ШБ 11.5.36 Милость Святого Имени


Главная > Шримад-Бхагаватам > Песнь 11 «Всеобщая история»
  

Я хотел поблагодарить организаторов этого фестиваля за то, что они предоставили мне возможность дать лекцию по Шримад Бхагаватам. Я поискал во всех 18 000 стихов Шримад Бхагаватам и выбрал именно вот этот стих. Этот стих из 11 песни Шримад Бхагаватам, пятой главы, стих номер 36.

Те, кто на самом деле продвинулись в знании, способны понять ценность эпохи Кали. Такие просвещенные личности прославляют Кали Югу, потому что в этот падший век все совершенство жизни может быть легко достигнуто посредством совершения санкиртаны.

Комментарий: Здесь утверждается, что Кали Юга – лучшая из четырех эпох Сатьи, Треты, Двапары и Кали, потому что в этот век Господь милостиво и щедро раздает высшую совершенную форму сознания, а именно сознание Кришны.  Шрила Прабхупада толкует слово «арий», как тот, кто развивается духовно. Свойство такого человека – искать смысл жизни. Суть материального тела, например, не в самом теле, это пребывающая внутри него душа, и потому разумный человек обращает больше внимания на вечную душу, нежели на временное тело.

Хотя кали Юга приносит с собой океан скверны, она же и океан благих возможностей движения санкиртаны. Иначе говоря, воспевания святых имен Бога нейтрализует все дурные черты этой эпохи. Об этом говорится и на языке вед.  Там сказано, что чего в Сатья Югу достигают медитируя, в Трета Югу принося жертвоприношения и в Двапара Югу поклоняясь в храме, в Кали Югу можно обрести, совместно воспевая святые имена Господа Кешавы.

Еще раз перевод. Те, кто на самом деле продвинулись в знании способны понять главную ценности эпохи Кали. Такие просвещенные личности прославляют Кали Югу, потому что в этот падший век все совершенство жизни может быть легко достигнуто посредством совершения санкиртаны.

Итак в этом красивом стихе из 11 песни Шримад Бхагаватам, мы опять слышим о том прекрасном прославлении, славе святого имени Господа, в особенности Харе Кришна маха мантры. Как мы слышим, раз за разом у Господа есть огромное количество святых имен, неограниченное. Это утверждает высший авторитет, Господь Кришна в форме Господа Чайтаньи. Он говорит, что у господа есть огромное неограниченное количество святых имен таких как Кришна, или Говинда.

Интересно заметить, что хотя у Господа есть неограниченное количество имен наши ачарьи дают нам наставления повторять именно конкретные имена Господа Кришны. Если у Господа неограниченное количество имен и все они абсолютны, то почему тогда наши ачарьи дают нам наставления повторять святые имена Господа Кришны в особенности в форме маха-мантры. Это интересный вопрос.  Шрила Бхактивинода Тхакур предписал нам такое наставление.

Он говорит, что, несмотря на то, что все имена Господа являются абсолютными, что означает, что они не отличны от Верховного Господа. Тем не менее, некоторые из них являются первичными и вторичными. Первичные и вторичные имена. Другими словами, это можно также объяснить, что некоторые имена Господа представляют собой высочайшую важность, а некоторые менее важны, чем те. Конечно, нельзя сказать в полном смысле, что какое-то имя Бога является менее важным или менее значительным. Но у некоторых имен может быть больше могущества, чем у других, больше силы. Для тех, кто пытается достичь парам гати – высочайшей цели жизни. Как например мы много раз слышали, что тысяча имен Вишну равняется одному имени Рама, а три имени Рамы равняются одному имени Кришны. О Боже!

Бхактивинод Тхакур говорит, что вторичные имена Бога описывают его величие, или, выражаясь современным языком, его превосходство, его величие. Как, например, Маха Вишну. Маха – означает великий, великолепный Вишну. Или Параматма – Сверхдуша. На самом деле это слово придумал Шрила Бхактисидханта Сарасвати.  Атма означает душа. На самом деле, в этом слове парама означает трансцендентный, но Шрила Бхактисиддханта Сарасвати говорил, что это слово означает сверх или на английском языке СУПЕР. И  Шрила Прбхупада, приехав на Запад, использовал это слово в своей проповеди, потому что в то время слово супер было очень распространенно. Когда о чем-то говорили, что это хорошо, говорили супер. И поэтому Шрила Прабхупада говорил, это сверх душа или на английском языке супер душа.

Или же имя, которое используют наши братья и сестры мусульмане. Они обращаются к Богу по имени Аллах, и Аллах означает величайший. Как они говорят, нет Бога выше, чем Аллах и Мухаммед, его пророк. Или как есть имя Господа Будды. «Будхи» на санскрите означает разум, а «Будда» – это разумный, или пробудившийся.

Так что для нас, как для тех, кто хотят стать преданными, эти имена помогают нам понять положение Господа, что Бог велик, а мы – незначительны. Это один из самых первых шагов постижения духовной жизни, который Шрила Прабхупада подчеркивал раз за разом. Он заключается в том, чтобы понять, что Бог является великим, а мы являемся маленькими. Поэтому наше изначальное положение заключается в том, чтобы  служить ему.

Поэтому мы можем понять его положение такое величественное, повторяя его второстепенные имена, такие как Параматма, Аллах, и так далее. Это поможет нам понять, что Бог велик. Но что касается последователей Господа Чайтаньи Махапрабху, то как мы уже говорили их цель - заключается в достижении Голоки Вриндаваны, где они могут служить Господу в очень близких сокровенных отношениях. Поэтому мы повторяем первичные, или первостепенные имена Бога. Которые превосходят его великолепие и могущество и которые являются сосредоточием всей сладости. Как, например, мы говорим Джай Радха Мадхава.

На самом деле, в Гаудия Матхе эту песнь не поют, они считают, что она слишком сокровенная. Ее обычно там не поют, но Шрила Прабхупада из своего величайшего сострадания, подобно Господу Чайтанье, он захотел проявить для нас метод достижения высочайшей цели жизни за такое короткое время нашей жизни. Это первичные, первостепенные имена Бога, которые проявляют его сладость и сокровенные отношения с  его преданными на Голоке, и которые превосходят те имена Господа, которые указывают на его великолепие и могущество. Шрила Бхактивинод Тхакур подводит итог, что вторичные, второстепенные имена Бога пробуждают наше понимание положения Бога.

Нужно правильно начинать с первого шага. Мы не перескакиваем. Какие-то начальные чувства по отношению к Господу Кришне, потом привязанность к нему, а потом любовь к нему. Но когда мы повторяем первостепенные имена Бога, то они на самом деле пробуждают эту любовь к нему. Из всех первостепенных имен бога самым могущественным является его изначальное имя. В соответствии с нашими ачариями, у Кришны есть его изначальное имя, которым его называют его друзья в его родном городе. Каково же изначальное имя Бога? На русском: Кришна. И это не только наше мнение, потому что мы кришна-бхакты, это на самом деле такое предписание шастр.

Шрила Баладева Видьябхушана в его комментарии, на «Вишну сахасранама стотру», что означает тысяча имен Господа Вишну он пишет, я процитирую его: «Из всех имен верховной личности Бога, Кришна является самым важным. Как сам Господь подтвердил это» сейчас будет цитата в цитате. «О мой дорогой, Арджуна, имя Кришна – самое важное из всех имен. Кришна говорит и его чистый преданный, Шрила Баладева Видьябхушана подтвердил это. Именно поэтому это имя является самым важным, потому что оно исходит из самой важной планеты. Как это открыл нам Шрила Нароттама Дас Тхакур.

Он говорит, что эта мантра, которую мы повторяем во время джапы или в киртане между собой, или на улицах, когда мы воспеваем, она не принадлежит этому миру, это не звуковая вибрация этого мира. Она нисходит непосредственно с Голоки. Для того чтобы вернуть нас обратно домой к Богу, на Голоку. И также те мелодии, которые мы поем. Конечно, в наше время уже есть много других разных мелодий, но мы не должны забывать также те мелодии, которые пели, например Шрила Нароттама Дас Тхакур вместе со своими спутниками или которые до сих пор поют в Бенгалии. Потому что Шрила Прбхупада однажды сказал, находясь в своей комнате в Маяпуре, что эти мелодии нисходят из духовного мира. Эти мелодии являются очень особыми, потому что они помогают пробудить в нас какие-то чувства по отношению к Господу. Они принадлежат к шуддха-саттве они даже выше, чем гуна благости, они полностью трансцендентны.

Вы можете заметить, что когда Шрила Прбхупада пел Харе Кришна, то он по сути дела пел несколько всего 2-3 мелодии. И этого было достаточно. Итак, эти имена Господа нисходят из духовного мира, и имя Кришна нисходит из Голока Вриндаваны.  И поскольку, имя Кришны является таким особенным, оно исходит непосредственно из духовного мира, то Кришнадас Кавирадж Госвами в «Чайтанья Чаритамрите» прославляет его также особым образом. Он говорит там, что в Кали Югу, век Кали Харе Кришна маха мантра, или святое имя Господа является воплощением Кришны. Просто повторяя святое имя, человек может непосредственно общаться  с Богом. И он говорит, что любой, кто делает так, кто повторяет святое имя Господа Кришны, он является освобожденной личностью. Кто же будет тогда настолько глупым, чтобы не принять такое приглашение? Своим особым поэтичным образом Шрила Прабхупада подвел итог этому,  этой славе Господа Кришны, сказав: «Повторяйте святое имя, повторяйте Харе Кришна, и ваша жизнь будет очень возвышенной».

Каким-то образом, в процессе эволюции развития нашего общества эта фраза превратилась в фразу: «Повторяй Харе Кришна и будь счастлив!» Но на самом деле Шрила Прбхупада сказал: «Повторяй Харе Кришна и тогда твоя жизнь будет возвышенной!» Слово «возвышенная» указывает на очень особый вид счастья. В этом стихе из Шримад Бхагаватам говорится, что если человек предается Господу, занимается служением ему, занимает свое изначальное положение, то тогда, тогда его суть, его душа, он полностью удовлетворяется.  В этом стихе сказано, то есть это форма Господа в виде святого имени является аватарой в эту эпоху Кали. В этом стихе использовано слово «аватара». «Аватара» означает тот, кто нисходит из духовного мира. Есть разные виды аватар. Даже джива может стать аватарой, если она получит полномочия действовать представительству Господа. Но обычно, когда мы говорим аватара, мы подразумеваем разные воплощения Господа.

Миссия аватара писана очень четко и ясно, что они делают, когда приходят в материальный мир. В Бхагавад Гите Господь Кришна открывает нам знания о том, чем занимаются аватары. В этом классическом стихе. Здесь он говорит, что я нисхожу для того, чтобы спасти праведных людей, означает преданных, для того, чтобы уничтожить тех, кто занимается безбожной деятельностью. Это слово сейчас на английском не используется часто, вы не называете преступников таким словом. Но это означает тех, кто является плохими людьми, и для того, чтобы восстановить религиозные принципы. «Я сам лично нисхожу в эпоху за эпохой». Так что святое имя Господа Кришны и в особенности в форме Маха мантры является воплощением Господа в соответствии с Кавираджем Госвами.

Так что эта форма святого имени Господа должна соответствовать критерию аватары. И можно сказать, предыдущие наши учителя открывают, что это святое имя Господа Кришны в действительности соответствует этим критериям. Она спасает святых, праведных людей, праведные люди в настоящем смысле означает преданные Господу.

Если вы хотите убедится, в этом, в том, что это святое имя соответствует этим критериям, что, например, оно спасает праведных людей, то просто сфотографируйте то, что происходит сейчас здесь на фестивале, где Маха-мантра, святое имя Господа спасло 1500 человек.

Как однажды Шрила Прабхупада сказал, или даже на самом деле это сказал не  Шрила Прбхупада,  а Нитай обращаясь к Махапрабху, после ого как он хотел спасти Джагая и Мадхая, он сказал Господу, что если ты не спасешь Джагая и Мадхая, то, что ты тогда будешь делать, потому что в эту эпоху практически все в той или иной степени являются Джагаями и Мадхаями. Насколько сложно освободить хотя бы несколько душ в эту эпоху Кали можно понять из утверждения Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, которое прямо и косвенно прославляет святое имя, и тех слуг, которые доставляют святое имя. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати  Тхакур сказал, что для того чтобы одну обусловленную душу сделать преданным необходимы галлоны крови. Но путешествуя по всему миру, можно убедиться, что даже не единицы, а тысячи, десятки тысяч, сотни и даже миллионы людей убеждаются в том, что они могут быть спасены благодаря повторению святого имени Господа и вот в этом слава святого имени. Но уничтожает ли святое имя преступников? Нет! Оно просто изменяет их сознание. Это милость Господа Чайтаньи, он не уничтожает нас, но уничтожает наши демонические склонности.

Восстанавливает ли святое имя дхарму или религиозные принципы? Это на самом деле большая тема. Да! Мы можем убедиться, в этом также, потому что если человек принимается за повторение святого имени, то в нем проявляется дхарма. Шрила Прабхупада говорил, что дарма основана на 4 принципах: аскетизме, чистоте, сострадании и правдивости.

Шрила Прабхупада говорил, что до того, как мои ученики начали повторять святое имя, они все выглядели очень грязными и вели неупорядоченный образ жизни, но после того как они стали преданными, они одели кантхималы, они одели вайшнавскую одежду, поставили тилаки, они стали похожи на тех, кто только что спустился с Вайкунтхи. Как происходит такое удивительное преобразование? Всего лишь 32 слога. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

На самом деле Шрила Прабхупада в самом начале этого движения санкиртаны тогда, когда оно только разжигалось в этом мире, сказал, что если бы не это движение воспевания святого имени Господа, то тогда этот мир находился бы в намного более опасном положении.

Конечно, мы можем воспринимать это как то, что святое имя спасает этот мир очень радикальным образом. В этом мире есть много серьезных проблем, сейчас, например, идет война. Как, в особенности, вы, люди Украины знаете об этом. Этот мир также постепенно потихоньку разрушается, потому что разрушается экология, и в этом мире много коррупции. Просто почитайте газеты, и вы поймете, что происходит в этом мире. Но на самом деле не стоит читать газету, лучше не надо. Решение всех этих проблем заключается в воспевании святого имени.

#00:37:39# Я помню даже как Шрила Прабхупада попросил моего духовного брата, Бхагавана Даса, написать книгу, и у этой книги должно было быть название: Духовное решение материальных проблем. На самом деле любой материальной проблеме есть духовное решение, как это Шрила Прабхупада обсуждал с шефом полиции в Чикаго, где он сказал, что мы можем очень быстро уменьшить количество преступности в вашем городе. И мэр полиции сказал: «Как?», Шрила Прабхупада ответил: «Благодаря воспеванию Харе Кришна!»

Потому что, повторяя святое имя, человек избавляется от своей низшей, греховной природы, развивает свою духовную природу и благодаря воспеванию святого имени, Харе Кришна мантры, даже преступник может стать святым!

У нас нет времени, чтобы детально обсудить каждую проблему и как сознание Кришны может решить конкретно ее, но кто-то все таки мог бы взяться за написание такой книги, потому что это открытая возможность для всех, Шрила Прабхупада хотел этого, и благодаря может утверждениям из этой книги, утверждения из этой книгу смогут убедить каких- то влиятельных людей и политиков в этом, что у материальных проблем есть духовное решение. Так что воспевание Харе Кришна – это можно сказать панацея от всех проблем. Панацея – это такое емкое, сильное слово, которое означает решения для всего.

Но на самом деле, воспевание может решить все проблемы, как Кришна говорит в Бхагавад Гите, когда человек повторяет святое имя, он возвращается на Вайкунтху. А Вайкунтха – это то место, где нет проблем, как этот материальный мир является кунтхой, здесь полно проблем. И это можно сделать, этого можно достичь при помощи воспевания Харе Кришна.

Воспевание означает помимо нашей индивидуальной джапы, помимо наших Киртан мел, которые являются тоже очень важными для нас. Воспевание так же означает, что мы должны затопить весь этот мир святыми именами Верховного Господа.

По мере того, как я путешествую по всему миру я могу видеть, что в особенности второе, новое поколение преданных, к счастью, очень привязано к воспеванию святого имени, особенно это можно видеть во время киртан мел. Но они так же должны вдохновится на то, на что нас вдохновлял Шрила Прабхупада первое поколение, на то чтобы вынести это воспевание на улицы этого материального мира. Потому что люди страдают. Мы не можем быть счастливы, воспевая святое имя, когда другие страдают в этом мире. Мы должны сделать их счастливыми, принеся им, в этот ад, принеся рай. Мы должны сделать рай в аду. Как в Библии сказано: «Да воцарится царствие Твое как на небе, так и на Земле». Мы должны дать людям санкиртану.

Однажды один мой духовный брат сказал Шриле Прабхупаде: «Шрила Прабхупада, знаете, я иногда чувствую такие страдания к людям, страдающим в Кали Юге». Это очень хорошее чувство. Бхактивинод Тхакур Гговорит: «Когда же в мое сердце проявится сострадания к падшим обусловленным душам, и я выйду, и буду проповедовать божественный указ. Поэтому преданный говорит, что иногда я чувствую боль за то, что люди так страдают». Но Шрила Прабхупада ему ответил: «Почему иногда?».

Бхактивинод Тхакур говорит, что он будет счастлив, когда все 14 миров будут воспевать Харе Кришна. Так что мы должны принять это в таком настроении. И тогда Шринама Прабху будет очень милостивым как  к тем, кто воспевает так и к тем, кто слушает. И хотя у нас есть много разных бхаджанов, по сути дела первая задача этих бхаджанов заключается в том, чтобы вдохновить нас повторять первостепенные имена Господа Кришны.

В своей «Кришна Сандарбхе» Шрила Джива Госвами пишет: «Кришна является изначальным святым именем Господа. И все другие имена являются всего лишь частями, неотъемлемыми частями этого святого имени Кришна. Изначальное имя Кришна – более могущественно, чем другие имена, а результат повторения имени Кришна больше, более величественный, чем результат от повторения других имен Верховного Господа. Так что мы благословлены. Гуру-парампара разрешила нам присоединится к этой цепи, и мы были инициированы в эту традицию, при помощи которой…при помощи этого процесса мы можем достичь высочайшей цели, и этот процесс заключается в том, чтобы повторять Святое Имя, Харе Кришна мантру.

Эту тему нужно обсуждать всякий раз, и она всегда уместна для обсуждения. Сегодня, например, я немножко потерялся и когда Ниранджана Махарадж спросил меня, о чем я буду говорить и я решил поговорить на эту тему, потому что об этом важно говорить всегда.

В своей «Падьявали» Шрила Рупа Госвами пишет: «Мой дорогой Господь, точно также как бедный скупой человек собирает, пересчитывает и памятует о своих деньгах, таким же образом, пусть же мы тоже будем постоянно перебирать, считать и помнить твои святые имена. На самом деле по милости Гуру и Гауранги у нас большое богатство, просто мы о нем забываем или становимся фамильярными. И поэтому нам регулярно напоминают. Задача ачарьи заключается в том, чтобы напоминать нам о том, насколько нам повезло, и о том, что мы должны воспользоваться тем, что у нас есть.

Рагхунатх дас Госвами дает число, количество наших благословений. Рагхнутант Дас Госвами дает нам целый список благословений, для того, чтобы мы не погрузились в депрессию, чтобы мы не потеряли энтузиазм, чтобы мы все время были вдохновлены. В своей «Манах шикше» он говорит: «Подожди, ты имеешь много благословений!» Он перечисляет там нашу благую удачу. Он говорит: «О, ум, я хватаю тебя за стопы и умоляю тебя сладкой речью! Пожалуйста, выбрось всю свою гордость и постарайся развить очень глубокую и чрезвычайную любовь к моему духовному учителю, к Враджа Бхуми, Шри Вриндавану, также к людям Враджа, брахманам, к Гаятри мантре, к святому имени Господа Кришны и к трансцендентному прибежищу, которому является юная чета Враджа. Эти вещи откроются нам прежде всего через воспевание Харе Кришна Маха мантры.

Так что мы должны сами повторять святое имя, мы должны поливать этот росточек бхакти воспеванием святого имени, и мы также связаны обязательством распространять это святое имя по всему миру. На самом деле, вся наша жизнь вращается вокруг воспевания Харе Кришна. Мы должны либо сами повторять святое имя, либо также принимать участие в том, чтобы помогать другим распространять святое имя по всему миру. Даже семейные люди могут это делать, их дети станут очень хорошим будущим для этого движения. Потому что милосердие, или благотворительность начинается дома с семьи.

Шрила Прабхупада сказал, что самым важным наставлением духовного учителя является наставление повторять 16 кругов. И Бхактивиод Тхакур также подчеркивает это. Он предлагает нам следующее. Преданный должен сделать своей регулярной практикой проводить некоторое время наедине, в тихом спокойном месте, и там сосредотачиваться очень глубоко на воспевании святого имени Господа.  Он должен произносить и слушать святое имя очень четко. И он говорит, что для дживы невозможно своими руками избавится от иллюзии или от отвлечения. Но он говорит: по милости Господа этого можно с легкостью достичь.

Бхактивинод Тхакур продемонстрировал это в первой главе «Харинама Чинтамани» он пишет: «Мой дорогой Господь. Моей единственной надеждой  являются твои святые имена, которые обладают неограниченным нектаром. Поэтому у нас есть такие духовные программы, мы собираемся вместе, занимаемся здесь духовной деятельностью, например, здесь мы вместе поем. И затем мы выбегаем из наших храмов и занимаемся проповеднической деятельностью, мы распространяем книги, проводим нама хатты, харинамы. Шрила Прабхупада говорил, что вам нужно ломать голову над тем, как распространить это движение. Так что давайте никогда не будем забывать, что наше движение является миссионерским. Это означает, что мы должны позаботиться о своих собственных людях. И затем выйти на улицы и петь там Харе Кришна мантру.

В заключении, потому что наше время уже заканчивается, я хочу в пример привести очень важные слова Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, в его объяснении к «Шри Чайтанья Шикшамрите», в которых он подводит итог этому, подчеркивает это. И преданные ИСККОН могут сделать утверждения нашего гуру-дедушки девизом всей нашей миссии. Как сейчас в современном обществе принято говорить: Что кратко выражает вашу миссию? В чем ваша миссия? Девиз вашей миссии. Вот оно, в словах Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура: «В учении Шримана Махапрабху есть только 2 главных, первостепенных наставления – развить вкус к воспеванию святых имен и проявлять сострадания к обусловленным душам».

Если мы примем эти слова как главные слова нашей миссии, то тогда те слова, которые Шрила Прабхупада произнес в Лондоне нашему духовному брату Гурудасу прабху станут истиной. И Шрила Прабхупада сказал Гурудасу прабху, что в один прекрасный день ученые заметят, они напишут о том, как это движение Харе Кришна спасло мир в его самый темный час!

Вопрос из зала: Вы сказали, что мелодии Нароттама Даса Тхакура они приходят из духовного мира, могли бы вы нам продемонстрировать некоторые из этих мелодий?

Индрадьюмна Свами: я вчера как раз думал об этом, и я долгое время провел на даршане, поэтому я не попал на ваш киртан.
Я думаю, что те мелодии, которые вы пели они таковыми являются, потому что от них тает сердце. Тривикрама Свами Махарадж говорит: они не из духовного мира.
Главная мелодия Шрилы Прабхупады - Харе Кришна.