«Забери меня домой»

Главная > Практика > Ученик. Отношения с учителем
   место: Вриндаван

Очень замечательно видеть все ваши улыбающиеся лица в этот прекрасный день явления Шри Нитьянанды Рам. Я на самом деле удивлен тому, что вы до сих пор не заснули. 

Я слышал, что это окончание вашей парикрамы в Индии. Кроме того, этот ваш день был наполнен различной деятельностью в Сознании Кришны. Более того, вы еще приняли прасад. Сейчас еще жарко. Обычно все составляющие этой формулы, превращаются в сон. Обычно после пира на день явления все обычно погружаются в йога-майю в своих комнатах. Но похоже, что вы все возвышенные души и у вас есть сильное стремление к Кришна-катхе и Кришна-киртану.

В Бхагават-гите на самом деле Кришна прославляет Арджуну, говорит о нем как о буддха-кеше. Что он победил сон, благодаря своему Сознанию Кришны.

Точно также как шесть Госвами Вриндавана были настолько возвышенными, что им не нужно было имитировать. Они просто не могли заснуть, из-за того, что у них был такой вкус.

Несколько дней назад у меня была сильная головная боль. Один преданный дал мне таблетку от головной боли. Но в ней содержался кофеин. Поскольку мое тело не привыкло к этому, когда я принял эту таблетку, то я не смог заснуть даже в 12 часов ночи. Я заснул только в 12 часов следующего дня. Это искусственный способ, как оставаться бодрствующим.

Но для преданного не нужно никаких таких искусственных способов. Потому что благодаря своему очень сильному вкусу к шраванам и киртанам, он может оставаться в бодрствующем состоянии 24 часа в сутки. Как например наш Рагхунатх дас Госвами, который жил на Радха-кунде, очень возвышенный бриджабаси. Он повторял 22 часа в сутки. И 2 часа в день он уделял, и то с неохотой тому, что мы называем – поддержанием своего тела. Он просто немного отдыхал, принимал немного пахты. Но безусловно это очень возвышенная стадия духовного развития, когда человек полностью, всей душой в Сознании Кришны.

Но мы в начальной стадии своего Сознания Кришны. Мы повторяем 2 часа. А остальные 22 часа мы занимаемся всем остальным. Поэтому мы приезжаем сюда во Вриндаван, чтобы вдохновиться примером этих возвышенных вайшнавов – шести Госвами Вриндавана.

Вриндаван – это не место для того, чтобы жить здесь, за исключением нескольких удачливых душ. Но это как правило место, куда мы приезжаем вдохновиться. Шрила Прабхупада описывает, что, когда он впервые приехал в молодые годы сюда во Вриндаван, он говорит, что: «Я был настолько наполнен энтузиазма, я ожидал, что Кришна вот-вот выпрыгнет буквально из любого дерева. Возможно это не произойдет с нами, но мы стремимся к тому чтобы достичь этой высшей цели Парам-гатим.

В нашем случае мы вдохновляемся и возвращаемся назад в Белоруссию, Украину, Россию. Для того, чтобы стать более квалифицированными и научиться испытывать, ощущать истинный Вриндаван здесь.

С каждым годом вы будете способны видеть немного больше. Как например, ребенок, когда он рождается только, он не способен видеть формы. Он способен видеть только лишь цвета. Его глаза еще не настолько развиты. Вы смотрите на малое дитя и говорите: «Такой ребенок замечательный, такой сладкий». И он смотрит на вас и говорит: «Мама, я люблю тебя». Но на самом деле все то, что он может видеть, это просто какие-то расплывчатые силуэты. Вы помните это? Только спустя несколько недель  ребенок способен увидеть. Его глаза развиваются настолько, что он способен различать формы своей матери.

Мы с вами подобны младенцам в Сознании Кришны, поэтому мы не способны видеть истинного Вриндавана. По мере своего развития, продвижения на этом пути, мы будем способны видеть игры Радхи и Кришны, которые происходят во Вриндаване.  Даже сейчас, прямо в этот вечер происходит раса-лила.

Мы можем конечно говорить, что Кришна вернулся  назад в духовный мир 5000 лет назад. Но наши ачарьи тонко намекают нам на то, что Радха и Кришна, и все Его спутники они остаются здесь во Вриндаване. Только эти игры они совершают в непроявленной форме.

Все эти игры, о которых мы читаем в 10-й Песне Шримад-Бхагаватам по-прежнему происходят здесь и все это происходит сейчас. Просто это место не подвержено разрушению. Это место вечное. И единственная разница между Гокулой и Голокой это лишь в произношении. Есть несколько небольших различий. Потому что на Голоке на самом деле не существует демонов. Демоны о которых мы читаем, которые были здесь 5000 лет назад, это не какие-то сказки, или просто басни. Это реальные личности, реальные демоны. И в этом разница. Но это очень небольшая разница. Т.е. как у вас есть аккорд в миноре и мажоре. Небольшая разница. Небольшие различия. Там нет демонов, которые есть здесь в материальном мире. Но там есть слухи, что они есть.

Как слухи они действуют так, что это просто слух. В нем нет ничего реального, но мы когда их слышим, мы сразу разочаровываемся и пугаемся. Точно также там в духовном мире они слышат о том, что есть демоны и они разочаровываются. И они немедленно принимают прибежище в Кришне и начинают повторять Харе Кришна. И тогда в этом случае их привязанность к Кришне лишь увеличивается. И их любовь к Кришне увеличивается.

Любовь к Кришне постоянно расширяется. Здесь любые взаимоотношения имеют начало, середину и конец. Даже если вы Ромео и Джульетта. Даже если ваши астрологические карты сочетаются идеально. Все равно эти отношения заканчиваются со смертью. И это действительно приносит очень сильное разочарование, потому что единственное что приносит нам наслаждение это – любовь. И когда эта любовь заканчивается таким образом, отношения прекращаются, тогда это просто опустошение в жизни человека. В 60-е была такая песня и там были слова, что: «Я утратил эти любовные ощущения. Они ушли, ушли, ушли…». (Смех)

Но в духовном мире они постоянно увеличиваются. Всегда. Как только вы можете вообще попытаться даже измерить эту любовь. Она постоянно увеличивается, увеличивается, увеличивается. Это то, как глубока эта любовь. Она настолько глубока, настолько сильна, что каждое мгновение разлуки невозможно терпеть. О Говинда! Каждый миг разлуки с тобой подобен вечности, 12 годам и больше. И без Тебя весь мир кажется для меня пустым.

Математика этих отношений такова, что если вы привязаны на 25%, то когда вы теряете Его, то вы чувствуете эту разлуку на 25%. Если на 50% привязаны, когда вы утрачиваете это, вы чувствуете потерю на 50%. Но если вы привязаны к Кришне на 100%, то что можно подумать о том что вы испытываете, когда утрачиваете Кришну.

Гопи любили Кришну так, как никто когда бы то ни было. И для того, чтобы увеличить эту любовь Кришна иногда исчезает. И они плакали очень сильно, очень много. Поэтому Шрила Прабхупада, он говорит, что вода здесь во Вриндаване – это не пресная, не сладкая вода, но она имеет солоноватый вкус. Потому что на самом деле эта вода – это слезы гопи.

Однажды я пожаловался Бхакти Бринга Говинда Махараджу. Я сказал, что сейчас вот эта вся вода она стала такой соленой. И он мне ответил: «Нечего жаловаться. Ты пьешь слезы гопи». Мы должны испытывать разлуку с Кришной. Если мы испытываем эту разлуку, то тогда наша привязанность к Нему лишь растет.

Мой духовный брат Шри Гоур Говинда Махарадж был очень возвышенным преданным. Он был из Ориссы. Он ушел. Однажды журналист задал ему вопрос: «Вы не могли бы мне объяснить суть вашего Движения Сознания Кришны. Что это такое Сознание Кришны?» Это был простой журналист.

Гоур Говинда махарадж он был авадхутой. Поэтому когда его спросили, он сказал: «Что такое Сознание Кришны? Сознание Кришны означает: плакать, плакать, плакать, плакать и плакать». И журналист с круглыми глазами спросил: «Вы хотите, чтобы я это напечатал?». И Гоур Говинда Махарадж сказал: «Печатайте».

Это очень возвышенная, продвинутая стадия. Нужно хорошо знать… Нужно хорошо знать, какова цель нашей жизни. Сейчас во Вриндаване происходит очень много строительства. Везде все что-то строиться. Постоянно вырастают эти башни мобильной связи. Вот одна, вы можете видеть ее здесь. Эти открытые здесь канализации. Мусор. И тут есть мусоросборщики. Это свиньи. А вы знали, что здесь есть обезьяны? (Смех) Это такие маленькие мошенники. Я называю их – «мошенники», они сейчас прячутся там.

Начиная с 1972 года, когда я приехал сюда впервые, я потерял 14 пар очков. (Смех) Это больше, чем у кого-либо из моих духовных братьев. Потому что эти обезьяны знают, что я их называю мошенниками. (Смех).

Здесь есть попрошайки, которые просят деньги. Много пыли вокруг.

Однажды Шрила Прабхупада, он взял преданных и вел их в парикраме. Вы знаете, что когда вы идете, например, в  парикраму с Диной Бандху. Т.е., когда вы идете с квалифицированной личностью, которая может вам объяснить что там происходило в этом месте. Можете себе только представить, что ваш гуру на парикраме это Шрила Прабхупада. Но в самом начале Шрила Прабхупада брал с собой в парикраму Ямуну, Гурудаса, Мукунду, Джанаки и Шьямасундару, Малати. Это были очень аскетичные времена. Поэтому Шрила Прабхупада решил дать им немного нектара, взял их с собой.

Я помню как однажды я участвовал в одной из таких парикрам, когда Шрила Прабхупада он привел нас на Прабандха-гат. Это место на Ямуне, где Кришна ел грязь, глину. Его старший брат Баларам он сказал, он пожаловался маме Яшоде, что: «Вот Он ел эту глину». И мама Яшода она сказала: «Дай-ка мне посмотреть». Я помню как Шрила Прабхупада принимал омовение там. Когда он его принимал, мы поливали его водой из Ямуны. Можете себе представить? Мы омывали его как божество – омывали своего гуру.

Когда Тамал Кришна махарадж ушел. Я помню, его личный слуга Баларам зачитывал его подношения. Он сказал в этом подношении своему духовному учителю: «Гуру махарадж, столько преданных есть, у них столько разных божеств: Гаура-Нитай, Радха-Кришна, Джаганнат, Баладев, Субхадра. Но лично для меня – вы являетесь моим божеством». И он сказал, что: «Когда вы были здесь на Земле, вы были для меня моим божеством. Я любил вас, я одевал вас, я подготавливал для вас одежду, я готовил для вас прасад, я чинил вашу курту, я укладывал вас спать, делал вам массаж. Но сейчас, когда вы ушли моя жизнь стала просто пустой. Я не знаю, кто такой Кришна, но я знаю моего духовного учителя». Когда он сказал это, он просто разрыдался и просто упал наземь. Он просто всхлипывал. И на этом закончилось его подношение.

Поэтому я вспоминанию эти ранние дни, когда мы омывали Шрилу Прабхупаду, брызгали его водой. Я думаю об этом как о поклонение божеству.

Однажды я задал вопрос Тамал Кришне махараджу: “среди всех качеств ученика, какое из них самое важное, самое главное?” И он ответил: “гуру-ништха”. Если у вас есть вера в вашего духовного учителя, то тогда вы сможете достичь всего.

Шрила Прабхупада так водил преданных на парикраму. Это самое лучшее. Потому что все во Вриндаване знают, что гуру является тем, кто открывает  Вриндаван. Кто мы такие, чтобы войти сюда во Вриндаван. Как мы можем вообще подумать о том, чтобы войти в эти ряды абсолютно чистых преданных, чью любовь Кришна с готовностью принимает. Эти преданные настолько возвышенны. Кто мы такие, чтобы туда войти. Мы можем войти туда только по милости гуру и Гауранги. Мы конечно же повторяем мантру, мы пытаемся контролировать свои чувства, мы произносим поэтому молитву перед прасадам. Но то, как мы по настоящему, в действительности продвигаемся это только лишь по милости духовного учителя.

Поэтому если только гуру удовлетворен… и поэтому Бхактивинода Тхакур пишет в своем бхаджане, что: «Я бегу за тобой гуру махарадж. Я кричу: Кришна, Кришна, Кришна!».

Я сейчас немного другую историю расскажу. Однажды мы были со Шрилой Прабхупадой на парикраме. Мы были со Шрилой Прабхупадой во Вриндаване. Прямо где-то посреди всей этой парикрамы во Вриндаване, там происходило какое-то праздничное событие, были танцы. Там выступал мэр Уттар-прадеша. Что-то такое было, я точно не помню. Самое быстрое что уходит в старости это ваша память. Было вот это торжественное событие. Я думаю, что Шрила Прабхупада тогда тоже выступил с речью. Но она была короткой. И нас было где-то 20 или 30 человек. После этого, после того как он закончил свою речь, он отправился назад в Раманрети. Мы сразу же выбежали, чтобы последовать за Шрилой Прабхупадой. Шрила Прабхупада был настолько быстр и энергичен, можно сказать, что мы просто не поспевали за ним. Мне было 21 год, или 22. Шрила Прабхупада шел так быстро на утренней прогулке, что я просто не мог поспевать за ним. Он буквально просто плыл над землей. Это очень хорошо известно, что стопы полубогов никогда не касаются земли.

Однажды Ямуна деви была на утренней прогулке со Шрилой Прабхупадой. Это было после дождя где-то в предместьях Лондона. Они все шли по мокрой земле, и когда она оглянулась, то увидела, что она оставляла очень большие, отчетливые следы на земле. Но отпечатков Шрилы Прабхупады небыло. Тогда она восклинула: «Прабхупада! Мы все идем по грязи, но вы не оставляете следов». Шрила Прабхупада посмотрел на нее и ответил: «Когда-нибудь, когда ты продвинешься, то ты поймешь это». Кто был тот святой, который ходил посреди нас?

Итак, Шрила Прабхупада вместе с Ашотойкирти сели в рикшу и быстро исчезли, уехали. И я… я просто потерялся. Там больше не было рикш. Все эти улочки, свиньи… я просто… я был полностью потерян. Я был полностью один, потому что все остальные тоже куда-то исчезли. Я бежал наугад, я просто был один. Я бежал по всем этим темным улочкам. Я бежал, бежал и вдруг неожиданно наконец-то выбежал на главную дорогу, которая вела назад в Раманарети. В этот момент рикша с Шрилой Прабхупадой оказалась рядом, проезжала мимо меня. Я закричал: «Прабхупад!» Рикши вала немедленно остановился. Шрила Прабхупада посмотрел на меня и спросил: «Что ты здесь делаешь?». Я сказал: «Прабхупада, я просто потерялся». Тогда Шрила Прабхупада сказал: «Ничего, просто следуй за мной. Я выведу тебя назад, домой».

Когда Шрила Прабхупада сказал эти слова… Я не знаю, я думаю, что он имел в виду, и в том и в другом смысле. Но то, как я это воспринял я понял, что он сказал: «Я заберу тебя назад в духовный мир. На Голоку». Я просто встал как вкопанный там на этом месте. Наверное, я простоял бы там всю ночь. Но в этот момент Шрутакирти сказал: «Давай, давай, поехали, идем». И я стал бежать за Шрилой Прабхупадой. Я просто в этих всех чувствах бежал. Я бежал, думал: «Шрила Прабхупада сказал мне, что он заберет меня назад на Голоку, в духовный мир. Слова брахмана они всегда правдивы. Что говорить о словах чистого преданного.

Я просто бегу за тобой и кричу: «Кришна, Кришна!» Гуру это тот, кто открывает. И как он открывает Дхаму? Что вот так вот: «Пху!». И просто какая-то вспышка? Не то, что гуру делает при этом какой-то магический трюк. Ом агьян тимиран дхасья, дханан джая шалакайя. Мы слепы, наши глаза покрыты катарактой. Духовный учитель, просто скальпелем знания, он убирает этот покров иллюзии. Таким образом при помощи духовного знания он открывает нам Дхаму.

У одного моего ученика и его жены есть клиника здесь в Варшане. Они проводят операции по удалении катаракты. Похоже что это не слишком сложная операция. Это просто когда слизь высыхает, то она просто становиться как корка, и закрывает сетчатку глаза. Они просто скальпелем отделяют эту слизь, и потом так замечательно видеть этих садху, когда у них просто убирают эту катаракту. Они вдруг неожиданно снова обретают способность  видеть. Это точно также, как детям, которые глухи вставляют слуховой аппарат. И они вдруг начинают слышать. Точно также это действует, когда нам гуру открывает глаза знания.

Шалакайя – при помощи скальпеля этого знания духовный учитель открывает нам видение и мы начинаем наконец-то видеть вещи такими, как они есть. Но, что самое главное, мы начинаем видеть Вриндаван.

Как? Каким образом после того, как мы услышали лекции духовного учителя, каким образом наше видение меняется? Оно меняется таким образом, что мы наконец-то начинаем видеть всю бесполезность этого материального мира. И мы видим позитивные возможности, которые нам предоставляет преданное служение. Все это, весь этот мир, начиная с Брахмалоки и до Паталоки весь этот мир, это просто место, которое полно страданий. Благодаря этому духовному видению, духовному знанию, мы понимаем, какие возможности открывает для нас преданное служение и что такое духовный мир. И мы начинаем видеть Вриндаван. Это есть дивья-гьяна.

Материалисты видят этот материальный мир, как нечто реальное. А духовный мир они представляют, как-будто это просто какая-то фантасмагория, как просто нечто, за что держатся какие-то неудачливые люди, как просто какие-то сказки для бабушек, как что-то совершенно выдуманное. Но мы говорим наоборот. Они говорят, что только материальный мир - это реальность. Но мы говорим: «Нет. Все наоборот. Духовный мир – это реальность. А материальный мир иллюзорен, благодаря тому, что он временен». То есть все наоборот.

Разумный человек видит при помощи ушей. Так, Арджуна наевшись на пиру, стал засыпать. Поэтому Кришна начал ему кричать: «тат шрину» - слушай. Потому что смотри, иначе все будут следовать твоему примеру. Если ты будешь засыпать, то все остальные тоже будут засыпать. Сейчас уже 6 глава Бхагавад-гиты, проснись. Мы начинаем видеть вещи через слова нашего гуру, а не при помощи этих глазных яблок.

Однажды Бхактисидханта Сарасвати Тхакур давал лекцию. Это было в зале для даршана. Он находился рядом с храмовой комнатой. Это была очень длинная лекция. Бхактисидханта Сарасвати может это делать. Он может держать бодрствующей свою аудитория. Это была утренняя лекция по Бхагаватам. Она продолжалась до полудня. Ученики смотрели на часы… но это лекция гуру, поэтому нельзя засыпать. Они смотрели и говорили: «Гуру махарадж, ну уже 6 часов. Затрубила раковина для арати. Когда зазвучала раковина, двое или трое его учеников встали и ушли в храмовую комнату на арати. Стали петь: «Киба джайо…». В общем арати. Через полчаса они вернулись. Шрила Бхатисидханта Сарасвати, он по прежнему читал лекцию. Немедленно как только он их увидел, он спросил их: «Вы где были?!». И он был рассержен как лев. Это был “гуру-лев”.

Он не мог терпеть никаких отклонений, он не мог терпеть никаких утверждений, которые были вне царства чистой преданности. Он просто не мог этого терпеть.

Шрила Прабхупада всегда говорил, что его гуру махарадж постоянно… “рубил с плеча”. Чап-чап-чап. Удивительно находить некоторые сходства между русским и английским языком. У вас тоже есть чап-чап-чап. (Смех). Но эти его ученики ответили: «О, гуру махарадж, мы же пошли чтобы увидеть Кришну в форме божеств». Когда Шрила Бхактисидханта Сарасвати услышал эти слова своих учеников, то с силой ударил рукой по столу и сказал: «Вы не видели Кришну! Вы видели просто камень!» Если вы хотите увидеть Кришну, то вы должны просто оставаться здесь и слушать.

Вместо того, чтобы быть просто туристами и бегать везде, делая эти снимки: клик. Здесь в Индии по-прежнему, когда хотят фотографировать, они говорят: «Махарадж, можно мы вас кликнем?». «Что-что?». «Ну кликнем, сделаем фото». Вместо того, чтобы просто кликать и делать эти фотографии, нам нужно просто оставаться, слушать, петь киртан. И тогда по мере нашего очищения - чита дарпана марджанам. Тогда духовный мир откроется нам.

Это то, что мы делаем на наших парикрамах на Картике. Конечно для новых преданных очень важно увидеть все эти места также. Но что мы делаем на Картике, мы обычно отправляемся с Бадахари прабху и Шри Прахладом. Мы просто отправляемся в одно место. Мы садимся там. Мы слушаем катху об этом месте. Потом 2-3 часа киртана. Затем принимаем немного прасада и возвращаемся назад.

Однажды, когда Шрила Прабхупада был на парикраме с этими первыми преданными, он сидел и описывал Вриндаван. Он описывал, что Вриндаван со всеми этими открытыми канализациями, со свиньями, с рикшавалами, с этой стройком, тем не менее является чинтамани. Чинтамани означает – трансцедентальный философский камень. Если вы берете философский камень, вы прикасаетесь к чему бы то ни было, и это немедленно превращается в золото.

О, я хочу отправиться туда! Боб Дилон написан песню о том, что там все улицы сделаны из золота. Когда я услышал эту песню об этом, то подумал, наверное мне нужно стать христианином. Там так здорово, все сделано из золота.

И это правда. Вы можете взять тут любой камешек и прикоснуться к чему-то ни было. И это сразу превращается в золото, золото, золото. Но если у вас есть према, то тогда все это золото, бриллианты, изумруды, все это совершенно не имеет никакого значения, никакого смысла по сравнению с тем бриллиантом удачи в Сознании Кришны, которую вы имеете.

Гопи настолько безразличны к этим камням чинтамани, что они берут эти камешки чинтамани и просто привязывают их к шнуркам своей обуви. Знаете, когда вы молоды, ваши шнурки часто развязываются. Гопи просто привязывают эти камешки к шнуркам, чтобы какой-то вес был, чтобы таким образом они не развязывались. Настолько они считают это не значительным.

Вы знаете, что гопи они очень много подметают. Когда они подметают улицы, дорожки во Вриндаване и неожиданно находят отпечаток стопы Кришны то не трогают его. Они оставляют его нетронутым. Они не  подметают там, чтобы сохранить его настолько долго, насколько это возможно.

Калпа-врикша – это деревья, которые выполняют любые желания для служения Кришне. Прабхупада говорит, что если эта калпа-врикша - яблоня, то вы можете попросить у нее апельсин. А в следующий день можете попросить арбузы. А если вам вдруг нужна чамара, опахало, то вы можете попросить у дерева желаний чамару. Поэтому вам не надо отправляться куда-то на лой-базар, или в магазин Шриджи и покупать все это. Вы просто подходите к дереву желаний и говорите: «Мне нужен серебряный поднос, 3 серебряных стаканчика, хрустальную ложечку и 20 бриллиантиков». И вдруг это все высыпается вам на-руки. «Спасибо большое».

Шрила Прабхупада видел как преданные облокачиваются на эти деревья, как они видят этот мусор, они видят эти канализации, свиней и т.д. Один из учеников он обратился к Шриле Прабхупаде и сказал: «Шрила Прабхупада, вы там описываете Вриндаван, так замечательно, но что не так со мной? Я вижу только мусор, канализацию и свиней. Что не так?»

Шрила Прабхупада его переспросил: «Ты не можешь, не видишь?». «Нет не вижу». Тогда Шрила Прабхупада сказал: «Ну ничего. Ты не видишь потому, что у тебя просто небольшая соринка в глазу». У нас всех есть такой опыт, когда ветер подует и вам попадает пыль в глаза. Тогда ваша мама говорит вам... (смех) Видите слово “мама” и в Америке, и на Украине, и в России везде звучит одинаково. Ваша мама тоже так говорит. “Просто поморгай и соринка выпадет из глаза.”

Шрила Прабхупада сказал: «У тебя есть пылинка в глазу. Поэтому ты не видишь того, о чем я говорю. Когда эта соринка выпадет, тогда ты сможешь увидеть Вриндаван таким, каким он есть.”

Тогда этот преданный, он… Мы были молодыми, мы не все сразу правильно понимали. Он в действительности, воспринял все это буквально. Он снял свои очки, взял воду из бутылки и стал промывать ею свои глаза... Только позже до него дошел смысл этих слов Прабхупады.

Когда Шрила Прабхупада увидел, как этот преданный промывал водой глаза, то сказал: «Нет, нет не так». И прояснил, что эта соринка – это просто твои материальные желания. Это вожделение, гнев, зависть, жадность. Это такие вещи. Если они есть, если они еще не убраны, то, тогда мы не сможем видеть вещи такими, какие они есть. Мы не сможем увидеть Кришну.

Когда эти качества: вожделение, гнев, жадность убираются, тогда глаза нашего ума открываются и мы начинаем видеть эти духовные вещи такими, какие они есть. «Шри дарпана марджанам».

Шрила Прабхупада однажды во время установления Божеств в Лос-Анджелесе, сказал, что если вы будете смотреть на эти Божества просто как на бронзу, то вы будете смотреть так как на бронзу всю свою жизнь. Всегда. Но если вы будете служить им с верой и соблюдая все правила и предписания, то тогда однажды эти Божества заговорят с вами.

Вриндарани занимается пуджей там в нашем доме. Можете себе представить через 20-30 лет она будет снова омывать Божества. И вдруг, они скажут после 40 лет ее служения: «Ты не могла бы немного подогреть воду? Что-то сегодня прохладно». Это то, что Шрила Прабхупада пообещал, что если вы будете служить с верой, соблюдая все правила и предписания, они заговорят. Божества - не камень.

Материальными чувствами вы можете воспринимать только материю. Это простая логика. А духовными чувствами, когда они развиты, вы начинаете видеть духовные вещи.

Брахма-самхита говорит, что мы продвигаемся маленькими-маленькими шажками.

Я однажды в России посещал сиротский приют и там ступеньки были очень-очень маленькими. Я буквально должен был на цыпочках идти, сделать много-много шагов, чтобы 20 метров пройти. Я подумал: «Это в точности как в преданном служении. Вы делаете какие-то усилия, вы продвигаетесь маленькими-маленькими шажками.

Когда вы вернетесь после этого паломничества назад в Минск, Киев, Москву и вас спросят: «Ну что? Ты видел Кришну?». «О, нет. Махарадж сказал, что это долгий путь». «Но я на один шаг ближе к Кришне».

И этот шаг сделан навечно. Это достижение навечно. Как Конфуций, китайский философ говорил: самое длинное путешествие начинается с первого шага.

Но мой гуру – Вриндаван – это настолько милостивые места. Это Дхама. Что любой шаг вам засчитывается, как очень большой шаг. Потому что любое служение, которое вы сделаете здесь увеличивается немедленно в тысячи раз. Кришна дает вам такую поблажку. Вы делаете маленький шаг, и Он засчитывает это как огромный шаг.

Это замечательно, что вы приехали сюда, вы провели здесь целый месяц или больше. Для вас это огромный скачок в вашем Сознании Кришны.

Повторять Харе Кришна, слушать Шримад-Бхагаватам, поклонятся божествам, общаться с преданными и жить, или посещать святые места здесь в Индии. Это 5 самых могущественных видов преданного служения. Сейчас вы исполнили пятый. Поэтому поздравляю вас. Мы вернемся назад к первому, который называется – воспевание Харе Кришна.