Кришна-катха на Курукшетре

Главная > Лекции с Картики > Картика 2015 год
   место: Курукшетра

Когда Шри Прахлад прабху начал петь эту старую мелодию, я вспомнил очень многое, и это вызвало во мне особые эмоции. Многие преданные не знают, что много мелодий, которые мы поем во время харинам и на киртанах, изошли от Шри Прахлада. Шрила Прабхупада сказал, что многие мелодии, которые мы поем, особенно традиционные бенгальские мелодии, они исходят из духовного мира. И в свое время когда мой духовный брат, Вишнуджана Махарадж, начал на свои мелодии петь Харе-Кришна-махамантру, некоторые преданные жаловались, что он придумывает новые мелодии, но Прабхупада сказал: «Нет, поскольку он преданный и опытный музыкант, он может петь Харе-Кришна-махамантру на свои мелодии». И иногда, когда мы со Шри Прахладом пели на харинаме, он вдруг начинал петь на совершенную незнакомую мелодию махамантру, и все удивлялись. Но он очень одаренный преданный. И мы решили назвать эту мелодию определенным образом, потому что он столько мелодий изобрел, что надо был им какие-то названия давать. Мы обсудили, что это будет «Мелодия чувства боли разлуки». И когда Шри Прахлад начал петь эту мелодию, я точно знал, почему он именно ее выбрал, потому что это настроение присутствует именно в этом святом месте, хотя оно известно как место великой войны, великой битвы. Хотя здесь, на Курукшетре, произошло много важных событий, но для нас самым важным является встреча гопи здесь, на Курукшетре, с Кришной. Особенно встреча Шримати Радхарани, которая после такой долгой разлуки могла наконец его увидеть, поэтому эта мелодия была идеальна для сегодняшнего настроения. Но мы позже об этом скажем. Тем не менее, для нас это также очень важно, что именно в этом месте произошла битва на Курукшетре, и перед началом битвы было рассказано самое важное произведение из всех существующих в истории – это песня Бога, «Бхагавад-гита». И как Шрила Прабхупада объясняет в комментарии к «Бхагавад-гите», что Пандавы сражались здесь, в этом святом месте потому, что они были святыми людьми, и святость этого места дала им большие преимущества.

И именно по этой причине, поскольку Курукшетра такое святое место, Кришна и его спутники из Двараки приехали сюда, на Курукшетру, во время солнечного затмения, которое, в отличие от современных представлений, является весьма неблагоприятным событием. Солнечное затмение обозначает, что демон Раху пытается проглотить Солнце. На эту тему мог бы, наверное, много часов говорить мой духовный брат, Шрикар прабху, который в свое время был знаменитым астрологом, сейчас он уже отошел от дел и путешествует по святым местам вместе со своей супругой Джотикой. Давайте его также поприветствуем на нашей парикраме. И обычно во время затмений, солнечных или лунных, люди или прячутся по домам, чтобы не видеть это событие, или же стоят где-нибудь в святой реке, такой как Ганга, и для того, чтобы создать благоприятную атмосферу, они воспевают Святое Имя, Харе-Кришна-мантру. Это то, что происходило в момент явления Господа Чайтаньи, потому что тогда также было затмение. И для того, чтобы противодействовать неблагоприятному влиянию затмения, во время солнечного затмения Кришна со всеми жителями Двараки приехал сюда, на Курукшетру. И как мы уже упоминали раньше, в Сатья-югу это было главное время паломничества. Сатья-юга очень долго продолжается, и все ездили именно сюда, в это место, где мы находимся. Как мы говорили, что во время Трета-юги это Пушкара, во время Двапара-юги – это Наймишаранья, а в Кали-югу главные места паломничества – это Навадвипа и Майяпур. И говорится, что когда Брахма создавал все во Вселенной, когда пришло время Земли, он сел именно здесь, в этом месте, где находится сейчас Брахма-саровара, на лотосе и создал Землю. То есть с этой точки Земля была создана. Еще одно удивительно событие, которое здесь произошло, на Курукшетре, это когда Ваманадев пришел к Бали Махараджу, попросить у него в качестве пожертвования три шага земли, Бали дал ему это пожертвование также здесь, на Курукшетре.

Также мы знаем из «Бхагаватам», что Господь Парашурама уничтожил 21 поколение неблагочестивых кшатриев. Как мы знаем из «Бхавагад-гиты» («эвам парампара праптам»), что духовное знание передается по цепи ученической преемственности, и именно так познают ее праведные цари. Роль царей в человеческом обществе невозможно переоценить, от них все зависит. И когда цари стали неблагочестивыми, пришел Парашурама и всех порубил. Потом он собрал всю их кровь – это такая кровавая часть истории – и слил ее сюда, в эти пять озер. И он слил всю их кровь сюда, в озера. Кто-то может сказать: «Ну и не буду я в этих озерах купаться кровавых. Можно оскверниться». Но точно так же как Нрисимхадев очистил Хираньякашипу прикосновением своих когтей, Господь Парашурама очистил всю эту кровь кшатриев своим прикосновением, поэтому это чистая кровь, можно в ней купаться. Только полотенца принесите, чтобы хорошо вытереть себя после этого. Здесь 5 основных озер (одно большое, четыре поменьше). Они называются Саманта-панчака. Вы их увидите во время нашей харинамы-парикрамы. И именно здесь Господь Парашурама совершал свои аскезы перед тем, как уничтожить всех этих кшатриев. Здесь очень много разных удивительных игр происходило с Господом Ваманадевом и Парашурамой. И «кшетра» обозначает «очень большая площадь».

Это не просто то место, где мы сейчас находимся. Здесь очень много всего происходило. И это место называлось по-разному в разные моменты истории. Но также интересно, почему оно получило название «Курукшетра». Это место названо по имени царя Куру, предка Кауравов и Пандавов. Он был великим святым царем. И для того, чтобы должным образом совершать служение Кришны, он сам очищался, совершая аскезы. И в свое время здесь протекала река Сарасвати (которая сейчас пересохла, мы не можем ее видеть, но она была в то время полноводной). И он пришел сюда, на берега Сарасвати, совершать аскезы. И говорится, что махарадж Куру распахал всю землю здесь золотым плугом. И говорится, что в результате того, что он распахал землю, она дала не просто пшеницу или кукурузу.

Мы узнаем из шастр, что из нее изошли восемь благородных качеств. Это то, что мы стремимся достичь, как трансценденталисты, взамен ужасных качеств, таких как вожделение, гнев и жадность. Нам интересно развить возвышенные духовные качества. И благодаря тому, что он вспахал землю этим золотым плугом, он получил правдивость, йогу, доброту, чистоту, пожертвование, прощение, аскезы и целибат. (Наверное, Чатуратме прабху надо еще одну татуировку из восьми благородных качеств сделать. Вокруг шеи он может себе выковать восемь качеств таких. Может, даже на лбу.) И Господь Кришна был настолько удовлетворен его служением, что он дал ему два благословения. Первое благословение заключалось в том, что эта кшетра, это земля, прославится под его именем, как Курукшетра. И второе благословение, которое дал Господь, заключается в том, что любой, даже самый худший грешник, если он умрет на Курукшетре, он достигнет освобождения, мокши. И слушая о славе этой дхамы, о которой мы просто вкратце упоминаем, столько великих мудрецов собирались здесь для того, чтобы заниматься здесь духовной практикой и совершать аскезы! Точно так же, как материалисты и грешники собираются в местах, где полно борделей, баров, казино (таких, например, как Лас-Вегас, есть такое место, они там собираются), святые люди собираются в святых местах, таких как Курукшетра. Так что добро пожаловать на Курукшетру. И точно так же, как у разных преданных есть разные любимые святые места, такие как, например, Вриндаван, Майяпур, Говардхан, это было любимым местом Пуластьи Муни. И он советует всем стремящимся к трансцендентости: отправляйтесь на Курукшетру, – зачем? – потому что там могут быть выполнены самые глубокие духовные желания. Просто созерцание этого места дает освобождение от грехов всем живым существам. Освобождения от грехов достигает даже тот, кто говорит: «Поеду-ка я на Курукшетру»». Кто хочет освободиться от всех грехов, повторяйте за мной: «Я поеду на Курукшетру». Уже здесь. Видите как – все безгрешными стали. Затем он говорит: «Если пыль Курукшетры, поднятая ветром, оседает на великом грешнике, он освобождается от всех грехов и возносится в высшую обитель». Шри Курукшетра дхам ки! Шри Пуластья Муни ки! И говорится, что в прошлую югу, в Двапара-югу, Курукшетра была не только духовно могущественна, но и очень прекрасна. Сейчас, конечно, проезжая через современный город, очень трудно это увидеть, но раньше Курукшетра была наполнена зелеными рощами и прозрачными озерами с лотосами, и люди повторяли одно знаменитое высказывание, подобное мантре. Они говорили, что тот, кто живет на Курукшетре, живет в раю. Это некоторые моменты из славы Курукшетры. Можем ли мы перечислить все славные моменты этого места, которое существуют с Сатья-юги? Точно так же, как например, мы столько лет ходим с парикрамами по Вриндавану, и до сих пор столько много нового и интересного можно сказать об этом месте. Почему? Потому что во Врадже 60 миллиардов святых мест, поэтому нам надо будет много-много жизней ходить по Враджу для того, чтобы все их посетить.

Но, конечно, для нас, для преданных, Курукшетра очень дорога тем, что здесь была поведана «Бхагавад-гита», азбука духовной жизни и сознания Кришны. И, конечно, тот факт, что Кришна собрался здесь с жителями Двараки по случаю солнечного затмения. Важный момент заключается в том, что жители Вриндавана также сюда приехали по случаю солнечного затмения. Но не потому, что им надо было поехать в святое место. Не потому, что для них это было важно, а потому что они приехали, чтобы увидеть Кришну и, более того, попробовать вдохновить Его вернуться во Вриндаван. И Кришна уехал на много лет из Вриндавана, но преданные во Вриндаване ощущали намного более тяжелую разлуку, чем просто многолетнюю разлуку, потому что каждое мгновение этой разлуки надо умножить на 12 лет, как об этом описывается в «Шикшаштаке» Господа Чайтаньи Махапрабху. Мы упоминали эту тему недавно – о том, что ваша боль разлуки с кем-то или чем-то прямо пропорциональна чувству привязанности. И насколько же жители Вриндавана любили Кришну? Нам трудно представить себе. Они любили Его больше, чем кого бы то ни было до этого. И в отличие от материальной разлуки, когда через какое-то время мы уже не так сильно думаем о человеке и развивается какое-то отречение, в сознании Кришны, на трансцендентном уровне, чем больше и чем дольше разлука, тем больше усиливается любовь, поэтому мы даже не можем себе представить, насколько сильно жители Вриндавана стремились встретиться с Кришной, чтобы Он снова вернулся во Вриндаван. И Он обещал им вернуться, но так и не вернулся. Как на Говардхане есть место одного мальчика-пастушка, Лота Баба, который до сих пор ждет, когда Кришна вернется во Вриндаван. Несмотря на то, что ему говорят: «Пойдем», он остается там и говорит: «Нет, Кришна обещал вернутся, и я его дождусь именно здесь». Столько много веков он сидит там.

И когда жители Вриндавана услышали о том, что Кришна едет на Курукшетру, все сразу всё побросали независимо от того, что они делали, за исключением нескольких мальчиков-пастушков, которые, как говорит Вишванатха Чакраварти Тхакур, должны были подоить коров (нельзя было коров недоенными бросать). Но все остальные собрались вместе и длинным караваном потянулись на Курукшетру. И одно из любимых занятий жителей Вриндавана, особенно девушек, – это петь песенки про Кришну. В разлуке с Кришной они поют о нем песни, потому что Кришна присутствует в трансцендентных звуках. Но в то время, в тот момент, их так охватил трепет от предстоящей встречи с Кришной, что они даже не могли петь. Они были охвачены таким трепетом от предстоящей встречи с Кришной, что, как описывает Вишванатха Чакраварти Тхакур, у них зубы стучали и голос прерывался, и поэтому они даже не могли ни петь, ни говорить. А те несколько гопи, которые еще что-то могли петь, у них какие-то нечленораздельные звуки вылетали изо рта от волнения от предстоящей встречи с Кришной. И они были настолько взволнованы предстоящей встречей, что они забыли о еде и сне. И ачарьи говорят, что к моменту прибытия на Курукшетру они все были измождены. Это состояние напоминает нам описание шести Госвами Вриндавана, которые также были погружены в свою духовную практику, особенно в воспевание Святого Имени, что они очень часто забывали поесть и поспать, и поэтому выглядели изможденными. Они хотели использовать каждую секунду своего времени для того, чтобы воспевать Святые Имена Господа: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». И описывается, что они в таком изможденном состоянии ехали на Курукшетру. И кто-то мог бы подумать, что это за несчастные люди такие (если у нас нет трансцендентного знания, мы можем так подумать). Но как только они приблизились к Курукшетре и почувствовали аромат трансцендентного тела Кришны, они не только пришли в себя. Вишванатха Чакраварти Тхакур описывает, что они прямо с ума все посходили. Трансцендентный аромат тела Кришны настолько сильный и настолько особый, что иногда возникают даже проблемы в его играх во Вриндаване. Когда Он встречается с гопи, самыми большими препятствиями для них являются Джатила и Кутила. И когда гопи подбегают к Радхе и Кришне и говорят: «Кутила идет, прячься!», Кришна убегает. Вроде бы Радхарани одна. Но когда Кутила подходит, она говорит: «Ага, я знаю, что здесь был Кришна. Я его разнюхала». То есть этот аромат Кришну выдает очень сильно.

И, когда жители Вриндавана приехали, они разъехались по гостиницам, по своим дхарма-шалам, подготовились ко встрече с Кришной. Кришна согласился встретиться с ними отдельно, по группам. Вначале Он встретился с Нандой и Яшодой. Когда Нанда и Яшода пришли встретиться с Кришной, Яшода была поражена, потому что она привыкла воспринимать Кришну как маленького лалу, и вдруг она увидела такого большого царя. И Кришна сделал так, что она снова обо всем забыла. Она начала воспринимать его как маленького мальчика во Вриндаване. И говорится, что у нее молоко потекло из груди от любви к Кришне. Она посадила его себе колени, хотя Кришне, конечно, это было не очень сподручно.

Хотя Кришна полон величия, но тем не менее жители Вриндавана не видят всего этого величия, потому что их глаза, их видение наполнено такой любовью к Кришне, что они его не замечают. Поэтому говорится, что красота – в глазах любящего.

И следующей группой были его друзья-пастушки, такие как Рактака и другие. И когда они увидели Кришну, они увидели его как своего близкого друга и сказали: «Ну что, поборемся?» Но, конечно, Кришна, несмотря на то, что он хотел их удовлетворить, но Ему было сложно удовлетворить их желание, поскольку Он был немного в другом положении.

И целый день ушел у Кришны на то, чтобы повстречаться со всеми жителями Вриндавана. Но напоследок Кришна хотел встретиться с гопи (так, чтобы никто этого не видел). И они встретились где-то здесь, на Курукшетре, в месте, которое мы не знаем пока, где находится, потому что это сокровенное знание. Как Дина Бандху прабху во Вриндаване во время парикрам ведет преданных в Нандаграм, где встречались Радха и Кришна. Может быть, нам тоже повезет и мы узнаем, где Кришна встречался здесь с гопи. Однажды Шрила Прабхупада подчеркнул, насколько любовь гопи чиста. Он сказал, что гопи никогда ничего не просили у Кришны, кроме возможности служить Ему. И гопи к тому же являются теми личностями, которые пожертвовали всем ради удовлетворения Кришны. Самым ценным для человека является его репутация, доброе имя (как в «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Для того, кого уважают, почитают, позор хуже смерти»). Но гопи пожертвовали даже своей репутацией ради удовлетворения Кришны. И, конечно же, есть игры, о которых мы неквалифицированны не только говорить, но даже и слушать, но поскольку мы находимся в таком особом месте, мы должны сказать на эту тему несколько слов. И, благодаря слушанию этих тем, наши сердца очищаются.

Кришна, встретившись здесь с гопи, выразил свою чистую и беспримесную любовь к ним. И каков был их ответ? Они сказали Ему: «Возвращайся во Врадж». И когда Кришна сказал гопи о том, как Он их любит, они сказали: «Ну что, тогда ты должен доказать, насколько ты нас действительно любишь. Ты должен сделать то, что мы попросим. Поскольку любовь – это взаимное чувство, Ты должен вернуться во Вриндаван, потому что там мы сможем наслаждаться общением с Тобой без всяких ограничений, в отличие от Курукшетры, где Ты – царь и мы не можем даже с тобой нормально общаться». Кришна задумался над этим предложением. А пока Кришна размышлял, гопи повернулись к Радхарани и сказали: «Давай ты его тоже попросишь», потому что Она контролирует Кришну, одно из Ее имен – это Мадана-Мохан-Мохини, поэтому Кришна не может Ей отказать. И поскольку Радхарани являлась целомудренной гопи, Она не хотела при всех подходить к Кришне и просить его, чтобы Он поехал во Вриндаван, Она использовала одну уловку – очень громко обратилась к Лалите деви со словами, которые были предназначены для Кришны. Это стих, который очень дорог сердцу каждого гаудиа-вайшнавам. И Шрила Рупа Госвами позже, как Прабхупада говорит, 500 лет назад, записал и использовал для описания настроения Господа Чайтаньи во время их пребывания в Джаганнатха Пури, о которых мы сейчас не будем говорить. Итак, Радха, обращаясь к Лалите, открывает свое сердце Кришне: «Моя дорогая подруга, теперь я встретила своего очень старого и дорогого друга Кришну на поле Курукшетра. Я та же Радхарани, и теперь мы снова встретились. Это приносит большое наслаждение. Но, тем не менее, я хотела бы снова отправиться на берег Ямуны под сень деревьев леса, который ее окружает. Я снова хочу услышать звуки его прекрасной флейты, которая играет пятую ноту в этом лесу Вриндавана». Это очень знаменитый и важный стих, в котором Шримати Радхарани выражает свое желание, чтобы Кришна вернулся снова во Вриндаван. На самом деле Кришна хочет вернуться во Вриндаван. Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: «В соответствии с тем, как мне предаются, Я отвечаю взаимностью». Но сперва Кришне надо было получить разрешение своих официальных родителей,  Васудевы и Деваки, для того, чтобы отправиться во Вриндаван. Это было первое, что Кришна должен был сделать. Но в течение последующих недель по ночам Он тайно танцевал с ними танец Раса. И Кришна провел, таким образом, на Курукшетре вместо одного дня, когда продолжалось солнечное затмение, целых три месяца. Не хотел уезжать. И в конце концов некоторые преданные, у которых были свои дела, начали разъезжаться с Курукшетры. Но враджабаси никуда не уехали. Они прямо прилипли к Кришне, постоянно занимаясь служением. И они продолжали спрашивать у Кришны: «Ну что, решился, возвращаешься во Врадж?» И Кришна говорил: «Ну, думаю пока». И Васудева, посоветовавшись с Деваки, объявил: «Кришна, ты можешь поехать во Врадж. Но только для этого тебе надо еще парочку демонов прихлопнуть». И, когда гопи услышали о том, что Кришне надо только пару демонов убить, они подумали, что Кришна каждый день во Вриндаване убивал столько демонов. «Это обозначает, что он очень скоро вернется, и нам надо быстро все подготовить». Поэтому они быстро вскочили на повозки и отправились во Врадж. Но, тем не менее, в глубине своего сердца они прекрасно понимали, что так легко Кришна не вернется, потому что Он им обещал до этого уже вернуться, и прошло много лет, а Он так и не вернулся. Поэтому все они знали, что Кришна не вернется, особенно Радхарани это знала.

Таким образом, они разъехались. Кришна отправился на своей колеснице в Двараку из Курукшетры, а Радхарани на своей повозке отправилась во Вриндаван. И все это время Она смотрела на удаляющуюся колесницу Кришны, окруженную клубами пыли. Слезы текли из Её глаз, и Она стояла неподвижно, словно статуя, потому что Она знала, что больше Она Кришну не увидит. Кришна отправлялся в противоположном направлении, это было совсем не то, чего Она хотела. Она стояла, как статуя, проливая потоки слез, потому что Она знала, что Кришну Она теряет. В этом заключается смысл стиха «Шикшаштаки», в котором говорится: «О, Говинда, чувствуя разлуку с Тобой, каждое мгновение кажется мне 12 годами и более, и слезы текут из моих глаз подобно потокам дождя». Увидев, что происходит с Радхарани, Лалита встала и убедила Её сесть в повозке, чтобы избежать опасности. И она начала успокаивать ее следующими словами: «О Радхарани, о прекрасная подруга, не скорби. Всем известно, что священная Курукшетра исполняет любые желания. Великий царь Куру вспахал эту землю, и она стала плодородной благодаря его благочестию. И теперь Кришна посадил туда семя своего обещания, которое прорастет и принесет плод к тому времени, когда мы вернемся во Вриндаван. Будь спокойна, что Тот, ради которого мы приехали на Курукшетру, отказавшись от своих домов и земель, очень скоро будет стучаться в твое окно, прося тебя присоединиться к нему в рощах на берегу реки Ямуны».

Бхактивинода Тхакур говорит, что, благодаря этим играм, существует два трансцендентных настроения, которые присутствуют на Курукшетре. Он замечательно говорит, что эти два настроения затмевают все здесь. Первое настроение – это боль новой  разлуки с Кришной, которую испытали гопи, уехав отсюда, но второе – это великая надежда на Его возвращение во Вриндаван. Итак, вопрос заключается в том, что – этот вопрос на протяжении многих веков преданные обсуждали, спорили, пахтали, они всегда думали об этом – вернулся ли Кришна во Врадж когда-нибудь? Мы конечно, уже 40 минут провели здесь. И, может быть, вы немного устали, но, тем не менее, сосредоточьтесь на том, что мы сейчас скажем, потому что в этом экстаз, это самая главная новость. Что происходит? Вот что происходит. В этом смысл жизни. Это смысл всей нашей жизни – то, что делает Кришна.

Вернулся ли Он во Вриндаван вообще? Джива Госвами говорит, что да, Кришна возвращается во Вриндаван, но в Своей апраката-лиле, это значит непроявленные игры, которые доступны только для видения самых высших, чистых преданных Господа, таких как жители Вриндавана (они могли с ним там общаться), но в своей праката-лиле, в видимых, проявленных играх, Кришна так и не вернулся. Ратха-Ятра просто олицетворяет великое желание преданных вернуть Кришну во Вриндаван, но в реальности Кришна не вернулся туда.

Но почему же Он такой жестокий? На этот вопрос есть два ответа. Первый ответ заключается в том, что Он не вернулся для того, чтобы преданные намного сильнее почувствовали разлуку. Это, конечно же, не та тема, которую мы можем легко понять, потому что она очень глубока и она доступна для понимания только самых развитых, духовно продвинутых, преданных. Еще раз я хотел процитировать то, что Шрила Прабхупада мне сказала в ответ на мой вопрос. Я у Него спросил: «Шрила Прабхупада, Вы несколько раз говорили о том в своих недавних лекциях, что чистый преданный видит Кришну повсюду, что Он никогда не пропадает из его видения. В то же самое время в молитвах «Шикшаштаки» Господь Чайтанья объясняет: «О, Говинда, в разлуке с Тобой каждое мгновение кажется мне не меньшим, чем 12 лет. Весь мир для  меня пуст в Твоем отсутствии». Не могли бы Вы объяснить, как это происходит?» Шрила Прабхупада ответил: «Да. Он играет так, чтобы вы почувствовали безумие потери Кришны. Это высший уровень. Невозможно его просто объяснить. Но когда ты поднимешься, будешь подниматься все выше и выше, ты все поймешь». Таким образом, в разлуке мы можем привязаться к Кришне еще. Такова наша цель. Но есть еще одна, вторая причина, почему Кришна не вернулся во Вриндаван. Это то, что Васудева сказал Кришне, что ты можешь вернуться во Вриндаван после того, как ты убьешь пару демонов. И это была самая главная причина, почему Кришна не решился поехать во Вриндаван – потому что до сих пор еще оставалось в живых много демонов. И это была одна из трех основных причин, почему Кришна пришел в этот мир, – для того, чтобы защитить праведников, уничтожить злодеев и установить принципы религии. Как описывает Шрила Прабхупада в книге «Кришна» очень поэтически, что земля была перегружена демонами, и они естественным образом ненавидели всех благочестивых, всех преданных, и приносили множество беспокойств. И Баладева Видьябхушана говорит о том, что Кришна беспокоился, что если Он не успеет перебить всех демонов, они снова нападут на Вриндаван. И особенно Кришна беспокоился насчет Джарасандхи. Почему Джарасандхи? Потому что Кришна убил Камсу, а у Камсы было две жены – Асти и Прапти. Это были две дочери Джарасандхи. Джарасандха отдал своих дочерей в жены Камсе. И после того, как Кришна убил Камсу, эти женщины вернулись к папочке, к Джарасандхе, и начали жаловаться ему на Кришну. Джарасандха сказал: «Да, я слышал». Но они сказали: «Папа, тут еще важные моменты. Вайшнавы неправильно все рассказали. На самом деле, наш муж, Камса, мы его прекрасно знаем, он был человеком очень возвышенным и культурным. И он пригласил Кришну на арену жертвоприношения. Он играл там с этими борцами, и как-то с ними чуть-чуть переиграл, они померли почему-то. И вдруг без всяких причин Кришна просто накинулся на нашего мужа, Камсу, и стянул его с трона. И начал таскать по всей арене жертвоприношения за волосы. Это что за безобразие такое? И, поскольку Кришна был его племянником, наш муж Камса даже не сражался с ним, потому что дядя такой добрый, что он даже подзатыльника не даст племяннику. И наш супруг Камса даже не протестовал, когда Кришна его бил, потому что как может любящий дядюшка протестовать, когда его маленький племянник шлепает. Поэтому Камса был беззащитным». И они начали плакать. И тот, у кого есть дочери, например, Шрикар, когда они начинают плакать, говорит: «Ну хорошо, что хотите?» Чатуратма прабху подтвердит. Он достиг самоосознания, поэтому смеется. И когда они так Джарасандхе попроповедовали, тот настолько разозлился, что дал обет: «Я поеду во Вриндаван, всех перебью». И он решил начать с Матхуры, на нее он нападал 17 раз.

Иногда преданные задают вопрос, почему Кришна сразу не убил Джарасандху, а оставлял его в живых,  чтобы он снова и снова нападал на Матхуру. На самом деле такой же вопрос Баларама Кришне задавал. Он сказал: «Может быть, убьем Джарасандху? Чего с ним возиться?» А Кришна сказал: «Нет, нет, не надо его убивать. Пускай он демонов собирает и приводит их сюда. Потому что если убьем, эти демоны тут не появятся». И Кришна также считал, что жители Вриндавана – это простые деревенские жители. Это не какие-то воины с саблями, щитами и мечами. У них просто там несколько рожков и флейты, как они будут сражаться? Поэтому с демонами надо сражаться, будучи полностью вооруженным. И Кришна считал, что убивать кого-то во Вриндаване, сражаться с кем-то, убивать во Вриндаване – это вообще нарушение настроения Вриндавана. Но кто-то говорит: «Ну как же так, Кришна же убивал демонов во Вриндаване. Они же приходили во Вриндаван, находили смерть от его руки, поэтому это неправда». Но Вишванатха Чакраварти Тхакур возражает, говоря, что Кришна ни с какими демонами не сражался во Вриндаване. Он просто с ними играл. Он не убивал Путану, он просто пил молоко из ее груди, но перестарался. И точно так же, как например, кошка иногда играет с мышкой, просто ее кидает лапой из одного конца комнаты в другой, и не собирается ее убивать, но случайно нажимает на мышку лапой слишком сильно, та помирает. Извиняюсь. И точно так же Кришна не собирался демонов убивать, Он с ними развлекался, но как-то вот так с ними происходили такие несчастные случаи. Кришна, например, Тринаварту не убивал, он просто хотел с ним поиграть в воздухе. И Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, например, что когда Тринаварта прилетел и схватил Кришну, тот очень обрадовался возможности полетать над Вриндаваном и ухватился за Тринаварту. Они полетели. Тринаварта летел все выше, и выше, и выше. И когда они уж слишком высоко взлетели, Кришна немножко начал беспокоиться, что такая высота. Он очень крепко ухватился за Тринаварту. И поскольку Кришна очень тяжелый, будучи Богом, Тринаварта упал вниз, и Кришна упал на него (мягкая посадка у него была). Но Тринаварта почему-то разбился. То есть Кришна совсем не собирался его разбивать, вот так он сломался, случайно.

Или, например, когда Дхенукасура со своими друзьями ослами на Кришну с Баларамой напали, они не собирались их убивать. Они просто их брали и подкидывали на деревья, это было очень весело. Но почему-то они умирали, по непонятным причинам. И он также он упоминает Агхасуру. И что касается Агхасуры. Как мы знаем, он раскрыл рот и пытался проглотить Кришну вместе со всеми пастушками и телятами. Вишванатха Чакраварти Тхакур описывает, что Агхасура умер из-за того, что Кришна стал слишком горячим. Но, на самом деле, Он стал горячим не по своей воле, а потому, что соки пищеварения Агхасуры разогрели его так сильно, что Он стал таким горячим, что сжег Агхасуру. Кришна не убивал никого во Вриндаване, Он просто играл с этими демонами. Убивал он в своей экспансии Вишну. Но, когда Джарасандха решил отомстить за смерть Камсы и порадовать его жен и своих дочерей, Кришна знал о том, что Он будет сражаться с Джарасандхой, и поэтому Он не собирался возвращаться во Врадж, Он должен был добить всех демонов прежде. Из-за этих двух причин Он так и не вернулся во Вриндаван – ради защиты враджабаси и усиления их чувства разлуки. Поэтому Бхактивинода Тхакур говорит, что Курукшетра является высочайшим местом, поскольку чувство разлуки гопи с Кришной достигло высочайшего уровня. В английском языке есть пословица: «Быть очень близко, но в то же время далеко». И поэтому Бхактивинода Тхакур даже сказал, что именно здесь он хотел бы оставить свое тело. Я хотел бы процитировать Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур однажды удивил слушателей высказыванием, что дешевые мыслители будут ценить Вриндаван, но истинные сторонники бхаджана и божественной жизни будут стремиться к жизни на Курукшетре. Он отметил, что Бхактивинода Тхакур, после того, как Он посетил разные места паломничества, сказал: «Я бы хотел провести последние дни своей жизни на Курукшетре». Это некоторые моменты, над которыми мы можем размышлять, находясь в этой священной обители, ценя великую удачу возможности находиться здесь, пользуясь преимуществами нахождения здесь. Что значит «пользоваться преимуществом»? Максимальное время уделять шраванам-киртанам-вишну смаранам – слушанию и обсуждению славы Господа, общению с преданными. И также нас очищает посещение мест игр Господа. Мы также услышим о славе этого места игр от других выступающих.

И сейчас мы не будем расслабляться, расходиться по номерам и залегать там, а сядем в автобусы и поедем на то самое место, где Кришна, стоя на колеснице Арджуны, рассказал ему всю «Бхагавад-гиту». Там мы проведем киртан и почитаем из «Бхагавад-гиты». Вернувшись сюда, мы получим даршан пяти кровавых озер, помедитируем на то, как Господь Брахма с цветка лотоса посредине самого большого озера создал землю. И затем у нас будет обед. И я думаю, что после обеда можно продолжить. Например, я после обеда пойду на берег озера джапу повторять. Вернуться к азам – почитать «Бхагавад-гиту». И затем вечером мы проведем харинаму вокруг всех пяти озер. Завтра утром у нас еще одна утренняя программа. И в 12 часов или в час мы будем вынуждены распрощаться с этой священной обителью, чтобы вернуться во Вриндаван. И нас ждут еще две недели парикрамы. И по сравнению с тем нектаром, который мы получили, получаем сейчас и еще получим в будущие дни, все эти неудобства и небольшие аскезы, через которые мы вынуждены проходить, это полный пустяк, о котором мы уже все забыли.

Шри Курукшетра-дхам ки! Шри «Бхагават-гита как она есть» ки! Враджаваси и их резиденция Вриндаван ки! Шри Вриндаван-дхам ки! Шрила Прабхупада ки! Джай джай Шри Радхе!