прабхавишну, но он уже не инициирует, правильно? Сюда приезжают многие гуру, и также те, кто могут выступать в роли кураторов в вашей духовной жизни.

Но для всех нас важно в один прекрасный день получить инициацию, и благословения на развитие любви к Богу. Сейчас мы будем воспевать Харе Кришна, мы много об этом услышали. Прасад уже все приняли? Приняли. Хорошо, тогда будем воспевать, и потом вы можете продолжать воспевать, всю ночь воспевать, немного поспать, утром тоже воспевать. Шри Харинам прабху ки! Джай! Харе Кришна маха-мантра ки! Джай! Шрила Прабхупада ки! Джай!