ШБ 7.6.1 Сапожник и Собака

Главная > Шримад-Бхагаватам > Песнь 7 «Наука о Боге»
   место: Краснодар

Харе Кришна, добро пожаловать всем на нашу воскресную программу в ИСККОН Краснодар. Спасибо Бада Хари прабху за замечательный бхаджан. У преданного, который упал без сознания была эпилепсия, он уже почти в себя пришел. Это иллюстрация к утверждению «Бхагаватам», где говорится, что в материальном мире опасность на каждом шагу. И это еще один стимул для того, чтобы мы постоянно воспевали Святое Имя. Киртания сада Хари.

Cегодня, в этот замечательный весенний день, мы будем говорить на ту же самую тему, о ценности человеческой жизни. Я думаю, что это будет завершающая лекция на эту тему. Мы услышим сегодня слова Шри Прахлада махараджа, величайшего наставника в науке преданного служения. Седьмая песнь «Шримад Бхагаватам», из которой мы прочитаем, была одним из любимых произведений Шрилы Прабхупады, потому что она содержит множество замечательных наставлений о преданном служении. Эта глава называется «Прахлад дает наставления своим демоническим друзьям». Это первый текст.

Ом Намо Бхагавате Васудевая

Ом Намо Бхагавате Васудевая

Ом Намо Бхагавате Васудевая

Перевод: «Махараджа Прахлада сказал: тот, у кого достаточно разума, должен с самого начала, с детских лет, использовать свою человеческую жизнь для того, чтобы заниматься преданным служением, а не чем-то иным. Родиться человеком — это редкая удача: ведь человеческое тело, хотя оно, как и все другие тела, бренно, имеет особую ценность, ибо позволяет преданно служить Верховной Личности Бога. Даже недолгое, но искреннее преданное служение может привести человека к высшему совершенству».

Комментарий: Цель Вед и всей ведической культуры состоит в том, чтобы возвысить человека до совершенного уровня преданного служения. Для этой цели в ведическом обществе предусмотрен уклад жизни, называемый брахмачарьей, когда человек с самого детства, с пяти лет, учится строить свою жизнь так, чтобы достичь совершенства в преданном служении. В «Бхагавад-гите» (2.40) сказано: свалпам апй асйа дхармасйа трайате махато бхайат — «Даже пройдя по этому пути совсем немного, человек спасется от величайшей опасности». 

Еще раз перевод. «Махараджа Прахлада сказал: тот, у кого достаточно разума, должен с самого начала, с детских лет, использовать свою человеческую жизнь для того, чтобы заниматься преданным служением, а не чем-то иным. Родиться человеком — это редкая удача: ведь человеческое тело, хотя оно, как и все другие тела, бренно, имеет особую ценность, ибо позволяет преданно служить Верховной Личности Бога. Даже недолгое, но искреннее преданное служение может привести человека к высшему совершенству».

Итак, это тема важности человеческой жизни. Шрила Прабхупада подчеркивает в этом комментарии, что человеческая жизнь достается очень редко, это то, что мы должны по-настоящему оценить. Например, мы можем только задуматься о том, сколько много разных живых существ находится в этой комнате на данный момент. Преданных здесь, может быть, человек четыреста, это максимум. Но даже на одной пробке от бутылки «Evian» может уместиться сотни тысяч и миллионы микробов, бактерий, которые также едят, спят, занимаются сексом и сражаются друг с другом за выживание. И также много других форм жизни, здесь может быть, например, весной и летом много мух, жучков, паучков. Какие-то насекомые на полу, некоторые могут даже кусать. Эти стены покрыты миллиардами живых существ, которые изначально начали свой путь в духовном мире.

У нас с ними есть много общего, как Шрила Прабхупада говорит в комментарии, все мы едим, спим, совокупляемся и обороняемся. Но между нами четырехстами и остальным миллиардами окружающих живых существ большая разница. Родившись человеком, мы можем задавать вопросы, которые помогут нам понять нашу истинную природу, природу Бога и наши отношения с ним. И нам надо воспользоваться преимуществами, предоставляемыми этой возможностью. Человеческая жизнь предназначена именно для этой цели. Например, существует много разных автомашин, есть Мерседесы, Порше, Тойоты, некоторые из них предназначены для скоростной езды, некоторые не могут развить больше ста десяти километров в час.

В Южной Африке недавно я останавливался в доме одного преданного, доктора, он достаточно богатый человек, он купил себе спортивную машину, Джи 4 и прокатил меня на ней. Такого страха я давно не испытывал. Он разогнался до 220 км/ч и на этой скорости начал поворачивать, и он мне сказал: «Не беспокойся, Махарадж, у этой машины все четыре колеса ведущие, они все под контролем». Я сказал: «Меня не интересует эти описания, тормози». Он сказал: «Когда я один, я до трехсот двадцати разгоняюсь обычно». И он поехал домой, опять начал разгонять, я сказал: «Тормози, лучше опоздать в этой жизни, чем успеть в следующей». И когда мы поехали в следующий раз, там была Тойота его жены, старая машина, я сказал, что эта машина нормальная. Он сказал: «Может быть, на скоростной?» Я сказал: «Тот, кто едет медленно, но уверенно, приезжает к финишу первым».

Точно также в сравнении мы можем понять, что из всех форм жизни человеческая форма жизни, такая, как у нас, что-то наподобие Порше, Мерседеса или БМВ, у нас есть преимущества, которых нет у других. Это развитый человеческий разум. И разум предназначен для духовного развития. Поэтому мы должны использовать человеческую форму жизни именно для этой цели. Другие формы жизни на это не способны, хотя они могут делать то, что мы не можем. Их тела созданы для разных целей. У коров, например, семь желудков, потому что они целый день только и делают, что кушают. Понаблюдайте за коровой, и вы увидите, что они целый день едят и испражняются, а спять минут пять, потому что им надо набить все семь желудков. Это называется анна-майя, вся жизнь предназначена для того, чтобы набить желудок, а больше они ничем не интересуются.

Когда я только присоединился к движению, я сидел на прасаде рядом с таким двухметровым брахмачари американского происхождения, который ел с нереальным аппетитом, и он повернулся ко мне и сказал: «Знаешь, у коров семь желудков», я сказал: «Не может быть». Он сказал: «Хорошо бы иметь семь желудков тоже». Медведи могут замедлить все жизненные процессы в своем организме зимой, выкопать себе яму и завалиться в берлогу на полгода спать. Но это не наша задача. У нас другое придназначение. В человеческой форме жизни у нас есть громадное преимущество – это развитый разум, и мы должны использовать его для того, чтобы понять высший смысл нашего существования, в противном случае нет никакой разницы между нами и животными.

В Гитопанишад есть стих, который объясняет этот принцип. И люди, и животные занимаются тем же самым: едой, сном, сексом и обороной. Но особое преимущество человеческой формы жизни заключается в том, что они могут развиваться духовно. Поэтому, как говорится в шастрах, в «Махабхарате», если люди не развиваются духовно, они ничем не лучше животных. Конечно, не многие люди принимают этот факт, и они теряют эту возможность. Если мы не используем эту возможность, то Господь ее заберет у нас. Шрила Прабхупада, мой духовный учитель, привел замечательную аналогию. Он приводил в пример двух мужчин. Если вы зайдете в офис какого-нибудь солидного бизнесмена, у него там очень много аппаратуры разной, большой стол, телефоны, факсы и так далее, потому что у него очень серьезный бизнес. А на улице можно увидеть какого-нибудь уборщика, у которого только два инструмента: тряпка и ведро. Кто-то, не разобравшись, может возмущаться, почему у бизнесмена так много дорогих вещей, а у уборщика только тряпка и ведро, может быть, на колесиках, в лучшем случае. Ответ, даже, может быть, не очень философский, но простой, заключается в том, что у крупного бизнесмена серьезная ответственность, поэтому у него много разных возможностей для этого. Например, генеральный директор большой компании отвечает за очень широкий вид деятельности и много людей, поэтому ему нужны для этого соответствующие условия. А уборщику ничего кроме швабры и тряпки на тележке не надо. Но, в то же самое время, если этот генеральный директор компании не будет должным образом выполнять свои обязанности, а будет целыми днями играть в какие-то игры на своем телефоне, или же болтать со своей женой или подружкой, или спать на диване, в конечном итоге, он может закончить также на улице, с ведром и тряпкой.

Если мы не используем замечательные возможности, предоставляемые человеческой жизнью, мы можем также потерять эту возможность, и упасть в одну из восьми миллионов форм жизни, что будет очень прискорбно. Но в сегодняшнем комментарии упоминалось о том, что даже если человек не пользуется всеми возможностями, предоставляемыми человеческой жизнью, но совершил хотя бы небольшое преданное служение, оно спасет его от деградации в следующей жизни, он снова родится человеком и сможет продолжать преданное служение. Здесь, в этом стихе упоминается, что даже небольшое преданное служение может помочь человеку в будущем, и то же самое подтверждается в «Бхагавад Гите».

На этом пути нет потерь или поражений. Даже небольшое продвижение по нему защитит человека от самых больших страхов. Это то, что называется на санскрите агьята-сукрити, неосознанное преданное служение, которое также может гарантировать человеку в будущем человеческую форму жизни и защиту от деградации в животные формы. Например, какой-то человек может приобрести у преданного книгу, не потому, что она ему интересна, а потому, что он хочет отделаться от преданного, «ну ладно, вот тебе сто рублей, давай свою книгу и я пошел». Это небольшое неосознанное преданное служение может защитить его в будущем. Мы можем себе представить, что даже если небольшое преданное служение дает такие блага, если преданный занимается преданным служением постоянно, семь дней в неделю, 24 часа в сутки, какие блага он получит.

Не стоит недооценивать могущество служения. Люди могут заниматься тем же самым, чем и преданные, они также могут петь, танцевать, готовить что-то убирать, но поскольку они не делают этого в рамках преданного служения, та же самая деятельность помогает им попасть в ад, в то время как преданные, благодаря подобной деятельности попадают в духовный мир. Преданные понимают ценность служения, и поэтому они очень сильно стремятся заниматься любым служением для Кришны, неважно, что это – проповедь, служение на алтаре, или просто мытье полов, или посуды, потому что эта деятельность одинаково благоприятная. Поэтому Шрила Прабхупада говорил, что перевод Харе Кришна мантры – это молитва Кришне о преданном служении. Даже небольшое преданное служение может принести громадное благо, что уж говорить о постоянном служении.

Есть одна история в Пуранах о том, как пуджари рано утром в Индии пришел в храм, чтобы разбудить Божества. И в древности не существовало, конечно же, электрического освещения, пуджари с утра должны были зажечь светильники на алтаре. Каждое утро они зажигали светильники, чтобы Божеству было не темно во время завтрака. В темноте завтракать никому не нравится, даже Богу. Пуджари зажег светильники, но когда он уходил, он взмахом чадара случайно погасил один из светильников, и вышел, в то время как подношение для Божества стояло на алтаре. Ддва этих светильника стояли рядом друг с другом, один горел, другой был потухший.

Неожиданно на алтарь забежала мышка, и она решила полакомиться подношением Божества. Эта большая мышка, или маленькая крыса залезла на алтарь и когда она проходила мимо зажженного светильника, у нее усы загорелись от этого светильника с одной стороны, пламя перекинулось на усы с противоположной стороны, и она зажгла другой светильник. Вся мышка начала гореть и померла прямо там, на месте. Когда пуджари зашел через 20 минут, он увидел эту мертвую мышь на алтаре, и он понял, что она сгорела, загоревшись от светильников. Потушив светильники, он отправился к своему духовному учителю, рассказал, что произошло. Духовный учитель сказал, что поскольку эта мышка зажгла собой незажженный светильник, благодаря этому преданному служению она отправилась на Вайкунтху. Харибол!

Это настоящая, правдивая история, описанная в Пуранах, как эта мышка совершила неосознанное преданное служение, которое очистила ее мышиное сердце. Она вернулась в духовный мир. Я могу рассказать еще современные истории на этот счет. В 1930 году Бхактисиддханта Сарасвати давал лекцию в храме Дака в Бангладеш. Они сидел примерно вот там, где сидит Шрила Прабхупада, и алтарь находился немного дальше, чем алтарь здесь, но в Индии обычно алтари сделаны отдельно от зала для Бхагаватам, и они так устроены, что вокруг них можно обойти по кругу. Там, примерно, было около четырехсот преданных, как сейчас. И был один кот, которому нравилось посещать лекции Бхактисиддханты Сарасвати. Иногда можно видеть таких животных, которые почему-то приходят слушать лекции и потом уходят. Вот, этот кот сидел, мурлыкал на всю лекцию, слегка засыпал, как обычно, как преданные любят делать на лекциях. (Смех в зале).

Вдруг неожиданно в зал по Бхагаватам влетела птичка, видимо, потеряла ориентацию, облетела вокруг алтаря, ударилась об стену, упала на пол, потеряла сознание, кот проснулся, и очень довольный, чуть ли уже не повторил молитву, вознеся Господу благодарность за посланную пищу. Кот уже был отвлечен от лекции, он был сосредоточен на птичке, которая не могла взлететь и лежала на полу. Кот потянулся и вразвалочку подошел к птичке, чтобы ее съесть. Бхактисиддханта Сарасвати, хотя он давал лекцию, но он видел все это, как одно живое существо является пищей для другого. Когда кот подошел близко, птица, которая не могла взлететь, начала убегать от этого кота, у этой птицы было сломан крыло, но она могла бежать.

Она начала убегать от кота, бегать вокруг алтаря, пробежала один, два, три, четыре раза, в то время, как Бхактисиддханта Сарасвати давал лекцию, они обходили алтарь таким образом. Эта птичка облетела, то есть, оббежала алтарь, четыре, пять, шесть, семь раз. Кот дождался удобного момента, прыгнул на нее и проглотил, только перья в разные стороны полетели. Кот был доволен, вернулся на свое место и продолжал мурлыкать. В конце лекции, через полчаса, Бхактисиддханта Сарасвати спросил, есть ли вопросы, и одна женщина спросила: «Гуру Махарадж, что с птичкой случилось?». Бхактисиддханта Сарасвати сказал: «Можете не беспокоиться, птичка перед оставлением тела семь раз обошла вокруг Божеств, поэтому она уже в духовном мире. В отличие от вас».

Если даже неосознанное преданное служение, совершенное невежественным живым существом приносит столько блага, можете себе представить, сколько блага мы можем получить, благодаря осознанному служению. Поэтому Кришна объясняет в шестой главе Бхагавад Гиты, что неудачливый йог рождается в богатой или аристократичной семье, и он получает возможность продолжать свою духовную практику и в особых случаях такой йог рождается в семьях возвышенных преданных, что является очень редкой удачей. Поэтому независимо от того, завершили мы свое преданное служение, или нет, совершали мы его сознательно или безсознательно, последствия очень благоприятные.

Потому что, в противном случае, мы вынуждены переселяться из одного тела в другое, с одной планеты на другую, с одной вселенной в другую. Существуют доказательства этого. Шрила Прабхупада также рассказывал одну историю про одного сапожника, который работал дома, принимал заказы. Ему многие люди приносили свою обувь, это была, конечно, не самая вдохновляющая работа, но она его поддерживала. Хотя он была бедный человек, но у него был свой дом, какие-то небольшие деньги, к нему приходили нищие, а он их постоянно разгонял палкой и кричал: «Работайте также, как я, а не попрошайничайте здесь».  Все его боялись. Поскольку он был достаточно невежественный человек, иногда он принимал садху за нищих, потому что садху тоже иногда стучатся в двери, просят немного молока, но, пользуясь этой возможностью, говорят домохозяевам о сознании Кришны. Он нападал даже на садху с палкой.

Первым оскорблением Святого Имени является оскорбление и поношение преданных, посвятивших свою жизнь распространению славы Святого Имени, поэтому он по ошибке совершал очень серьезную вайшнава-апарадху. В конечном итоге, когда он умер, он родился собакой в той же деревне, такова ирония судьбы. Хотя он родился собакой, но, по милости Господа, он мог помнить свою прошлую жизнь. Иногда Господь дает живому существу такую возможность, чтобы помочь ему измениться. Он помнил о том, как он жил сапожником в доме. Естественно, что, будучи собакой, он вынужден был голодать, и решил отправиться в свой бывший дом для того, чтобы попросить там немного еды.

Как говорится, яблоки от яблони далеко не падают, поэтому, все его дети были обучены в таком же умонастроении, они закричали: «Ну вот! Теперь собака пришла, чтобы еду выпрашивать!». Накинулись на нее с палками, избили, поэтому ему ни разу не удалось получить даже чего-то поесть в своем собственном доме. Не стоит считать это каким-то преувеличением. Я, например, слышал одну лекцию, которую Шрила Прабхупада давал в Калькутте, он рассказыва, что один астролог сказал ему, что в шведской семье родились две собаки, и одна из них это был первый премьер-министр Индии, Джавахарлар Неру. Поэтому Шрила Прабхупала говорил, что распространение сознания Кришны – это величайшая благотворительная деятельность для всего человечества, потому что даже небольшое количество преданного служения защищает людей от страшной участи.

Это означает, что если вы совершили даже маленькое преданное служение в этой жизни, в следующей жизни вы можете продолжить с того же момента. Я часто размышлял об этом, выходя на распространение книг в свое время, потому что иногда было очень тяжело выходить в холод, в жару, в дождь, но я думал, что даже если человек просто увидит эти книги или прикоснется к ним, он получит вечное благо. Не говоря уже о том, что он будет их читать. Бхактисиддханта Сарасвати говорил, что проповедь приносит благо как вам, так и окружающим.

Один преданный говорил Прабхупаде, что иногда чувствует сострадание к тем, кто живет в материальном мире. Конечно же, это благородное чувство. Он сказал своему духовному учителю: «Иногда я чувствую сострадание к людям, которые живут в этом материальном мире». Прабхупада, для того, чтобы дать наставление своему ученику, сказал: «А почему только иногда, почему не всегда?». Поэтому, давая людям возможность заниматься преданным служением, мы приносим им великое благо, даже если они им не воспользуются в этой жизни, как минимум, в следующей жизни они смогут продолжить этот путь.

Что касается преданных, то им не о чем переживать, потому что у них будет все благоприятно и в этой жизни, и в следующей. У Шрилы Прабхупады есть одна лекция, которую он решил назвать: «Бессмертие начинается в момент инициации». Даже если мы в этой жизни не достигаем полного успеха в сознании Кришны, нас ждет замечательное будущее. Когда вайшнав умирает, мы не скорбим. Особенно если он всю жизнь совершал преданное служение, не о чем горевать, когда он уходит. Неправы те, кто говорят, что и вайшнавом смерть владеет, он умирает, чтобы жизнь, и в жизни Имя всюду сеет.

Мой дорогой Джаянанда! Пожалуйста, прими мои благословения. Я чувствую сильную разлуку с тобой. В 1967 году ты присоединился ко мне в Сан-Франциско. Ты вел мою машину и пел Харе Кришна. Ты был первым, кто дал мне пожертвование (5 000 долларов) на печатание моей „Бхагавад-гиты“. После этого ты предлагал много различных видов служения Кришне. Итак, я надеюсь, что в момент смерти ты также помнил Кришну и благодаря этому ты возвысился до вечного общения с Кришной. Но даже если этого не случилось, если даже у тебя остались какие-то небольшие материальные желания, в этом случае ты бы отправился в райское царство, чтобы жить там, с полубогами много тысяч лет и наслаждаться там всей роскошью материального существования. Оттуда ты можешь возвыситься до духовного мира. Но даже если человек не может попасть в духовный мир сразу, будучи в раю, он сможет снова вернуться сюда, на эту планету и принять рождение в возвышенной семье йога, брахмана или аристократа, где можно снова продолжить развивать свое сознание Кришны. Но, поскольку ты слушал Кришна-киртан, я уверен, что ты непосредственно отправился прямо на Кришналоку. Кришна благословил тебя удивительным образом, чтобы ты не страдал в больном теле. Он дал тебе подхощее место в служении себе. Большое спасибо. Твой вечный благожелатель, А.Ч. Бхактиведанта Свами.

 Поэтому, мы можем понять, что нам очень повезло благодаря тому, что мы можем заниматься служением Гуру и Гауранге на протяжении многих дней, недель, месяцев и лет. Наше освобождение гарантировано, когда придет время. Мы можем намного больше оценить свою удачу, если мы поможем другим также вернуться домой, назад к Богу. Потому что то, что мы говорили о страданиях материального мира, не является преувеличением. Это не преувеличение, когда в шастрах говорится, что из низших форм жизни надо на протяжении долгого времени проходить через эволюционную цепочку, чтобы получить человеческую жизнь. Но альтернативой является преданное служение Господу, позволяющее нам непосредственно вернуться домой, назад к Богу. Преданное служение настолько могущественно, что оно благотворно для тех, кто знает и о нем и даже для тех, кто о нем не знает.

Поэтому настоящее сострадание для вайшнавов и вайшнави проявляется в том, что мы пытаемся с как можно большим количеством людей поделиться этой удачей на протяжении своей жизни. Распространяя философию, описанную в книгах Шрилы Прабхупады как можно большему количеству людей как можно шире и воспевая Харе Кришна Харе Кришна Криша Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Спасибо большое.