Ш.Б. 10.32.22 Чистое золото


Главная > Шримад-Бхагаватам > Песнь 10 «Summum bonum»
   место: Вриндаван

Сегодня вечером мы прочитаем известный стих из Шримад-Бхагаватам. Может быть, те, кто серьезно изучают Шримад-Бхагаватам знают этот стих. Он отражает ту глубокую любовь, которую бриджабаси испытывают к Кришне, а Кришна испытывает к бриджабаси.

Шримад-Бхагаватам 10.32.22

на парайе ’хам ниравадйа-самйуджам

Я не в силах по достоинству отплатить вам за ваше безупречное служение — даже на протяжении всей жизни Брахмы. Ваша любовь ко Мне чиста и лишена изъянов. Вы поклонялись Мне, разорвав прочные путы семейных уз. Пусть же наградой вам станут ваши собственные славные деяния.

Гопи прославлены своими поступками, когда Кришна оставил их, взаимная любовь между гопи и Господом возрастала. Вчера мы слушали на лекции стих, который Господь Чайтанья произнес, прославляя Шри Вриндавана Дхаму и любовь жителей Вриндавана к Кришне. Господь Чайтанья сказал, что Кришна больше всех достоин поклонения. Из всех святых мест во вселенной Вриндаван самое лучшее место. Из всех преданных самой чистой любовью к Кришне обладают гопи Вриндавана. А все мы в определенном смысле следуем по стопам Господа Чайтаньи и гопи Вриндавана. Однажды Шрила Прабхупада сказал: «Конечная цель тех, кто следует по стопам Господа Чайтаньи, Голока Вриндавана». И служение Господу Кришне в умонастроении гопи Вриндавана, так как они обладали самой чистой и бескорыстной любовью к Кришне.

Существуют различные степени любви, как есть разные степени чистоты золота. В Америке есть только 9 и 14 каратное золото. А в Гонконге можно найти 24-каратное золото. Это всё конечно золото, любой был бы рад получить золото любого качества. Но наилучшее из них — 24-каратное. Так и преданные обладают любовью к Кришне разного качества. Самым наивысшим качеством обладают гопи Вриндавана. Один раз Шрила Прабхупада рассказал о любви гопи Вриндавана в таких словах: «Гопи никогда ни о чем не просили Кришну, они просто хотели ему служить, хотели, чтобы он был счастлив». Есть бескорыстная природа любви. В этом мире, который является искаженным отражением духовного мира, мы зачастую любим кого-то, ожидая что-то получить в ответ. Вы отдаете что-то своему возлюбленному, ожидая что-то получить взамен. Поэтому Прабхупада сказал, что в этом мире самый лучший пример чистой, бескорыстной любви — это любовь матери к ребенку. Маленький ребенок не говорит, не может контролировать свои позывы, не может сам поесть, и мать служит ему. Что он может дать ей взамен? Ничего. Но мать с любовью продолжает служить ему. Мать кормит его грудью, ничего не ожидая от него взамен, она просто счастлива служить своему ребенку. Если ребенок счастлив, то и мать счастлива. Это самое близкое понимание духовной любви.

Гопи пожертвовали всем для Кришны. Прабхупада указывает в частности, что они пожертвовали своей репутацией. Мы знаем, что трансценденталисты могут пожертвовать многим, они могут отказаться от денег, от семьи, от многого, но они не могут отказаться от своей репутации — репутации быть великим садху. От репутации отказаться очень сложно. Для того, кого почитают, бесславие и позор является наихудшим, что может произойти. Когда Кришна во Вриндаване хотел встретиться со своими преданными, то он играл на своей флейте, чтобы гопи пришли к нему даже ночью. Они оставили дом, оставили всё свое имущество — украшения, сари, оставили своих мужей, детей и отправились к Кришне. В ведические времена девушка не могла уйти ночью из дома. А уйти от семьи, от мужа, чтобы ночью общаться в лесу с неженатым парнем. Знатоки этикета говорили — позор этим гопи, позор Кришне. Согласно мирским стандартам это было аморально. Однажды неверующие критики сказали, что Кришна аморальный, он танцует с замужними девушками. Шрила Прабхупада ответил: «Нет, у вас неправильное представление. Все принадлежат Кришне. Кришна является отцом, дающим семя для каждого живого существа. Кришна создал всех и каждый является его слугой». На самом деле, как мог Кришна, которому всё принадлежит, у кого-то что-то забрать. Прабхупада сказал: «Вы считаете, что Кришна отобрал чьих-то жен. Все принадлежат Кришне. На самом деле, это вы отобрали у Кришны его жен». Поэтому нет никакого греха в том, что они ночью убегали к Кришне. Всё принадлежит Кришне и это было их служением — чистая любовь к Кришне.

Как мы видим из этого стиха, Кришна чувствовал себя обязанным им, благодаря их такой сильной любви и такой бхакти — преданности. Он даже не знал, как ответить им, как отплатить им за эту любовь. Любовь была такой чистой, что Он не знал, как отплатить им. И Он говорит им: «Вы просто должны быть довольны тем служением, которое совершаете». Это было величайшим благословением. Люди просят у Бога разных благословений, обычно они просят каких-то обычных мирских материальных вещей — дать хороший дом, хорошую жену, освободи от этой болезни, пусть моя футбольная команда выиграет в этой игре, это всё мирское. Как будто Господь по заказу снабжает нас всех из духовного мира. Преданный ничего не просит, он просто хочет вечно служить. Мы все созданы для того, чтобы служить. Как рука является слугой этого тела, она не может служить как-то по-другому. И если она служит телу, то она счастлива. Она создана для того, чтобы служить, это её изначальное положение — ничего больше, ничего меньше. Прабхупада рассказал притчу: «Однажды рука позавидовала желудку, потому что рука берет пищу и отправляет её в рот, а большой и толстый желудок наслаждается едой. Рука решила поднять восстание против этого большого толстого живота и сама наслаждаться гулабджамунами. Через какое-то время рука начала уставать, слабеть. И наконец рука поняла, нужно просто взять гулабджамун, отправить его в рот, большой и толстый живот переварит его и все питательные вещества разойдутся по телу и рука опять станет сильной». Это одно из простых сравнений в нашей философии сознания Кришны, истина такова.

Гопи были совершенно предавшимися слугами. Господь хотел ответить им взаимностью, Он сказал: «Моим ответом вам будет еще больше преданного служения». Это наивысшее благословение. Однажды ученики спросили Шрилу Прабхупаду: «А что будет результатом воспевания?» Тот ответил: «Ещё больше воспевания!». Мы, на самом деле, более счастливы подметать пол в храме, чем быть президентом Бразилии или премьер-министром Путиным в России или президентом Америки Обамой. Если вам кто-то предлагает служение, то неважно значительное оно или нет, нужно обеими руками за него держаться. И не удивляйтесь, если вам предложат много служения, вы ведь просите о нём весь день — Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Что это означает? Дорогой Кришна, Дорогая Радхарани, пожалуйста, займите меня преданным служением. Вам дают преданное служение, а вы говорите: «Ой, нет, не надо». Даже самое незначительное служение является более великим, чем материальные благословения. И если вы выполняете это служение в правильном умонастроении — любви и преданности, то это будет очень ценным для Кришны. Кришна говорит, что «познать Меня можно только благодаря преданному служению, полностью осознав Меня, человек попадает в Мою обитель». Просто предайтесь и служите. И в какой степени мы предаемся Кришне, в такой Он нам и отвечает. Кришна говорит «насколько человек предается Мне, настолько Я его вознаграждаю». Если мы предаемся Кришне на 25 %, то и Кришна дает нам себя 25 %.

Иногда, как мы уже раньше обсуждали, Господь находится в очень близких отношениях со своими великими преданными, например, Хануман. Хануман был очень храбрым. Мы знаем, в Ливии сейчас идет гражданская война, многие европейские страны пытаются вмешаться, поддерживают ту или иную сторону. Это очень уродливая, кровавая война, она происходит прямо на пороге в Европу. Представьте, если одного из вас попросят разрешить ситуацию в Ливии, что бы вы сделали? А Хануман один, по собственному желанию вызвался и отправился на Ланку, бросил вызов всей армии Раваны, поджег весь город, разгромил армию и освободил Ситу. Он доказал свою любовь. Иногда юноши говорят девушкам «Я тебя люблю», а девушка говорит «Докажи. Купи мне новые туфли, отведи меня в кино или купи мне дом. Докажи». Если вы любите кого-то нужно уметь доказать это. Хануман был обезьяной, он победил всю армию и при этом остался живым. Он вернулся и сказал Раме, что Сита находится в лесу Ашоке на Ланке. Конечно, Рама тоже отправился туда, всё что там осталось не разрушенным он разрушил, всех победил и привез Ситу обратно. Рама хотел выразить свою благодарность Хануману, они находятся в дасья-расе, взаимоотношения слуги и господина. Можно быть слугой Бога, Его другом, Его родителем или Его возлюбленной. Хануман был в дасья-расе, он был слугой. Рама не мог с ним общаться так, как Кришна общался с гопи, это разные виды любви. Но он был очень благодарен Хануману, он сказал: «Хануман, ты такой замечательный преданный, ты такой предавшийся мне слуга, ты пример для всего мира. Что я могу сделать для тебя? Как я могу показать тебе свою любовь?». А Хануман был обезьяной: «Что? Мне неудобно просить, мой господин. Не мог бы ты обнять меня?». Это очень сокровенная награда для слуги — чтобы его обнял его господин.

Бхати Тиртха Свами махарадж, тогда его звали Гханашьям дас, распространял книги в коммунистических странах, это было очень опасно, его могли бросить в тюрьму на долгие годы. Шрила Прабхупада знал об этом, и когда махарадж вернулся, то Прабхупада обнял его и погладил по голове. Для отношений слуги и господина это самая большая плата, которая может быть и она приносит самое большое удовлетворение слуге. Это является совершенством.

У Ханумана было столько бхакти в сердце. Однажды Сита накладывала синдур, замужние женщины украшают пробор в волосах красным порошком. Сейчас это делают в основном в день свадьбы. И Хануман наблюдал за этим. Женщины хотят выглядеть красивыми перед Кришной. На заре сознания Кришны кто-то спросил Шрилу Прабхупаду: «Свамиджи, парни бреют голову, а девушки тоже должны брить?». Шрила Прабхупада ответил, что девушки не бреют голову, потому что хотят быть красивыми для Кришны. Хануман заинтересовался и спросил у Ситы, зачем она это делает. Сита отругала его за подглядывание и объяснила про синдур: «Если жена так делает, то таким образом защищает своего мужа. Я защищаю Раму таким образом». Хануман бысто убежал и скоро вернулся весь перемазанный в синдуре. Сита спросила у него, зачем он это сделал. Хануман ответил: «Я защищаю Раму». На парикраме по Вриндавану можно увидеть, что есть много храмов, где стоит божество Ханумана оранжевого цвета — весь в синдуре. Таким образом, Хануман думает, что защищает Раму. Рама — Бог, ему не нужна никакая защита, но Хануман думает: «Я слуга Рамы, я должен его защищать, иначе он просто погибнет без меня».

Таким же образом Кришна играет роль ребенка. Господь является отцом всех живых существ, но благодаря Йога-майе он всё меняет местами и сам становится ребенком, потому что родители служат ребенку. Это взаимоотношения служения. Зачем люди заводят детей? Потому что это большое наслаждение — служить детям. Если бы не было этого наслаждения, то никто бы и не заводил детей. Всякий раз, когда я разговариваю с Джанивасом прабу из Москвы, он рассказывает мне о славе своего Шьяма, он говорит: «Гуру-махарадж, мой ребенок сделал первый шаг!». Миллионы людей делают первый шаг, а он звонит мне и сообщает об этом, Джанивас просто в экстазе. Или «у него первый зуб прорезался, Боже!». В мире шесть миллиардов людей и у каждого есть зубы, но у Шьяма прорезался первый зуб и это величайшее событие для родителей. Но в то же время растить детей не так то просто, они все время требуют внимания, что бы им не давали, всё равно они несчастливы, водить их в туалет, покупать им одежду, из которой они тут же вырастают, то у них грипп, то простуда, то вы сами вместе с ними болеете, потом проблемы в школе, а потом они становятся подростками, а потом они вырастают и уходят из дома. И позвонят вам один-два раза в год. Весь процесс сопровождается трудностями, но дает огромное наслаждение. Как например Шьям, он чистый преданный. Для грихастх это огромное удовлетворение — воспитывать ребенка в сознании Кришны, видеть как он растет, становится преданным. Поэтому в комментарии к Шримад-Бхагаватам Шрила Прабхупада говорит, что каждая женщина хочет иметь, как минимум, шесть детей. Но видимо это относится к ведическим временам. Прабхупада говорит, что если сейчас в Кали-югу вы можете позаботиться об одной жене, то вы уже махатма. Я хочу сказать, что существует вкус в служении детям, это существует в материальном мире, поскольку существует и в духовном мире, только в чистой форме. Некоторые преданные хотят развивать такие взаимоотношения и Кришна отвечает им. Так же Он может стать вашим другом, если вы захотите. Мальчики-пастушки очень гордятся, что Он их друг. Их просто распирает от гордости, когда Кришна каждый день убивает демонов, они говорят: «Это мой друг Кришна убил демона!». Первым делом, возвратившись из леса, мальчики-пастушки рассказывают своей семье как Кришна сегодня убил демона, все восхищенно слушают и говорят: «О, Кришна наверное какой-нибудь великий полубог!». Почему Вриндаван так важен? Потому что все эти взаимоотношения существуют во Вриндаване.

Вайкунтха состоит из бесконечного количества планет, на каждой планете взаимоотношения господин-слуга, дасья-раса: «Я предлагаю свои почтительные поклоны Верховной личности Бога Нараяне, мне выпала огромная удача служить ему». Во времена Господа Чайтаньи в его ближайшем окружении были преданные, находившиеся в дасья-расе. Это были преданные, приходившие во времена Господа Рамачандры, например Мурари Гупта. Господь Чайтанья не препятствовал этому, поскольку каждый является индивидуальностью и в мире существует разнообразие. Рупа и Санатана Госвами находились в мадхурья-расе, Мурари Гупта находился в дасья-расе. В Двараке Кришна является великим царем, все кричат — Да здравствует царь! Кришна принимает это. Но только во Вриндаване можно найти дружеские, родительские и супружеские отношения.

Когда мы кипятим молоко сначала получается сладкий рис, молоко постепенно густеет и получается бурфи. Если спросить любого гурукуленка, какая у него любимая сладость, ответом будет — бурфи, сладость из сгущенного молока. Красота Вриндавана в том, что все расы существуют одновременно, они не смешиваются. Игры происходят в разных расах в разных местах. Когда проводятся парикрамы по Вриндавану, то Дина Бандху и другие бриджабаси, парикрамные гуру, объясняют, какие разнообразные лилы происходили в этих местах. Кришна сначала находится с родителями, потом Он идет в лес с мальчиками-пастушками, затем Он убегает к гопи, проводит игры с Радхарани на Радха-кунде. Эти группы преданных никогда между собой не смешиваются, за исключением Говардхана-лилы, когда Кришна поднял холм Говардхан, чтобы спрятаться от облака Самвартака. Все бриджабаси находились вместе, как мы здесь сейчас. Как Прабхупада говорил, что ИСККОН очень сплоченный. Или как на российском фестивале, всё забито битком. Так все бриджабаси собрались под холмом. И кто там был счастливее всех? Гопи. Кришну могли обнимать Его родители, Он мог бороться и играть с мальчиками-пастушками, гопи, по ведической традиции, не могли подходить к Кришне близко, они находились на расстоянии. В Джайпуре есть такой Дворец Ветров. Это огромное высокое здание и там есть маленькие окошечки, я спросил, зачем сделали такое маленькие окошечки. Идея была в том, что раньше женщины были очень благочестивыми, они не хотели выходить на улицу и показываться другим людям, поэтому всё, что происходило на улице они наблюдали в маленькое окошечко.

Когда Кришна с мальчиками-пастушками возвращался из леса, то самое большее, что могли себе позволить гопи — смотреть из окон веранды, потому что они были молодыми незамужними девушками. Они могли там делать гирлянды, пахтать молоко, готовить пищу, но тут же всё бросали и пристально смотрели на Кришну, посылали стрелы из своих глаз, а Кришна посылал им стрелы взглядов в ответ. Некоторые философы говорят, что это и есть причина, почему Кришна темного цвета, голубовато-синеватого, как грозовое облако. Однажды преданные спросили: «Кришна, почему ты такой темный?». Он сказал: «Я думаю, потому что мама поила меня молоком от черной коровы». А одна гопи возразила: «Нет, нет, Кришна, не поэтому. Это отец тебя всё время купал в Ямуне, а Ямуна темного цвета». Пожилая гопи сказала: «Нет, нет, девочки. Он черный, потому что когда мы были молодыми, мы всё время хотели общаться с Кришной. Но мы были незамужними и не могли этого делать. Поэтому мы притягивали Кришну себе в сердце через глаза, а наши глаза были подведены черным каджалом. И Он окрашивался в темный цвет. Поэтому сейчас Он такой черный». Но всё время — на расстоянии. Это пурва рага, любовь на расстоянии. Сердце бьется, вы строите какие-то планы. И вот Индра посылает облако Самватраку. Все так тесно набились под холм, что гопи находились совсем близко к Кришне.

Это и есть Вриндаван, такое разнообразие взаимоотношений. Это не так, как в официальном царстве Бога. Но преданные Господа Чайтаньи постигают суть самого чудесного чуда. И это всё находится внутри нас. У каждого есть сварупа-сиддхи. Как семя. Можно купит семена и они могут храниться годами, а если посадить их в землю, то они прорастут. Внутри каждого из нас находится семя нашего взаимоотношения с Кришной, наша раса, но это семя в дремлющем состоянии, на полке материального существования. Пожалуйста, возьмите его с полки и поливайте его авторитетным процессом — повторением Святых Имен. Наилучший способ — поливать здесь, во Вриндаване. Чтобы мы ни делали здесь, во Вриндаване, всё усиливается в тысячу раз. Если мы читаем шестнадцать кругов, то здесь это равносильно шестнадцати тысячам кругов. Когда вы вернетесь домой, в Москву, Киев или Рио-де-Жанейро, то можете говорить, что вы читали в день по шестнадцать тысяч кругов. Это семя будет взращиваться тем, что мы будем исполнять желание Господа Чайтаньи- делиться Вриндаваном со всеми. Вриндаван существует для вдохновения. Некоторые особенные души могут тут жить. Еще Шрила Прабхупада хотел, чтобы некоторые могли жить во Вриндаване, заниматься служением здесь.

Но главная задача нашего движения — проповедь. Некоторые из моих учеников подходят ко мне и говорят: «Ой, Шрила гурудев, я так люблю Вриндаван. Можно я буду жить во Вриндаване или Майяпуре. Мне 32 года. Я уже состарился и так устал». — «А как насчет проповеди?» — «Ну я так уже устал». — «Но я в два раза старше вас и проповедую». — «Ну вы же гуру-махарадж!». Если я скажу «да» каждому ученику, который спрашивает меня об этом, то Путину придется тоже переезжать во Вриндаван и управлять русскими здесь. То есть Медведеву. Я езжу в Россию с 1989 года, я знаю политику.

Как говорит Кришнадас Кавирадж Госвами: «Наша задача- проповедь. Мы должны служить миссии Господа Чайтаньи». Таким образом мы получаем Враджа-бхакти. Господь Чайтанья пришел сюда как совмещенная форма Радхи-Кришны, чтобы наполнить мир чистой любовью к Богу. Многие служанки Кришны также сюда пришли. Когда мы находимся во Вриндаване мы должны совершать свой бхаджан, мы должны стать бхаджан-нанди, но когда мы улетаем на самолете из Дели, то мы становимся гоштха-нанди. Шрила Прабхупада хороший пример этому. Это хороший исторический пример того, как человек совершал бхаджан здесь и стал очень хорошим проповедником. Он один из самых известных, самых лучших проповедников, как Нарада Муни. Нарада Муни прибыл сюда, чтобы всерьез заняться бхаджаном и чтобы затем проповедовать в любом месте вселенной. Это объясняется в «Нарада-пуране», «Сканда-пуране» и «Падма-пуране». Нарада Муни, когда услышал, что Кришна принял рождение здесь, во Вриндаване, он тут же отправился сюда: «Верховный Господь принял рождение во Вриндаване, я должен немедленно увидеть Его». Нарада Муни пришел во Вриндаван, прошел по двенадцати лесам Вриндавана: «Где Шьямасундара? Я хочу увидеть Его!». Но он Его не смог увидеть. Нарада Муни затем отправился в Бандираван. В Бандираване на дереве сидели два попугая и разговаривали. Нарада Муни устроился отдохнуть под тем деревом и услышал этот разговор. Это были необычные попугаи, они всё время сопровождали Радхарани в её играх. Эти попугаи обсуждали между собой философию Веданты. Нарада Муни подумал: «Надо же, какие ученые попугаи, они знают шлоки такие, каких и я не знаю». Один попугай сказал: «Суть всех этих шлок такова, что во Вриндаване очень много девушек ходят за одним молодым мальчиком». Другой попугай возразил: «Разве здесь есть такие девушки?». Первый ответил: «Да, самые красивые девушки во Вселенной и этот мальчик тоже очень красив». Нарада Муни подумал: «Сначала они говорили о Веданте, а сейчас занялись грамия-катхой. Я не собираюсь слушать эту грамия-катху. Они испортят мне весь обет брахмачари» и накрылся чадаром с головой. Он принялся бежать оттуда, его ум пришел в беспокойство от слов попугаев, что какие-то девушки бегают за каким-то парнем: «Скорее бы принять убежище у Шьямасундары». Он бегал из леса в лес, через реки, холмы, и всё время говорил: «Ну где же Кришна, где же он?» как один из Госвами. «О возлюбленный сын Нанды махараджа! Где же ты? Ты на Говардхане или на Радха-кунде, где ты?». Поскольку он искал Кришну в умонастроении бриджабаси, его сердце очистилось. Мы, находясь здесь, повторяем те же самые слова и благодаря мистической силе Вриндавана наши сердца очищаются, наша бхава, любовь к Кришне начинает пробуждаться. Уезжая домой, мы начинаем чувствовать пробуждающуюся в наших сердцах огромную любовь к Кришне. И тогда Нарада Муни сказал: «Ну всё, хватит парикрам! Надо просто сидеть и воспевать Святое Имя. Я обошел все двенадцать лесов Вриндавана и не нашел Кришны. Я должен сесть и серьезно заняться бхаджаном». Он сел под баньяновым деревом, рядом с которым находился прекрасный Шива-лингам, и начал совершать бхаджан. Он сказал: «Господь Шива! Ты охраняешь вход в Шри Вриндавана дхаму. Пожалуйста, позволь мне получить твою милость». Из всех преданных Шива является наилучшим. Вот он сидит под баньяновым деревом и молится, и вдруг является сам Махадев, покрытый тигровой шкурой, со змеями на шее, с месяцем в волосах, Ганга ниспадает с его волос, покрытых пеплом из крематория. Шива сказал: «Ты находишься на самом верном пути- на пути бхакти». Шива дал ему особую мантру и сказал: «Отправляйся в лес Пушпаван, где растут цветы». Ван — означает лес Вринды, Вриндаван- лес Вринды. Это территория Вринды, но она отдает её Радхе. В играх гопи с Кришной они ссорятся и спорят из-за того, чья это территория. Пушпа- это цветы. «Отправляйся в Пушпаван и читай там эту мантру». Нарада Муни- суровый брахмачари, он отправляется в Пушпаван и повторяет там эту мантру. И вдруг перед его взором появляется группа прекрасных молодых пастушек, на ногах у них колокольчики. Гопи было так много, что звук колокольчиков был очень громким. Нарада Муни вышел из медитации и сказал: «О, нет! Эти прекрасные пастушки вывели меня из медитации благодаря звуку их ножных колокольчиков. Мантра Господа Шивы очень могущественна, но звук этих колокольчиков должно быть еще более могущественный». Он разглядывал девушек и увидел, что они все были прекрасны, но среди них была самая прекрасная, тут он спохватился и закрыл глаза — «я же брахмачари». Тут кто-то постучал его по плечу: «Эй, баба, меня мама отправила к тебе. Она увидела, что ты ничего не ешь и не пьешь. Хочешь прасадам?». Нарада сурово ответил: «Нет, я занимаюсь бхаджаном, медитирую на Шьямасундару». Маленькая девочка сказала: «О, так ты хочешь увидеть Шьямасундару? Я могу тебе его показать. Просто иди за мной». Нарада начал колебаться: «Я же брахмачари, что скажут люди, если увидят, что я иду по лесу за молодой девушкой». Девушка сказала: «Ничего страшного, это лес мой, прости иди за мной! Меня зовут Вринда-деви, я хозяйка этого леса. Никто ничего у тебя не будет спрашивать. Иди за мной и я покажу тебе Шьямасундару». Нарада всё еще сомневался, он решил идти в отдалении за ней и спросил, если он потеряет её из виду, как можно найти её. Она ответил: «Не волнуйся, баба. Мои колокольчики будут звенеть всё время. Это те колокольчики, которые вывели тебя из медитации». Так они договорились. Она шла далеко впереди, он шел за ней с опаской, всё-таки брахмачари, так они пересекли лес и вышли к прекрасному озеру. Прекрасное озеро с кристально-чистой водой, в нем плавали лебеди, утки, росли красивые лотосы, его окружали фруктовые деревья, зеленая трава, это было просто божественное озеро. Эта девочка позвала его: «Эй, баба, подойди ко мне». Нарада сказал: «Ну это уж слишком, Вринда-деви. Я сегодня нарушил столько обетов брахмачари, ну ладно». И он сел рядом с Вринда-деви.

садху-санга садху-санга сарва-шастре кайа лава-матра садху-санге сарва-сиддхи хайа

Если вы получите даже секунду общения с садху, вы уже получаете огромное благо от этого. Что уж говорить об общении с вечным жителем Вриндавана. Он сидел рядом с ней и вдруг Вринда-деви столкнула его в озеро. Он выплыл на поверхность и вдруг заметил в отражении в воде, что он уже не Нарада Муни, а прекрасная двенадцатилетняя девочка. Он выглядел как настоящая девочка-пастушка, на нем было всё как положено — чоли, сари: «Боже, кто я? Нет, нет!». А Вринда-деви улыбалась и берега и говорила: «Ты теперь больше не Нарада! Теперь тебя зовут гопи Наради!». Нарада подумал: «Когда я был брахмачари, я старался избегать женщин, а теперь я сам женщина!». Вринда-деви сказала ему: «Теперь тебе предстоит многому научиться!». Она повела Наради гопи на другое озеро, которое называется Шьяма, озеро где купается Шьямасундара. Наради оглянулся и спросил как называется озеро, в котором он искупался. Озеро называлось Радха-кунда, там где совершает омовение Радхарани. Вринда-деви пояснила: «Тот, кто омывается в Радха-кунде, начинает чувствовать ту же самую любовь, которую Радха чувствует к Шьяму. А омываясь в Шьяма-кунде, человек получает ту же любовь, которую Шьям испытывает к Радхе». — «О, я этого раньше не знал. Я понял, что омовение в Радха-кунде очень могущественно». Кто из вас собирается совершить омовение в Радха-кунде? Не удивляйтесь, юноши, если омывшись вы станете похожи на своих супруг. На Шьяма-кунде росли прекрасные белые лотосы в окружении темных лотосов. И Наради увидел, что прекрасный темный лотос — это Кришна, а белые лотосы — это гопи, с криком «Шьям, я же искал тебя», он прыгнул в воду. Вринда-деви остановила Наради: «Ты пришел, чтобы увидеть, но ты не можешь участвовать в этом». Чтобы войти во Вриндаван нужно иметь желание служить, участвовать в этом, а не просто быть зрителем и смотреть. Много раз мы приезжали сюда просто как сторонние наблюдатели, просто фотографируя всё, запоминая, посещая разные места, потом возвращались по домам и говорили «Я был во Вриндаване, видел то и это», но у нас никогда не возникало желания служить:

анйабхиласита-шуньям гьяна-кармади-анавритам

Мы должны научиться развивать в себе желание служить, и только развив его, мы сможем войти в эти игры. Тот, кто может научить нас этому — Шрила Прабхупада.

Нарада стал плакать, потому что он не может войти в воду. Но Шьямасундара заговорил с ним из воды: «Хей, Наради, хей, Нарада, это всё Моя лила. Теперь, когда ты увидел, понял и осознал славу Вриндавана, Я хочу, чтобы ты отправился проповедовать о славе Вриндавана по всей вселенной. Напиши о том, что ты испытал здесь». Итак, Наради в мокром сари, с мокрыми волосами развернулась и пошла обратно, и когда она проходила мимо Радха-кунды, Вринда-деви опять толкнула её в воду. Вынырнул из воды уже Нарада Муни. Отправившись в небольшой лес рядом с озером, он написал там «Наради-бхакти-шастры», книгу, которую перевел для нас Шрила Прабхупада. Это место до сих пор существует, оно находится недалеко от Кусум-саровары, 100–200 метров направо, можно посидеть в этом месте, помедитировать, чтобы обрести сознание Кришны.

Подводя итог сегодняшней лекции, я хочу сказать, что мы должны очень разумно использовать своё время пребывания во Вриндаване, очень серьезно заниматься бхаджаном и следуя примеру Нарады Муни, мы должны вернувшись из Вриндавана проповедовать сознание Кришны всему миру.

Шри Нарада Муни ки-джай!

Гаура према нанде хари харибол!