ШБ 1.8.42 Как привязаться к Кришне

Главная > Шримад-Бхагаватам > Песнь 1 «Творение»
  

Сегодня, в этот замечательный солнечный воскресный день, когда все отдыхают, вся страна, после праздника, мы с вами прочитаем один из текстов из молитв царицы Кунти. Это сорок второй текст восьмой главы первой песни Шримад Бхагаватам.

«О Господь Мадху, как Ганга вечно течет к морю, не зная препятствий, так и я хочу постоянно стремиться к Тебе, не отвлекаясь ни на кого другого».

Комментарий Шрилы Прабхупады. Совершенство чистого преданного служения достигается тогда, когда преданный обращает все свое внимание на трансцендентное любовное служение Господу. Разрубить узел всех других привязанностей не означает полностью отказаться от таких тонких чувств, как любовь к кому-то. Это невозможно. Живое существо, кем бы оно ни было, должно любить кого-то — это признак жизни. Желание, гнев, стремления, влечение и прочее — признаки жизни, и их нельзя уничтожить. Необходимо только изменить объект их приложения. От желаний невозможно избавиться, но в преданном служении желание удовлетворять свои чувства меняется на желание служить Господу. Так называемая привязанность к семье, обществу, стране и т. д. состоит из разных аспектов удовлетворения чувств. Если такое желание направить на удовлетворение Господа, это называется преданным служением.

«О Господь Мадху, как Ганга вечно течет к морю, не зная препятствий, так и я хочу постоянно стремиться к Тебе, не отвлекаясь ни на кого другого».

Это одна из прекрасных молитв царицы Кунти, которую она предложила Верховному Господу, когда Он направлялся в Двараку после завершения битвы на Курукшетре. И благодаря тому, что эту молитву произнесла такая возвышенная личность, многие преданные знают эту шлоку. Я хочу разоблачить моего переводчика, Уттама Шлоку даса. Он признался, что это молитва, которую он в уме повторяет во время джапы. Это одна из шлок, всего их 18 тысяч шлок в этом удивительном произведении «Шримад-Бхагаватам». Но это не просто шлока, это молитва, которая выражена от всего сердца великой преданной, поэтому мы должны ее хорошо знать.

Рожденные в западных странах в основном отождествляют молитвы с христианской традицией. Наши духовные братья, христиане, отправляясь в церковь, открывают сердце Господу через молитвы. Но молитвы также являются очень важной составляющей Гаудия-вайшнавской традиции. Не только потому, что мы поклоняемся тому же Богу, и молитва — это метод обращения к Господу в ожидании ответа от Него.

Прахлад Махарадж, один из великих наставников в преданном служении, махаджан, говорит о том, что молитва — это один из девяти процессов преданного служения. Бхакти-йога начинается со слушания, воспевания, памятования о Кришне. Пада-севанам, поклонение лотосным стопам, обозначает поклонение Божествам; арчанам — это поклонение Божествам, ванданам — это молитва; дасьям — служение; сакхьям — дружба и атма-ниведанам — предложение всего Господу. Итак, ванданам — это часть процесса, и молитва обозначает выражение своих глубоких чувств по отношению к Кришне.

Конечно, для начинающего преданного, у которого много материальных желаний, в сердце очень трудно выразить искреннее желание в отношении Кришны. Мы очень сильно привязаны к тому, что находится в этом мире, и чем больше эти привязанности, тем сильнее препятствия на нашем пути домой, назад к Богу. Например, патриотизм — любовь к своей стране. И несмотря на то что у каждого, кто живет в определенной стране, очень глубокое чувство патриотизма, принадлежность к своей родине, но, тем не менее, как говорится в «Бхагавад-гите», дехино смин ятха дехе, нет гарантии того, что это положение, в котором вы находитесь, останется навсегда. В следующей жизни мы можем родиться не только в другой стране, но на другой планете, и даже в другой Вселенной, в совершенно другой форме жизни.

Ирония судьбы в материальном мире заключается в том, что люди сражаются друг с другом, как, например, палестинцы с израильтянами, и каждый с ненавистью думает друг о друге. И как утверждает «Бхагавад-гита», то, на чем мы сосредоточены в момент смерти, мы достигаем этого положения. Соответственно палестинцы, погибая, рождаются в Израиле, израильтяне — в Палестине. И несмотря на то что эти привязанности очень сильны, они тем не менее временны. И в «Бхагаватам» говорится, что это неправильно примененная привязанность. На самом деле мы должны быть привязаны только к Кришне.

Но, тем не менее, как говорится в «Чайтанья-чаритамрите», мы столько времени скитались по разным формам жизни, разным планетами и разным Вселенным, что сейчас мы настолько обусловлены, и даже не знаем, о чем молиться, о чем просить. Мы, если даже молимся, то о каких-то временных вещах. «О, Боже, дай мне денег, дай мне жену, дай мне мужа, дом побольше». Мы молимся о материальном вместо того, чтобы молиться о высшем благе, любви к Богу. Поэтому для нас лучше повторять такие молитвы, как эта молитва Кунти. Для нас, на нашем уровне рекомендуется повторять молитвы великих преданных, таких, как Кунти и, повторяя их, постепенно мы разовьем любовь в своем сердце также.

Поскольку эти трансцендентные молитвы обладают особой силой (очищать наше сердце), мы повторяем именно эти молитвы. Например, как ребенок учится ходить? Подражая родителям. Дети учатся ходить, смотря на родителей, подражая им, точно также мы можем, подражая великим преданным, повторять их молитвы, и затем, очистив свое сердце, будем повторять эти молитвы с искренним чувством. Но эта молитва особенно дорога преданным, потому что она раскрывает суть сознания Кришны, которая заключается в том, чтобы всегда помнить о Кришне и никогда Его не забывать.

«Падма-пурана» говорит об этом принципе в бессмертном стихе. Здесь говорится о том, что о Кришне всегда надо помнить и нельзя забывать Его никогда. Это может показаться легким делом: всегда помнить о Кришне и не забывать никогда. Но даже будучи преданными, если мы проанализируем содержание нашего мыслительного процесса, то нам станет очень стыдно за результаты, сколько времени в сутки мы помним о Кришне и сколько мы Его забываем. Например, если в будущем наука изобретет такое устройство для считывания и записи мыслей, проверив результаты дня, мы обнаружим, что, к нашему стыду, мысли о Кришне занимают очень небольшой процент всех тех сотен и тысяч мыслей, которые мелькали у нас на протяжении суток.

Шрила Прабхупада однажды сказал ученикам, что, если бы вы поняли, насколько много у вас материальных желаний, вы бы потеряли сознание. И почему у нас столько много разных материальных желаний? Потому что мы долго путешествовали по материальному миру, во всех проявлениях с незапамятных времен, и наш ум подобен фотоаппарату. Также как через объектив фотоаппарата делаются фотографии, мы регистрируем все впечатления, которые мы видим вокруг, и все они складируются на жестком диске нашего ума. Вот это мой фотоаппарат, на Вьяса-пудже мне его подарили. Я фотографирую, видите, там они фиксируются. И поэтому в любое время в будущем я смогу посмотреть фотографии.

Например, вот эта фотография, сзади, была сделана в 1974 году в Риме в Италии. Точно так же все впечатления, которые мы регистрируем не только на протяжении этой жизни, но и всех предыдущих, остаются в тонком теле, в уме, и тонкое тело не разрушается. Оно переходит вместе с нами в следующее тело, поэтому даже те впечатления, которые мы получили в прошлой жизни, могут всплывать в этой. Иногда в уме всплывают эти воспоминания, впечатления, они приносят нам беспокойства. Шрила Прабхупада в одной лекции говорил, как мы можем это понять. Например, иногда нам может присниться, что мы полетели куда-то. Кому-то снились полеты? Поднимите руки, пожалуйста. Все великие души здесь собрались.

Шрила Прабхупада говорит, что если вам снилось, что вы летали, значит, вы были полубогом в одной из предыдущих жизней, потому что у них есть мистические сиддхи, они могут перемещаться по воздуху. Поэтому всем полубогам мое почтение. Падшим правда, но все равно. Гордиться нечем. Шрила Прабхупада говорит: «Вот это свидетельство того, что события прошлых жизней регистрируются в памяти». И, поскольку мы находились в материальном мире так долго, очень трудно сосредоточиться на Кришне, потому что очень много других впечатлений вытесняют мысли о Кришне.

Точно также как, например, проплывая на лодке через озеро с шестом, когда вы втыкаете шест в ил, поднимаются пузырьки со дна, точно также поднимаются иногда какие-то впечатления с прошлого и беспокоят наш ум. И это вызывает сложности в отношении памятования о Кришне. Недавно мы обсуждали на лекции стих из «Бхагаватам». Это стих, в котором говорится: «Те, кто лишены знания об Абсолютной Истине и погружены в материальное, обсуждают очень много разных незначительных тем, о, Император. И каким же образом мы можем достичь этого возвышенного положения, которое Кунти-деви выражает в этой молитве, когда она говорит: «О, Господь Мадху! Точно также, как Ганга всегда течет к океану, не зная препятствий, пусть мое сознание постоянно будет сосредоточено только на тебе, не отвлекаясь ни на кого и ни на что другое».

И она дает объяснение в этом стихе, она говорит: «Если мы хотим помнить о Кришне, мы должны помнить о нем с любовью». Если мы любим кого-то, мы постоянно думаем об этой личности, или, по крайней мере, большую часть времени. Материальная любовь — это отражение духовной, но она помогает нам понять. Особенно если вы в первый раз влюбляетесь. Любовь с первого взгляда, как говорят. На несколько месяцев хватает. (Смех в зале). Звездочки в глазах и, что бы ни происходило, вы думаете об объекте своей любви. И точно также мы можем постоянно помнить о Кришне, если мы Его любим.

И это была тема обсуждения для Госвами Вриндавана, когда они впервые встретились с Господом Чайтаньей, они спрашивали, как можно помнить о Кришне постоянно. Рупа и Санатана Госвами служили под руководством Набоб Хусейн Шаха и они помогали ему в управлении государством. Они были достаточно молоды, им было немного более 20, и они даже никогда не встречались с Господом Чайтаньей. Но их према, любовь к Господу Чайтанье, была полностью проявлена. Как же можно было полюбить того, кого вы никогда даже не видели? Но благодаря практике сознания Кришны, шраванам, киртанам — слушание и воспевание, мы можем развить любовь к Кришне, потому что Кришна присутствует в трансцендентном звуке.

В этом мире, чтобы полюбить кого-то, надо с этой личностью встретиться, но в сознании Кришны мы можем развить любовь через звук. Это очень изотерическая тема, мистическая. Имя Кришны неотлично от формы Господа. И благодаря постоянному соприкосновению с трансцендентным звуком, пробуждается любовь к Богу. Поэтому искренние преданные всегда повторяют имена Господа.

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

Например, вот эта девочка. Пожалуйста, встань. Я видел, как она во время вчерашнего спектакля, когда рассказывали о четырех днях проповеднического турне, хотя она сидела на спектакле, похоже, она не закончила круги и повторяла мантру. То есть, несмотря на свою молодость, она хочет встретиться с Кришной уже в этой жизни, поэтому постоянно повторяет мантру. В Библии говорится: «И дитя поведет их». Давайте ей поаплодируем. Хорошая ученица.

И, хотя Господь очень далеко, Он может стать очень близким нам, если мы повторяем Его Святое Имя. Поэтому в Библии говорится: нельзя повторять имя Господа всуе, потому что имя Бога не отлично от Него. Еще один пример того, как можно полюбить Кришну, ни разу Его не встречая, — это первая царица Кришны, Рукмини, дочь царя Бхишмаки. Она не встречалась с Кришной, изначально она просто слушала о Кришне от садху, о Его именах, Его качествах, Его деяниях, и так развила любовь к Кришне, даже не видя Его. Но, тем не менее, ее отец, царь Бхишмака, когда она достигла брачного возраста, совершил очень серьезную ошибку. Он решил ее выдать замуж за очень большого материалиста Шишупалу.

И она пожаловалась отцу, сказав: «Я не могу выйти замуж за Шишупалу, потому что мое сердце принадлежит Кришне». Но отец сказал: «Шишупала очень образованный, у него много денег, много собственности, для тебя это будет очень благоприятно». Поэтому Рукмини написала письмо Кришне. «Мой дорогой Господь, мы никогда не встречались, но услышав о Твоей славе, я решила отдать Тебе сердце. Я хочу стать Твоей женой, но меня в этот день хотят выдать замуж, поэтому, пожалуйста, спаси меня». В то время почта небыстро доходила, потому что электронной почты не было, приходилось на конях все возить. И когда посланник приехал к Кришне, Кришна находился на поле боя, с кем-то сражался.

Когда Кришна получил это письмо, он сражался с Джарасандхой. Джарасандху Кришна уже разбил наголову семнадцать раз, но тот все равно никак не мог угомониться, он опять отправлялся сражаться с Кришной. И когда Кришна сражался с ним, Он получил письмо, и прочитал письмо, в котором Рукмини просила Его спасти ее от Шишупалы. И поскольку для Кришны дороже всего Его преданные, то Он бросил сражение с Джарасандхой и отправился спасать Рукмини, и спас ее в день ее свадьбы.

И демоны, враги Кришны, обрадовались и закричали: «Кришна — трус, сбежал с поля боя!» И поэтому одно из имен Кришны — это Ранчор — тот, кто сбежал с поля боя, опозорился. Но когда преданные слышат имя Ранчор, они понимают, что это одно из имен, прославляющих Кришну, потому что Кришна готов пожертвовать всем и оставить все ради преданных, точно также, как преданные готовы пожертвовать всем ради Кришны.

Для большинства людей самое главное в жизни — это репутация. И гопи прославляются как те, кто совершили самую большую жертву ради Кришны, потому что они пожертвовали своей репутацией благочестивых жен ради удовлетворения Кришны. И Кришна также пожертвовал своей репутацией для того, чтобы спасти Рукмини, и Он сделал ее своей первой царицей в Двараке. Вся слава царице Рукмини!

Самый известный храм в Гуджарате — это храм Ранчор Бая. И Рупа, и Санатана Госвами также до этого не встречали Господа Чайтанью, но просто услышав о Нем, они развили такую трансцендентную любовь к Нему, что решили посвятить Ему всю свою жизнь.

Точно также и мы можем развить свою любовь к Кришне, просто слушая о Нем и повторяя Его Святые Имена на четках, даже находясь в Санкт-Петербурге, пользуясь любимым мешочком. Мне подарили замечательный мешочек вчера, на Вьяса-пудже. Кто его сделал? Поднимите, пожалуйста, руку. Кто мешочек сделал? Да, сшили? Поэтому сидите у лотосных стоп Прабхупады? Замечательный мешочек. Я уже в полночь его начал использовать.

И они написали Господу Чайтанье письмо, что мы занимаемся мирской деятельностью, и как же мы можем помнить о тебе, занимаясь этой мирской деятельностью? Господь Чайтанья был в то время в Джаганнатха-пури и Он написал им письмо собственноручно. Он сказал: «Вы можете постоянно помнить обо Мне благодаря любви ко Мне». Он привел очень интересное сравнение. Он сказал, что точно также, как замужняя женщина, у которой есть любовник, выполняет свои обязанности даже еще лучше, чем обычно, чтобы ее никто не заподозрил, но в уме она постоянно думает об объекте своей любви. Точно также вы должны идеально выполнять служение Набобу, но думать обо Мне.

И царица Кунти — это преданная Кришны на высочайшем уровне любви, потому что она всегда была предана ему, при всех обстоятельствах. Даже в период самых больших трудностей ее любовь к Господу нисколько не померкла. Иногда кто-то может думать, что он развил любовь к Богу, но как только возникают какие-то сложности в жизни, сразу же эти люди начинают жаловаться и говорить: «Как Бог может со мной так поступать? Все, любить я Его больше не буду».

Шрила Прабхупада приводил такой пример, как во время Второй мировой войны женщины Германии молились Богу: «Пожалуйста, сделай так, чтобы мой сын (или мой муж, или мой отец) вернулся с войны целым и невредимым». И конечно же, многие не вернулись, и поэтому многие из этих женщин стали атеистками. Но если вы по-настоящему кого-то любите, вы будете любить без условий, в хорошее время и в плохое.

Даже иногда христиане выражают сомнение. Они говорят, что, когда Иисус был на кресте, он воскликнул: «О, Господь, неужели Ты меня оставил?», он выражал сомнение в том, что Бог его любит. Но один францисканский монах, с которым мы познакомились, он объяснил мне смысл фразы, которую произнес Иисус, «О, Господь, неужели Ты меня оставил? Почему ты меня оставил?». Он объяснил, что на самом деле Иисус воскликнул это в экстазе разлуки с Господом. Он хотел быть с Богом, а не в материальном мире. Точно также как гопи чувствовали сильную разлуку с Господом. И восьмая молитва «Шикшаштаки» говорит о настроении гопи в любви к Кришне. Они говорят, что Господь может делать со мной все что угодно, все равно Он останется источником моей любви при всех обстоятельствах.

Преданный никогда не обвиняет Кришну, если он находится в трудных обстоятельствах, он понимает, что это результат его собственных грехов, поэтому он терпит эти трудности, очищается благодаря этому и возвращается домой, назад к Богу. На самом деле преданные в момент трудностей усиливают свое сознание Кришны. И иногда можно посмотреть, насколько мы искренни в сознании Кришны, когда возникают трудности, принимаем ли мы прибежище у Кришны и в обществе преданных или же возвращаемся к старой жизни?

Несколько месяцев назад я общался с несколькими моими друзьями-преданными, мы спускались по холму, который был очень скользким. И эти двое друзей одновременно поскользнулись и упали достаточно резко. Один из них начал говорить: «Харе Кришна», а у второго началась непереводимая игра слов. И он сказал: «Да, хотел бы я быть таким же сознающим Кришну, как ты». Но это были не Чатуратма прабху и Бадахари прабху. (Смех в зале).

Но то, что у нас внутри, проявляется в сложных ситуациях. Если мы находимся в какой-то сложной ситуации, говорим ли мы: «Кришна, помоги!» или что-то другое? В следующий раз, если вы ударитесь об косяк или дверь зажмет, посмотрите, что вы скажете, отследите, как вы отреагируете.

Чанакья Пандит говорит, что слуга проверяется в выполнении обязанностей, родственники — в трудностях, друзья — в беде, а жена проверяется, когда дома заканчиваются деньги. (Смех в зале). Проявляется то, что у нас внутри.

В связи с этим есть очень интересная история. Во время Второй мировой войны армии-союзников, точно также как армии фашистов засылали шпионов в армии друг друга. И особенно шпионы присутствовали в высших эшелонах офицерского командного состава. Например, германские шпионы могли говорить на таком идеальном английском языке, что невозможно было заподозрить, что они не англичане. И они очень хорошо знали и английскую культуру, у них были все привычки англичан, они даже знали все английские футбольные команды, свою английскую родословную и все остальное. Например, они отлично знали наизусть классические английские фразы: «Пожалуйста, передайте мой чай», «Господь, благослови королеву» и т.п.

Точно также британские шпионы могли на немецком разговаривать без акцента. (Эти мантры я выучил на санкиртане). И они проявляли великую преданность Фюреру, их невозможно было заподозрить, что они британцы. И, например, этих британских шпионов засылали в немецкие войска, у них были фальшивые документы (что они родились где-то в Дюссельдорфе, например), и они постепенно получали высокое положение, какие-то высокие звания в армии. На это у них уходило несколько лет, но это было нужно для дела. И точно также немецкие шпионы пересекали Европу, отправлялись в Англию с фальшивыми документами и присоединялись к британской армии, и никто не мог заподозрить, что это немцы.

Те, кто знают военную науку, понимают, что главный инструмент войны — это обман. Как, например, дымовые завесы. И в 44-м году был такой случай, когда британские офицеры, высший состав, составляли планы, каким образом победить нацистов, где должны располагаться какие силы, танки и все остальное. И каждый раз все их планы проваливались. Враги точно знали, что они делают, и они начали подозревать, что какой-то шпион присутствует в наших рядах, потому что, в противном случае, как враги знают все наши планы? Это очень серьезно было. Они решили, что среди 32 офицеров высшего состава главного штаба есть предатель. И сам Уинстон Черчилль лично опросил всех тридцать двух офицеров. Они задавали самые разные вопросы, всем эти офицерам: «Где ты родился? Где учился, где женился? Какие чемпионаты мира проходили, в каком году, кто выиграл, с каким счетом?». И каждый офицер отвечал на все вопросы без запинки. «Ну-ка, спой британский гимн!». «Боже, спаси королеву». И все 32 офицера плакали от патриотизма, воспевая национальный гимн.

И поэтому решили, что шпиона не может быть, все они чистые британцы, с такой закушенной губой, не может быть никаких шпионов здесь. Все они верные британские ребята, готовые умереть за Бога и королеву. Но они продолжали проигрывать битву за битвой. Каким-то образом информация проникала в среду врагов, они не могли понять: «Как?»

И через неделю Черчилль снова зашел в этот офис. И тем не менее Черчилль был очень проницательным политиком. Он заподозрил одного из офицеров. Он пригласил всех офицеров на обед. И он пригласил всех офицеров на званный обед, и когда он разговаривал с этим офицером, которого он подозревал, пальцы того оказались в дверном проеме, и во время разговора Черчилль неожиданно резко прищемил ему пальцы дверью. И когда этому офицеру дверьми прищемило пальцы, тот от неожиданности и боли разразился ругательствами на немецком языке. И тогда  Черчилль сказал: «Ну вот и всё, ты попался» и отправил его на расстрел. Это реально произошло. После этого уже британцы больше не проигрывали битвы.

Поэтому в следующий раз, когда головой стукнетесь, посмотрите, что вы скажете, и поймете, у вас сознание майи или сознание Кришны. Харе Кришна! Но если мы постоянно будем сосредотачиваться на Кришне, воспевая Его святое имя, то в самый тяжелый момент нашей жизни, это момент смерти, мы сможем также вспомнить о Кришне и вернуться в духовный мир.

И если мы будем серьезно практиковать садхана-бхакти, мы разовьем любовь к Богу. И совершенно неважно, где мы находимся и что с нами происходит, наше духовное совершенство будет гарантировано.

Независимо от того, когда преданный покидает этот мир, он достигнет высшего предназначения. Точно также как тот, кто на самом деле любит Бога, не должен прикладывать никаких усилий для этого. И самый лучший способ пробудить эту любовь — это общаться с Кришной через Его святое имя.

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

Поэтому Прабхупада сказал, что если у вас есть время, повторяйте Харе Кришна. Похоже, у нас есть немного времени сегодня. Мы можем попеть Харе Кришна с Бада Харидасом прабху.  

Прежде чем мы перейдем к воспеванию, я хотел еще сказать пару слов. Я хотел всех поблагодарить за ваше замечательное общение. И попросить прощения у всех, если мы своим служением вас не удовлетворили. Итак, я говорил, что особое место в моем сердце занимает не только Россия, но и Санкт-Петербург в особенности. И также особое место в моем сердце занимает Ачьютатма прабху, которого я считаю одним из лучших лидеров ИСККОН. И за каждым великим мужчиной стоит великая женщина. Ваш президент храма и его супруга подобны духовным отцу и матери.

То есть, в них объединяются все роли: психолога, психиатра, учителя, врача и все остальные роли вместе взятые. И однозначно, что у них очень хорошая команда менеджеров, с которыми они работают. Поэтому всем преданным Санкт-Петербурга очень повезло, поскольку здесь замечательное руководство. Я уверен, что в будущем Кришна оценит ваше служение, даст вам большое здание, помещение под храм. И мы с Бада Харидасом прабху также ждем следующих приездов для того, чтобы заниматься тем же самым, чем мы всегда занимаемся: петь, танцевать и принимать прасад.

И если у вас есть свободное время летом и вас отпускает Ачьютатма прабху, по крайней мере, один раз вы можете приехать и посетить нас на Польском туре. Это уникальное событие в Движении Господа Чайтаньи Махапрабху. Как я несколько раз говорил, что подобно тому, как мусульмане обязаны хотя бы раз в жизни побывать в Мекке, ИСККОНовские преданные, особенно русские, хотя бы раз в жизни должны побывать на Польском туре. Если вы хотите посетить Польский тур, подойдите к Махавану.

Больше я не буду говорить о Польском туре, потому что мы с Ачьютатмой не обсуждали этот вопрос, поэтому мы остановимся на этом. И Махаван фотографирует каждую программу и еще один преданные создает такие небольшие видео-клипы, которые Махаван размещает в Фейсбуке. Поэтому, если вы посмотрите эти видео-клипы, вы можете даже себя там увидеть. Завтра мы отправляемся в Калининград. Там мы проведем три дня. Потом мы отправляемся в Москву, и там Махарадж организовал фестиваль «Голока Фест». Затем мы снова приедем с Бада Хари прабху на большой русский фестиваль, летом. То есть, возможно, с некоторыми из вас мы встретимся на протяжении этого года. Но как минимум мы планируем снова приехать в это же время в следующем году. И от лица всей нашей команды и от всего сердца мы хотели вам сказать большое спасибо!