Смерть Ариштасуры

Главная > Лекции с Картики > Картика 2016 год
   место: Радха кунда

Бабаджи Махарадж только что дал мне очень ценный подарок, он сказал, что он уже состарился и готовится к возвращению на Голоку. И когда садху уже в пожилом возрасте они беспокоятся о том, кому передать Божества. Около сорока лет назад он пас коров здесь, у подножья Говардхана и нашел на земле очень красивую Говардхана-шилу. Он поклонялся этой шиле большую часть своей жизни, он показал мне на шиле изображение Кришны, играющего на флейте рядом с Радхарани. Он ко мне относится очень дружески, хотя он намного старше и я не могу его другом назвать, но на протяжении нескольких лет он хотел отдать мне эту шилу. И сегодня со слезами на глазах он передал свое любимое божество мне.
Однажды Шрила Прабхупада мне сказал, что подарок вайшнава это особая вещь, что уж говорить о том, когда Враджабаси отдает свое собственное Божество. Это, на самом деле, традиционный способ того, как приходят Говардхана-шилы. Мы не отправляемся на поиски Гирираджа, мы просто терпеливо ждем, когда Гирирадж сам к нам придет через Враджабаси, через жителя Вриндавана. И это то, что сегодня произошло, поэтому в определенном смысле это очень важное монументальное событие, хотя внешне все это выглядит достаточно просто. И бабаджи ушел со слезами на глазах.

По милости Прабхупады у нас есть возможность вступать в такие близкие отношения, хотя реальной квалификации у нас на это нет. Поэтому ни в коем случае нельзя это не серьезно воспринимать, если эта шила пришла, то мы должны поклоняться ей с такой же серьезностью, как бабаджи, с такой же любовью и преданностью.

Махапрабху передал Рагунатху Дасу Госвами Говардхан-шилу и сказал, что стандарты поклонения очень простые, но если поклоняться этой Говардхана-шиле с верой и преданностью, то в один прекрасный момент он сможет увидеть в нем сына Махараджи Нанды – Кришну. За много лет моего преданного служения мне давали много шил, но я могу сказать, что это очень особый случай. Когда Враджабаси отдает свое Божество, которому поклонялся всю жизнь. Шрила Прабхупада ки Джай! Шри Вриндаван Дхама ки Джай! Гирирадж Говардхана ки Джай! Шьяма-кунда, Радха-кунда ки Джай! Гаура пременанде Харибол! Харе Кришна!

Шри гуру пранама. Шри Рупа пранама. Панча-таттва маха-мантра. Харе Кришна маха-мантра.

Сегодня у нас запланирована парикрама на Радха-кунду. Мы начали программу здесь, на Кусум Саровара, потому что здесь больше места для того, чтобы все сели и послушали о священной славе Радха-кунды и Шьяма-кунды и подготовили свое сознание к этому особому моменту. Мы можем точно сказать, что это самое святое место. Это говорит наш любимый Шрила Рупа Госвами Прабхупада, что Радха-кунда является самым святым местом во всем материальном творении.  

Это место самых сокровенных игр Радхи и Кришны и поэтому мы очень смиренно с соломой в зубах должны приближаться к такому месту. Радха-кунда – это не что иное, как жидкая према – любовь к Богу. Это личный бассейн, кунда Шримати Радхарани. Мы слышим это в упадешамрите, в писаниях говорится, что даже такие величайшие святые, как Нарада Муни, Шанака Риши, едва ли получают возможность увидеть Радха-кунду. И если даже такие великие святые личности не могут достичь Радха-кунду, что уже говорить о нас, мы всего лишь стремимся стать преданными.

Если мы будем честными сами с собой, мы  можем признать, что мы практикуем садхану-бхакти (правила и предписания) без особо глубокого понимания. Безусловно, что единственная квалификация, благодаря которой мы находимся здесь, у подножья Говардхана и собираемся идти на Радха-кунду – это беспричинная милость нашего Шрилы Прабхупады. По его милости мы можем физически здесь находиться и по его же милости в один прекрасный день мы сможем прибывать здесь вечно и достичь квалификации на возвращение домой, назад к Богу на Голоку Вриндавана.

Мы хотим посвятить несколько минут описанию того, как появилась Радха-кунда, поскольку оно содержит в себе очень важное наставление для практикующих преданных, таких как мы. Мы начнем с того, что вспомним, как Камса услышал пророческий голос с неба, говорящий о том, что восьмой сын Деваки будет причиной его смерти.

Все, кто читали десятую песнь «Шримад Бхагаватам» или книгу «Кришна», или слушали лекции на эту тему, знают как Васудева с Деваки ехали со свадебной церемонии и их колесницей управлял Камса, раздался голос с неба, который предсказал, что «Камса, ты глупец, восьмой сын твоей сестры станет причиной твоей смерти». Камса вытащил меч   и был готов зарубить Деваки и потребовалось вмешательство Васудевы для того, чтобы предотвратить это событие и т.д.

Мы знаем о том, как Камса посылал многих демонов из Матхуры во Вриндаван для того, чтобы они убили Кришну, но, как говорят ачарьи, в Бхагаватам описываются только основные демоны, а в принципе Камса отправлял демонов во Вриндаван каждый день. Эти демоны были личными друзьями, министрами и спутниками Камсы, они обладали мистическими способностями.

Демоны поклоняются таким божествам, как Шива и в результате они обретают определенные мистические совершенства, сиддхи. Благодаря тому, что у них были развиты мистические силы, они могли обрести любую форму хоть осла, хоть цапли, хоть быка – кого угодно. Он одного за другим отправлял своих демонов-советников во Вриндаван, чтобы они попытались убить Кришну, но никто из них не достиг успеха.

Все мы знаем, что Путана была убита, Агасура, Тринаварта, Шантасура и многие другие, и в конечном итоге Камса сказал «Что-то с этим надо сделать» и собрал своих самых главных спутников. Он сказал «Что происходит? Мы отправляем наших лучших людей во Вриндаван и теряем их одного за другим.  Дело принимает серьезный оборот. Надо найти кого-нибудь, кто смог бы выполнить задачу» и он спросил кто самые лучшие демоны? И все проголосовали за то, что Кеши и Ариштасура. Демоны в форме коня и быка являются самыми лучшими из всех.

И вместо того, чтобы снова рисковать жизнями этих демонов, Камса решил поступить по-другому. Он сказал «Вы вдвоем, Кеша и Ариштасура, отправитесь и тайно последите за тем, что делает Кришна, какими видами деятельности Он занимается с утра и до вечера, восколько встает, восколько обедает, куда ходит, когда бывает один, когда он слаб, с кем Он встречается? Идите пошпионте за Кришной какое-то время. Для того, чтобы понять каким образом Его можно уничтожить».

Поэтому эти два министра Кеша и Ариштасура приняли вид обычных пастухов-враджабаси, проникли во Вриндаван и начали изучать чем обычно занимается Кришна. Это была такая тайная миссия. И, находясь в этой тайной миссии демон Кеша увидел вечную супругу Господа Шримати Радхарани. Каким же образом демон Кеши мог увидеть Радхарани? Потому что она является анапаянйи, она всегда рядом с Кришной.

И когда он ее увидел, то был полностью очарован. У демона Кеши отвалилась челюсть, Радхарани была настолько прекрасна и привлекательна, что это невероятно. Когда в тот день они вернулись к Камсе в Мадхуру Кеша сказал, что у этого юноши такая подруга, ты просто представить себе не можешь. Ачарьи говорят, что Кеша начал описывать Камсе двадцать пять особых качеств Радхарани, о которых мы узнаем из «Нектара преданности».

Описывается, что Камса схватил Кеши за одну руку, Ариштасуру за другую, притянул их к себе и сказал «Похитить ее!». Можете себе представить – демоны собираются похитить Шримати Радхарани. Но была проблема. Проблема была в том, что оба Кеши и Ариштасура несколько колебались, потому что они заметили, что Радхарани непростая девушка. Кроме того, что она была так прекрасна, было похоже, что она очень могущественна, потому что все, включая Кришну, слушали то, что она говорила.

Каким же образом Радхарани подчиняет себе Кришну – самого могущественного из всех? Это происходит, благодаря ее чистой любви к Кришне, она подчиняет себе даже Кришну.  Ее любовь называется Маха-бхава – высшее проявление Кришна-премы и поэтому ее называют Вриндаванешвари – та, кто контролирует не только Кришну, но и весь Вриндаван.

Мы не называем Кришну Вриндаванишвара, но только Радхарани мы называем Вриндаванешвари. Они заметили, что ее могущество подчиняло ее контролю всех вокруг.  Когда Камса распорядился похитить ее, Кеша с Ариштасурой начали переминаться с ноги на ногу, потупили взгляды, Камса разозлился и говорит «Ну ладно, вы никчемные демонишки, я вызову Шанкачуду, пусть он разберется с этим вопросом».

У каждого человека есть отличительные качества. Например, Бадахаридас прабху удивительный киртания и его проповедь не менее могущественна, чем его воспевание. Кто-то очень мощно может проповедовать, большие кантхималы носить, как гурудев и думать о себе неизвестно что. У Шанкачуды было такое качество, поскольку он был демон, он был очень гордый, чем более демоничная личность, тем больше у этой личности проявляется гордости.

И из-за своей гордости он думал, что я легко смогу украсть Радхарани. Мы знаем, что в этой попытке украсть гопи он нарвался на Кришна и Балараму, которые его прибили.  Поскольку Шанкачуда был самоуверенный, Камса тоже не сомневался, что у него все получится и он сидел на своем троне в Матхуре, смотрел на часы, солнечные, ждал когда же он появится, а Шанкачуды все не было и не было, и уже наступил вечер. Камса начал переживать и вдруг пришел слуга и сказал «Господин, у меня плохая новость для вас – Шанкачуда погиб».

Камса был очень могущественным, успешным, он мог спокойно и рассудительно все воспринимать. Но когда Камсе сообщили новость, что Шанкачуды больше нет, его затрясло от страха и он начал покрываться потом и все его подданные подумали «Ничего себе, таким мы его никогда не видели, похоже, что он реально переживает, аж потом сидит обливается».

И он пробормотал про себя «Господи, что же мне теперь делать?», хотя «Господи» он, конечно, не сказал, поскольку он был асуром, он не верил в Бога, поэтому он не сказал «О, мой Господь», он сказал что-то вроде «О, мой Я, что же мне делать?» (смех). Но на самом деле каждый в этом мире нуждается в прибежище и даже самые атеистические, материалистические личности. Когда они сталкиваются с безвыходным положением, обычно это происходит в момент смерти, они все таки говорят «О, Господи, что же делать?».

И, будучи в отчаянии, он закричал «Ариштасура, вернись!» Он схватил его за грудки, притянул к своему лицу и сказал «Теперь вся надежда на тебя, ты должен оправдать свое имя». Что значит имя Ариштасура? Асура понятно – это демон, а что значит аришта? Аришта значит несчастье. Он говорит «Тебя же назвали демоном абсолютного несчастья».

Камса схватил его, раскрутил и кинул в сторону Вриндавана, он половину пути не прошел, а пролетел и приземлился где-то в пыли, встал, отряхнулся и говорит «Да, я же демон, приносящий несчастья, значит надо что-то сделать с этим». В писаниях говорится, что Ариштасуру боялись не только люди, но даже полубоги. Одно дело напугать каких-то людишек или царя соседнего государства, но если кто-то становится настолько могущественным, что даже полубоги с высших планет его бояться, то такая личность действительно заслуживает называться Ариштасурой – демоном абсолютного несчастья.

Сегодня ночью я готовился к лекции, уже пробила полночь и чем я занимался? Харе Кришна воспевал? Нет, я изучал все, что было связано с демоном абсолютного несчастья – Ариштасурой. Вот такая у меня выдалась демоническая ночка. Однажды этот демон абсолютного несчастья напугал даже Господа Шиву. Однажды Шива ехал на своем быке Нанди и перед ним появился Ариштасура в форме быка и бросил вызов, сказав «Посражаемся?». Когда Шива увидел, что Ариштасура был быком в десять раз больше Нанди, он решил не связываться и от греха подальше припрятал Нанди в пещере горы Мандара.

В «Гарга-самхите» описывается очень интересная цитата «Когда Ариштасура вставал – все остальные падали и когда он куда-то двигался, то даже ветер боялся подуть». Итак, Камса сказал «Абсолютное несчастье, уничтожить Кришну!». Но, похоже. Что Ариштасура не читал священные писания, а если даже и прочитал, то так и не поверил в то, что там было написано, что одно из имен Кришны Асамуртвая – нет никого равного Кришне или, тем более, превосходящего Его. Любой, даже самый могущественный демон, по сравнению с Кришной не сильнее муравья.

Поскольку Кеша с Ариштасурой провели очень тщательное исследование всего того, что происходило во Вриндаване, они знали где жил Кришна, они отправились в пригород Нандаграма. Ариштасура начал производить очень громкие звуки, как и подобает быку.  Точно так же, как вначале битвы трубят раковины с противоположных сторон или же перед началом спортивного состязания спортсмены разминаются, солдаты кричат, точно так же и Ариштасура рычал и рыл землю своими копытами. Вся планета тряслась от этого и была готова сойти с орбиты.

В то же самое время, когда это все происходило Вишакха ругала Кришну. Уже наступил вечер, подходило время раса-лилы, а Кришна опоздал, потому что Он был с другой гопи и когда Кришна пришел поздно Вишакха начала Его отчитывать. Она говорит «Почему Ты опаздываешь на встречу со Шримати Радхарани? Ты не должен этого себе позволять. Ты понял, Кришна или нет?». И Кришна задрожал от того, что Вишакха отругала Его.

И вдруг раздался рев Ариштасуры и Вишакха задрожала от страха и спряталась за деревом, а все остальные гопи подбежали и спрятались за Кришну. Вишакха не могла спрятаться за Кришной, потому что она Его только что отругала и как-то за Него прятаться было не очень удобно, поэтому она решила спрятаться за деревом, а остальные гопи всетаки спрятались за Кришной и кричали «Кришна, помоги!».

Кришна задумался, что какие-то странные звуки, обычно во Вриндаване таких не слышно и вся земля трясется и слетает с орбиты, как будто Хираньякша ее снова пытается сбросить. Кришна подумал "интересно, что там, надо пойти и посмотреть". В книге «Кришна» Шрила Прабхупада описывает, что рев Ариштасуры был настолько ужасный, что у беременных женщин и у коров начались случаться выкидыши от страха. Когда Кришна прошел несколько сотен метров неожиданно Он увидел этого громадного, страшного, черного быка, у которого пламя вырывалось из ноздрей.

Когда он шел, то повсюду разрушал ограждения, которые ставили вриджабаси, из него лилась моча и валились испражнения. Все гопы и гопи, которые видели Ариштасуру, тряслись от страха, поэтому Кришна подумал «Мне надо спасти жителей Вриндавана от этого несчастья». Остальные мальчики-пастушки, когда увидели, что гопи трясутся от страха, подошли к ним, показали свои палки и сказали «Не беспокойтесь, это просто маленький бычок, мы с ним быстро разберемся».

Они подошли к этому быку, который был больше, чем здание, рядом с которым  мы сидим, посмотрели на него наверх и сказали «Ну ты, божья коровка, давай, проваливай отсюда!». Тогда Ариштасура раздулся до таких размеров, что он стал выше облаков, его глаза сияли красным цветом и пламя, вырывающееся из его ноздрей было настолько сильным, что оно опалило дхоти пастушков и они от страха побросали свои палки и спрятались за Кришну.

Все жители Вриндавана приняли прибежище у Кришны, воспевая Его святые имена. Когда материалисты находятся в опасности, они принимают прибежище у чувственных наслаждений или же они пытаются принять прибежище у таких же обреченных личностей, как они сами, но что касается преданных Вриндавана, то они принимают прибежище только у Кришны, воспевая святые имена Харе Кришна. Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе, Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе, Харе.

Кришна решил сделать объявление. Он увидел небольшой пригорок, встал на него и сложил руки рупором. Вначале мы собирались проводить программу сбоку, сидя на подстилках, но кто-то мне сказал, что лучше проводить программу с возвышенного места чтобы всем было лучше видно. И Кришна поднялся на пригорок, сложил руки рупором и сказал «Не бойтесь!» и все враджабаси сразу расслабились. Они избавились от всякого страха просто услышав, как Господь сказал «Не бойтесь».

Кришна к нам обращается с такими же словами в «Бхагават-гите» (18.66):

сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами ма шучах

Оставь все другие религии и вручи себя Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих греховных поступков. Не страшись ничего.

Обладаем ли мы бесстрашием, предаемся ли мы Кришне так, как Он говорит нам?  Нет, потому, что у нас нет достаточно шраддхи – веры в слова Кришны. Кришна говорит «Я защищу тебя от всех последствий твоих грехов. Ничего не бойся». И Кришна избавил всех врабжабаси от страха, просто прокричав им «Ничего не бойтесь!». «Хорошо».

Хотя Ариштасура был выше облаков, у него глаза горят красным светом, огонь вырывается из ноздрей, Кришна повернулся к демону. Все враджаваси расселись поудобнее, как будто они собрались посмотреть какое-то спортивное соревнование, ожидая как Кришна расправится с этим абсолютным несчастьем. И Кришна сказал Ариштасуре «Ты, жулик, ты почему пугаешь пастухов и животных?».

Кришна сказал Ариштасуре, что Он его накажет и как только Кришна бросил вызов Ариштасуре тот бросился на Него. Ачарьи подробно описывают как Ариштасура бросился на Него. Он так бросился, что мы не будем сейчас рассказывать все подробности, наверное мы отложим их до следующей парикрамы семнадцатого года…Кому хочется услышать подробности? Ачарьи говорят, что Ариштасура бросился на Кришну с такой же скоростью, с какой летит брошенная молния Индры.

Иногда Индра ударом молнии разбивает горы и когда такая молния попадает в гору, то гору разбивает в пыль. Так вот Ариштасура бросился на Кришну со скоростью молнии Индры и что же Кришна сделал? Он спокойно дождался пока Ариштасура доскачет до Него, схватил быка за рога и прогулялся вместе с ним назад на восемнадцать шагов. Он оттолкнул Ариштасуру на восемнадцать шагов назад для того, чтобы поубавить его спесь и Ариштасура был полностью деморализован. Когда Ариштасура второй раз попытался броситься на Кришну тот опять взял его за рога и начал им стучать по земле, потом пнул его в мягкое место. А потом он взял Ариштасуру вот так, как женщины берут мокрую одежду, скручивают и начинают бить ее об землю, и, побив Ариштасуру о землю Он его бросил, но Ариштасура так и не умер.

Иногда описывается, что Кришна убил Ариштасуру, но на самом деле, поскольку Ариштасура был в форме быка Он этого не сделал, это был Ямарадж, который пришел и добил Ариштасуру. Сам Ямарадж его убил. После того, как с Ариштасурой было покончено, Кришна, в сопровождении Баларамы и других мальчиков-пастушков отправились в Нандаграм и все кричали «Кришна убил Ариштасуру!», хотя Он его не убивал, но они так считали.

Когда все жители Нандаграма радовались некоторые мальчики-пастушки сказали «Мы тоже помогли, на самом деле мы первыми бросились на Ариштасуру, но Кришна нас оттащил и спрятал у Себя за спиной». Вишванат Чакраварти Тхакур описывает, что эта лила началась вечером и продолжалась всю ночь. Но гопи были очень расстроены, потому что это обозначало, что Кришна не просто опоздал на раса-лилу, а Он ее вообще пропустил.

После этого утром гопи подошли к Нему и спросили «Ты хоть понял, что Ты раса-лилу пропустил? Конечно, Ты можешь со своими друзьями развлекаться, убивать демонов, но раса-лилы пропускать не смей!». На следующий день Кришна на нервах на два часа раньше прибежал на раса-лилу. Он был в новой одежде, очень яркого цвета, разодетый весь и Он лично отпалировал свою флейту. Если хотите что-то хорошо сделать, то лично это сделайте. Он лично отпалировал флейту и стоял там играл на флейте, и когда гопи собрались они были поражены какой Он красивый, они выражали свое восхищение Кришной.

А Кришна думал «Да, сообразительные девчонки. Я их так очаровал, что они Меня цветами засыпали». И Он вышел перед гопи и сказал «Итак, начнем раса-лилу». Все поулыбались, но неожиданно Радхарани вышла вперед, уперла руки в боки, Кришна начал нервничать, Он подошел, чтобы ее обнять, она отошла назад и сказала «Ах Ты грешник, убийца быков, не касайся меня!». Кришна был убит.

Он сказал «Почему ты Меня обвиняешь? Это не Я, а Ямарадж быка убил», но врабжаваси этого не видели, поэтому предполагалось, что Кришна его убил. «Но даже если ты думаешь, что Я убил этого быка, то это на самом деле был не бык, а демон в форме быка. Это был министр Камсы, который перевоплотился в быка, он просто оделся в бычью шкуру. Это был демон в бычьей шкуре»

И Вишванат Чакраварти Тхакур делает удивительное утверждение: Кришна протянул руку к руке Радхарани, а Радхарани отбросила Его руку и пронзила Его гневным взглядом. Иногда, если кто-то злится на вас, он может взглядом проткнуть насквозь. Можно сердце человеку разбить словами или даже взглядом и Радхарани так посмотрела на Кришну и отбросила Его руку, что стало понятно, что Радхарани не согласилась с утверждениями Кришны.

В отношениях Божественной четы последнее слово всегда за Радхарани. Она сказала «Даже если это правда, что это был не просто бык, а демон в форме быка, все равно Ты убил быка и ты должен пройти через процедуру покаяния» и она процитировала шастры. Шрила Прабхупада говорил, что общаясь со знающими людьми надо всегда цитировать шастры или привести какое-нибудь свидетельство из писаний и Радха сделала это. Она сказала «Индре пришлось проходить через покаяние после того, как он убил брамана в форме Вритрасуры и Ты тоже должен пройти покаяние».

Удивительно, что даже девочки из деревеньки Вриндаваны обладают такими познаниями. И что же Кришна сделал, он не стал продолжать спор, Он просто подчинился. Он сказал «Хорошо, дорогая, что Я должен сделать?». Одержав победу Радхарани улыбнулась, посмотрела на Лалиту и Вишакху и сказала следующее (она подумала, что загнала Кришну в угол): «Мой дорогой Кришна, Ты должен очиститься, приняв омовение во всех святых местах не только в этой стране, на этой планете, в этой вселенной, но во всех трех мирах».

А сколько святых мест хотя бы во Вриндаване? Иногда говорится шестьдесят миллиардов. Кришна просто улыбнулся, поднял пальчик и сказал «Смотрите, девочки». В этом месте, где сейчас находится Шьяма-кунда Он ударил пяткой о землю, посмотрел в небо, как будто созерцая все обители святых мест и сказал два слова «Сome on» (Давайте). В это же мгновение одна за другой разные воды святых мест начали заполнять это углубление на земле и разливаться.

Вишванат Чакраварти Тхакур описывает, что даже единственная святая река в аду, на Патала-локе, под названием Боговати тоже прибыла туда и добавила своей воды. (И я подумал, что даже у меня есть шанс, если я в ад попаду, то в Боговати искупаюсь.) Кришна приготовился принять там омовение, но гопи сомневались, что это святые воды. Тунгавидья сказала: «Ты говоришь, что это святая вода, но на самом деле Ты просто пяткой пробил источник и оттуда пошла вода и никакая она не святая».

Индулекха сказала: «Кришна, если это действительно святая вода, то пускай здесь появятся господствующие божества этих святых мест». И что же Кришна сделал? Опять улыбнулся, опять поднял указательный пальчик и сказал: «Ну, смотрите!». И Он сказал, посмотрев в небо: «Приходите сюда».

И, к удивлению всех, везде появились божественные личности, вся область была заполнена божественными личностями, никто не понимал что происходит. Точно так же как мы делали Вриндавана-парикрамы и было пусто и вдруг повернули и нас затопили парикрамщики, и мы еле пробились через эту толпу, таким же образом вся эта область была заполнена сияющими личностями и Кришна сказал: «Представьтесь».

Одна божественная личность вышла и сказала: «Я олицетворенный соленый океан», другая сказала: «А я божество океана молока» и начали подходить божественные женщины: «Я – Ганга», «Я-Ямуна», «Я-Нармада»,«Я- Кали-гандаки», «Я-Кавери» и гопи были поражены, они поняли. Что действительно все святые места, все святые воды собрались в этом месте.  В «Гарга-самхите» говорится, что там была река Сона, Синду, Сарасвати, Гадавари, Ямуна, слияние трех рек под названием Праяг и Пушкар. И что же сделали гопи?

Во Вриндаване чудеса происходят каждый день, потому что здесь находится Кришна – это то, что испытывают враджаваси, особенно гопи. Они увидели, что все эти святые личности наполняют Шьяма-кунду водой. Кришна принял в Шьяма-кунде омовение и пока он принимал там омовение все эти божественные личности стояли вокруг и повторяли молитвы Пуруша—сукты.

Когда Кришна вышел из воды, на дереве висела цветочная гирлянда, которая непонятно как там оказалась и, поскольку, Кришна очистился от всех грехов, Он подошел и Сам на Себя ее одел. Потом Он собрал собрание, на которое собрались все гопи вместе со Шримати Радхарани и Он сказал собравшимся преданным: «Я создал это священное озеро из святых вод всех трех миров, Я омылся в нем и освободился от грехов».

Он обратился непосредственно к Радхарани, Он бросил ей вызов: «Дорогая Радхарани, ты когда-нибудь совершала такой благочестивый поступок – омывалась в таких святых водах?». И Радхарани приняла вызов. Иногда в наших отношениях, например в супружеских отношениях, муж с женой тоже друг другу бросают вызов «А ты так можешь сделать? Попробуй так сделать» и Кришна бросил вызов Радхарани, а она на него ответила.

Она повернулась к гопи и сказала: «Мы с моими подругами сакхи, можем создать даже более прекрасное озеро, не так ли?». И все гопи закричали: «Да-да, Радхе!». Затем она дала божественное наставление: «Гопи, немедленно постройте божественное озеро!», гопи спросили: «А где?», она сказала: «Там, где Ариштасура выкопал своими копытами землю», потому что битва была перенесена с Нандаграма сюда.

Мы упоминали о том, что раньше во Вриндаване была очень мягкая земля, такой мягкий песок, весь Раман-Рети был им покрыт и гопи собственными руками начали выкапывать котлован. Когда они докопались до твердого слоя почвы они сломали свои браслеты и начали браслетами рыхлить землю. Вишванат Чакраварти говорит, что они выкопали большой котлован всего за час. Но когда Кришна увидел, что Его гопи так тяжело трудятся Ему это не понравилось и Он повернулся к Радхарани и сказал: «Дорогая лотосоокая подруга, если ты хочешь, ты можешь наполнить воду своей кунды из Моей». Но Радхарани снова воспротивилась, заупрямилась и сказала: «Это невозможно! Поскольку ты омылся в водах Шьяма-кунды, она осквернена последствиями греха убийства быка. Мы с подругами туда зальем воду из Манаси-ганги, которая находится посередине Говардхана».

И десятки тысяч гопи выстроились цепочкой от Радха-кунды до Манаси-ганги с кувшинами на головах, они начали заливать кувшины водой Манаси-ганги и по цепочке передавать и выливать ее в Радха-кунду. Они потели, это было слишком для Кришны. Он вышел вперед и сделал такой мистический жест, как описывает Вишванат Чакраварти Тхакур, мы, наверное не узнаем никогда, потому что он не говорит, что это был за мистический жест, и из Шьяма-кунды вышла божественная личность, посмотрела на всех гопи. Гопи спросили: «Кто это? Кришна, что Ты сделал?», но из середины вод Шьяма-кунды изошла божественная личность, это была очень могущественная, сияющая личность, подобная солнцу. Все гопи спросили: «Кто ты?».

И эта божественная личность, порхая над водами Шьяма-кунды, сказала: «Я единое представительство всех святых вод во всем творении, я главный представитель всех божественных кунд, которые существуют повсюду». И что сделала эта личность? Она упала к стопам Радхарани, заливаясь слезами, как потоками дождя и сказала: «О богиня, ни Брама – знаток всех писаний, ни Шива , ни Лакшми не могут полностью постичь твою славу, только верховный Господь – лучший из людей Шри Кришна, - может полностью постичь твою славу и оценить ее. И этот Господь Шри Кришна дал наставление нам, всем святым местам, войти в твою прекрасную кунду, поэтому, пожалуйста, позволь нам совершить служение твоим лотосным стопам, сделай так. чтобы мы достигли успеха, позволив нам так же войти в твое озеро».

И что же Радхарани сделала? Она закрыла глаза, улыбнулась, кивнула головой с согласия и воды Шьяма-кунды залились в Радха-кунду. Это то, на что мы можем надеяться, что после многих лет воспевания и служения Радхарани примет нас, даст нам свое согласие – кивнет головой. Внезапно на западном берегу Шьяма-кунды и ее воды хлынули в Радха-кунду, таким образом это стало местом ее омовения. Пастушки сказали, что эти два озера похожи на блестящие глаза павлина.

Если посмотреть на Говардхан с высоты полета – на самолете или на дроне, - то можно увидеть, что Гавардхан похож на павлина, а Радха-кунда и Шьяма-кунда подобны глазам павлина. И Радха-Кришна дали всем благословение. Радхарани сказала: «Любой, кто примет омовение в моем озере разовьет такую же преданность  Кришне, как у меня», а Кришна сказал: «Тот, кто примет омовение в Моем озере будет любить Радхарани так же, как и Я». И все жители Вриндавана были очарованы красотой Радха-кунды и Шьяма-кунды. Мистическим образом на поверхности Радха-кунды и Шьяма-кунды начали появляться разноцветные лотосы.

Подобно тому, как кто-то нарисовал картину, на водах Шьяма-кунды начали появляться разноцветные радужные лотосы, выросли деревья, зацвели цветы, появились разные животные – олени, птицы и т.д. Когда все это зрелище появилось перед глазами наблюдающих, Кришна дал еще одно Божественное благословение, Он повернулся к Радхарани и сказал: «Моя дорогая, поскольку твоя кунда для Меня так же дорога, как и Моя, Я буду в ней тоже совершать омовение каждый день». И Он сказал еще более удивительную вещь: «Пусть Радха-кунда будет более знаменита в этом мире, чем Моя кунда».

Кришна сделал такое заявление, Он сказал: «Пусть твоя кунда будет более знаменита, чем Моя». И мы можем видеть, что благодаря благословениям Кришны мы даже не упоминаем Шьяма-кунду, мы просто говорим «Поедем на Радха-кунду» и все понимают о чем идет речь. И хотя Радхарани принадлежит к очень непокорным гопи, но в этот момент она стала очень покорной и сказала Кришне: «Мой дорогой Шьям, можешь в один прекрасный день убить даже сотню быков, но я буду принимать омовение в твоей Шьяма-кунде каждый день, обещаю». Правда, она сказала не просто быков, а быков-демонов.

И она сказала то, что должно было вдохновить всех нас на омовение в Шьяма-кунде, как все преданные стремятся принять омовение в Радха-кунде. Расика-Широмани мне сказала «Что за Говардхана-парикрама без омовения в Радха-кунде?», но то благословение, которое Радхарани дала тем, кто омывается в Шьяма-кунде, она сказала: «Мой дорогой Господь Шьям, с этого дня любой, кто разовьет сильную преданность к твоему озеру Шьяма-кунде или тому, кто будет там омываться, кто будет жить на берегу Шьяма-кунды, будет очень дорог для меня и придет ко мне, в конце концов».

В заключении мы процитируем одну молитву, которую многие преданные повторяют перед омовением в Радха-кунде – Шьяма-кунде:

Сарвапапа харас-тиртам намасте харимуктида
Нама кайвалйиа натайиа Радха-Кришна бинда йине

О Шри Радха-кунда, о Шри Кришна-кунда!
Вы уничтожаете все грехи в сердце
И затем наполняете его сосредоточенной любовью.
Из глубины сердца я предлагаю свои смиренные поклоны вам снова и снова.

Моя смиренная просьба или мольба ко всем, после того, как вы услышали о славе Радха-кунды и Шьяма-кунды, о славе Шри Кришна-чанды и славе Вриндаванешвари Шримати Радхарани, сакхи и манджари и всех славных жителей Вриндавана, чтобы вы смогли приблизиться к Радха-кунде очень смиренно, моля о милости и, благодаря тому знанию, которое вы получили, благодаря слушанию, чтобы вы соприкоснулись с этими священными водами с великим почтением и смирением. Поскольку только лишь по милости Шрилы Прабхупады мы можем там принимать омовение и поэтому его Гуру-Махарадж Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур никогда не принимал там омовение, потому что, как он говорил, «Это личный бассейн Шримати Радхарани и кто я такой, чтобы там омываться?». Он брал всего лишь несколько капель воды и символически наносил их себе на голову.

Безусловно, что Шрила Рупа Госвами вдохновляет всех принимать как можно больше омовений в Радха-кунде, поскольку Радхарани является олицетворенным состраданием. И Шрила Прабхупада не запрещал преданным принимать омовение в Радха-кунде, но, когда в один прекрасный момент преданные начали себя очень вольно вести себя в водах Радха-кунды, он их остановил.

Безусловно, благоприятно принимать там омовение, но Прабхупада сказал, что надо это делать весьма почтительно, очень короткое омовение – три раза окунуться и выйти, понимая насколько это святое место. Радха-кунда и Шьяма-кунда предназначены для глубокой медитации. Один из преданных в начале движения спрашивал Шрилу Прабхупаду можно ли здесь организовать проповеднический центр, проводить харинамы вокруг Радха-кунды, но Прабхупада сказал, что это место для медитации. Проповедовать можно по всему миру. А здесь надо погружаться в медитацию.

Конечно, многие преданные ходят туда как можно чаще, но лично я туда часто не езжу.  Я не чувствую себя квалифицированным часто принимать там омовение и когда я туда попадаю, то очень сильно молюсь о милости. Безусловно, что омовение в Радха-кунде очень прославляется в священных писаниях, но я считаю, что только лишь освободившись от влияния вожделения, гнева и жадности человек может достичь квалификацию на то, чтобы находиться на берегах Радха-кунды.

Прабхупада говорил, что Вриндаван предназначен для вдохновения и, поскольку, мы получили такое распоряжение, мы отправимся на Радха-кунду, но если вы будете помнить те игры и наставления, которые мы описывали, это поможет вам принять омовение в правильном настроении.

Находясь у подножия Говардхана или Радха-кунды и Шьяма-кунды, я часто вспоминаю замечательную аналогию, которую привел мой духовный брат Гирирадж Свами «Для того, чтобы получить милость Радха-Кришны нам надо принять прибежище у Господа Чайтаньи». Мы воспеваем для того, чтобы очистить свое сознание и, в конечном итоге, достичь совершенства. Мы сможем достичь любви к Радхе и Кришне по милости Господа Чайтаньи, а милость Господа Чайтаньи можно получить по милости Господа Нитьянанды и как же получить милость Господа Нитьянанды? Махарадж сказал знаменитую фразу: «Для этого надо проповедовать Джагаям и Мадхаям».

Каким образом можно получить всю милость Господа? Благодаря проповеди воспевания святых имен на главных улицах самых больших городов мира. Поскольку у нас есть такие благословения, то мы отправимся на Радха-кунду, но очень важно подойти к Радха-кунде в смиренном состоянии ума, молясь о милости, через воспевание  Харе-Кришна мантры.