ШБ 7.8.34 От сердца к сердцу

Главная > Шримад-Бхагаватам > Песнь 7 «Наука о Боге»
   место: Екатеринбург

Ом Намо Бхагавате Васудевая

Сегодня, в этот наиболее благоприятный день празднования явления Нарасимхадева, мы прочитаем из седьмой песни «Шримад Бхагаватам», восьмая глава, которая называется «Господь Нарасимхадев убивает царя демонов», текст 34.

Перевод: На гневный лик Господа Нарасимхи страшно было смотреть; Господь излучал яркое сияние и, не видя в зале собраний никого, кто мог бы сравниться с Ним в силе и великолепии, Он сел на превосходный царский трон. Все присутствовавшие были охвачены благоговейным страхом перед Господом и не осмеливались приблизиться к Нему, чтобы выразить почтение.

Комментарий Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Шрилы Прабхупады.

Когда Господь сел на трон Хираньякашипу, никто не стал возражать против этого; не нашлось ни одного сторонника Хираньякашипу, который вступил бы с Господом в бой. Это означает, что все демоны тут же признали превосходство Нарасимхадевы. Кроме того, хотя Хираньякашипу считал Господа своим заклятым врагом, раньше он верой и правдой служил Господу на Вайкунтхе, поэтому теперь Господь охотно сел на трон, для создания которого Хираньякашипу приложил так много усилий. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур отмечает в этой связи, что иногда великие святые и мудрецы заботливо и благоговейно предлагают Господу драгоценные троны, освященные ведическими мантрами и тантрами, однако Господь не садится на эти троны. Но Хираньякашипу раньше был Джаей, привратником на Вайкунтхе, и, хотя из-за брахманского проклятия он пал и, родившись демоном, уже никогда не делал Господу никаких подношений, Господь из любви к Своему преданному слуге с удовольствием восседал на троне, созданном усилиями Хираньякашипу. Этот пример показывает, что, в каком бы состоянии ни находился преданный, удача никогда не покидает его.

Еще раз перевод: На гневный лик Господа Нрисимхи страшно было смотреть; Господь излучал яркое сияние и, не видя в зале собраний никого, кто мог бы сравниться с Ним в силе и великолепии, Он сел на превосходный царский трон. Все присутствовавшие были охвачены благоговейным страхом перед Господом и не осмеливались приблизиться к Нему, чтобы выразить почтение.

В самом начале мы хотели попросить всех матерей, чтобы они позаботились о своих детях, чтобы они не шумели и не мешали и не отвлекали преданных во время лекции. И также, если у вас включены мобильные телефоны, пожалуйста, переведите их в беззвучный режим.

Это еще один замечательный стих из «Шримад Бхагаватам». Этот стих описывает, что произошло после великой битвы между Нарасимхадевом и Хираньякашипу. Здесь описывается, что после того, как битва была закончена, Господь Нарасимхадев с удовольствием сел на трон демона. Точно также, как в наше время, когда заканчивается битва, победители наслаждаются тем, что мы называем трофеями битвы, или на санскрите – это вибхути – все, что оставил на поле боя побежденный враг.

Кшатрии в ведической культуре были немного гордыми людьми, потому что они действительно обладали серьезной квалификацией, им было чем гордиться, и иногда это проявлялось в том, что они украшали себя драгоценными ожерельями, серьгами, браслетами, и в таком виде они зачастую выходили на бой. И очень часто они также собирали трофеи с побежденных кшатриев, их ожерелья, браслеты, серьги, но при этом никто сильно не переживал, что во время битвы их могут убить, потому что они понимали, что если они сражаются за правое дело, то попадут в рай. Поэтому никто не боялся смерти.

Иногда они забирали какое-то ценное оружие у побежденного врага. Как, например, когда мне исполнилось 13 лет, мой отец зашел в комнату, и он сделал мне подарок – штык (штыковой нож), который он сам, сражаясь на войне, нашел на поле боя, приобрел на поле боя. Я очень гордился этим подарком, ходил с ним в школу, все забияки меня обходили стороной. И директор школы узнал, что у меня штыковой нож с собой, он у меня его конфисковал, но я пожаловался папе, он приехал, забрал нож у директора и вернул мне его дома.

И когда Хираньякашипу был побежден, Господь Нарасимхадев также решил насладиться трофейным троном Хираньякашипу, которым он так сильно гордился, чтобы добавить соли на рану побежденных демонов. Вообще-то, этот трон изначально принадлежал царю Индре. Хираньякашипу в свое время победил всех полубогов, возглавляемых Индрой, и он забрал его трон и пользовался им. Поэтому этот трон поменял нескольких хозяев. Но в конце концов, он вернулся к тому, кто является верховным хозяином всего, к Кришне.

(Цитирует стих)

Тот, кто обладает полным сознанием меня, полностью осознает меня, знает, что я являюсь благодетелем всех и благожелателем, что я являюсь Верховным Господом для всех планет полубогов, и благодетелем и благожелателем всех живых существ. И только такой человек достигает умиротворения и избавления от всех страданий. Сарва лока махешварам, обозначает, что Господь Кришна является хозяином и наслаждающимся всем, что есть в этом творении. И поэтому Господь Нарасимхадев забрал тот самый трон, который изначально ему и так принадлежал.

Конечно, как преданные Господа Нарасимхадева, мы прекрасно знаем, что Господь пришел в этот мир не для того, чтобы захватить чей-то трон. Воплощение Нарасимхадева появилось исключительно для цели избавления Прахлада Махараджа из рук асуров. В знаменитом стихе из «Бхагавад Гиты», который Шрила Прабхупада часто цитировал, господь Кришна объясняет три причины своего прихода в этом мир с Вайкунтхи. Первая – это освобождение преданных, вторая – это уничтожение демонов, и третья – это возрождение принципов религии.

И интересно, Шрила Прабхупада говорит в комментарии, что Господу нет необходимости приходить в материальный мир ради уничтожения демонов. Он может их естественно уничтожить при помощи каких-то катаклизмов, например, при помощи болезней, или же эпидемии. И совсем необязательно Господу приходить в этот мир для восстановления религиозных принципов, это могут сделать его искренние преданные. И, например, мы выходим на улицы для того, чтобы восстановить принципы дхармы, и можно видеть, что в России это достаточно успешно получается.

Например, сколько времени Господу надо, чтобы восстановить дхарму. Шрила Прабхупада практически шутливо говорил, что ему хватит 45 минут, потому что он «Бхагавад Гиту» рассказал примерно за этот срок, поэтому ему нет необходимости самому сюда приходить, или много времени тратить на то, чтобы восстановить дхарму. И поэтому существует только лишь одна причина главная, почему Господь приходит в этот мир – чтобы освободить своих преданных. Мы часто говорим об освобождении, мокше, о любви к Богу, но, на самом деле, избавиться от пут материальной природы не так уже просто. Кришна сам признает это в «Бхагавад Гите».

Кришна сам говорит в «Бхагавад Гите», что мне предаются только после многих жизней очищения. И иногда Господу не терпится дождаться, когда же его чистые преданные вернутся в духовный мир, и он облегчает их задачу. Шрила Прабхупада говорит, что Господь намного больше стремится вернуть нас в духовный мир, чем мы сами этого хотим, поэтому он приходит сюда, чтобы помочь нам. Нам может быть очень сложно следовать процессу, но Господь постоянно дает нам возможность заниматься новыми, интересными видами служения, чтобы очистить наше сердце. И самое важное заключается в том, что он делает преданное служение намного более привлекательным, чем что бы то ни было в этом мире.

В наш век процесс очень простой: надо громко воспевать Святые Имена, танцевать как сумасшедшие, примерно так, как вы танцевали на киртане, потом послушать немножко философии, и в конце, конечно же, набить себя доверху замечательным прасадом от Господа Нарисимхадева. Поэтому Шрила Прабхупада говорит, что главное, о чем этот стих говорит, это освобождение благочестивых личностей. Но что имеется ввиду под благочестивыми личностями? Являются ли ими какие-нибудь социальные работники, или благотворители? На самом деле, в стихе говорится о садху.

Садху находятся на уровень шуддха-сатвы, чистой благости, а не просто мирской благости. И Господь Нарасимхадев появился здесь совсем не потому, что Хираньякашипу терроризировал всю Вселенную. В основном, он появился, потому что его собственный преданный, Прахлад, подвергался преследованиям. В основном, Господь не вмешивается, когда народные массы испытывают страдания из-за каких-то природных явлений. Потому что эти страдания являются последствием их грехов, деятельности, совершаемой в забвении Верховного Господа. И те страдания, через которые люди проходят в этом мире являются определенной формой очищения. Например, если кто-то болеет, температура поднимается. И температура является показателем того, что организм борется с болезнью.

Как, например, мы с Бада Харидасом прабху недавно заболели очень серьезным гриппом и две недели (14 дней) не могли от него избавиться. И, несмотря на то, что мы сострадаем, конечно, людям, которым приходится нелегко в этом мире, но, тем не менее, наша обязанность также объяснить им, что причиной их страданий являются греховные поступки. Греховные поступки совершаются из-за того, что мы отворачиваемся от Кришны. Но, если Господь видит, что его чистые преданные подвергаются нападкам со стороны демонов, он сразу же появляется. И, на самом деле, страдания, через которые проходят преданные, совсем не являются результатом их кармы, потому что, что касается кармы, она сгорает в результате инициации, например.

И сердца преданных чисты, потому что в момент инициации они обещают духовному учителю и Господу, что они больше не будут заниматься греховной деятельностью, поэтому их сердца чисты. Но если где-то во вселенной чистый преданный подвергается нападкам или какие-то проблемы у него, Господь приходит и спасает его. Эта лила, о которой мы говорим, происходила много миллиардов лет назад в Сатья Югу. Но, на самом деле, эта лила не является какой-то мифологией или даже древней историей, потому что она происходит и в наше время. Как, например, около пятисот лет назад, когда приходил Господь Чайнтанья, Чханд Кази, мусульманский правитель пытался остановить воспевание святого имени. И что произошло, когда Чханд Кази хотел остановить движение санкиртаны: ночью к нему пришел Нарисихмадев и пригрозил, что он его разорвет на части, если он не прекратит преследование преданных. И когда Чханд Кази проснулся, он увидел глубокие царапины у себя на груди, он понял, что это был не просто какой-то кошмарный сон, что это была реальность, и поэтому он сказал, что больше не будет подвергать преданных преследованиям. Это было всего лишь немного более пятисот лет назад, и 35 лет назад Нарасихмадев снова появился в движении Харе Кришна. Господь Нарасихмадев вмешался в те события, которые происходили на заре движения Харе Кришна, для того чтобы защитить своего чистого преданного, Шрилу Прабхупаду.

Преданным пришлось очень серьезно сражаться за землю, на которой сейчас стоит наш храм в Бомбее, на пляже Джуху. Был там такой человек, который владел этой землей. Он прославился в ИСККОН своим бесславием, опозорился, что он продал землю Шриле Прабхупаде, а потом ту же самую землю продал еще нескольким людям, то есть собрал деньги со многих, но Шрила Прабхупада не собирался сдаваться. Он не собирался кому-то отдавать просто так даже одну рупию, принадлежащую Господу. И Шрила Прабхупада не только сам приехал на эту землю, но он также установил там сразу же божества Радха-Расабихари. И, по крайней мере, по индийским законам, если божества уже живут на какой-то земле, то никто не может ее забрать, то есть это делается в очень исключительных случаях.

И Шрила Прабхупада сказал, что он пообещал верховному Господу и его вечной супруге Радха-Расабихари, что, если вы приедете и поселитесь на этом участке, я все остальное сделаю для вас. И как обусловленные души, иногда мы обещаем то, что не можем выполнять. В 60-ые была такая песня: «Не обещай, если не сможешь выполнить», были такие песни. И, тем не менее, если чистый преданный дает обещание или верховный Господь дает обещание, то эти обещания уже никогда не нарушаются и поэтому, если мы обещаем что-то или Господу, или чистому преданному, также опасно нарушать эти обещания, то есть ни в коем случае нельзя это делать.

Брахмананда Прабху на прошлой картике сказал, что мистеру Нэру никогда эта земля не принадлежала. То есть эта земля принадлежала какому-то другому человеку, который жил в Калькутте и даже не знал о том, что происходило. И Шрила Прабхупада, на самом деле, прошел через множество беспокойств для того, чтобы сделать все возможное, чтобы сохранить свои обещания, данные Господу. И, так или иначе, это долгая история, но в конечном итоге Шрила Прабхупада после долгого сражения с этим человеком, мистером Нэру, получил звонок по телефону. Ему позвонили, когда он был в Америке. И, когда он говорил по телефону, его лицо озарила улыбка, и слуги начали интересоваться, что случилось такое радостное. Он сказал: «Мистер Нэру умер от разрыва сердца».

И преданные спросили у Шрилы Прабхупады, как же это стало возможные, и Шрила Прабхупада сказал: «Ну, я просто помолился Нарасихмадеву, чтобы он с ним разобрался сам». На самом деле Шрила Прабхупада даже более конкретно сказал, что я помолился Господу Нарасихмадеву, чтобы он этого демона уничтожил. Но, на самом деле, иногда люди могут подумать, что у вас за такой духовный учитель, ачарья, который смерти желает людям, почему он как обычный святой человек не терпит какие-то неприятности, почему он так агрессивно действует? Но Шрила Прабхупада прекрасно знал, что если кого-то убивает сам Господь, то эта личность получает, как минимум, освобождение, можно видеть, что происходило с демонами, которые были убиты Кришной во Вриндаване, такие, как Путана, поэтому скорбеть было не о чем, то есть за мистера Нэру можно было порадоваться.

Поэтому не позволяйте своему уму вас обманывать и говорить, что как вообще в это можно верить, что есть такое существо, получеловек-полулев, с восьмью руками или же, как у кого-то могут быть четыре головы, то есть, просто необходимо понять, что все эти описания находятся за пределами восприятия наших ограниченных ума и чувств. Однажды ученик Шрилы Прабхупады бросил ему вызов. Он сказал, что, как вообще можно поверить, что у Господа Брахмы, например, четыре головы, и он по вселенной летает на каком-то лебеде. Шрила Прабхупада сказал: «Что ты можешь понять, ты даже не знаешь всего того, что находится на этой мелкой планете, в этой маленькой вселенной, а ты пытаешься понять то, что происходит на вселенском уровне, это за пределами нашего понимания».

Как мы можем пытаться понять вот эти темы, если мы даже не понимаем, каким образом в материнском организме кровь трансформируется в молоко. Все живые существа в женских телах на этой планете могут трансформировать кровь в своем организме в молоко, которым они кормят своих детей, и ни один ученый не имеет вообще никакого представления, каким образом, что надо сделать, чтобы из крови сделать молоко. И Шрила Прабхупада говорит, что для тех людей, которые так страстно стремятся насладиться кровью коровы, они могут пить молоко, потому что молоко – это не что иное, как трансформированная кровь, но люди при этом получают громадное благо. И Чанакья Пандит приводит такую аналогию, что точно так же, как мать-корова может узнать своего теленка в большом стаде, независимо от того, где он находится, точно также Господь может узнать своего чистого преданного, где бы он ни находился, в любой толпе, и проявить к нему свою милость. Потому что у него такое же чувство любви к своему преданному, и он всегда готов его защитить от любых опасностей.

И, что касается, чистого преданного, то его вера настолько сильна, что, например, мы не сможем найти ни одного стиха в Шримад Бхагаватам, где Прахлад Махарадж молится о том, чтобы Господь пришел и защитил его, потому что он был полностью уверен, что Господь и так его защитит без всяких молитв, такова вера чистого преданного. Преданный думает, что если Господь захочет меня убить, никто меня не защитит, а если Господь решит меня защитить, то никто меня не сможет убить, поэтому самое главное для меня – это продолжать мое служение Господу.

Например, когда Хираньякашипу нападал на Прохлада Махараджа, Прахлад Махарадж никогда не молился о защите Господа, чтобы тот пришел и покарал Хрианьякашипу, он просто продолжал ему проповедовать, и Хираньякашипу бросил ему вызов: «Где твой Господь? Что он в этом кувшине, в этом дереве? Может, он в этой колонне находится?». И Прахлад Махарадж сказал, что конечно он и там находится, будь осторожен. И, хотя в свое время, полубоги молились Господу о защите, чтобы он пришел и защитил их от этой страшной головной боли, которую создавал для них Хираньякашипу, Господь Нрисихмадев не спешил приходить для того, чтобы защитить полубогов. Почему Господь не спешил прийти, для того, чтобы освободить полубогов? Потому что полубоги, на самом деле, при всем нашем уважении, как мы понимаем, не являются чистыми преданными, они хотят наслаждаться в этом материальном мире параллельно со служением Господу. И поэтому их молитвы не настолько эффективны, но, если молится чистый преданный, у которого нет материальных желаний, Господь сразу же слышит эти молитвы.

Господь Чайтанья описывает настроение или сердце вайшнава в одном из замечательных стихов Шикшаштаки. Мы можем, образно говоря, заглянуть прямо в сердце вайшнава и то, что мы там увидим, будет прекрасно. Сердце вайшнава настолько чисто, что его можно предложить Господу, поскольку там нет никаких материальных желаний, на дханам, на джанам, на сундарим. И, образно говоря, мы можем также заглянуть, благодаря этому, в сердце Господа. Хотели бы вы заглянуть в сердце самого Господа? Конечно же, в сердце Господа нет ничего материального, но если мы туда заглянем, то мы увидим, что там находятся только любовные отношения между ним и его преданными. Кто хочет заглянуть в сердце Господа? Мы не будем это делать сентиментальным образом, но через призму гуру, садху и шастр мы можем заглянуть Господу прямо в сердце. Бадахари дас прабху знает этот стих наизусть.

Кришна говорит, что чистый преданный всегда находится в глубине моего сердца, а я всегда нахожусь в сердце моего чистого преданного. Чистый преданный не знает никого, кроме меня, а я не знаю никого, кроме него. (Это французский язык, непереводимая игра слов). Если мы заглянем в сердце Господа, кого мы там обнаружим? Там, оказывается, находятся преданные. А если мы заглянем в сердце преданных, то мы обнаружим, что там находится исключительно Господь. И именно в этом заключается единство между преданными и Господом, как, например, Иисус Христос говорит, что я и отец – суть одно – это не обозначает, что они слились воедино, но они объединены любовным преданным служением.

Поэтому Прахлад Махарадж обладал полной верой, что Господь защитит его, поэтому он даже не звал на помощь. В отличие от Прахлада Махараджа, те полубоги, которые наблюдали за битвой, они страшно переживали, они думали, как закончится эта битва, а вдруг все-таки Хираньякашипу убьет Нарасихмадева, и что же мы тогда будем делать? Здрасьте вам, пожалуйста! Мои дорогие прабху, полубоги, что вы за преданные? Хотя они и являются вайшнавами, но это не самый высший уровень преданного служения, поэтому Прахлад Махарадж – это реальный пример чистого преданного. Поэтому он включен в список 12 махаджан, величайших преданных во вселенной.

И в этой связи мы можем вспомнить, как Бхактисиддханта Сарасвати написал книгу, которая называется «Вайшнава ке» и обозначает «Какой», то есть, какой же ты вайшнав». И он описывает весь процесс преданного служения, он описывает то, что происходит в нашем уме, все эти материальные желания, которые параллельно с преданным служением сохраняются в нашем сердце. Он делал это для того, чтобы мы уже в этой жизни сделали все возможное, чтобы очиститься и стать чистыми преданными. Уровень преданного каништха, мадхьяма, уттама определяется по уровню его веры.

В этой молитве говорится, что я склоняюсь перед Господом Нарасихмадевом, который является разъяренной формой Господа Вишну. Множество его лиц подобны тому, как будто их охватило пламя. Он ужасающ, но очень благоприятен. И он является смертью для самой смерти. У Прахлада была такая вера. И, если в нашем сердце много материальных желаний, у нас никогда не будет твердой веры, поэтому очень важно избавиться ото всех сомнений и полностью принять прибежище у Господа.

Однажды один преданный, член Джи би си, вышел с заседания совета Джи би си в Маяпуре. Это было в 73-м или 74-м году, когда в этих советах принимал участие сам Шрила Прабхупада. И я спросил у этого преданного, как же прошла встреча? Он сказал: «Было очень интересно, потому что Шрила Прабхупада в ней участвовал». И он начал эту встречу очень сурово. В то время было всего 12 Джи би си, и Шрила Прабхупада дал им хорошую лекцию. Он сказал, что вы наиболее влиятельные преданные во всем обществе и на ваших плечах лежит серьезная ответственность. И я хотел всем и каждому из вас задать один и тот же вопрос. Я хочу, чтобы каждый из вас ответил на него. И в тот момент воцарилась такая тишина, сказал Бхагаван дас, в которой можно было услышать, как упала бы иголка. Все ждали вопроса Прабхупады, и он спросил: «Есть ли у вас полная вера в то, что именно Кришна является Верховной Личностью Бога или нет?». «Да, Прабхупада!»

Шрила Прабхупада сказал, что вы как лидеры должны в первую очередь помогать другим преданным развивать полную веру в Кришну, и для этого у вас у самих должна быть полная вера в Кришну, и для этого вам надо полностью придаться Кришне. И у Прахлада Махараджи была такая полная вера в то, что Господь знает, что он делает, и поэтому он ни о чем не переживал и после того, как Нарасихмадев убил Хираньякашипу, он сел на его троне. Очень интересно, что Шрила Прабхупада упоминает в комментарии, что Господь сел на его трон без всяких колебаний. Мы, конечно, можем удивляться, как это так Господь сразу сел на этот трон, потому что он верховный чистый и ему не предлагается ничего нечистого, а этот трон был использован греховным демоном, который терроризировал всю вселенную. Поэтому Господь мог бы попросить преданных очистить этот трон или хотя бы что-то там сверху на него положить, потому что, когда мы предлагаем что-то Господу, мы очищаем вначале руки, потом этот предмет и только после этого предлагаем.

Мы можем, конечно, удивляться тому, что он сел на трон, но Шрила Прабхупада в комментарии объясняет, почему это произошло, потому что Хираньякашипу был не кем иным, как Джаем, одним из привратников Вайкунтхи, который за небольшую провинность был проклят и послан в материальный мир. Это было устроено Господом, потому что он хотел с кем-нибудь посражаться, и, таким образом, Джай, став Хираньякашипу, удовлетворил его желание и поэтому Господь без всяких проблем сел на его трон. Это показывает, что Господь принимает только позитивные моменты, он не обращает внимание на какой-то негатив, на все те греховные поступки, которые совершил Хираньякашипу, и он проявил к нему свою полную милость, освободив его и сев на его трон. И это настроение воплощено в Господе Чайнтанье, который приходит для того чтобы проявить свою милость ко всем падшим обусловленным душам.

Говорится, что женщины и слоны никогда не забывают оскорблений. Можно, конечно, обсуждать это с разных точек зрения. Мы, как вайшнавы, на этом не сосредотачиваемся так сильно. Но по аналогии с этим говорится, что Господь никогда не забывает никакого, даже самого маленького служения, что предлагает ему преданный, настолько добр Господь. Доброта Господа проявляется в том, что он хочет, чтобы мы вернулись в духовный мир больше, чем мы сами этого хотим, даже, если для того чтобы очистить нас от материальных желаний, он позволяет, чтобы с нами происходили какие-то очень суровые события, но, в конечном итоге, все это проявление его любви.

Шрила Прабхупада, как чистый представитель Господа, также любил своих учеников, и его совершенно не радовало, когда, например, преданные негативно друг к другу относились. Один бывший санньяси в движении, когда он упал, другой лидер начал его критиковать, и когда Шрила Прабхупада узнал об этом, он сказал: «Почему ты всем сообщил об этом, теперь для него невозможно вернуться, ты разрушил для него возможность вернуться в движение». Он был очень огорчен, потому что он испытывал сострадание к этому ученику. Мы можем очень много уроков извлечь из этого небольшого комментария. Как Кришна говорит, заявляю смело о, сын Кунти, мой преданный никогда не погибнет. Поэтому вся слава Господу Нарасихмадеву, который появился исключительно для того чтобы защитить своего чистого преданного Прахлада Махараджу. И вся слава Прахладе Махараджу, который продемонстрировал полную шраддху или веру в Господа. Удачи всем демонам, чтобы они извлекли какие-то уроки, связанные с чистым преданным служением Господу. И мы можем поздравить, и Хираньякашипу, и мистера Нэру, которые достигли освобождения от рук самого Господа.

В каком-то смысле, несмотря на все злодеяния, мы должны быть благодарны Хираньякашипу, потому что, если бы не он, если бы не его творческий подход, мы бы никогда в жизни не узнали бы этой лилы, Господь никогда бы не появился в такой необычной форме и не проявил бы такую необычную лилу, и благодаря ему, сейчас мы принимаем прибежище у Господа с незапамятных времен. На самом деле, об этом говорит сам Бхактисиддханта Сарасвати, в статье, написанной для журнала «Гармонист», в 27-м году он тоже признает заслуги Хираньякашипу. Он пишет: «В Сатья Югу Хираньякашипу более, чем Прахлад при помощи приемов, методов негативной пропаганды прославил величие Господа Нрисихмадева».