ШБ 7.11.4 «Нарада Муни проповедует бок о бок с нами!»

Главная > Шримад-Бхагаватам > Песнь 7 «Наука о Боге»
   место: Маяпур

Шримад-Бхагаватам 7.11.4

нарайана-пара випра
дхармам гухйам парам видух
карунах садхавах шантас
твад-видха на татхапаре

Никого нет более умиротворенного и милосердного, чем ты, и никто лучше тебя не знает, как заниматься преданным служением и стать самым возвышенным брахманом. Тебе известны все сокровенные тайны духовной жизни, и ты знаешь их лучше, чем кто-либо иной.

Комментарий: 

Махараджа Юдхиштхира знал, что Нарада Муни — величайший духовный учитель, способный объяснить любому человеку, как обрести духовное освобождение и постичь Верховную Личность Бога. Именно с этой целью Нарада Муни составил свою «Бхакти-сутру» и дал множество наставлений в «Нарада-панчаратре». Чтобы узнать законы религии и понять, в чем заключается совершенство жизни, нужно получать наставления от духовных учителей, являющихся преемниками Нарады Муни. Движение сознания Кришны принадлежит к Брахма-сампрадае. Господь Брахма дал наставления Нараде Муни, а тот передал их Вьясадеве. От Вьясадевы это знание получил его сын, Шукадева Госвами, который поведал «Шримад-Бхагаватам» Махарадже Парикшиту. Движение сознания Кришны опирается в своей деятельности на «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гиту». Оба эти произведения говорят об одном и том же, поскольку «Шримад-Бхагаватам» был поведан Шукадевой Госвами, а «Бхагавад-гита» — Самим Кришной. Любой, кто строго следует закону ученической преемственности, несомненно, идет по верному пути — пути духовного освобождения, или вечного преданного служения Господу.

Лекция:

В этом прекрасном стихе «Шримад-Бхагаватам» и комментарии Шрилы Прабхупады рассказывается о транцендентной личности - Нараде Муни. Среди многих возвышенных личностей в нашей ученической преемственности он пользуется особой популярностью у преданных ИСККОН. В ранние годы нашего Движения, в 60-е, его прославляли как вечного космонавта. Тогда «космонавт» было очень модным словом. Вечный космонавт. Поскольку он – дживан-мукта, освобожденная душа, то может свободно путешествовать из материального мира в духовный и обратно по своему собственному желанию. У него замечательное служение. Как нам известно, этот материальный мир – огромное поле для проповеди. Нарада Муни здесь проповедует, а потом пользуется возможностью отправиться на Вайкунтху и отчитаться о проделанной проповеди и достигнутых успехах Господу Нарайяне.

Без сомнения, каждый преданный, каждый ученик хотел бы лично рассказать о результатах своей проповеди своему духовному учителю. Однажды в Париже, в 1974-м, Шрила Прабхупада позвал меня в свою комнату и спросил:

- Итак, Индрадьюмна, как прошла сегодня харинама? Как проповедь?

В те годы, вы знаете, проповедовать во Франции было не так-то легко, люди нас недопонимали, иногда швыряли в нас помидорами… Я ответил Шриле Прабхупаде:

- Сегодня, Шрила Прабхупада, было нелегко.

Шрила Прабхупада всегда считал успешной любую попытку распространения сознания Кришны. Неважно, каким был результат, большим или маленьким, само по себе усилие считалось достойным прославления. Но в той ситуации он ударил ладонью по столу и сказал:

- Разве я когда-нибудь говорил, что проповедовать легко?

- Вы никогда такое не говорили, Шрила Прабхупада…

Затем я продолжил, рассказав ему, как здорово было на харинаме, сколько мы книг распространили и сколько людей нам улыбалось, и он был очень рад это слышать. Я же в свою очередь был очень рад тому, что Шрила Прабхупада расспросил меня об успехах нашей проповеди.

У Нарады Муни есть такая возможность: он проповедует здесь, затем отправляется на Вайкунтху, докладывает Господу и снова возвращается сюда. У него замечательное служение.  Он – очень смиренный слуга Господа. Но, что интересно, в одном месте в «Шримад-Бхагаватам» к нему обращаются как к Бхагавану! Четвертая Песнь, тридцать первая глава, восьмой стих.

ити прачетасам пришто
бхагаван нарадо муних
бхагаватй уттама-шлока
авиштатмабравин нрипан

«Великий мудрец Майтрея продолжал: Дорогой Видура, выслушав просьбу, с которой к нему обратились Прачеты, великий преданный Нарада, всегда поглощенный мыслями о Верховной Личности Бога, дал им следующий ответ».

Это очень интересно: почему к Нараде Муни обращаются как к Бхагавану? Великий мудрец Парашара Муни тщательно изучил этот термин «Бхагаван» и пришел к следующему заключению (Прабхупада цитирует его слова несколько раз в своих трудах): «бхаг» означает «богатства», а «ван» - «тот, кто обладает». Бхагаван значит «обладающий всеми богатствами». Они сводятся главным образом к полноте богатства, знания, красоты, силы, славы и отрешенности. В этом суть всех богатств. Кто же обладает всеми богатствами? Мудрецы, святые, шастры – все сходятся в одном мнении: только Кришна! Титул «Бхагаван» может быть дан только Шри Кришне. Любой другой, кто пытается присвоить себе этот титул, кто говорит, что он – бог, - это самозванец.

Иногда обусловленная душа, сбитая с толку материальной энергией, заявляет, что является бхагаваном, Верховной Личностью Бога. Помнится, Шрила Прабхупада объяснял этот принцип в своей лекции в Мумбае в семидесятых годах, он очень четко сказал: «Что касается Бхагавана, то в Мумбае так называемое воплощение бога можно встретить на углу каждой улицы». И далее Прабхупада объяснил, что у майи есть две одурачивающие энергии… У нее есть много способов сбить с толку, но эти два – особо могущественные: внушить живому существу мысль о том, что он – тело, или же внушить ему мысль о том, что он – бог.     

Если кто-то, не являющийся Кришной, заявляет, что он – бог, то это – великая апарадха, великое оскорбление. Как же так получилось, что в самом «Шримад-Бхагаватам», который посвящен главным образом прославлению Кришны, Верховной Личности Бога, другая душа, джива, названа Бхагаваном? Что вообще происходит? Это противоречие!

В сознании Кришны есть ответы на все вопросы. Совершенные вопросы – совершенные ответы. Шрила Прабхупада отвечает на этот вопрос в кратком изложении Десятой Песни, в своей знаменитой книге «Кришна». Многие преданные читают эту книгу, когда только присоединяются к Движению сознания Кришны, но позднее, как говорится, «продвинувшись» дальше, начинают читать другие книги наряду с книгами Прабхупады. Сам Шрила Прабхупада сказал по этому поводу нечто весьма интересное. В книге «Кришна» он пишет: «Эта книга станет настоящим утешением для тех преданных, что достигнут уровня випраламбха-бхавы, будут чувствовать разлуку с Кришной». Читать о Кришне или непосредственно общаться с Ним – по сути одно и то же. Вот как важна эта книга «Кришна»! Чувствовать сильную разлуку с Господом – это наивысочайшая ступень преданного служения.

«О Говинда! В разлуке с Тобой каждый миг тянется для меня, как двенадцать лет или больше, слезы льются из моих глаз, словно потоки дождя…». (Шикшаштакам 7)

Когда мы достигнем этого уровня (а мы непременно достигнет его, должным образом следуя наставлениям Шрилы Прабхупады), то будем читать книгу «Кришна», и боль разлуки будет ослабевать благодаря нашему соприкосновению с Господом, слушанию о Его играх, описанных в этой книге.

Итак, здесь Шрила Прабхупада дал ответ на вопрос, почему к Нараде обращаются как Бхагавану. Он пишет: «Верховный Господь всегда готов наделить всецело предавшуюся Ему душу всеми Своими богатствами, в особенности ради распространения сознания Кришны». Другими словами, Господь готов дать Своему преданному все, что бы ему ни понадобилось для проповеди. К примеру, несметные богатства, необходимые ему знания, необычайную красоту. Шрила Прабхупада, несмотря на то, что был пожилым человеком, семидесятилетним-восьмидесятилетним, был прекрасен. Он сиял. Не раз, когда мы были на какой-нибудь проповеднической программе, люди спрашивали меня: «Я не могу понять, сколько лет вашему духовному учителю? Он вроде как стар, но выглядит молодым!» Он был очень привлекательным.

Господь может наделить Своего преданного необыкновенной силой, сделать его знаменитым, хотя сам преданный того не хочет. Господь же хочет, чтобы преданный был знаменитым, поскольку тогда люди последуют за ним. У каждого есть свой герой. К сожалению, многие герои современного общества находятся в гуне невежества, страсти или, в лучшем случае, мирской благости. Следуя за ними, мы лишь больше запутаемся в гунах материальной природы. Но, выбрав в качестве героя таких личностей, как Шрила Прабхупада или Нарада Муни, мы сможем отправиться домой, к Богу.

Верховный Господь может сделать Своего преданного полностью отрешенным. Например, когда Шрила Прабхупада был в Индии, в его распоряжении было лишь несколько рупий, но потом, когда он поехал в Америку, спустя несколько лет он распоряжался миллионами долларов. При этом он никогда не был привязан к этим деньгами, не тратил их на себя. Подобно тому, как правительство наделяет полномочиями одного конкретного человека, посла, чтобы он представлял интересы всего государства в другой стране, Кришна наделяет полномочиями Своего преданного, чтобы тот представлял Его в материальном мире. Иногда может показаться, что могущественный преданный, по милости Кришны, обладает равным с Кришной могуществом. А иногда он может даже превосходить Господа в могуществе. Что? Как преданный может быть более могущественным? По милости Кришны.

Есть удивительная лила. Все вы знаете знаменитую историю, когда Шрила Прабхупада прогуливался по пляжу в Джуху, Мумбае, и преданный задал ему интересный вопрос: «Если Господь Чайтанья – Верховная Личность Бога, то почему Он распространил сознание Кришны только в Индии? Почему Он не распространил сознание Кришны по всему миру?» Шрила Прабхупада остановился, поразмышлял над этим вопросом, с силой воткнул свою трость в песок, посмотрел на небеса и повторил вопрос: «Почему Господь Чайтанья не распространил сознание Кришны по всему миру? Потому что Он хотел, чтобы это сделал я». Шрила Прабхупада ки – джай!

Он сказал так не из гордости. На самом деле это – прославление Господа за то, что тот, наделив могуществом Своего преданного, сделал его Своим представителем. Почему Верховный Господь выбрал Своего преданного Шрилу Прабхупаду для этой миссии? Потому что преданный Господа постоянно пребывает в умонастроении, в котором он умоляет Господа о служении. Мы были лишены возможности служить Верховному Господу миллиарды, сотни миллионов, сотни тысяч лет.

Брахманда-бхрамите кона бхагйаван джива / гуру-кришна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа (Ч.-ч., Мадхья, 19.151). История наших скитаний описывается в этом стихе из «Чайтанья-чаритамриты». С тех пор как мы покинули духовный мир, мы бесцельно скитались по разным вселенным, разным формам жизни, разным телам. И, в конце концов, по милости Господа или Его преданного, мы пришли в соприкосновение с преданным служением. Господь вмешался, либо Его чистый преданный вмешался: «Прекрати заниматься этой ерундой! Вновь вкуси нектар, даруемый преданным служением Господу!»

Парам дриштва нивартате – когда у нас появится этот высший вкус, мы не захотим его терять, мы захотим, чтобы он все усиливался и усиливался, чтобы у нас было все больше и больше служения – так много, сколько мы в состоянии вынести. В этом наша связь с Кришной, наша жизнь и душа. Мы постоянно молим о том, чтобы у нас было побольше служения.  Это умонастроение, когда мы умоляем о большем служении, проявляется в нашем воспевании. Оно никоим образом не должно превращаться в чисто механический процесс. Воспевание должно исходить из сердца. Это – молитва Господу из глубины сердца: «Мой дорогой Господь, моя дорогая энергия Господа Шримати Радхарани, пожалуйста, займите меня вновь в севе, служении Вам. Это все, что я хочу: служения».

Господь награждает нас служением в соответствии с искренностью и чистотой нашего воспевания. Он отвечает на наши молитвы: «Возьми это служение». Мы даже представить себе не можем, как дорог Шрила Прабхупада Господу Кришне, Господу Чайтанье, ведь ему было дано служение, поручена миссия распространения сознания Кришны по всему миру! Каким искренним и чистым должно было быть его воспевание, что его уполномочили быть послом Господа и отправили из духовного мира сюда, в Кали-югу.

Однажды Шрила Прабхупада сказал моему духовному брату Гурудасу в  Лондоне: «Придет день, когда историки запишут в своих трудах, как это Движение Харе Кришна спасло мир в его самый мрачный час». Нам сложно вообразить, какой отвратительной станет жизнь в этом мире. Это точно произойдет, но Движение сознания Кришны спасет тогда мир, и ученые воздадут должное Его Божественной Милости Бхактиведанте Свами Шриле Прабхупаде, послу из духовного мира. Каким образом ему удастся это сделать? Откуда у него такой дар? От Господа Кришны.

кали-калера дхарма – кришна-нама-санкиртана

кришна-шакти вина нахе тара правартана

«Наиглавнейшим религиозным принципом в век Кали является воспевание Святых имен Кришны. Тот, кто не получил на то особых полномочий от Господа, не может проповедовать санкиртану» (Ч.-ч., Антья 7.11).

Преданный должен был особо уполномочен. Как говорится в Библии: «Много званных, да мало избранных». (Переводчику, который затрудняется перевести: «Не бери в голову»). Господь наделяет проповедника полномочиями. В нашей славной, великой истории гуру-парампары, начинающейся с того самого момента, когда Господь Брахма получил от Господа наставления, иногда появляются личности настолько могущественные, что их называют Бхагаваном, как в случае с Бхагаваном Нарадой. Таково объяснение. Будучи таким возвышенным преданным, он естественным образом привлекает многие души, и они принимают прибежище у Его лотосных стоп. Например, Шрила Вьясадева стал его учеником. Прахлада Махараджа – его ученик. Дхрува Махараджа – тоже ученик Нарады Муни. Это говорит о его величии. Так много великих душ… Сами по себе они – великие души, но кто их гуру? Нарада Муни. Точно так же мы размышляем о нашем духовном учителе Шриле Прабхупаде. Ему неспроста дали титул «Прабхупада». Что значит Прабхупада? Тот, у стоп которого сидят все другие учителя. В случае Нарады Муни, у его стоп сидело множество великих душ. Однако, если посмотреть более пристальным взглядом, то его настоящее величие, настоящая слава – в его способности освободить такие падшие души, как охотник Мригари, Вальмики и другие. В этом его истинное величие.

Да, конечно, Нарада Муни принимал в свои ученики очень возвышенных личностей, добавлял, так сказать, последние штрихи к их портрету, к их бхакти, после чего они без труда возвращались домой, в духовный мир, на Вайкунтху или Голоку… Прямо как художник, дорисовывающий картину: несколько последних штрихов, и – «Готово! Можешь идти домой».  В «Шримад-Бхагаватам» описывается, что когда Прахлада Махараджа предстал перед Господом Нрисимхадевой и сел к Нему на колени, Господь положил Свою руку ему на голову и тем самым очистил его от оставшегося материального осквернения. Когда Нарада Муни принимает в ученики великих личностей, ему не надо прикладывать много усилий: несколько последних штрихов, и – «Готово! Иди домой!» Но сколько же надо приложить усилий, чтобы освободить таких негодяев, как охотник Мригари или Вальмики! В действительности, Вальмики был в прошлом разбойником, но, как мы знаем, позднее получил благословение написать «Рамаяну». В этом настоящее величие преданного: он может освободить самых падших.

Наверняка с этой вьясасаны лекторы неоднократно рассказывали историю о Шриле Прабхупаде, которого как-то спросили: «Какие Вы умеете творить чудеса? Саи Баба может сделать так, что на его руке появится золото или пепел. А что Вы умеете?» На что Прабхупада ответил: «Какие чудеса? Все эти преданные-иностранцы, которые сидят передо мной и которые стали вайшнавами и вайшнави. В этом главное чудо».

Нарада Муни продемонстрировал могущество проповеди, осуществляемой чистым преданным. Он может освободить падшие души. В шастрах говорится, что как-то раз он даже освободил змею! Это подобно тому, как Господь Чайтанья, проходя через лес Джарикханда, освободил самых разных животных. С какой целью Он это сделал? Показать могущество юга-дхармы, показать, что с ее помощью можно освободить всех и каждого. В чем состоит юга-дхарма? Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Змеи и скорпионы – самые завистливые из всех существ. Они накапливают яд, и этот яд – признак их зависти. Именно поэтому разрешается убивать ядовитых змей и скорпионов сразу, как только их заметишь. Это разрешено в вайшнавской культуре. Об этом говорится в Седьмой Песне «Бхагаватам». Не так далеко отсюда, в штаб-квартире Бхактисиддханты Сарасвати Тхакуры произошла следующая история: Бхактисиддханта Сарасвати был на своей веранде, как вдруг в сад заползла ядовитая змея. Тогда он попросил нашего Шрилу Прабхупаду немедленно убить ее. Такова лила. Это была именно лила, из которой мы можем извлечь урок. Прабхапада немного замешкался, подумав: «Мы должны одинаково беспристрастно относиться ко всем живым существам, зачем убивать эту змею?» Но позднее он прочитал в «Шримад-Бхагаватам», в Седьмой Песне. Убивая змею, человек тем самым защищает местных деревенских жителей и избавляет душу змеи от ее греховного тела. Тогда эта душа не опустится еще ниже, а сможет подняться выше.

Согласно традиционной версии истории, змея пришла просить Нараду Муни дать ей дикшу. Как говорят рассказчики «Бхагаватам», Нарада Муни, духовный учитель, обратился к змее:

- Каким четырем регулирующим принципам ты обещаешь следовать до конца своей жизни?

- Ссссссссс! Гуру Махараджа! (Я пытаюсь подражать Дина Бандху, когда он рассказывает об играх со змеей в Йавате) Ссссссссс! Я обещаю ссссссследовать четырем принципам: не употреблять мяссссссо, рыбу, яйца, не принимать одурманивающих вещессссссств, не заниматьссссссся незаконным сссссексом и не играть в азартные игры! (Как могут змеи играть в азартные игры? Но так или иначе…)

Нарада Муни сказал:

- Хорошо. Спасибо. Но пятый регулирующий принцип для тебя, молодой человек, - не кусать людей!

- Сссссссогласссссен. (Прим.пер. – «змея» в английском языке – мужского рода.)

  Он получил имя Ананта Шеша дас. (Смех.) Я это сам придумал… Хорошо звучит!

Затем змея уползла. Разумеется, когда она проползала мимо деревни и жители увидели ее, они очень испугались. Мальчишки вышли вперед. Они уже были наслышаны, что змея приняла обет не кусать и потому нисколько не боялись ее. «Ха-ха, змеюка! Мы тебя не боимся! Ты не можешь укусить!» Они стали бросать в нее камни, избивать палками. Побитая, с синяками, в крови, змея приползла обратно к лотосным стопам своего духовного учителя Нарады Муни и сказала:

- Господин, что мне делать? Они избивают меня!

Нарада Муни отругал змею:

- Ты дурак! Я велел тебе отказаться от всевозможной греховной деятельности, но не говорил тебе расстаться со своим разумом.

Мы должны отказаться от стольких вещей, когда приходим в сознание Кришны, от многих неблагоприятных вещей, но мы не должны терять способность рассуждать здраво. Наш разум – это дар Божий.

- В следующий раз, когда мальчишки нападут на тебя, воспользуйся своим разумом!

Будучи смиренным, глупым учеником, змея сказала:

- Что это значит, Гуру Махараджа? Вы – мой разум. Я неправильно использовала свой разум на протяжении стольких миллионов лет. Вы даете мне знание, как выбраться из этого материального мира и отправиться обратно домой, к Богу, поэтому дайте мне наставления, что мне делать.

Нарада Муни сказал:

- Как только приблизятся мальчишки, ты прими такую позу, будто собираешься атаковать (знаете, как кобры это делают), открой пасть и обнажи свои ядовитые зубы. Они тут же убегут прочь.

Нарада Муни настолько велик, что может освободить самое низкое существо из всех – змею. Прабхупада перефразировал эту историю, говоря: «Обязанность проповедника заключается в том, чтобы из человека пятого класса сделать первоклассного». Это замечательные лилы, истории, катха, но в действительности они очень важны для нас, поскольку мы – члены той же самой ученической преемственности, что и Нарада Муни, и должны следовать по его стопам. В наше время практически не осталось возвышенных душ, которым нужны лишь несколько последних штрихов для того, чтобы достичь совершенства. Все в век Кали – падшие. В шастрах говорится: калау шудра самбхава. Ни у кого в этот век нет никаких оснований чем-либо гордиться. Калау шудра самбхава. Каждый в Кали-югу – шудра или же ниже, по факту своего рождения.

Будучи членами этой семьи, наследниками этой истории гаудия-вайшнавов, теми, в чьих жилах, образно говоря, течет эта кровь, мы должны быть представителями наших предыдущих ачарьев, иметь умонастроение Нарады Муни. Если вы посмотрите на этот мир, загляните в газеты, то увидите, что задача, которая стоит перед нами, подобна невыполнимой миссии! Все мы – лишь кандидаты в преданные, откуда нам взять шакти для того, чтобы освободить несметное количество падших, привязанных к греховной деятельности обусловленных душ? Подобно тому, как Нарада Муни был благословлен стать «Бхагаваном Нарадой», мы можем попросить о благословениях, мы можем молить о благословениях быть занятыми в служении, представлять наших предыдущих ачарьев и Нараду Муни, выполнить эту невыполнимую миссию. Прабхупада подшучивал над нами, видя нашу некомпетентность. Хотя в то же самое время он прославлял своих учеников. Он говорил: «Господь Рама задействовал обезьян и медведей в том, чтобы победить величайшего тирана, когда-либо жившего в этой вселенной, Равану. Так и я задействую своих учеников в проповеди Движения сознания Кришны». Он сравнивал нас с обезьянами и медведями. Наделенными особыми полномочиями обезьянами и медведями!

Мы никогда не должны вменять себе в заслугу то, что мы делаем. Мы никогда не должны воображать себя подобными Прабхупаде или Нараде Муни и носить такие титулы, как «Бхагаван» или «Прабхупада», господин, у стоп которого сидят все другие учителя. Нет! Наша сила – в нашей многочисленности. На английском есть поговорка: «Когда рук много, работа спорится». В этом наша сила: мы работаем сообща как международное общество во имя проповеди юга-дхармы. Только в таком случае мы сможем добиться успеха. Мы делим данную нам силу, чтобы распространить Движение санкиртаны.

В чем заключается сила, вложенная в каждого члена этого движения, способная противостоять влиянию гун природы и обратить людей в преданных? У каждого есть эта сила. Я уже должен закончить лекцию, но я займу у вас еще пять минут… Что это за сила? Сила, благодаря которой мы можем распространить Движение сознания Кришны, - это чистота. Прабхупада дал нам формулу успешной проповеди. У каждого преданного санкиртаны эта формула – на кончике языка. «Проповедь – это суть, книги – основа, практичность – наш принцип, а чистота – сила». На самом деле, мы никого не способны освободить самостоятельно. Милость, благодаря которой человек получает освобождение, исходит от нашего гуру, от Прабхупады, от Нарады Муни. Мы лишь слуги, инструменты в руках этих великих личностей.

Например, электрический провод может доставить электричество из одного места в другое, однако он может быть изготовлен из разных материалов. Каждый материал обладает той или иной электропроводимостью. Некоторые материалы лучше других. Свинец, медь, серебро, золото… Есть в проводе есть хоть немного золота, то электричество доходит очень быстро без каких-либо искажений. По аналогии, если наши намерения, наши сердца чисты и лишены каких-либо эгоистичных мотивов, то мы можем быть представителями этого божественного послания даже в этот век Кали: «Повторяйте Харе Кришна, и ваша жизнь будет возвышенной». Таково послание. В противном случае послание Бога искажается. Например, вы включаете радио, и там помехи: «Шшшшш… итак, я сказал….. шшшшш…..подержи….. шшшшш…». Послание Бога искажается, если вынуждено проходить через сердца, оскверненные вожделением, гневом, жадностью, желанием славы, и т.д. Нет более великого служения, которого бы желал преданный этого Движения сознания Кришны, чем представлять Господа и делиться знанием с обусловленными душами. Нет более великого служения.

Для того чтобы добиться успеха, нам нужны усилия каждого члена этого Движения, не только Джи-Би-Си, гуру, санньяси, президентов храмов. Каждый может внести свою лепту. Можно, например, просто сказать «Харе Кришна» кому-то в автобусе. Тем самым вы внесете вклад в распространение Движения сознания Кришны. У каждого есть своя определенная роль. Каждый важен. Если вы домохозяин, то вы делаете долгосрочные капиталовложения: растите детей по 10, 20, даже 30 лет для того, чтобы они в дальнейшем продолжали распространять это Движение сознания Кришны. Нароттам дас Тхакура говорил: «Кем бы ни был человек – домохозяином или тьяги, живущим в лесу, - если он всем сердцем стремится исполнить желания Господа Чайтаньи, то я возьму пыль со стоп этого преданного и помещу себе на голову».

Прежде чем мы закончим, я скажу еще одну вещь. Как нам обрести ту чистоту, что позволила бы быть представителями великих ачарьев? В «Брахма-самхите» говорится, что мы продвигаемся в сознании Кришны очень маленькими шажками, по чуть-чуть. На самом деле, то, благодаря чему мы продвигаемся, не является каким-то секретом – это юга-дхарма, повторение Харе Кришна. Прабхупада организовал наше Движение очень разумно: мы либо повторяем Харе Кришна (читаем джапу или вместе поем в храме), либо, используя разные средства, распространяем Движение санкиртаны по всему миру. Вся наша жизнь вращается вокруг воспевания Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Либо сами поем, либо другим раздаем. Если мы сосредоточим свое внимание на чистом воспевании Святых имен в обществе преданных и посвятим хотя бы какую-то часть своего времени распространению Святых имен совместно с преданными, то совершенство нам гарантировано. Об этом сказано в «Бхагаватам»: Кришна-варнам твишакришнам сангопангастра-паршадам / йаджнаих санкиртана-прайаир йаджанти хи сумедхасах (ШБ 11.5.32) . Воспевание в обществе преданных.

Сарвабхаума Бхаттачарья сказал то же самое пятьсот лет назад.

самсара-сарпа даршнам
мурчиталам калау-йуге
аусадхам бхагаван нама
шримад вайшнава-севанам

«В этот век раздоров лекарством для падших душ, укушенных змеем самсары, является имя, нама, Верховного Господа и – шримад вайшнава-севанам – служение лотосным стопам возвышенных преданных». (Сушлока-сатакам)

Так давайте же помогать Нараде Муни в его неустанных попытках проповедовать сознание Кришны! На наших фестивалях в Польше, которые мы поводим уже много лет, мы изобразили Нараду Муни в стиле икон святых, чтобы привлечь католическую молодежь. Они привыкли обращаться к тому или иному святому за благословениями. Нарада Муни – святой-покровитель наших фестивалей. Мы читаем о Нараде Муни, о его проповеднической деятельности, которую он осуществлял миллионы миллионов лет назад, однако он и в настоящее время активно проповедует, распространяет дхарму, Святые имена, в Кали-югу. Как вы знаете, однажды в Лондоне, на Бэри Плэйс, проходил киртан. Его вел Прабхупада, и он был очень экстатичным. После этого киртана в храме Прабхупада спросил преданных:

- Вы их видели? Вы их видели?

- Кого, Шрила Прабхупада?

- Нараду Муни и Брахму! Они танцевали с вами в киртане.

Не думайте, что игры Нарады Муни завершились миллионы лет назад. Он принимает самое что ни на есть активное участие в распространении Святых имен в Кали-югу. Когда вайшнав делает такое смелое заявление, то он должен подтвердить его словами шастр. Где в Писаниях сказано, что Нарада Муни занимается проповедью в Кали-югу? В «Падма-пуране». Именно там говорится, что Нарада Муни идет бок о бок с нами, проповедниками Международного общества сознания Кришны, когда мы распространяем юга-дхарму. Он рядом с нами. Он наделяет нас полномочиями. Но также говорится, что сила от него приходит к нам через нашего ачарью-основателя. И чтобы подбодрить вас, вдохновить на проповедь в этих сложных обстоятельствах (как говорил Прабхупада, разве проповедь бывает легкой?), я закончу цитатой, которую вы можете сделать вашим, так сказать, программным заявлением, девизом вашей жизни преданного этого Движения… Слушайте очень внимательно, и пусть эти слова «Падма-пураны» проникнут глубоко в ваши сердца. Я цитирую из «Падма-пураны»:

«Видя плачевное состояние Бхакти-деви в начале века Кали, Нарада Муни обратился к ней: «О, прекрасноликая девушка! Никакой век не сравнится с Кали. В этот век я лично буду проповедовать твою славу в каждом доме и помещу тебя в сердце каждого человека. О девушка, услышь мой обет! Среди всех прочих форм религиозности я буду отдавать предпочтение фестивалям, которые устраивают и на которых собираются преданные, и если я не распространю тебя по всей земле, то не носить мне больше имени слуги Хари! Живые существа, что родятся в этот век Кали, - все они станут преданными и беспрепятственно достигнут обители Господа Хари, даже если они были грешниками».

Грантарадж Шримад-Бхагаватам ки – джай!
Шри Чайтанья Махапрабху ки – джай!
Шри Шри Радха-Мадхава ки – джай!
Шри Панча-таттва ки – джай!
Бхагаван Нрисимхадева ки – джай!
Шри Нарада Муни ки – джай!
Шрила Прабхупада ки – джай!
Гаура-бхакта-вринда ки – джай!
Гаура-премананде – Харибол!