Явление и детские игры Шримати Радхарани. Равал

Главная > Лекции с Картики > Картика 2015 год
   место: Вриндаван

Как обычно говорит Шрила Шачинандана Махарадж: «Доброе утро, дорогие преданные! Добро пожаловать в Равал - место, где божественным образом явилась Шримати Радхарани».

Из «Шримад-Бхагаватам» мы узнаем о том, что 5000 лет назад мир находился под большим давлением. В действительности подобное давление обстоятельств существует всегда, но оно особенно сконцентрировалось 5000 лет назад. И Шрила Прабхупада в возвышенной поэтической форме описывает вкратце ту идею, которую излагает «Шримад-Бхагаватам». Он говорит, что в то время мир находился под давлением больших военных сил, в существовании которых по сути не было необходимости и которые состояли в действительности из демонов, выдающих себя за хранителей мира. В «Шримад-Бхагаватам» описывается, что в этих обстоятельствах Бхуми, которая является олицетворением нашей планеты Земли, обратилась к Господу Брахме с молитвой. Каждый раз, когда на Земле происходят какие-то беспорядки, полубоги обладают правом обращаются к Господу Брахме за помощью, поскольку он  является творцом этой Вселенной. Земля буквально физически испытывала давление демонических царей, и поэтому полубоги вместе с Бхуми обратились за помощью к Господу Брахме. Господь Брахма в свою очередь пошел на берег молочного океана и воззвал с мольбой к Господу Вишну, который обычно устраняет подобные ситуации.

В другой книге, «Гарга-самхите», эта история рассказывается более подробно. Там описывается, что Господь Кришна сам нисходит в материальный мир, когда религия приходит в упадок («йада йада хи дхармасйа гланир бхавати бхарата»). В конце Двапара-юги он обратился к Шримати Радхарани с просьбой явиться вместе с ним в материальный мир и поучаствовать в его земных играх. Шримати Радхарани приняла к рассмотрению его просьбу. Однако в ответ на эту просьбу выдвинула некое условие, и «Гарга-самхита» объясняет суть этого условия. Радхарани сказала Шьямасундаре: «Мой дорогой Шьям, куда ты направился? Я должна быть с тобой. Но как я могу быть счастлива без леса Вриндавана, если не будет реки Ямуны, если не будет холма Говардхана? Поэтому, если ты хочешь явиться на Земле, то должен взять с собой все, в особенности сам Вриндаван, реку Ямуну, холм Говардхан». Конечно же, Кришна согласился на это. При таких условиях очень скоро после описываемых событий здесь - в Равале явилась Шримати Радхарани.

В течение последней недели мы обсуждаем с вами обстоятельства явления Господа Кришны. Вчера в Гокуле мы объясняли, как из тюрьмы Камсы Кришна был перенесен под покровительство матери Яшоды во Вриндаван, в дом Нанды Бабы. То есть Кришна явился в тюрьме в Матхуре и был перенесен во Вриндаван, а позже он был перенесен в Нандаграм. Шастры объясняют, что Кришна наслаждался своим детством в Нандаграме, а Радхарани свои первые детские годы провела в Равале. Здесь, на алтаре, вы можете обратить внимание на прекрасную пару божеств - Радхи и Кришны, а справа, на удивление всем нам, находится прекрасное божество маленькой Радхарани в возрасте ползущего ребенка. По словам местных жителей, это божество было помещено сюда всего лишь 3-4 года назад.

Мы с вами проезжали через сам поселок Равал, и вы могли обратить внимание на то, как он в действительности отличается от описания, которое приводится в шастрах. На сегодняшний день это несколько скромное место. Но по крайней мере место, где мы находимся, выглядит очень привлекательно. Дело в том, что в Кали-югу, как говорят шастры, все покрывается определенной материальной пленкой. Однажды один из учеников обратился к Шриле Прабхупаде с вопросом: «Мы читаем в шастрах описание Вриндавана как некоего идиллического места, в котором идиллическая природа, построения и прочие вещи, которые наполняют Вриндаван. Но в действительности мы встречается с тем, что здесь то очень жарко, то слишком холодно. Почему это так?» Помедлив немного, Прабхупада сказал: «Для того, чтобы майявади держать подальше отсюда».

В своих произведениях Рагхунатха дас Госвами приводит очень возвышенное описание Равала. Согласно традиции, он избегает напрямую упоминать название населенного пункта Равал. Он называет его «Мукхья-валли» или «лучшее из всех святых мест». Обращаясь к этому местному названию, Мукхья-валли, он приводит его как один из образов в своих возвышенных поэтических произведениях. Именно так, с помощью глаз этого великого святого, мы можем видеть истинный Равал. Он описывает его как город. Он говорит: «Здесь, в Мукхья-валли, как драгоценный камень в уме Киртиды родилась Шримати Радхарани, та, которую прославляют ликующие полубоги, мудрецы и другие возвышенные существа. Я молюсь о том, чтобы войдя в столицу Мукхья-валли, столицу царя Вришабхану, которую населяют множество гопи, гопов и коров сурабхи, я потонул бы в огромном потоке трансцендентной любви и блаженства». Таким мы видим это трансцендентное место глазами Рагхунатха даса Госвами.

Я провел всю ночь готовясь к этой лекции, и в ходе своих исследований обнаружил, что некоторые источники упоминают истинным местом рождения Радхарани не Равал, а Варшану. Но в 1.30 ночи удалось обнаружить, что имеют право на существование оба этих мнения, потому что в этом тысячелетии она явилась в Равале, а в другие тысячелетия она являлась в Варшане. Так в другой эпохе, в другой день Брахмы, ее отец Вришабхану обнаружил ее однажды сидящей на цветке лотоса на озере, которое называется Бхану-кунда. Обращаясь к трем более древним источниками, можно обнаружить три различных описания того, как она явилась либо в Варшане, либо в Равале. Во-первых, упоминается, что она божественным образом явилась из земли. Во-вторых, как мы уже говорили, она явилась на цветке лотоса. И третьим способом она явилась через чрево своей матери, Киртиды-сундари.

Что касается версии явления из земли, я смог найти ссылку на это только в произведениях Шрилы Прабхупады. Конечно же, он при этом цитирует местные источники. В своей лекции на эту тему Шрила Прабхупада говорит, что однажды царь Вришабхану пахал свое поле с помощью золотого плуга, и в борозде обнаружил девочку Радху. Он взял ее на руки, отнес во дворец и вручил своей царице, Киртиде-сундари. Это одна из версий. Немедленно в моем уме возникла параллель со способом явления Ситы-деви, которую нашел ее отец махарадж Джанака, также в борозде.

Во втором источнике, прославляющем Радхарани и основанном на вриндаванской традиции, упоминается, что Радхарани явилась из цветка лотоса. Согласно этой версии, ее отец царь Вришабхану  принимал омовение в реке Ямуне и подняв взгляд, внезапно обнаружил перед собой 1000-лепестковый огромный цветок лотоса, который плыл по поверхности воды по реке Ямуне. Представьте себе цветок лотоса с 1000-ю лепестков. В центре этого цветка сидела сияющая маленькая девочка. Потянувшись к проплывающему мимо лотосу, царь Вришабхану взял на руки эту маленькую девочку - и немедленно почувствовал, как волны блаженства прокатились по его телу. Согласно легенде местных жителей, когда царя Вришабхану охватило это состояние экстаза, он не мог ни говорить, ни двигаться. Далее он отправился с этой девочке в руках и также вручил ее своей супруге.

Теперь перейдем к третьей версии, в которой говорится, что Радхарани явилась в чреве своей матери Киртиды-сундари без предварительного акта зачатия со стороны ее отца. Это описывается в шастрах. Говорится, что точно так же, как мирно по небу плывут облака, Радхарани явилась ровно в полдень на 8-ой день восходящей Луны месяца бхадра (имеется в виду месяц, соответствующий августу и сентябрю в западном календаре).

Итак, на свой выбор вы можете медитировать на одну из этих трех версий либо на три вместе. В отличие от детства Кришны, детство Радхарани, к сожалению, не описывается в подробностях. Как мы знаем, в «Шримад-Бхагаватам» Шрила Вьясадева записал все подробности детских игр Кришны. Также существует большое количество комментариев наших гаудия-ачарьев на эту тему. Детство Кришны записано в произведениях ачарьев, но детство Радхарани больше существует в преданиях. Но это также приемлемо. Существуют также в преданиях, передаваемые от бабушки к матери, и от матери к маленькой девочке, истории о том, как впервые встретились Радхарани и Кришна. Есть много интересных историй, но из-за ограниченности нашего времени я выбрал лишь несколько, которые, на мой взгляд, более интересны. Я подумал, что интересно было бы послушать историю о том, как впервые встретились Радхарани и Кришна.

Итак, как обычно все начинается с появления Нарада Муни, поскольку его участие во многих лилах, связанных с Личностью Бога, заключается в том, что он является и устраивает все необходимое для этого. Незадолго до явления Господа Кришны в Гокуле, Нарада Муни пришел туда для того, чтобы получить даршан Господа Кришны. В тот момент, когда он получал божественный даршан Господа, он услышал внутренний голос, который сообщил ему о том, что внутренняя энергия Господа (хладини-шакти) также явилась где-то неподалеку. Он ходил из дома в дом, от двери к двери, однако ему не удавалось обнаружить, где же явилась Шримати Радхарани. В конце концов он появился в Равале (согласно другой версии, на Варшане) и обратился со словами к царю Вришабхану. Согласно обычаю, ему был оказан прием как высокопоставленному гостю. После этой церемонии царь Вришабхану спросил его: «Дорогой Нарада Муни, что привело тебя сюда, какие обстоятельства?» Нарада Муни сказал: «У меня есть вопрос к тебе. Правда ли, что в твоем доме недавно родилась девочка?» С улыбкой на лице царь Вришабхану ответил: «Да, недавно в моем доме я был благословлен рождением сияющей маленькой девочки». Но затем на лице царя Вришабхану отразилась грусть и он сказал: «К сожалению, до сих пор эта маленькая девочка не открыла своих глаз». «Как, она не открыла глаз?» - спросил Нарада Муни. «Да, - сказал царь Вришабхану. - Поэтому мы не можем понять: она, может быть, слепа, или она просто божественное небесное существо, которое просто не хочет взирать на ужасы материального мира».

Мне эта версия показалась особенно красивой. То есть он задался вопросом о том, что может быть девочка слепа, либо она как небесное возвышенное существо просто не хочет взирать на несовершенство этого материального мира.

Нарада Муни спросил: «Могу ли я ее увидеть?» Царь Вришабхану поручил слугам принести маленькую Радху. И благодаря своему дару глубокого духовного видения Нарада Муни распознал в этой девочке саму Шримати Радхарани, вечную спутницу Господа. При виде маленькой Шримати Радхарани, Нараде Муни с большим трудом удалось сдержать свой экстаз. Ее глаза оставались по-прежнему закрытыми. Он сказал, обращаясь к царю Вришабхану: «Мой дорогой царь! Безусловно, провидение тебя благословило. Пожалуйста, немедленно прикажи доставить все необходимое для того, чтобы провести церемонию очищения. Я проведу эту церемонию для того, чтобы в надлежащее время эта девочка благословила этот мир взглядом своих прекрасных глаз». Царь Вришабхану возрадовался при вести о том, что в конце концов эта девочка откроет глаза (то есть она не слепа). Согласно источникам, основанным на шастрах, в то время, когда царь Вришабхану занимался организацией этой церемонии, Нарада Муни встал на колени перед маленькой Радхарани и открыл ей свое сердце. В это время маленькая Радхарани, как и подобает маленькому ребенку, всячески играла и брыкалась, двигала ручками и ножками. Но осознавая, что ее преданный Нарада Муни находится в нетерпении от желания увидеть ее истинный облик, Радхарани явила ему себя в образе прекрасной 8- или 9-летней девочки. С двух сторон от Радхарани находились Лалита и Вишакха. Этот момент Нарада Муни буквально онемел. Он в упор рассматривал этот божественный облик Шримати Радхарани. Завидев приближающегося из-за угла царя Вришабхану, несущего все принадлежности для пуджи, Радхарани немедленно приняла свой облик маленького ребенка. Все еще скрывая свое экстатическое состояние, Нарада Муни совершил все необходимые ритуалы для этого ребенка, и затем покинул это место.

Вследствие этого божественного даршана, полученного Нарадой Муни, в сердце у него осталось желание находиться в ее божественном обществе и, более того, он хотел служить ей. С этой целью он направился в одно из мест неподалеку он холма Говардхан, которое называется Нарадаван, и там под руководством Вринда-деви стал совершать очень суровые аскезы. Мы должны помнить о том, что Вринда-деви является одной из пяти  личностей, дарующих доступ во Вриндаван и возможность служения здесь. Поэтому за этим благословением он обратился именно к Вринда-деви.

Это еще одна лила Господа и мы однажды обратимся к ее описанию. Источник указывает на то, что Нарада Муни вошел в круг гопи, приближенных к Радхарани и ее звали Нарадия. Одни источники указывают на то, что он продолжал в это же время совершать свое служение Нарады Муни, а другие источники указывают на то, что он полностью его оставил для того, чтобы оставаться у стоп Радхарани. Но тем не менее он продолжал оставаться тем «вечным космонавтом», как называл его Шрила Прабхупада, и служить Шримати Радхарани. В результате этих аскез и дарованного ему служения, по описанию того же источника - «Гарги-самхиты» говорится, что с его языка не сходила прекрасная молитва, посвященная Шримати Радхарани. Очень часто я помещаю слова этой молитвы на своей странице в Facebook’е. Она звучит примерно так:

«Я блуждаю по этой земле в медитации на нее,

ту Луну, которая освещает место танца раса,

ту, которая зажигает яркие огни во дворце царя Вришабхану

и которая является коронной драгоценностью в ожерелье Голоки».

Я сказал как-то Чатуратме прабху, что этот текст должен в ближайшее время оказаться в виде татуировки на его теле.

Радхарани после этой очистительной церемонии, которую провел Нарада Муни, не открыла свои божественные глаза. Но у царя Вришабхану была твердая вера в то, что все слова этого мудреца сбудутся. Случилось так, что на следующий день Пурнамаси, она же Йога-майя, явилась во дворец царя Вришабхану с целью получить даршан Шримати Радхарани. При первом же взгляде Пурнамаси на маленькую Шримати Радхарани из ее уст изошли прекрасные стихи, прославляющие Радхарани. Она сказала, обращаясь к Киртиде и махараджу Вришабхану: «Перед вами необычная девочка. Великие личности, подобные Брахме, Шиве и Нараде, поклоняются ей, зная, что она может исполнить любые желания, как материальные, так и духовные. Поэтому, пожалуйста, как следует заботьтесь о ней». Слушая эти благословения Йога-майи Пурнамаси, родители были очень счастливы. Однако они обратились с озабоченным вопросом к ней, почему же она до сих пор не открывает свои глаза. Как вы знаете, наравне с Вринда-деви Пурнамаси участвует в устройстве различных игр Радхи и Кришны. И Пурнамаси обратилась к родителям Радхарани со словами: «Не беспокойтесь, все произойдет в свое время. Ничего страшного не происходит».

Каждая часть нашего рассказа сегодня подобна новой главе. В новой главе нашего изложения - на следующий день во дворец царя Вришабхану пришли Нанда Махарадж со своей женой Яшодой для того, чтобы пообщаться, потому что они, проживая в одной местности, дружили с царем Вришабхану. В обеих семьях примерно одновременно появились новорожденные дети. Поэтому попытайтесь догадаться, что дальше случилось. Когда с маленьким Кришной на руках Нанда Махарадж и Яшода пришли во дворец, Радхарани мирно спала в своей кроватке. Как и положено по традиции, Вришабхану и Киртида встретили Нанду Махараджа и Яшоду у ворот дворца, проводили их во внутренние помещения и сели для беседы. В это время  маленький Кришна играл на коленях у своих родителей. Улучив момент, когда его родители были очень увлечены этой беседой, Кришна незаметно сполз с колен Яшоды и ползком направился в детскую комнату маленькой Радхарани. Малыш Кришна распознал в этой маленькой девочке свою вечную спутницу Шримати Радхарани, подполз к ее колыбельке и легко, нежно коснулся ее глаз. В шастрах приводится очень красивое описание этого момента. Говорится, что как только Радхарани почувствовала прикосновение Кришны к своим глазам, она немедленно поняла, что перед ней явилась та личность, для созерцания которой по сути и были созданы ее глаза.  Поэтому отбросив в сторону свою мнимую слепоту, она открыла свои прекрасные глаза. Обнаружив внезапно отсутствие маленького Кришны, родители пустились на поиски его и нашли его в детской комнате Шримати Радхарани. Маленькие Радха и Кришна играли друг с другом, как и положено маленьким детям. При этом прекрасные глаза маленькой Радхарани были широко открыты.

Опять-таки я хочу упомянуть, что не слишком много рассказывается о детских играх Шримати Радхарани, но говорится, что когда ей исполнилось 7 месяцев от роду, Киртида-сундари поняла, что пришло время провести «аннапрашану» - церемонию первого зерна для Радхарани. Присутствующие родители-преданные знают, что в возрасте 7-и или 8-и месяцев ребенка начинают прикармливать - наравне с молоком начинают давать другие продукты. Первое зерно подносится в присутствии собрания гостей, может присутствовать Махарадж, которому могут дать пожертвования, различные подарки, могут даже 100 долларов подарить. Мне нравится этот праздник.

Весть о том, что царь Вришабхану будет давать своей дочери первый раз зерно разнеслась по окрестным деревням, и с целью присутствовать на этой церемонии во дворец явились тысячи местных жителей. Среди почетных гостей, как и положено, присутствовали снова Нанда Махарадж, Яшода и их маленький сын Кришна, которые хотели увидеть, как Радхарани вкушает свое первое зерно. Брахманы устроили большую ягья-шалу, был разложен большой жертвенный костер. И рядом с этим очагом с Радхарани на коленях сидели Вришабхану и Киртида-сундари. Поскольку Нанда Махарадж и Яшода были близкими друзьями Вришабхану и Киртиды, Киртида-сундари пригласила их сесть прямо рядом с ними. У обеих пар дети  находились на коленях. Ничего еще по сути не произошло, церемония только начиналась. Радхарани еще не получила свое первое зерно. Пока брахманы пели свои первые мантры, мама Яшода вспомнила, что у нее с собой есть сладкий рис, который она принесла специально для того, чтобы чем-то занять маленького Кришну, который, как положено маленькому мальчишке, все время был голоден. И в один прекрасный момент (еще до того, как ей дали официальное первое зерно) маленькая Радха протянула незаметно руку в сторону чашки, в которой был сладкий рис Кришны и, взяв его, отведала. Таким образом, она получила свое первое зерно в виде прасада Кришны. Увидев это, брахманы решили остановить церемонию, потому что первым зерном, которое приняла Радхарани, оказался Шри-Кришна-прасад. Согласно мнению шастр, обе матери в результате этих событий были уверены в том, что  провидению угодно, чтобы эти маленькие дети были парой.

Сейчас еще одна лила Господа и затем мы позавтракаем. После завтрака состоится экстатический киртан Шри Прахлада прабху, затем будет экстатический обед. А завтра экстатическим образом мы отправимся на Вринда-кунду.

Сейчас мы расскажем еще об одной детской игре с участием Шримати Радхарани. Когда я читал описание этой игры, я погрузился просто в очень глубокий нектар. Поэтому усядьтесь как следует. Поднимите руки. Джей джей Шри Радхе! Шьям!

Итак, это случилось давным-давно, когда Радхарани была еще маленькой девочкой. Я не знаю точно сколько ей было лет, но хорошенько поразмыслив, я пришел к выводу, что ей было примерно 8 или 9 лет. Она играла с подружками прямо рядом с домом. Внезапно появился Дурваса Муни. Описывается, что именно в этот момент Дурваса Муни понял, что Шри Кришна никто иной, как Бхагаван, Верховная Личность Бога. Но небесные существа поведали ему также о том, что вечная спутница Шри Кришны, Шримати Радхарани, также явилась где-то во Вриндаване. Дурваса Муни задался целью убедиться в том, что в действительности эта божественная девочка явилась во Вриндаване. «Да-да, - говорили местные жители, - так и есть на самом деле, родилась маленькая девочка в семье царя Вришабхану и Киртиды. Ты можешь пойти к ним во дворец и собственными глазами убедиться в ее существовании». Однако их слова не убедили Дурвасу Муни. Его продолжали одолевать сомнения. Он думал о том, действительно ли та девочка Шримати Радхарани спутница Господа или нет. Когда посреди этой детской игры появился сам Дурваса Муни, все дети бросились врассыпную. Речь идет об мудреце, который является обычно с горящими глазами, у него волосы стоят дыбом в виде дред, у него очень дикая одежда, и он ведет себя очень энергично, поэтому  все девочки бросились врассыпную, кроме Шримати Радхарани, которая сказала: «Свагатам! Добро пожаловать!» Причина, по которой Шримати Радхарани нисколько не была напугана явлением мудреца, заключалась в том, что ее родители, согласно своему положению, часто принимали в гости различных мудрецов и святых, поэтому она привыкла к зрелищу этих необычных ребят. Поэтому, согласно обычаю, она прикоснулась своими нежными ручками к стопам мудреца Дурвасы и сказала трижды: «Свагатам! Свагатам! Свагатам! Добро пожаловать, баба!» При виде этой крохотной девочки Дурваса Муни был поражен ее божественной красотой и аристократическими манерами. Представьте себе этого огромного роста мудреца, который вдруг очень осторожно нагнулся к этой маленькой девочке и спросил ее: «Кто ты, маленькая девочка? И что это за игры, в которые ты играешь со своими подружками?» Радхарани ответила очень уверенным голосом: «Меня зовут Радха. Я дочь царя Вришабхану и Киртиды. Сейчас мы играем в то, что готовим как бы для Кришны - божественного сына Махараджи Нанды и Яшоды, убийцы Путаны, Тринаварты и других демонов». При этих словах она указала на угол двора, где располагался временный храм, сделанный ею и подружками, в котором находилась голубого цвета кукла, изображающая Кришну. Это был самодельный храм сделанный из глины. Она и подружки украсили этот временный храм самодельный различными веточками деревьев, минералами, красками и кусочками ткани. Как и положено во Врадже, во дворце царя Вришабхану постоянно описывались игры Господа Кришны и воздавалась ему хвала. Радхарани постоянно слышала все эти разговоры и восхваления, поэтому она с большим желанием попросила своих родителей подарить ей куклу, изображающую Кришну, для поклонения. Целыми днями напролет она со своими подружками занималась тем, что кормила игрушечного Кришну, одевала его, меняла его одежды, ухаживала за ним, готовила для него, предлагала ему арати и укладывала его спать, продолжая петь его славу. Интересная информация, не так ли? Точно так же, как обычно маленькие девочки играют с различными куклами, маленькая Радхарани играла с куклой Кришны. Вот так она объясняла все происходящее Дурвасе Муни. В этот момент громадный мудрец, который был полон энергии как результата совершенных им аскез и самоограничений, вдруг улыбнулся, его брови распрямились, и с этой улыбкой он спросил, обращаясь к Шримати Радхарани: «Итак, Радхика. Ты ведешь себя как домохозяйка. Ты замужем?» И Радхарани спокойно ответила ему: «Нет, я еще не замужем, баба». Дальше она продолжала свои объяснения. Она сказала: «Поскольку Кришна известен тем, что он очень капризный, я и мои подружки стараемся сделать все необходимое, чтобы ублажить его.» Дурваса Муни был поражен формой и содержанием объяснений Шримати Радхарани и отступив на шаг, он подумал, что ни одна обычная девочка не способна вести себя таким образом. Сомнения его постепенно стали рассеиваться. Он подумал: «Может быть, действительно так и есть как говорят местные жители. Может быть, действительно, сама божественная Радха явилась». Но он не стал сразу же верить этому, а решил устроить ей проверку. Он сказал: «Послушай, маленькая Радхика, вчера был экадаши. Сегодня пришло время мне прервать свой пост. Поэтому я прошу тебя, пожалуйста, приготовь сладкий рис для своего игрушечного Кришны, а мне дай просто остатки его угощения. Таким образом, я достигну двух целей: я удачно закончу свой обет экадаши, а также проверю насколько ты хорошо готовишь». «Хорошо, - сказала Радхика, - я все сделаю, что нужно». Она обрадовалась очередной возможности готовить для Кришны и попросила Дурвасу Муни посидеть рядом на бревне.

Маленькая Радхика опрометью помчалась во дворец, крича на ходу: «Мама, мама, мне так повезло сегодня! Мне удастся готовить сегодня угощение для самого Дурвасы Муни!» И при звуках имени Дурвасы Муни весь дворец буквально замер как вкопанный, потому что все прекрасно знали, что Дурваса Муни отличается своей вспыльчивостью и непредсказуемым поведением. Поэтому никто не знал, что будет дальше.

В этот момент во дворец вошли пастушки, гопы, которые презирали эти девчачьи игры, но в то же время хотели успокоить Киртиду-сундари, поэтому они сказали: «Не беспокойся, Киртида. Сейчас мы видели, как Дурваса Муни ведет себя очень по-отечески по отношению к маленькой Радхике, поэтому бояться нечего». Киртида сказала маленькой Радхике: «Ты знаешь, все хорошо, но готовить буду я, потому что мы не можем допустить ни малейшей ошибки». Она стала собирать все необходимые ингредиенты. Но маленькая Радхика продолжала тянуть ее край за сари и говорить: «Нет, нет, мама, я хочу готовить. Этот великий йог попросил именно меня». «Нет, нет, дорогая, сказала Киртида. - Я буду готовить, а ты смотри, как я это делаю». Маленькая Радхика сказала: «Нет, нет, мама. Мама, ты не понимаешь. Дурваса Муни хочет попробовать, как я готовлю». Описывается, что Киртида-сундари в этот момент увидела очень решительное выражение на божественном лице Шри Радхи. Весь ее опыт говорил о том, что если маленькая девочка что-то задумала, то она так или иначе добьется своего и проявит тем самым свою природу противоречия. Поэтому Киртида отступила на шаг от очага. Слуги принесли необходимые продукты и устроили небольшое возвышение для Шримати Радхарани, чтобы она могла дотянуться до огня. Шримати Радхарани, которая готовила ежедневно для игрушечного Кришны, очень уверенно делала все необходимое. Она приготовила все требуемое на плите, положила нужные специи (кардамон и другие). Все это она делала очень уверенно и быстро. На глазах у дворцовых слуг и у своей мамы маленькая Радхика сняла с огня приготовленное блюдо, перелила его в специальный красивый глиняный горшок и, поместив его на игрушечный алтарь, стала предлагать как положено все маленькому игрушечному Кришне.

Затем Шримати Радхарани взяла приготовленный прасад и возглавила церемонию, в которой шли все, вместе с ее матерью. Подойдя к Дурвасе Муни, который продолжал сидеть во дворе на этом бревне, она сказала ему: «Баба, вот то, о чем ты просил». Взяв из рук Шримати Радхарани этот сладкий рис, Дурваса Муни отпил от него немножко и сказала знаменитые слова: «Теперь, о лали, я знаю, как ты прекрасно готовишь. И конечно же, Кришна наслаждается тем, что ты готовишь». И затем сказал, обращаясь ко всем присутствующим, с расширенными от удовольствия глазами: «С материальной точки зрения это блюдо совершенно в отношение его внешнего вида, консистенции и аромата. Но, более того, с духовной точки зрения в этом блюде смешались према Радхики, повара, и Шри Кришны, того, кто вкушает, наслаждается этим блюдом». Затем он извинился и сказал: «Секундочку, я должен закончить, до конца доесть это блюдо - сладкий рис». На глазах у всех собравшихся он так и поступил. Он до последней капли доел этот сладкий рис, и с каждым глотком, с каждой каплей вкушенного сладкого риса его блаженство все увеличивалось. Все следили за ним. Доев сладкий рис, он поставил горшок на землю и погрузился в молчание. Вы знаете, как в Индии местные жители качают головой. Затем он сделал публичное заявление: «Нет сомнений в этом - ребенок, который приготовил это блюдо, это никто иная, как вечная спутница Шри Кришны». Он сказал: «Я хочу сделать заявление. Позовите всех жителей окрестных деревень». Раздался звон колоколов, звуки рожков, и сбежались все местные жители, потому что заявление Дурвасы – это нечто такое, что стоит послушать. Сбежались все, кто мог двигаться: все местные жители, все коровы, из воды, выпучив глаза, выглядывали рыбы, слетелись все бабочки и другие насекомые и птицы, а также прилетел дрон.

Перед ним стояла маленькая Радха, которая сияла своими прекрасными ладошками и пяточками. Обращаясь к ней со сложенными ладонями, Дурваса Муни сказал: «О мое дорогое дитя, ты служила мне с такой великой преданностью! В ответ на то, что ты дала мне возможность отведать твое несравненное блюдо, я должен тебя вознаградить. В виде благословения я передаю тебе половину плодов своих аскез, которых я достиг». «Подойди, подойди, - сказал царь Вришабхану, - подойди ближе к Муни», - и Радхарани слегка шагнула вперед. В этот момент из глаз этого великого йога, грозного на вид, известного на всю Вселенную своими несравненными аскезами и покаяниями, вдруг полились слезы. Он обратился к Радхарани. Волосы на его теле стояли дыбом, голос дрожал, и руки также дорожали в поклоне. Он сказал маленькой Радхе: «Я в настоящий момент делаю следующее заявление - все, что ты будешь готовишь далее, будет всегда подобно нектару на вкус. Более того, каждый, кто вкусит приготовленные тобой блюда, избежит болезней, несчастий и будет неуязвим в сражении. О моя дорогая маленькая Радха, до тех пор, пока вертится этот мир, ты будешь известна как императрица всех поваров. Поскольку все, к чему ты прикоснешься, превратится в нектар, ты будешь известна под именем Амрита-пани. От там сат!». Услышав это прекрасное благословение, Вришабхану, Киртида и маленькая Радхика поклонились ему. Внезапно Дурваса Муни просто исчез. Таковы эти мудрецы - они делают все необходимое и внезапно исчезают для того, чтобы перейти к новым деяниям. Таким образом, была рассказана прекрасная история об этом благословении Дурвасы Муни. Киртида-сундари обняла маленькую Радху и сказала ей: «О Радхика, насколько же мы удачливы! Представь себе только, что благодаря этому благословению мудреца, сам Верховный Господь будет настаивать на том, чтобы именно ты ему готовила». При этих словах мама Яшода призадумалась о том, что именно эта маленькая девочка будет готовить для моего любимого Кришны. Впоследствии именно так и произошло. Благодаря этому благословению Дурвасы Муни по всему Враджу разнеслась весть о том, что Радхарани готовит лучше, чем сама Лакшми-деви.

Сегодня в этом прекрасном месте Равале, в котором явилась сама Шримати Радхарани, давайте вновь обратимся к этому великому благословению, данному самим Дурвасой Муни: «О дитя, ты служила мне с такой великой преданностью и дала мне возможность отведать несравненное блюдо, которое ты приготовила. Поэтому я чувствую себя обязанным вознаградить тебя. Я благословляю тебя в форме следующего - делю с тобой все результаты аскез, достигнутых мной в этих жизнях». Затем царь Вришабхану говорит: «Подойди, Радха, подойди». Дурваса со слезами на глазах сказал: «Дорогая маленькая Радха, я объявляю, что все, что ты готовишь, будет подобно нектару. Более того, каждый, кто отведает твои блюда, не увидит болезней в жизни, будет неуязвим в бою и избежит любых несчастий. О Радха, до тех пор, пока вертится мир, ты будешь известна как императрица всех поваров. И поскольку все, к чему ты прикоснешься, превратится в нектар, ты будешь известна под именем Амрита-пани. Ом тат сат!».

Вриндаванешвари Шримати Радхарани ки! Дурваса Муни ки! Варшана-дхама ки! Шри Шри Радха-Шьямасундара ки! Карттика-парикрама 2015 ки!

Джей джей Шри Радхе!  Джей джей Шри Радхе! Джей джей Шри Радхе! Шьям!

Ом тат сат! Харе Кришна! Спасибо!