Према-саровара, Озеро любви. Варшана. Лекция Чатуратмы прабху

Главная > Лекции с Картики > Картика 2015 год
   место: Према Саровар (Вриндаван)

Итак, сейчас мы переходим к следующему разделу нашей программы. Сейчас мы находимся этом месте, в комплексе, в который входит это озеро Према-саровара. Но, безусловно, находясь здесь, следует задаться вопросом. В частности, я сам у себя спрашиваю, как это так получается, что мы, не обладающие практически никакими достойными качествами и понимающие так мало в духовной жизни, удостаиваемся чести сидеть здесь, в этом особенном месте и говорить, говорить на темы, которые посвящены событиям, происшедшим в этих местах. Само по себе меня это очень удивляет. Иногда в служении гуру и вайшнавам мы оказываемся в ситуации, когда мы должны совершать действия, для совершения которых мы совершенно не квалифицированны. Это называется беспричинная милость. Кстати, несколько людей меня попросили сообщить им имена Тхакураджи, которые здесь находятся - Шри Шри Радха-Говинда. Подтверждено этим звоном колокольчика. И когда я размышлял над тем, как лучше построить сегодняшнюю лекцию, я понял одну вещь. В определенном смысле вы, новое поколение преданных, несколько более удачливы чем мы, старики. В свое время практически нам не выдавалась возможность такая вместе (вот, например, с Бада Харидасом прабху) побывать в святых местах и выслушать описание этого святого места в изложении Шрилы Прабхупады, описание тех игр Господа, которые происходили в этих места и в действительности которые продолжают происходить и по сей день. Во время своего короткого присутствия на этой планете Шрила Прабхупада в основном концентрировался на создании структуры этой организации, создавая фундамент нашего ИСККОНа, его структуру так, чтобы он в конце концов превратился в тот самый дом, в котором может проживать весь мир. И сейчас мы, пожалуй, больше приближаемся к пониманию того, что он имел в виду, когда изучаем и размышляем над формулой «Сейчас работа, а самадхи потом». В ваших жизнях же выпала великая удача – возможность пребывать вместе со своим духовным учителем, в его общении, на протяжении 20-30 лет вашей жизни и регулярно посещать святые места и слушать об их славе. Точно, так и есть. И несмотря на то, что мы оказываемся здесь неквалифицированными, тем не менее очень важно обсуждать и понимать, что здесь происходило. Вот почему труды наших ачарьев в большой степени посвящены событиям, происходившим здесь, в этой области Враджадхамы.

Порой из уст различных сомнительных личностей мы слышим ложные обвинения в том, что Прабхупада не дал нам понимания преданного служения и отношений с Господом во всей их полноте и глубине, бла-бла-бла. Все это бессмысленные утверждения. Обращаясь с ответом к подобным личностям, мы хотели бы упомянуть здесь, что проблема их заключается в том, что они не обратили внимания на то, что Прабхупада в свое время написал такую книгу как «Нектар преданности». «Нектар преданности», который является комментарием на «Бхакт-расамрита-синдху», был написан в ранние дни нашего Движения. Именно в этой книге Прабхупада обращается к сути и содержанию расы, тех вкусов преданного служения, в которых находятся преданные и Господь. И опираясь на именно эти положения, затем были в расширенной форме были написаны другие его произведения. Именно на этой основе он переходит к объяснению более утонченных и возвышенных принципов преданного служения. Он обращается к описанию различных взаимоотношений, различных рас, различных личностей в преданном служении Господу и того, как с точки зрения Кришны и его спутников все эти взаимоотношения выглядят и как они практикуются. Некоторые из симптомов, проявляющихся при подобных взаимоотношениях считаются и описываются как необычные.

Когда я был еще новеньким брахмачари, я выходил регулярно на санкиртану вместе со старшим преданным нашего храма, которого звали Махамуни. И представьте себе, что мы делали. Мы, обращаясь к массам людей, предлагали им купить эту книгу «Нектар преданности». Может быть, первая часть этой книги была и понятна этим людям, поскольку там описываются принципы преданного служения, но вторая часть, которая посвящена самой расе, наверняка, была для них загадочной. Я помню, что вместе с Махамуни мы в основном ходили по аэропорту и предлагали книги. И проходя мимо, один из джентельменов, пассажиров, крикнул нам вслед: «Слушайте, слушайте, погодите. У меня есть вопрос. У вас есть минутка для меня?». Мы сказали: «Да, конечно, господин. В чем ваш вопрос?» «Я вот купил как-то одну из ваших книг (и он показала на «Нектар преданности»). И почитав ее, у меня возникли вопросы». «Как здорово, - подумали мы, -  мы как раз здесь распространяем книги. И выходим с целью отвечать на вопросы людей, совершая тем самым преданное служение». И он говорит: «Вот мой вопрос. Как может быть отрыжка признаком экстатической любви к Кришне?» Хороший вопрос! И я, честно говоря, до сегодняшнего дня не могу понять, как правильно ответить на этот вопрос.

Так или иначе, именно в этой книге описываются некоторые из признаков экстатического преданного служения, которые проявляются в ходе его совершения и которые мы обсуждаем, посещая различные святые  места день за днем. К сожалению, количество оставшихся дней все уменьшается. Поэтому посещая различные святые места и обсуждая их славу, мы можем найти успокоение и комфорт в том понимании, что Прабхупада в свое время обратился к объяснению происходящих там переживаний и событий в своих произведениях. И выслушивая подобные обвинения, мы можем спокойно понимать, что мы сохраняем свою преданность и верность Шриле Прабхупаде.

Итак, недалеко отсюда в определенном направлении находится Нандаграм, а в противоположной стороне находится Варшана недалеко. И, по понятным соображениям, многие из игр Радхи и Кришны происходят на расстоянии безопасного удаления от обоих этих мест. Потому что каждое из этих мест олицетворяет определенное препятствие на пути к осуществлению игр Радхи и Кришны. Это то препятствие, которое не дает развиться настроению встреч Радхи и Кришны (имеются в виду озабоченные взгляды окружающих, старших). Такова роль старшего поколения в обществе. Они неравнодушны к взглядам, присматриваются к тому, что делаем мы с вами. И для того, чтобы в полной мере испытать радость своих тайных встреч, Радха и Кришна удалялись на достаточное расстояние от мест своего постоянного проживания. И они, в частности, посещали этот лес с этой целью. Этот лес называется Премаван, что означает «Лес любви». И их игры происходили, в частности, на берегах этого прекрасного озера Према-саровара, то есть Озера любви. И однажды из уст Шри Прахлада я услышал, что когда накрывается обед, по мере того, как Лалита накладывает все новые и новые блюда Кришне, который вкушает за этим столом... Каждый из ее пальцев ног представляет собой различные места развлечений Радхи и Кришны. И очень нежным движением Кришна протягивает руку и касается очередного пальца на ноге, на стопе Лалиты. Лалита молча, поняв намек, продолжает раздачу прасада. И затем она шепотом сообщает Радхе о месте встречи. Так что все эти их игры, свидания тайные были основаны на очень секретной и тонкой системе информации. Конечно же, каждый из нас может закономерно задаться этим вопросом, как они постоянно договаривались о своих встречах. Вот это один из способов. И мы находимся с вами в месте, которое отличается своей возвышенностью. Говорится, что чтецы ведических писаний, находясь здесь, предпочитают пускать во все направления вибрацию своих воспеваний, следуя направлению ветра, для блага всех окружающих жителей. Но даже олицетворенные Веды в их изложении редко обращаются к настолько возвышенным темам и настолько возвышенным событиям, которые происходили здесь. Находясь недавно на Кришна-кунде, я побрызгал себе на голову этой священной водой и сказал, обращаясь к соседнему преданному: «Мы находимся на священной кунде». Повернувшись ко мне, преданный ответил мне вопросом: «А разве это не относится ко всякому озеру во Врадже?» На самом деле это так и есть.

Вы видите, в каком прекрасном состоянии поддерживается вся эта территория обширная. Здесь есть храм Радха-Говинда, храм Банке-Бихари и это озеро, это большой комплекс. И наверняка кто-то стоит за всем этим и дергает за ниточки. Как вы обратили, наверное, внимание, насколько прекрасно организована наша парикрама - практически все по строгому расписанию происходит: прасад, подача автобусов, расселение и так далее. С нашей стороны этого уравнения нам кажется, что все это происходит буквально по волшебству – автобусы, прасад и так далее. Но все дело в том, что за этой легкостью и как бы естественностью событий стоит огромный труд Расики-широмани и ее мужа Говинда Чарана прабху, которые здесь находятся. И за событиями и устройством этой местности стоит личность, которую зовут Лакшман Сингх. И, в соответствии с мнением Дина Бандху прабху, который назубок знает каждый листок, каждый камешек в этом Врадже, он говорит об этом Лакшмане Сингхе, что одной ногой он уже находится на Голоке. И мы можем обратить внимание, что это место  выглядит практически совершенно, также как наше представление о Голове: цветы вокруг, прекрасно разбитые сады, поющие птицы. В прошлый раз для нашей лекции мы выбрали место рядом с озером самим. И совсем неподалеку оттуда находилась гошала. Во время нашего киртана оттуда стали выгонять коров. От радости оттого, что они оказались на свободе, коровы подпрыгивали, брыкались и бегали вокруг. Вот таково всеобщее настроение здесь, очень саттвичное, очень прекрасное, легкое. Но какова же история этого места?

В начале было так, что Кришна раз за разом проходил по этой местности, и к этому времени коровы и телята испытывали жажду. И с учетом этого пастухи устроили где-то в местности, где сейчас находится Према-саровара, небольшой водопой, чтобы напоить животных. Ну хорошо, есть какой-то водопой. Но какое отношение имеет это к Према-саровару сегодня? Для понимания этого мы должны обратиться к другой лиле Господа. Однажды на этом месте были качели. На этих качелях сидели Радха и Кришна и наслаждались обществом друг друга. Те из вас, кто находится в браке, знают, что муж и жена иногда играют друг с другом. Кришна, обернувшись к Радхе, говорит: «У меня есть к тебе вопрос. Что, по твоему мнению, является живым, несмотря на то, что оно мертво? И когда оно живет, оно очаровывает своей жизнью всех окружающих. Что живо, несмотря на то, что оно мертво? И когда оно живет, очаровывает все три мира?» Если вы знаете, по вашему мнению, то поднимите руки, пожалуйста. Только пара преданных оказались такими же смышлеными, как Шримати Радхика.

Радхарани сказала: «Ну, это очень легкий вопрос. Это все твоя хитроумная флейта, которая ворует умы гопи». Кришна сказал: «Да, да. Ну, ладно, угадала». Радха говорит: «А теперь моя очередь. Кто известен своей юностью, но также и старостью одновременно. Связанный - и в то же время свободный. Является одновременно обителью и прибежищем и тьмы и двойственности, или двусмысленности - и в то же время сохраняет свою чистоту. Ответь мне на этот вопрос». Кришна сказал… Будучи преданными, мы, конечно же, естественно приходим к выводу, что речь идет о Верховном Господе Вишну, который вечно юн, но он также и старейший из всех существ, который по положению своему исполняет обязанности Верховной Личности Бога, но одновременно остается другом каждого преданного. И с одной стороны будучи творцом этого мира, он является прибежищем тьмы и двойственности, но при этом сохраняет качество павитра, совершенно чистый. Кришна немедленно ответил на этот вопрос: «А, вот что ты имеешь. Ну, конечно же, речь обо мне. Это я». И разумеется, его ответ заставил Радху рассмеяться.

Вот так они сидят-посиживают на этих качелях. Гопи омахивают их веерами, подают сладости. Так они проводят прекрасное время в обществе друг друга. И вдруг к ним подлетает очень красивый, но очень ненормально большой шмель. Вы знаете, что шмеля можно узнать издалека по его жужжанию. Мне иногда говорят, что я очень хорошо изображаю звуки животных. Но этот шмель издавал звук громче, чем дрон, который мы используем. (Не переводится). З-з-з. И конечно же, шмели естественным образом стремятся ко всему сладкому. Благоухающий мед и другие вкусно пахнущие вещи - вот что их привлекает. Радха и Кришна же постоянно окружены подобными объектами. Они окружены целым лесом прекрасных цветущих цветов, которые издают изумительный запах. Конечно же, кроме всех других ароматов здесь присутствуют ароматы тел Радхи и Кришны, и это самый прекрасный из всех ароматов. Речь идет об аромате лица Шри Радхики. Именно его по ошибке шмель принял за прекрасный золотой цветок лотоса, и поэтому он стал подлетать к нему. И подлетая все ближе и ближе, он оказался у источника самого прекрасного нектара (имеются в виду уста Шри Радхи). Аромат ее дыхания с ума свел этого шмеля. Но шмель подумал: «Я оказался в плену самого прекрасного нектара во всем творении, и я должен узнать, каков его источник». Кто из вас в жизни встречался с ситуацией, когда вокруг вашего рта кружился огромный черный шмель? Этого не было и с Радхой до этого, такого не случалось, поэтому она стала его отгонять, стала махать на него, пытаясь прогнать его прочь. Но у этого шмеля было определенное намерение. Он в своих действиях был настолько же настойчив, насколько настойчив преданный, который решительно продирается к мангала-сладостям, чтобы укрась их для своего удовольствия. Вот это настоящая настойчивость. Радха начинает отмахиваться от него. Ничего не получается, поэтому она начинает звать на помощь: «Кто-нибудь, кто-нибудь, помогите мне прогнать прочь этого шмеля». И когда на ее зов кто-то отзывается, кто это оказывается, по вашему мнению? Никто иной как наш прекрасный друг и удивительный брахман - сам Мадхумангала. Мадхумангала исполнял в этой местности роль стражника, который всех держал подальше. И он при этом делал то, что делают обычно все охранники, то есть он спал наповал. Конечно же, можно сказать, что для такого глубокого сна у него есть причина - он только прикончил огромную корзину, полную прекрасных сладких лесных фруктов и ягод. И количество сладостей в этой корзине было ничуть не меньше, чем количество удивительных угощений, которые приносят Свалакшане и Шьяма-Валлабхе. И проглотив все это, конечно же, вы можете понять, что ему захотелось поспать. Мадхумангала известен тем, что он совершает два рода действий. В частности, поглощает сладости. И проглотив очередную сладость, он становится очень счастливым и приступает к другому виду деятельности - он начинает щелкать подмышками, это его любимое занятие. И когда я был еще неинициированным бхактой, мне очень хотелось быть как Мадхумангала. Я надеялся, что меня назовут Мадхумангала. Дай Бог, дай Бог. И сейчас, когда вы знаете, что меня называют Чатуратма, вы можете понять, насколько я был наивным.

В общем, когда Радхарани позвала на помощь, Мадхумангала проснулся, схватил свою палочку и побежал на помощь: «Не бойся, сейчас я тебя спасу. Я тебя защищу». И он начал говорить, обращаясь к этому шмелю: «Эй, негодяй, который пытается побеспокоить Шри Радху и Кришну, в моем присутствии тебе это не удастся. Я сам Мадхумангала, министр славы Господа Кришны. Ты должен знать о моей славе». И с помощью своего посошка он попытался отогнать шмеля прочь. Посошок, однако, был тоненьким и никак не отгонял этого шмеля. Сколько не гонялся Мадхумангала за этим шмелем, ничего не получалось. Но своими движениями этой погони он веселит Радху и Кришну, поэтому они очень весело смеются над происходящим. И как обычные шмели поступают и другие насемые, по своим собственным соображениям они начинают вдруг удаляться, улетают прочь. Но Мадхумангала, безусловно, причислил это на собственный счет. И сейчас, справившись с этой ситуацией, он подходит к Радхе и Кришны в надежде получить вознаграждение. В чем же должно было состоять это вознаграждение? «Так, фруктов я уже покушал. Может быть, мне дадут большую тарелку сладостей?» И поэтому очень громким голосом он заявляет о своей победе: «Мадхусудана удален прочь. Он удален прочь». Имя «Мадхусудана» указывает как бы на этого шмеля, который питается медом, или мадху. Говорит, что его нет больше вокруг. Но как и всякая девушка, при приближении насекомого Радха прикрыла лицо ладонями, чтобы не подпустить его близко. Услышав же крик Мадхумангалы о том, что Мадхусуданы больше рядом нет, что он ушел, она открыла лицо и стала расспрашивать: «Куда же он ушел, куда он исчез?» И она была в полном состоянии шока. Только что она сидела рядом с Господом Кришной, Мадхусуданой, и вот вдруг не сказав ни слова он ушел прочь. Но в этом очень важно отметить одну деталь - Кришна продолжать сидеть там же, рядом с ней, прямо там же. Но когда Кришна услышал и увидел ее реакцию на слова Мадхумангалы, он впал в такое же паническое состояние и подумал: «Господи, Радхи больше нет». Вот сидят они оба рядом друг с другом и оба находятся в полностью шоковом состоянии от того, что их возлюбленного нет рядом. И никто из них на пике своего экстатического любовного состояния не может понять, какова истинная картина происходящего. И с этого момента начиная вся сладость этих событий улетучивается. С огромной силой начинает нависать настроение разлуки и горечи от наступившей разлуки, и оно вытесняет только что присутствовавшую там радость. И все это настроение катания на качелях улетучивается, это больше не приносит удовольствия.

Разумный человек, который имеет понимания о том, что такое любовь к Богу, он может задаться таким вопросом: как это они уже страдали от разлуки, если сидели друг с другом? Объяснение этих глубоких любовных переживаний мы выслушиваем каждый раз, посещая новое святое место, и в частности мы можем сослаться в этом на «Нектар преданности» (это комментарий на книгу, которая известна под названием «Бхакти-расамрита-синдху» с выдержками из этой книги, которая считается учебником преданного служения, поскольку одним из принципов изложения этой книги является описание всех деталей взаимоотношений преданных и Господа в преданном служении). Поэтому то конкретное состояние любовное, в котором находилась в данной ситуации Радха, называется термином «према-вайчиттья», в котором подразумевается чувство разлуки, несмотря на физическое присутствие возлюбленного рядом.

Описывается, что существует 4 состояния разлуки. И если у вас есть в руках ручка и блокнот (как, по моим наблюдениям, многие сейчас имеют их), пожалуйста, именно сейчас время записать. 4 разновидности. Первая из них называется пурва-рага, следующая - мана, третья – праваса, и четвертая - это према-вайчиттья только что упомянутая.

Когда мы говорим о термине «пурва-рага», то имеется в виду, что еще до встречи влюбленный начинает испытывать неминуемую разлуку. С точки зрения материалиста, подобное настроение можно назвать фатализмом. Вы ожидаете встречи с кем-то, но уже заранее предвкушаете неминуемую разлуку, или расставание. В этой связи приводится пример юных гопи, маленьких девочек примерно 8-летнего возраста. Как мы понимаем, в этом возрасте девочкам не разрешается уже тесно общаться с мальчиками. Но они пользовались любой малейшей возможностью, чтобы взглянуть на Кришну. И поэтому по утрам, когда Кришна вместе с пастушками и телятами уходил по тропинке глубоко в лес, сидя на крышах своих домов, эти маленькие гопи занимались домашними обязанностями, теми или иными, которые были поручены им родителями. И когда Кришна проходил мимо, они бросали быстрый взгляд на него. И когда Кришна проходит мимо, он, конечно, понимает, что происходит эта стрельба глазами, он в свою очередь вместе с Баларамой отвечает на эту стрельбу стрельбой со своей стороны. И именно его мимолетный взгляд заставляет маленьких гопи вздыхать сладко и думать: «О Господи, может быть, мне удастся еще позже увидеть Кришну? Но даже если это и произойдет, то в конце концов мы все равно неминуемо разлучимся». Вот и это есть то, что называется словом «пурва-рага».

Второе это мана. В этом состоянии влюбленные находятся со своим возлюбленным, но тоже предвкушают, что в любой момент может наступить разлука, расставание. И как я уже говорил, обратил внимание на то, что многие из преданных на этой парикраме находятся в обществе своих супругов. Тем не менее, несмотря на сегодняшнее совместное присутствие здесь, они время от времени вероятно обсуждают предстоящее расставание. Это, пожалуй, лишь бледное копия того состояния, о котором сейчас мы с вами говорим.

Третья разновидность этой расы называется «праваса». Это состояние, в котором наступает действительная разлука. В частности, это состояние было в ситуации, когда Кришна уехал вместе с Акрурой в Матхуру. Наступила настоящая, реальная разлука. Как известно, в 7-ом стихе «Шикшаштаки» Шри Чайтанья Махапрабху обращается к этой теме. Он говорит: «О Говинда, в разлуке с тобой каждая секунда длится как 12 лет и более». В играх Шри Чайтаньи Махапрабху это настроение глубокого погружения в состояние разлуки было очень типично.

Таким образом, логически мы подошли к четвертому уровню этого состояния. Это состояние, которое ассоциируется с той лилой, которую мы сегодня обсуждаем. Оно называется термином «према-вайчиттья». В этой ситуации, на этом уровне, влюбленный настолько сильно чувствует разлуку, что, несмотря на присутствие физическое присутствие рядом возлюбленного, он глубоко страдает от этого. Это своего рода безумие. Оно как бы вас отрывает от действительности. Но это тот самый атрибут реальности, в поисках которого мы с вами постоянно отчаянно находимся. И, по заключению всех ачарьев, это и есть высочайший уровень сознания Кришны. Олицетворением этого состояния являлся Мадхавендра Пури. Покидая этот мир, он испытывал этот состояние разлуки, в которое погружены гопи. Он выкрикивал постоянно: «Когда же вернется Кришна? «Когда же я его вновь увижу?» Именно он является примером того, что это состояние разлуки занимает законное место в наших умах как преданных.

Итак, в этой игре, которую мы обсуждаем, Радха в полной мере испытывает это состояние према-вайчиттьи. Она совершенно убеждена, что Кришны больше нет рядом, несмотря на то, что он прямо здесь. И, находясь в этом состоянии, она вдруг встает и выкрикивает: «О Господь моей жизни, куда же ты ушел? Почему?» И будучи в полной любви к Шри Радхе, Кришна отвечает ей буквально тем же самым. И вот они стоят рядом друг с другом и несмотря на эту близость, они продолжают кричать и взывать к своему возлюбленному с мольбой вернуться. И хотя с обычной точки зрения подобное состояние едва ли можно назвать нормальным, с точки зрения наших ачарьев это является высочайшим проявлением экстаза любви, на какое только способны живые существа. Эта сцена полностью меняет настроение гопи. Только что они стояли, как я рассказывал, раскачивая эти качели, омахивая эту пару веерами, поднося им цветы, различные угощения и делая другие приготовления. Но сейчас, видя это поведение Радхи и Кришны, слыша их выкрики, они застывают на месте, превращаясь в статуи. Они не шелохнувшись стоят. Они едва ли дышат. Едва ли можно говорить о том, что в их телах присутствуют признаки жизни. Единственным признаком, намекающим на присутствие в них жизни, являются струйки слез, текущие из их глаз. Они точно как мертвые, даже не моргают. Вы можете постоять какое-то время не моргнув? Иногда у детей бывает такая игра - они таращатся друг на друга, кто первый моргнет. Даже не пытайся со мной соревноваться. Это практически невозможно - долго стоять, не моргнув, - потому что это является одним из наших естественных рефлексов. Но гопи стояли не моргая. И о наличии в них жизни можно было говорить только судя по этим струйкам слез, стекающим по щекам. И сейчас наступает интересный момент. Тут из глаз Радхи и Кришны, которые тоже стоят не шелохнувшись, пораженные горем разлуки, начинают бежать струйки слез. Не слеза, а струйка слез. Стекая с их лиц, их слезы смешиваются со слезами гопи, и совместный поток этих слез вместе вливается одновременно в тот водопой, который был устроен для телят Кришны. И это становится Према-сароваром, на котором мы находимся.

Надо признаться, что все мы вооружены очень скептичным и однонаправленным умом. В результате нашего квадратного образования мы получили квадратные мозги, поэтому все что прямо, мы считаем прямым, а все что с углом, мы считаем угловатым. Но  приезжая в святую дхаму, мы должны избавиться от того. Для того, чтобы оценить по достоинству духовную прелесть дхамы, нужно отказаться от этой линейной концепции дхамы. Начиная с первого дня парикрамы ко мне обратилось уже на сегодняшний день 6 или 7 разных преданных, которые говорят: «Прабху, как же я могу узреть дхаму  на самом деле. Все, что я вижу, это грязь, свиньи, рикши, торгаши и прочее». И каждый раз я им отвечают одними и теми же словами: «Нужно развить «преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена». - «Ну понятно. А как именно это развить?» - «Через слушание очищается ваше сердце. Именно сердечное состояние ваше влияет на ваше прозрение. Вы начинаете видеть духовные объекты такими, какие они есть. Просто водя туда-сюда глазами, вы не можете увидеть святую дхаму. И потом горевать, что вы ее не видите. Вы видите святую дхаму через слух. И это слушание очищает все сомнения и осквернения в сердце. Увидеть дхаму в конце концов вы можете с помощью этого чистого неоскверненного сердца». Итак, когда у вас будет шанс, омойтесь или побрызгайте немножко воды на голову, наберите воды в бутылку и увезите с собой, освятите святой водой всех окружающих, кого вы знаете. В течение года все это продолжайте именно так. Очиститесь через посредство Према-саровара, озера любви. Мы еще не делали этого.

И сейчас происходит то, что из-за этого плача, из-за этих переживаний Кришна, Радха и гопи начинают слабеть. Представьте себе это зрелище - эти прекрасные, очень красивые, существа, эти парни и девушки лежат на земле без чувств. И когда туда возвращается Мадхумангала, говоря современным языком, он просто фликует. Все вокруг лежат без чувств. Он думает: «Что же делать?» Он пытается всех растормошить, но ничего не получается. Он прибегает к своему самому главному оружию, он говорит: «Уже обедать пора. Обедать пора. Просыпайтесь скорей. Все уже кончилось, прошло. Сейчас пора обедать. Вставайте». Но ничего не получается.

И тогда на помощь ему приходят две очень особые личности Вриндавана – Шука и Шари, два прекрасных попугая, эти знаменитые попугаи Вриндавана. Вы видели стайку зеленых попугайчиков в Дурваса Муни ашраме, где мы вчера были. Они летают вокруг и сообщают новости друг другу, пытаясь помочь окружающим. Шука подлетает к уху Кришны и начинает шептать в него: «Радха, Радха, Радха». А Шари, подлетая к ушку Радхарани, говорит ей: «Кришна, Кришна, Кришна». И все получается. Священное имя возлюбленного действует как противоядие для этих влюбленных. Все желают, все радуются, видя друг друга, возвращаются к своим играм на качелях. Все наполняется радостью. Но минуточку, мы еще не закончили.

На следующий день Мадхумангала начинает рассказывать всем о том, что случилось на Према-сароваре. Эта история, которую он всем рассказывает, приводит окружающих в восторг. И Шука и Шари решают добавить от себя и рассказывают о происшедшем всем птицам, животным и другим живым существам: всем этим павлинам, обезьянкам, всем коровам, всем бабочкам. И вы понимаете, о чем речь - все начинают обсуждать произошедшее. И в результате этих рассказов все живые существа Враджа решают, что необходимо немедленно отправиться на Према-саровара и омыться в этих водах. И некоторые их вас все еще сомневаются, что нужно омыться?

Итак, по милости Шрилы Прабхупады всем нам представилась эта возможность побывать здесь, на Према-сароваре. Даже несмотря на отсутствие необходимых качеств нам удается здесь побывать. Как Сита Тхакурани вчера говорила о том, что Шрила Прабхупада раздавал свою милость всем, невзирая на наличие или отсутствие качеств у человека. Кто-то по ошибке воровал его обувь. Преданные, у которых отец непреданный. Даже мы с вами, здесь сидящие. Вот таково настроение истинной благодарности. Мы должны быть глубоко благодарны Шриле Прабхупаде за то, что он отворил нам врата во Врджа-дхаму, поблагодарить должны Шрилу Гурудева за то, что он организовал эту парикраму и собрал нас всех вместе, и поблагодарить благородное собрание вайшнавов и вайшнави, которые вдохновляют друг друга на слушание и участие в этих событиях. У меня есть в запасе еще одна лила, но минуты закончились, поэтому… На мобильнике иногда появляется сообщение «Ваш лимит исчерпан». Так что следующую историю я приберегу напоследок, на следующий раз.

Харе Кришна!