Радха-таттва. Варшана. Лекция Шри Прахлада

Главная > Лекции с Картики > Картика 2015 год
   место: Вриндаван

Вот мы здесь наконец очутились. И насколько же нам повезло, что мы сейчас сидим на берегу Кришна-кунды! По непостижимой игре благоприятной судьбы, благодаря каким-то непостижимым благочестивым действиям, совершенным нами, мы оказались здесь. Какие же аскезы мы с вами совершили? Может быть раздали огромную милостыню? Но, откровенно говоря, ни одно из упомянутых действий не способно принести нам тот огромный результат, который мы сейчас свидетельствуем с вами. Все это возможно только по милости вайшнавов. Бхакти – это наиболее драгоценное сокровище. И любое количество аскез, милостыни или благочестивых действий не способно принести нам подобный результат. Мы ни на что не способны такое, что могло бы дать нам этот дар. Как же мы его получили? Только по милости сострадательных и добросердечных преданных. Милость Кришны простирается далеко, вплоть до этого мира самсары. И по милости вайшнавов наша свободная воля оказалась в их распоряжении. Таким образом, вместо того, чтобы получать плоды собственной кармы, мы получаем нечто другое - мы получаем семя бхакти. И вот таков масштаб нашей великой удачи. Эти великие преданные, которые делятся этой милостью, этим семенем преданности, они представляют Шримати Радхарани. Так что все это по Ее милости. Она называется иначе Каруна-майя. Это еще одно имя, указывающее на то, что она очень добра и очень сострадательна. Именно по милости Каруна-майи, Шри Радхи, мы оказались в ее обители.

Итак, сегодня утром мы поделимся с вами тем, что осознали на данный момент действительно о Шримати Радхарани. Мы начнем с изложения некой таттвы. Таттва – иначе говоря, истина. Она может казаться несколько сухой, но это очень важно. Важно, чтобы у нас было основание в виде таттвы. Именно на этой основе мы можем перейти к обсуждению расы. И в конечном итоге мы сумеем перейти к обсуждению крипы, или милости. Итак, Радха-таттва (или истина о происхождении, о роли Радхи), Радха-раса (или понимание ее вкусов, ее настроения), и Радха-крипа (обсуждение того, как можно получить ее милость). Шри Кришна является «сарва шактиманом» или источником всех энергий. А также он «атмарама» или полностью самоудовлетворенный. Его еще называют «апта-кама» - все его желания полностью удовлетворены. Тем не менее он решает расширить свое блаженство, раздвинуть его рамки, взаимодействуя со своими энергиями. Энергии Кришны, безусловно, безграничны, однако мы их классифицировали, собрав в 3 основные группы. Таково понимание с точки зрения философии бхагаваты: три категории истины, три категории таттвы.

В «Бхагавад-гите» Кришна рекомендует нам обратиться к гуру. Он говорит, что к учителю нужно приближаться со смирением и совершать ему служение. Он также описывает там качества гуру, к которому мы должны обратиться. Этот гуру должен обладать качеством таттва-дарши - быть тем, кто увидел истину. «Гьянинас таттва даршинах» (Бхагавад-гита, 4.34). Кришна рекомендует нам обратиться к учителю, который увидел истину, познал ее. Где же найти такого гуру, который увидел истину? Таким учителем является Шрила Вьясадева. Когда он составил Веды и Пураны, а также «Махабхарату», он вложил туда огромный труд для блага людей, населяющих век Кали, которые очень мало живут, у которых очень короткая память и которые очень слабы. Очень важно было записать все это на бумаге. После совершения этого огромного труда он почувствовал себя подавленным и не мог осознать причину. И к нему явился его учитель. Он услышал, как тот перебирает струны своей вины, и услышал воспевание прекрасных Имен Радхики и Раманы, и по этим признакам понял, что к нему явился его Гурудев, Нарада Муни. Нарада очень быстро диагностировал состояние Вьясы: «Ты совершил огромный труд. Но упустил из виду составление одного текста, который описывает исключительно бхакти. Ты должен заняться именно этим». Получив это новое наставление своего духовного учителя, Вьясадева погрузился в медитацию. И в этой медитации у него было видение, он увидел истину. Он увидел Кришну. И недалеко от Кришны, опустив голову от смущения, находилась материальная энергия. А также в сторонке, где-то между ними, находились живые существа. Причина стыда материальной энергии заключалась в том, что именно она заставляет живые существа впадать в иллюзию. При этом видении предстоящих перед ним трех категорий истины Вьясадева понял, что ему следует сделать. Ему предстояло составить текст священного писания, которое бы описывало вечные взаимоотношения между живыми существами и Кришной, взаимоотношения любви. Целью написания этого труда было пробуждение живых существ от вечного сна в объятиях материальной энергии. Так он и составил «Шримад-Бхагаватам», который является сливками всей ведической литературы, исключительно сосредоточенный на Кришне. Излечение, или лекарство, для всех обитателей века Кали - слушание Кришна-катхи.

Итак, эти три категории истины, которые узрел Вьяса, объясняются Чайтаньей Махапрабху как антаранга-шакти-таттва, бахиранга-шакти-таттва и таташта-шакти-таттва. Термин антаранга-шакти-таттва указывает на внутреннюю энергию Господа, бхагиранга-шакти указывает на внешнюю энергию, иначе говоря, материальную энергию. Материальная  природа в свою очередь подразделяется на три категории, как мы знаем: поддержание, или благость, страсть и невежество, которые соответственно олицетворены богинями Лакшми, Сарасвати и Дургой, господами которых являются соответственно Вишну, Брахма и Махешв. Материальная энергия является отражением духовной энергии, которая также в свою очередь подразделяется на три основные категории, а именно: сандини, самвит и хладини. Сандини олицетворяет собой вечность, из которой соткано духовное царство, и олицетворением ее является Баладева. Баладева, расширяясь, обретает очертания святой дхамы. Он превращается в параферналии Кришны. Самвит-шакти - это энергия сознания, та энергия, которая придает способность осознавать происходящее всем живым существам в этом мире. И наконец хладини-шакти, или потенция блаженства Господа Кришны, олицетворением которой является Шримати Радхарани. Она безгранично расширяет блаженство Кришны через посредство множества любовных игр. А также она выступает в роли матери преданности. Таким образом, соответственно, каждый раз, когда Кришна входит в очередную новую дхаму, Баладева и Шримати Радхика сопровождают его. В Двараке Баладева присутствует в качестве Санкаршаны, а Радха предстает в облике множества цариц. Все 16 108 жен Господа Кришны являются экспансией Радхарани. Что касается Вайкунтхи, Баларама превращается там в Ананта-шешу, или в трон, на котором восседает Господь, а Шри Радха превращается во множество Лакшми. Кришна, явившись в этот мир, явил себя через посредство множества  аватар, или воплощений. Кроме того, постоянно присутствует и Баладев в качестве его параферналий. И, трансформируясь, Лакшми сопровождает его в качестве его спутницы. И развлечениях Господа Рамачандры эти две личности соответственно трансформируются как Лакшман и Сита. Для блага душ, которые хотят освободиться из тисков материальной природы, необходимо с этой целью прибегнуть к помощи Ади-гуру, или Господа Баларамы, который в земном воплощении является как дикша-гуру, но по мере нашего созревания в нашем духовном осознании, по мере нашей духовной зрелости, мы начинаем осознавать, что Шри Радха является нашим шикша-гуру, который может приходить через посредство одной и той же личности или через посредство различных личностей.

Пять тысяч лет назад та же самая Радха явилась здесь, во Враджа-дхаме. И с какой бы точки мы не посмотрели на события в Равале или на Варшане… С точки зрения философии гаудия-вайшнавав в этом своем воплощении Радха конкретно явилась в Равале, а в прошлых своих воплощениях она являлась на Варшане. На Варшане она  провела свою пору детства и юношества, тем самым дав возможность Кришне достичь совершенства в своих играх детства и юношества. Как? Чтобы полностью понять это, мы должны несколько углубиться в понимание верховного положения Шри Радхи.

В своей «Упадешамрите» Шрила Рупа Госвами говорит, что из огромного количества миллионов живых существ, можно обратить внимание, что большинство из них просто стремится к плодам своих действий, иначе говоря, к наслаждению своих чувств. Среди них однако выделяется группа, которая стремится к благочестивым действиям, поэтому прибегает к изучению священных писаний, которые обучают их совершению действий в благости. Среди них в свою очередь лишь некоторые интересуются осознанием духовной истины и стремлением к освобождению из повторяющегося цикла рождений и смертей. Их Рупа Госвами называет «гьяни». И среди них в свою очередь лишь некоторые достигают положения преданного служения. Вот насколько это редко. В свою очередь среди тех, кто принял процесс преданного служения, по словам Рупы Госвами, лучшими являются враджаваси, потому что они любят Кришну не из соображений того, что он Бог. Они любят его потому, что он Кришна, потому что он удивительная и всепривлекающая личность. И ради него враджаваси пойдут на все. По словам Рупы Госвами, среди всех бриджабаси своей интенсивной любовью выделяются гопи. И из тысяч и тысяч гопи, по словам Рупы Госвами, отдельно особняком стоит Шри Радха. В своем комментарии на этот стих Шрила Прабхупада объясняет, что наибольшее удовольствие Кришне приносит мадхурья-раса, которую выражают гопи, как выражение наивысшей любви к нему. Это состояние мадхурья-расы он сравнивает с элементом земли, который в свою очередь включает все грубые и тонкие элементы. В частности из них выделяется эфир, который несет в себе звук. С помощью воздуха, или ветра, в свою очередь мы обретаем чувство осязания. Можно помахать на себя. Машите, машите и вы почувствуете движение воздуха - это будет чувство осязание. Элемент огня несет в себе способность действия нашего чувства зрения. Вкус заключается в элементе воды. «Расо 'хам апсу каунтейа, - говорит Кришна в «Бхагавад-гите». - Я вкус воды». И наконец мы возвращаемся к элементу земли, который включает все эти элементы в себя, однако  выделяется способностью приводить в действие наше чувство обоняния. Точно так же, по объяснению Прабхупады, мадхурья-раса несет в себе все качества любви, обнаруживаемые в других расах. Всю ту любовь, которая заключается в состоянии дасья-расы или в любви через служение, а также любовь, которая заключается в ватсалья-расе или в родительских отношениях, или сакхья-раса или дружба, - все это содержится автоматически в этом состоянии мадхурья-расы или супружеских отношениях. На этом и основывается утверждение Рупы Госвами о том, что из всех бриджабаси гопи выделяются своей мадхурья-расой, которая приносит Кришне наибольшее удовольствие.

Давайте проанализируем эту ситуацию еще глубже. В пределах мадхурья-расы существуют две категории, которые называются свакия и паракия. Свакия обозначает супружеские отношения в законном браке, а паракия означает отношения вне брака возлюбленной и любящего. Отношения паракия, отношения любовников, считаются более вышестоящими, чем отношения в браке, поскольку там в большой степени присутствует элемент неопределенности и включают в себя большую часть риска. И ради этих отношений любящие идут на больший риск. В свою очередь неопределенность этих отношений заставляет любящих трепетать от восторга.

Люди наблюдают спортивные соревнования. Это восхитительное зрелище, в ходе которого две команды соревнуются друг с другом. И загадка заключается в том, что неизвестно, кто победит. В отношениях Кришны и гопи также существует подобный же элемент азарта - неизвестно, встретятся они в конце концов или нет. Неизвестно, где произойдет встреча Кришны и Радхи, встретятся ли они вообще, встретятся где-нибудь у озера или где-нибудь под деревом. Или, может быть, несмотря на назначенное свидание, Радхарани настолько расстроится, что встреча так и не состоится. Вот таким образом постоянно присутствует вот этот элемент неопределенности. Давайте еще больше углубимся в эти отношения паракия. Сюда включается настроение подчиненности и настроение противоречия (иначе говоря, дакшина-бхава и вамья-бхава, то есть, настроения левой и правой сторон). И именно поэтому гопи подразделяются на две основные группы: существуют гопи правого крыла (в этом месте запрещается упоминать имя лидера этой группы), а также гопи левого крыла, во главе которого стоит Шримати Радхарани. По мнению Кришны, именно отношения с гопи левого крыла приносят ему наибольшее удовлетворение. Опять-таки все это происходит в силу того, что существует неопределенность в огромной степени. Чаще всего случается так, что несмотря на какие-то желания и заявления Кришны, Радха и ее подруги заявляет нечто противоположное. Кришна говорит: «Приведи», - а они уходят прочь. Кришна пытается приблизиться к ним, они говорят: «Не смей к нам прикасаться, ты, гуляка противный! Уходи». И это приводит Кришну в восторг. И среди этих гопи Шри Радха является лидером. Поэтому больше всего на свете Кришна стремится к отношениям именно с ней. Ее любовь в действительности сводит Кришну буквально с ума.

Давайте же обратимся к описанию тех игр и развлечений, которые состоялись между Шри Радхой и Кришной именно здесь, в этом месте. В чем мы можем разглядеть поведение Радхи из соображений противоречия Кришне и насколько восхитительно это состояние для Кришны, когда он взбивает вновь и вновь этот океан расы, или любовных отношений.

Когда мы шли по пути сюда мы прошли через узкий проход в горах, который называется Шанкарикор, и нам попытались воспрепятствовать сборщики налогов, которые в своих действиях вновь возрождали ту самую игру, или лилу, Кришны, в ходе которой он собирал налог. И когда Радха сопротивлялась тому, не хотела оплачивать этот налог, именно это сопротивление Радхи приводило Кришну в восторг. Одно из имен Шри Радхи - это Говинда-нандини, иначе говоря «та, кто приносит блаженство Говинде». Другое имя – это Говинда-Мохини. Именно эти имена Шри Радхи прославляет Кришнадас Кавирадж Госвами.

говинданандини радха, говинда-мохини

говинда-сарвасва, сарва-канта-широмани.

(Чайтанья-чаритамрита, Ади, 4.82)

«Она блаженство Говинды. Она его сводит с ума. Она для него - это все. Она является коронной драгоценностью среди всех возлюбленных Кришны».

И мы можем представить себе как через лилу в Шанкарикоре Радха доставляет огромное блаженство Шри Кришне. Он там устраивает контрольные ворота, когда Радха с подругами из дворца на Варшане пытается пройти на рынок, неся молочные продукты (молоко, йогурт, масло). По каким-то непонятным соображениям они предпочитают идти именно через этот узкий проход. Потому что, честно говоря, есть и более прямые дорожки. Но они решают пройти именно трудным путем, надеясь, что, может быть, Кришна каким-то образом там окажется. И как ни странно, он тут как тут со своими контрольными вратами: «Ага, вы несете товары на рынок. Так что вы должны пройти через эти ворота и уплатить налог. Меня назначили тут». - « А кто тебя назначил?» - «Да вот, царь Купидон».   И он начинает требовать с них налог. Он говорит, что отдельный налог нужно платить за молоко, за йогурт, за гхи. «Вы же, конечно, какую-то выручку будете иметь с этого. Поэтому самое время сейчас уплатить налог.» Зачастую доходит до того, что он требует налог на красоту со Шри Радхи. Не только за продукты, которые они несут, а также за красоту. «Ты такая красивая, и должна заплатить за это». - «Какой же ты платы ожидаешь от нас?» - «Дай-ка, я подумаю. Глаза красивее, чем миллионы голубых сапфиров. В действительности для того, чтобы приобрести подобную красоту, она украла красоту этих сапфиров, и по сравнению с ней сапфиры поблекли. Так что за красоту глаз налог – миллион сапфиров». - «Ага. А что еще?» - «Зубы - они лишили красоты все жемчужины. Так что за губы уплатишь миллион жемчужин. Губы сияют ярче рубинов. А сияние ее тела – это украденное сияние золота». Вот таким образом составляя список ожидаемых налогов, Шри Кришна незаметно начинает произносить целую поэму, посвященную различным аспектам красоты Шри Радхи. В этот момент Шри Радха начинает краснеть от удовольствия, но все еще притворяется разгневанной: «Слушай, хватит этой чепухи», - она говорит и пытается пройти силой сквозь ворота. И там происходит небольшая схватка между ними, противоборство. С голов падают горшки с йогуртом, разбиваются, что еще больше злит гопи: «Слушай, смотри, что ты наделал негодяй, безобразник! Держись от нас подальше». Кришна и друзья решают закусить этим йогуртом и маслом.

И здесь, в этом Шанкарикоре, гопи однажды решают отомстить Кришне. Так что однажды утром Лалита рассаживает тысячи гопи в засаду - за кустами, в пещерах и в различных уголках. Утром как обычно выходит Кришна, устраивает свои контрольные врата в сопровождении своих друзей-пастушков. И в обычное время, как по расписанию, через этот проход решает пройти Шри Радха с ее друзьями, несущая молочные продукты на голове. Слыша приближающийся шум их прихода, Кришна приходит в восторг: «Ага, снова они явились. Сейчас мы позабавимся на славу». Кришна не подозревал, что его самого ожидает засада. Он сидел в ловушке. И когда гопи подошли к нему, и он как обычно стал на них нападать, Лалита вдруг подала сигнал, и тысячи гопи понеслись вниз со склонов гор. На каждого мальчишку было по 3-4-5 гопи. Они их схватили и связали гирляндами. Взяли их и подвесили за шикхи на ветки деревьев. И начали шлепать их по щекам, давая пощечины, чтобы их щеки стали красными: «Негодяи, безобразники, хулиганы!» И вот Мадхумангал, который был привязан к ветке дерева за шикху, стал говорить: «Слушайте, я брахман. Никогда ничего плохого я не делал в жизни. Я просто очень проголодался и случайно попал в компанию этих вайшьев. Это была большая ошибка. Я точно никогда с ними больше компанию водить не буду. Просто отпустите меня». Но, конечно же, их главной целью был Кришна. Ему предстояло получить персональное наказание от Шри Радхи, Лалиты и Вишакхи. Они связали его руки, привязали за волосы к ветке дерева и затем переодели девчонкой (натянули на него юбку, кофточку, накидку), а также заставили его балансировать с горшком йогурта на голове. «О ты, красоточка! Куда это ты направляешься с этим горшком на голове?» Кришна стоял, повесив голову. Ему было слишком стыдно. Лалита прищелкнула его челюсть, говорит: «Держи-ка челюсть повыше», - и отшлепала его по щекам. – Не опускай голову. Смотри нам в глаза». И они стали дразнить его, говоря: «Пришло время уплатить налог за этот йогурт, налог за твою красоту. Красоточка!» Кришна стоял и упирался на своем, он говорил: «Вы что, не собираетесь платить ничего?» И тут Лалита взяла камень, четко прицелилась – и как бросит этот камень прямо в горшок на голове Кришны. Горшок разбился и Кришна весь обтекся йогуртом. Гопи заходились от смеха. Это был самый веселый день в их жизни – день, когда они отомстили Кришне и его друзьям. Но вот… Мадхумангала, кстати, он был в большом беспокойстве и продолжал произносить речи, упирая на свой брахманизм как на основу того, что гопи не должны с ним так обходиться. Он предупреждал их, что в результате оскорбления брахмана с ними произойдут ужасные вещи. «Вы должны снова заслужить мое прощение». - «Но, Мадхумангала, а что ты хочешь вообще? Может быть, несколько ладду тебя удовлетворят?» - «Ладду, ладду. Да, да, может быть. Да, кстати». И они привели его сюда, вот на этот трон посадили на Кришна-кунде. Усадили на трон и целые горы ладду манохар выложили перед ним. Мадхумангала кушал-кушал, кушал-кушал, кушал до тех пор, пока не распух от еды и не стал очень кругложивотым. В этом кругложивотом состоянии он начал раздавать благословения гопи, говоря, что их ожидает великая удача.

Недалеко отсюда, на взгорке, находится Моркутир. Слово «мор» указывает на павлина. И так или иначе здесь как раз и проживает очень большое количество павлинов. Однажды Шри Радха и Шри Кришна пошли на вершину этой горы. Был сезон дождей. Висели грозовые облака, которые были налиты дождевой водой. Они были черные от налившейся в них воды и между ними метались яркие молнии. Присев на этой вершине, Шри Радха и Кришна стали разглядывать с удовольствием это зрелище черных туч, среди которых метались яркие молнии. Когда в свою очередь грозовые облака, увидели Кришну, муссонные облака осознали, насколько прекрасен Кришна, который также был иссиня-черным. Им стало очень стыдно. А молнии узрели Шри Радху, которая сверкала своей золотистой кожей, и молниям также стало очень стыдно. Облака стали плакать слезами стыда, и стали светлеть. И раздались раскаты грома. Когда  павлины услышали эти раскаты, они начали танцевать. И Радха и Кришна видели, как танцуют павлины со своими подругами. Это зрелище вдохновило их также начать танец. При зрелище танцующих Радхи и Кришны павлины решили изобрести новые танцы, что вдохновило Радху и Кришну на еще больший танец. Вот так эти две стороны вдохновляли друг друга и соревнуясь друг с другом устраивали все новые и новые танцы. Картину, изображающую этот танец,  можно сегодня увидеть на стене строения в этой местности. Написал эту картину слепой садху, который совершал в этой местности свой бхаджан. К нему в медитации явилась Шри Радха и сказала ему: «Я хотела бы, чтобы ты написал эту лилу». - «Написать лилу? Я не вижу ничего. Я слепой. Как же я буду рисовать?» - «Просто рисуй, - сказала она, - и я буду вести твою руку». Так он и поступил. И эту картину можно видеть до сегодняшнего дня, картину, изображающую танец павлинов в исполнении Радхи и Кришны.

Давайте помедитируем на другое имя - Говинда-сарвасва, указывающее на то, что Шри Радха является для Кришны всем. Однажды жил-поживал пожилой один брахман неподалеку от Варшаны. И с деревни неподалеку до него донеслись звуки праздничного свадебного торжества. Каждый раз, когда мы видим свадебную процессию, нас это радует, мы говорим: «Смотри-ка, свадьба. Ничего себе. Ура!» - можно воспользоваться ситуацией и дать свои благословения или высказать лучшие пожелания жениху и невесте для того, чтобы создать для них благоприятную атмосферу. Но этот брахман начал плакать. Громко, буквально рыдать. Он слышит свадебную музыку и плачет. Кришна спрашивает его: «Дорогой брахман, почему ты плачешь? Чем я могу тебе помочь?» - «О, я такой старый брахман. Я очень бедный, но у меня есть дочь, которую я, в силу своей бедности, никак не могу выдать замуж. Помочь ты мне можешь, поделившись богатством, с помощью которого я мог бы выдать свою дочь замуж». Кришна в это время был в лесу вместе с гопи и Радхой. Никаких сокровищ, никакого золота у него с собой с это время не было, чтобы дать брахману. Он стал озираться, раздумывая о том, какое же сокровище он может преподнести брахману. И в конце концов понял: «Вот мое истинное сокровище – сама Шри Радха». «Дорогой брахман, я вручаю тебе самое большое сокровище мира – Шри Радху». При этих словах брахман стал плакать еще громче. Кришна говорит: «В чем же теперь дело?» «Ты удвоил мои страдания, - сказал брахман. - Раньше у меня была только одна дочь, которую я никак не мог выдать замуж, а теперь две. Ты ничем не помог, ты просто увеличил мои страдания». Кришна сказал: «Очень-очень жаль мне, дорогой брахман. Я это исправлю». Он взял веревку и забросил ее на ветку дерева. К одному из концов веревки он привязал ветку дерева, а с другой стороны - накидку на коров. Подобно качелям, он усадил на эту привязанную ветку Радху, а на той стороне где накидка, он стал складывать свои браслеты, все украшения, и приказал гопи также помещать туда все драгоценности, которые были на них одеты. И только в тот момент, когда это одеяло наполнилось достаточным количеством драгоценностей, золота, браслетов и других украшений, чтобы уравновесить вес Шри Радхи, он сказал: «Дорогой брахман, вот я беру это одеяло, полное этих украшений. Ты мне возвращаешь Радху, а я даю тебе равное количество драгоценностей». Несмотря на свою старость, этот брахман очень приободрился и, живо вскинув этот мешок с драгоценностями на плечо, поспешил в деревню. Много лет спустя у него было… Он понял, в чем было дело, подобно Дхруве Махараджу: «Ах, каким я был глупцом. Я был в обществе Шри Радхи и Кришны и попросил о материальных богатствах!..» И в этот момент он полностью вручил себя в распоряжении Радхи-Шьяма.

Мы прославляем Кришну, называя его всепривлекающим. Он обладает садайшварьей, то есть шестью основными качествами. Он владыка всех качеств, однако среди них выделяется 6 основных. И наши ачарьи объясняют, что своей полноты выражения все эти сокровища или достояния достигают только благодаря присутствию Шри Радхи. Да, Кришна красив, но наивысшего выражения его красота достигает, когда он стоит рядом со Шримати Радхарани. Ни в какое сравнение не идет красота Кришны самого по себе по сравнению с той красотой, которую он являет, стоя рядом со Шримати Радхарани. Да, Кришна знаменит, но высшего выражения его слава достигает благодаря его играм со Шри Радхой. Он наиболее известен как Радха-Рамана, Радха-Канта, Радха-Валлабха, все эти прекрасные имена. Такова его слава. Да, Кришна силен. Но истинной силы он достигает через свою способность привлекать Шримати Радхарани. Его истинная мудрость состоит в его способности разрешать все противоречия, сопровождающие их взаимоотношения. И истинное отречение он выражает, достигая совершенства отречения через участие в танце раса в тот момент, когда он его оставляет. Шри Радха для него – это все. Ее зовут Говинда-сарвасва.

Я хотел бы также обсудить с вами имя Радхи - Говинда-Мохини, иначе говоря «та, которая очаровывает Кришну». Ее любовь настолько велика, что она заставляет Кришну забыть о самом себе. Когда мы уйдем отсюда немножко позже сегодня, мы перейдем к другому озеру, которое называется Пилипокара, и я расскажу вам о деталях этой игры. Но для этого я подожду, пока мы дойдем до этого места. Но сейчас я немножко намекну на это. Это именно то место, в котором Кришна абсолютно забыл о самом себе. Дело в том, что према Радхи, ее любовь, настолько очаровала его, что он забыл о себе полностью. И в этом состоянии он временно обрел или привлек к себе, впитал цвет кожи Радхи, ее поведение и ее повседневные обязанности. И для того, чтобы понять как именно это произошло, вы должны немножко подождать. Пожалуйста, несмотря на нетерпение дождитесь моего подробного объяснения на эту тему. Давайте просто скажем вслух одно, что Кришна там был полностью сбит с толку. И погрузившись полностью в настроение Радхи и обретя цвет ее кожи, он блуждал по этим лесам Варшаны, выкрикивая вслух: «О Кришна, где ты?» Золотокожий Кришна, зовущий самого себя, ищущий самого себя. Настолько любовь Радхи сводит с ума Кришну, что он не в состоянии становится осознать ее глубину и ширину, и в конце концов решает явиться в этот мир как Шри Чайтанья Махапрабху, ответив тем самым на три вопроса: в чем состоит природа любви Радхи, в чем состоит особая сладость Шри Радхи, которая так привлекает Кришну, и в чем природа того блаженства, которое она испытывает, находясь в состоянии любви к нему. Чтобы ответить на эти вопросы, Кришна, обычно темнокожий, является в золотом воплощении как Господь Гауранга. Кришна внутри, а снаружи и по настроению это Радха. Без ума от любви к Шри Кришне он испытывает нектар кришна-премы. День и ночь напролет он воспевает Имена Кришны, страдая от мук любви разлуки к Кришне, находясь, иначе говоря, в состоянии випраламбха-бхавы, или любви в разлуке. И в этом напряженном состоянии любовной разлуки с Кришной, он совершает различные действия с целью понять границы доступного и осознать степень любви Шри Радхи к Кришне. Находясь в этом состоянии, он очень милостиво тем не менее продолжает раздавать эту любовь вокруг всем, кого встречает. И поэтому мы называем его «маха-ваданьяя аватар», или «наиболее щедрое воплощение из всех». У Кришны есть множество воплощений.

Но именно в этом воплощении Чайтаньи Махапрабху – он является «маха-ваданьяя», наиболее щедрый, поскольку он находится в настроении своей собственной преданной Шри Радхи. В общем случае нам необходимы какие-то качества, чтобы заполучить милость Кришны. Но когда Кришна опьянен любовью, он пьет нектар этой любви, и он изливается повсюду вокруг. Поэтому он больше не разбирает кому достанется этот нектар. Когда царь решает раздать самые большие сокровища из своей сокровищницы, из своей казны… Допустим, царь пьян и он решает раздать драгоценности из своей казны, кто может его остановить? Также и в случае, когда Шри Кришна, погружаясь в это настроение любви Шримати Радхарани, пьянеет от этого состояния и раздает эту любовь повсюду вокруг, кто может ему воспрепятствовать? Таков Шри Чайтанья Махапрабху, наиболее доброе, наиболее милостивое воплощение Верховной Личности Бога. Если мы хотим приблизиться к Кришне и войти в его вечные игры во Враджа-дхаме, сделать это мы можем через посредство Шри Чайтаньи Махапрабху. Мы обращаемся к нему через посредство Шримати Радхарани и ее служанок. Шрила Рупа Госвами объясняет, что суть всех наставлений состоит в необходимости слушать о развлечениях Кришны и его славе, повторять это, занимать свой ум в медитации на эти игры, и постепенно погрузиться полностью в этот киртан, шраванам и смаранам. Но заниматься этим бхаджаном необходимо под руководством вечных преданных слуг Кришны. Это называется «ану джанану гами» - следование по стопам вечных обитателей Враджа-дхамы. Ану-рага - полностью погружаться в их настроение. Если вы хотите обратиться к Кришне, приблизиться к нему, нам рекомендуется приблизиться к нему в настроении обитателей Вриндавана. Так и поступил Чайтанья Махапрабху. Для того, чтобы взрастить в себе это настроение его вечных спутников, мы обращаемся к Кришне как к Чайтанье Махапрабху, всегда пользуясь его руководством, наставлениями. И в ходе этого процесса, выступая в качестве слуги слуги слуги, перед нами будут открыты ворота.

Существует известная история Лакшми, которая совершала огромные аскезы для того, чтобы войти в круг раса-лилы. В конце концов явился Кришна и спросил: «Что я могу для тебя сделать?» - «Я хотела бы участвовать в твоем танце раса». – «Очень хорошо, но процесс для этого не таков. Аскезы и совершение покаяний не помогут тебе войти в круг танца раса». - «А каков же процесс?» - «Процесс состоит в следовании за моими вечными слугами, которые уже вошли в круг танца раса, в следовании их примеру, в следовании по их стопам. Получение милости от них». Лакшми – это богиня, рожденная из океана молока, и она не всерьез приняла этот совет. И тогда Кришна сказал: «Ты можешь быть золотой полоской на моей груди, но войти в круг моего танца раса ты не можешь». Итак, она не последовала процессу. Именно поэтому нам рекомендуется следовать этому настроению слуг слуг слуг обитателей Вриндавана. Шри Чайтанья Махапрабху в своей молитве говорит, что он является слугой слуг слуг слуг гопи, которые являются вечными обитательницами Вриндавана. И выступая в качестве последователей Шри Чайтаньи Махапрабху мы также являемся последователями Рупы Госвами, то есть рупанугами (последователями Рупы Госвами). Рупа Госвами был никем иным как Рупа Манджари или служанкой Шримати Радхарани. И все наши ачарьи в цепи ученической преемственности являются служанками слуг служанок служанок Рупы Манджари. А мы последователи Рупы Госвами, последователи Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати и Шрилы Прабхупады. Мы стремимся получить служение Шримати Радхарани под руководством Рупы Манджари. В этом состоит цель всех наших устремлений. Это одновременно и приглашение нам всем. И это возможность посетить сегодня Варшану, воспевать здесь и слушать обсуждение возвышенных тем под руководством Шрилы Гурудева и всех возвышенных личностей, присутствующих с нами, а также возможность посетить множество других святых мест в это священный месяц Картика. Для всех нас это великая удача.

Мы с вами, несмотря на большой перечень недостающих качеств, так или иначе по милости преданных обнаружили себя сидящими здесь. И так или иначе благодаря этой особой милости, по ходу того, как мы выражаем свое рвение и свою искренность, именно эта милость доставит нас туда, куда, нам кажется, прийти невозможно. По милости Шримати Радхарани нам может быть предоставлено место для служения в духовном мире в качестве служанки слуги слуги слуги Шри Радхи и ее спутниц. В «Бхагавад-гите» Кришна объясняет, что он вступает в отношения с каждым в соответствие со степенью его преданности. Карми обращаются к нему с материальными желаниями и он вознаграждает их материальным. В поисках освобождения к нему обращаются гьяни  и получают искомое. За преданностью к нему обращаются преданные и он дает им это. Вот так в соответствие с качеством преданности конкретного его преданного Кришна проявляет себя так или иначе. Больше всех любит Кришну Шримати Радхарани. И поэтому своего высшего выражения Кришна достигает в обращении к Шримати Радхарани. Есть ли у нас с вами надежда увидеть Кришну в таком качестве? Возможно ли это? Никогда на свете мы не сможем полюбить Кришну с таким же напряжением, с такой же силой, как Шримати Радхарани. Так что в принципе можно сказать, что мы Кришну никогда таким не увидим. Но мы можем стать за спиной Шри Радхи, стать позади ее служанок, и слуг ее служанок, и служанок ее слуг. И в конце концов встав за спинами наших духовных учителей, мы сможем увидеть Кришну, выступающего в этом своем высшем выражении; того Кришну, который испытывает величайшее удовольствие от Говинда-Нандини, Шримати Радхарани; того Кришну, для кого Шримати Радхика является всем, Говинда-Сарва; того Шри Кришну, кого сводит с ума Шри Радха, Говинда-Мохини. Этого Кришну мы сможем увидеть и служить ему, выступая в качестве смиренных слуг наших духовных учителей, только по милости Шримати Радхарани.

Вриндаванешвари Шримати Радхарани ки! Шримати Радхарани ки! Шри Варшана-дхама ки! Враджендра-Нандана Кришна ки! Говинда-Мохини Радха ки! Говинда-Нандини Радха ки! Говинда-Сарвасва Радха ки! Шрила Прабхупада ки! Шрила Гурудева ки! Нитай Гоура премананде! Джай джай Шри Радхе!