Посольство духовного мира

Главная > Практика > Проповедь
   место: Санкт-Петербург

Харе Кришна, дорогие преданные! Мы очень рады снова общаться с вами в Санкт-Петербурге. Похоже, это уже становится традицией, и мы очень рады, что у нас складывается такая замечательная традиция.

В начале я хотел сказать спасибо всем за замечательную встречу сегодня на железнодорожной станции и также, когда мы приехали сегодня вечером в храме. Это было очень трогательно. Когда мы подъезжали на станцию и увидели, сколько много преданных нас встречают, я сказал Бада Хари дасу прабху, что Росиия – это особое место. Кто нас еще так замечательно встречает, как здесь? Больше нигде в мире преданные нас так не встречают.

Бада Хари прабху улыбнулся, он сказал, что из всей России самая экстатичная встреча всегда только в Петербурге. Когда я посмотрел на Чатуратму, который известен тем, что он очень эмоционален, то когда Чатуратма прабху увидел всех этих преданных с их улыбками, и с гирляндами, то он со слезами на глазах повернулся ко мне и сказал: «Махарадж, я чувствую, что я снова вернулся домой!».

Харибол!

Поэтому спасибо за то, что вы приветствуете нас дома. Кто-то, конечно, может усомниться и сказать: «О каком доме идет речь? Вы ведь американцы, у вас американские паспорта». Но, как мы знаем из нашей философии, мы не русские, не американцы, не французы и не украинцы. Наш изначальный дом – это духовный мир, где живет Кришна. Но мы чувствуем себя в Петербурге как дома, потому что благодаря вашей духовной практике вы создали замечательную атмосферу духовного посольства в материальном мире.

Уже много лет, посещая эту храмовую комнату, я чувствую себя не как в Санкт-Петербурге, а как на Вайкунтхе. В материальном мире каждое место называется кунтха, это обозначает беспокойства. Но слово Вайкунтха имеет противоположный смысл, это место, где нет беспокойств. Находясь в храмовой комнате, чувствуете ли вы беспокойство? Противоположность беспокойству – экстаз. Благодаря тому, что мы находимся в храме, где практикуются девять видов преданного служения, мы чувствуем себя как дома.

Аналогия с посольством очень уместна в этом отношении. Мы знаем, что в Москве и Санкт-Петербурге есть посольства и консульства, которые представляют разные страны. Там имеются посольства и консульства Испании, Германии, Франции и так далее. В соответствии с международным законом, земля, на которой находится посольство считается территорией соответствующей страны (Франции, Англии, Италии, Германии). Вы знали об этом? Если вы отправляетесь в посольство, то находитесь на территории соответствующей страны: Франции или Испании.

Как, например, какой-то преступник или вор, убегая от полиции, может спрятаться в каком-нибудь посольстве страны, и полиция там уже не имеет права его арестовывать, потому что он находится за границей, и это происходит регулярно во всех странах мира. Как, например, существует одна известная история про одного гражданина Швеции, мистера Сноудена, некоторые считают его преступником, некоторые считают его героем, но его, так или иначе, преследует полиция Швеции и Англии.

Он укрылся в посольстве Эквадора, и никто его там не может арестовать, потому что земля, на которой находится это посольство считается территорией Эквадора, и он живет там уже 4 года. Вокруг посольства английская полиция ждет, когда он выйдет, чтобы арестовать его и посадить в тюрьму, но в каком-то смысле, он уже сидит в тюрьме, потому что он ограничен территорией посольства, там имеется всего лишь несколько комнат. Но смысл этой аналогии заключается в том, что каждое посольство представляет страну, и в каждой из этих стран действуют свои законы.

Это помещение представляет собой импровизированный храм, потому что архитектура этого здания не было спроектирована как храм. В Петербурге у вас пока нет отдельно построенного храма, но поскольку здесь совершаются девять видов преданного служения, даже это место превратилось в духовный мир. По крайней мере, находясь здесь, мы не чувствуем такого сильного влияния материальной энергии.

Находясь здесь, в этом месте, вы не чувствуете такое сильное влияние гун материальной природы, как на улице, потому что это посольство духовного мира. Происходят те же самые действия, только на разных уровнях сознания. Здесь совершаются те же самые процессы преданного служения, но разница между преданным, находящимся на уровне садхана-бхакти и рагануга-бхакти – это уровень сознания.

Когда Шрила Прабхупада был с нами, он делал то же самое, что и мы, он учил нас своим примером как ачарья. Шрила Прабхупада предлагал арати Божествам, точно также, как и многие другие преданные в ИСККОН, но сознание у них было совершенно разное, и это то, что мы хотим развить. Поэтому наш процесс называется сознанием Кришны. Все зависит от того, насколько чисто наше сердце. Практика приводит к совершенству.

Садхана обозначает практика преданного служения, а према-бхакти – это спонтанная любовь к Богу. Мы говорим, что это посольство духовного мира, потому что здесь происходит то же самое, что и на Голоке Вриндаване. На Голоке Вриндаване с самого раннего утра мама Яшода будит Кришну. Кришна спит не так, как мы. Его сон называется йога-нидра. Он не является иллюзией, подобно нашему сну, это духовная реальность. Он притворяется спящим для того, чтобы поиграть со своими родителями.

Рано утром мама Яшода заходит, будит Кришну, Кришна не хочет вставать. Она говорит, что надо принимать душ, заставляет его принимать омовение, дает ему флейту, рожок и все остальное, и он дожидается своих друзей, чтобы выйти пасти коров. Здесь, в храме, у нас есть Божества. Отличаются ли Божества от Господа? До какой-то степени они отличаются от него. Один мальчик-брахман попросил Господа быть свидетелем в Ориссе. Когда этот юноша обратился к Господу, он сказал: «Мой дорогой Господь, ты не статуя, там сам сын Махараджи Нанды, Кришна».

Шрила Прабхупада сказал, что если вы будете служить Божеству просто как какой-то латунной фигурке, Господь так и будет проявляться для такого преданного. Но если кто-то понимает, что это сам Господь, в один прекрасный день он сможет разговаривать с Господом. Это Божество во Вриндаване, которого зовут Сакши Гопал, обратился к юноше. «Мой дорогой мальчик-брахман, ты хочешь, чтобы я пошел с тобой в Ориссу для того, чтобы я был свидетелем, но я же Божество, я не могу ходить просто так. Я Божество, как я могу ходить?».

Но мальчик был очень сообразительным, потому что он был брахманом, очень разумным. Он сказал: «О, Господь, если ты можешь говорить, ты можешь и ходить». И поэтому Господь отправился следом за мальчиком, для того, чтобы выступить в качестве его свидетеля. Так действует преданный, который имеет веру в Божество.

Точно также пуджари должны будить Божества с утра. «О, Господь, пришло время восстать из йога-нидры и начать свои игры в Санкт-Петербурге!». Немножко более формально, но в этом суть процесса. Пуджари подготавливает все ингредиенты для утреннего поклонения. Он будит Верховного Господа, Гаура Нитай, говорит: «Пришло время принимать омовение». Затем он его вытирает, украшает, кормит, говорит: «Теперь ты можешь начинать свои игры, харинама-санкиртану в Санкт-Петербурге».

Также как мама Яшода и гопи, совершая служение Господу, всегда поют, в духовном мире каждый шаг является танцем, каждое слово – песней, и там проводятся фестивали каждый день. Это преданное служение в практике. Но далее нас ждет преданное служение в практике, деятельность та же самая. Но мы практикуем здесь для того, чтобы отправиться туда. В сознании Кришны нет никаких загадок, никакой мистики, все понятно. Все то, что мы делаем здесь, мы будем делать и в духовном мире, единственная разница заключается в том, что у нас не будет какой-то корысти и своих желаний. Мы будем делать все только ради удовлетворения Радхи и Кришны.

Практика приводит к совершенству. Даже здесь, поскольку цель нашего служения – бхакти, любовь к Хари, Гуру и вайшнавам, даже несмотря на то, что мы несовершенны, это считается преданным служением. Однажды во Врадже один ученый бросил Шриле Прабхупаде вызов, он сказал, что ваши ученики из очень греховного прошлого, поэтому то, что они делают, нельзя назвать бхати, это не то, что удовлетворяет Господа. Потому что настоящее бхакти обозначает: «О, Говинда, чувствую разлуку с тобой, слезы льются из моих глаз, весь мир кажется мне пустым, и каждое мгновение тянется для меня как 12 лет и более». Вы не можете сказать, что ваши ученики обладают бхакти.

Но Прабхупада очень защищал нас. Мы были подобны детям в духовной жизни, поэтому Шрила Прабхупада всегда защищал нас, особенно в Индии. Шрила Прабхупада защищал преданных, он говорил, что они уже совершают бхакти, поскольку они находятся под руководством духовного учителя. Духовный учитель руководит деятельностью учеников, и они предлагают свое служение Господу по максимуму. В этом заключается их бхакти. Даже не смотря на то, что это начальный уровень, всё равно это бхакти. Кришна ценит это, он ценит даже первые шаги.

сарва-дхарман паритйаджйа   мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхйо   мокшайишйами ма шучах

Когда Кришна говорит в конце «Бхагавад Гиты», чтобы мы предались ему и он защитит нас от всех последствий грехов, очевидно, он не имеет ввиду чистых преданных, потому что они безгрешны, он обращается к грешникам. Кришна любит всех своих преданных, начинающих, среднего уровня и продвинутых, также, как родители любят своих детей, в маленьком возрасте, в подростковом и во взрослом возрасте.

Мы ценим, например, манго, независимо от того, в каком оно состоянии, но особенно нам нравится, когда манго зрелое, очень ароматное. Мы понимаем, что оно всем понравится и жена думает: «Я куплю его для своего мужа!». Но домохозяйки покупают также зеленое, незрелое манго. Зачем? Зеленые манго в ведической кулинарии используются для того, чтобы делать из них приправы, которые очень популярны, и для этого не подходит зрелое манго, ее можно сделать только из зеленого. Оно очень вкусное.

Шрила Прабхупада был к нам настолько добр, он настолько ценил даже наши первые шаги в сознании Кришны, что когда он приехал на Запад, он даже не собирался возвращаться в Индию, для общения со своими духовными братьями, он поддерживал отношения с нами. Хотя Шрила Прбахупада был нашим духовным учителем и безусловным господином во всех отношениях, иногда он на очень личностном уровне шутил с нами, или же обсуждал какие-то личные темы, касающиеся своей жизни или политических взглядов.

Он был к нам всегда очень добр. Вы видите на одной из этих фотографий, Его Божественную Милость Шрилу Прабхупаду, на прогулке, и один мошенник-ученик сзади стоит. Это было на прогулке в Риме, когда Шрила Прабхупада ходил по городу, этот ученик показывал на римский колизей и другие исторические памятники и говорил, когда они были построены, в каком состоянии они находятся, как их поддерживают, такие очень обычные вопросы. Шрила Прабхупада не думал, что это преданные – неофиты, зеленое манго, зачем я буду с ними общаться, точно также, как родители вдохновляют детей, когда они совершают свои первые шаги, Шрила Прабхупада поддерживал нашу веру своим общением.

Поэтому, несмотря на уровень преданных здесь, когда вы совершаете свое преданное служение, хотя оно может быть не таким могущественным, как преданное служение освобожденных душ во Вриндаване, оно очень сильно влияет на материальный мир. Ваше преданное служение влияет на жителей этого города и страны таким образом, что сотни и даже тысячи становятся преданными Кришны. Можно себе только представить, что может произойти, если все ваши сердца очистятся, насколько быстро сознание Кришны будет распространяться по всей России. Шрила Прабхупада однажды сказал своим ученикам: «Я планирую захватить весь мир за 18 дней». Все брахмачари сразу же воскликнули: «Давайте, Прабхупада, захватим весь мир за 18 дней! Мы готовы!». У американцев есть этот вкус к завоеванию мира. Прабхупада сказал: «У меня есть план, но вы еще к нему не готовы».

Чето дарпана марджанам… Нам нужно быть готовыми, потому что книги являются основой, практичность – это принцип, сила заключается в чистоте, поэтому чистота – это самое важное. Каким же образом можно достичь этих возвышенных целей – очистить сердце и достичь према-бхакти? Повторением «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе».

Поскольку здесь создана атмосфера духовного мира, несмотря на то, что мы далеко от своего физического дома, от Америки, мы чувствуем себя как дома, во Вриндаване. Также мы чувствуем себя как дома, потому что мы приезжали сюда уже много раз. Наверное, я провожу намного больше времени своей жизни в России, чем на своей так называемой родине, в Америке. Я уже посещал Санкт-Петербург намного чаще, чем свой так называемый родной Сан-Франциско.

Потому что ваш дом – это там, где находится ваше сердце. Мы чувствуем себя как дома, потому что вы сердечно относитесь к нам, а мы к вам. У меня очень много воспоминаний, особенно о Санкт-Петербурге.

Когда я приехал сюда первый раз, в 1989 году, я встретил одного из очень знаменитых преданных, Ананта Шанти, и он мне сказал, что мы поедем в Санкт-Петербург и проведем харинаму на улице. Я сказал: «Но ведь это коммунистическая страна, нас могут посадить!». Он сказал: «Ничего, споем Харе Кришна, а если посадят, то, по крайней мере, за Кришну посадят!». И я пошел с ними. Они пели: «Харе Кришна!», а я пел: «Намасте Нарасимхая…»

Санкт-Петербург в те времена очень сильно отличался от настоящего времени. Здесь были какие-то магазины и офисы, но все были без вывесок. Вывесок не было, и никакой рекламы точно не было. Это сейчас уже Россия подверглась суровому влиянию капитализма, и поэтому появились рекламные щиты, модные машины. Раньше ничего такого не было. И цвет был в стране только один – серый. Все были одеты во что-то серое, или в черное, и у всех женщины были такие прически, как будто в Америке в 50-х годах, называлась «пчелиный улей», такая кипа на голове непонятная. Я подумал: «Странно, уже почти 90-е годы, почему у них такие прически?». Все ездили на тех же самых машинах марки «Лада». Все машины были серого цвета. Можно было видеть, что чуть ли не на каждом шагу кто-то машину ремонтирует.

Я помню первый храм в Санкт-Петербурге. Было такое место, загородный деревянный домик, желтого цвета, в узорах. Когда я приезжал в Санкт-Петербург, мы практически там безвылазно находились, и когда я возвращался в Америку, меня спрашивали: «Ну что, в Санкт-Петербурге побывал, видел Зимний дворец, Эрмитаж?». Я говорил: «Да, кроме этого домика деревенского ничего не видел». В этом домике, по идее, помещалось не больше 20 человек, но когда мы с Говинда Махараджем приезжали, туда каким-то образом влезало около двухсот преданных, поэтому мы пели Харе Кришна в слегка стесненных обстоятельствах.

Когда у нас была воскресная программа, первые преданные сказали: «Махарадж, сейчас у нас будет воскресный пир!». Я так вдохновился, подумал: «Сейчас будут гулабджамуны, сандеш, расагулы, рас-малай, сейчас появится супер-пир». Матаджи все утро проводили на кухне, они готовили этот замечательный пир и напиток. Я закрыл глаза и сказал: «Давайте, несите». Вначале принесли картошку с капустой. Я подумал, что для начала неплохо, я съел иподумал: «А какие будут другие блюда?». Преданные спрашивают: «Махарадж, еще хотите?». «Конечно!» Закрыл глаза, открыл. Опять картошка с капустой. Напиток был сделан из сухофруктов, сваренных в воде. Я хорошо запомнил Санкт-Петербург. Но все равно всё было нектарным.

Здесь я провел первую инициацию в России. Первая инициация, которую я провел, прошла в желтом домике. Враджа-лила была одной из первых учениц. Я даже не помню, как её звали до этого, но, когда я увидел её, то я подумал, что у этой девочки очень много бхавы, поэтому я должен назвать её Враджа-лила. Гандхарвика-гиридхари также получила инициацию здесь.

В следующем году, когда я приехал, Враджа-лила подошла ко мне и сказала, что у нее смертельная стадия рака (лейкимия). Она спросила, стоит ли ей поехать во Вриндаван оставить тело. Я помню, насколько она была сосредоточена, бесстрашна, я подумал, что это особая девушка. Я немножко сомневался, потому что во Вриндаване не было таких условий, как сейчас, и думал, стоит ли ей давать разрешение, но она сказала: «Некоторые преданные хотят распространять много книг, некоторые преданные в Петербурге молятся о том, чтобы быть хорошими поварами, некоторые из моих духовных братьев и сестер молятся о том, чтобы быть хорошими пуджари…»

Она посмотрела на меня со слезами на глазах. Она сказала: «Шрила Гурудев, сейчас подходит конец моей жизни, я буду молиться о том, чтобы очень сильно привязаться к Радхе и Кришне. Поэтому, пожалуйста, позвольте мне поехать во Вриндаван!». Я сказал: «Отправляйся». Это воспоминание, которое меня связывает с Петербургом. Она была такой драгоценностью среди учениц, и я все время ее вспоминаю, когда сюда приезжаю. Хотя я учитель, а она ученица, но я очень многому у неё научился. Поэтому, возможно ли для меня забыть Санкт-Петербург? Харинама с Ананта Шанти, желтый домик, инициация, картошка с капустой, Враджа-лила, столько много воспоминаний.

Много недавних, свежих воспоминаний. Я уже даже не помню, сколько я здесь провел Вьяса-пудж. Пять, мне подсказывают. Каждая Вьяса-пуджа прекрасно украшена. Столько прекрасных гирлянд! Кто же сделал эту гирлянду?

(Из зала говорят)

Где она эта преданнная? Пускай она встанет. Она здесь? Пускай подойдет.

Похоже, эта гирлянда сброшена с Голоки. Я подумал, что это, наверное, сделала гопи. Иногда во время лекции я гирлянду разбираю на отдельные цветочки, и Чатуратма меня ругает, говорит: «Не разбирай гирлянду, она очень красивая!». Вьяса-пуджа обозначает прекрасные киртаны, прекрасные гирлянды, прекрасные подношения от преданных, и поэтому я жду с нетерпением завтрашнего дня. Не потому, что я так хочу услышать о своей славе, но потому, что мне интересно, как преданные делятся своим пониманием сознания Кришны, это то, что меня больше всего вдохновляет.

Самая ключевая часть программы Вьяса-пуджи в Санкт-Петербурге. Как правило, я часто пощусь. Последние несколько дней только далом питаюсь. Но для меня есть этот ключевой момент Вьяса-пуджи в Санкт-Петербурге, у меня слюнки текут, когда я думаю об этом. О, шоколадный торт Шьяма Валабхи Прии даси! Когда мы приехали в Санкт-Петербург, Бада Харидас прабху восхищался, Чатуратма плакал, а я думал: «Где Shyama Valabhi Prya, она в Петербурге, или нет?». Я спросил у одного преданного: «Шьяма Валабхи Прии даси здесь?» Мне сказали: «Нет, она в храме, готовит для вас шоколадный торт!». Я сказал: «О, наконец-то я вернулся домой!».

Основная задача странствующих проповедников – это посещать различные храмы, различные центры, общаться с преданными, узнавать, как у них дела в преданном служении. В сознании Кришны мы вдохновляем друг друга, я вдохновляю вас, вы вдохновляете меня, и таким образом наше бхакти увеличивается без перерыва. К вам приезжает очень много возвышенных проповедников. Недавно здесь был Бхакти Вигьяна Махарадж, Рохини Сута прабху, Бхакти Бринга Говинда Махарадж сюда приезжает, поэтому, они одарили вас бхакти, и вы можете им с нами также поделиться. Нам не удается особо общаться с этими возвышенными преданными, потому что мы постоянно где-то путешествуем, и поэтому мы рассчитываем на то, чтобы получить вашу милость. Хотя путешествия далеко не всегда простые, не всегда легкие, но это то, ради чего санньяси и их спутники путешествуют и проповедуют.

Я недавно прочитал, что такие великие духовные учителя, как, например, Дурваса Муни, у которого было 60 тысяч учеников, путешествуют повсюду и вдохновляют своих учеников. Он даже принимал участие в играх Кришны 5 тысяч лет назад. У него один раз возникло очень сильное желание отправиться во Вриндаван и увидеть преданное служение жителей Вриндавана. Прежде, чем прийти во Вриндаван, он пообщался с жителями высших планет, и они ему сказали, что Шримати Радхарани, вечная супруга Господа, воплотилась во Вриндаване.

Он знал, что Кришна приходит на эту планету регулярно, для того, чтобы установить принципы религии, уничтожить демонов, поддержать преданных. Но он думал: «Почему же с ним Радха также пришла?». Понятно, зачем приходит Кришна. Он приходит для того, чтобы уничтожать демонов, спасать своих преданных, для того, чтобы перед битвой на Курукшетре рассказать «Бхагавад Гиту». Но что здесь Радха потеряла, в этом материальном мире? Так он думал.

Затем он встретился с некими высшими существами, не объясняется, кто это был, может быть, Гандхарвы. Они рассказали ему, что Шримати Радхарани тоже пришла с Господом, потому что одно из её имён – Анапаини. Они объяснили, что оно означает «та, которая никогда не разлучается с Верховным Господом». Дурваса Муни подумал, что я поверю в это только тогда, когда увижу жителей Вриндавана, их преданное служение, и увижу, что Шримати Радхарани также пришла. Он приехал во Врадж. Но к тому моменту, когда он оказался там, Радхарани было всего лишь семь лет. Она жила в то время не во Вриндаване, а в Равале, поскольку она была маленькая, она играла со своими подружками.

Когда Дурваса Муни появился, он выглядел очень страшно, потому что йоги совершают страшные аскезы. У него были длинные спутанные волосы, горящие огнем глаза, длинные ногти на руках и на ногах, он был весь в морщинах. Поэтому подруги Радхарани с перепугу разбежались, кто куда.

Как Сундара Чайтанья, когда я его вижу первый раз за год, то иногда это на меня нагоняет жуть, его внешний вид. Он обычно приходит с большими сережками деревянными, с бородой такой торчащей, с длинными волосами, с новыми татуировками. В этот раз он выглядит как котенок, побрился недавно.

Дурваса Муни выглядел очень жутко, поэтому все эти девочки-бриджабаси, как только увидели его, разбежались по домам. Все девочки, кроме Радхи. Она никуда не убежала, а сложила ладони, выражая свое почтение великому мудрецу. Она никуда не убежала, потому что она видела, как ее родители, Махарадж Вришабхану и Киртида Сундари принимали мудрецов у себя дома. Она, следуя примеру своих родителей, выразила почтение Дурвасе Муни, приблизилась к нему, коснулась его стоп.

Она подошла к нему, такая маленькая девочка, и, смотря на него снизу вверх, сказала: «Садху! Свагатам, свагатам, свагатам!» (обозначает «Добро пожаловать!»). В шастрах описывается, что Дурваса Муни был поражен ее изысканной красотой, также, как и ее аристократическим поведением. Поскольку она была принцессой, ее отец был царем, ее мать была царицей, она была воспитана в аристократических традициях. Поэтому Дурваса Муни был очень сильно впечатлен ее поведением.

Дурваса Муни является частичным воплощением Господа Шивы, который известен как ашитоша, тот, кого очень легко удовлетворить, но также и разгневать, и если он недоволен, всем надо быстро прятаться. Он спросил: «Кто ты, маленькая девочка и в какие игры ты играешь со своими подругами?» Радхарани очень спокойно, сложив ладони ответила: «Баба, меня зовут Радха. Я дочь царицы Киртиды. Мы с подругами в шутку готовили, играли в то, что мы готовим для сына Махарджи Нанды, который убил таких демонов, как Путана и Тринаварта».

Дурваса Муни продолжил: «Вы играете в то, что готовите для Кришны?» Она сказала: «Да, но мы же маленькие девочки». И она показала на небольшой храм, который они построили во дворе дома из глины. Внутри этого храма была небольшая синяя кукла Кришны. Дурваса Муни увидел, что эта кукла украшена цветами, листьями, одета в различные ткани. Радха сказала Дурвасе Муни: «Я отдала ему свое сердце». Дурваса Муни возразил: «Но тебе же всего семь лет!». «Но я уже отдала свое сердце Кришне».

Ачарьи объясняют, что Кришна стал центром жизни Радхи, потому что все жители Вриндавана всегда говорили о нем. В какой-то момент Радха попросила свою маму сделать ей куклу Кришны. Она со своими подругами играла с этой куклой Кришны, с утра и до вечера, они готовили для него, они целый день проводили с этой куклой и укладывали ее спать на ночь. Дурваса Муни посмотрел на этот небольшой храм из глины, детскую посуду, куклу Кришны. Он спросил у Радхи: «Ну что, девочка, ты хорошая домохозяйка?». Радха ответила: «Знаешь, баба, я еще не замужем. Поскольку Кришна очень требователен, мы стараемся сделать все, чтобы Кришна в форме куклы был доволен».

Дурваса Муни был поражен, он никогда не думал, что маленькая девочка может так говорить о Кришне как о Господе, которому она поклоняется. Но все-таки, он не был на сто процентов уверен, что это сама Радха. Он решил проверить ее, действительно ли это на сто процентов Радхарани. Он сказал: «Знаешь, девочка, вчера был Экадаши, сейчас утро, мне надо прервать пост на Экадаши. Можешь ли ты приготовить сладкий рис для куклы Кришны и угостить меня? Я смогу не только выполнить свой обед, но я хочу убедиться, насколько у тебя хорошо получается готовить для Кришны». Радхарани, как и любая преданная, очень вдохновилась возможностью послужить Кришне, она предложила, чтобы Дурваса Муни сел под баньяновым деревом, подождал, и сама побежала домой готовить.

Забежав домой, она сказала: «Мама, мама, знаешь, кто у нас в гостях? Великий мудрец! Он попросил меня приготовить для него!». Мама сказала: «Да, замечательная возможность, Лали, приготовь для него. Как его зовут?» Она сказала, что это очень большой йог, у него длинные волосы, он очень худой, и зовут его Дурваса Муни». Как только Киртида услышала это имя, она рухнула, потеряв сознание.

Когда она пришла в себя, то очень испугалась, что если Дурвасе Муни не понравится, то будут серьезные последствия. Поэтому она сказала, что я лучше сама приготовлю для него. Но Радха возразила: «Мама, я должна приготовить, потому что этот йог попросил меня приготовить, он хочет посмотреть, как я могу готовить». Киртида знала, что если ее дочка что-то захочет, она всегда добьется своего, и поэтому она сказала: «Хорошо, я приготовлю все необходимые ингредиенты, а ты можешь приготовить».

Когда Радхарани приготовила сладкий рис, она перелила его в глиняные горшочки, принесла перед куклой Кришны и сделала подношение. Когда все это было предложено, она переложила сладкий рис на серебряную тарелку и отдала Дурвасе Муни, который был к тому времени уже очень голоден. Эти йоги очень суровые, потому что, в отличие от нас, они не поют и не танцуют, они совершают аскезы. Дурваса Муни попробовал сладкий рис и начал улыбаться.

Ачарьи говорят, что к тому моменту, как Дурваса Муни доел свой сладкий рис, у него была такая улыбка от уха до уха. Радхарани сидела рядом, с улыбкой смотря на него. Он сказал маленькой Радхе: «Видя как ты замечательно готовишь, я могу себе представить, насколько Кришна наслаждается твоими блюдами». Она улыбнулась. Если мы можем удовлетворить Кришну, мы тоже счастливы. Он сказал: «Девочка, это блюдо идеально выглядит, у него идеальный вкус и идеальный вид. Я могу понять, что это блюдо состоит из премы, благодаря тому, что ты его приготовила, и благодаря тому, что Кришна его попробовал».

Когда Дурваса Муни съел весь сладкий рис, жидкость осталась на тарелке, и он начал все слизывать, для того, чтобы не оставить ни капли премы. Так она сдала экзамен. Когда он закончил есть, то сказал: «Сомнений нет в том, что эта маленькая девочка – Радха, потому что этот сладкий рис приготовлен так, что очевидно, что он из духовного мира, с Голоки». Он сказал: «Радха, я хочу дать тебе благословение». И она, источник всех благословений…Хотя в этом не было для нее необходимости, но она приняла участие в этой лиле. Дурваса Муни сказал: «Собери всех своих друзей, родственников, родителей, маму с папой, всех жителей Вриндавана. Сейчас я дам тебе особое благословение».

Это было во Вриндаване. Как известно, Вриндаван – это место, где все желания искренних преданных выполняются. Именно для этого мы посещаем дхаму, потому что это место, где выполняются все духовные желания. Через несколько минут, поскольку это было во Вриндаване, все произошло очень быстро, все собрались там. Все ждали, что произойдет, какое благословение даст этот большой йог маленькой Радхе, которая стояла перед ним со сложенными ладонями, и все знали, что благословения великих мудрецов никогда не проходят даром.

Дурваса Муни произнес свое благословение. «О, дитя! Ты служила мне с преданностью, позволила мне ощутить вкус твоей несравненной кулинарии, поэтому я благословляю тебя, ты получишь половину всех аскез, которые я совершил за всю жизнь!». Она сказала: «Спасибо, баба!». Дурваса Муни попал под влияние премы, потому что он находился в присутствии той, кто является источником премы. Он захотел дать ей очень особое благословение. Он сказал: «Пусть все три мира услышат благословения, которые я даю этой маленькой девочке – Враджаваси.

Пусть жители всех трех миров в прошлом, настоящем и в будущем знают о благословении, которое я дал. Потому что я Дурваса Муни. Он сказал: «Маленькая Радха, пусть все, что ты будешь готовить, будет напоминать по вкусу нектар! Тот, кто попробует то, что ты готовишь, никогда не заболеет ничем, никогда не будет побежден врагами или же не попадет под влияние неудачи. Моя дорогая девочка – Враджабаси, пока вращается Земля, ты будешь известна как императрица всех поваров. Все, к чему ты будешь прикасаться, будет напоминать нектар. Тебя будут знать как Амрита Пани с этого момента. Ом тат сат».

Услышав это благословение, Радха, Вришабхану, Киртида и все остальные поклонились лотосным стопам Дурвасы Муни. Во время поклона Дурваса Муни исчез. Все думали: «Куда же он пропал?». В радостях за Радху Киртида Сундари сказала: «О, Радха, насколько нам всем повезло! Благодаря благословениям этого мудреца даже Верховный Господь будет стремиться есть то, что ты готовишь!». Ачарьи говорят, что в результате этого благословения Дурвасы, по всему Вриндавану разлетелась благая весть, что кулинария Радхарани превзошла кулинарию Лакшми Деви. Это замечательная лила.

Точно также в определенном смысле я и мои спутники: Бада Харидас прабху, Чатуратма прабху, Сагара Махарадж, мы приехали сюда также, как Дурваса Муни приехал насладиться преданностью Браджабаси, мы приехали насладиться вашей преданностью. Мы находимся в идеальном месте, в посольстве духовного мира в Санкт-Петербурге. Я уверен, что завтра, после всех ваших подношений, подарков, шоколадного торта Шьяма Валлабхи Прии даси, мы также сможем дать вам все свои благословения.

Точно также, как Дурваса Муни дал свои благословения Радхе, мы, довольные вашим преданным служением, предложим вам свои благословения. В чем они будут заключаться? Чтобы мы общались с такими замечательными вайшнавами и вайшнави, как вы рождение за рождением. Спасибо большое. Харе Кришна. Харибол! Харибол! Харибол! Индрадьюмна Свами, Шрила Гурудева ки – джай!

Сейчас уже немного поздно, почти 9 часов. Я знаю, конечно, что все ждут финального, заключительного киртана, но завтра у нас будет очень много киртанов, и надо будет подготовить все для завтрашнего празднования, поэтому давайте отложим экстаз до завтра и разойдемся сегодня по домам. Вы также можете помедитировать на очень многое из того, что вы услышали сегодня вечером.

Вриндаванешвари Шримати Радхарани ки джай! Шри Шри Гаура Нитай ки джай! Шрила Прабхупада ки джай! Прославления.