Изначальный Бадринатх

Главная > Лекции с Картики > Картика 2016 год
   место: Вриндаван

Ом аджнана-тимирандхасйа
джнанаджана-шалакайа
чакшур унмӣлитам йена
тасмаи шрӣ-гураве намах

шрӣ-чаитанйа-мано-’бхӣштам
стхапитам йена бхӯ-тале
свайам рӯпам када махйам
дадати сва-падантикам

шрӣ-кршна-чаитанйа
прабху-нитйананда
шрӣ адваита гададхара
шрӣвасади-гаура-бхакта-врнда

харе кршна харе кршна
кршна кршна харе харе
харе рама харе рама
рама рама харе харе

В этом благоприятном месте, Бадарикашраме, мы хотели бы поприветствовать всех вас. Это второй раз, когда я приехал в Бадарикашрам, первый раз я посетил его в 1974 году. В отличие от других мест во Вриндаване, это место сохранило свою самобытность и не изменилось. Это очень хорошо. Конечно, мы очень благодарны всем тем новым людям, которые приезжают во Вриндаван, и всему тому строительству, которое здесь происходит.

На самом деле этого и хотел Прабхупада - чтобы Вриндаван посетили все. Но ту цену, которую мы за это платим, это то, что Вриндаван медленно превращается в небольшой Гонконг: большое количество вновь построенных магазинов, а также зданий. Это вызывает небольшое беспокойство у тех, кто привык видеть Врадж таким, как он был до этого: небольшой маленькой деревушкой, в которой присутствует Кришна, где есть мама Яшода, Нанда Баба, где Кришна пасёт своих коров.

Наше путешествие сюда заняло 2 часа, и в то время когда мы ехали по этим бесконечным полям, мы видели прекрасный Врадж. Обернувшись к Чатуратме прабху я сказал: "Скорее всего им понадобятся века, чтобы построить что-то новое". Поэтому эта часть Враджа останется той же. Конечно, мы не захотим оставить сам город Вриндаван, потому что там присутствуют божества, которым поклонялись Госвами. Это место, Вриндаван, нам очень дорого. Вспомните, как много счастья мы испытали, присутствуя в храме Радха Мадана-Мохана вчера. И мы знаем, что во Вриндаване существует 5000 храмов, по некоторым данным даже 7000 храмов. Поэтому Вриндаван является очень важным. Но также прекрасно увидеть Вриндаван изначальным, таким, каким он был, когда Кришна пришёл сюда 5000 лет назад.

Но каким-то образом это место, Бадарикашрам, остаётся по-настоящему чистым. Просто послушайте, как поют птицы. Не слушайте, как каркают вороны. В "Источнике вечного наслаждения" Прабхупада упоминает, что во Вриндаване попугаи поют пять основных мелодий. Благодаря этим птицам воссоздаётся атмосфера Вриндавана. Говорится, что во Врадже присутствуют также совы, кукушки. На самом деле, это не просто птицы. Например, попугаи Враджа - это возвышенные садху, одухотворённые личности, которые вернулись во Врадж, чтобы украшать кунджи Радхи-Кришны.

Они не просто щебечут, на самом деле они прославляют качества Радхи и Кришны. Очень приятно узнать, что в духовном мире нет айфонов или самсунг гэлэкси седьмого. Вместо мобильных телефонов в духовном мире используют попугаев как посланников. Самые знаменитые - Шукха и Шари. Они летают между Радхой и Кришной и переносят определённые сообщения.

Например, Кришна говорит: "Пожалуйста, лети к Шримати Радхике и скажи, что я сегодня не могу выбраться и встретиться с ней". Тогда попугай летит и всё рассказывает Шримати Радхарани. Один социолог, который не был преданным, просто очень восхищался тем, что создал Шрила Прабхупада; он сказал однажды, что Шрила Прабхупада создал дом, в котором может проживать весь мир. Шри Кришна создал Голоку Вриндавана, где могут проживать все живые существа не только этой планеты и Солнечной системы, но всего мироздания.

Несмотря на то, что мы часто говорим лишь о самом высшем проявлении любви, о котором говорил Шри Чайтанья Махапрабху - о любви гопи к Кришне, на самом деле у каждой души есть своё важное служение в духовном мире. Неважно, кто это: пчела, дерево, олень - все они находятся в разных отношениях с Кришной, все они дороги ему, но все они вместе увеличивают мадхурья-расу. Они помогают лилам Радхи и Кришны, увеличивая их мадхурью.

Вы можете находиться в Москве, Одессе или же Нью-Йорке, где, возможно, очень тяжело погрузиться в это умонастроение. Поэтому Шрила Прабхупада приглашает нас как можно чаще приезжать во Врадж. Это - то место, где невозможно не помнить о Кришне, потому что всё здесь напоминает о нём. Для того чтобы во Врадже не помнить о Кришне, надо быть в очень-очень глубокой майе.

Для того чтобы глубже погрузиться в умонастроение во Врадже, почувствовать живопись Враджа, мы приехали сюда, в Бадарикашрам, чтобы по-настоящему увидеть, как живут местные жители: как они возделывают свои поля, как они служат Кришне. Мы догадывались, что будет такая реакция: "О Боже! 5:30 утра, такая рань! Куда же ехать". Многие преданные ехали сюда очень долго, некоторым не хватило мест, и поэтому они сидели на полу в автобусе. Но всё это, все аскезы, совёршенные в пути, окупятся тем, что мы приехали сюда.

Вы можете сказать: "Бадарикашрам, Бадринатх - это же в Гималаях, высоко в горах. Это примерно на высоте больше 3000 метров. Махарадж, возможно, у Вас проблема – Вы, наверное, географию не до конца знаете. Вриндаван - это место Радха-кунды, Сева-кунды, при чём тут Бадарикашрам?". Мы стараемся видеть всё происходящее вокруг не нашими глазами, а ушами. Как говорится, что святые люди таким образом и поступают. Поэтому, как говорит Шри Кришна, Вриндаван является местом Его игр, а также прибежищем всех других святых мест.

Удивительная Индия! Поразительно, когда вы видите рекламные плакаты, там всё очень опрятно, чисто, привлекающе. Но когда вы приезжаете сюда, у вас сразу возникает такой вопрос: "А где же вот эта потрясающая удивительная Индия?". Она всё ещё здесь, но просто она покрыта Кали-югой. В этом и есть красота Индии: когда вы отправляетесь с севера на юг, то вы посещаете, проходите просто сотни, тысячи святых мест.

В древние времена это была уважаемая специальность или деятельность, когда вы с малых лет до старости путешествуете по всем святым местам, очищая себя и пробуждая свою любовь к Богу. Таким образом в 5 лет вы выходите из дома и говорите всем родственникам: "Всё, до свидания!". Дальше вы следуете за садху и говорите ему: "А куда мы сейчас идём?". Например, в Рамешварам. Таким образом, вы до глубокой старости путешествуете, оставляете своё тело где-то на берегу святой реки Ганги.

Обратите внимание - есть такой вайшнав, Викрам, на самом деле у него есть престижная работа и образование, которое он получил в Англии. Но если вы сейчас на него посмотрите, всё, что он делает круглый год - это путешествует, посещая вайшнавские места. Посмотрите, как он выглядит. Он уже не носит хороший костюм, он не обладает какой-то модной европейской причёской, он просто погрузился в жизнь бабаджи.

Это очень сложно, аскетично, требует много усилий. Говорят, что ткань стареет, если её повесить на Солнце, конь будет стареть, если он не работает, ваша жена скоро состарится, если вы не будете уделять ей внимания. Человек или мужчина стареет из-за долгих путешествий. На самом деле мне всего 16.

На самом деле это требует больших усилий - путешествовать по святым местам Индии. Но существует "открытый секрет", по крайней мере его знают все гаудия-вайшнавы: нет необходимости путешествовать вдоль и поперёк по Бхарата Варше, потому что все изначальные святые места присутствуют во Вриндаване.

Все святые места за территорией Враджа - это лишь продолжения тех мест, которые присутствуют во Врадже. И поэтому Бадринатх или Бадрикашрам, где мы сейчас, он называется Адика-Ашрама. Ади - значит "основной" или "главный". Говиндам Ади Пурушам - что означает Верховный Изначальный Господь, который является Источником всего. Когда вы сегодня приедете, кто-то из местных может спросить вас: "А где же вы были?". Вы можете сказать: "Я был в Ади-Бадре". Он скажет: "А, Бадринатх?". 

Этот Бадринатх, Бадарикашрам, изначальный, где мы сейчас присутствуем, он отличен от того Бадринатха в Гималаях. Для начала он немного меньше, чем тот, что есть в Гималаях. Викрам или Чатуратма прабху могут вам рассказать, что дубликат или тот Бадарикашрам, который находится за территорией Враджа  больших размеров, он просто огромный, там великолепные виды.

Также есть ещё одна разница между оригинальным, изначальным Бадарикашрамом, в котором мы находимся, и дубликатом. Слушайте очень внимательно, в чём различие. Благо, получаемое от получения изначального Бадарикашрама, Ади-Бадра, в 1000 раз больше, чем посещение вторичного Бадринатх ашрама, который за пределами Враджа. Если вы посещаете это место во время Картики, то это в 10 000 раз увеличивает благо от посещения, если бы вы пошли во вторичный Бадарикашрам.

Есть замечательная история, как Кришна однажды привёл сюда бриджабаси. Кришна привёл бриджабаси именно сюда, где мы сейчас сидим. Они хотели пойти в Гималаи. Но Он сказал: "Нет, нет. Мы отправимся сюда". Как это всё случилось? Однажды святой человек пришёл во Вриндаван и давал лекцию где-то в 4 часа вечера, [в Амвити - неслышно]. Сколько из вас посещает лекции Чатуратмы прабху вечером? Вы должны обязательно посетить эти лекции, потому что это именно то, что делали садху во Вриндаване - они собирались и рассказывали трансцендентные лилы, истории, потому что на тот момент не было радио или других форм сообщений.

Этот святой только что спустился с Гималаев. Проведя несколько дней во Вриндаване, он прославлял славу Бадринатха. А также рассказывал про Ришикеш, Харидвар, Ганготри, Ямунотри и о всех этих различных местах. Бриджабаси по природе своей являются очень простыми милыми людьми, они просто очень сильно привязаны к Кришне и любят Его. Поэтому, услышав все эти разговоры, они сказали: "Ого, ничего себе! Ты пришёл так издалека и рассказал нам великолепную историю про Гималаи!".

После того, как этот садху рассказал историю, все поднялись и стали аплодировать ему и говорить: "Ого! Садху! Харибол!". Тогда Нанда баба очень вдохновился и сказал: "Всё, завтра все жители с утра рано пакуют свои повозки, запрягают быков, и мы отправляемся на двухмесячное путешествие по Гималаям для того, чтобы посетить все святые места и очиститься". Когда я прочитал этот отрывок, я просто рассмеялся, подумав: "Ничего себе! Это же жители Вриндавана. Разве им необходимо очищение? Они ведь сами являются олицетворённой чистотой".

Но на самом деле это та лила, которую организовывала сама Йогамайа. Таким образом матушка Пурнамаси, Йогамайа, устраивает эти лилы для местных жителей, для бриджабаси лишь для того, чтобы по окончании этой лилы их любовь к Кришне ещё больше увеличилась. Мы все знаем, что любовь к Кришне бесконечна - она увеличивается, и увеличивается, и увеличивается.

Они все вернулись домой, они были очень вдохновлены: "Наконец-то! Завтра мы отправимся в Ганготри, Ямунотри, Бадринатх". Вы можете представить, как долго бы это заняло времени. Они ведь путешествуют на повозках с быками. Представляете, они собирались уехать из Враджа. На следующее утро все были оживлены: они паковали свои повозки, запрягали быков, лошадей, забирали с собой детей, и все были в радостном предвкушении поездки в Гималаи.

Но в Нандаграме, где проживает Нанда баба и мама Яшода, настроение было другим и очень серьёзным. Кришна вкушал свой завтрак, но Он совсем не разговаривал, Он молчал. На самом деле по природе Кришна очень любит поболтать. Вы когда-нибудь встречали такого маленького мальчика или девочку, которые просто не замолкают ни на секунду? Моя сестра в детстве была точно такой. У неё было прозвище - Ана-банана, банановая Аня. Она очень обижалась, когда мы её так называли. Она постоянно болтала, чтобы привлечь внимание родителей.

Обычно Кришна очень разговорчивый в тот момент, когда Он вкушает, но в этот день Он вкушал очень молчаливо.

- Лала, что-то случилось? Ты сегодня совсем не разговариваешь?" - обратился к Кришне Нанда баба.

- Да. Папа, ты разве не знаешь, что Вриндаван - это самое необычное место. Все святые места, которые присутствуют во всём мире и также в Гималяах, присутствуют и у нас во Вриндаване. Ты хочешь отправить всех жителей Вриндавана в путешествие в Гималаи, чтобы увидеть Бадринатх, но разве ты не знаешь, что изначальный Бадринтах присутствует у нас здесь? Ты как руководитель всех этих вайш должен обязательно им сказать, что на самом деле здесь есть изначальный Ади-Бадри. Это то место, посетив которое они получат благо в 1000 раз больше, чем уезжая в какой-то там Бадринатх и путешествуя на своих повозках в течение двух месяцев - ответил ему Кришна.

На самом деле вы знаете, что Нанда баба и Яшода - не осознают, что Кришна Бог. Они являются Его родителями, но по милости Йогамайи они не воспринимают Его как Верховную Личность Бога. Если бы они поклонялись Ему и воспринимали Его как Господа, то их поклонение и общение было с ним такое: "О, Великий Господь, проснись. Как я могу служить Тебе?". Для того, чтобы поддержать родительскую расу, Йогамайа насылает иллюзию на Нанда бабу и Яшоду, на всех жителей Враджа. Поэтому для них Он является их маленьким мальчиком, самым любимым на свете. 

Когда он услышал, что сказал ему маленький Кришна, Нанда Махарадж рассмеялся, сказав: "Да, это просто малыш болтает. Мы не можем слушаться 6-летнего мальчика. Ну что он знает про этих святых? Что он знает про Бадринатх вообще?". Тогда Кришна всё настаивал, настаивал, настаивал, и Йогамайа всё устроила таким образом, что наконец-то Нанда баба сказал: "Ну хорошо, Кришна. Но что мы тогда должны сделать?".

Кришна ответил: "Тогда мы должны взять все эти наши повозки с быками и отправиться в изначальный Бадринтах, Ади-Бадри, это займёт где-то два часа. Если ты отправишься во вторичный Бадринатх, т.е. дубликат изначального Бадринатха - это займёт у тебя две недели. Зачем же ехать туда, папа? Давай отправимся и через два часа будем уже в изначальном Ади-Бадри".

Тогда Нанда Махарадж сказал: "Дай мне поговорить с твоей мамой немножко". Нанда Махарадж отправился с мамой Яшодой в отдельную комнату, и там у них было такое совещание: "Ну что, что теперь будем делать? Будем слушать, что Кришна говорит, и что, на самом деле отменим поездку в Гималаи?". В то время как они это обсуждали, Кришна нагнулся и прошептал что-то в ухо Балараме: "Эй, Баларам, ты знаешь, что мои гопи совсем недавно отправились в изначальный Бадринатх. Ты знаешь, туда отправились две недели назад все мои гопи, в этот изначальный Бадринатх".

У Баларамы глаза расширились и он ответил: "Что, правда? Твои гопи отправились в Бадарикашрам?". И заговорчески спросил: "А как это случилось?". Кришна ответил: "Две недели тому назад я немножко подтрунивал над своими гопи, говорил, что во Вриндаване есть великий мудрец - Нара-Нараяна риши". И гопи, как девочки, им всегда было очень интересно что-то услышать про святых людей. Они сказали: "О, Нара-Нараяна риши! Он где, во Вриндаване?". 

Вы все знаете про Нара-Нараяна риши, он является одним из воплощений Кришны. На самом деле, Нара-Нараяна риши - это очень интересное воплощение Кришны, которое состоит из двух личностей. Первая личность представляет собой живое существо, нара, а также Нараяна - Кришна. Если вы посмотрите на иллюстрацию, которая есть в ББТ, этого божества, Нараяна риши, он представлен как Нараяна, а Нара представлен как Арджуна рядом с ним.

Как правило, каждое воплощение Кришны представлено Его богатством. Капиладев олицетворяет разум Кришны, Баларама олицетворяет красоту Кришны, а также Его силу. Определённые воплощения Господа в этом мире приходят сюда, чтобы олицетворить или показать Его качества. Нара-Нараяна риши - это олицетворение аскез. Он приходит сюда, как образ Кришны, и совершает полную медитацию и аскезы, будучи в Гималаях, на благо всех живых существ.

На самом деле, многие люди не знают, что до сих пор это воплощение Кришны, Нара-Нараяна риши, присутствует в Гималаях и совершает аскезы и медитации, молится о благосостоянии всех живых существ. Например, люди из добрых побуждений, чаще сантиментов, собираются вместе, например, поют какую-то весёлую песенку на благо всего мира. Например, в мою молодость, когда я был хиппи, мы собирались в каком-то парке и, держась за руки, пели, например: "Любовь, любовь, любовь". Таким образом мы старались изменить мир. Таким образом Нара-Нараяна риши присутствует в Гималаях, в какой-то пещере, и молится о духовном благе всех живых существ. 

Таким образом, Кришна сказал, что Нара-Нараяна риши присутствует здесь, во Вриндаване, в Бадарикашраме. Если гопи хотят, то они могут отправиться туда. Тогда гопи дружно сказали: "Да, давайте!". Они отправились туда совсем одни. Гопи бродили по лесам и горам, если так можно сказать, что тут есть такая огромная горка. Это то, какой становится гора во Врадже, т.е. не выше этой. На самом деле у нас должно быть духовное зрение, мы должны смотреть на эту гору и видеть её снежные вершины. Гопи ходили вокруг этих гор и говорили: "Ну где же этот Нара-Нараяна риши? Мы хотим даршан".

Тогда Кришна увиделся с ними то спросил: "А вы видели ещё Нара-Нараяна риши?". Гопи ответили: "Нет, не видели, наверное, это всё шутка была". Тогда Кришна сказал: "На самом деле Я являюсь Нара-Нараяна риши и присутствую здесь, в Бадринатхе, совершаю покаяние и аскезы на духовное благо всех вас. Поэтому, о дорогие гопи, для того, чтобы отблагодарить меня, не могли бы вы мне дать немного молочных продуктов, а также поцелуйчик или несколько, особенно вот ты, Радхарани, поцелуй меня".

Затем Кришна поднял руки вверх, проявил свою четырёхрукую форму и сказал: "Я - брахмачари Нара-Нараяна риши здесь. Пожалуйста, дайте мне молочные продукты и несколько поцелуев". Вы помните Лалиту-сакхи? Вы отправлялись к ней в её деревню в Унчагаон несколько дней назад. Она сразу распознаёт все шутки Кришны. Лалита-сакхи поставила руки в бока, подошла к нему: "Хари! То, что Ты говоришь, что Ты Нара-Нараяна риши это настолько же нереально, как то, что ты говоришь, что ты брахмачари".

После этого Вишакха деви пригрозила Ему пальцем: "Если учесть то, что ты не можешь выдержать даже половины мухурты без того, чтобы не поесть сладостей и не потрогать какую-нибудь гопи, то, что ты являешься отречённым - это просто иллюзия". Тогда Кришна улыбнулся и сказал: "Ом". После этого, дотронувшись флейтой до своего бедра, на удивление всех гопи Он принял четырёхрукую форму Нара-Нараяны риши. 

До того, как мама Яшода и Нанда баба вышли со своего маленького совещания, Он сказал Балараме: "Затем Я предстал перед гопи в Своей прекрасно удивительной чёрной форме. Мои глаза напоминали лепестки лотосов. Моя одежда была из чёрной оленьей шкуры. И тогда у меня в руках была мала, горшок с водой и бамбуковая трость. Я был олицетворённым отречением".

- А что же гопи? Как они отреагировали? Ну что же они сделали? - спросил Баларама.

- Они просто принесли поклоны и отдали мне все свои молочные продукты. Затем я обратно принял Свою изначальную форму Кришны. Гопи сказали мне: "О, сын Яшоды! Мы не знаем, как ты совершаешь это волшебство".

Таким образом, слушая эту историю, поведанную ему, Баларама пришёл в огромное удивление от этого. Кришна рассказал, что ещё до того, как сюда приехали все бриджабаси, гопи пришли сюда, чтобы получить даршан Нара-Нараяна риши. И Он Сам до сих пор здесь присутствует.

Существует несколько личностей, которые постоянно присутствуют в Бадарикашраме: это Вьясадева и Нара-Нараяна риши, а также здесь постоянно присутствует Уддхава. Возможно, они слышат нас сейчас. Возможно, их очень порадовал наш киртан, который у нас был. По крайней мере вы точно можете поклониться, помолиться этим личностям, которые присутствуют в Ади-Бадре. 

Через некоторое время Нанда и Яшода снова присоединились к завтраку и Нанда баба, под влиянием Йогамайи, сказал: "Хорошо, Кришна. Мы примем во внимание твои мудрые слова. Вместо того, чтобы отправиться в Гималаи, в Бадринатх, мы поедем в Ади-Бадри". На тот момент быки уже были запряжены и люди упаковали свои вещи.

Все были в нетерпении: "Когда же мы уже отправимся в путь?". Расика говорила: "Уже 6! В 5:30 же договорённость была уезжать, а уже 5:50. Что же происходит? Поедемте". Но вернёмся к оригинальной истории. Тогда Нанда Махарадж вышел перед всеми бриджабаси и сказал: "По совету нашего маленького Кришны мы решили не отправляться в Гималаи, в Бадринатх, мы отправимся в изначальный Бадарикашрам, который присутствует во Вриндаване, потому что все святые места уже есть во Врадже".

Все закричали: "Ура!". Таким же путём, как мы сюда приехали, вы можете представить, что сотни и тысячи запряжённых повозок с быками отправились по дороге в Бадринатх-ашрам. Вздымалась пыль, и они шли той же тропой, тем же путём, что и мы. Слава Богу, что всё это сохранилось в своём первозданном виде. Так же, как это описано в шастрах, так же как мы сегодня проезжали, они проезжали через бесконечные поля. 

Вы спали или вы могли заметить какие были вокруг поля? Это были очень художественные виды из окна автобусов или машин, потому что фермеры пашут землю, и свежераспаханная земля выглядит очень художественно. В шастрах написано, что после нескольких часов пути они наконец-то увидели кольцо гор. Вы обратили внимание, что когда мы подъезжали, мы въезжали как бы в кольцо гор, эти горы окольцовывают это пространство. Как видите, это подтверждает всё то описание, которое есть в шастрах. Шастры всегда правы. 

Уже подъезжая совсем близко, Кришна был в первой повозке, запряжённой быками. Он выпрыгнул оттуда, повернулся ко всем и закричал: "Уже скоро! Совсем скоро! Вы увидите сами, Бадринатх-ашрам". Бадринатх - это ещё одно из имён Нара-Нараяна риши. Это Господь Бадри. Когда повозки остановились, точно там же, где остановились мы, маленький Кришна, выпрыгнув из неё, схватил своего папу за руку и сказал: "Хорошо, папа. Пойдём, я сейчас тебе устрою парикраму".

Он отправился по той же дороге, по который мы шли, и привёл его в храм, который здесь расположен. Они дальше поднялись, чуть выше. Когда они шли, то были очень восторженны, и говорили друг другу: "Сейчас мы увидим Бадринатх! Нара-Нараяна риши!". Кришна показывал всем всё вокруг, обращая внимание на великолепные деревья этого леса.

Они подошли к Таповану, это лес, в котором были очень густые заросли деревьев. Тогда Он показал куда-то вглубь этого леса и сказал: "Там, мои дорогие бриджабаси, находится Тапта-кунда. Она является более очищающей чем та, которая находится в Гималаях. Посмотрите, на Тапта-кунде, там наверху, сидит на чёрном камне чёрный риши - это и есть Бадринатх".

Все стали прославлять Его: "О Бадринатх! Бадринатх! Бадринатх!". И принесли свои поклоны. Это очень привлекательная форма божества из чёрного камня - Нараяна. Кришна сказал: "Только посмотрите, Бадринатх проявился здесь, во Вриндаване, и силой своих аскез Он защищает всех жителей Враджа, а также наших коров". 

Если вы очень сильно погружены в Сознание Кришны сейчас, если ваши сердца очень чисты, и если ваши глаза умащены немного любовью к Богу, тогда возможно, поднявшись чуть выше, вы увидите на каменной плите Бадринатх или Нара-Нараяна риши, который совершает аскезы и молится о защите всех жителей Враджа, а также их коров.

Кришна сказал: "Хорошо, мы получили даршан, а теперь пойдёмте". Но Бриджабаси сказали: "Мы же так долго шли сюда, и теперь сразу уезжать? Нет, мы хотим поклоняться нашему Господу, получив Его даршан". Они тут же стали плести гирлянды, предлагать Ему какие-то одежды, гопи сняли свои украшения.  Нанда баба повернулся к Кришне и сказал: "А что, это на самом деле Бадарикашрам?".

Тогда Он взял за руку Своего папу, и они отправились вверх, в горы, чтобы посетить Харидвар. И Ришикеш, и Ямунотри, и Ганготри. Таким образом просто после обеда в течение полудня они посетили все Гималаи, которые посещал до этого Викрам и Чатуратма прабху. Они также посетили все святые места и сделали это с радостью. На самом деле Кришна не хочет, чтобы мы совершали чрезмерные аскезы. Как Он говорит в Бхагавад-гите, процесс поклонения Ему очень радостный. К вечеру они уже вернулись назад в свои дома в Шри Вриндаван Дхаме. 

Если это было так восхитительно - даже Кришна сюда захотел приехать и привести всех жителей Дхамы, то и мы также должны были воспользоваться этой ситуацией, этим моментом и приехать сюда. Для того чтобы послушать о славе Бадарикашрама во Вриндаване Ади-Бадри. 

Сейчас я ещё хочу рассказать вам историю о том, как это место, Бадринатх, и также его дубликат, который существует в Гималаях, почему он был так назван. Это займёт несколько минут. Иногда Бадринатх обозначает название места, а иногда Бадринатх - это название божества. Иногда также есть выражение Бадарикашрам.

Однажды Нарада Муни отправился на Вайкунтху, чтобы встретиться с Господом. Вы знаете, что у Нарада Муни есть определённое благословение, что он может путешествовать по всем Вселенным. Вы знаете, что большую часть времени он посвящает путешествию по материальным мирам, чтобы вдохновлять, помогать обусловленным живым существам осознать абсолютную истину.

Иногда он также отправляется на Вайкунтху, чтобы получить даршан Господа Нараяны. Однажды он отправился на Вайкунтху, чтобы сдать свой отчёт Господу Нараяне. Когда он вошёл во дворец Господа Нараяны, то увидел, что Господь отдыхает на мягком ложе со своей супругой Лакшми-деви, которая массажировала Ему стопы.

Йогамайа здесь активизируется, так как она вынуждена организовывать все эти лилы, поэтому она участвует в них. Так уж случилось по воле Йогамайи что, когда Нарада Муни увидел эту сцену из жизни Господа, то он разозлился. Он обратился к Господу и к Его супруге Лакшми, сказав: "Господь, а что Ты тут делаешь? Ты очень спокойно спишь на мягкой кровати, а Твоя супруга массажирует Тебе стопы. Что же простые люди будут делать? Они, увидев такое Твоё поведение, просто станут ленивыми и будут имитировать Твою деятельность.

Увидев это, у людей больше не возникнет желания заниматься аскезами, покаянием. У них и так у всех есть вкус к материальным наслаждениям. Что же будет, если ты не будешь их вдохновлять? Никто не будет совершать аскезы". Прабхупада много раз говорил: "Аскезы - достоинство брахмана". Таким образом, в Сознании Кришны мы не сторонимся аскез.

На самом деле, с возрастом мы всё больше их принимаем, потому что именно аскезы помогают нам быть более стойкими к материальным наслаждениям и развить истинную радость, которую мы можем получить от духовной практики. Конечно, Кришна не вынужден совершать какие-либо аскезы, потому что Он изначальный наслаждающийся, но Его наслаждение не имеет никакого оттенка материального наслаждения.

Оно полностью трансцендентно. Тогда Нарада Муни, уходя от Господа, сказал: "Было бы здорово, если бы Ты показывал всем более хороший пример". Господь Нараяна ничего не ответил Нараде, но при этом Он задумался. Он подумал: "Да, наверное, следовало бы подавать должный пример окружающим, поэтому, наверное, надо принять санньясу».

Я, наверное, отрекусь от всего и начну совершать аскезы в Гималаях. Но каким образом Мне тогда нужно будет уйти с Вайкунтхи? И мало того, что уйти с Вайкунтхи, теперь ещё надо будет оставить Мою возлюбленную супругу Лакшми деви". Затем с помощью Йогамайи случилась следующая лила. Господь Нараяна сказал своей Лакшми деви: "Ты уже так долго находишься здесь, на Вайкунтхе. Наверное, тебе здесь очень скучно?".

- Нет, нет, мне очень нравится - это моя вечная лила. Я очень люблю массажировать стопы. Всё очень прекрасно. - ответила она.

- Нет, нет, ты не поняла. Тебе уже скучно. Может тебе уже пора отправиться на какие-то другие планеты? - спросил Господь Нараяна.

- Что? – удивилась Лакшми деви.

- Отправляйся-ка на Нага-локу. Там существуют великолепные нага-каньи, богини. Ты можешь отправиться туда и замечательно провести с ними время. А потом возвращайся. – предложил ей Господь Нараяна.

Вы, наверное, все знаете такое понятие как "выход в свет". Обычно женщины очень любят такие пышные выходы. Лакшми сказала: "О, да! Замечательная идея. Здорово! Я с удовольствием отправлюсь туда, к нага-каньям, мы пообщаемся, и потом я вернусь". И она отправилась туда. Вскоре после этого Господь Нараяна покинул Вайкунтху.

Он отправился на Землю, чтобы совершать свои аскезы и покаяния и пришёл в то место, которое в последствии стало известно как Бадринатх или Бадарикашрам. Господь Нараяна пришёл туда, оглянулся по сторонам: там было очень холодно, вокруг лежали снега, было мало людей. Он подумал: "Да, это именно то место, где очень благоприятно будет совершать мои молитвы и аскезы".

Но была одна проблема. В то же время когда он искал то место, где Ему сесть для совершения аскез, Он увидел, что там присутствовала другая личность вместе со своей супругой - это был Господь Шива со своей супругой Парвати. Он сидел именно в том месте, куда намеревался сесть для своих аскез Господь Нараяна.

Господь Нараяна сказал: "Шива является Моим преданным. Он является величайшим из Моих преданных. Но, возможно, Он не захочет оставить это место, потому что Он тоже совершает аскезы и покаяния. А это место просто идеально для этого. Так что мне необходим какой-то план, чтобы Шиву и Парвати отправить в другое место, чтобы Я был здесь один".

Для Господа Нараяны не нужно очень много времени, чтобы создать идеальный план, потому что Он и есть создатель всех идеальных планов. На следующее утро Господь Шива и Парвати принимали омовение в той кунде, о которой я уже говорил, Тапта-кунде в Бадринатхе, в Бадарикашраме. Все садху и все жители Бадринатха приходят туда, чтобы совершить омовение, потому что вокруг очень холодно, а источники тёплые.

Каждый день Шива и Парвати омываются в тёплых водах Тапта-кунды. Выходя из тёплой кунды, Шива и Парвати заметили трясущегося от холода прекрасного мальчика. Парвати, движимая материнским инстинктом, сказала: "О, какой сладкий мальчик! Но он так замёрз. Давай примем его как своего сына и позаботимся о нём".

- Это как-то очень подозрительно. Непонятная какая-то история. Каким образом здесь, в Гималаях, оказался маленький мальчик – ответил ей Господь Шива.

- Как ты можешь так говорить! Посмотри на него - такой невинный маленький мальчик. Давай возьмём его с собой? – настаивала Парвати.

- Нет, давай лучше уйдём, не будем его брать с собой. Что-то тут не так. - решил Шива.

Парвати нежно обняла мальчика и сказала: «Нет, послушай, какой невинный мальчик. А ты жесткосердечный человек. Пусть мальчик сам расскажет свою историю".

- Скажи что-нибудь моему мужу. Что ты тут делаешь? – обратилась она к этому мальчику.

- Я пришёл сюда со своей мамой. Она меня оставила, а сама куда-то ушла. Я не знаю, куда она делась. – заплакал мальчик.

- Странная история. Где твоя мама? Где твоя мама, мальчик? – спросил Шива.

- Так, всё, достаточно, просто забираем его домой. – решила Парвати.

 Не то, что у Шивы и Парвати был какой-то огромный дом - это просто было их прибежище, где они жили. И они взяли его туда. Как только они привели его туда, мальчик сказал: "Я голоден".

- Ну вот, уже началось. Сейчас он голодный, потом ещё что-то. Когда же мне медитировать? – пожаловался Шива.

- Я голодный, я устал, я хочу в тёплую мягкую постельку. – сказал мальчик.

- Этот мальчик прервал нашу лилу омовения в Тапта-кунде. Просто оставь его здесь и пойдём обратно её заканчивать. – сказал Шива.

Они оставили этого мальчика, спящего у них дома и отправились в Тапта-кунд, на самом деле эта кунда расположена здесь, чуть выше. Там они закончили своё омовение, вернулись после этого обратно, попытались открыть свой дом, но он был закрыт. Шива сказал: "Что? Тут всё заперто!". В окно он увидел улыбающееся лицо мальчика, который радостно ему махал.

- Открой дверь! – закричал ему Шива.

- Нет. - сказал ему в ответ а мальчик.

- Открой дверь, это наш дом! - настаивал Шива.

- Это был твой дом, а теперь стал мой. - улыбнулся в ответ мальчик.

Тогда Шива очень разгневался. Этот мальчик оказался Самим Господом Нараяной...

- Ну, вот посмотри, что ты наделала. – сказал с упреком Парвати Господь Шива.

- Ничего не знаю, это моя лила, я тут буду совершать свои аскезы – а вы идите в другое место. – посоветовал им мальчик.

Так Господу Шиве вместе с его супругой пришлось отправиться в другое место - Кедарнатх, и там совершать свои аскезы. Преданные Господа Вишну приходят в Бадринатх, чтобы получить даршан Нара-Нараяны, а последователи Господа Шивы приходят в Кедарнатх, чтобы получить даршан Шивы. Таким образом Господь Бадринатх принял форму Нара-Нараяна риши и совершал свои аскезы и покаяние. 

Но лила ещё не окончилась. Сейчас уже практически время обеда, а мы ещё даже не завтракали. Это будет напоминать лекции Радханатха Свами. Мы не закончили историю и хотели бы подытожить, потому что вы помните, что богиня Лакшми отправилась на Нага-локу к нага-каньям, чтобы провести с ними время. Но, вернувшись на Вайкунтху, она не застала там своего мужа Нараяну.

Вы не можете допустить даже мысли о том, что Лакшми-Нараяна могут быть разлучены надолго. Лакшми искала своего супруга Нараяну везде на территории Вайкунтхи, затем она спустилась за ним в материальный мир. Она искала Его повсюду и наконец-то добралась до Гималаев. Она пришла сюда, в изначальный Бадарикашрам.

Она увидела форму Бадринатха, Нара-Нараяна риши, который сидел в снегах и льдах, совершая аскезы и покаяния, молясь о духовном благе всех существ, подавая таким образом пример и сказала: "Что же мне теперь делать? Мой муж стал отречённым садху, как же я могу с ним общаться?".

Тогда она воплотилась в ягодное дерево. На санскрите "ягода" означает "бадри". Так её возлюбленный супруг, Господь, сидел в тени этого дерева. Таким образом Господь стал известен как Бадри-Нараяна, или Бадринатх - Господь этого места. "Натх" - значит Господь, "бадри" - ягода. Так Лакшми-Нараяна стали Бадринатхом. Так произошло это имя - Бадринатх.

Также в Бадринатхе мы можем встретить Шрилу Вьясадева. Мы знаем из Бхагаватам, что он проживал на берегах реки Сарасвати. Но вы помните также, что он был во главе написания всех Ведических произведений и решил, что лучше он будет заниматься этой деятельностью во Вриндаване. Бриджабаси говорят, что Шрила Вьясадева пришёл именно сюда, в изначальный Бадринатх для того, чтобы записать Веды.

Мы хотим отметить, что великий преданный Уддхава, здесь также присутствует. Перед тем, как уйти, Господь Кришна думал: "Кому из личностей Я могу передать Своё трансцендентное знание, чтобы после Моего ухода его  распространение продолжалось?". Подумав о всех личностях, которые в то время присутствовали, Он выбрал для этого Уддхаву.

Он сказал Уддхаве: "О, Уддхава! Я распространил трансцендентное знание там, где Я могу и где успел. Но я не успел отправиться в Бадринатх и удовлетворить жажду трансцендентного знания у всех святых риши, которые присутствуют здесь. Поэтому иди к ним и поведай им трансцендентное знание". Таким образом Уддхава пришёл сюда, в Ади-Бадри.

Тогда Уддхава поделился тем знанием, которое эти мудрецы не могли получить до этого, т.к. находились высоко в горах. Как благословение за выполненную миссию, за то, что он просвятил трансцендентным знанием этих мудрецов в Бадринатхе, Господь Кришна ответил на сокровенное желание сердца Уддхавы - всегда находиться во Врадже в форме травы. 

Это удивительное место, которое наполнено трансцендентными знаниями. Мы благодарны всем тем личностям, которые до сих пор присутствует в этом месте - это Вьясадева, Уддхава, Нара-Нараяна риши, а также всем тем святым людям, которые до сих пор проживают в этом месте на благо всех обусловленных душ. Немного позже мы пройдём чуть выше, и, возможно, если у вас будет на то милость, вы получите благословения этих трансцендентных личностей.

В дополнение к красоте этого трансцендентного места мы услышали трансцендентное повествование о лилах, происшедших здесь. Сейчас мы приступим к нашему завтраку, чтобы подготовить наши желудки к вкушению обеда, который произойдёт через час. Извините, если это было слишком долго, но где ещё мы можем рассказать о лилах Бадринатха, как ни здесь?

Я занимался изучением этой темы вчера в течение всего вечера, поэтому простите меня, но я думаю, что лилы об этом месте подобны нектару. Также очень важно, что в этом месте присутствуют и такие великие личности, которых мы перечислили. Как правило, в Шримад-Бхагаватам эти личности упомянуты в определённом стихе, который мы поём перед чтением. Обычно этот стих, эта молитва читается перед началом лекции, а сейчас мы закончим нашу лекцию этой молитвой. Но она в любом случае является благоприятной. Если вы знаете её, то можете повторять её вместе со мной. 

нарайанам намаскритйа
нарам чаива нароттамам
девим сарасватим вйасам
тато джайам удирайет

(ШБ 1.2.4)

Мы приносим свои смиренные поклоны Шриле Вьясадеву, автору Шримад-Бхагаватам; поклоны Нара-Нараяне риши, наилучшему среди живых существ в Бадринатхе.
Бадарикашрам Ки!-Джай! Шрила Прабхупада Ки!-Джай! Шри Враджа Бхуми Шри Вриндаван Дхама Ки!-Джай! Джей Джей Шри Радхе!-Шьям! Харе Кришна!