Вьяса-пуджа 2015 Санкт-Петербург

Главная > Практика > Вьяса-пуджа
   место: Санкт-Петербург

Большое всем спасибо. Начиная с моих замечательных духовных братьев, Чатуратмы прабху и Бада Харидаса прабху, которые выразили такие глубокие чувства. Я очень глубоко ощущаю такие же эмоции, как и вы, Чатуратма прабху и Бада Харидас прабху, но, к сожалению, я не такой же блестящий оратор, как вы, и поэтому, у меня не получится также достойно вас прославить.

Большое спасибо детям, которые для своего возраста выразились очень изящно и научно. Я, например, совсем не уверен, что я бы в вашем возрасте набрался смелости выступить перед микрофоном и сотнями людей и что-то еще сказать о сознании Кришны при этом.

И также моя благодарность Кришна-канте и Ачьютатме прабху, которые от сердца также замечательно высказались. Достаточно просто окинуть взором сияющее собрание вайшнавов с полным удовлетворением на лицах. Можно только по одному этому признаку понять, насколько замечательно руководство Ачьютатмы прабху и забота матаджи Кришна-канты.

Шрила Прабхупада однажды сказал: «Любая программа настолько же хороша, насколько хорош ее лидер». Ачьютатма прабху и его супруга заботятся об этой ятре уже несколько лет, и все развивается успешно благодаря их опытному руководству. Это не так легко в ИСККОН быть президентом храма, региональным секретарем или Джи-би-си, потому что приходится решать проблемы других людей, а у нас и своих проблем хватает, что уж говорить о чужих, и поэтому, это, наверное, самое непопулярное служение в ИСККОН – быть президентом храма, но преданные это делают из чувства долга перед гуру и Гаурангой.

Я даже думаю, что если бы я присоединился к движению сейчас, в России, то невозможно себе представить лучшего места и лучшего города, лучшей общины, чем присоединиться к движению в Петербурге и находиться под руководством Ачьютатмы прабху. Поэтому в день своего явления я хотел бы, чтобы вы все дружно поаплодировали Ачьютатме и Кришна-канте. Они дают вам достойное прибежище для того, чтобы вы могли расти и развиваться очень естественно в сознании Кришны. И благодаря тому, что здесь все так замечательно организовано, сознание Кришны развивается здесь очень вдохновляюще. И я могу сказать за себя, но я уверен, что и Чатуратма прабху и Бада Харидас прабху разделят мое мнение, что я целый год жду того момента, когда я смогу снова вернуться в сознание Кришны и пообщаться со всеми вами.

Впервые, когда я приехал в Петербург, были коммунистические времена, конечно же. Я не буду рассказывать подробности, потому что я достаточно подробно рассказывал о моих приключениях в коммунистической России в нескольких лекциях уже, но, на английском мы говорим, что со временем все меняется. В то время действительно движение было подпольным, невозможно было вот так спокойно воспевать на улице «Харе Кришна», без риска подвергнуться аресту. В то время все надо было держать в тайне. И мы конечно, знаем, что первые преданные прошли и через аресты, и через преследования, и тюрьмы, и все остальное. И конечно, мы не должны никогда забывать тех жертв, на которые пошли эти преданные для того, чтобы у нас была такая возможность сидеть сегодня здесь и так открыто, даже с открытыми окнами громко воспевать «Харе Кришна», и нас за это никто не арестует.

На английском есть такая пословица: «Да не забудем мы того, что было». Потому что, благодаря им нам выпала сейчас такая удача спокойно и счастливо практиковать сознание Кришны. Я видел, что в России это очень распространенная традиция, как например, новобрачные пары едут к памятнику погибшим солдатам, возлагают там цветы или венки для того, чтобы выразить свою признательность. Благодаря жертвам этих людей они могут в мирной атмосфере жить и бракосочетаться.

Мы говорим на эту тему, потому что, как известно, сегодня национальный праздник, 9 мая, юбилей победы над фашистской Германией, много солдат и мирных жителей пожертвовали своей жизнью, защищая страну, и вся страна им благодарна, я подумал, что мы также должны быть благодарными им за их жертвы. Несмотря на то, что это произошло 70 лет назад, были принесены все эти жертвы, мы также должны быть им благодарны за то, что сейчас мы можем жить и практиковать сознание Кришны в свободной России. Конечно, для нас, для нашего движения, также были темные времена, когда много наших солдат Господа Чайтаньи подвергались преследованиям. И поэтому сегодня, в День Победы, мы можем вспомнить и почтить своих преданных-бойцов, которые также пожертвовали не только свободой, но некоторые пожертвовали даже жизнью ради того, чтобы мы могли свободно и спокойно практиковать сознание Кришны.

Конечно же, мы не можем сказать, что просто идеальные условия для распространения сознания Кришны в России, но, как минимум, они намного лучше, чем то, что было, и нам очень важно воспользоваться этой ситуацией, чтобы помочь в распространении сознания Кришны от Петербурга до Владивостока. На английском есть пословица (я, конечно, цитирую много английских пословиц, но я уверен, что и на русском языке есть что-то подобное). Говорится, что занимайся сенокосом, пока светит солнце. Или да, куй железо, пока горячо. То есть, сейчас практически идеальные условия для распространения сознания Кришны, и мой опыт заключается в том, что в России люди заинтересованы в сознании Кришны больше, чем в любой другой стране мира. Эволюция движения сознания Кришны в этой стране очень похожа на развитие движения Господа Чайтаньи в свое время в Индии.

Шрила Прабхупада говорил о том, как сознание Кришны будет развиваться, и это однозначно применимо и к России. Что в начале над сознанием Кришны смеются, потом его преследуют, потом его принимают. В начале, конечно, когда преданные только появились на улицах, и у них был такой смешной вид, какие-то оранжевые простыни, смешные хвостики, они смеялись. Потом начались преследования, сейчас уже вся страна принимает сознание Кришны, то есть, мы прошли через все три фазы эволюции в соответствии с определением Шрилы Прабхупады. И история повторяется. И в Индии движение Господа Чайтаньи также в своем становлении проходило через эти стадии.

Мы можем подумать, что в Индии сознание Кришны должно было по идее распространяться легко, но, нас самом деле, когда Господь Чайтанья проповедовал, в Индии управляли всем мусульмане. И преданные не могли спокойно воспевать Харе Кришна, потому что надо обществом доминировал Ислам. Поэтому движение санкиртаны Господа Чайтаньи даже не началось, пока ему не исполнилось 24 года. Сознание Кришны не начало распространяться до тех пор, пока Господь Чайтанья не принял санньясу и не начал путешествовать повсюду, проповедуя и воспевая Харе Кришна. В молодости Господь Чайтанья воспевал Харе Кришна в основном, в доме Шриваса Тхакура.

Когда Господь Чайтанья только начал свое движение санкиртаны в доме Шриваса Тхакура, оно было таким секретным, Господь Чайтанья был очень молод, ему еще даже двадцати не исполнилось, и они пели ночью, чтобы не привлекать слишком много внимания. И там собирались ближайшие спутники Господа Чайтаньи, чистые преданные, такие, как Мукунда Датта, Гададхар, Адвайта, Шривас и другие. Но, тем не менее, материалисты все равно привлекались, они собирались и слушали, пытаясь понять, что же там происходит. И они не могли понять, что по-настоящему происходит, они говорили: «Наверно, они там поклоняются Дурге или еще чем-то странным занимаются». И днем они распространяли сплетни самые разные, критиковали Господа Чайтанью и его спутников.

Благочестивые жители Навадвипы не могли просто так терпеть критику Господа Чайтаньи и его чистых преданных. И говорится, что благочестивые жители Навадвипы в один прекрасный день, в знак своего восхищения перед Нимай Пандитом, собрали очень много цветов, плодов, зерна и других благоприятных предметов и принесли это все в больших корзинах к его дому. Говорится, что тысячи людей собрались с дарами у дома Джаганнатхи Мишры и Шачиматы для того, чтобы выразить свою признательность Нимай Пандиту и показать, что они не согласны со всеми этими сплетнями и не поддерживают атеистов. И в шастрах говорится, что именно в этот момент, когда Господь Чайтанья увидел признательность жителей Навадвипы, он решил начать распространять движение санкиртаны повсюду. Он решил начать движение санкиртаны, потому что почувствовал сильную благодарность к благочестивым жителям Навадвипы, которые защищали его от атеистов.

Он вышел ко всем жителям Навадвипы и сказал: «Я хочу предложить вам благословения». Это благословение очень замечательно выражено в прекрасной поэме Бхактивинода Тхакура, которую Бхактивинод Тхакур замечательно описал в песне: «Агьятагал», что переводится как приказ Господа объезжать Навадвипу с киртанами. Мы точно не знаем, что сказал Господь Чайтанья, но это выражено в этой прекрасной поэме Бхактивинода Тхакура. Это очень популярная песня в Бенгалии, они часто поют эти строчки: боло кришна, бхаджа кришна… И это не самом деле перефразированное наставление Господа Чайтаньи, которое он дал жителям Навадвипы. В чем заключается это благословение? Он говорит: «О, верующие люди, о, братья, у меня к вам одна просьба! Воспевайте имена Кришны, поклоняйтесь Кришне, и следуйте его наставлениям».

Они были поражены, они подумали: «Что значит: воспевайте имена Кришны?». Он сказал: «О, благочестивые жители Навадвипы, повторяйте за мной: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Так началось движение санкиртаны. По крайней мере, эти наставления были даны: боло Кришна (воспевайте Святое Имя), бхаджа Кришна (поклоняйтесь Кришне), и коро Кришна шикша (следуйте наставлениям Кришны). И с этого момента жители Навадвипы уже по-другому воспринимали Господа Чайтанью, потому что до этого они считали его великим ученым, Нимай Пандитом, но после этих слов они поняли, что он начал распространять юга-дхарму, духовный процесс самосознания для всей Кали-Юги.

Господь Чайтанья очень удивительно поступил, хотя он сам – Верховный Господь, но он не хотел, чтобы в Кали-Югу его кто-то имитировал, поэтому он выступил в роли преданного Господа, показывая своим примером, как воспевать Святое Имя и танцевать. Каково самое яркое качество преданного? Это смирение. Преданный может быть очень велик, но он ведет себя очень смиренно, потому что он понимает: по сравнению с Богом он – ничтожество. И поэтому дав это наставление: боло Кришна, бхаджа Кришна, коро Кришна шикша, Господь Чайтанья зажал соломинку в зубах, в знак смирения и начал просить всех жителей: «Пожалуйста, воспевайте Святые Имена».

После этого он подошел к каждому жителю Навадвипы, он был очень большим. Он обнял каждого, надевал на них гирлянду и наносил на их лбы сандаловую пасту. И затем он провел киртан. Как, например, в начале движения ИСККОН Шрила Прабхупада был главным ведущим киртана. Это было удивительно, потому что Шрила Прабхупада не был большого роста, он был примерно мне вот так по грудь ростом. Когда Шрила Прабхупада начал распространять движение в Томпкинс-сквер парке, он пел без всяких усилителей, без всяких микрофонов, но поскольку у него был очень могущественный голос и он воспевал чистое Святое Имя, его пение плавило сердца людей на большом расстоянии, они приходили и присоединялись к его воспеванию.

Я помню, как один раз, когда Шрила Прабхупада давал лекцию в Женеве, звуковая система перестала работать, и тем не менее, никакой разницы не было, потому что Шрила Прабхупада говорил так громко и отчетливо, что можно было слышать на задних рядах, но это проникало в глубину сердца и очищало. И точно также я помню, что первые 6 или 7 лет развития Движения в Америке мы каждые день выходили и воспевали Харинамы, еще до того, как мы переключились на распространение книг. И у нас тоже не было никаких колонок, усилителей, даже не было разных инструментов, как сегодня, не было ни скрипок, ни аккордеонов, ни гармошек. У нас были мриданга, караталы и наши энтузиастичные американские голоса молодые. И насколько же все изменилось сейчас!

Во время этого исторического события Господь Чайтанья сам лично пел, а все остальные подпевали ему и танцевали в экстазе. И затем он дал более прямое наставление. Он сказал: «Дорогие жители Навадвипы, откажитесь от недостойного поведения. Но продолжайте выполнять свои обязанности по отношению к Кришне в миру, и проявите сострадание ко всем живым существам громко воспевая Святое Имя Кришны, которое является сутью духовного развития. Он заявил, что в Кали-Югу воспевание Святого Имени является основой или сутью религиозного процесса». И, если использовать современную терминологию, жители Навадвипы загорелись. Это, конечно же, жаргонные выражение, которые как-то прижились в ИСККОН с самого начала. Говорят, что если кто-то в сознании Кришны вдохновлен, значит, он «загорелся», а если в майе, то он «выгорел». И жители Навадвипы загорелись.

В шастрах говорится, что за одну ночь воспевание Харе Кришна распространилось повсюду. Как известно, до Махапрабху Навадвипа была центром образования, все интересовались философией, логикой, но не особо интересовались Кришной. Но после того, как Господь Чайтанья сделал это заявление, воспевание Харе Кришна мантры можно было слышать везде: и в домах, и в магазинах, и на рынках. Сарвабхаума Бхаттачарья писал позже эти события в прекрасной поэме, которая объясняет, как воспевания распространилось по всей Индии. И своим трансцендентным видением он видел, как воспевание распространится по всему миру. Мне очень нравится этот стих. Наверное, Чатуратме надо его выколоть у себя на теле.

Все вайшнавы всего мира распространяют святое имя от дома к дому, от страны к стране для освобождения падших душ. В шастрах говорится, что весь город Навадвипы опьянел от любви к Богу. И это произошло в результате постоянного воспевания Харе Кришна маха-мантры. И, как мы знаем, Арджуна также говорит в «Бхагавад Гите»: «О, Господь! Весь мир радуется, слушая воспевание твоего Святого Имени, но демоны переполняются страхом и разбегаются кто куда». И поэтому завистливые жители Навадвипы, когда они увидели, что воспевание распространяется повсюду, они побежали жаловаться местному лидеру, которым был в то время Чханд Кази, мусульманин. Чханд Кази был представителем правителя всей этой области, которого звали Набоб Хуссейн Шах.

Набоб Хуссейн Шах был царем этой местности, а его региональным представителем (как региональным секретарем) был Чханд Кази. И в своей религиозной общине Чханд Кази считался святым, потому что он знал Коран практически наизусть. В исторических хрониках тех мест было записано, что для Набоба Хуссейна Шаха Чханд Кази был чем-то вроде гуру. Неизвестно, насколько Чханд Кази был настоящим святым, потому что он ненавидел индусов. Но осознавшая себя личность независимо от религиозной принадлежности должна видеть всех на равном духовном уровне и не должна испытывать никакого негатива ни к кому. Пандит, или ученый, духовный человек, воспринимает всех равно.

Когда Чханд Кази услышал, что вайшнавы воспевают, танцуют и еще программой «Пища жизни» занимаются, распространяя повсюду прасад, он очень разозлился, выскочил из своего дворца и побежал по улицам Навадвипы, крича: «Где тут эти кришнаиты? Покажите мне их! Где они тут поют Харе Кришна?!». И он неожиданно натолкнулся на группу мужчин и женщин, которые воспевали святые имена. Мы, конечно же, чувствуем экстаз, когда такое видим, но кровь закипела в жилах Чханда Кази и он закричал: «Схватите этих вайшнавов и разбейте их мриданги. И чтоб они тут не пели и не танцевали!»

Кто-то из солдат Чханда Кази сказал ему, что все это пошло с дома Шриваса Тхакура, и Чханд Кази сказал: «Где этот дом?». Он сам лично туда пошел, и там было много караталов, мриданг, и он все мриданги разбил, караталы повыкидывал в Гангу, все своими руками разломал, и это, конечно, была серьезная вайшнава-апарадха.

И с этого момента, как описывается в «Учении Господа Чайтаньи», хотя не так подробно, в этот момент Чханд Кази заявил, издал указ: «Больше Харе Кришна запрещается, поклоняться Кришне также запрещается, и «Бхагавад-Гиту» изучать тоже запрещено». Никаких тут не надо нам «боло Кришна, бхаджа Кришна и коро Кришна шикша…», выполнения наставлений, со всем покончено!

Он отправил своих шпионов, чтобы они переодевались индусами, проникали в группы преданных, заходили в дома и выясняли, кто не следует этому его наставлению, указу и нарушителей хватали, арестовывали и бросали в темницы. - Это все исторические факты. И группа озабоченных горожан обратилась к Господу Чайтанье и сказали: «Вот, это то, что происходит. Знаешь ли ты об этом?» И они спросили: «Махапрабху, что же мы должны сделать?». И один преданный предложил: «Может, нам переехать лучше, куда-нибудь в Южную Индию, потому что в Навадвипе уже санкиртану опасно проводить».

Но Господь Чайтанья не вдохновился таким предложением, потому что он не хотел показывать пример того, что вайшнавы избегают трудностей, он хотел показать, что движение санкиртаны невозможно остановить, и у всех есть право воспевать святое имя. И Господь Чайтанья сказал Нитьянанде: «Отправляйся в дома всех моих преданных, и скажи им, что все они должны собраться сегодня вечером здесь, в доме Джаганнатха Мишры и Шачиматы, и в руках нести зажженные факела». Сегодня я сам возглавлю воспевание святого имени, мы пройдемся по всем улицам Навадвипы и затем пойдем в дом Чханда Кази. Я с ним лично поговорю, если он будет возражать, я ему покажу, что я – олицетворенное время.

Все, конечно, очень вдохновились, Шрила Прабхупада говорил, что это была первая кампания гражданского неповиновения. Это было в 15 веке, и мы знаем прекрасно, что разные кампании гражданского неповиновения происходили в предыдущие века, 12, 13, 14 века, но Шрила Прабхупада говорит, что это первая кампания гражданского неповиновения, потому что это был протест против запрета на воспевание святого имени, что является самым важным для нас, поэтому Шрила Прбабхупада выделяет эту кампанию.

Говорится, что десятки, сотни тысяч людей (вообще, в шастрах упоминается – миллионы), сделали факелы, зажгли их и отправились к дому Джаганнатха Мишры и Шачиматы. И когда они собрались уже был поздний вечер, темно на улице, но свет зажженных факелов так освещал все вкруг, что было ярче, чем днем. Например, сегодня в Санкт-Петербурге очень яркий солнечный день, практически без солнцезащитных очков трудно на улице ходить. Но собралось в этот момент у дома Господа Чайтаньи столько преданных с зажженными факелами, что казалось, что эта ночь более светлая, чем день. Затем Господь Чайтанья вышел из дома и сказал: «Ну что, сейчас мы начнем серьезную санкиртану».

Можно себе представить, что происходило, когда играли в такт сотни и тысячи мриданг, каратал, других инструментов, и каким образом воспевали миллионы людей. И все эти толпы двинулись по улицам Навадвипы, по направлению к дому Чханда Кази, который находился в пригороде. И все благочестивые люди вдохновились, они подумали: «Вот как здорово Махапрабху организовал движение неповиновения, будем надеяться, что все у него получится». И все жители Навадвипы начали выходить для того, чтобы приветствовать процессию, с фруктами и цветами, но когда они попадали в эту харинаму, они вдохновлялись, включенными свет оставляли и открытыми двери и шли вместе со всеми преданными.

Исторически это важное событие, потому что все воры сильно вдохновились, что все дома остались такими открытыми, и они отправились туда, чтобы обворовать дома. И для того, чтобы добраться до этих открытых домов, все эти воры должны были пробиться через миллионные толпы воспевающих вайшнавов, и пока они прикладывали усилия в этом направлении, они общались с вайшнавами, они их видели, они с ними соприкасались, они слышали воспевание святого имени, которое проникало им в самое сердце. И раньше, чем они успели пройти через толпу, они тоже стали вайшнавами и тоже присоединились к движению санкиртаны. И они уже забыли, что хотели воровать у кого-то что-то. И также описывается в шастрах, что 33 миллиона полубогов заинтересовались тем, что происходило в это время в Навадвипе, начали наблюдать за всем, и так заинтересовались, что приняли формы горожан и тоже присоединились к этой харинаме.

В результате этой харинамы, которую возглавлял сам Господь Чайтанья, Нитьянанда, Адвайта, и многие чистые преданные, и там же присутствовали еще 33 миллиона полубогов, говорится, что все жители Навадвипы очень быстро продвинулись духовно до такого уровня, что они обрели сиддха-сварупу, и у всех у них проявилось по 4 руки, и они с четырьмя руками уже шли в харинаме. Вот это была крутая группа санкиртаны. Можете представить, что такая харинама шла, верховный Господь ее возглавляет, сам воспевает святые имена, все воры стали преданными, тоже идут поют, полубоги, все 33 миллиона полубогов маршируют, а за ними следуют все жители Навадвипы с четырьмя руками.

Можно было себе представить, такое громкое воспевание разносилось на много километров вокруг, все пели Харе Кришна, но некоторые еще и подпевали, то есть, они пели с определенным мотивом. И вот этот мотив, на который пели Харе Кришна все эти участники процессии, в этом воспевании Харе Кришна очень четко звучало: «Смерть Кази, Смерть Кази». И когда Чханд Кази услышал эту процессию, увидел, он подумал: «Что это такое? Какая-то индусская свадьба что ли организовалась?». И когда один из его охранников выглянул, он сказал: «Нет, это не свадьба, это Нимай Пандит возглавляет эту процессию, и они поют имена своего Бога на санскрите». И Кази сказал: «Как они осмелились протестовать против моего приказа?».

Он сказал, что моя личная охрана всех перебьет. У него, как у правителя, была личная охрана, десять тысяч солдат, и он их отправил и сказал: «Всех перебить, начиная с Нимай Пандита! И затем вернитесь и отчитайтесь, как вы их всех перебили». И эти десять тысяч солдат охраны Чханда Кази отправились для того, чтобы сражаться с вайшнавами, но когда они увидели, что там миллионы людей идут, они страшно перепугались. К тому же, в этом воспевании так очень четко звучало: «Смерть Кази». Они подумали: «Нам не справится. Лучше нам замаскироваться, чтобы нам тоже не досталось. И они свои тюрбаны сняли, бороды спрятали, чтобы никто не опознал в них мусульман. И они тоже присоединились к движению, к харинаме, и тоже начали петь Харе Кришна. Но в результате общения с вайшнавами и воспевания святого имени они тоже стали очень быстро чистыми преданными Господа.

Прошло много часов, охрана не вернулась. И тогда Чханд Кази отправил своего главнокомандующего, он сказал: «Прикажи охране вернуться, не то головы поотрубаю!». И главнокомандующий отправился на харинаму, он увидел, что все эти солдаты там поют и танцуют в экстазе. Он сказал: «Кази требует, чтобы вы вернулись, иначе казнит вас». И они вернулись. Когда Кази об этом узнал, он сказал: «Приведите ко мне этих солдат, я хочу, чтобы они отчитались, как они всех перебили там». И когда этих солдат привели к Чханду Кази, он так похлопал их по плечам и сказал: «Молодцы, очень здорово справились с задачей, всех перебили кришнаитов, давайте, расскажите, я никогда не встречался с Нимай Пандитом, но я думаю, что это мошенник какой-то, ну-ка, расскажите мне, что там случилось».

Один солдат вышел перед Чхандом Кази и сказал: «Господь Чайтанья…». Когда он начал говорить, его глаза наполнились слезами, эти слезу начали литься из его глаз ручьями прямо на его доспехи. Он закатил глаза мечтательно и сказал: «О, Господь Чайтанья!». Этот солдат сказал: «Пусть мой ум, подобно пчеле, примет прибежище у лотосных стоп Господа Шри Чайтаньи Махапрабху, которые подобны меду. И сам он пришел с особой миссией – распространить повсюду воспевание святых имен Господа». И он процитировал маха-мантру. «Он пришел, чтобы возродить древнюю систему преданного служения. Дорогой Чханд Кази, ты разве не знаешь, что эта система преданного служения была практически потеряна под влиянием времени?». Чханд Кази сказал: «Это что за безумие такое?». Он схватил другого солдата и сказал: «Скажи мне что-то внятно, а не просто какие-то глупости, как он. Кто такой Нимай Пандит?». Тот солдат ответил: «Он поклоняется своей речью святым именам Шри Хари! Это так прекрасно! Из его глаз проливаются потоки слез. И все волосы на его теле стоят дыбом в экстазе. И капельки пота заставляют его сиять божественным светом. И таким образом от Гаура Хари все узнают о вечном преданном служении, следуя по стопам пастушек Враджа. И Господь Чайтанья Махапрабху распространяет повсюду нектар, проявляющийся в воспевании святого имени».

В этом мгновение сам Господь Чайтанья прибыл со всеми своими последователями, которые воспевали «Харе Кришна, смерть Кази». И Чханд Кази так испугался, что скрылся в глубинах своего дворца. И Господь Чайтанья сказал одному из охранников: «А чего это Чханд Кази так распереживался, спрятался где-то? Пускай выходит, мы с ним пообщаемся по душам». И они начали общаться, у них была долгая и плодотворная беседа, детали которой мы не будем обсуждать, потому я знаю, что большинство из вас сегодня постится, и вы такие же голодные, как и я. Но мы знаем, что Господь Чайтанья попроповедовал Чханду Кази так, что расплавил его сердце и тот ему предался.

Но мы знаем, что в один прекрасный момент Чханд Кази предался, потому что у его был опыт. После того, как он побеспокоил вайшнавов, к нему пришел сам Нрисимхадев и пригрозил его разорвать. Он даже для острастки поцарапал ему грудь своим когтями, и у него остались шрамы на всю жизнь на груди на память. И Нрисимхадев сказал, что «Будешь безобразничать – порву в клочья!». И в конце этой беседы Господь Чайтанья благословил Чханда Кази, и в шастрах говорится, что тот после этого стал чистым преданным Господа.

Один из наших ачарьев дает очень интересный комментарий. Говорится, что Чханд Кази был чрезвычайно оскорбителен. Потому что он не только напал на инструменты (мриданги, караталы, рожки), но он поносил преданных и самого Господа Чайтанью. Говорится, что Чханд Кази совершил настолько много оскорблений Господа Чайтаньи, что он мог отправиться на Патала локу на много миллионов жизней. Очень трудно освободить греховных людей. Что уж говорить о тех, кто оскорбляет вайшнавов? Поэтому это оскорбление сравнивается с безумным слоном. Но тем не менее, Чханд Кази был не только освобожден по милости Чайтаньи Махапрабху, он достиг премы. Как это возможно?

Один из ачарьев говорит: «Это стало возможным, потому что он получил совместную милость Нрисимхадева и Шри Чайтаньи Махапрабху». Потому что Нарисимхадев находится снаружи, а Господь находится снаружи сердца и внутри сердца. Говорится, что прежде, чем Чханд Кази пообщался с Господом Чайтаньей, Нрисимхадев своими когтями устранил все его анартхи, все его вожделение, гнев и жадность. И затем, когда сердце его было очищено благодаря общению с Нарисимхадевом, пришел Господь Чайтанья, своими словами посадил в его сердце семя преданного служения и полил его воспеванием святого имени.

Я подумал, что в России наше движение прошло через такие же этапы. Вначале нас серьезно не воспринимали. Затем начались преследования. А сейчас много людей привлекаются нашим движением. Мы прошли через самые тяжелые времена, а сейчас у нас есть полная возможность распространять движение санкиртаны по всем деревням и городам этой страны. Поэтому, всегда помните те жертвы, через которые прошли жители этой страны ради победы во Второй мировой войне. Всегда помните те жертвы, на которые пошли первые преданные в этой стране ради того, чтобы мы смогли спокойно воспевать святое имя. Таким образом, все мы можем принимать участие в предсказании, которые Сарвабхаума Бхаттачарья сделал в одном из своих стихов. Он сказал это 500 лет назад, он мог видеть будущее и предсказал, что будет с движением Шри Чайтаньи Махапрабху.

С тех пор, как имена Хари явились на земле,

Вашнавов можно наблюдать практически везде,

На лбах их тилаки сияют, их кантхималы украшают,

Они так маха-мантру воспевают, что всю планету очищают.

«Хари! Хари!» - вайшнав поет, хоть кали век вокруг идет.

Воистину так это и случилось.