Семинар «100 вопросов» - лекция 1

Главная > Практика > Вечные вопросы
   место: Евпатория

В Америке очень большая конкуренция между авиалиниями. Когда вы садитесь в самолет, первое, что вам говорят: «Спасибо, что выбрали именно нашу авиакомпанию».

На этом фестивале тоже присутствует трансцендентное соревнование между духовными лидерами, и я всегда удивляюсь, что на мой семинар приходит так много преданных.

Я думал, что если никто не придет на мой семинар, пойду и я на лекцию Чайтаньи Чандры Чарана прабху, как все остальные.

Название этого семинара – 100 вопросов. Но мы его начнем завтра, потому что у нас практически не осталось времени. Я бы хотел прочитать новую главу дневника. Последнее время у меня практически не было времени, чтобы писать дневники. Я был занят путешествиями и проповедями. Но вот в Варшаве появилось немного времени, и 18 часов я вложил в написание нескольких страниц дневника. Можно удивляться: почему на чтение нескольких страниц уходит 10 минут, а на их написание – несколько часов. Но в кругу писателей говорят: то, что плохо написано, плохо читается. В вайшнавских кругах нам известно высказывание из Чайтаньи Чаритамриты: истина, выраженная кратко – очень привлекательная. Хороший писатель, или хороший оратор, знает, как кратко выразить очень глубокую и сложную истину в нескольких словах, наполненных сутью. Это подобно искусству. Точно так же, как художник может взять полотно, кисти и краски и изобразить очень сложный ландшафт на маленьком кусочке ткани. Или фотограф может сделать несколько фотографий знаменательного событиями, которые дают ощущения присутствия. Те из вас, с кем мы друзья на Facebook, знают, что я тоже люблю фотографировать. Я спросил одну из моих учениц: «Мы с тобой друзья на Facebook?» Она ответила: «Нет, гурудев, я Ваша Facebook-ученица. Мне не очень нравится себя называть Вашим другом на Facebook» .

Иногда, смотря на фотографии, сделанные мною, некоторые преданные говорят, что объект на фотографии привлекательнее, чем в реальности. Также глубокая Ведическая философия выражена в литературе: поэзии, коротких фразах, из которых состоит Веданта-сутра. Если бы вы захотели прочитать Ведическую литературу, понадобилось бы, как минимум, 3 жизни. Из сострадания к жителям этого времени Вьясадева разделил Веды на 4 произведения. Но даже это сложно для жителей Кали-юги, поэтому он составил Веданта-сутру.

Всё знание Вед представлено в небольших куплетах. Вместо того, чтобы очень долго объяснять важность духовного развития в человеческой жизни, вся суть была выражена в трёх словах первого стиха Веданта-сутры: атхато брахмо джигьяса – сейчас пора вопрошать. Потому что в Кали югу люди могут оставаться сосредоточенными на одной теме минут 10. Для них все нужно упрощать.

Точно так же мы написали всего лишь одну главу, которая описывает, что происходит на одном фестивале, длящемся 2,5 месяца в Польше и Балтийском полуострове (даже 2 фестиваля). Прочитав ее, вы можете почувствовать, что происходит на фестивале Лакшми Нрисимхадев.

Особенно эта статья предназначена для тех многих преданных, которые хотели бы посетить этот фестиваль, но в силу занятости, не могли. Из этой статьи можно понять, что являет собой мое главное служение - проповедь. Это похоже на каплю океана: нет необходимости выпивать весь океан, чтобы понять, какой он на вкус, достаточно одной капли, чтобы понять, что он солёный. Это не значит, что мы пытаемся набрать большое количество преданных. Так же, как каждый мусульманин должен хотя бы раз в жизни побывать в Мекке, или каждый христианин - в Иерусалиме, точно так же, каждый преданный должен хотя бы раз в жизни посетить Польский тур. Этот тур невозможно было бы проводить без участия украинских, русских преданных.

Итак, том 13, глава первая «Дневника странствующего проповедника» под названием «Нечто удивительное». Вы готовы?

«После почти года путешествий по различным храмам мира я вернулся в Польшу в конце июня, чтобы принять участие в нашем ежегодном фестивале Индии – туре, который проходит на Балтийском полуострове. Все 300 преданных тура собрались на нашей базе на севере и были заняты приготовлениями к нашему двухмесячному приключению. Вымотанный и уставший после долгого перелета из Лос-Анджелеса, я медленно прошел через пограничный контроль и дошел до места выдачи багажа. «Я проповедую здесь практически четверть века», - подумал я про себя, осматривая людей, которые возвращались с отпусков. Но это Кали-юга и результаты не настолько очевидны. Надо набраться терпения. Когда мой багаж появился, я взял его и положил на тележку.

- Вы опоздали, - сказал бизнесмен, стоявший рядом.

- нет-нет, мой рейс прибыл вовремя, – ответил я с улыбкой.

-Нет, я имею в виду ваш фестиваль Индии, – сказал он. – Обычно вы начинаете его 3-го июня, а сейчас практически июль.

- Да, – сказал я. – В этом году мы начинаем немного позже, потому что школьный год был продлен на 2 недели. Наша первая программа будет завтра.

- О, я понял. Тогда я увижу Вас в июле. Мы всегда с супругой планируем отпуск на время фестиваля, мы довольно часто посещаем Ваш веб-сайт.

- Очень хорошо, - сказал я.

- Продолжайте в том же духе, – сказал он и, развернувшись, пошел к выходу.

Я улыбнулся про себя и подумал: эти пять минут терпения вознаградили меня.

На следующее утро я вылетел на север на нашу базу. Мритананда дас забрал меня, и мы поехали на фестиваль. Я прибыл как раз в то время, когда нужно было давать лекцию. Когда я пробегал через фестивальное поле и поднимался по лестнице, я подумал: «Вот снова я даю, наверное, 10000-ную лекцию для людей».

За пару секунд до лекции преданный дал мне Бхагават Гиту, сказав с улыбкой: «Это тот же экземпляр, с которым Вы давали лекцию в прошлом году». «Это подобно встречи со старым другом», - сказал я, ухватившись за книгу.

Посмотрев на сидения, заполненные многочисленными гостями, я начал свою лекцию: «Дамы и господа! Следующие 20 минут я хотел бы поделиться с вами еще одним прекрасным аспектом духовной мудрости Индии».

Перед тем, как закончить, я пригласил людей приобрести Бхагават Гиту в нашей палатке книг. Я упомянул, что несколько часов я буду находиться на фестивале и буду рад подписать любую из книг. Когда я спускался по лестнице, я с удивлением заметил человека, который уже ждал меня внизу с экземпляром Бхагават Гиты.

- Пожалуйста, подпишите книгу, - сказал он с нетерпением.

- Конечно, - сказал я, взяв книгу из его рук.

Когда я начал писать посвящение, то посмотрел на него и спросил:

- Вам нравится наша философия?

- Нет, - сказал он. - Меня это совсем не интересует.

Я перестал писать:

- Зачем тогда вам книга?

Он ответил:

- Моя жена очарована Вашим фестивалем и Вашей речью. А мне все надоело и я хочу пойти домой. Мы с ней договорились, что если я куплю ей эту книгу, то мы сразу же пойдем домой.

Я не смог удержать улыбку, когда заканчивал писать посвящение и дописывал свое имя.

Затем еще один человек подошел ко мне и сказал:

- Вы сказали, что подписываете книги, правильно?

- Да, - ответил я.

- Здесь распишитесь, – сказал он, указывая на пустое место в книге.

- Вы покупаете эту книгу, чтобы глубже погрузиться в духовную жизнь? – спросил я.

- Совсем нет, – сказал он.

- Я – атеист. Я часто спорю против концепции Бога.

- Тогда зачем же Вы покупаете эту книгу?

- Я не могу опровергнуть Ваши утверждения, касающиеся существования Бога, поэтому я хочу изучить эту книгу, чтобы понять, в чем суть.

- Здорово! – сказал я, передавая ему визитку. – Здесь есть мой электронный адрес, может, мы бы могли подискутировать по почте.

- Это очень хорошая идея, – сказал он с улыбкой.

На следующее утро я поздравил преданных с успехом первого фестиваля. «Но давайте не почивать на лаврах, - сказал я, процитировав древнеримскую пословицу. – У нас впереди еще 47 фестивалей».

После роскошного завтрака большая группа преданных отправилась в город на харинаму, где мы должны были проводить второй фестиваль.

Когда мы воспевали на пляже, наши приглашения на фестиваль расходились очень быстро. Одна женщина попросила 6 штук. «Нет необходимости в шести приглашениях, это не билеты, вход на фестиваль бесплатный» - сказал я. «Но не думайте, что это что-то никчемное, если это бесплатное, – сказала другая женщина, сидящая на песке. – Я уже на семи фестивалях была. Все очень здорово и профессионально, у меня только одна жалоба».

- Что же это за жалоба? – спросил я, нервничая и надеясь, что она не отговорит другую женщину от посещения фестиваля.

- Почему фестивали начинаются поздно вечером, почему не рано утром? Нам что есть, чем заниматься? Скажите мне.

- Я подумаю, – сказал я, заметив, что группа харинамы исчезает на горизонте. – Мне нужно догонять моих друзей, но, пожалуйста, приходите завтра.

- Конечно, - сказала женщина. – Я всегда прихожу на час раньше.

Так и произошло: на следующий вечер, когда мы подошли к месту проведения нового фестиваля, я увидел, что эта женщина сидит на скамейке за час до начала шоу. Вскоре места начали заполняться, и за 15 минут до начала представления не осталось ни одного свободного места. Когда я ходил вокруг, то чувствовал вдохновение, витающее в воздухе. Это было очень большое представление на гигантской сцене, наполненной светопрожекторами, с мощной звуковой системой. Множество цветных палаток представляли разные аспекты Ведической культуры. Они находились повсюду. Сотни прекрасно одетых преданных, активно занимались служениями. На сцене начинался бхаджан. Когда я проходил возле рядов, то услышал, как одна женщина, увидев происходящее, воскликнула « О Господи!» и положила руку на плече мужу. «Это подходящий к фестивалю комментарий», - подумал я.

Когда началась программа на сцене, я увидел растрепанного, бедно одетого человека с букетом цветов. Как только он сел возле сцены, другие – быстро отодвинулись от него. Я подумал, что может его переместить куда-нибудь, но потом смиренно решил, что он безобидный и может оставаться. Когда я в тот вечер давал лекцию, этот человек прокричал что-то со своего места. Я не отреагировал, и он продолжал кричать, пока наша охрана не отвела его в сторону. После лекции я спускался со сцены, где меня ждала женщина с маленькой девочкой, которая спросила меня:

- Вы меня помните?

- К сожалению, нет. Я так много людей ежедневно встречаю

- Но я вас помню, – сказала она. – С четырех лет я каждый год приезжаю на фестиваль, а сейчас мне 10. В прошлом году Вы подарили мне сари и украшения. После фестиваля Вы сели вместе со мной и моими друзьями и объяснили, что Бог – это юноша, который пасет коров и играет на флейте. С того времени я каждый вечер перед сном молюсь Ему и прошу, чтобы Он позволил мне пасти коров вместе.

- Правда? – спросил я.

- Так и есть, – ответила ее мать.

- Когда я иду в церковь, священник там просит нас помнить об Иисусе, - продолжила девочка и, помолчав, добавила. – Но я помню о Вас.

- Скажи ему свою проблему. Давай скажи, – сказала мать девочки.

Застенчиво после паузы девочка сказала:

- Каждый раз, когда я вижу Вашу фотографию, я плачу.

- Это нормально быть привязанным к слугам Бога, – ответил я.

- Моя мама купила мне Бхагават Гиту, – сказала она. – Вы могли бы подписать ее?

- Да, конечно, – сказала она. Но сможешь ли ты ее понять, если тебе всего лишь 10 лет.

- Ну, может, я не смогу ее понять сейчас, и мама припрячет ее. Но я смогу ее понять, когда подросту. Хотела бы я уже сейчас подрасти.

Когда я сошел со сцены и прохаживался вокруг, растрепанный человек, которого вывели с моей лекции, подошел ко мне.

- Вот это для вас, – сказал он, вручая букет цветов.

Очевидно было, что он не мылся несколько недель, и от него несло перегаром. Поскольку его руки были грязными и в волдырях, я вежливо отказался и пошел дальше. Неожиданно он закричал:

- Это было предсмертное желание моего друга, что бы я тебе их передал. Это то, что я пытался сказать во время лекции.

Я остановился и развернулся.

- Мы живем вон там, - сказал он, указав на небольшой мост на реке. – Под мостом. Мой друг ждет вашего фестиваля каждый год. Ты, может быть, не помнишь, но мы каждый год приходили за бесплатной едой, и ты никогда не заставлял нас платить. Ты отводишь нас за большую палатку и даешь много еды. Но моему другу больше всего нравятся твои лекции. Два года назад он попросил большую книгу, и ты дал ее ему бесплатно.

- Это была Бхагават Гита? – спросил я.

- Я не знаю, как называется она. Он не позволил мне ее читать, сказав, что я все равно не пойму. В конечном итоге его печень не выдержала перегрузки алкоголя, и он умер. Но умер он спокойно. За несколько минут до смерти он передал мне несколько злотых, которые у него остались, велел купить цветы и передать их для вашего фестиваля, когда он будет здесь проходить.

Я взял цветы и прижал их к груди, поблагодарив этого человека.

- Послушав сегодня лекцию, - продолжил человек. – Я был удивлен, что я понял достаточно многое. У меня теперь есть книга моего друга, и я начну ее читать.

Я пожелал ему удачи, пожав ему руку, а он ушел «домой» - под мост.

Наша театральная группа «Рамаяна» начинала представление, когда я заметил темное облако на расстоянии в совершенно ясном небе. Через несколько минут облако покрыло небо, и начался проливной дождь над фестивалем. Это очень необычно: дождь и солнечный свет. В Ведической культуре это называется дивьяснана или Божественный душ.

Когда начался дождь, люди не знали, что же делать. Когда дождь усилился, все повскакивали и начали искать укрытие. В этот моментРаджешвари сева даси, наш конферансье, в микрофон всем сказала:

- Не убегайте, дождь будет длится всего минуту. В Ведической культуре описывается, что когда идет дождь и сияет солнце – это очень благоприятно.

К моему удивлению все сразу же вернулись на свои места, убежденные, что это что-то особое. Ливень быстро закончился и спектакль продолжался.

Когда я снова поднимался на сцену, чтобы проверить готовность к следующему номеру, ко мне подошел человек и спросил:

- Вы еще подписываете книги?

- Конечно, - сказал я.

- Быстренько подпишите, я не хочу, чтобы моя жена видела.

- Почему? – спросил я, взяв книгу и начав подписывать.

- Она не хочет, чтобы я читал эту книгу, потому что боится, что я покину семью и присоединюсь к Вам в Ваших путешествиях по всему миру. Ей не нравится, когда я слушаю Ваши лекции в Интернет.

- Понимаю, - сказал я, быстро подписал книгу и передал ему.

Он взял книгу, засунул ее в сумку, оглянулся вокруг, чтобы убедиться, что его жена не видит и ушел.

Когда я проходил мимо рядов людей, сидящих пред сценой, я услышал, как одна женщина говорила ребенку:

- Не волнуйся, дорогой, это, просто, Кришна убивает ведьму Путану. Помнишь, как мы читали эту историю из книги, которую купили в прошлом году на фестивале?

Я потряс головой: невозможно найти более ясного доказательства того, что мы здесь выступаем более 20 лет.

Через несколько минут ко мне подошла женщина и сказала:

- Я вижу, что Вы подписываете книги, но можете не беспокоится обо мне.

Увидев в ее руках Бхагават Гиту, я ответил:

- Нет проблем, я буду рад подписать Вам книгу.

Когда она передавала мне книгу, она сказал:

- В Вашей лекции Вы сказали о двойственности материального мира, о сочетании счастья и разочарования, но я с этим не согласна.

Подготовившись к очередному вызову, я спросил:

- С чем же Вы не согласны?

- В моей жизни двойственности нет, – начала она. – Я сталкиваюсь только со страданиями. Я настолько отчаялась, что сейчас думаю о самоубийстве. Но Ваша сегодняшняя лекция дала мне надежду на существование позитивной альтернативы, как Вы сказали. Я планирую серьёзно изучать эту книгу.

Я улыбнулся и сказал:

- Мой духовный учитель был бы рад услышать такое.

Несколько преданных спросили, могут ли они сходить на ближайшую улицу и распространить оставшиеся приглашения. Я согласился и пошел с ними. Когда мы выходили, я увидел девочку- цыганку лет 10, которая играла на аккордеоне и просила милостыню. В ее шапке на земле лежало 5-6 злотых. Играя, она с тоской смотрела на наш фестиваль в 50 метрах от нее. Я остановился на мгновение и спросил:

- Ты хочешь присоединиться к нашему фестивалю?

- Да, очень, но я должна…. – ее голос задрожал.

- Когда ты заканчиваешь свою работу? – спросил я.

Она молчала.

- Ты работаешь весь вечер?

Она кивнула.

- А твои родители рядом? – спросил я.

- Вот там мой отец, – сказала она, показав на мужчину, игравшего на аккордеоне на соседней улице.

Я подошел к нему и начал разговаривать. В разговоре я спросил, сколько его дочь собирает за день игры на аккордеоне, он ответил: около 50 злотых.

- Если я дам Вам 50 злотых, Вы разрешите ей пойти на фестиваль на весь день? Я познакомлю ее с женщиной, которая позаботится о ней, а также она сможет увидеть, как веселятся другие дети, и сможет повеселиться вместе с ними. Мы приведем ее обратно.

- Но у нее еще сестра есть, – ответил он, несколько удивившись.

- Не проблема, - ответил я. – Я вам дам 100 злотых.

Я отправил старшую матаджи к отцу девочек, она взяла их за руки и повела на фестиваль.

- Оденьте их в сари, наденьте на них украшение, разрисуйте гопи-дотсами и познакомьте их с другими детьми, – воскликнул я.

Когда мы шли дальше, один из преданных сказал:

- Махарадж, я не думаю, что давать деньги этим людям – хорошая идея. Они могут использовать деньги в греховной деятельности.

- Возможно, – сказал я. – Но благо, которое получат эти дети, благодаря пению, принятию прасада – неисчислимо.

Но преданный настаивал:

- Но Вы получите плохую карму, если эти люди будут использовать деньги в греховной деятельности.

- Не волнуйся о карме, я приму ее, а ты возьмешь благословение, которое девочка получит за участие в служении лотосным стопам Господу Чайтанье, договорились?

Преданный ответил молчанием.

По дороге назад к фестивалю, ко мне подошла еще одна женщина с просьбой подписать Бхагават Гиту.

- Я не особо многое поняла из Вашей речи, но этого мне стало достаточно, чтобы я заинтересовалась философией и образом жизни, – сказала она.

- Очень хорошо, – сказал я.

- Но скажите честно, - попросила она. – Вы действительно думаете, что я пойму?

- Почему бы нет?

- Потому что я официантка в баре и делала много дурного, - ответила она.

- Тем не менее, я уверен, что вы можете понять, – ответил я

- Ну, если вы так говорите… Завтра я не пойду на работу и начну читать.

По пути назад один преданный спросил:

- Махарадж, вы действительно думаете, что такая женщина сможет понять Бхагават Гиту?

- Это возможно, - ответил я.

- Я не уверен.

- Не так давно, мы оба жили греховной жизнью, но сейчас мы понимаем Бхагават Гиту, разве не так?

Он промолчал.

Пришло время финального киртана. Это всегда яркий момент фестиваля, когда все преданные поют и танцуют вместе в великом счастье. На самом деле, эта самая важная часть фестиваля, потому что он занимает людей в Юга-дхарму в воспевании Святого Имени. Вся культурная программа, которая происходит перед киртаном , предназначена для того, чтобы повысить веру людей, чтобы они воспевали вместе с нами. И они воспевают.

Этот вечер не был исключением: 75 детей, некоторые с родителями, танцевали вместе с нами. Незадолго до окончания киртана, я увидел того самого бездомного человека, который танцевал в тенях сзади. Когда киртан закончился, а аплодисменты стихли, я спустился со сцены для того, чтобы попрощаться со всеми, внизу я с удивлением увидел человека, который держал книгу для подписи.

- Я не верю, что я нахожусь здесь, - давая мне Бхагават Гиту.

- Почему же?

- Я видел ваших людей на Вудстоке на протяжении многих лет, - сказал он. – Но, в отличии от моих друзей, я никогда не посещал вашу деревню, даже, чтобы поесть. У меня не было никакого интереса к тому, что вы делаете. Я думал, что вы сумасшедшие.

- Но два дня назад, я был оштрафован за превышение скорости. Я думал, что офицер полиции был не прав, поэтому я решил оспорить штраф. Меня попросили в полдень прийти в участок, который находится как раз на противоположной улице от вашего фестиваля. Когда я подъезжал, то увидел ваших людей, и подумал про себя, что туда я точно никогда не пойду. Когда я зашел в полицейский участок, меня попросили подождать. Сидя возле окна, я слышал все, что происходит на фестивале. Как только я сел, началась Ваша лекция и все хорошо слышал. У меня не было выбора, и я был вынужден слушать Вашу речь, которая затрагивала многие аспекты философии. Поскольку очередь в полицейском участке практически не двигалась, мне пришлось слушать всю лекцию. И знаете, что происходило? Чем больше я слушал, тем больше меня это впечатляло. Под конец я был полностью убежден. Когда полицейский позвал меня, я достал свою жалобу, а потом пошел к палатке с книгами и купил Бхагават Гиту в твердой обложке. Я планирую завтра начать ее читать на пляже.

- Очень впечатляющая история, - ответил я. – Я опишу ее в своем дневнике. Вот моя визитка. Мы будем поддерживать отношения.

Когда я сошел со сцены, преданные общались с гостями: похоже, никто не хотел уходить. Неожиданно, ко мне подошел отец-цыган со своими двумя дочками:

- Разве не прекрасно они выглядят? – спросил он.

- Конечно, прекрасно, – ответил я, посмотрев на их новые сари, украшения и гопи-дотсы.

- Они провели замечательное время. Я вам очень благодарен, - сказал он.

– Это мой долг, - тихо произнес я.

- Это не просто Ваш долг, это Ваша доброта. Мне бы очень хотелось дать Вам что-то взамен, но мы очень бедны, - сказал цыган.

- Эта благодарность, которую мы получаем от людей, подобных вам, оплачивает нам все сполна, - ответил я.

Мы получаем так много благодарности, что мы убеждены, что скоро весь мир будет танцевать в экстазе. Почему бы нет? Ведь так предсказано в Священных Писаниях.

Последняя цитата из Намальвара – одного из альвар, великого вайшнава, который жил в Южной Индии, много лет назад. Он написал эти строки почти 4000 лет назад:

«Победа, победа, победа! Я являюсь свидетелем удивительного события. Все страдания живых существ уничтожены. Никто не отправляется в ад. Ямарадж остался без работы. Последствия Кали Юги прекратились. Это происходит потому, что по всему миру люди воспевают Святые имена Вишну, играя на музыкальных инструментах».

Харинама санкиртана ки джай!

Шрила Прабхупада ки джай!