Вступление в Сознание Кришны

Главная > Практика > Вечные вопросы
  

Дамы и господа! Еще раз большое спасибо, что вы пришли сегодня вечером. Мы надеемся, что всем понравился замечательный киртан, который спел Бада Хари прабху. И сейчас мы хотели бы поделиться с вами древней философией, которая исходит из древних писаний и от древних мудрецов Индии. Конечно, большая часть из присутствующих навряд ли считает себя философами. Может быть, даже никто в этой комнате не является профессиональным философом. Но какая-то часть философии очень благоприятна в жизни каждого. Потому что, в конечном итоге, философия помогаем нам ответить на самые важные вопросы в жизни.

Мы всегда задаем себе вопросы и ищем ответы. Но в человеческой жизни мы должны найти ответы на самые важные вопросы, благодаря которым мы можем освободиться от всех беспокойств и страданий материального существования. И, в конечном итоге, возродить свою истинную духовную славу. Наверняка многие из вас хотя бы в каком-то возрасте, в детстве, молодости, будучи взрослыми или даже в пожилом возрасте, мы задаем себе вопрос "Кто мы? Откуда мы появились?", еще до рождения из чрева матери. И что произойдет в момент смерти? Со всем ли будет покончено, как говорит современная наука, или же жизнь действительно вечна, как об этом говорят древние духовные традиции. Существует ли Бог? Или же все происходит совершенно случайно благодаря функционированию механизмов материальной природы. Это глубокие вопросы, но как думающие люди, как разумные люди мы должны найти ответы на эти вопросы. Обычно у нас нет времени, но тем не менее в определенные моменты, как, например, сейчас, мы собрались здесь для того, чтобы рассмотреть эти темы и продвинуться в духовном понимании.

 Вчера после нашей встречи я познакомился с 4-летней девочкой. Ее мама сказала, что она стремилась к встрече со мной на протяжении долгого времени, и у нее очень глубокие вопросы. Обычно вы все прекрасно знаете, какие "глубокие" вопросы задают 4-летние дети: «Когда мы посмотрим мультфильм? Когда съедим мороженое и когда мы пойдем на детскую площадку?»

Я сказал: «Ну, хорошо. Какие у тебя вопросы, девочка?» И она спрашивает: «Махарадж, а правда ли, что Вселенная передает нам глубокие послания о смысле жизни? И существует ли Высший Разум, который руководит всеми процессами во Вселенной, свамиджи?» Она сказала: «Я, конечно, верю в Бога. Но я хочу знать, каким образом развивается любовь к Богу?» Я сказал, что основа духовного развития – это воспевание святых имен Бога, и если делать это с любовью и преданностью, Господь проявится перед тобой в один прекрасный день. И она сказала: «И сколько же мне надо будет ждать, пока он проявится?» Она сказала: «Жизнь коротка!» Она сказала: «Расскажите мне более подробно, свамиджи, потому что я хочу сделать все, что от меня зависит в этой жизни, чтобы приблизиться к Богу». Я подумал, что может быть, она мне должна объяснять эти темы, а не я ей. Это то, для чего на самом деле предназначена жизнь.

 Как вчера мой духовный брат, Чатуратма прабху, сказал о том, что в этом мире существуют 8 млн. 400 тыс. форм жизни, и у многих форм жизни есть общие элементы. Например, еда, сон, совокупление, оборона. Но существует одна основная черта, которая отличает человека от всех остальных форм жизни. Чем же мы отличаемся от всех остальных форм жизни? Тем, что Господь наделил нас будхи. Будхи – это санскритское слово, переводящееся как «разум». Все слышали про Будду. Будда (или Будха) переводится как «разумный» или «просветленный». И в нас, в людях есть частица разума, которая отличает нас от животных, поэтому мы отличаемся от животных форм. При помощи разума мы достигли многих удивительных вещей, особенно на протяжении последних 3,5 веков в науке, в медицине, в технологии. Мы во многих областях достигли удивительных высот за последние 350 лет. Но все животные, рыбы и птицы по-прежнему занимаются тем же, чем и занимались. Поэтому разум – это замечательное преимущество. И, конечно же, в материальном продвижении, в научно-техническом прогрессе нет ничего плохого. Например, я использую микрофон. Но в соответствии с утверждениями древних мудрецов и святых Индии, разум дан человеку для выполнения одной особой задачи.

Что это за особая задача, ради которой Бог наделил нас разумом? Мы должны использовать свой разум для того, чтобы заглянуть внутрь себя и понять свою духовную природу. В этом смысл разума. Заглянуть внутрь себя и понять, кто я такой. Сейчас, если вы остановите любого человека на улице и спросите: «Сэр (или мадам) кто вы?». «Я – это я. Что ж тут непонятного?» Скажут: «Вот, вот я. Что значит кто я? Я прям перед тобой стою!» Но на самом деле этот ответ очень далек от истины. Потому что первый шаг в разумном понимании в соответствии с мудрецами Древней Индии, это понимание того, что «я – не тело». Это, конечно, может быть шоком для многих из вас. В основном, когда мы встаем рано утром и смотрим на себя в зеркало, расчесываемся или еще что-то делаем и мы думаем: «Вот это я. Выгляжу я сегодня неплохо или ужасно выгляжу». Но в соответствии с учениями мудрецов это не вы. Вы являетесь искрой жизни в теле. Вы являетесь искрой жизни, вы являетесь атмой, или душой.

 Именно присутствие души дает энергию безжизненному телу. В этом теле жизни нет, потому что оно сделано из материи. И материя в любой форме в этом мире не обладает жизнью или сознанием. Например, микрофон или же сцена, стулья, на которых вы сидите, потолок, свет, компьютер. Все это мертвая материальная энергия, которой управляет жизненная сила. Из чего сделано это тело? Вы можете спросить любого биолога, и он скажет, что тело состоит из тех же элементов, что и все окружающее в этом мире. И тот же самый принцип справедлив для всего остального – в материи нет сознания.

Я помню, как в школе, по-моему, это был урок химии, нам сказали, что тело состоит из воды на 72%. Поэтому без еды можно обходиться 40 дней, но без воды только 4, а без воздуха только 4 мин. Но почему вода так необходима телу? Потому что тело в основном состоит из воды. Если мы состоим на 72% из воды, значит ли это, что мы – мешок с водой по сути дела, да, большой мешок с водой. И покажите мне мешок с водой, который может разговаривать, который может вас полюбить или который на вас может разозлиться. Такого не бывает.

 Люди говорят, что я хочу достичь духовного просветления, но вот вам азбука духовной жизни: первый шаг в понимании – ахам брахмасми. Я – не материя, а дух. И эта тема понимания того, кто я такой, предназначена не только лишь для йогов, которые сидят где-то там в ледниках Гималайских гор. Это знание, эти вселенские истины предназначены для любого человека, который способен осознать эти истины.

Мы должны знать, кто мы такие для того, чтобы знать, каким образом правильно жить, достичь совершенства и быть счастливыми. Отождествлять себя с тем, чем вы не являетесь – само по себе безумие. Например, если человек едет в машине и, управляя этой машиной, он считает себя машиной. Он говорит, что я – это «Мерседес». Но, простите, вы же не механизм, который ездит на резиновых колесах, который заправляют бензином. Вы – водитель, который управляет этой машиной. «Нет, я – это машина!» И всё.

 Но то же самое относится к представлениям о том, что я являюсь русским, американцем или чилийцем только в зависимости от того, что мое тело родилось или появилось в России, в Америке или в Чили. Это также иллюзия, которая похожа на безумие. И последняя аналогия прежде, чем мы перейдем к следующему этапу – когда мы говорим о теле, что мы говорим? «Это моя рука, это мое предплечье, это моя голова, это мой живот, хотя он увеличивается в размерах, все равно он мой, мои ноги». Вы не говорите, «я – это рука, я – это предплечье, я – это голова, я – это живот». Нет, «это мое, принадлежит мне». Задумайтесь, о чем мы говорим? «Это мое тело». Мы не говорим: «Я – это тело. Это мое тело, но кто же я?»

Это первый вопрос, который мы должны задать себе в этой жизни прежде, чем перейти к следующему этапу понимания. Поэтому, хотя это знание исходит из Индии, оно настолько же актуально для России и Америки, как и для Индии. Это не просто какие-то сектантские мировоззрения, это духовные истины, которые справедливы для любой страны, для любого народа и в любое время, в любую эпоху на протяжение многих тысячелетий. Мы можем даже утверждать, что это знание является синтезом науки и религии. Потому что это очень подробное знание.

Потому что в «Гите», в этом бессмертном произведении Кришна объясняет, что из себя представляет душа, находящаяся в теле. Он даже говорит о размерах души. Кришна говорит, что это Царь всего знания. И при всем нашем уважении к великим религиозным и духовным традициям мира, где еще можно найти такие подробные знания о душе, включая ее размеры и понимание того, что именно душа является сутью тела? Невозможно найти это ответы. Но в «Бхагавад Гите» говорится, что душа представляет из себя 1/10.000 часть кончика волоса в размере. В современном понимании это атомарный размер. Затем он говорит, где находится душа. Она находится в области сердца, это там, где находится душа.

И иногда мы таким образом говорим, да, что я хочу сказать тебе, молодой человек. Мы же не говорим, что я хочу сказать тебе, показывая на чей-то палец на ноге. Мы показываем на грудь. Интуитивно мы знаем все это, но нам нужно авторитетное научное знание для того, чтобы понять глубже эти истины. Это душа является источником сознания. Это сознание распространяется по всему телу. Поэтому я могу чувствовать свои руки, ноги, голову, потому что сознание распространяется по всему телу.

 Например, Солнце сравнительно небольшое, но оно распространяет тепло и свет по всей Вселенной. Если Солнца не будет во Вселенной, света и тепла также не будет. И если душа покидает тело, сознание уходит из тела и таким образом мы понимаем, что человек мертв. На самом деле мертво тело, а душа переносится. Кто-то говорит «мой дедушка ушел из этой жизни». Но вот ведь его тело прям здесь находится, что значит «он ушел?» Если вы считали, что ваш дедушка – это тело, то все тело в полном комплекте прям перед вами лежит. Тогда кто же ушел? Ну, я точно не знаю, но кто-то точно ушел.

Итак, тело умирает, а душа переносится. Это то, что из себя представляет смерть. Смерть обозначает, что «Мерседес» ломается, водитель из него выходит, покупает себе следующий «Мерседес». И для того, чтобы подкрепить это утверждение мы процитируем один из стихов «Бхагавад Гиты», который говорит о переходе души. Говорится точно так же, как душа – хозяин тела переходит из детского тела в юношеское, во взрослое, затем в старческое. Точно так же в момент смерти душа переходит в следующее тело, но осознавшую себя личность не беспокоят эти перемены. Это называется реинкарнация.

Реинкарнация – это не просто какая-то теория, философское представление, хорошая мысль или плохая мыль, – это закон природы. Это не то, за что можно проголосовать – я принимаю реинкарнацию, а я не принимаю. Это не значит, что если мы не проголосуем за реинкарнацию, то реинкарнация отменится. Такого не будет. Так же, как, например, каждый день Солнце восходит и заходит. Это закон природы. И точно так же законом природы является то, что душе в этом мире нужно тело для того, чтобы выполнить свои желания. Точно так же, как в современном мире для того, чтобы передвигаться нам обязательно нужна машина. Если даже машину мы себе не можем позволить, хотя бы автобус или хотя бы какой-нибудь велосипед. Хотя бы на чем-то мы должны передвигаться.

Это какое-то изотерическое понимание, да? Но Кришна упрощает это понимание. Он говорит, что мы меняем тела уже в этой жизни. Разве тела не меняются? Я помню себя 5-летним. Я до сих пор помню, кода мне было 5 лет я играл в песочнице. И моя сестра пришла, и отняла у меня ведерко с песком. И я так разозлился, что я толкнул её, она споткнулась о край песочницы, ударилась головой и разбила себе голову. И у нее до сих пор остался шрам, о котором она до сих пор вспоминает и говорит, показывая на этот шрам: «Вот, смотри, ты это мне сделал, когда тебе было 5 лет!» Я сказал: «Ну, ладно, Анечка. Тебе уже 60. А ты до сих пор вспоминаешь о том, что было в 5 лет». Но я прекрасно помню, что было в 5 лет. Куда же делось это тело? Я ж не выгляжу на 5, правильно? Я выгляжу… То есть, мне уже 65, извините меня! Хотя тело другое, а я тот же самый. Когда мне было 16 лет, я был атлетом, чемпионом по плаванию, выглядел, как Атлас. А теперь я еле-еле по лестнице могу подняться. Что-то меняется, а что-то остается неизменным.

Некоторые ученые говорят, что все клетки тела меняется каждые 7 лет. Синтез науки и религии обозначает, что религиозные утверждения можно объяснить с научной точки зрения для того, чтобы удовлетворить потребность разума в понимании. Если клетки, все клетки тела заменяются каждые 7 лет, это обозначает, что если нам 14 лет, мы уже 2 раза поменяли тело, если 21, то 3 раза поменяли тело. Значит ли это, что мы 3 раза умерли или у нас растроение личности произошло из-за того, что мы поменяли тело несколько раз? И поэтому Кришна обращается к нашему разуму. Это то, что мы можем пронаблюдать в этой жизни. Мы меняем тела на протяжение этой жизни и поэтому в момент смерти мы также меняем тело. И это продолжается с незапамятных времен.

Мы так привязаны к этому телу, к своей стране, к семье, к имуществу и мы совсем уже забыли о том, что буквально несколько лет назад мы были очень сильно привязаны к другой стране, к другой семье, к другому телу и к другому имуществу. Но важнее не наше тело, а что мы из себя представляем в духовном отношении и для чего мы вообще существуем в этом мире. Это то, что необходимо раскрыть в себе.

И после того, как я в Америке один раз объяснял эти моменты, ко мне подошел один юноша и он сказал: «Свамиджи, то, что вы говорите очень убедительно, не поспоришь. Но мне хочется узнать, если я уж перевоплощаюсь из одного тела в другое, чем я должен заниматься, что я должен делать, чтобы в следующей жизни родиться в положении, которое занимает Билл Гейтс создатель фирмы «Майкрософт»?» Говорится, что у него больше 50 миллиарда долларов. И да, то есть, это очень такое выгодное положение, что называется «родиться в рубашке». И первое, что я ему сказал – это то, что наши поступки в этой жизни определяют то, кем мы родимся в следующей.

Я помню, как нам на уроке по «Библии» говорили: «Что посеешь, то пожнешь». Или как в Австралии говорят: «Как аукнется, так и откликнется». Авторитетное утверждение ведической культуры говорит о том, что это закон кармы. Человеческая жизнь налагает на нас ответственность за все наши поступки. Если мы совершаем добродетельный поступок, мы получаем благо. Если мы совершаем неблагоприятный поступок, мы получаем негативные последствия, потому что все наши действия фиксируются высшим руководством. Это закон кармы. И поскольку в прошлой жизни мы совершали благочестивые и неблагочестивые поступки, в этой жизни мы также сталкиваемся с радостными и неприятными событиями. Это другая тема, о которой мы в следующий раз поговорим.

И этот парень хотел узнать, что ему сделать, чтобы родиться в таком положении, чтоб стать подобным Биллу Гейтсу. И я сказал ему, что даже рождение, такое рождение не является совершенством. Потому что это мир двойственности: верх и низ; черное - белое; мальчики – девочки; да - нет; счастье… Сейчас мы очень счастливы, весна пришла, птички поют, солнышко сияет, травка зеленеет, цветочки распускаются, можно жизнью наслаждаться, в Балтийском море искупаться. Столько радости в жизни, наконец, вы нашли для себя подходящего супруга, первый ребенок родился, первую машину купили, столько много счастья в жизни! Но все это сопровождается разочарованиями.

Например, если вы сходите в театр, во многих театрах вот такая эмблема находится – две маски, одна улыбающаяся, другая грустная. Потому что это то, из чего жизнь состоит. Радости и горести, и в театре играют то, что в жизни происходит. Но юноша сказал: «Но если у меня будет 50 миллиардов долларов, я буду счастлив в основном». Я сказал ему, что если даже у тебя не 50, а 100 миллиардов долларов, все равно придется состариться, заболеть и в конце концов умереть, и радости в этом мало». И в этом проблема материального мира, потому что мы как духовные личности предназначены для беспримесного и безграничного блаженства, называемого на санскрите ананда. Это то, чего не существует в этом мире постоянно, к счастью примешиваются какие-то проблемы. Точно так же, как если, например, вам в мороженое песочка подсыпать, и не сахарного, а морского, – вы его выкинете. Даже если его немного. Поэтому в материальном мире вот эти проблемы всё отравляют нам.

 Какова неотъемлемая природа воды? Это влажность. Неотъемлемая природа сахара – это сладость. Неотъемлемая природа соли – соленость. И какова же ваша неотъемлемая природа? Это же не просто мешок с жидкостью, сверху покрытый волосяным покровом и еще чем-то. Какова же неотъемлемая природа души? Это ананда. Поэтому сами посчитайте. И для того, чтобы найти, вычислить, есть ли в этом мире вот эта ананда, бескрайнее счастье, не надо быть даже статистом. Поэтому надо искать чего-то другого.

Ищите и найдете. Как или у Платона, или у Сократа была такая пьеса про пещерных людей, которые искрами добыли огонь, они там восхищались тем, как огонь горит в пещере, отбрасывая тени на стенах. И в этой пьесе говорится, что эти пещерные люди, они никогда света солнца не видели, они родились в пещере. И когда они зажгли этот костер, они так сильно радовались, но один из этих пещерных людей выбрался из пещеры, увидел свет солнца, вернувшись, он им сказал: «Свет солнца настолько удивителен! Он настолько превосходит свет костра!» И они ему не стали верить, они сказали ему: «Что ты тут сказки рассказываешь? Вот порадуйся, посиди рядом с нашим костром». И поэтому говорится, что все то, чем мы восхищаемся, то, все то, что мы любим в этом мире, увядает в сравнении с изначальным миром, из которого мы все пришли сюда. И точно так же, как в этой пьесе этот пещерный человек, увидев свет солнца, вернулся, чтобы рассказать о том, что он увидел своим соплеменникам. Точно так же великие души, которые осознают высшую истину, приходят к нам в этот мир для того, чтобы рассказать ее.

Кришна, явившийся более 5 тысяч лет назад, приходил в Индию и открыл для нас знания, содержащиеся в «Бхагавад Гите». Будда с похожим посланием приходил в другое время и на другом языке он говорил об этом 2500 лет назад. Иисус передавал то же послание, хотя может быть оно отличалось формой и ритуалами, это было около 2000 лет назад. И Магамед приходил около 15 веков назад. И они не говорят о разных вещах. Бог един. Не существует двух, трех или больше Богов, но он известен в разных традициях под разными именами.

Поэтому необходимо найти духовную традицию, которая больше всего вам подходит. Так же, как есть разные уровни образования. В Америке школу заканчивают в 17 лет, что-то люди знают. Или же можно продолжать образование в колледже, узнать немного больше. Или же можно высшее образование получить, или можно получить академическое образование, или же стать исследователем. Это все та же тема, но разные уровни знания. И наше очень смиренное утверждение заключается в том, что знание «Бхагавад Гиты» – это высшее знание духовной науки. Это совсем не значит, что наша традиция лучше других. Все мы находимся на пути домой назад к Богу и пытаемся пробудить любовь к Богу. Но мы говорим, что это академия духовного знания, потому что здесь содержатся очень глубокие истины.

И теперь люди намного более образованы духовно, чем раньше, и они хотят получить очень глубокие ответы на свои духовные вопросы. «Кто я такой?», более подробно «Кто такой Бог?», более подробно «Что из себя представляет душа?» Многие говорят о любви к Богу, но если их спросить, кто такой Бог, они просто скажут: «Бог – это Бог. Создатель всего. Где-то там наверху живет». «Хорошо, а еще что-то можете сказать?». «Ну, нам нужно это знание, потому что невозможно полюбить личность ничего не зная о ней». Почему вы, например, женились на своей жене или вышли замуж за своего мужа? Потому что у них есть какие-то личные качества особые. Они как-то по-особому выглядят, по-особому одеваются, по-особому улыбаются. Он по-особому может зарабатывать особые деньги и так далее. И точно то же самое касается Бога. У него есть личные качества, за которые его любят, и он может ответить взаимностью на любовь каждого.

В духовном мире, как описывается, каждый шаг – это танец, каждое слово – песня и там проходят фестивали каждый день. Бог является личностью точно так же, как и мы, но в отличие от нас он не рождается, не стареет, не болеет, не умирает, он вечно юный, потому что в духовном мире нет старости, болезни, смерти. И духовное счастье – это то счастье, которое постоянно возрастает. Даже в этом мире высшим счастьем считается любовь. Но духовный мир обозначает безграничную любовь. Это другая тема. Но в конце мы скажем, каким образом можно попасть в этот мир. Потому что я уверен, что вы хотите туда попасть.

 Благодаря знанию мы рассеиваем иллюзии в отношении того, что в этом мире есть какое-то счастье. И мы понимаем, что счастье может быть только духовным. Но вы можете спросить: «Хорошо, Свами, и как же туда попасть?» Надо визу открывать. «Ну, да, вот в Америку уже пытался открыть визу, не дали. И шенгенскую визу пытался открыть во Францию – тоже не дали». Что же значит получить визу? Это надо иметь квалификацию определенную. И квалификация для возвращения в духовный мир это према, любовь. Пробуждение любви к Кришне, и тогда мы можем войти в царство Бога. Но как же мы можем полюбить того, кто находится очень далеко? Но мы можем понять, мы можем полюбить личность, если мы узнаем ее как личность. Духовный мир очень далеко. Но тем не менее, духовный мир нисходит в материальный в виде святых имен Кришны.

 В шастрах говорится, что нет разницы между Кришной и его именем. Если вы будете петь его имена, у вас будет возможность установить с ним личные отношения. И он настолько прекрасен, что вы естественно посвятите ему свою душу. Это, конечно, эзотерическое знание, но, если мы подумаем, применим свой разум даже несмотря на длинную лекцию, мы поймем: в материальном мире объект и название или имя отличаются друг от друга. Например, я хочу пить. Не мой ученик, потому что он тут попивает водичку, вот, я хочу пить. И если я буду повторять «вода, вода, вода, вода», пить от этого меньше не захочется. Потому что вода отличается от названия. Но в духовном мире названия и сам объект идентичны. А вы узнаете столько нового о духовном мире сегодня вечером. И поэтому благодаря своей милости Господь присутствует в звуке своего имени. (Хороший ученик!)

Кришна и Шрила Прабхупада, наш духовный учитель говорит, что когда мы произносим «Харе Кришна!», Кришна танцует на кончике нашего языка. И у нас появляется возможность личного общения с ним. И как же мы развиваем любовь к объекту любви? Благодаря постоянному общению. Поэтому святые в любой религии подчеркивают важность воспевания имен Бога. Говорится, что век Кали юги, в который мы живем, самый легкий и эффективный способ развития любви к Богу – это повторение имен Бога, которое состоит из 32 слогов. И утверждение Будды в «Лотосных сутрах» говорит о том, что любой, кто призовет мое имя, достигнет освобождения. В традиции Ислама также говорится о важности воспевания святых имен, и также в «Библии» в псалмах Давида говорится, что от восхода до заката солнца имена Бога следует воспевать в сопровождении барабанов и цимбалов.

 Йоги в Гималаях повторяют звук «аум», «а-у-м», который является звуковым воплощением абсолютной истины. Но это воспевание Харе Кришна очень практично, потому что вам не надо бросать все и уходить в горы, в Гималаи, или же куда-нибудь отправиться в монастырь, уйти. Или же быть ученым, знатоком многих писаний. Это такая скидка для людей нашего века, что не только ученые, философы и возвышенные святые личности, но любой даже самый простой человек, неважно, кто он такой, лифтер, шахтер, монтер, может достичь совершенства при помощи воспевания святых имен Бога. И это воспевание помогает нам очистить наше сердце и пробудить любовь к Богу, прему.

Говорится, что нет смысла сажать семена в саду, заполненном сорняками. Если это сделать, то сорняки задушат культурное растение. И семена любви к Богу не прорастут в сердце, которое заполнено сорняками вожделения, гнева, жадности. Поэтому воспевание уничтожает все неблагоприятное в сердце. И воспевание святого имени в начале очищает наше сердце от всех сорняков, неблагоприятных качеств, которые приносят нам беспокойства. И затем, когда наше сердце очищается на определенном уровне, то любовь к Богу расцветает в нашем сердце и приносит нам духовное счастье. Но, может быть, Кришна – индийский Бог, почему я должен ему поклоняться? Кришна – это не индусский Бог, потому что он в «Бхагавад Гите» говорит, что «я – отец всех живых существ». Это личность за словом «Бог».

Микеланджело, конечно, в своей картине добавил фантазии. Он Бога изобразил таким стариком с артритом каким-то, который еле-еле до Адама там дотягивается. Но в ведических писаниях описывается личность Бога – Кришны. Кришна – это не чуждая нам личность. Сознание Кришны – это не что-то чуждое, это очень естественное явление для нас. И чем больше мы воспеваем мантру, тем больше мы это чувствуем. И мы чувствуем спокойствие и счастье. Поэтому мы вдохновляем вас воспевать. И если мы будем воспевать, это будет самый лучший выбор для нас, потому что все ведические произведения рекомендуют нам следовать этому процессу. И ни в коем случае нельзя позволять делам поглощать себя настолько, что у нас не остается время на обсуждение этих тем, общения с преданными, воспевания святого имени.

И если какие-то утверждения, сделанные сегодня вечером, пробудили в вас любознательность, привлекли ваш разум или затронули душу, особенно те, кто впервые познакомились с этим движением, прежде, чем уйти домой, обязательно остановитесь возле книжного столика, выберите для себя одну из книг и познакомьтесь немного больше со знанием Кришны. Наш духовный учитель написал множество книг, которые переведены на много языков, включая русский язык и, читая эти книги, мы можем очень легко понять глубочайшие духовные истины.

И здесь в Калининграде замечательная община преданных, вы можете с ними общаться, больше узнавать и продвигаться духовно. И как мы говорили в заключении, самое главное для духовного развития – это воспевать Харе Кришна, это то, что мы сейчас будем делать на протяжении минут 15-ти для того, чтобы у тех, кто пришел, появился духовный опыт. И после этого я могу ответить на любые вопросы, которые у вас есть. Я, конечно, мог бы и сейчас ответить на вопросы. Но я думаю, что мы достаточно уже философию обсуждали, поэтому стоит, наверное, сделать перерыв на пение и на танцы, а потом уже обсуждать философию дальше.

Спасибо за ваше внимание. Вы очень внимательно слушали, спасибо! Я отметил для себя в мой предыдущий приезд, что в Калининграде очень внимательные слушатели, которые не отвлекаются, и это достаточно редкое явление, которое не наблюдается во многих местах. Когда некоторые из моих знакомых узнали, что я еду в Калининград, они сказали, что в Калининграде люди намного более сдержанные, чем в любом другом месте в России. Я сказал: «Они не сдержанные, они просто вдумчивые. И это хорошо». И я сказал, что у меня есть опыт в Калининграде, люди очень внимательно слушают и задают очень глубокие вопросы. Спасибо за вашу вдумчивость и внимательность сегодня вечером. Пожалуйста, вдохновляйтесь киртаном, и затем мы перейдем к вопросам и ответам. И закончим мы на русском. Сейчас я уже по-русски заговорю, переводчик мне больше уже не нужен. Отдыхай! Спасибо большое. Харе Кришна.