О правильном умонастроении при поклонении божествам


Главная > Практика > Поклонение божествам
   место: Москва

Очень много здесь юной энергии у нас. Я вспоминаю о своей молодости, когда на вас смотрю.

Мы очень счастливы быть здесь сегодня – я и Бадахари прабху – известный киртанист ИСККОН. И принимать участие в 22 годовщине установления Божеств. Безусловно – это очень важное историческое событие, и мы очень рады возможности приехать и внести какой-то скромный вклад.

Поклонение Божествам является одним из особых вкладов Шрилы Прабхупады в развитие западного общества. Потому что  в западном мире люди, хотя  многие люди верят в Бога, но, тем не менее, совершенно не знают,   кто такой Бог. Безусловно, в западном мире присутствуют религии, которые помогают жить людям, жить цивилизованной жизнью и развивать любовь к Богу. Но сложность заключается в том, что  мы не можем полюбить того, о ком мы ни чего не знаем. Каков стимул любви? Например – женщины. Почему они выходят замуж за кого-то? Мужчины, почему они женятся на ком-то? Благодаря внешней привлекательности, качеств характера. То, как они ходят, сидят. То есть мы привлекаемся кем-то благодаря конкретным, личностным характеристикам. Конечно, в Сознании Кришны наша любовь гораздо глубже, чем просто  что-то внешнее. Мы любим друг друга на духовном уровне. Но это один из примеров того, что любовь – это личностное. Шрила Прабхупада обсуждал в самом начале создания движения как его назвать. Он говорил, что мы должные его назвать Международным Движением кого? ….

И один из первых преданных – Мукунда дас, который впоследствии стал Мукундой Госвами, сказал, что, может быть, мы назовем наше движение Международным Обществом Движения Сознания Бога?

Но Прабхупада сказал:

- надо более конкретно дать название – Международное Общество  Сознания Кришны. Потому, что Бог, это Кришна. Очень личностно. Можно любить только личность.

По милости Прабхупады мы знаем о Кришне столько много, что нам очень легко полюбить Его. Потому что Его Формы необычайны. И  не смотря на то, что Он самый старый, Он вечно молодой. И его Форма изогнута в трех местах. Он играет на своей флейте – Вену. У него темные волосы, волнистые, которые спускаются до самых плеч. Его глаза описываются как лепестки лотоса, которые достают фактически до ушей. У него красноватые губы, подобные плоду бимба и Его зубы сравниваются по красоте с идеальной формы жемчужинами и поэтому, когда Он улыбается, эта улыбка расплавляет сердца окружающих. Однако ботинок Он не носит. Он бегает босиком по пастбищам. Он очень привлекательный юноша, который очаровывает всех. И иногда Он по ночам встречается со своими подругами, особенно со своей главной возлюбленной Радхой. И по этому, у каждого из нас есть возможность в служении Ему. Он носит гирлянду из пяти видов цветов, которая спускается до самых щиколоток. Он очень очарователен для всех. Его гирлянда называется Ваиджаянти – победоносная гирлянда. Когда он ходит, она раскачивается из стороны в сторону, поэтому Кришна очень очарователен во всех отношениях. И ночью, после игр с Радхарани Он возвращается домой и друзья его спрашивают – где ты был, Кришна? Потому, что он им не рассказывает о своих играх с гопи. И Он говорит своим друзьям: я тут в лесу ходил. Искал теленка, который потерялся.

Прабхупада говорил, что мы знаем о Боге все. Мы знаем, как Его зовут, где Он живет, и даже знаем его номер телефона.

Это великий вклад Шрилы Прабхупады в западном мире. Он как посланник Кришны дал нам всем Кришну в форме Его Имени, которое от Него не отличается. Нет разницы между самим Господом и Его Именем, Формой, Играми и Окружением. Поэтому он принес нам Имя Кришны, Его Славу, познакомил нас с Играми Кришны. И он так же принес для нас Форму Кришны – Божества. Прабхупада познакомил западный мир с поклонением Божествам.

Каким образом можно развить любовь к личности? Необходимо общаться с этой личностью, потому что любовь с первого взгляда, это на самом деле это не любовь, а вожделение. Настоящая любовь развивается через продолжительное общение и знакомство с личностью. И для того, что бы дать нам возможность общаться непосредственно с Верховным Господом Прабхупада дал нам Божества. Божества не отличны от Кришны. Божество и Кришна – это одна личность. Разницы нет. Нет ни какой разницы между Верховным Господом и Божеством. Они не отличаются друг от друга даже на йоту. Это Изначальный Кришна, который находится в Духовном мире. И у всех у вас должна быть эта вера.

Кто-то молодой, аналитический преданный может возразить: 
Свамиджи, Вы говорите, что Форма Господа чисто духовна – сат-чит-ананда – виграха. А форма Божества сделана из материальных элементов. 
Божество может быть сделано из дерева, из металла. В древние времена Божества делали даже из драгоценных камней. Были бриллиантовые Божества, Рубиновые, Сапфировые, из чистого золота. Я видел Божество Кришны, отлитое из чистого золота. На самом деле это Божество Господа Чайтаньи. Золотой. Преданные сделали Божество Гауранги в свое время вот такого размера из чистого золота 999 пробы. Это Божество было обнаружено Шрила Нароттам Дас Тхакуром, который являлся одним из величайших ачарьев со времен Господа Чайтаньи. И во время первой Гаура-пурнимы Нароттам Дас Тхаукр установил вот это золотое Божество Господа Чайтаньи вместе с пятью комплектами Божеств Кришны. И некоторым из этих Божеств до сих пор поклоняются.

И несколько лет назад я обнаружил, что этому Божеству до сих пор поклоняются. Золотому Божеству Господа Гауранги. Это Божество находится в доме Ганга-Нараяна Чакраварти. Это главный ученик Нароттам Дас Тхакура. Это примерно в трех часах езды от Майапура на север. И я большой поклонник Нароттам Дас Тхакура, потому что он для меня великий герой в Сознании Кришны, обладающий чистой любовью к Богу и очень мощно проповедующий Сознание Кришны. Это то, что я хотел бы получить по милости Прабхупады – это возможность очень сильно проповедовать Сознание Кришны. И по этому, несколько лет назад, когда я услышал, что это Божество находится, всего лишь в трех часах езды от Майапура я с несколькими преданными сразу взяли такси и поехали туда.

И когда мы приехали, пуджари сказал:

- вы искконовские преданные, тогда пройдемте в сам алтарь.

Нас отвели вовнутрь.

Поскольку это Золотое Божество, они его так, на показ не держат для публики. Он провел нас внутрь и посадил Божество на колени мне и Радха Госвами, мы тогда вместе с ним ездили.……

И конечно, то, что Божество сделано из золота не так важно. Самое  главное, что это Сам Кришна. Но, как же понять, что Божество – это Кришна, если Божество сделано,  как кажется,  из материальных элементов? Это звучит противоречиво. Но, тем не менее, Кришна говорит в Бхагават-Гите, что  он является источником всего материального и духовного. И будучи Господином всех энергий, он может преобразовывать материю в дух и дух в материю по Собственному Желанию.

И поскольку это несколько  сложное эзотерическое знание, Прабхупада приводит аналогию для того, что бы мы могли понять. Аналогии помогают нам понять какие-то глубокие эзотерические вещи. Как же Кришна превращает материю в дух и дух в материю. Так же как электрик, он очень опытен в обращении с электричеством. И он может использовать то же самое электричество для того, что бы  создать холод  в холодильнике и жар в духовке. И Кришна, будучи Господином всей мистической силы, может превращать материю в дух и дух в материю по собственному желанию. И когда же Он выбирает  превратить материю в нечто полностью духовное? Он делает это не часто. Это особое настроение, когда Он превращает. Это происходит тогда, когда чистый преданный собственноручно приглашает Господа  войти в какую-то форму. Потому что у чистого преданного очень большое желание поклоняться Господу  и Господь соглашается и по своей милости нисходит в эту форму И поскольку у Шрилы Прабхупады было такое желание, чтобы преданные поклонялись Божествам, 22 года назад вы попросили Господа Чайтанью снизойти с Голоки Вриндавана из своей обители, где он проводит игры, сюда. И благодаря желанию Шрилы Прабхупады Господь Чайтанья снизошел в Москву. И Божество считается самым милостивым воплощением господа, потому, что сам Кришна, когда Он приходил на эту планету, Он провел здесь 125 лет или 148 лет, в любом случае  Он был здесь не долго, но когда Кришна приходит в форме Божества, Он остается со своими преданными очень на долго.

Есть Божества, которым поклоняются без перерыва с самой Сатья-юги, уже миллионы лет.

И когда мы подходим к Божествам – мы не можем видеть нашими глазами, потому что наши глаза далеки от совершенства, но мы видим, созерцаем Божества слушая. От возвышенных преданных мы имеем полную веру, что Божество это Кришна, поскольку так говорят священные писания, шастры, так говорит духовный учитель.  И так говорят возвышенные преданные. Что касается чистого преданного, когда он подходит к Божеству, он видит непосредственно Кришну, потому что его чувства одухотворены. Каким образом это происходит описано в Брахма-самхите. Когда глаза умащены бальзамом любви, чистый преданный видит в Божестве Кришну. Большинство из вас знает историю Сакши-Гопала. Божество, которое выступало в качестве свидетеля. И когда этот юноша попросил Божество пойти с ним из Вриндавана для того, что бы выступить в качестве свидетеля, Божество сказало. Это то, насколько возвышенны отношения чистого преданного и Кришны. Они могут непосредственно общаться, разговаривать.

Шрила Прабхупада говорил на эту тему, что если вы видите Божество как просто латунные фигурки, они для вас и останутся латунными фигурками навсегда. Но если вы понимаете, что это Кришна. В один прекрасный момент Божества заговорят с вами. И преданные были поражены такому заявлению. Прабхупада сказал, что это именно так и происходит. И хотя этот браман был юным, но у него была полная вера в Божество. Вера не зависит от возраста. Например, Прахлада Махараджу было всего 5 лет, но у него была полностью развита любовь к Богу, преданность. Уровень сознания Кришны характеризуется не возрастом, а степенью предания. Шрила Прабхупада говорит, что мы можем стать полностью сознающими Кришну за мгновенье, или на это может уйти много тысяч жизней. И так, Божество так и стоит. Этот юноша подходит… «пожалуйста, дорогой Господь, прими мои самые смиренные поклоны».

И он рассказал свою историю.

«Сможешь ли ты со мной пройтись до столицы и засвидетельствовать то, что произошло?»

И Господь сказал:

- как же Я могу ходить? Я же Божество!

И, обладая полной верой, юноша сказал:

- Господь, если Ты говоришь, то ходить Ты тоже можешь.

И затем он сказал нечто, что гаудиа-вайшнавы часто цитируют, обсуждая поклонение Божествам.

Юноша отступил на шаг и сказал:

- О Господь, Ты же не статуя, Ты непосредственно сын Махараджа Нанды!

Господь сказал:

- ну…. Тогда пошли.

И Господь пошел с ним до Ориссы, для того, что бы стать свидетелем.

И хотя все Божества, это тот же самый Кришна, но, тем не менее, Кришна очень многообразен и многосторонен. Даже у нас часто проявляются разные настроения. Иногда мы веселимся, иногда печалимся, иногда с ума сходим, иногда развлекаем окружающих. И Кришна проявляет свои игры через разные формы Божеств. Но это очень высокий уровень и Прабхупада постоянно подчеркивал, что мы не можем имитировать. Мы должны знать, в чем наша цель, но также понимать, что до этой цели надо еще дойти. Если у нас нет близких отношений с Кришной,  у нас не может быть близких отношений с Божествами.

Наши отношения с Кришной начинаются с понимания того, что Он велик, а мы его слуги. Господь велик, а мы ничтожны. Поэтому мы служим Божествам как смиренные слуги. Мы не должны думать, что Кришна наш.

Шрила Прабхупада не хотел, что бы в этом смысле мы развивали фамильярность. В отношении поклонения Божествам действует совершенно другой принцип. Не такой, как в отношении воспевания Святого имени. Говориться,  что нет жестких и трудновыполнимых правил для воспевания Святого Имени. Но что касается поклонения Божествам – существует очень много строгих правил, которым все преданные должны обязательно следовать.

Например, в наше время поклонение Шалограмам становится очень модным. В нашем обществе. Но, тем не менее, Шрила Прабхупада до 1977 года не считал, что преданные готовы поклоняться Шалаграмам. И Шрила Прабхупада не просто говорил это. Это записано в его комментариях в Чайтанья Чаритамрите, что когда преданные разовьют самые возвышенные браманические качества, я позволю им поклоняться Шалаграму. Поэтому это то, что мы будем вводить очень постепенно. В наше время преданные обмениваются  Шалаграмами  так же, как дети обмениваются камешками какими-то.

Если преданный думает, что поклонением Божествам можно заниматься без всяких особых формальностей, то это большая ошибка, как например, преданные берут Шалаграм и, без всякой квалификации, без всякого благословения, без всякой подготовки начинают им поклоняться. Для того, чтобы совершать такое поклонение надо получить благословение и разрешение духовного учителя. Пройти обучение и получить разрешение со стороны старших преданных, квалифицированных пуджари.

А то можно иногда видеть, что преданный просто берет Шалаграм и говорит:

О Говардхан, я тебя просто люблю, пойдем мы с тобой в парке погуляем.

Это совсем не то, что относится к поклонению Божествам. Мы серьезно должны понимать, что Божества – это не наша собственность.  И мы не можем делать с ними все, что мы захотим. Это собственность духовного учителя. Только лишь по милости духовного учителя мы имеем возможность вообще притрагиваться к Божествам. У самих у нас -  нет квалификации поклоняться. Мы делаем это просто потому, что нам приказал наш духовный учитель.

Вначале мы должны заслужить, а потом  делать. Мы не должны перепрыгивать через все ступени. Необходимо следовать процессу, так как он описан ачарьями. Сначала развивать веру через общение с преданными, служение, очищать свое сердце. И в результате следования всему процессу мы можем развить любовь к Богу - Кришна-прему. Быть просто слугой – это нормально. Нет необходимости пытаться перепрыгнуть через все ступени и сразу залезть в интимные отношения с Кришной. Преданные должны гордиться своим положением. Быть счастливыми тем, что они служат, как например Бхуриджан прабху. Старший ученик Прабхупады написал книгу «Мой прославленный Господин и учитель» о Шриле Прабхупаде. Где он говорит, как он счастлив быть слугой Шрилы Прабхупады. Конечно, в материально мире быть чьим-то слугой, иметь господина очень опасно, потому что материальные господа эксплуатируют своих слуг. Но в Сознании Кришны мы счастливы таким положением, потому что мы развиваем чистоту сознания, избавляемся от всего не нужного в жизни. Развиваем любовь к Богу благодаря своему служению духовному учителю. По этому мы  счастливы занимать это положение вечно.

В Сознании Кришны мы хотим быть слугами слуг слуг,  слуг, слуг, слуг…. Кришны, господина гопи и чем дальше мы находимся от Кришны с Радхарани  в цепочке служения, тем лучше. Кто–то может поразиться такому утверждению. Как же так? Чем дальше, тем лучше? Да! Потому что если  мы служим всем тем преданным, которые служат Радхе и Кришне, мы получаем всю милость, всю пыль с их лотосных стоп на свою голову и благодаря этому получаем все благословения развить Сознание Кришны.

По этому искренний преданный очень счастлив совершать любое, даже самое незначительное смиренное преданное служение. Например – помыть посуду, помыть полы, постирать чью-то одежду, потому что благодаря этому мы получаем очень много милости. Шрила Прабхупада говорит, что если мы следуем по авторитетному пути – в один прекрасный день Божество заговорит с нами. Такова классическая история того, как Кришна в форме Божества разговаривает с кем-либо. Мадан Мохан – это Божество, которое Санатана Госвами нашел во Вриндаване. Разные истории объясняют, как он получил это Божество. Как, например, одна история, которая привела к тому, что у Санатаны Госвами оказался Мадан Мохан. Она не очень известная, то есть некоторые детали этой истории не очень известны. Как Санатана Госвами пришел в дом этого брамана, где был Мадан Мохан. А у него дети болели, а Санатана Госвами, как выяснилось, помогал жителям Вриндавана – лечил детей, лекарства приносил и так далее. Это совершенно удивительное качество преданных. Санатана Госвами был известен тем, что он не смотря на то, что он был такой возвышенной личностью – он писал книги о высших уровнях преданного служения  и был на столько знаменитой ученной личностью, но он ходил по Вриндавану и он любил браджабаси. И поэтому  к нему мог запросто подойти любой житель Вриндавана  с любой проблемой. Например, кто-то говорил – у меня зуб болит баба, что мне делать? И он помогал ему  зуб лечить. Или кто-то говорил: я с женой ссорюсь, как мне быть? И он в этом отношении так же помогал. То есть он из своей любви к жителям Враджа был готов служить им, помогать во всех отношениях.

И в это время главы семьи не было дома. Он был где-то там, на какой-то ягье, пудже, еще чем-то занимался.

Санатана Госвами помог детей вылечить, и жена брамана сказала: Может быть, ты возьмешь у нас это Божество Мадан Мохана?

Дальше не разборчиво…

И так он забрал Божество.

И когда этот браман вернулся со своей ягьи с пожертвованиями (поскольку браманы живут на пожертвования). И он спросил у своей жены:

- а Божество где? Она сказала: А…

Отдала.

Санатане Госвами.

Он тут приходил к нам, помог.

Я в знак признательности Божество отдала.

И он сказал:

- Как ты могла это сделать?

Где он сейчас?

И она сказала, что он там, на холме живет.

У Санатана Госвами не было ни какого храма. Поскольку он был бабаджи, он жил под деревом. Он поставил Божество просто под дерево и поклонялся Ему. Водой из Ямуны, цветами придорожными и какие-то сухие чапати ему приносил.

И Божество терпело-терпело  а потом сказало:

- это что, так и будет продолжаться? По крайней мере, в доме брамана Мне рис там с сабджи предлагали, дал…то есть более-менее все нормально, даже сладости были. А тут чапати сухое…соли бы, что ли добавил.

 И Санатана Госвами сказал:

- Ну, Ты понимаешь…мы тут все саду, пожертвования тут не с кого собирать, поэтому денег нет. Будь доволен тем, что есть.

Я, конечно, могу тебе соли добавить в чапати….но, Ты же потом еще и ги попросишь. А это точно у меня уже не получится. По этому….  Я Тебе с любовью и преданностью предлагаю что могу.

Божество вздохнуло и сказало:

- ну, хорошо…

И один из важных уроков этой лилы – это настроение поклонения. Потому что самое главное, что Кришна принимает – это наше настроение, нашу любовь. Например, если повар замечательно готовит, и он с любовью предлагает это Кришне – это замечательно. Но даже если кто-то не может хорошо готовить, но предлагает Кришне то, что приготовлено с любовью – Кришна принимает это.

И просто предлагать Божеству какие-то предметы, например 4 раза вокруг стоп, два раза вокруг живота, три раза вокруг лица и семь раз вокруг тела – это не достаточно. Сказать -  что вот Кришна, я прокрутил, давай мне чистое бхакти. То есть необходимо делать это в полном сознании, вкладывать свою преданность в подношение.

И этот браман побежал, нашел Санатану Госвами.

Он был очень сильно разгневан, и он начал кричать:

- моя жена отдала тебе Божество! Она не должна была это делать! Отдай мне Божество назад!

Но Санатана Госвами знал, что Господь, Он отправляется туда, куда Он сам хочет. Божество невозможно передвинуть, если Оно само не согласится. Например, Радха-ятра – это лила. Он хочет увидеть много людей, для того, что бы  они тоже Его увидели. И чтобы они начали процесс служения. Но иногда бывает так, что Божество Джаганатхи хочет остановиться. Как, например, в Чайтанья Чаритамрите написано, что Джаганатх останавливался, потому что он был поражен танцами Махапрабху, и Он хотел постоять и посмотреть. И  сколько бы не старались сдвинуть колесницу все царские кони и слоны  - они не смогли сдвинуть колесницу даже на один дюйм. Но, Господь на столько добр, что он позволяет нам думать – что мы Его тянем))) Он хитрый. Как, например, Кришна танцует с бесчисленным количеством гопи танец Раса, но под влиянием Йога-майи все устраивается таким образом, что каждая Гопи думает:

Кришна танцует только со мной!

И Санатана Госвами сказал:

- ну – забери… 

И браман, он уже в принципе привык Божество передвигать в доме.

Поэтому он подошел, и хотя Мадан Мохан не маленькое Божество, но он был уверен, что он его поднимет. Но сколько он не пыхтел, он не смог поднять Божество даже на одну йоту. И браман посмотрел на Санатану Госвами озадачено.

И Санатана Госвами сказал:

- похоже, Господь решил оставаться здесь.

И браман, который на самом деле так же был чистым преданным, иначе Мадан Мохан  не жил бы в его доме и не проводил там самые разнообразные игры, о которых сейчас мы будем рассказывать. Он принял смиренное положение. Он сказал:

- Похоже, что ты прав.

И оставил Мадан Мохана и ушел домой.

Это то, к чему мы стремимся. Но в соревновании побеждает тот, кто двигается вперед медленно, но верно.

Есть такая молитва:

О, Кришна, точно так же как юноша привлекается девушками в материальном мире, а девушки привлекаются юношами – это очень большая сила – привязанность противоположных полов.

О, Кришна! Позволь мне точно так же привязаться к Тебе, но, на трансцендентном уровне.

Эти игры предназначены не для того, что бы мы их имитировали, но для того, что бы мы поняли – в чем высшая цель и стремились к ней.

Еще одна история:

Прабхупада установил во Франции Божества Радха-Кришна и  я стоял рядом со Шрилой Прабхупадой, когда он первое арати проводил. И хотя у меня был опыт в поклонении Божествам – я уже служил в качестве пуджари. Но когда  я увидел, как Шрила Прабхупада, мой духовный учитель поклоняется, проводит арати…

Хотя ему, конечно, сложно было поднимать тяжелые предметы – раковину, например, потому что он был уже пожилым человеком, но то, как он это делал, то как он с полным сознанием, сосредоточенностью предлагал Господу различные предметы, было совершенно очевидно, что он личностно поклоняется Кришне. Правда, было самым большим наставлением, примером для меня и для окружающих. Прабхупада предложил цветок Божествам – розу. И потом эту розу передали всем преданным, что бы они понюхали эту розу. Но когда она попала в руки мне, я оторвал несколько лепестков от этой розы, спрятал в карман и  передал розу  своей бывшей жене. И потом эти лепестки в кармане у меня высохли. Я их сложил в коробочку и открывал эту коробочку, когда ни кто меня не видел, потому что не хотел ни с кем делиться. И понемножку отламывал от сухого лепестка розы, съедал и заряжался шакти. Потом шел на санкиртану  и распространял множество книг на французском языке, хотя ни слова по-французски в то время я еще не знал. Таково шакти Прабхупады. И на следующий день, что было очень удивительным для того времени, фотограф уже распечатал фотографии и принес их Прабхупаде.

Это были большие распечатки - пять на семь.

Положил на стол  перед  Прабхупадой, я там сидел и это были фотографии. Это были те фотографии, где Прабхупада проводит арати. И я там тоже был. И Прабхупада внимательно рассматривал.

Это были исключительные моменты очень близкого общения с Прабхупадой.

У меня была возможность наблюдать за ним.

И я все время думал:

- Шрила Прабхупада, я хочу быть таким же, как Вы.

Потому что для ученика духовный учитель – это лучший пример того, что значит преданное служение. Следование ему. На самом деле иногда это может показаться, что это может быть оскорбительным по отношению в духовному учителю  – стараться быть таким же как он. Но однажды я видел, как ученик подошел к Шриле Прабхупаде и сказал:

- Прабхупада, я хочу быть таким же, как и Вы. 

И секретарь сказал:

- но это оскорбление – такие заявления делать.

Шрила Прабхупада его остановил и сказал:

- это очень хорошо хотеть быть таким, как духовный учитель.

И Прабхупада разглядывал  фотографии и он начал переполняться эмоциями.

Он сказал:

- посмотрите-ка! Кришна смотрит прямо на меня!

И Прабхупада радовался этому как ребенок.

Он говорил:

- Смотрите – Кришна прямо на меня смотрит!

 Я заглянул в фотографию. И действительно – она была сделана с такого угла. Шрила Прабхупада предлагал Кришне ту самую розу, часть которой я украл и питался ей на протяжении 6 месяцев – наверное это одна из причин по чему я до сих пор еще в движении. И действительно, Кришна смотрел прямо на Шрилу Прабхупаду. И у них был такой, очень глубокий, личностный контакт. И  это совершенство в Сознании Кришны. Это то, к чему нужно стремиться – что бы Кришна бросил на нас хотя бы один взгляд, хотя бы искоса. Но, мы должны быть всегда очень честными и понимать, на каком уровне преданного служения мы находимся. Не пытаться перепрыгивать. Понимать, что у нас нет для этого квалификации.

Я был свидетелем того, как один преданный сказал Шриле Прабхупаде:

- Вы самый великий вайшнав!

И Шрила Прабхупада залился краской от смущения, он опустил глаза и он сказал:

- какой я вайшнав? Я просто пытаюсь стать вайшнавом.

Вайшнав  - это очень высокий уровень. И мы поклоняемся Божествам Радха-Кришне в настроении Лакшми-Нараяна во Вриндаване. То есть мы не поклоняемся так, как там, где Они проводят какие-то интимные игры. Мы поклоняемся Им с пышностью и великолепием, точно так же как Лакшми-Нараяне поклоняются на Вайкунтхе. И, по этому,  мы не пытаемся с ними очень фамильярно отношения устанавливать. То есть мы относимся к ним как слуги к господам. Пожалуйста, примите от нас это смиренное подношение и так далее.

И когда мы поклоняемся Божествам, мы понимаем, что на самом деле это делаем не мы, это делает за нас духовный учитель, мы просто от его имени предлагаем предметы. Потому что Кришна не принадлежит нам, как поет Бхактивинода Тхакур:

- Кришна  твой. У тебя есть сила дать мне Его и я просто иду за тобой восклицая - Кришна, Кришна, Кришна!

И поэтому все должны заниматься поклонением Божествам – возвышенные преданные, достигшие среднего уровня и даже неофиты, потому что это возможность развить личные отношения с Богом. И поклонение Божествам – не обязательно значит, что у нас Божества собственные, дома. Поклонение Божествам означает, что мы принимаем участие в поклонении – танцуем перед Божествами, поем для Них, получаем даршан, принимаем чаринамриту, прасад. Достаточно приходить в храм, если у вас нет времени, что бы самим поклоняться Им. За вас это сделают храмовые пуджари. И вы можете просто пассивное участие принять в этом процессе.

Это конечно, совершенно удивительно, как Шриле Прабхупаде удалось утвердить поклонение Божествам в западном мире, потому что большинство западных людей воспитано на христианских традициях и такое сильное противостояние в их сознании. Поклонение формам Бога считается идолопоклонством. Они поклоняются максимально форме Креста, потому что Иисус был распят на кресте. Что конечно, истина, но дальше они не идут. Формы самого Бога нет ни в Христианстве, ни в Исламе. И  у этого есть свои причины, потому что если они не знают какова Форма Бога, они не должны ее выдумывать. Как в свое время в Израиле начали поклоняться Злотому Тельцу как богу. Это оскорбительно  -  придумывать свой процесс поклонения. Но нет ограничения против поклонения истинной Форме. И Шрила Прабхупада убедил нас в авторитетности поклонения Божествам. И доказательством того, что это процесс авторитетный, является то, что в результате поклонения развиваются трансцендентные качества, которые не могут развиться в результате поклонения статуям.

В свое время, до появления Шрилы Прабхупады поклонение Божествам просто отсутствовало. За пределами Индии никто не поклонялся  Гоура-Нитай, Кришне, Раме Нарисимхе. А сейчас мы можем видеть, что практически во всех больших городах поклоняются Божествам по милости Шрилы Прабхупады. Это настоящее чудо. Даже в мусульманских странах, в ИСККОН есть Божества. Как, например, мы недавно посетили Азербайджан, Баку. Это мусульманская страна и естественно, ислам категорически против поклонения любым формам Бога. В Баку у преданных большой храм. Большие Божества Гоура-Нитай. И по вечерам они нараспашку раскрывают все окна и громко в микрофоны поют гаура-арати, так что слышно на весь квартал, параллельно с тем, как в мечети призывают людей на молитву. Поет, подражая муле.:)

Киртан слышен, никто не жалуется, как это не удивительно)))) Это настоящее чудо – милость Прабхупады. То есть это  чудо настоящее. Что такое настоящее чудо? Это то, что противоречит общепринятым правилам и законам природы. На самом деле все наше движение – это чудо, потому что оно меняет историю и это очень вдохновляет принимать участие в ИСККОН. И это настоящее чудо, что он дал нам Бога как личность и в этой связи он цитирует своего духовного учителя  Бхактисиддханта Сарасвати. Бхактисиддханта Сарасвати так же сражался со своей стороны с майавади и с имперсоналистами, утверждая личностные аспекты Кришны. И 25 февраля 1935 года Шрила Прабхупада прислал на вьяса-пуджу Бхактисиддханта Сарасвати свое подношение. У Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати было 50 тысяч учеников. И среди всех подношений Бхактисиддханта Сарасвати выделил подношение Шрилы Прабхупады. И он говорил о том, как оно ему понравилось. И ему особенно понравилось одно четверостишье, там было подношение в стихах. Здесь говорится о том, как Бог проявляется как личность.

Там было написано:

 «Абсолют чувствует, ты это доказал.

И кошмар майавады ты разогнал.

Это дает нам новую жизнь.

Поклонение Вашим Божественным стопам.

Если бы Вы не пришли и не передали нам послание Кришны очень уверено и сильно.

И у Вас есть на это право.

В руках у Вас булава.

Спасите же меня, Божественная Милость.

Линия служения, которую Вы предначертали -  это старое Послание в Новом обличии и Вы представили его подобно чуду, Ваша Божественная Милость».

И эти чудеса происходят постоянно.

Как говорил Прабхупада, Движение Сознания Кришны авторитетно.

Однажды у Шрилы Прабхупады кто-то спросил:

- Свамиджи, может Вы чудо какое-нибудь покажете? Вон, Саибаба на всех пеплом сыплет из руки. Покажите тоже какое-нибудь чудо.

И Шрила Прабхупада махнул рукой, показав на своих учеников и учениц, и сказал:

- Вот оно – мое чудо.

Я превратил этих юношей и девушек, которые были привязаны к греховной деятельности в святых людей. И поэтому очень важно не менять то, что дал Прабхупада, следовать его формуле без изменений, особенно в поклонении Божествам. Нельзя ничего убавлять и добавлять. Если мы будем следовать процессу авторитета, в один прекрасный мы обретем полное сознание Кришны, будем плакать слезами Божественной любви. Например, в храме мы не предлагаем Радха-Кришне пиццу со спагетти и не одеваем их в одежду Санта-Клауса и Деда Мороза со Снегурочкой. Потому что, если мы будем совершать оскорбления в поклонении Божествам,  это может повредить нашему преданному служению или даже его разрушить.

Существуют самые разные виды оскорблений  в отношении преданных, Божеств, Святой дхамы и так далее. Шрила Прабхупада предупреждал, что в процессе преданного служения мы получаем очень близкий доступ и к Господу и к духовному учителю и к преданным. И очень важно не развивать фамильярность и не совершать оскорблений в процессе. Каким же образом мы избегаем оскорблений в адрес духовного учителя, других возвышенных преданных, саньяси? Мы следуем определенному этикету. Самое первое, что мы делаем, проснувшись с утра – мы предлагаем поклоны духовному учителю и повторяем его пранама-мантру.

И, принимая омовение, мы повторяем молитвы, которые помогают нам вспомнить о нашем положении. Например:

- ом агьяна тимирандасья гьянанджая-шалакая чакшур унмилитам йена тасмай шри гураве намаха.

Мы родились во тьме невежества, но духовный учитель раскрыл нам глаза лучом знания, поэтому мы предлагаем ему свои почтительные поклоны. Служа духовному учителю, мы учимся служить Кришне. В определенном смысле он подобен Божеству так же для нас.

Служа вайшнавам, мы постигаем славу нашего  гуру, и, благодаря служению гуру, мы развиваем сознание Кришны. Мы учимся служить Кришне, служа духовному учителю. Духовный учитель определяется как непосредственное проявление Господа. Некоторые из моих духовных братьев поклоняются Божеству Шрилы Прабхупады. Прабхупада – это их Божество. Например Харисевака прабхукоторый прослужил Прабхупаде столько лет, кому он служит? Он служит Божеству Прабхупады.

И благодаря служению Божеству Прабхупады мы учимся служить Кришне, потому что духовный учитель служит нас как служить Кришне. Как, например, однажды Прабхупада в таком смиренном настроении сказал:

- Я не знаю, кто такой Кришна, я знаю только своего гуру-махараджа.

Но благодаря служению ему мы в один прекрасный день получим благословение Господа Кришны.

Однажды, когда я был в гостях у своего близкого друга Гирираджа Свами. Я находился вместе  с ним в Карпетентерииэто в Калифорнии. Меня очень поразил один момент. Он был очень близким другом Тамала Кришны Госвами. И каждый год, в день ухода Тамал Кришны Госвами, Гирираджа Свами проводит большой праздник. Это показатель того, насколько он привязан к нему. Развитие близких отношений с преданными помогает нам правильно служить духовному учителю. И благодаря служению духовному учителю мы учимся служить Кришне. Служение Хари,гуру и вайшнавам помогают нам развивать сознание Кришны.

И некоторые ученики Тамал Кришна Госвами приехали, что бы принимать участие в этом событии. И они читали свое подношения, которые были очень трогательными, полными глубокого понимания. И там был один преданный, он сидел очень далеко, очень смиренный преданный. Он совершил очень много служений Кришне и в результате служения развил смирение. И Гилирадж Свами в какой-то момент сказал:

- Баларам, пожалуйста, выйди и расскажи нам о славе Тамал  Кришны.

И по рядам преданных сразу раздался шепот, потому что в среде преданных его очень сильно уважали.

Он вышел вперед очень смиренно.

Я никогда его не встречал до этого. Но когда я увидел его смирение, которое является саамы главным качеством вайшнава, я подумал, что я могу у него чему-то важному научиться.

И когда он начал говорить я увидел, что у него очень сильная вера в духовного учителя. Гуру-ништха, которая является самым важным качеством преданных.

И Баларама начал говорить, обращаясь непосредственно к своему духовному учителю, как будто он физически там присутствовал.

Это очень высокий уровень.

Как говориться, что

не правы те, кто говорят, что и вайшнавом смерть владеет

Вайшнав уходит, что бы жить

И в жизни всюду Имя сеет

И вначале он сказал:

- Гуру Махарадж, в наше время преданные хотят поклоняться самым разным Божествам: Гоура-Нитай, Кришна-Балараме, Радха-Кришне, Говардхану, но для меня Вы являетесь самым главным Божеством. И мне больше никого и ничего не надо.

У меня была возможность служить Вам. Я Вас укладывал спать, будил Вас, все для Вас подготавливал. Мыло, полотенце.  Я готовил для Вас.

И по мере того, как проходили годы, я  постепенно все больше узнавал – что Вам нравится, что не нравится. Даже какого оттенка шафран Вы любите носить. Какой размер Вашей одежды. Я знал все Ваши пожелания, все Ваши беспокойства. И я знал, что в глубине Вашего сердца очень горячее служение служить миссии Шрилы Прабхупады и Господа Чайтаньи.

Я служил Вам так же, как поклоняются Божеству.

Гуру Махарадж, Вы были моим Божеством. Как я могу теперь жить в разлуке с Вами?

И он не смог продолжать. Он заплакал и упал на пол.

Преданные помогли ему подняться, пройти на место. И я подумал, что  вот это настоящее Сознание Кришны. Личностное отношение к Кришне, к духовному учителю, к вайшнавам, основанное на любви.

И я подумал, что хотел развить хотя бы каплю вот такой же любви и к своему духовному учителю.

Но, тем не менее, это постепенно придет. Потому что вначале и когда мы только начинаем служить преданным и духовному учителю, Кришне…вначале это может быть просто какая-нибудь благодарность, признательность. Затем она развивается в привязанность и, в конечном итоге мы развиваем настоящую любовь.

И я вижу, что здесь, у преданных очень большая признательность к Гоура-Нитай. Все вдохновлены, все поют и танцуют. И в конечном итоге, эта признательность должна развиться в привязанность. Как, например, в Джайпуре, преданные так сильно привязаны, весь город сильно привязан к Центральным Божествам Радха-Говинды. Они не хотят даже ни чего делать днем, на работу не хотят идти, пока не получат даршан Радха-Говинды. И вечером спать не ложатся, пока не придут  на вечернее арати.

И следуя этому процессу,  постепенно развивается настоящая любовь.

Если вы будете поклоняться Вашим Божествам в соответствии со всеми наставлениями, вы получите все результаты.

И каково главное наставление, которое мы должны помнить во время поклонения?

Я спросил у своего ученика (устами младенца глаголит истина). Я спросил у Нарасимха Кавачи, который является министром по поклонению Божествам:

 - какое самое главное наставление можно дать преданным, что бы они были вдохновлены в поклонении?

И он сказал, что поклоняясь Божеству, Гуру Махарадж, мы должны всегда помнить, что  Божество это личность. Если мы просто поклоняемся Божеству как какому-то объекту, неодушевленному, то тогда мы можем совершать оскорбления. Но если мы поклоняемся личности, Верховной Личности Бога, то тогда «увага»! Надо быть очень осторожным, как говорят в Польше. И естественно, мы будем следовать всем правилам.

После сегодняшней лекции кто-то может пожаловаться, что вот,  Махарадж говорил о поклонении Кришне, Мадан Мохану, Радха-Говинде в Джайпуре. Все о Кришне речь шла, а не  о поклонении Божествам Гоура-Нитай. Мы же уже 22 года поклоняемся Гоура-Нитай, а не Мадан Мохану или Говиндаджи. Почему Махарадж ни чего не говорит о Гоура-Нитай? Но все вы очень продвинутые преданные. Вы все прекрасно знаете верховное положение Господа Чайтаньи. Нет ни какой разницы между Кришной и Гоура-Нитай. По этому, если вы будете поклоняться Гоура-Нитай до конца своих дней – этого будет достаточно.

И кто-то может возразить – ну вот, нам так не повезло, большой мраморный храм, над которым Госвами Махарадж так бился так и не проявился. Где же наши большие Божества? Радха-Кришна, Радха-Мадхава? Ни чего не получается… но на самом деле, если вы будете поклоняться вот здесь Гоура-Нитай и встречаться в бхакти- врикше, общаться между собой – этого полностью достаточно, что бы полностью стать осознающим Кришну. Я уверен, что придет день, когда появится и большой Храм и большие Божества. Но сейчас даже у вас есть все. У вас есть Гауранга.  Изначальный Единый Господь распространил  Себя в  две Личности – Радха-Кришну, а затем он в какой-то момент  снова объединился в одну Личность. И это Гауранга, это Божество для нашего века и поэтому даже не Кришна-бхакты, мы Гаура-бхакты, бхакты Господа Чайтаньи. И мы можем порадоваться этому факту.

И в заключение нашей длинной лекции, поскольку поклонение Божествам очень важно мы прочитаем небольшую поэму, которая является отрывком из Гаура-пада-тарангини.

И если Гоура-Нитай удовлетворены, то сегодня они вдохновят Гададхари Прабху спеть очень сладкий киртан. И глядя на прекрасные формы Гоура-Нитай, мы почувствуем, как поток бхакти начинает расти в нашем сердце.

Чем еще нам заниматься после Хари-катхи?

Попеть, потанцевать, принять Кришна-прасада и больше ни чего в жизни не надо. Поэтому  мы там, где надо занимаемся тем, чем надо. И для того, что бы мы по-настоящему глубоко прочувствовали, насколько мы удачливы в поклонении Гоура-Нитай,  прочитаем поэму. Слушайте очень внимательно:

Шьям пришел в Надию…

Уже у кого-то мурашки по коже пошли))))

Тот, чье тело было раньше темно, стало золотистым

Покинув Гокулу он проявился в Навадвипе

Отложив свою флейту Он воспевает Святые имена

Покинув Ямуну, Он наслаждается играми на берегу Ганги.

Отказавшись от золотистых одежд, Он одел шафрановые одежды саньяси.

Слева от него больше не находится прекрасноликая Радха

Его более не окружают прекрасные Враджа-Гопи.

Теперь слева от Него стоит Гададхара Пандит

Когда Он наслаждается играми со своими преданными

Он отказался от своих прославленных волос и просто носит шикху

И Его уста украшены громким воспеванием Святых Имен.

Хариваллабха дас говорит, что Господь отвернулся от игривых взглядов  и сделал так, что из Его глаз текут реки слез.