Следы на песке

Главная > Практика > Ученик. Отношения с учителем
   место: Маяпур

Спасибо всем, что вы пришли. Безусловно, находясь в Майяпуре, мы были плотно заняты и у нас было очень мало свободного времени, но все равно мы хотели прийти и попрощаться со всеми вами. У нас очень много прекрасных воспоминаний о Шри Дхама Майяпуре, которые мы заберем с собой во Вриндаван. Тот прием, который вы устроили нам в первый день, когда мы прилетели вместе с Бада Хари прабху, был очень тёплый. Дети растут все выше и выше, и все взрослеют в сознании Кришны. Сегодня для детей у нас была программа в доме Ямуны Дживани (история, которая многим известна, про синего Лиса), и они показали очень красивый спектакль про Господа Чайтанью. Я попросил борщ, хачапури и чай, и они все это приготовили плюс еще 25 блюд. Было очень вкусно. Да? Всем было весело? Ну и конечно же церемония принятия санньясы Сагаром Махараджей. На английском говорится, что этот выстрел покрыл всю землю, то есть по Интернету эти новости (о его санньясе) разлетелись по всей планете, ото всех благословения получил. И вся эта информация была зафиксирована самым знаменитым фотографом, а ныне уже и видеографом, Ананта Вриндаваном дасом Адхикари. Первый его альбом был о церемонии санньясы, второй (не менее популярный) о получении инициации, которая прошла вчера. И сегодня он будет все фиксировать на видео, что будет происходить.

Но самая главная цель нашего приезда в Майяпур - получить благословения. Во Вриндаване Кришна может быть мягким как роза, но и суровым как молния. «Намо маха-ваданьяя кришна-према-прадайа те кришная кришна-чайтанья-намне гаура-твише намах». Говорится, что среди всех воплощений Господа самым милостивым является воплощение Шри Чайтаньи Махапрабху. Он специально пришел для того, чтобы дать милость людям века Кали. И говорится, что Господь Чайтанья Махапрабху настолько милостив, что, в отличие от Кришны, он не принимает никаких оскорблений (как об этом нам говорит Кришнадас Кавирадж Госвами в Чайтанья-чаритамрите). Конечно же, это не причина того, чтобы злоупотреблять этой милостью, но тем не менее для нас это важно. И мы с Бада Хари прабху вместе уже почти 4 года ездим. Мы уже везде проехали и всем перезанимались, даже до Монголии добрались. Но нас ждет особое приключение в месте, в котором мы никогда не были. Это Китай. Безусловно, многие возвышенные проповедники уже приложили свою руку к проповеди в Китае. Особенно, конечно, все это начинал Его Святейшество Тамала Кришна Махарадж, являющийся для меня очень близким и дорогим духовным братом, который по воле Шрилы Прабхупады уже участвует в проповеди где-то в другом месте. Но он был тем, кто начал проповедь в Китае. Тамала Кришна Госвами Махарадж ки! И, конечно же, по его стопам пошли многие другие возвышенные преданные: например, Нрисимха Махарадж, Гиридхари Махарадж, Кришна Чаран, Баладев, Чандрашекхар прабху. И, конечно же, благодаря им появилось очень много возможностей для проповеди.

Мне с детства хотелось побывать в Китае. Я вырос в Сан-Франциско, и там был Китай-город свой. Меня все время очаровывали экзотические картинки,  запах благовоний и все остальное. Но до этого мне не удавалось туда поехать, потому что я не знал, как моя проповедь (фестиваль «Харе Кришна каждый день») может вписаться в китайскую реальность, потому что это не совсем то, что было возможно до настоящего времени в Китае. Но не так давно со мной связались некоторые лидеры китайской общины. Они сказали: «Махарадж, возможно, что если вашу программу чуть-чуть переделать, чуть-чуть упростить, вполне возможно, что она впишется в Китае. Мы можем польский Фестиваль Индии перенести в Китай». Естественно, что там религиозная проповедь не будет принята очень позитивно, но я обсудил с преданными, и мы решили, что вполне возможно, что мы будем представлять сознание Кришны с позиции культуры (культурную презентацию сделаем), потому что Шрила Прабхупада говорил, что сознание Кришны захватит весь мир благодаря своей культуре. В индийской и китайской культурах много параллелей. Это то, что мы хотим сделать. Поэтому мы поедем с командой руководителей польского тура: Нандини и Джаятамом и их детьми (Александром и Майей). Они поедут и будут делать исследование, как представить польский тур в Китае. Конечно же, мы не будем там распространять майю, мы будем противодействовать майе. Но тем не менее в Польше вот это одно из имен, которые дают маленьким девочкам.  

Шрила Прабхупада сказал, что сознание Кришны обозначает также объявление войны материальной энергии. Мы прекрасно знаем, что сознание Кришны не всегда легко. Иногда нам приходится противодействовать материалистическим склонностям своего собственного ума. И мы также знаем, что даже в обществе сознания Кришны не все проходит легко и гладко.

Однажды, когда Шрила Прабхупада находился во Вриндаване, преданные прославляли разные виды успеха, которого Шрила Прабхупада достиг в Америке в проповеди. Но Шрила Прабхупада сказал: «Все это было позже. Но вы не представляете, через какие трудности мне пришлось пройти. В первый год я даже не обо всём вам смогу рассказать». Мы можем представить, что сознание Кришны не всегда идиллически развивается. Однажды Шрила Прабхупада сказал: «Не удивляйтесь, если что-то идет не по плану или плохо. Удивляйтесь тому, если что-то происходит нормально». Но тем не менее нам важно продолжать, имея твердую веру в наставления нашего духовного учителя, нашего основателя, который хотел, чтобы сознание Кришны было распространено по всем городам и деревням мира. И несмотря ни на какие препятствия и сложности, мы верим в то, что сила Святого Имени преодолеет все сложности, поэтому мы делаем особый упор на распространение Харе-Кришна-маха-мантры. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Мое понимание Шрилы Прабхупады таково, что он всегда думал и планировал в больших масштабах. Поэтому мы хотим поехать в Китай и посмотреть, что можно сделать для того, чтобы со временем очень сильно впечатлить людей сознанием Кришны. И я вспоминаю о том, что Шрила Прабхупада прежде, чем он отправился совершать свою большую миссию в Америку, вначале поехал в Шантипур для того, чтобы получить благословение Адвайта Ачарьи. И я хочу последовать примеру своего духовного учителя, которого один из его духовных братьев, самый возвышенный духовный брат, объявил шакти-авеша-аватарой, особо уполномоченным воплощением Господа. Я тоже приехал сюда, в Майяпур, для того, чтобы получить благословение на свою миссию. Поэтому мы приехали сюда, в Майяпур, в место, которое Шрила Прабхупада называл местом своего поклонения, для того, чтобы получить здесь все благословения от Господа. И конечно же, дхама особо благословляет через своих жителей, поэтому мы хотим получить все ваши благословения также.

Сегодня мне даже сон приснился. Во сне ко мне подошел какой-то садху во Вриндаване и попросил о возможности пойти вместе со мной в храм Радхи-Дамодары. Когда мы пришли туда, храм был похож на то, что он из себя представлял много лет назад, еще во времена Прабхупады. Он находился посреди леса, и все было в пыли. Это было раннее утро, солнце только начало восходить. Когда мы пришли туда, было время арати. Пуджари предлагал лампаду Радхе-Дамодаре. Ко мне подошел один садху, показал на соломенный домик и сказал: «Туда пройди, пожалуйста. Там тебя ждет Шрила Джива Госвами. Он хочет с тобой пообщаться». Мне это неудобно даже рассказывать, но это показывает, что это был очень особый сон. И когда я зашел туда (это был, конечно, сон, но тем не менее) там сидел Джива Госвами в набедренной повязке, такой уже пожилой. Он очень радостно меня встретил и сказал: «Я хочу благословить тебя за все то служение, которые ты совершил». У него в руках, в ладони, была золотая пыль (золото в виде пыли). Он сказал: «Вот это тебе благословение за все служение». Так кинул эту пригоршню золотой пыли на меня, и оно меня полностью покрыло, я таким золотым стал (во сне). Шрила Прабхупада говорил, что сны в основном, конечно, это всякие глупости. Но если вы видите Кришну или духовного учителя во сне, то это очень благоприятно. Сон закончился тем, что он осыпал меня золотой пылью, и я понял, что от меня ожидается, что сейчас я должен что-то уже серьезное сделать, продолжать свою проповедь. Когда я вышел, вот это сияние золотое, которое от меня исходило, оно было настолько яркое, что я даже не смог увидеть, куда идти. Мне пришлось немного постоять, чтобы как-то глаза привыкли, чтобы сориентироваться в пространстве.

Но для того, чтобы помочь мне развить смирение, мне прошлой ночью приснился еще один сон. Шрила Прабхупада говорит, что иногда после инициации духовный учитель получает карму учеников в виде дурных снов. Мне приснился сон, что я там где-то в темном месте захожу в какой-то дом необитаемый. Надеюсь, что там преданные, но там никого нет. Я спускаюсь в подвал. Там подвал залит какой-то грязной водой, какое-то там болото. И вдруг на меня выскакивает такой брахма-ракшас, у него вместо ног были куриные лапы. Он начал на меня нападать. Мы с ним сражаемся. Он меня пытается сбросить в это болото, которое наполнено какими-то трупами, кусками туловищ. И он победил. Он ударил меня по голове каким-то поленом. Я потерял сознание, и в этот момент закричал и проснулся. Так сильно закричал, что подумал, что я, наверное, разбужу весь дом. Я взял свои чётки и начал повторять Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

То есть смысл в том, что мы проповедуем и, конечно, мы получаем очень много благословений. Но это обозначает, что в материальном мире нам придется сталкиваться также со многими трудностями, потому что мы не можем проповедовать только божественным личностям. Сознание Кришны обозначает, что мы вынуждены также сталкиваться и с демоническими, им тоже пытаться проповедовать. Поэтому Шрила Прабхупада сказал, что проповедь никогда не будет простой, он сам прошел через много сложностей. Поэтому нам нужны все благословения. Шрила Нароттама дас Тхакур говорит, что нам нужны благословения Хари, гуру и вайшнавов - не только Господа и духовного учителя, но также всех собравшихся вайшнавов - поэтому мы просим, чтобы вы дали нам благословение на новую проповедь, и это нам поможет. Наверняка вы помните историю о том, как Шринивас Ачарья, Нароттам дас Тхакур и Шьямананда Пандит, закончив обучение у Дживы Госвами, взяли книги Госвами и отправились передать их вайшнавам Бенгалии. Это были особо уполномоченные личности. Со дня своего рождения все, что они делали, было пропитано духом чистой преданности. Это были настолько возвышенные личности, что каждому из них был дарован особый титул в знак признания их возвышенного уровня сознания Кришны. Например, Нароттама стал Нароттама дасом Тхакуром, Шринивас стал Шринивасом Ачарьей, и Шьямананда стал Шьяманандой Пандитом, но тем не менее, несмотря на это, они направились ко всем старшим преданным во Вриндаване, и у их стоп они просили благословений. Мы все должны проповедовать. Это движение было, есть и будет проповедническим движением, которое предназначено для того, чтобы спасать обусловленные души, и все мы принимаем участие в этой миссии. Несмотря на то, что это замечательное место для жизни (Майяпур), особенно для воспитания детей, но тем не менее очень важно понять, что здесь мы должны обучиться и подготовиться все, включая детей, для того, чтобы принять участие в проповедническом движении Господа Чайтаньи Махапрабху. Мы должны быть очень убежденными и сильными проповедниками. Для этого нам нужны все благословения продвинутых преданных.

Многие из вас слышали о том, что мне написал Шрила Прабхупада в письме? Это было еще до получения инициации. Я очень хотел получить инициацию, но мне по правилам не хватало буквально нескольких дней. Надо было быть в движении на протяжении полного года, 12-ти месяцев, а у меня прошло 11 месяцев и какое-то количество дней, и поэтому несмотря на то, что я и санкиртаной занимался, и лекции давал, мой президент храма сказал, что «рановато тебе еще получать инициацию». И вы можете себе представить, как я себя плохо чувствовал, потому что все преданные, которые со мной присоединились, получали инициации, а меня и мою жену заставили ждать.

Точно так же, как юная Враджа, дочь Махатмы. Был разговор о том, чтобы она получила инициацию, но ее решили немного отложить. Она, конечно, это очень позитивно восприняла, поучаствовала вчера в церемонии, но я представляю, что для нее это было все-таки тяжело. Я поделился с ней своей историей, что мне в свое время тоже не удалось получить инициацию.

В конце Шрила Прабхупада написал мне письмо. Когда Шрила Прабхупада уезжал из храма, я побежал наверх в свою комнату и собрал там все свои сбережения за всё время, все 10 долларов, положил их в конверт и побежал для того, чтобы передать Шриле Прабхупаде. Я подошел к нему и сказал: «Шрила Прабхупада, это пожертвование в Ваш книжный фонд». Шрила Прабхупада взял конверт и сказал: «Большое тебе спасибо». Я также вложил личное письмо в этот конверт. И я увидел, что Шрила Прабхупада, прежде чем сесть в машину, положил это письмо в карман. Это меня убедило в том, что Прабхупада очень личностно подошел к моему поступку и, скорее всего, письмо он тоже прочитает. Через две недели в ответ на мое письмо пришла аэрограмма из Индии. Получить личное письмо от Шрилы Прабхупады было величайшим событием в нашей жизни, и когда пришла аэрограмма от Шрилы Прабхупады... Я даже не ждал, что он мне вообще напишет. Я думал, что письмо адресовано кому-то из старших инициированных преданных (это письмо для Ситалы, или ли для Ратамананды, или еще для кого-то), но  мой президент сказал: «Это письмо для бхакты Брайана». Я был в шоке. Я сказал: «Как? Для меня письмо от Прабхупады?». Я вскочил. Я так сильно нервничал. И в этом письме было написано: «Дорогой бхакта Брайан, пожалуйста, прими мои благословения. Большое спасибо, что ты мне написал письмо собственноручно и что ты сделал добровольное пожертвование в мой только что созданный фонд «Бхактиведанта бук траст». Мне руководство храма сказало, что ты замечательно справляешься со своим преданным служением. Я хочу попросить тебя, чтобы ты продолжал следовать четырем регулирующим принципам и ежедневно повторять 16 кругов. Я также хочу дать тебе наставление, чтобы ты всегда стремился к общению с продвинутыми преданными».

Я воспринял это наставление так серьезно, что я всегда стремлюсь к общению с трансценденталистами всех направлений, независимо даже, кто они такие (иногда это могут быть буддисты, иногда даже майявади, кто угодно). Я с ними общаюсь, хотя меня за это критикуют, но я считаю, что у всех можно чему-то учиться, потому что это не материалисты, это люди, которые серьезно занимаются духовной практикой. У них можно научиться тому, как контролировать ум и чувства, как серьезно изучать писания, как правильно себя вести, подобно настоящему джентльмену. И действительно они во многом достигли успеха. Поскольку мы занимаемся высшей системой йоги, которую дал нам Сам Чайтанья Махапрабху, мы можем поделиться со всеми чем-то очень ценным. И если наше собственное убеждение достаточно сильное, нам нет необходимости бояться того, что они на нас могут повлиять своими доктринами. Наоборот, своим общением мы можем повлиять на них и помочь им сделать следующий шаг вперед в их духовном развитии.

Недавно в Интернете кто-то написал: «Вот, Индрадьюмна Свами всегда с майявади общается». И кто-то там согласился, говорит: «Да, да, действительно, это так». Я подумал, что это на самом деле не критика, а комплимент. Например, я вспоминаю, как Шрилу Прабхупаду в самом начале движения, когда он только приехал в Нью-Йорк, его пригласил жить у себя майявади самый настоящий, доктор Мишра. Он ему разрешал петь киртаны, но не разрешал проповедовать, потому что философские взгляды различались. И несмотря на то, что они спорили друг с другом по поводу философии, когда доктор Мишра заболел, Шрила Прабхупада лично его выхаживал и готовил для него прасад на протяжении 6 месяцев. Он тут чуть тело не оставил, но Шрила Прабхупада поставил его на ноги. И я подумал, что если у моего духовного учителя были такие отношения с отъявленным майявади, почему я не могу следовать по его стопам и пытаться позитивно повлиять на последователей философии майявады? Мы знаем, как Господь Чайтанья общался с майявади в Бенаресе для того, чтобы дать им сознание Кришны. Нам необходимо быть подобными лебедям, которые могут из раствора молока с водой выпить только молоко и оставить воду. Поэтому мы можем общаться с этими личностями и набираться от них чего-то позитивного, но оставлять в стороне то, что никак не связано с сознанием Кришны. Или как говорит другая бенгальская пословица: «Уметь ловить рыбку, но не замочиться в воде».

Возвращаясь к письму, которое мне написал Шрила Прабхупада, там было сказано: «Продолжай следовать духовной практике. Повторяй по 16 кругов каждый день, следуй 4 регулирующим принципам, занимайся служением, и придет время, когда ты получишь от меня духовное посвящение». И для меня этого было достаточно. Вот это письмо было настоящей инициацией, которая намного важнее любой формальности, потому что это означало, что мой духовный учитель принял меня в своем сердце как своего ученика. Это в сердце происходит (гуру принимает нас как учеников и учениц). И я принял его как ту личность, которая способна вывести меня из темницы материального существования. В этом смысле я был принят учеником по-настоящему, и получил еще личное письмо. И в конце письма был постскриптум. Он написал: «Что касается твоего чувства разлуки со мной, я могу понять твои чувства, потому что я тоже чувствую разлуку со своим Гуру Махараджем». Я подумал, что это удивительно. «Но, - написал он дальше, - я всегда чувствую, как он наблюдает за мной и защищает меня». И этот пост-скриптум стал особенно знаменательным для меня после того, как Прабхупада ушел из этого мира. Физически духовный учитель Шрилы Прабхупады ушел из этого мира, но он всегда чувствовал, что он рядом с ним, наблюдает за ним и защищает его. И после ухода Шрилы Прабхупады я вспомнил этот постскриптум и подумал, что хотя Прабхупады физически нет, но он всегда наблюдает за мной и защищает меня.

Безусловно, иногда мы можем чувствовать, что нам очень сложно совершать те виды служения, которые нам даются или от нас ожидаются. Неважно с какими трудностями мы сталкиваемся в семейной жизни, на работе, в нашей проповеди или же в менеджменте в ИСККОН, потому что это движение, которое было создано и поддерживается чистыми преданными. Нам может быть нелегко, но тем не менее мы должны понимать, что мы всегда получаем поддержку и благословения на все, что мы делаем. И очень важно не бояться трудностей, потому что принимая трудности, мы можем почувствовать особые благословения, мы можем почувствовать особую милость, которая к нам проявляется. Поэтому получив все благословения Панча-таттвы, Радхи-Мадхавы, Прахлады-Нрисимхи, Шрилы Прабхупады и всех вас, мы можем смело отправляться на наше проповедническое приключение в Земли красного дракона. Благодаря вашим благословениям мы можем отправляться с великой убежденностью в сердце.

И в конце я хочу рассказать вам еще одну историю, которая иллюстрирует то, насколько важна вера. Потому что наше продвижение зависит от того, насколько велика наша шраддха или вера. Как-то раз… Все дети готовы сказку послушать? Как-то раз жил-был мальчик, который должен был закончить гурукулу.

У нас вот тут тоже мальчики, которые закончили или заканчивают  гурукулу, и сейчас они уже готовы встретить трудности жизни лицом к лицу. Я услышал, как Шри Гор играет на мриданге. Я подумал, что наверное Шри Наму можно заменить, потому что у Шри Гора даже лучше получается.

И когда этот мальчик был готов закончить гурукулу, он подумал:  «Что же делать? Я сейчас выхожу в этот большой мир. В гурукуле все было понятно, предсказуемо, а в этом большом мире - непонятно что от него ждать». Поэтому «Кришна, помоги!». Этот гурукуленок отправился в храм и помолился Радхе-Кришне. Он сказал: «Мой дорогой Кришна, я заканчиваю гурукулу, и сейчас я выхожу в большой мир. Я чувствую себя очень одиноким и беспомощным. Пожалуйста, будь вместе со мной, помогай мне. Я знаю, что если Ты будешь со мной, то все будет хорошо. Это то, чему меня научили в гурукуле». «Ракхе кришна маре ке, маре кришна ракхе ке» («Если Кришна хочет вас убить, никто вас не спасет. Но если Кришна вас спасет, то никто вас не убьет»). И Господь в форме Божества отложил флейту, посмотрел на этого мальчика и сказал: «Не беспокойся, Я все время буду с тобой». Этот мальчик был в шоке, потому что он подумал: «Как так? Мне всего 17 лет, и со мной Божество разговаривает». И Господь сказал: «Да, конечно, ты просил Моей защиты, Я тебе даю гарантию». Он сказал: «Поскольку ты Мой преданный, Я буду сопровождать тебя на каждом шагу». И мальчик спросил: «А как я могу быть уверен, что Ты меня сопровождаешь?». И Господь сказал: «Если ты посмотришь, за своей спиной ты увидишь рядом со своими следами Мои следы и поймешь, что Я иду рядом с тобой. Ты увидишь вторую пару следов, которые находятся рядом - это Мои следы».

Кто хочет увидеть, как Кришна идет рядом с вами?

И что произошло? Это на самом деле так и случилось. Мальчик вышел из храма и отправился в ашрам на выпускную церемонию. И когда он шел, он смотрел назад и видел отпечатки стоп Кришны. На каждом шагу рядом с ним появлялись следы стоп. Когда он повернул налево, он увидел, что эти отпечатки продолжаются рядом с ним. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. И он почувствовал, что все, чему его учили в гурукуле – правда, Кришна действительно Верховный Господь, который любит своих преданных и всегда защищает их. Он не мог об этом никому рассказать, конечно, потому что Божество запретило ему рассказывать. На выпускном вечере они получили свои сертификаты, свои дипломы. И мальчики начали друг у друга спрашивать: «Чем ты будешь заниматься?», - «Я отправлюсь назад в Москву», - «Я не знаю, что буду делать. Может, на работу устроюсь, может быть, женюсь», - «А я поеду в Алачуа, буду помогать своему отцу в бизнесе. А ты чем будешь заниматься?», - «Не знаю. Может быть, проповедью», - «А я буду путешествовать с Индрадьюмной Свами как его слуга. Он меня пригласил», - «Странно, меня он тоже приглашал». Но этот мальчик обладал великой убежденностью. Он сказал: «Куда бы я ни поехал, Господь всегда со мной». Все были впечатлены.

Мы не будем всю историю рассказывать, потому что жил он очень долгую и плодотворную жизнь, но время от времени какие-то события происходили с ним, и они помогали убеждаться ему, что Господь рядом с ним. Конечно, в жизни бывают замечательные дни, когда солнышко сияет, везде розы цветут, все нам улыбаются, но бывают и другие дни, не всегда все так хорошо. Видите, у некоторых прабху уже седые волосы на голове. Из–за чего? Потому что сильно беспокоились из-за своей ответственности и решений, которые они вынуждены были принимать. Или же морщины на лице - из-за всех видов ответственности, которые преданные постарше принимают. Даже у детей проблемы иногда бывают. Поднимите руки, дети, у которых были проблемы. Мы можем понять, что вообще материальная жизнь – это одна сплошная проблема с момента рождения до самого конца, поэтому в священных писаниях говорится, что еще в то время, когда ребенок находится во чреве матери, он уже молится: «О дорогой Господь, пожалуйста, помоги мне служить Тебе, чтобы мне больше не пришлось рождаться в этом мире».

И когда этот мальчик рос, он стал юношей, затем молодым человеком. И каждый раз, когда у него были сложности: или он терял свою любовь, или у него бизнес разваливался, или была ситуация военная - он смотрел и видел, что никаких следов рядом нет. И он думал, что это моменты, когда Господь его оставлял, и у него из-за этого были сложности. Он смотрел, но не видел следов Кришны рядом с собой. Он думал: «Где же Кришна в тот момент, когда Он мне больше всего нужен? Я вижу только одну пару следов, а не две. Где же мой Господь, когда я нуждаюсь в нем больше всего?». И он видел, что это происходит регулярно. Когда все было хорошо, было две пары следов, а когда начинались проблемы, одна пара следов исчезала. И он подумал: «Почему так происходит?». У него начали зарождаться серьезные сомнения. Тем не менее он был хорошим преданном, он занимался служением всю жизнь, и поэтому, когда он оставил тело, он отправился в духовный мир.  

Есть замечательная картина художника Шармы, на которой показано, как душа возвращается в духовный мир, и Кришна обнимает этого преданного и говорит: «Я так долго ждал тебя! Добро пожаловать во Вриндаван!». И когда этот бывший мальчик, ныне освобожденная душа, получил возможность общаться с Господом, он сказал: «Господь, у меня к Тебе вопрос», – «Какой вопрос, ты что, хочешь узнать, какое служение тебе совершать?», – «Нет, я могу совершать любое служение». Он сказал: «Я хочу спросить Тебя о том моменте, когда я был мальчиком в Майяпуре и заканчивал гурукулу. Я обратился к Тебе с молитвой в форме Божества». И Господь сказал: «Да, конечно, я помню. Ты был очень очень прилежным мальчиком. У тебя были хорошие качества и хорошие оценки в школе», – «И помнишь ли Ты, о Господь, когда я помолился Тебе из-за того, что я боялся находиться в материальном мире, я попросил, чтобы Ты всегда был рядом со мной. И для того, чтобы я был убежден, Ты сказал, что «рядом со своими следами ты увидишь мои следы»». Кришна сказал: «Да, конечно, я это обещание тебе дал», – «Но вот у меня вопрос, почему так происходило, что когда все было хорошо, я видел Твои следы, а когда начинались сложности, оставалась только одна цепочка следов. Куда Ты исчезал? Как же насчет пословицы «Ракхе кришна маре ке»?». Господь улыбнулся и сказал: «Мой дорогой преданный, пожалуйста, послушай. Ты должен понять одну вещь - я был рядом с тобой, когда все было хорошо, ты видел две пары следов. Но знаешь ли ты, почему ты видел только одну пару следов, когда были сложности?». «Почему же?», - сказал мальчик. «Потому что когда происходили сложности, я сажал тебя на Свои плечи и нес на руках. И те следы, которые ты видел, были не твои следы, а Мои. Когда ты видел одну цепочку следов, это потому что Я тебя на руках выносил из всех сложных ситуаций для того, чтобы защитить тебя. Когда все было хорошо, Я снова ставил тебя на землю и шел рядом с тобой. Эта одна цепочка следов была Моя, она была Моими следами». Кришна говорит: «Йога-кшемам вахамй ахам» («Я даю своим преданным все, чего им не хватает, и сохраняю все, что у них есть») (БГ 9.22). И знаете, что сделал преданный? Он схватил Господа за стопы, поцеловал Его в стопы и сказал: «Большое спасибо!».

Это не просто история. Это лила, которая на самом деле происходит постоянно с преданными, потому что Господь постоянно заботится о преданных. И все дети, когда они вырастут, они убедятся в том, как Господь постоянно защищает нас на нашем пути, потому что Он обещает в «Бхагавад-гите»: «Мой преданный никогда не погибнет». И поэтому мы с Бада Хари дасом прабху приехали сюда, в эту славную обитель Майяпур для того, чтобы молиться о милости каждой пылинке, каждой капле воды в Ганге, чтобы обнять каждое дерево в Майяпуре и попросить о милости, помолиться этим очень милостивым и очень прекрасным Божествам о милости, и чтобы вы (по крайней мере в уме, символически) поставили свои стопы нам на голову, чтобы благословить нас на проповедь на Земле красного дракона. Спасибо большое! Харе Кришна!