Стратегия ведения проповеди. Матаджи Ситала

Главная > Лекции с Картики > Картика 2015 год
   место: Вриндаван

ом аджнана-тимирандхасйа джйанайджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах
шри-чаитанйа-мано-'бхиштам стхапитам йена бху-тале
свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам

джая шри-кришна-чайтанья  прабху-нитьянанда шри адвайта
гададхара шривасади-гаура-бхакта-вринда

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

ванчха-калпатарубьхьяш ча
крипа синдхубхйа эва ча
патитанам паванебьхйо
вайшнавебхйо намо намах

 

Харе Кришна! Подождем минутку переводчика. А пока мы ждем, я хотела бы поздороваться со всеми. Так приятно, ощущение такое, словно с момента нашей последней встречи прошло пару секунд. Вчера я летела в самолете и мельком просматривала газету. Я увидела все ужасные вещи, которые происходят в мире. Сотни тысяч людей мигрантов страдают, перемещаясь по Европе. Я смотрела на заголовки газеты, мелькавшие у меня перед глазами один за другим, они кричали о том, как страдают люди повсеместно в мире.
Затем, если мы взглянем на нашу ситуацию здесь, буквально безо всяких преувеличений, мы, должно быть, самые удачливые люди на планете. Мы находимся здесь, в самом священном из священных мест. Шри Вриндаван Дхама, безусловно, священна, но еще более священным является это конкретное место здесь. Оно стало еще более восхитительным благодаря баджану, который проводили здесь святые личности, великие души. Похоже, что это второе по значимости место для шестерых Госвами, куда они приходили и проводили катху и обсуждали священные писания.

В этом месте здесь, кроме нас, нескольких сотен людей, практически нет никого. Это уникальный момент. Мы очень удачливы и должны быть благодарны за то, что удостоились чести находиться здесь. Нам совершенно не на что жаловаться. За это благословение, милость и удачу, которых мы в действительности не достойны, я хочу поблагодарить Шрилу Прабхупаду, который открыл дверь во Вриндаван всему миру. И Шрилу Индрадьюмну Свами и его великолепную команду, которая продолжает привозить нас сюда год за годом, чтобы мы могли видеть здесь настоящие чудеса. Я хотела бы поблагодарить Мадхаву прабху и Бадахари прабху за их удивительный киртан! До того как прийти сюда, я чувствовала, что была покрыта гунами материальной природы, но вы знаете, каково это, когда ты погружаешься в киртан Бадахари прабху и все преображается!

Говоря о том, чего мы с вами коснемся сегодня в обсуждении, существует множество прекрасных аспектов личности Шрилы Нароттама Даса Тхакура, о котором мы можем поговорить и говорим каждый год. И я, проанализировав прошлые годы и пронаблюдав за своим собственным повествованием, поняла, что концентрируюсь обычно на юных годах жизни Нароттама. Потому что его юные годы такие пленительные, волшебные и удивительные, что они обычно забирают больше времени на рассказ о себе, чем мы думаем, и мы даже недобираемся до середины, чего уж говорить о поздних годах его жизни.

Сегодня я хотела бы сфокусироваться на Нароттаме Дасе Тхакуре как на творческой, динамичной и инноваторской личности и его проповеднической деятельности. Потому что, по сути дела, это — именно то, ради чего мы все здесь собрались. Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада создал организацию ИСККОН для специальной цели: распространения послания Махапрабху по всему миру. Для нас с вами очень актуально задуматься именно здесь о деяниях наших ачарьев, о том, как они жили, как стучались в двери материальной энергии, как каждый расширял пространство для проповеди сознания Кришны. Потому что каждый из наших ачарьев делал удивительные вещи! И ни один из них не достиг успеха, занимаясь рутинной деятельностью. Проповедникам приходилось становиться настоящими духовными воинами. Проповедь означает объявление войны заблуждениям в умах людей. Именно эти заблуждения блокируют возможность увидеть Кришну. Духовный воин должен найти пути к разрушению этих стен невежества и дать возможность людям увидеть проблески сияния Господа. И, прежде чем приступить к такого рода деятельности, каждый из таких людей должен сделать то, что мы называем сканированием местности. Даже кармические люди, которые занимаются бизнесом, делают нечто подобное время от времени. Они изучают окружающие обстоятельства, смотрят, какие вокруг них находятся люди, кем они являются, кем они не являются.

Каждый, кто занимается распространением книг, знает, что они делают сканирование среды каждый раз, когда кого-то видят: «Как затронуть эту конкретную личность?»

Кто-то однажды сказал Шриле Прабхупаде: «Вы не делали так уж много в первый год после своего приезда в Америку». Прабхупада ответил: «Что? Я так много делал». Тогда преданный спросил: «А что конкретно Вы делали?»

И Шрила Прабхупада ответил: «Я изучал американцев». Таким образом, на основании того, что он видел перед собой, Прабхупада создавал стратегию действий. И это должен делать каждый проповедник, воин, каждый солдат должен иметь стратегию ведения боя, в соответствии с окружающим социальным контекстом. Так, во время Первой мировой войны обычной военной стратегией был окопный бой. И это отлично срабатывало. Но во время Второй мировой войны, когда воюющие стороны применили эту стратегию, это обернулось катастрофой. Потому что уже появились самолеты и окопы превратились в могилы.

И чтобы быть динамичным проповедником, вы должны уметь создавать свою собственную стратегию действий, вы должны думать о том, что все до единого наши ачарьи должны были и умели воспринимать ситуацию, которая окружала их в это конкретное время, и создавать план битвы. То же самое предстояло и Нароттаму Дасу Тхакуру — создать стратегию.

Но, на самом деле, каждый! Если вы посмотрите на Шрилу Бхактивинода Тхакура, Шрилу Бхактисиддхантху Сарасвати, далее по линии до Самого Господа Чайтаньи, на самом деле, они оставили нам литературные произведения, изучая которые мы должны понять, какова была их стратегия ведения боя.

Так Шрила Бхактивинода Тхакур в свое время столкнулся с таким фактом, что гаудиа вайшнавы дошли до такого упадка, что он должен был их растормошить для того, чтобы начать проповедь.

Итак, одной из его стратегий была молитва. Он молил о луче Вишну, который был необходим, чтобы помочь Шриле Бхактивиноде Тхакуру сделать нечто невозможное. И этим лучом Вишну оказался впоследствии Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, который пришел в этот мир и обстоятельства, которые были очень-очень запутанными. В мире происходили вещи, и особенно в Индии, и особенно в Бенгалии, такие, каких никогда не бывало раньше! Именно тогда в Индию начали буквально вторгаться потоком идеи, мысли и личности с Запада, олицетворенные миссионерами, высокомерно относящимися к тому, что составляла жизнь Индии. И люди в Индии начали подвергать сомнениям свою собственную систему убеждений. И именно этот период в жизни Бенгалии называется бенгальским Ренессансом. Это было время, когда они попытались модернизировать индуизм, чтобы он не казался таким странным для «образованных» западников. Это дало расцвет движению Бхадра Лок, состоящему из бенгальцев, принадлежащих к классу так называемой интеллигенции, пытающихся копировать быт западников. Они начали отказываться от традиций, избавляться от божеств, так называемых идолов, влекомые западными веяниями. И эти люди, как Вивекананда и Рам Мохан Рой, которые отбрасывали назад все, что было связано с бхакти, или гаудиа, они привносили взамен свою философию адвайты. Именно поэтому гаудиа вайшнавизм в то время был практически сведен к нулю. Считалось, что это просто не круто.

И это та самая ситуация, с которой Шриле Бхактисиддханте Сарасвати пришлось столкнуться. И что же он собирался делать, чтобы создать стратегию? Это был первый раз, когда им пришлось столкнуться с модерном, с современностью, с давлением Запада. Как он собирался распространять сознание Кришны в этой среде? Вплоть до Запада? Одним из важных факторов, которые считаются ключом к его успеху, была его полная осведомленность в вопросах культурной, общественной и политической жизни, он на самом деле знал, что происходило в мире.


Это лишь введение, скоро я доберусь до личности Нароттама (смеется). Для меня составляет огромную радость говорить о личности такого великого человека, как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати. Потому что он знал, он на самом деле знал всю философию, он изучил буквально все. И, встретившись со своими друзьями, он обычно вступал в дебаты. Вспомните только, о чем мы с вами говорим, встретившись с друзьями… Он же оспаривал точку зрения каждого человека. И обладал очень стратегическим мышлением. Он разработал довольно радикальный план сражения. Для интеллектуальной прослойки у него было одно предложение, для основной массы людей были теории иного уровня, а для своих собственных преданных — что-то совершенно новое. Основной идеей было распространение максимального количества книг. Раньше такого не было, это теперь мы к этому привыкли: тысячи книг и журналов, массовая печать, до него никто этим не занимался. И как вы, наверное, обратили внимание, читая его книги, он был настолько эрудирован, что идея состояла в том, чтобы «победить англичан в их собственной игре». Они-то думали, что они очень умные. Но, на самом деле, они с трудом могли даже уследить за его мыслью: он знал английский лучше, чем сами англичане. Как выяснилось, его труды на бенгальском языке не столь изощрены в плане языка. Так что такова была стратегия.
Другой фактор, на котором он был сконцентрирован, это юкта-вайрагья. Он перемещался на автомобилях, хорошо одевался, использовал печатные станки, ездил за моря, до него ни один садху ничем подобным не занимался. Это были радикальные вещи.
Даже тот факт, что он носил наручные часы, будучи садху, было большим новшеством.
И, что касается его стратегии в отношении британцев, то он постарался досконально изучить все, что касалось их культуры и образа жизни, и использовал все мельчайшие детали, чтобы служить им таким образом, чтобы суметь затронуть их сердца.
И для того чтобы обрести еще большую силу, другая часть его стратегии была направлена на объединение с другими сампрадайями.
Итак, он издавал труды Рамануджи, Мадхвачарьи для того, чтобы сплотить между собой всех вайшнавов и противостоять вместе влияниям Запада.
Для большей части людей он разработал модель духовных инсталляций, с использованием манекенов и всевозможных механических приспособлений, это все было весьма радикально для того времени.
Он вновь открыл для мира Маяпур и ввел традицию Парикрамы. Сейчас мы привыкли, что это все есть и нам кажется, что так было всегда. Но нет, кто-то все это начал в свое время.
Мы занимаемся этими вещами сегодня, благодаря тому, что у Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати была стратегия. И он ввел традицию массовых парикрам, делал просто невероятные парикрамы, во Вриндаване и Маяпуре. И для масс людей он создавал огромные инсталляции, духовные выставки, а этим до Него никто не занимался! И среди преданных он применил так много стратегий! Он ввел институт санньясы, с которой мы все так хорошо знакомы и нам кажется, что она всегда была такой. Он установил Джи Би Си. И даже его последователи, для них это было так радикально, что они не справились с поддержанием этого института и не смогли сохранить Джи Би Си после его ухода.
Он инициировал, судя по качествам людей, а не по касте, к которой они принадлежали. Теперь для нас это нормально: ориентироваться на качества человека, но кое-кто в свое время продавливал среду и внедрял в нее эти вещи, чтобы мы могли пользоваться ими.
И в проповеди западным людям он фокусировался на фигуре Господа Чайтаньи, а не Кришны как такового.
Он отодвинул на задний план настроение рагануги, а продвигал вперед следование наставлениям Шрилы Санатаны Госвами.

Он ввел структуру духовной организации, благодаря чему гаудиа вайшнавизм мог продолжать свое существование.
Я прошу прощения за такой научный и кропотливый анализ, но мне кажется, что преданным важно понимать эти вещи.
(«Нароттам был бы счастлив!» — Шрила Гурудев)
Это стратегии битвы наших ачарьев, вы можете изучить любую из них, а я просто фокусируюсь на стратегии Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, которая являет собой что-то потрясающее. Каждому из наших ачарьев предстояло выяснить, каким способом донести милость Господа до людей.


Итак, он был первым, кто создал структуру духовной организации. И в то же время, он беспокоился о том, какие проблемы могут встать перед организацией. Сам факт ее существования мог стать серьезным препятствием на пути потока бхакти. Сегодня этот процесс можно обозначить как превращение харизмы в рутину. То есть, ты создаешь организацию, чтобы помочь людям, стремишься к ним навстречу, но из-за ее институциональности, она может развернуться вовнутрь, из-за чего может быть потерян сам дух. Он осознавал важность поддержания сильной проповеди, что само по себе является целью существования организации, благодаря этому она может расширяться и в конце концов принести пользу миру. Деятельность организации ни в коем случае не должна становиться механической. Итак, все наши ачарьи изучали среду, в которой они находились, и людей вокруг себя, и задачи, с которыми предстояло столкнуться, таким образом вырабатывая стратегии, стратегии и еще раз стратегии того, как преодолеть влияние иллюзии и принести благо человечеству. Даже Сам Господь Чайтанья действовал стратегически, когда принял санньясу от майявади, последователя линии майявады. И Гопал Бхатта Госвами делал вещи доступными для понимания смартов. Потому что все они имели представление о том, что происходит сейчас в мире и каким образом распространять сознание Кришны в этом мире. И, конечно, Шрила Прабхупада, то, что он сделал, как творческий, инновационный и совершенно удивительный проповедник: он давал посвящение тем, кого называют обычно млеччхами; ставил девушек пуджарить в алтаре; открыл двери Дхамы всему миру; ввел систему распространения книг; ввел праздник Ратха Ятры по всему миру; открыл храм Кришна-Баларам Мандир. Все эти вещи это великие стратегии, применяемые великими личностями на поле битвы, и совершенно новаторские для окружавшего их мира. Это как раз то, о чем должны думать проповедники: «Как мы доберемся до большинства людей?» Неофит рассуждает на уровне «Я, мне, мое. Как мне почувствовать себя лучше? Как мне стать счастливее?» Но проповедник мыслит иначе. Проповедник постоянно размышляет на тему того, как затронуть как можно большее количество сердец, как дать людям Божественную Любовь. И каждый успешный проповедник имел свою стратегию битвы. Войны не выигрываются без стратегии, вы должны четко осознавать, что именно собираетесь делать.

Я вспоминаю свое первое участие в проповедническом туре Шрилы Индрадьюмны Свами в Польше. Моя дочка очень хотела поехать, но ей тогда было совсем мало лет и я планировала сопроводить ее туда, а потом уехать. Я решила задержаться на несколько дней. И я сидела там, в ожидании первого автобуса, который должен был отвезти нас на санкиртану. А Махарадж с огромным энтузиазмом рассказывал и показывал мне: «Смотри! Тур только начался. Мы получили эти новые флаги! Эти шарики на палочке и еще вот это оборудование!» Я подумала: «Что это такое? Цирк что ли, какой-то...» И когда я увидела всех девушек, нарядно одетых и красиво накрашенных, то подумала: «Боже, я просто какой-то динозавр из предыдущей Юги! Нужно убираться отсюда как можно скорее!» Но когда мы добрались до места, это был просто ошеломительный опыт! Поскольку до меня дошло, что это и есть стратегия битвы! Потому что, так или иначе, ты даешь людям это ощущение духовного мира, это блаженство, эти цвета, это веселье! И всех это просто затягивает, вот это стратегия! Поэтому каждый проповедник должен делать сканирование среды и осознавать, что он должен делать именно здесь в это конкретное время.
И Шрила Джива Госвами, будучи великим стратегом, очень глубоко задумывался над тем, как конкретно донести до людей все эти знания, таящиеся во множестве книг. Он тоже был стратегическим мыслителем.

Итак, перед нами Нароттам Дас. Он является сыном землевладельца, очень влиятельного человека. Давайте вознесем ему наши молитвы.Он жил во Вриндаване как идеальный преданный. Это несколько отличается от жизни неофита во Вриндаване. Итак, самое первое, с чем сталкивается проповедник, это то, что он должен терпеть всевозможные аскезы.
Итак, перед нами Нароттам Дас Тхакур, который живет во Вриндаване. Он представляет из себя совершенного преданного и общается с величайшими из людей, живших в то время на планете. То есть, он в полном смысле слова жил во Вриндаване. Большинство из нас, хотя наши тела находятся здесь (во Вриндаване), покрыты гунами. Но Нароттам Дас Тхакур, Шринивас Ачарья и Рамачандра его лучшие друзья, учащиеся под покровительством Шри Дживы Госвами, пребывали в экстазе здесь, во Вриндаване. Они по-настоящему могли видеть Вриндаван. Когда Нароттам и Шринивас ходили на Парикраму вокруг Говардхана, они слышали флейту Кришны. Это была настоящая Парикрама. Конечно же, Нароттам хотел всегда жить во Вриндаване. И для него настоящим шоком было узнать, что он должен поехать в Бенгалию. И тогда Нароттаму пришлось смириться с этой стратегией ведения битвы. Он должен был покинуть своих любимых преданных: Рагунатха Даса Госвами, Шрилу Джива Госвами, его любимого духовного наставника, Локанатха Дас Госвами. Со всеми ними он был вынужден попрощаться. Он в последний раз обошел Вриндаван, прощаясь со всеми, кого встречал на пути. Это действительно много значит для осознавшей себя души. Нароттаму с одной стороны, было очень тяжело, но с другой, он был воодушевлен, так как собирался выполнить желание Господа. Он отправился в путешествие, которое на самом деле оказалось очень тяжелым, взяв с собой книги, которые все это время находились во Вриндаване: труды Шрилы Рупы Госвами, Шрилы Санатаны Госвами, Шрилы Дживы Госвами, — столько настоящих сокровищ он взял с собой в дорогу. Можете представить себе сцену, я думаю, что это произошло напротив храма Говиндаджи, когда они упаковывали эти книги. Весь Вриндаван собрался на это изумительное зрелище. Все эти годы преданные собирали эти работы, которых не было у бенгальских преданных. И Джахнава Мата писала им со стороны бенгальцев, и просила Шрилу Дживу Госвами прислать эти труды! Потому что в Бенгалии была совсем другая ситуация на тот момент. Все преданные там просто помнили Махапрабху, они вспоминали Его присутствие, но у них не было книг, написанных Рупой и Санатаной по личному наставлению Махапрабху, никакой из этой литературы. Такова была стратегия Шрилы Дживы Госвами, по сути, он инициировал распространение духовной литературы. И все, подобные драгоценным сокровищам, манускрипты были обернуты в бумагу, их с особой тщательностью собирали вместе и упаковывали в коробки для отправки.


Что же за приключение предстояло Нароттаму, Шринивасу и Шьямананде? Они должны были собрать воедино все труды и реализации великих ачарьев своего времени и распространить по стране, что за миссия! Я не буду углубляться в подробности, но это было невероятное приключение, много драматических событий случилось по пути, но в конце концов они приехали Кечари. Именно эта местность была выделена их духовным учителем Шрилой Дживой Госвами как Прабху Дата Деш. «Поскольку ты являешься сыном богатой и влиятельной семьи Замендара, то люди послушают то, что ты им скажешь». И это было весьма радикальным решением, поскольку Нароттаму предстояло уже после принятия отречения вернуться в свой родной город, что само по себе было нелегко. Он собирался повстречаться со всеми своими друзьями и родственниками, с которыми он был знаком как Радж Кумар Нароттам, и они все любили его. И есть две версии, по одной из них, его мама и папа были там, когда он вернулся, по другой, их уже не было, но в любом случае, там была целая толпа родственников, которые любили и знали его маленьким мальчиком. И это было первым испытанием: ему предстояло вернуться в то место, где все когда-то смотрели на него совсем другими глазами. Они по-настоящему любили маленького Нару, его знал весь город, ведь он был единственным сыном царя и все предвкушали его возвращение. Все суетились и радовались в связи с его предстоящим приездом. И, конечно, они все бежали к нему навстречу, чтобы обнять и поприветствовать, но, как только они увидели его, то останавливались, понимая, что это больше не их маленький Нару, это какой-то великий вайраги стоял перед ними. Он стоял перед ними, исхудалый, в одеждах садху, с горшочком для воды, а все просто замирали при виде его: «Боже, кто же это, где же наш Нару!?»

И от Нароттама требовалось в этот момент с особым умением выйти из ситуации. С одной стороны, он должен был поприветствовать их, чтобы не расстроить, а с другой, он должен был дать им ясно понять, что больше не является этим малышом Нару. Первым его поприветствовал двоюродный брат Сантош, который заботился о царстве во время его отсутствия. И он сказал: «Я заботился о царстве, ожидая твоего возвращения! Теперь ты можешь забирать его!» И Нароттаму пришлось донести до своих близких, что в его присутствии никто не должен заводить разговоры о статусе, политике и всех этих мирских вещах, потому что Нароттам представлял из себя нечто совершенно новое. И, если кто-то стал бы ждать от него прежнего поведения, он грозился сразу же уйти. И все настолько не хотели и боялись, что он покинет их, что, конечно же, соглашались вести себя, как ему будет угодно и выполнять любые требования: «Мы сделаем все, что ты захочешь, Нару!»

Он дал понять, что больше не войдет в свой родительский дом и будет счастлив, просто пребывая в Чанди Мандапе, в храме. И так он приступил к осуществлению своей проповеднической стратегии. Он прекрасно понимал, что населявшие в то время Индию люди хоть и весьма благочестивы, но не слишком интеллектуальны и не осведомлены в глубоких вопросах, касающихся духовного знания, и не очень готовы воспринять духовные философские темы. И в связи с этим его стратегией стало написание песен. Песен, которые мог бы понять каждый. Сейчас мы буквально даром принимаем существование всех этих глубоких философских песен, и нам кажется, что они были всегда. Но это не так! Класс брахманов очень строго контролировал все, что касается духовного знания. Они следили за тем, в какой форме доносится до людей духовное знание, давали людям определенные самскары, и полностью контролировали их духовную жизнь. И эта идея о написании песен с очень глубоким значением, которые при этом мог распевать у себя дома любой крестьянин, была очень стратегически важной.

Итак, Нароттам приступил к осуществлению своей стратегии, однако до сих пор он не чувствовал, что уполномочен на это. И у него было очень сильное желание, связанное с тем, что он никогда не бывал в Навадвипе и других священных местах этой части страны. Он чувствовал, что, чтобы осуществить все задуманное, он нуждался в поддержке внешних сил, и должен был получить милость Дхамы, милость преданных, чтобы в действительности воплотить свою миссию.

Это распространенная стратегия, большинство наших ачарьев тоже поступали так на определенном этапе жизни. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати тоже поступил также: он чувствовал, что то, что он собирается сделать, настолько сложно, что он нуждался в расширении своих возможностей. Он отправился в Дхаму, чтобы принять на себя врату, и эта врата была взята по причине желания понять, как распространять сознание Кришны. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати принял обет повторить миллиард Святых Имен. Для осуществления этой цели он уединился и поселился в соломенной хижине. Он спал на голом полу, не носил ни обуви, ни чадара, вкушал рис один раз в день. Но он не только этим занимался, он занимался проповеднической деятельностью на протяжении этой враты. Вы только представьте, это заняло девять лет. Можно понять, насколько серьезным было приготовление к проповеди. И он сделал это еще раз, после ухода Шрилы Бхактивинода Тхакура и его духовного учителя, Шрилы Гаура Кишора Даса Бабаджи. Он снова вернулся к интенсивному, усиленному бхаджану, чтобы получить силы для проповеди.

Вы знаете, это не легкое задание здесь в материальном мире и даже очень сложное: отодвинуть материальную энергию на задний план, выдвинув вперед духовную. Приступив к выполнению подобной цели, вы не сможете добиться чего-то своими собственными усилиями, вам необходимо получить благословения предыдущих ачарьев. И по окончании его усиленного бхаджана, который длился достаточно долгое время, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати был готов к осуществлению своей миссии. На самом деле он получил благословения от предыдущих ачарьев и подтверждение тому в удивительной форме. У него было видЕние, в котором он увидел Панча-таттву и шестерых Госвами, своего духовного учителя и своего отца. Иначе говоря, все явились ему, и он видел их как наяву, и они сказали (уж не знаю, кто-то один говорил, или они в один голос заговорили с ним): «Приступи к исполнению цели достижения Шуддха Бхакти, ты получишь неиссякаемую поддержку в форме людей, денежных средств и учености, все это находится в ожидании возможности послужить твоей миссии. Все будет явлено в надлежащий момент. С полной силой двигайся вперед. И раздавай Према Дхарму всей планете. Перед тобой не возникнет никаких препятствий. Потому что мы всегда будем с тобой». Как вам нравится такой результат враты? И это настроение проповедника, с которым он приходит, по этой причине он приходит в Дхаму, за полномочиями и поддержкой. Мы не приезжаем, чтобы приятно провести время, или встретиться со своими друзьями и познакомиться с новыми людьми, преданные приезжают за расширением своих возможностей и за реализациями.
Шрила Прабхупада, прежде чем сесть на корабль, отправился в Шанти Пури. И там он молил о милости Шри Адвайты Ачарьи в его доме. Он провел годы, прося в храме Радхи Дамодары о милости Шрилы Рупы Госвами, чтобы сделать то, что он в конечном итоге сделал.  

И, конечно, Шрила Индрадьюмна Свами, это замечательный пример. Когда мы идем на парикраму, он делится с нами, о чем мы должны молиться, приходя в самадхи Санатаны Госвами, о поддержке сверху в распространении сознания Кришны. Мы не приезжаем просто веселиться. Конечно, Сознание Кришны, это весело. Но на самом-то деле, это настоящая великая битва, в которой мы участвуем.
И Нароттам чувствовал, что ему необходима милость Дхамы и преданных, чтобы стать сильным проповедником. Поэтому он отправился в Навадвипу, где раньше никогда не был. Он начал с Маяпура. Говорится, что каждую секунду его сердце бешено колотилось, потому что он находился в этом удивительном состоянии одновременной разлуки и присутствия. Он ощущал присутствие преданных, которые были с Махапрабху, посещал места, где Махапрабху жил и проводил время, без возможности видеть Его и Его спутников. Иногда он впадал в такое умонастроение, что плакал: «Как же я родился так поздно!? Как же я все пропустил? Как же меня там с ними не было?» Может, некоторые из вас чувствовали что-то подобное, думая: «Почему меня там не было, когда пришел Шрила Прабхупада? Всего на несколько лет опоздал...»
 

Вот это настроение: «Почему я не вижу тебя? Почему меня там с тобой не было?», оно способно буквально оживить того, о ком говорят. Поэтому разлука и встреча присутствуют здесь. Наверняка многие из вас задумываются о том, что вам хотелось быть в движении во времена присутствия Шрилы Прабхупады. В той степени, в которой вы скучаете по Прабхупаде в эти моменты, в такой степени он на самом деле проявляется в вашей жизни. Нельзя сказать, что Прабхупада общался с какой-то ограниченной группой людей, он доступен всем.

Итак, это настроение жгучего сожаления о невозможности присутствовать в прошлом и общаться с Махапрабху, давало Нароттаму ощущение присутствия Махапрабху рядом. А преданным, которые встречали Нароттама, он напоминал Самого Махапрабху, так как своим состоянием напоминал о разлуке с Господом. В этом духе Нароттам прошел Маяпур и Шантипур, Амбика Карну, Калдахуару, он повстречал Джахнаву Мату и тех преданных, которые встречали Господа Чайтанью. В конце концов в ходе своих странствий, Нароттам добрался до Джаганнатха Пури. И там, в доме Гопинатхи Ачарьи однажды вечером у него было видение, это не было сном, но было видЕнием.


С вашего позволения, я зачитаю из «Бхакти-ратнакары»: «Внезапно Нароттам обнаруживает себя на главной дороге, по которой проходит шествие колесницы Господа Джаганнатхи. И он видит, как шествие Ратха Ятры приближается к нему, стоящему на этой дороге. И он видит, как Господь Чайтанья со Своими преданными танцуют напротив колесницы Господа, приближаясь к нему. Нароттам замер, пытаясь впитать в себя каждую мельчайшую подробность происходящего. И он видел, с какой огромной любовью танцевал Господь Чайтанья. Все окружающие преданные просто таращились на Него и танцевали, охваченные великой радостью. Огромная толпа людей напирала со всех сторон, чтобы увидеть Его прекрасный танец. Полубоги сыпали цветы. А другие полубоги, переодетые людьми, танцевали в экстазе праздника Святого Имени. Даже слепые, хромые и глухие забыли о своей инвалидности, и спешили присоединиться к киртану. И даже каменно-сердечные люди рыдали от радости. Слыша это мелодичное воспевание сладких Имен Господа, все танцевали в экстазе. Даже животные и птицы замерли, наблюдая. А Нароттам стоял на обочине дороги, наблюдая за этой сценой. Он беззвучно рыдал от радости. И тогда Господь Чайтанья покинул киртан и подошел прямо к нему. Он взял Нароттама за руки, обнял его и сказал: «Нароттам! Ты должен вернуться в Кейчери. Таково Мое желание. Ты установишь новый вид санкиртаны. Через свой киртан ты откроешь людям Мое учение, Мою миссию и Мои игры всему миру. Я войду в твой киртан и благодаря этому, он очарует весь мир. И те счастливцы, кто примет прибежище в тебе, получат величайшее сокровище любви к Богу. Возвращайся в Бенгалию. Начни санкиртану Святого Имени. Иди, Нароттам, освобождай души и приведи их в сампрадаю Божественной любви. Помни, что Я всегда с тобой. И Я защищу тебя». И Нароттам упал к стопам Господа Чайтаньи, омывая их своими слезами. И каждый из присутствующих там преданных, подошел и обнял Нароттама и вдохновлял его на исполнение миссии. Таков был истинный результат его парикрамы. Это настоящая вещь! Настоящая преданность! Вот что происходит с настоящими преданными.

И затем Нароттам отправился назад, посетив по пути Катву, Шрикханду и Экачакру. И снова в Экачакре у него был необычный опыт. Он встретил старого брахмана, который хотел провести его по святым местам. Это целая история, которую я не стану рассказывать, но, в конце концов, он выяснил, что этим старым брахманом являлся не кто иной, как Шри Нитьянанда Прабху собственной персоной. Таков был результат паломничества Нароттама. Все мы участвуем в паломничестве. И еще неизвестно что мы с собой отсюда унесем. Но Нароттам унес вот это. Итак, он был везде и встречал всех и фактически держал руку на пульсе событий, это помогало ему делать сканирование среды. И он получил искомое благословение на выполнение своих задач.
Итак, вы можете делать скан среды, но без благословений у вас не будет шакти. И, таким образом, Нароттам подготовился к выполнению своей миссии.
Пожалуй, на этом мы пока остановимся.