Мадана Мохан. Вриндаван. Лекция Чатуратмы прабху

Главная > Лекции с Картики > Картика 2015 год
   место: Храм Мадана Мохана (Вриндаван)

Мне не совсем удобно. Прежде всего, мы находимся во Вриндаване. И Вриндаван для тех, кто достаточно квалифицирован повествовать о лилах Кришны. И это точно не я. Но так как Индрадьюмна Свами, Шрила Гурудев, меня попросил об этом, и по наставлениям Шрилы Прабхупады. Очень часто Шрила Прабхупада, присутствуя на лекции, мог обратиться к кому-то и сказать: «Расскажи лекцию». Меня никогда не просили, но я могу только представить, насколько неловко будет чувствовать себя лектор. Но именно в этом месте мне достаточно сложно говорить. И когда я приехал впервые в 1977 году во Вриндаван для того, чтобы развить свои отношения с Дхамой, именно в это место я приходил часто, и чувствовал связь с тем, что я знал о Сознании Кришны. Это было место Санатаны Госвами. Так как это место имеет природу холма, мы также поведаем историю, почему это холм. Таким образом, это возвышенность, это немного отделяет холм от всего остального, что происходит внизу. В то время, когда здесь был Санатана Госвами, река Ямуна протекала совсем рядом, и вид был чудесный. И это наша обязанность быть благодарным и прославлять Санатану Госвами. Так же, как другие Госвами прославляют и благодарят Сананатану Госвами, и я хотел бы прочитать замечательную молитву Рагхунатха Даса Госвами. Мы знаем Рагхунатха Госвами за его особый вкус к отречению. Он говорит следующее: «Я отказывался пить нектар отречения, но Санатана Госвами по своей беспричинной милости заставил меня испить его, несмотря на то, что я был совершенно неспособен это делать. Таким образом, он является океаном нектара. Он очень сострадателен к таким падшим душам как я. И таким образом, это моя святая обязанность принести свои поклоны Его лотосным стопам и принять прибежище у Него».

Читая эту поэму, эту молитву, мы можем связать ее с нами — это как наше подношение Санатане Госвами с просьбой о милости. Кави Карнапура также дает определенные детали о личности Санатаны Госвами. Он говорит в своей «Гаура-ганнодеша-дипике», что ближайшая подруга Рупы Манджари, которую зовут Рати Манджари, приходит в лиле Шри Чайтаньи Махапрабху как Санатана Госвами. Он является личным воплощением тела Господа Чайтаньи Махапрабху. Мы знаем, что когда Господь приходит, будь то Кришна-лила или Гаура-лила, Он приводит с собой своих спутников и они играют различные роли. И, благодаря общению с этими спутниками, Он распространяет то, с чем пришел: Сознание Кришны. Те писания, которые написал Санатана Госвами, могут сравниться только с тем, что написали Рупа Госвами и Рагхунатха Дас Госвами. Джива Госвами детально описал всю родословную Санатаны Госвами. Он описывает род Санатаны Госвами до начала 30-х годов. Мы не будем повествовать о деталях, потому что из моих 39 листов записей осталось всего 25. Но мы должны заметить, что Санатана Госвами был очень искусен в науке управления. Он был также наделен четким знанием всех шастр. И Санатана Госвами, он был не первым в своем роду, кто находился на руководящей должности у мусульман. И на самом деле дед Санатаны Госвами перевез весь их род в Бангладеш, где они стали сотрудничать с мусульманами. Санатана Госвами был из большой семьи. Его папу звали Кумарадев. У него было много сыновей и несколько дочерей. И три основных были Рупа, Санатана и Анупам. И, как Гурудев уже сказал, Санатана был старшим братом. Он был старше своих братьев примерно на 5-6 лет. И они были очень образованными во всех областях науки. И таким образом всему, что делали старшие браться, следовали другие, поэтому вся семья была очень образованная. Мы обращаемся к ним как к Рупе и Санатане, но их имена при рождении были Амар и Сантош. И мы впоследствии узнаем, где они обрели эти имена — Рупа и Санатана. Мусульманский лидер того времени был Хуссейн Шах. Он услышал об этих благочестивых юношах — Амаре и Сантоше — и узнал насколько они квалифицированы. Он хотел задействовать их в своем управленческом аппарате. Сначала они отказались, сказали: «Нет, мы не заинтересованы». Но, как говорится, он сделал им предложение, от которого невозможно отказаться: «Вы либо будете служить мне, или я сделаю жизнь всех вайшнавов очень-очень-очень сложной». И так как они служили мусульманам, им было необходимо принять мусульманские имена, а также титулы. И Санатана, или Сантоша, его звали Саккар Маллик, он был личным секретарем Шаха. Рупа был известен как Дабир Кхас, и он был назначен казначеем. И они даже задействовали Шри Баллабха (Анупама). Он также имел отношение к казне. Шах был очень благодарен им за то служение, которые они совершали, и поэтому он очень хорошо его оплачивал. И в вайшнавской, а также индийской традиции, если вы общаетесь с мусульманами, то вы являетесь оскверненным. И Санатана, и Рупа Госвами, они чувствовали себя очень падшими из-за того, что ежедневно им приходились так общаться. Конечно же, это все только из-за того, что они обладали истинным смирением, будучи вайшнавами. Отец Санатаны был, можно сказать, фанатиком. Если он просто даже видел мусульманина, он уходил и проводил очистительный обряд. И представьте только, что его старший сын вынужден работать, сотрудничать с мусульманами каждый день! Таким образом, трое братьев чувствовали просто океан смирения, ощущая свою падшесть. В «Бхакти-ратнакаре» описано, что Рупа и Санатана Госвами были как инструменты в руках Господа Шри Чайтаньи для того, чтобы показать образец смирения.

Служа при правительстве, их основным кабинетом (местом, где они служили) было Рамакели. Это был хороший и удачный выбор, потому что Рамакели — место, где проживало больше количество преданных на тот момент. Их очень там уважали и, пока они находились там, брахманы даже из Южной Индии приезжали туда для того, чтобы пообщаться с ними, поизучать вместе шастры. Несмотря на то, что у них были обязанности в правительстве мусульман, они все равно расценивались как драгоценные бриллианты среди ученых вайшнавов. И это естественно, потому что их учителем был брат Сарвабхаумы Бхаттачарьи, в то время, когда они были еще мальчиками. Видья-Вачаспати — так звали их учителя. Он был братом Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Он научил их философии, шастрам и всему, что они только были способны понять. И даже когда они уже повзрослели и стали жить в Рамакели, он также продолжал приходить к ним и обсуждать с ними шастры. И мы видим, что с малых лет они были очень погружены в умонастроение бхакти. Они всегда памятовали о Вриндаване, несмотря на то, где они находились, и они сажали леса тамала и леса кадамбы, также у них были леса туласи. И те озера, которые у них были, они называли Радха-кунда и Шьяма-кунда. Они были очень известны благодаря такой деятельности. И таким образом Махапрабху знал об удивительной деятельности этих вайшнавов. Даже на тот момент, когда не было интернета, фейсбука и прочих вещей из этой области,  новости о славе вайшнавов распространялись очень быстро. Так Махапрабху услышал о них. И конечно же, в свою очередь, они слышали о той деятельности, которую проводит Шри Чайтанья Махапрабху. Они очень хотели оставить все свои обязанности и пойти провести с Ним какое-то время. Но внутренний голос сказал им: «Вы должны быть терпеливы. Скоро вы получите даршан той личности, которая является спасителем всех падших».

Когда Санатана был маленьким мальчиком, ему приснился очень необычный сон. В этом сне он увидел брахмана, который обращался к нему. Этот брахман дал ему копию «Шримад-Бхагаватам». Когда он получил копию «Шримад Бхагаватам» из рук брахмана, в тот момент волосы встали дыбом у него на голове и слезы ручьем полились из глаз. И это прервало сон. Он очнулся и увидел, что рядом нет ни брахмана, ни «Бхагаватам». На следующее утро он проснулся, омылся, произнес свои утренние молитвы. И брахман пришел, предстал перед ним и дал ему «Шримад-Бхагаватам», произнеся: «Возьми, пожалуйста, этот «Бхагаватам», всегда изучай его — и ты достигнешь совершенства». И брахман ушел. Удивительно. И в то время как он обрел этот драгоценный «Бхагаватам», счастье и эмоции экстаза переполняли Санатану Госвами. С тех пор ежедневно единственная книга, которую он изучал, это была «Бхагаватам». И он прекрасно понял, что «Бхагаватам» является основой всех священных писаний, и ему нет необходимости изучать ничего больше. И он также произнес один замечательный стих, который прославляет «Бхагаватам». Его хорошо произносить перед тем, как произносить лекцию. «О, священный «Бхагаватам»! Ты являешься моей единственной компанией. Ты мой единственный друг и ты мой гуру! Ты – моя самая огромная драгоценность! Мой личный спаситель и пример моей самой огромной удачи. Ты для меня проявление экстаза! Я приношу свои поклоны тебе». Это хорошая молитва, ее можно запомнить. Бхактисиддханта Сарасвати пишет про Санатану Госвами, что он является бхактисиддханта-ачарьей, или же самым главным учителем науки преданности.

После того как Махапрабху принял санньясу, Он пошел в Пури. Также у Него был тур по Южной Индии, затем Он вернулся снова в Пури и решил посетить Вриндаван. И Он отправился во Вриндаван, следуя по течению реки Ганги, которая текла сквозь Бенгалию.
Когда, например, Шрила Гурудев хочет куда-то пойти, то большая толпа преданных всегда следует за ним. Вы можете себе представить, сколько сотен тысяч людей хотели следовать за Чайтаньей Махапрабху, когда Он отправился в паломничество? И, куда бы Он ни пошел, вокруг просто создавался хаос. И таким образом Он подошел к деревне Рамакели. Иногда Рамакели описывают как «Гупта-Вриндаван». Кто знает, что значит гупта? Гупта значит «спрятанный, скрытый». Существует несколько священных мест в Рамакели, которые нужно посетить. Там есть дерево, под которым сидели Шри Чайтанья Махапрабху с Рупой и Санатаной Госвами. Там также есть храм Мадана-Мохана, который они там установили. Также там есть озера (кунды), где омываются, их называют Радха-кунда, Шьяма-кунда, Сурабхи-кунда. И также там есть достаточно большое озеро, которое лично выкопал Рупа Госвами, которое называется Рупа-сагара, и другое, которое называется Санатана-сагара.

Когда Шах увидел, что огромное количество людей приближается к этой деревне, он подумал, что, может быть, намечается какое-то восстание или путч. И Кешава Катри знал, что происходит, и сказал царю: «Не волнуйтесь, все под контролем». Он объяснил, кто такой Чайтанья Махапрабху и черты Его характера, чтобы Шах точно успокоился, что нет опасности. И также его министр подтвердил, что нет причин волноваться, потому что качества Махапрабху не представляют какой-то угрозы. Но в то же время, одновременно с этим, они послали весточку Махапрабху, говоря о том, что Он не может доверять этому царю, поэтому Ему следует быть очень осторожным. И рассказывая про Чайтанью Махапрабху, они немного приуменьшили Его влиятельность, не стали говорить ему про то, что Он является юга-аватарой. Но царь по природе был достаточно разумным. Он стал думать и говорить: «Мне кажется, что эта личность — это Сама Верховная Личность Бога».

И после того как Дабир Кхас услышал это из уст царя, он отправился к себе в покои. Он и его брат решили инкогнито посетить Махапрабху. Сначала они встретили Нитьянанду и Харидаса. И тогда Нитьянанда и Харидас подвели их к Махапрабху и представили их. В «Чайтанья-чаритамрите» мы видим прекрасные стихи, описывающие эти события. Рупа и Санатана сказали, ответили таким образом: «Мы являемся в миллионы раз более падшими и деградировавшими, чем Джагай и Мадхай. У нас более падшее рождение, потому что мы живем так же, как мусульмане. Мы общаемся постоянно с теми, кто плохо относится к брахманам и коровам. Поэтому мы связаны по рукам и ногам и брошены в колодец с отвратительными субстанциями. Когда Махапрабху услышал такую речь, Он сказал: «Нет, нет, нет. Вы двое являетесь Моими вечными слугами. Вы должны быть известны как Рупа и Санатана. Я пришел сюда, в Бенгалию, для того, чтобы увидеть вас двоих. Не сомневайтесь, очень скоро Кришна освободит вас из вашего положения».

Таким образом, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пишет, что именно так и произошла инициация Рупы и Санатаны Госвами. Например, у вас происходит церемония инициации. И вы, конечно же, хотите, чтобы все ваши друзья там присутствовали. Просто послушайте список имен тех личностей, которые присутствовали во время инициаций Рупы и Санатаны: Нитьянанда прабху, Харидас Тхакур, Шривас Пандит, Гададхара Пандит, Мукунда Датта, Джагадананда Пандит, Мурари Гупта, Вакрешвара Пандит и еще множество вайшнавов, которые путешествовали вместе с Господом. И тогда Шри Чайтанья Махапрабху дал все благословения Санатане и Рупе, и затем Санатана Госвами дал небольшой совет Махапрабху. Необычно, да, когда во время инициации вы говорите своему гуру: «У меня есть небольшой совет для вас». Но это был совет, исходящий из его заботы о Нем: «Цель, с которой Ты пришел, она свершилась, поэтому лучше Тебе будет сейчас уйти. И даже несмотря на то, что Шах говорит, что он верит в Тебя, он является правителем и царем, и поэтому ему не стоит доверять. И для Тебя продолжать свой путь во Вриндаван с таким большим количеством народу — это не правильно. Мы не таким образом приходим во Вриндаван». Махапрабху был покорен мудростью и разумностью Санатаны Госвами, и Он вернулся назад в Пури.

После обряда инициации, и после этого даршана Рупе и Санатане Госвами было просто нестерпимо и очень сложно продолжать выполнять свои земные обязанности. Прежде всего, они стали садхаками. И так тяжело было следовать чему-либо другому, кроме этого. И Рупа Госвами организовал все таким образом, что он все-таки смог оставить свой пост в правительстве, и он распорядился сохранить 10 000 золотых монет у одного своеобразного, можно сказать, банкира. А все остальное богатство, которое он накопил в течение жизни, он разделил между брахманами, вайшнавами и членами своей семьи. И после этого он отправил двух своих слуг в Пури, чтобы выяснить, где находится Чайтанья Махапрабху. Потому что он знал, что Чайтанья Махапрабху отправляется в путешествие во Вриндаван, он хотел присоединиться. Это был Рупа, он был министром, казначеем, и для него было легче уйти с должности. Но Санатана Госвами был личным секретарем, премьер-министром самого Шаха. И Шах к нему относился просто как к брату, он предоставлял ему все необходимое. И Санатана Госвами подумал, что такое доброе расположение Шаха ко мне, на самом деле, для меня достаточно сложная ситуация, поэтому если вдруг я разозлю его, и он будет гневаться на меня, мне будет легче оставить свою позицию. И тогда однажды он отправил своего слугу к Шаху с посланием, что он заболел и не придет сегодня. Кто-нибудь когда-нибудь притворялся больным, когда на самом деле не болел? Никто из вас? Я так делал. «О, нужно ехать на Джанмаштами! –кхе кхе кхе!»

Таким образом, Санатана остался дома и не пошел выполнять свои обязанности. И день, два, три, неделю он просто не появлялся. Шах очень обеспокоился: «Что случилось с моим Санатаной Госвами? Он же моя правая рука. Что мне без него делать? Там что-то происходит». А Санатана тем временем оставался дома и бесконечно изучал шастры. И тогда Шах подумал: «Он мне как брат, поэтому мне необходимо послать к нему доктора, чтобы он осмотрел его». И тогда доктор отправился, чтобы проверить как дела у Санатаны Госвами. И что он увидел? Он увидел Санатану Госвами со своими спутниками и близкими, сидящим в прекрасном здравии и изучающего шастры. И он сказал: «Ты не болен». Санатана ответил: «Ну да. Нет, не болен». И тогда доктор отправился назад к Шаху и привез новости: «Ничего он не болен, он просто «Бхагаватам» изучает». И правитель очень удивился, почему это Санатана Госвами лжет ему. И тогда он лично отправился, чтобы увидеться с Санатаной, и очень смиренно, очень сладко обратился к нему: «Ты должен вернуться продолжить выполнять обязанности как министр. Я без тебя просто не смогу. Ты моя правая рука. Я не смогу управлять государством без тебя. Все мои дела, они зависят напрямую от тебя, а ты тут просто с пандитами сидишь дома, изучаешь «Бхагаватам». Если ты не вернешься, то все государство развалится. Ты должен вернуться к своему служению». И Санатана посмотрел на него, сложил ладони: «Я не смогу больше помогать тебе управлять государством. Тебе необходимо найти кого-то еще. Я увольняюсь».

И Шах так разгневался! Он встал и начал кричать на Санатану: «Сначала твой брат уходит, а потом еще ты увольняешься! Ты все планы мои рушишь!» И Санатана ответил: «Ты независимый правитель. Ты можешь поступать, как ты хочешь, и распоряжаться всем, как хочешь». Шах стал ему угрожать: «Если ты сейчас не поможешь мне, у меня есть план захватить Ориссу и управлять там. Если ты мне не поможешь, я тебя заточу в тюрьму». — «Целью твоего захвата является доставить боль Божествам и Господу Джаганнатхе. Я тебе точно не помогу в этом». — «Ну все, в тюрьму!»

Здание, в котором он содержался в тюрьме, все еще стоит. И у меня есть такая шкатулка с разными реликвиями, и там есть кусочек стены, камешек, от тюрьмы Санатаны Госвами. Это само по себе является поводом для того, чтобы все вы приехали в Алачуа, чтобы получить даршан кусочка этой стены. И таким образом, на тот момент Рупа Госвами получил новости о том, что Шри Чайтанья Махапрабху находится по пути во Вриндаван. И тогда Он и Его младший брат Анупам решают пойти и присоединиться к Нему. И Он решает, что до того, как отправиться, Ему необходимо написать письмо Санатане Госвами. И это был определенным образом составленный санскритский стих. Сейчас я его процитирую: «Куда же исчезла Матхура, которая принадлежала Господу Яду? Где же царство Кошалы, правителя Рагху? Взвесь все это и утвердись в своем уме. Этот мир не будет вечен». И когда Санатана получил это послание, он понял тайное значение этой шлоки.

И какое же было тайное, зашифрованное послание в этом стихе? Это означало, что Чайтанья Махапрабху отправился в Матхуру. Это было то, что окончательно убедило Санатану Госвами и, таким образом, он стал организовывать свой побег из тюрьмы. И так как он хорошо знал все то, что происходит в этом царстве, конечно же, он знал и тех, кто его сторожил. Таким образом, он постарался убедить их отпустить его. Он сказал им: «Я собираюсь совершить паломничество в очень святое место, и если ты отпустишь меня, то Аллах будет тобой очень доволен. Коран говорит, что если ты освободишь кого-то, кто был незаконно осужден, ты получишь огромное благо». Сторож был, конечно же, заинтересован, но он все-таки боялся за свою жизнь. Он сказал: «Ну, хорошо, 5 000 золотых монет». Сторож сказал, что он ответит. Но он так и не ответил, ответа не произошло. И тогда Санатана Госвами говорил: «Ну, давай, 6 000 золотых монет». И сторож тогда сказал: «Ну, отвечу. Потом решу». И тогда Санатана Госвами устроил так, что тот банкир, у которого он хранил свою сумму денег, принес 7 000 золотых монет и положил прямо в тарелку перед этим сторожем. Какова будет сила вашей упорности, твердости своим обязанностям, если перед вами положат такую тарелку с 7 000 золотых монет? У него сразу решимость сторожить прошла, и он сказал: «Хорошо, хорошо, хорошо». И Санатана предложил ему такую идею: «Ты просто скажи, что ты меня на Гангу отвел для того, чтобы какие-то там… нужду справить или еще что-то… мне там нужно было для тела. И я просто прыгнул в Гангу, и ты меня больше не видел». И таким образом, Санатана Госвами, который был премьер-министром, когда он вышел, сбежал из тюрьмы, у него не было ни копейки. И он попросил одного из своих слуг, Ишана, пойти с ним. Ишан подумал: «Я не могу так просто с ним пойти. Мне же нужно о нем как-то заботиться». И поэтому он припас с собой 8 золотых монет. И когда они путешествовали, их путь лежал через определенное место, где правили грабители. И этот грабитель проконсультировался у астролога, который прочитав его карту, его руку, сказал: «О, огромная удача идет к тебе! Определенные путешественники придут, и у них будет золото». Таким образом, когда они пришли на его территорию, он встретил их очень хорошо, распорядился, чтобы у них было хорошее место, где бы они хорошо отдохнули, и также хорошо их накормил. На самом деле он был обычным грабителем, который просто все устраивает, чтобы поудобнее ограбить.

Когда я был молодым преданным, мы однажды ставили такую сценку. И я играл этого грабителя. У меня был маленькая биди во рту, и такая безрукавка, которую носят обычно рикшавалы, и гамча, повязанная, как тюрбан. Это было весело очень.

Санатана Госвами был очень разумен, а также сведущ в политике, поэтому Он сразу понял, что что-то здесь не так. Этот человек, у него нет повода, чтобы так хорошо к нам относиться, он что-то замышляет. Он подошел к Ишану и сказал: «Ишан, у меня к тебе вопрос. Может быть, ты что-то привез с собой, о чем ты мне не сказал? Может быть, у тебя какие-то личные сбережения с собой?» И Ишан, потупив взор, сказал: «Да, мой господин, я 7 золотых монет принес». А сколько я до этого сказал? У него было 8, а он сказал, что было у него 7. И тогда Санатана Госвами, обращаясь к своему слуге, сказал: «Зачем ты их взял? Дай сюда назад эти 7 золотых монет». Санатана Госвами взял эти 7 золотых монет, отправился к разбойнику и сказал: «У меня есть подарок для тебя. Ты был так добр к нам. Я совершенно не знал, но у моего слуги был запас золотых монет. И, ты нам очень здорово поможешь, если возьмешь их». И тогда грабитель сказал: «Но вообще-то я знал, что у вас 8 золотых монет». И Санатана так удивленно пересчитал: «А у меня 7». – «И, если бы вы мне их не дали, я просто силой забрал у вас. Но так как вы сами предложили их мне, так просто оставьте их у себя». И тогда Санатана Госвами сказал: «Нет, нет, пожалуйста, возьми их. Если ты не заберешь, так кто-то другой отнимет». И тогда этот грабитель принял эти 7 монет.

Санатана и Ишан продолжили свой путь и прошли через горную местность. И после того как они преодолели эту горную местность, Санатана Госвами сказал Ишану: «Ишан, у тебя еще одна осталась золотая монета?» И он сказал: «Ну да». — «Тогда бери эту золотую монету и отправляйся домой. Ты не готов к отречению. Все, оставляй себе эту золотую монету и иди домой». Таким образом, он распрощался с Ишаном и отправился дальше.

Потом Санатана Госвами пришел в место, которое называлось Патна, знаменитое тем, что там постоянно устраивали аукционы, продавали животных. Вы помните, что Санатана Госвами был из большой семьи. Одна из его сестер вышла замуж за преданного Шриканта и они жили в этом селении. Ее муж, Шрикант, сказал: «Ты – часть нашей семьи. Поэтому приходи, распоряжайся, оставайся здесь. Будь как дома». Но Санатана не хотел опаздывать, он не хотел задерживаться: «Мне нужно продолжать». — «Но у тебя же ничего нет. Хотя бы возьми, пожалуйста, это качественное, дорогое, очень замечательное одеяло из Бутана». И Санатана подумал: «Я буду использовать его как гамчу, чтобы спать, чтобы вытираться, чтобы греться», — поэтому он взял его.

И после этого он отправился в Бенарес, туда, где был Чайтанья Махапрабху. И когда он приехал туда, он отправился домой к Чандрашекхару. И Чандрашекхар разрешил ему остаться там. Преданные отправились к Чайтанье Махапрабху и сообщили Ему, что он прибыл. И как только Чайтанья Махапрабху узнал, что Санатана приехал, Он тут же отправился к нему и обнял его. И описывается, что в момент этой долгожданной встречи двух великих преданных, проявились все экстатические симптомы. И что сделал Чайтанья Махапрабху? Своими собственными лотосными руками Он стал сбивать пыль с тела Санатаны Госвами. И Санатана Госвами чувствовал себя очень неудобно, когда это происходило. «О мой дорогой Господь, пожалуйста, пожалуйста, просто даже не дотрагивайся до моего тела».

И в «Чайтанье-чаритамрите» описано, как ответил Махапрабху: «Я дотрагиваюсь до тебя, чтобы очистить Себя. Та преданность, которая есть в тебе, она может очистить всю Вселенную. Я смотрю на тебя, Я дотрагиваюсь до тебя и Я прославляю Себя. И, когда Я делаю это, Мои чувства достигают совершенства». И Господь повторял это снова и снова, что Он получает огромное благо, дотрагиваясь до него. Затем Он сказал Санатане: «Послушай, мой дорогой Санатана. Кришна является океаном милости. Он спасает самых падших. Он освободил тебя из темного ада». Конечно же, на самом деле, Санатана не был в аду, потому что всегда являлся вечным спутником Господа, но это часть его лилы. И тогда Господь Чайтанья Махапрабху посмотрел повнимательнее на Санатану. Он был до этого в тюрьме, служил мусульманам, путешествовал, поэтому у него была длинная борода и отросшие волосы. И Он сказала Санатане: «Иди побрейся, постриги голову, чтобы ты выглядел достойно». И в принципе, мы должны заметить, что этикет вайшнава подразумевает, что он гладко выбрит. Конечно, во время чатурмасьи большое количество преданных не бреются и постятся. После того как он обрился, он помылся и предстал перед Чайтаньей Махапрабху. И Махапрабху был очень удовлетворен увидеть его. И в то время, как он брился и мылся, его друг Чандрашекхар пришел к нему и предложил новую одежду, сказав: «Твоя одежда очень старая, ее надо выбросить. Вот эта новая, надень». И, несмотря на то, что когда-то он был таким богатым, что он мог раздавать одежду тысячам нищих, сейчас у него был всего лишь один комплект, который ему было не на что даже поменять. Но он был совершенно счастлив, будучи с одним комплектом одежды, и не хотел принимать никакую новую одежду от Чандрашекхара.
Также там был один брахман с Махараштры, который жил с преданными. Он пригласил Санатану: «Пожалуйста, приходи, присоединяйся сегодня к прасаду». И Санатана Госвами сказал: «Нет, нет, я собираю мадхукари. Все, что я собираю, то я ем». И Махапрабху был очень доволен таким ответом. И когда он предстал перед Махапрабху, на нем было только вот это небольшое льняное дхоти и накидка, чадар. И также у него было с собой это совершенно замечательное шерстяное одеяло из Бутана, которое Шрикант ему дал. И каждый раз, когда он представал перед Махапрабху, он каждый раз видел, что Махапрабху начинает внимательно смотреть на это одеяло. Махапрабху никогда ему ничего не говорил, он просто смотрел на это одеяло. Но Санатана в тот момент мог понять, потому что был очень разумным человеком, который легко понимает все тонкости. В тот день он отправился на Гангу, чтобы омыться. Там на берегу нищий бенгалец стирал свое ветхое одеяльце. Санатана Госвами обратился к нему: «Давай поменяемся. Я дам свое, а ты свое». Тогда этот нищий сказал: «Тебе недостаточно, что я такой нищий и старый, ты еще издеваешься надо мной? Ты как будто выглядишь как святой человек. Зачем ты надо мной насмехаешься?» Но Санатана Госвами сказал: «Нет, нет. Я очень серьезен». Дал этому старику свое одеяло, а забрал у него старое и накинул его на плечи. И в тот полдень он отправился к Махапрабху на даршан. И на нем было то самое одеяло. И Махапрабху посмотрел на него, посмотрел еще раз, и в третий раз бросил взгляд — и улыбнулся: «Я думал об этом. Господь Кришна очень добр к тебе. Он излечил тебя от этой болезни, желания материальных наслаждений. Но я не понимал, почему Он разрешает тебе держаться за этот последний атрибут. Когда человек выздоравливает, доктор не разрешает даже капле заболевания присутствовать в теле. Это большое противоречие — совершать мадхукари, при этом нося на себе одеяло, которое стоит 5 золотых монет». Вы можете себе представить, если к вам придет  разодетый человек с тростью и скажет: «У меня нет денег, пожалуйста, покормите меня». Кто поверит этому? Господь Чайтанья сказал: «Поступив так, ты обрел духовную силу и перестал быть посмешищем».

После этого Шри Чайтанья Махапрабху воспользовался возможностью, чтобы передать ему знания о Сознании Кришны. И тогда Санатана Госвами обратился к Шри Чайтанье Махапрабху: «На самом деле я даже не знаю, как правильно вопрошать о смысле жизни или о том процессе, как достичь цели жизни». И это известный стих, который называется «Ке ами» («Кто я?») На самом деле это один из любимых стихов (шлок), которые очень часто цитирует Шрила Прабхупада в своих лекциях. Это говорит о том, что это тот первый вопрос, который задает себе душа на своем пути духовного развития. Потому что если у нас не будет правильного понимания, нашей идентификации: кто мы есть, тогда все остальное тоже будет строиться на заблуждении. И Шрила Прабхупада часто говорил, что если вы складываете один и один, и у вас получается три, даже если вы продвинутый математик, то все ваши данные будут неверными.

И исходя из того что у нас совсем немного времени, и исходя из того, что у меня нет глубокого философского понимания, я советую вам обратиться к «Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лиле, главе 22 и 23, это как Господь Чайтанья давал наставления Санатане Госвами. Очень интересно заметить, что, когда Господь Чайтанья говорил с Сарвабхаумой Бхаттачарьей, Он дал 18 описаний атмарама шлоки, а когда Он говорил с Санатаной Госвами, он дал 61 толкование.
После того, как закончилось общение Шри Чайтаньи Махапрабху с Санатаной Госвами, Он дал ему наставление: «А теперь отправляйся во Вриндаван».

Когда он приходит во Вриндаван, первая личность, которую он встречает, это Субудхи Рой. И Субудхи Рой зарабатывал себе на жизнь тем, что он продавал сухую древесину, дрова, для того, чтобы разводить огонь. И несмотря на все это, Субудхи Рой был способен принимать всех вайшнавов, которые туда приходят. Санатана провел там какое-то время. Тогда он узнал, что Рупа и Анупам уже отправились в Пури, для того, чтобы встретиться с Махапрабху. И он остался во Вриндаване достаточное время, чтобы посетить 12 лесов Враджа.

И когда Санатана Госвами отправился в Пури, он зашел Джаркханд-лес, и там он заразился кожной болезнью из-за плохой воды. И когда он пришел в Пури, то даже не хотел видеть Шри Чайтанью Махапрабху, он не хотел даже подходить и входить в храм Господа Джаганнатхи, потому что он не хотел осквернить пуджари своим телом, потому что тело его сочилось гноем. И он думал: «Я такой неудачливый, я несчастная душа. Скоро начнется Ратха-ятра в Джаганнатха Пури. Я просто брошусь под колеса Ратха-ятры. И таким образом я умру, погибну под колесами этой Ратха-ятры. Одновременно с этим я буду смотреть на Господа Чайтанью, который будет танцевать». Он думал так. Тогда Махапрабху пришел для того, чтобы увидеть его и Харидаса, так как они жили вместе. Махапрабху очень крепко обнял Санатану Госвами. Язвы покрывали все его тело. Махапрабху очень сильно обнял Санатану Госвами. И весь гной, стал покрывать, пачкать тело Господа Чайтаньи Махапрабху. Нам неприятно даже слышать об этом. Санатана Госвами тоже очень плохо себя чувствовал, но Махапрабху был в экстазе от этого, Он был очень-очень удовлетворен. И тогда Махапрабху сказал ему: «Мой дорогой Санатана, если бы я мог достичь Кришны, совершив самоубийство, я бы тогда оставил просто миллионы тел просто в одно мгновение. Но ты не можешь обрести Кришну, оставив свое тело. Кроме этого ты уже отдал свое тело Мне, поэтому это Моя собственность. Разве ты думаешь, что ты можешь разрушить собственность другого? Твое тело будет Моим замечательным инструментом, чтобы выполнить ту миссию, которую Я хочу».

Мы немного перескочим к тому месту, где Санатана уже находится во Вриндаване. Столько есть интересных историй!.. Но у нас есть ограничение.
На самом деле очень интересна разница между духовным и материальным миром. В духовном мире на самом деле понятия времени нет. А в материальном мире все, что мы делаем, все необходимо делать в рамках времени.
Итак, Санатана Госвами жил здесь, во Вриндаване, в районе Махаван. У него была маленькая хижина, в которой он находился. И он каждый раз выходил на парикраму, чтобы собирать мадхукари. И однажды, когда он вышел, к нему подбежал маленький мальчик, которого звали Мадана-Гопал, и схватил его за руку: «Баба, баба, я хочу с тобой пойти. Пожалуйста, возьми. С тобой пойду». И Санатана обратился к нему: «Лала, почему ты со мной хочешь пойти?» — «Я хочу жить, где ты живешь». И тогда он ему сказал: «А если ты будешь жить со мной, что ты будешь кушать?» — «Я буду есть все, что ты кушаешь». — «Но я ем только сушеное чапати и ладошку чикпи». — «Ну, и я тоже буду это есть». — «Нет, нет, нет, ты еще маленький мальчик, ты растешь. Оставайся со своей мамой». — «Нет, нет, баба. Хочу с тобой пойти». И тогда Санатана снова очень мягко объяснил этому мальчику, что он должен остаться со своей семьей, и дальше продолжил свой путь, прося по дороге чапати. И в ту ночь…

И до того как мы объясним, что было ночью, мы еще что-то объясним. Божество Мадана-Мохана находилось в доме брахмана Дамодара Чхобе, и этому божеству поклонялся не кто иной, как сам Адвайта Ачарья. И после какого-то времени это божество перешло для поклонения Дамодаре Чхобе, и его жене Валлабхе, и их сыну. И то, как они поклонялись этому божеству, Мадана-Гопалу, было немножко необычным. Оно было наполнено родительской любовью и также огромной дружбой со стороны мальчика. И они принимали божество как члена своей семьи. И они с мальчиком были словно непослушные братья, которые проказничают, а потом идут к родителям и сваливают все на другого брата. А родители усаживали и кормили их вместе, и вместе их укладывали спать. Периодически Санатана Госвами отправлялся к ним в дом для того, чтобы попросить немного чапати. И он видел, как они поклоняются божеству Мадана-Гопалу. Однажды ему пришло желание дать наставление Валлабхи-мате, какие правила и предписания существуют в поклонении божеству. И, когда он снова пришел в дом этой семьи, он увидел, что Мадана-Мохан и Мадана-Гопал, мальчик и божество, сидели счастливо рядом и вместе принимали прасад. И когда он это увидел, огромные экстатические чувства переполнили его тело. И тогда он сказал Валлабхе: «Ладно, забудь все, что я тебе сказал. Поклоняйся Господу таким образом, как чувствуешь в своем сердце».

И тогда… про ночную лилу расскажу. Однажды ночью у Санатаны и матаджи Валлабхи, был один и тот же сон. Мадана-Мохан приходит к ним и говорит: «Я хочу отправиться к Санатане». И когда он обращается к Санатане, он говорит: «Баба, завтра я прихожу к тебе и буду жить у тебя. Меня зовут Мадан-Гопал». И Санатана проснулся. И начал размышлять: «Что такое я видел? Он напоминает мне того прекрасного мальчика, который до этого ко мне подходил и пытался со мной остаться». И думая таким образом, он открыл дверь своей хижины и вышел. А там уже стояло божество Мадана-Гопала. И весь двор светился от мерцания, которое исходило от божества Мадана-Гопала. И он ощущал, что… Он ждал, что в любой момент божество просто заговорит с ним. И в итоге со слезами на глазах он принес свои поклоны. Он соорудил небольшую хижину для Него, собрал параферналии, чтобы совершать абхишеку своему Божеству. И Рупа Госвами пришел для того, чтобы получить даршан Мадана-Гопала. И таким образом он продолжал свою основную деятельность: он писал и продолжал поклоняться своему божеству. Но это не было каким-то пышным поклонением.

И однажды божество отказалось есть. И Санатана сказал: «В чем дело-то?» Это показывает уровень его продвинутости, его развития, что когда он предлагает прасад божеству, и божество отказывается есть, он спрашивает божество, в чем дело. И божество ему говорит: «Все, что ты мне даешь, это сухое чапати. Каждый день сухое чапати. Даже соли не даешь. Можешь хотя бы соли дать?» И Санатана Госвами так готовил: брал муку, добавлял воды, раскатывал лепешки, кидал в огонь и давал божеству. Так как он был хорошим преданным, он предлагал сначала божеству, а потом ел сам. И Мадана-Гопал сказал: «Все, не буду есть. Хотя бы чуть-чуть соли дай». И Санатана Госвами сказал: «Ага. Хорошо. Сегодня соли захотел, потом гхи захочешь, на другой день – сабджи. Да некогда мне этим заниматься. Махапрабху дал мне другие наставления — шастры писать».

Один известный богатый кшатрий Кришнадас Капур отправлялся в Матхуру. Но таким образом сложилось, что его лодка застряла в песках, здесь на Ямуне. Он пришел к Санатане Госвами и говорил: «Пожалуйста, помоги мне. Мне нужно лодку с мели снять». И тогда Санатана Госвами сказал: «Я человек отреченный. Я просто тут шастры пишу. Если что-то нужно, отправляйся к Мадана-Гопалу, Он что-то придумает». И он пошел к Мадана-Гопалу. Он обратился к Нему с определенной молитвой: «О мой дорогой Мадана-Гопал, если по твоей милости моя лодка освободится, то тогда всю прибыль, которую я получу от продажи этого груза, я отдам твоему садху, чтобы он занял это в служении тебе». И тут же после обеда, вы не можете даже представить, какой начался шторм и дождь! Было столько дождя, что вода в Ямуне поднялась и лодка поднялась вверх, исчезла песчаная дюна и лодка освободилась. Кишнадас Капур отправился в Матхуру, продал весь груз, получив прибыль, вернулся назад, отдал все Санатане Госвами и стал его учеником.

И у нас уже нет времени, но еще есть очень-очень-очень хорошая история. И мы закончим на этом, на одной истории. Она касается отношений Санатаны Госвами и тех, кто здесь жил, во Врадже. Обычной деятельностью Санатаны Госвами было то, что он бродил по Враджу и заходил в дома местных жителей. Он спрашивал: «Как у тебя дела? Твоя дочка замуж вышла? Как образование твоего сына, все нормально? А ту землю купили? Все нормально, получилось?» И если, например, у мужа и жены были какие-то раздоры, а это случается, они шли к Санатане Госвами, и он их примирял. На самом деле он был как дядя для всех жителей Вриндавана. Когда Санатана Госвами оставил тело, случились две замечательные вещи. Существует такая традиция, когда мужчина из рода оставляет тело, весь род (мужчины) бреется. Когда Санатана Госвами оставил тело, все мужчины во Врадже обрили головы. Рупа Госвами был настолько обескуражен и расстроен тем, что Санатана Госвами оставил свое тело, что ушел в свое самадхи, остался там и никогда уже оттуда не выходил. Мы расскажем позже еще очень много историй, связанных с Санатаной Госвами и разными местами во Врадже. Мы будем их рассказывать, когда будем посещать эти места. Солнце припекает, поэтому сейчас у нас будет киртан, который охладит ваши умы. Спасибо огромное за ваше внимание. Харе Кришна.