Шаг за шагом

Главная > Практика > Садхана
   место: Екатеринбург

Мы прочитаем сейчас перевод этой песни. Также у этой песни есть комментарий Шрилы Прабхупады. Когда придет тот момент, когда у нас будет дрожать все тело, когда мы будем воспевать Святое Имя Господа Гауранги? Когда во время воспевания Харе Кришна из моих глаз польются слезы? Когда я достигну милости Господа Нитьянанда Чандры? И когда же по его милости все мои желания материальных наслаждений станут очень незначительными? Когда мой ум полностью очистится от всех материальных беспокойств и желаний, я смогу понять Вриндаван и супружескую любовь Радхи и Кришны, и благодаря этому моя духовная жизнь станет успешной. Когда у меня проснется сильное желание изучать книги, оставленные шестью Госвами, возглавляемыми Шри Рупой Госвами и Шрилой Рагхунтатхой дасом Госвами?

Благодаря их наставлениям я смогу правильно понять любовные отношения Радхи и Кришны. Мое единственное стремление – это достичь лотосных стоп шести Госвами, возглавляемых Шри Рупой Госвами и Шрилой Рагхунатхой дасом Госвами. Нароттам дас Тхакур постоянно молится о том, чтобы достичь их лотосных стоп. И это часть комментария Шрилы Прабхупады на эту песню. Эта песня, которую пел Нароттама дас Тхакур. Он говорит: «Когда придет тот день, когда я смогу просто воспевать имя Господа Чайтаньи так, что по моему телу побежит дрожь? Гауранга болите хабе пулака шарира. «Пулака шарира» обозначает дрожь в теле.

Когда человек на самом деле поднимается на трансцендентный уровень, в нем иногда проявляется восемь признаков: плачь, безумные речи, дрожь в теле, танцы без всякого беспокойства о мнении окружающих. Эти признаки проявляются естественно, их не практикуют искусственно. Но если по милости Кришны мы достигнем этого уровня, эти признаки проявятся естественно. Но Нароттам дас Тхакур говорит, что невозможно достичь этого уровня, не освободившись от материальных привязанностей. Все эти Госвами давали нам наставления, подобные тому, что написано в «Бхакти-расамрита-синдху», для того, чтобы мы могли следовать шаг за шагом в понимании того, как мы можем прогрессировать.

Тогда очень скоро придет тот счастливый день, когда мы сможем понять игры и любовь между Радхой и Кришной.

Итак, как Шрила Прабхупада объясняет в комментарии к этой замечательной песне, мы можем здесь узнать как о высшей цели достижения сознания Кришны, которая на санскрите называется садхья, так и о процессе ее достижения, процесс называется садхана.

Что касается садхьи, цели, достижимой благодаря практике сознания Кришны, она замечательно описана Господом Шри Чайтаньей Махапрабху. Конечно, можно очень много говорить о цели сознания Кришны, но Кришнадас Кавирадж Госвами говорит, что изящество заключается в способности коротко и ясно выразить суть, истину. И Кришнадас Кавирадж Госвами описывает цель сознания Кришны в нескольких словах. В «Чайтанья Чаритамрите говорится»: према пумар тамахан, цель человеческой жизни – это достичь чистой любви к Кришне. И каков процесс достижения Кришна-премы?

Процессом достижения этой цели является следование наставлениям таких ачарьев, как шесть Госвами Вриндавана, и также ачарьев нашего времени, таких, как Шрила Прабхупада. И естественно, что основой этого процесса является ежедневное воспевание Харе Кришна мантры и подсчет повторенных мантр на четках. Шрила Прабхупада говорил, что все правила преданного служения предназначены для того, чтобы усилить наше воспевание Харе Кришна мантры. И Госвами Вриндавана, несмотря на то, что они были освобожденными душами, действовали как садхаки, как практикующие преданные, показывая своим примером, как практиковать сознание Кришны шаг за шагом.

Очень интересно, что в «Брахма Самхите» говорится, что духовный прогресс совершается благодаря дифференциалу, такому небольшому продвижению, то есть, каждый раз мы делаем какие-то небольшие шаги. Благодаря милости Кришны и милости Гуру, иногда преданные могут делать большие шаги, иногда они могут очень сильно продвигаться в преданном служении, но это большая редкость. В Джаганнатха Пури есть одно Божество, Тота Гопинатх, которое нашел сам Господь Чайтанья в песке. И говорится, что это Божество может мгновенно даровать прему садхаке.

Когда мы приезжали в Индию в начале 70-х, семьдесят второй, семьдесят третий, семьдесят четвертый год, мы проводили парикраму по Джаганнатха Пури, по Маяпуру и Вриндавану, и один из пуджари Тота Гопинатхи сказал, что он видел, как один практикующий садхака благодаря одному взгляду Тота Гопинатхи получил чистую любовь к Богу и он полностью преобразился. И когда я и еще несколько моих духовных братьев услышали об этом, мы решили каждый день ходить в храм Тота Гопинатхи, и мы там пели и танцевали на протяжении многих часов, надеясь, что Господь Гопинатх бросит на нас милостивый взгляд и мы получим чистую любовь к Богу. Конечно, этого так и не произошло, но, тем не менее, мы не считаем, что мы то-то потеряли при этом.

Также в «Чайтанья Чаритамрите» упоминается, как Господь Чайтанья не просто излечил одного больного проказой брахмана по имени Васудева, но также проявил к нему беспричинную милость. И поскольку он получил столько милости Господа Чайтаньи, его имя также изменилось. У Господа есть одно имя, связанное с ним, одно из многих миллионов имен. Господа стали называть Васудева Амрита Прада, это значит тот, кто дал нектар прокаженному Васудеве. Что уж говорить о людях? Когда Господь Чайтанья проходил через лес Джаяканда, даже обычные животные лесные начали петь и танцевать под звуки киртана. Но это особые, конечно, случаи, для остальных преданных это 99,9 % существует стандартная практика преданного служения. Предписанной практикой является следование правилам и ограничениям преданного служения.

Очень интересно Шрила Прабхупада говорит в комментарии, что садхана совершается шаг за шагом. Он объясняет, что садхана – это процесс, которому следуют пошагово. Ученые преданные иногда объясняют нам сложные санскритские термины доступным образом, он объясняет, что садхана должна практиковаться шаг за шагом. Я иногда практикую так, чтобы перед сном читаю несколько стихов из «Бхагавад Гиты», и стараюсь думать об их содержании для того, чтобы мне приснилось что-то связанное с «Бхагавад Гитой». К своему удивлению я натолкнулся, что Кришна в бессмертной «Бхагавад Гите» также говорит о том, что процессу преданного служения следуют пошагово. Кришна также объясняет, как следовать процессу сознания Кришны шаг за шагом.

Те, кто любит заучивать и повторять шлоки на санскрите также, как Бада Хари прабху, могут даже знать этот стих. Постепенно, как Кришна говорит, шаг з шагом, необходимо погрузиться в транс при помощи разума, укрепленного полной убежденностью, и подобным образом ум должен сосредоточиться на своей сущности, и не думать ни о чем другом. Слова «шанаи шанаир» обозначают «шаг за шагом». По своей беспричинной милости предыдущие ачарьи показали нам, как продвигаться шаг за шагом. Шринивас Ачарья в своих стихах «Сад Госвами Аштака» говорит о том, какой практике следовали Шесть Госвами.

В шестом стихе этой «Сад Госвами Аштаки» (аштака обозначает произведение, состоящее из восьми стихов), говорится, что Госвами считали, подсчитывали Святые Имена. Шесть Госвами Вриндавана вели подсчет всем видам духовной практики, которую они совершали. Санкхья пурвака нама гана натибхих означает, что они подсчитывали количество мантр и кругов, которые они повторяли. Они также подсчитывали, сколько раз в день они предлагали поклоны вайшнавам. Это не какие-то секретные вычисления, потому что говорится, что Рагхунатх дас Госвами предлагал поклоны 10 тысячам вайшнавам в день. Они также были очень привязаны к процессу совершения Говардхана парикрамы, я слышал от одного из садху, что Санатана Госвами традиционно делал четыре Говардхана парикрамы в день. Так он очень привязался к Гирираджу.

Говардхан может растопить сердце любого человека и даровать чистую любовь к Богу. И когда Санатана Госвами стал уже очень пожилым, ему было трудно обходить Говардхан так много, перед ним появился сам Господь Кришна и он сказал: «Баба, тебе уже не надо такие аскезы совершать, я тебе дам Говардхана-шилу, и обходя ее, ты выполнишь свои обязанности по обходу Говардхана». Для того, чтобы помочь нам понять важность садханы, Госвами Вриндавана практиковали ее по 22 часа в день, и только лишь 2 часа им оставалось на какие-то другие дела, на отдых, немножко перекусить, пообщаться с местными жителями. Они практиковали ее 22 часа в день, нам очень сложно ее практиковать даже 5 часов в день.

Госвами Вринадавана подсчитывали и сколько раз они мантру повторяют, и сколько поклонов они предлагали Божествам, преданным, и сколько Говардхан парикрам они совершали, и это очень важно, мы можем видеть, что этой традиции мы следуем до сих пор. И Шрила Прабхупада, конечно же, понимал, что мы не способны следовать таким строгим стандартам, и поэтому он дал нам минимальный стандарт духовной практики, и если мы ему последуем, то можем достичь духовного совершенства по его милости за одну жизнь. Шрила Прабхупада сказал преданным, что они должны повторять минимум 16 кругов в день, и для того, чтобы показать пример, неважно, при каких обстоятельствах и где бы он ни находился, он всегда очень серьезно повторял собственную джапу.

Но по мере продвижения в сознании Кришны, человек не хочет удовлетворяться самым минимумом. Потому что благодаря продвижению и очищению в преданном служении, у нас развивается вкус и желание больше заниматься преданным служением. И вся проблема заключается в том, что у нас нет вкуса к духовной практике из-за того, что у нас слишком много материальных желаний, это состояние сравнивается с болезнью. Как, например, я недавно переболел, и у меня не было никакого аппетита, но после того, как я выздоровел, мне захотелось больше есть, и врач сказал, что это очень здорово, что над больше есть, естественно. Точно также, по мере духовного выздоровления в сознании Кришны у нас будет все больше и больше желания слушать, воспевать, размышлять о Кришне, заниматься служением ему различными способами.

Если у нас нету высшего вкуса, решением для нас будет планирование того, как мы можем улучшить свое преданное служение. Для этого нам надо постоянно размышлять, как устроить свой день так, чтобы у нас максимально свободное время было для воспевания, для слушания, для чтения книг, для пуджи, для общения с преданными. Если вы сознательно будете размышлять над тем, как улучшить свое преданное служение и прикладывать усилия в этом направлении, тогда для всего остального уже не останется времени.

Я помню, когда мы были пионерами, или бойскаутами, мы выезжали на природу, в лагерь. Нам вожатые прививали один принцип, который мы заучили вообще, как какую-то санскритскую шлоку. Этот принцип был: никогда не встречайте рассвета без карты. То есть, подразумевалось, что если мы куда-то отправляемся после рассвета, погулять по лесу, нам надо знать, как вернуться и как мы вернемся, если у нас нету карты? И тот же самый принцип относится к нам, в нашей практике преданного служения.

Наверняка вы заметили, что у вас в жизни есть такие мгновения, когда вы не сильно заняты в практике преданного служения. Бывает такое, что эти мгновения все увеличиваются и увеличиваются, и потом они могут вообще весь день заполнить. Шрила Прабхупада выразил этого по-своему: «Время есть свободное – повторяйте Харе Кришна». Один из признаков преданных, находящихся на уровне бхавы – это то, что они никогда не теряют время зря. Это называется (санскрит, неразборчиво). Обозначает, что, если преданный менее продвинут, он сознательно занимает себя преданным служением. А если он более продвинут, у него такой вкус, что он просто не может не заниматься служением.

Серьезные преданные, ложась спать, анализируют свой день, и оценивают, как он прошел, и что можно улучшить, как можно заполнить вот эти паузы практикой преданного служения. Например, если даже у вас нет вкуса к чтению или изучению книг Шрилы Прабхупады, как минимум, можно уделить 10 минут в день, это 70 минут в неделю, это несколько часов в месяц, а в году это очень много часов, которые мы посвящаем чтению книг Шрилы Прабхупады. Я помню, как несколько лет назад я посетил одну семью в Лондоне. Это была семья, достаточно серьезная в сознании Кришны. Когда я зашел в дом, хозяйка дома кормила грудью ребенка. И когда ребенок успокоился, наелся, она бросила его на колени мужу и исчезла куда-то. Она зашла в комнату и закрыла дверь. И я спросил у мужа: «Что случилось, она чем-т разочарована?». Он сказал: «Нет, у нее время для изучения писаний сейчас настало». «Для чего?». «Она изучает книги Прабхупады, поскольку ребенок уже успокоился, у нее шесть минут свободного времени на изучение книг». Муж как мог ребенка развлекал эти шесть минут, через скромных шесть минут его жена вышла, как раз к этому времени ребенок начал плакать, она начала заниматься домашними делами, о ребенке заботиться, убирать и т.д.

Cпособность не терять ни мгновения в преданном служении. Но лучше составить для себя вот такую карту улучшений в преданном служении. И необходимо работать над улучшениями в четырех самых важных областях нашей жизни. В областях души, ума, разума и тела. Можно что-то сделать, чтобы улучшить функционирование нашего тела, усилить наш ум, очистить разум и очистить душу. «О чем речь, Махарадж, Гурудев, как можно улучшить функционирование тела? Мы же не тело, зачем нам время терять на тело? Лучше повторять Харе Кришна!». Но, если у вас был опыт, во время болезни трудно даже садханой заниматься, что уже говорить о практическом служении! Необходимо должным образом заботиться о теле для того, чтобы совершать чистое преданное служение.

Но у некоторых из вас, кто более пожилого возраста, есть опыт, что после пятидесяти и особенно после шестидесяти лет тело начинает приносить множество беспокойств. Даже если вы не больны конкретно какой-то болезнью, просто очень много каких-то мелких беспокойств, которые постоянно происходят в этом теле и очень сложно заниматься и практикой, и служением, и сосредоточиться на своей практике. Поэтому преданный естественным образом думает: «Если бы я в молодости тело не запустил, сейчас бы у меня не было этих проблем». Есть очень замечательное традиционное высказывание, которое до какой-то степени подчеркивает важность поддержания здоровья в сознании Кришны: «Если мы теряем свои деньги, мы ничего не теряем. Если мы теряем здоровье, мы теряем кое-что. Но если мы теряем сознание Кришны, обозначает, что все потеряно».

В этом высказывании особой важности не придается богатству, но здоровью придается некоторая важность. Как же поддерживать хорошее здоровье? Это обозначает питаться очень просто в течение недели и можно себе позволить питаться более роскошно в конце недели. Если, конечно, вам меньше пятидесяти, вы можете об этом не волноваться. Но это зависит от силы вашего пищеварения, если у вас пищеварение как у молодого человека, даже если вы пожилой, вы можете есть, как молодой, а если пищеварение пожилого человека, даже если вы молоды, то вы должны соответственно питаться. Но Шрила Прабхупада также предупреждал, что нельзя и воскресными пирами увлекаться, потому что там много жирных блюд.

Господь Будда, воплощение Кришны, учил поддержанию баланса в жизни. Поэтому очень важно правильно питаться, заниматься упражнениями, не просто валяться на диване. Мы постимся традиционно два раза в месяц, нет необходимости совершать какие-то суровые аскезы, многодневные посты по семь дней, по 14 дней, и пить там какую-нибудь огненную воду, мы этим не занимаемся. Ямуна, знаменитая ученица Шрилы Прабхупады, которая много лет провела в общении с ним, написала в начале одну книгу (она была очень большим специалистом по кулинарии), «Кулинарная книга Ямуна», но затем она поняла, что многим преданным лучше питаться более здоровой пищей, и она написала еще одну книгу, «Стол Ямуны». Безусловно, мы не проводим лекцию по питанию здесь, просто упоминаем некоторые моменты, как можно улучшить свое здоровье через питание.

Необходимо также ставить цели о том, как контролировать ум. Кришна говорит в «Бхагавад Гите», что ум может быть нашим врагом или нашим другом. Самый лучший способ контролировать ум – это его укрепить изучением книг Шрилы Прабхупады. Это называется пища для размышлений. Вместо того, чтобы развлекать ум какими-то глупыми спекулятивными философиями, необходимо дать ему очень хорошую пищу для размышлений в форме философии сознания Кришны. Книги Шрилы Прабхупады необходимо изучать очень серьезно, он оставил нам очень много пищи для размышлений. Один из моих духовных братьев посчитал, что для серьезного изучения всех книг Шрилы Прабхупады нужно примерно 18 лет.

Книги Шрилы Прабхупады невозможно читать поверхностно, это очень глубокое знание, раджа видья, царь всего знания, тайна всех тайн, и поэтому необходимо внимательно изучать их и усваивать. Этот преданный, ученик Прабхупады, сказал, что ему понадобилось два года, чтобы изучить все маленькие книги, которые выпустило ББТ. Еще два года ушло, чтобы изучить средние книги Прабхупады, которые выпустило ББТ. Один год у него ушел на изучение и запоминание «Бхагавад Гиты». И на изучение 12 песен «Шримад Бхагаватам» у него ушло еще десять лет. Поскольку к этому времени человек уже очень много знает, очень много запомнил, он может за три года изучить «Чайтанья Чаритамриту».

Благодаря изучению, проповеди и преподаванию того знания, которое Шрила Прабхупада оставил в своих книгах, можно укрепить ум. Каким же образом можно улучшить функционирование разума? Обсуждая, при помощи дебатов, например, кто-то из преданных может выступать в роли какого-нибудь материалистического ученого, представляя какие-либо аргументы против сознания Кришны и необходимо обсуждать эти темы со всех точек зрения. Запоминая песни и стихи, запоминая разделы из книг. Я слышал о том, что один из моих духовных братьев, Прахладананда Свами, выучил наизусть всю книгу «Кришна». Иногда я просил его процитировать что-то об Агхасуре или о других играх Кришны, он наизусть пересказывал «Источник вечного наслаждения». Это метод укрепления ума – заучивание священных писаний. Это очень важная деятельность.

Я недавно в Москве видел, как люди на перерыве выходят с работы и начинают устраивать перекур, 15 – 20 человек с сигаретами стоят и занимаются праджалпой. Я подумал, что на самом деле их свободное время должно быть использовано для изучения «Бхагавад Гиты», «Шримад Бхагаватам», повторения мантры на четках. А вместо этого они прокуривают свой путь к могиле. Для нас очень важно для всех занимать свое время так, чтобы позитивно использовать эти тенденции. Как же мы можем духовно, что мы можем сделать, чтобы (?) душу. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Также служение вайшнавам, служение коровам. Проповедь, распространение книг, организация фестивалей. Это то, что непосредственно воздействует на душу.

Таким образом можно видеть, что улучшить все в жизни можно шаг за шагом. Очень важно серьезно воспринять то, о чем мы говорим на этой лекции. Использовать эту технику в своей жизни: не встречать рассвет без карты. Если мы все распланируем и заполним наш день деятельностью в сознании Кришны, у нас времени для майи просто не останется. Видя нашу решимость, Кришна благословит нас. Он говорит об этой в «Гите». Несмотря на то, что он занят в самых разных видах деятельности, «мой чистый преданный находится под моей защитой и по моей милости он может достичь моей вечной нетленной обители».

Мы должны заполнять свободное время чем-то, потому что Майя всегда ищет возможности нас занять также. Одна из проблем сознания Кришны – это то, что через несколько лет мы развиваем такое фамильярное отношение к процессу и мы уже не прикладываем таких усилий, как в первые несколько месяцев или лет нашей практики. Чанакья Пандит говорит нам, насколько ценно каждое мгновение нашей жизни. Он говорит, что даже одно мгновение жизни невозможно вернуть, заплатив миллион золотых монет. Поэтому, можно ли потерять более ценное, чем время, бесполезно потраченное? И таким образом, сознательно планируя свои дни, свое время, мы можем продвигаться в сознании Кришны постоянно.

Все Госвами Вриндавана показывали пример, они подсчитывали все виды деятельности в преданном служении, которые они совершали. Также Господь Чайтанья, как описывает Прабодхананда Сарасвати, подсчитывал Святые Имена на такой веревочке с узелками, которая висела у него на поясе. Даже если в вашем положении вы слишком сильно заняты работой или служением, и у вас не так много времени и вы не можете улучшить свою деятельность во всех четырех областях, как минимум приложите усилия в том, чтобы улучшить выполнение самого важного наставления духовного учителя (как об этом говорит Шрила Прабхупада) – повторения шестнадцати хороших кругов каждый день.

Если вы серьезно следуете своему обету и повторяете 16 внимательных кругов Маха-мантры каждый день, то одно только это может защитить вас от любых уловок Майи. Иногда ее уловки могут одурачить даже полубогов. Но если преданный сосредоточен на внимательном повторении Харе Кришна Маха-мантры, никакие могущественные уловки Майи на повлияют на него. И Шрила Прабхупада один раз пошутил на эту тему, в Лос-Анджелесе, так поэтически выразился. Когда он повторил 16 кругов, передвинул последнюю бусину, и сказал: «Теперь я могу заниматься любой чертовщиной!».

Если мы проследим откуда берутся все сомнения, проблемы у преданных, можно их связать с тем, что в какой-то момент у них пропал интерес к внимательному и сосредоточенному повторению мантры. Если вы последуете этим рекомендациям, вы сами почувствуете, как вы прогрессируете шаг за шагом, и почувствуете вдохновение и счастье в сознании Кришны. В «Нектаре преданности» («Бхакти-расамрита-синдху») Шрила Рупа Госвами говорит, что самый первый признак сознания Кришны – это избавление от всех материальный страданий. И одна из причин – это, конечно же, то, что мы отказываемся от греховной деятельности, которая является источником всех страданий.

Как, например, если кто-то случайно хватается за оголенный провод под напряжением, его начинает трясти, и он не может даже оторваться от этого провода. Кто-то должен оторвать этого человека. После этого он чувствует большое облегчение. Точно также, отрываясь от греховной деятельности, мы чувствуем сразу же облегчение. Но если мы серьезно повторяем Харе Кришна мантру, мы почувствуем духовое продвижение естественным образом, осознаем, насколько это замечательный процесс, сколько нектара в повторении Святого Имени.

Бхактивинод Тхакур замечательным образом описывает в одной поэме, каким образом преданный продвигается в преданном служении. Те преданные, которые прикладывают усилия к тому, чтобы улучшить свое преданное служение, могут очень хорошо понять то, о чем говорит здесь Бхактивинод Тхакур. Он пишет:

So push thy onward march, O soul,
Against an evil deed
That stands with soldiers Hate and Lust--
A hero be indeed.

Maintain thy post in spirit world
As firmly as you can,
Let never matter push thee down--
O stand heroic man!

O Sharagrahi Vaishnava soul,
Thou art an angel fair;
Lead, lead me on to Vrindavan
And spirit's power declare.

There rests my soul from matter free
Upon my Lover's arms--
Eternal peace and spirits love
Are all my chanting charms.

(The Jiva Soul. Бхактивинод Тхакур)

Перевод: «Итак, вперед, о, душа! Сопротивляясь злу. Вот стоят солдаты ненависти и вожделения, но ты должен быть героем. Держись за основу духовного мира, чем крепче, тем лучше, не позволяй материи сбрасывать тебя вниз. О душа! Стань настоящим ангелом, веди меня вперед во Вриндаван, развивая духовную силу. Моя душа освобождается от пут материи и попадает в объятия возлюбленного. Испытывая вечное умиротворение, духовную любовь, духовное очарование».