Из Вриндавана в Джайпур. Слава Радхи Говинды

Главная > Лекции с Картики > Картика 2016 год
   место: Джайпур

В этот благоприятный день экадаши, а вы знаете, что на  Картику выпадает два экадаши, мы находимся в Джайпуре у лотосных стоп Говиндаджи. Мы сидим в садах Говиндаджи и мы будем описывать славу этого Божества – иштадевы Рупы Госвами. Изначально этим  Божествам – Радха Говиндаджи – поклонялись в Шри Вриндаван-дхаме, но в тот момент, когда на Вриндаван напали мусульмане, несколько Божеств и так же Радха Говиндаджи, были переправлены в Раджастан для защиты и они никогда не вернулись.

Недавно я размышлял об этом, они Божества из Вриндавана, но почему же они остались в Джайпуре? Я думаю, что все вы теперь понимаете почему они остались здесь, особенно те, кто сегодня присутствовал на мангала-арати. Я никогда не присутствовал на такого рода мангала-арати. Десять тысяч человек каким-то образом вошли в храм, были на арати, а потом вышли из него и уровень бхакти был настолько плотным, что его можно было разрезать ножом.

Наша группа преданных собралась вместе в углу храма и я наблюдал за ними. Иногда все эти преданные наблюдали за Божеством, получая Его даршан, а так же наблюдали ха всеми вайшнавами, которые были в храме, потому что как и Божество, так и преданные были удивительны.  Мне было не ловко, потому что я понимал, что все люди, которые находятся здесь искренне воспевают, от всего сердца, а что могу сделать я?

И я подумал «как же можно выразить это словами?» и затем я вспомнил цитату, которую часто говорит Мадхава прабху во время своих киртанов, он говорит:

- А сейчас все вместе немного громче, от всего сердца.

И в этот момент я осознал почему Говиндаджи никогда не вернулся во Вриндаван, потому что эти люди заплатили Говиндажи своей любовью. Они настолько преданы Ему, что Он просто не может оставить их. Поэтому в Джайпуре, когда они говорят про Говинду, они ласково называют Его Говиндаджи. В Индии есть такое правило, если вы добавляете суффикс «джи» - это значит, что вы мягко обращаетесь к кому-то.

Вчера я немного проехался по магазинам и я торговался для того, чтобы приобрести небольшое украшение для своего Божества Нарисимхадева. И было небольшое напряжение, потому что я хотел сбавить цену, а он хотел продать подороже и в момент спора я к нему обратился «джи» и после этого его сердце растаяло, потому что это ласковое обращение и он уступил мне.

Жители Джайпура находятся в умонастроении Бриджабаси, поэтому они с любовью обращаются «Говиндаджи». Я не думаю, что на Вайкунтхе возможно такое обращение к Нарайане, где правит умонастроение слуги и господина, я не думаю, что они называют Его Нарайанаджи.  У всех вайшнавов, конечно же есть их возлюбленные Божества и я могу сказать, что из всего мира моими самыми любимыми Божествами являются Радха-Говиндаджи.

В течение всего года я вспоминаю Его, молюсь Ему и завишу от Него. И после годовых поездок с проповедью я возвращаюсь в Индию и я предоставляю свой отчет двум личностям: во-первых, я прихожу в самадхи Шрилы Прабхупады и рассказываю ему о том, что мен удалось достичь за год, а так же, если я приезжаю сюда, в Джайпур к Говиндаджи, я предоставляю Ему отчет о проделанной деятельности. И я заразился умонастроением, которое есть здесь у людей.

И каким образом мы получаем сознание Кришны? Не непосредственно от Божества, а благодаря садху-санге, благодаря общению с вайшнавами. И история  Божества Говиндаджи уходит далеко, случилось это пять тысяч лет тому назад. Наверное вы помните, когда мы были в храме Мадана Мохана мы обсуждали эту историю, что в тот момент, когда Кришна покинул эту землю, Его близкие спутники, гопи, все чувствовали огромную разлуку с Ним. И Бриджабаси долгие годы провели в Его обществе, они присутствовали во время Его детских игр и ранних юношеских.

Бриджабаси находятся в разных расах отношений с Кришной, они играли с ним в песках Ямуны, а так же в песках Роман-рети, встречались с Ним в кунджах. Присутствуют разные расы отношений с Кришной. И самым близким преданным Кришны  удавалось обнять Его или даже поцеловать, но затем появился Акрура и забрал Его, потому что Камса пригласил Его для того, чтобы Он сражался с борцами в Матхуре.

Затем, из-за любви к бриджабаси для того, чтобы защитить их от большого количества асуров, которые появились на земле, Шри Кришна ушел в Двараку для того, чтобы управлять ей и защищать всех. Таким образом бриджабаси очень рано потеряли общение с Ним и в итоге Он оставил этот мир. Он никогда не вернулся, на самом деле, во Вриндаван. И тогда внук Шри Кришны Враджанатх подумал каким образом помочь всем жителям Враджа в их любви в разлуке с Кришной и он нашел спасительный план.

У него возникла великолепная идея установить восемь Божеств на территории Враджа. И когда мы говорим «Вриндаван» мы, как правило, вспоминаем деревню Вриндавана, а так же все храмы, которые там есть. Некоторые преданные думают, что Вриндаван – это территория лой базара. Но на самом деле Вриндаван гораздо больше. Вриндаван обозначает Враджа мандала. Вы помните, что мы ездили в Бадаринатх, это два с половиной часа, так что Враджа мандала – это большая территория.

Таким образом, правнук Кришны Враджанабх установил Божества во Вриндаване. Вы знаете, что Божество является неотличным от Кришны. В подтверждение того, что Кришна неотличен от Своего мурти я, как правило, цитирую эту шлоку, это не из «Упанишад» и не из возвышенных писаний, но для меня этого достаточно,это слова маленького юного мальчика-брамана, который пришел во Вриндаван и обратился к Сакша-гопалу. Он сказал:

- Мой дорогой Господь, Ты не являешься статуей, Ты являешься сыном Махараджи Нанды.

А так же этому есть подтверждение из слов, которые нам говорил Шрила Прабхупада, которые так же прекрасны, как и любые шлоки, он говорил, что если вы будете видеть в Божестве только метал и он для вас останется металлическим, то он может остаться для вас металлическим, но если вы будете поклоняться ему по всем правилам и предписаниям, и с большой любовью, то в один день это Божество заговорит с вами. Например, оно скажет вам:

- А дайте мне еще немного сладостей.

И Тамал Кришна Госвами Махарадж однажды рассказал мне историю, связанную со Шрилой Прабхупадой. Он путешествовал с маленькими Божествами Радха-Кришны и Им поклонялись в его комнате. Однажды вечером Тамал Кришна Госвами Махарадж и Шрила Прабхупада вернулись после какой-то проповеднической программы и в то время, как они открыли дверь Шрила Прабхупада вдруг попятился назад и сказал Госвами Махараджу:

- Посмотри только, как здорово Радха-Кришна танцуют.

И тогда Махарадж сказал:

- Да нет, это, наверное, просто ветер подул из открытого окна и поэтому их одежда шевелится, но Прабхупада сказал:

- Нет, нет, только посмотри, они танцуют.

Для тех, чьи глаза умащены любовью, они могут созерцать лилы Кришны, Господа, уже здесь и сейчас. Таким образом, Враджанатх сам вечно следил за установлением и изготовлением Божеств. Это происходило пять тысяч лет назад, это пятьдесят столетий назад и это были Божества Говиндаджи. Таким образом сейчас вы присутствовали на даршане Божества, которое самолично вырезал правнук Шри Кришны Враджанатх. Так же это было Божество Харидева, которое сейчас присутствует на Говардхане, а так же существует Божество Баладжи, которое так же присутствует недалеко от Говардхана. Так же было Божество Кешава-дева, которое находилось в Матхуре, но позже оно было разрушено мусульманами.

А так же Шри Гопал, который обнаружен в Махавендра Пури, который сейчас известен, как Шринатаджи. Гопинатх, которого обнаружил Мада пандит в Вамшивате и Гопал, который сейчас известен как Сакша Гопал, он находится в Арисе, потому что Он пришел туда для того, чтобы засвидетельствовать правоту Своего преданного и восьмое Божество Мадан Мохан. Изначально Божеству Мадана Мохана поклоняются в Кароле, который в трех-четырех часах езды отсюда. Таким образом закладывалась история Божества Говиндаджи.

И, к сожалению, как мы уже говорили, через какое-то время эти драгоценные Божества исчезли. Исчезли в том понимании, что в то время, как во Враджа мандалу и Северную часть Индии пришли  захватчики, пуджари вынуждены были спрятать Божества. И для того, чтобы мусульмане не нашли их они готовы были прятать их в реках, в прудах, а так же закапывать под землю или прятать в пещеру. И есть такая традиция, когда садху становился старым или же он знал, что он скоро оставит тело и если по близости не было храма, куда он мог бы передать свое Божество на поклонение, то, как правило, они предлагали Божество реке. Это авторитетный метод. Если вы преклонного возраста и не можете больше поклоняться, то вам разрешено опустить свой Шалаграмм или же Божество в священные воды.

Несколько лет назад я взял несколько учеников с нашей Бхактиведантой гурукулы и отвел их на Кешагат для омовения. И один мальчик сказал:

- Махарадж, давайте поиграем!

Мальчишек было десять человек и они сказали:

- Махарадж, давайте, посмотрим кто глубже нырнет и больше глины достанет со дна!

И один мальчишка нырнул, вытащил руку, в ней было много глины и вдруг он увидел камень. Он сказал:

- Посмотрите, что у меня!

Я сказал ему:

- А ну-ка давай, посмотрим.

И это оказалась настоящая Шалаграм-шила. Обычно Шалаграмы-шилы находятся на реке Кали-Гандаки, но в тот момент я понял, что какой-то саду, несколько лет назад или, может быть, веков назад, опустил сою Шалаграм-шилу в эту реку и таким образом я сказал мальчишке:

- Давай, отдай мне этот Шалаграм.

И он сказал:

- Нет, я хочу отдать его своему Гуру Махарадже.

- Нет, отдай мне.

И таким образом, я забрал у него этот Шалаграм и до сих пор поклоняюсь ему в своем доме. Это была Сударшана-чакра. И однажды я посетил одну семью, я не помню точно где это было, но когда я пришел туда, я увидел великолепное, сверкающее, черное Божество Нарисимхадева, убивающего Хираньякашипу. И когда  спросил у них: «Откуда пришло к ним это Божество?», они сказали, что «Мой дедушка пошел купаться на Ямуну и вдруг дотронулся до чего-то твердого. Мы вернулись туда, выкопали, и это оказалось великолепное Божество Нарисимхадева».

И, может быть, вы видели, что на парикрамной дороге сейчас идут реконструкции на Кешагате, они выкапывают землю там, где было русло Ямуны и я пришел туда, просидел там несколько часов в ожидании, что может быть какие-то Божества проявятся или Шалаграмы. И пути Господни неисповедимы, поэтому все эти Божества, которые были спрятаны пять тысяч лет назад, потом были найдены по милости Господа Чайтаньи, который отправлял госвами для того, чтобы не только открывать места Вриндавана, но там же обнаруживались Божества, которые были спрятаны. Поэтому на все это был план Кришны.

И если вы помните лекцию Чатуратмы прабху, то именно Адвайта прабху пришел во Вриндаван и сам лично нашел Божество Мадана Мохана. Он увидел Его на берегах Ямуны чуть ниже того места, где сейчас установлен храм Ему и это Божество выкопали, и после этого он передал Его на поклонение браману из Матхуры, который относился к Нему, как к своему ребенку. И конечно же мы помним ту историю из Чайтанья Чаритамриты, когда Мадхавендра Пури нашел Божество Гопала, которому сейчас поклоняются в Надхадвари.

И завтра, когда мы отправимся в храм Гопинатхи, мы послушаем историю, как Мада Пандит нашел это Божество в Амшивати под деревом. Таким образом после четырех с половиной тысяч лет эти Божества стали заново проявляться, но к кому они приходили? Они приходили к своим преданным. Госвами приходили во Вриндаван и к ним приходили их иштадеваты и очень удивительным, мистическим образом эти божества проявлялись для них.

Говорится, что после того, как Госвами пришли во Врадж у всех были божества, кроме Рупы Госвами. У Санатаны Госвами, Рагунатха Дас Госвами, Рагунат Бхата Госвами, у Дживы Госвами у всех были свои Божества, но Рупа Госвами все еще никому не поклонялся. Рупа Госвами был вечно освобожденной душой, спутником Господа, поэтому, конечно же, он знал кто его иштадев. Он видел, что все Госвами уже поклонялись божествам. «Но где же мой Говиндаджи? Где Говинда? Где Прананадх?»

Описывается, что Рупа Госвами достиг такого состояния, что он как сумасшедший бродил по Врадже и спрашивал местных жителей «Вы не видели моего Говинду? А куда пошел Говинда? Где же мой Говиндаджи?». Он искал Его везде – в чащах, в озерах. Таким образом, если вы читали «Шад-Госвами-аштака» вы видите умонастроение вайшнавов или Госвами. Они жаждут общения с Кришной, они постоянно ищут Его. Они ищут Его во Вриндаване, на Говардхане, куда бы они ни пошли и именно это умонастроение очень хорошо проиллюстрировано поведением Рупы Госвами.

Это умонастроение – випраламбха-бхава или умонастроение разлуки с Кришной – «где Он есть?».           

И Рупа Госвами уже отчаялся, он искал везде, он столько времени провел в поисках и он подошел к маленькому холму, присел около него в отчаянии и начал плакать. И мы не должны думать, что это материальные страдания, это полностью духовная эмоция страдания от разлуки с Кришной, потому что когда чистый преданный испытывает разлуку с Кришной, страдает из-за нее, на самом деле в этот момент его любовь к Нему только усиливается.

Многие из вас уже слышали как я рассказывал историю про Гоур Говинду Свами. Он был очень возвышенным вайшнавом и уже оставил этот мир и, наверняка, вернулся в духовный. Он только начинал свою проповедь в Арисе и одна местная газета подошла к нему для того, чтобы взять интервью. Журналист, который подошел к нему, был простым, он ничего не понимал ни про сознание Кришны, ни кто перед ним, поэтому он резко обратился к нему:

- Свамиджи, а вы могли бы в двух словах объяснить что это за такое движение «Харе Кришна», для чего это все? Что является основой сознания Кришны?

Гоур Говинда Свами Махарадж был удивительной личностью, на этот вопрос он просто закрыл глаза и сказал:

- Что есть сознание Кришны? Это плакать-плакать-плакать и плакать.

- Вы что, хотите чтобы я так и напечатал?

Но какого рода плач должен быть? Это очень хорошо описал Шри Чайтанья Махапрабху в «Шикшаштаке». И это должно быть не наш материальный плачь «Ооо, этот мальчик ушел, эта девочка меня покинула». На самом деле этот плачь должен быть таким, как описывал его Шри Чайтанья Махапрабху «О Говинда, чувствуя разлуку с Тобой каждый день кажется мне как двенадцать лет, слезы льются из моих глаз и я чувствую себя опустошенным без Тебя». Таким образом, если у вас будет такое умонастроение, такой плачь о Кришне, то вам гарантирована трансцендентная сева и продвижение.

Таким образом, Рупа Госвами находился где-то в лесу посередине джунглей и плакал в разлуке с Господом и тут появился маленький мальчик-пастушок, который пас коров. Он увидел как Рупа Госвами плачет, подошел к нему и сказал:

- Баба, почему ты плачешь? Ты такой худой, может быть, ты плачешь, потому что ты голоден? В моей деревне никто не голодает.

И тут у нас Рупа Госвами, который испытывает самые высокие чувства випраламбхи, любви в разлуке с Кришной, он погружен в свою эмоцию и тут подходит маленький мальчик и говорит: «Ты, может, голоден, покормить? Моя деревня здесь рядом, тут никто не голодает». И Рупа Госвами удивленно смотрит на него и говорит:

- А ты кто? Какая твоя деревня? Тебе лет сколько, шесть?

И Рупа Госвами говорит:

- Ладно, иди играй, паси коров, у меня тут происходит что-то важное, мне сейчас не до тебя.

И вместо того, чтобы уйти, мальчик подходит к нему и забирается к нему на колени, обнимает его маленькой ручкой, заглядывает к нему в глаза и говорит:

- Баба, а почему ты такой грустный?

И иногда, может быть у вас есть такой опыт. Что с детьми разговаривать гораздо проще, чем со взрослыми, и поэтому. Глядя ему в лицо, он сказал:

- Знаешь, у всех Госвами уже есть Божества и Шри Чайтанья Махапрабху дал мне наставление установить моего иштадева Говиндаджи, но я все еще не нашел Его. Я не знаю где Он.

И тогда этот мальчик отклонился назад и говорит:

- Ну, может быть я могу тебе помочь.

И Рупа Госвами говорит:

- Что происходит? Ты такой маленький и говоришь, что тут вся деревня тебе принадлежит и ты мне сейчас поможешь. Странно все это.

- Но просто знаешь, я тут везде бегаю, играю, я вообще весь этот район очень хорошо знаю. И именно в эту часть леса я очень часто прихожу со своими коровами. Иногда я сижу именно там, где ты сейчас находишься и смотрю вон на тот пригорок и, представляешь, каждый день сюда приходит корова, она забирается на этот пригорок, это корова Сурабхи, и из ее вымени течет просто океан молока и, видишь, на этом холме есть небольшая щель. И я не могу понять, но обычно коровы испытывают такое счастье только когда они кормят своего теленка, а эта корова стоит на холме, теленка рядом нет, и молоко просто течет из ее вымени и хвост задран вверх и она мычит от экстаза.

И тогда Рупа Госвами сказал:

- И что?

И тогда этот мальчик встал и стал уходить. И Рупа Госвами прокричал:

- Ну а итог-то какой, что дальше?

И тогда, перед тем, как уйти в рощу, этот маленький мальчик улыбнулся, посмотрел на Рупу Госвами и сказал:

- А почему бы тебе не пойти на этот пригорок и не посмотреть, а вдруг там есть твой Говиндаджи.

И после этого мальчик растворился в роще. И это был своеобразный трансцендентный намек для Рупы Госвами от Самого Господа, поэтому он с радостью побежал на этот холм и увидел, что он просто был весь пропитан трансцендентным молоком.

Для сравнения вы можете вспомнить нашу парикраму вокруг Джйетепура, того места, вокруг Говардхана. В месте Джйетепур есть несколько Шил, которым поклоняются последователи Валабхи. Они постоянно поливают эту Шилу молоком. Таким образом, весь этот холм залит молоком и даже этот запах от молока можно почувствовать за версту, так что вы точно знаете, что вы подходите в Джйетепур.
 

И Рупа Госвами подошел к этому пригорку и в холме была трещина или дырка, он заглянул туда и увидел, что оттуда виднеется верхняя часть Божества. Его завязанные волосы. И тогда он увидел своего Говиндаджи. Возможно вы знаете из «Чайтанья-Чаритамриты» описание того, как Мадхавендра Пури нашел на Говардхане своего Гопала. И в тот момент, как он нашел своего Гопала он стал звать всех сельчан:

- Идите сюда, помогите, посмотрите, я нашел Гопала.

Таким образом, эта лила повторилась и Рупа Госвами, найдя своего Говиндаджи, начал всех звать. И к нему на помощь пришли местные жители с различными инструментами, потому что Божество достаточно большое и потребовалось несколько часов для того, чтобы извлечь Его из земли. После того, как они достали Говиндаджи, они все восхищались и наблюдали за Его красотой.

Там, где является Господь, это место называется Йога-питх. Наверное, одним из самых известных Йога-питхов для всех вайшнавов является Йога-питх явления Шри Чайтаньи Махапрабху, там, где Он родился под деревом ним в Майапуре. Поэтому мы говорим: «Пойдемте в Йога-питх», мы думаем про это место.

Но так же существует известное место в Матхуре - Йога-питх,- где Кришна явился в тюрьме Камсы. И много лет тому назад, когда я впервые услышал историю, мне было очень важно найти это место – место явления Говиндажи, Йога-питх и я очень часто в 70-80 годы спрашивал местных садху «Где же Рупа Госвами нашел Говиндаджи?», но никто не мог сказать мне ничего конкретного. Как можно забыть это место, место явления Господа? Там же можно храм воздвигнуть.

Однажды я спрашивал и ИСККОНовских преданных, и разных садху и не мог найти никакой информации про это место и вдруг я пошел обходить Вринлаван и поравнялся с одним старым пожилым садху, который еле шел, я шел рядом с ним и вдруг спросил:

- Баба, а ты случайно не знаешь место явления Говиндаджи?

- Да, знаю, я туда каждый день хожу.

- Тогда возьми меня с собой!

- Да, конечно, сейчас закончим парикраму и я тебя туда отведу.

Я был так вдохновлен и восхищен, что волосы встали дыбом. Я был так вдохновлен, что я схватил садху за чадар, тащил его вокруг Вриндавана, чтобы ускорить процесс завершения парикрамы. И садху говори:

- Потерпи, потерпи, только после миллионов жизней можно увидеть такое место

- Что, нужно миллион жизней?

- Нет, просто ты дождись хотя бы конца парикрамы.

И, закончив парикраму, я увидел, что мы идем в том же направлении. Тогда я спросил:

- А почему мы опять туда же идем?

- А это с другой стороны Вриндавана.

- Но мы же ее только что прошли.

То есть мы прошли четыре часа и еще два нам предстояло пройти.

И тогда мы подошли к старинному храму Говиндаджи, который сейчас не является поклоняемым, потому что он был осквернен мусульманами, и я удивленно спросил:

- А куда мы идем, почему мы идем в храм Говиндаджи, нам же нужно было место, где Он явился?

- Минуту терпения. Пойдем, я тебе все покажу.

И таким образом, я усомнился. Я сказал:

- Ну как же так, это же было в джунглях и на холме.

И тогда саду сказал:

- Терпение, молодой человек, это было давным давно, а сейчас на этом месте воздвигли храм и то место, откуда пришел Говиндаджи, находится в фундаменте этого здания.

И поэтому мы спускались все ниже и ниже и зашли в самый подвал и я почувствовал запах молока и очень удивился. Потом увидел, что этот садху принес немного молока для того, чтобы полить то же место в память о той лиле, которая произошла.

Иногда, когда я чувствую запах молока, которое уже давно полили, не совсем приятный запах, я вспоминаю эту лилу, которая связана с этим садху и тот момент, когда я нашел место явления Говиндаджи. И порой для меня запах выхлопных газов настолько приятен и всем, проезжая мимо, когда большая загазованность, говорят:

- Давайте закроем окна, чтобы не задохнуться.

А я же говорю:

- Давайте откроем окна для того, чтобы полной грудью вдохнуть этот запах, потому что запах выхлопных труб у меня прямо ассоциируется с годами моей юности, которую я провел на дорогах, занимаясь санкиртаной.

И, конечно же, в тот момент, когда Рупа Госвами обрел Говиндаджи, небыло никаких дополнительных средств для пожертвований, поэтому он поклонялся своему Божеству очень просто. Но изначальное поклонение началось даже в таких простых условиях.           И это очень здорово, если есть богатство для поклонению Божеству, но, на самом деле, основной ингридиент нашего поклонения – это наша преданность.  И Кришна в «Бхагават-гите» не говорит: «Предложи Мне, пожалуйста, золото в четыре карата, первоклассный жемчуг, бриллианты, изумруды», а Он говорит: «Предложи Мне плод, листок, с преданностью и тогда Я приму это». Господу не нужны наши материальные богатства, Ему нужна наша преданность.

Рупа Госвами был обычным бедным садху, у него не было никаких материальных достояний, но у него было самое лучшее, что могло быть – это чистая преданность, поэтому все, что он предлагал своему возлюбленному Божеству Говиндаджи было принято. И через неделю после того, как Рупа Госвами обрел свое Божество Говиндаджи, он написал Шри Чайтанье Махапрабху письмо о том, что он нашел Говиндаджи и начал поклоняться Ему.

Просто представьте себе, что Вы пишете письмо Самому Господу. Наверное, вы будете крайне осторожны, а так же следить за своим почерком и тем, что вы пишете для Господа. Просто представьте, он писал письмо Самому Господу Гауранге, который являлся совокупностью Радхи и Кришны. Он писал Ему «Дорогой Господь, я начал поклоняться Говиндаджи, но так как я занимаюсь в первой степени написанием священных писаний и переводом, не мог бы ты послать кого-то квалифицированного в помощь поклонения?». И Махапрабху ответил: «Я сейчас же высылаю тебе помощника».

У меня есть ученик, дорогой Нароттам дас Тхакур, когда я его о чем-то прошу, он мне сразу говорит: «Незамедлительно, сию минуту, Шрила Гурудев». И после этого Шри Чайтанья Махапрабху поразмышлял несколько дней кого бы Он хотел отправить туда и Он выбрал одного очень смиренного преданного Кашишвара.  Вы только представьте, что Шри Чайтанья Махапрабху пригласил его к Себе и сказал:

- Ты отправляешься во Вриндаван и ты будешь помогать Рупе Госваме поклоняться его Божеству Говиндаджи.

Просто представьте, прекрасна сама мысль того, что вы едете во Вриндаван, а еще вы будете помогать самому  Рупе Госвами в поклонении его возлюбленного Говиндаджи.

- Да, конечно, еду, сэр.

Таким образом вы будете поклоняться Самому Кришне лично. И Кашешвар разрыдался. Он плакал и плакал. Он заплакал и сказал:

- О Господь, у меня же есть Ты. Ты являешь Собой совокупность Радхи и Кришны, как я могу оставить Тебя? Даже день разлуки с Тобой кажется мне невыносимым.

Однажды Винни-пух сказал своему лучшему другу Пятачку:

- Если ты будешь жить сотни лет, я предпочту жить девяносто девять лет, потому что хочу умереть раньше, чем ты, я не выдержу твоей смерти.

Тогда Кашешвар  сказал:

- У меня есть Ты, я с Тобой, я не смогу даже день в разлуке с Тобой провести.

Махапрабху является очень сострадательным. На самом деле, Он является еще более милостивым, чем Кришна, который является так же милостивым.  И в тот момент Махапрабху поклонялся Божеству Кришны, которого Он называл Гоур Говинда. Гоур означает «золотой». Это было великолепное Божество Говинды, который играл на флейте и был золотистого цвета. Господь Чайтанья Сам лично отдал это Божество Кашешвару и сказал отправляться во Вриндаван. Тогда Кашешвар уже не мог протестовать. Он взял это Божество и шел во Вриндаван, омывая это Божество своими собственными слезами. Для этой абхишеки ему не нужны были ни молоко, ни мед, ни йогурт. Он просто несколько дней омывал это Божество слезами.

Я не могу заплакать даже однажды, а этот преданный, Кашешвар, омывал слезами это Божество – это и есть настоящее сознание Кришны. Когда я был молодым преданным, то, слушая эту историю, я думал, что да, я хочу увидеть это Божество Гоур Говинды (01:02:46 не нашла Божество с таким названием..), где же оно есть?

В 80-ые годы я приехал сюда с Бхакти Бринга Говиндой Свами, который был айодхипати на тот момент, и мы пришли на даршан Говиндаджи и Махарадж потащил меня и сказал:

- Пойдем поближе, можно подойти поближе, чтобы получить даршан.

Я стоял перед алтарем и вдруг увидел, что справа от божества и слева от нас есть прекрасное Божество золотистого цвета и на нем была такая прелестная золотая шапочка и глаза были подведены черным. И тогда я обратился к Махараджу:

- А кто это Божество?

- Это Гоур Говинда.

И я воскликнул:

- Гоур Говинда!!

Я так резко закричал, что пуджари сказал:

- Тихо, тихо!

Но я был в таком экстазе и говорил:

- Гоур Говинда!

И тогда пуджари, для того, чтобы я успокоился, снял гирлянду с Божества и предложил мне.

Я тогда снял эту гирлянду, положил к себе в карман и Махарадж говорит:

- А что ты с ней будешь делать?

- Съем.

И Махарадж посмотрел на меня с удивлением:

- Что? Ты съешь ее?

- Это Маха-прасад!

И тогда я высушил эту гирлянду, размолол ее и каждый раз, выходя на санкиртану, брал крупицы от этой гирлянды, принимал это как Маха-прасад и распространял книги. Когда мы сегодня вечером вернемся назад в храм на даршан будьте очень внимательны, слева от Говиндаджи на уровне его юбки будет Божество Гоур Говинда. И через какое-то время последователи Рупы Госвами стали думать, что нам необходимо построить храм для Говиндаджи. Но они являются обычными простыми садху, они питаются корнями деревьев, а так же лесными ягодами. Как им собрать средства для того, чтобы построить  какой-то великолепный храм?

Но так как их желания чисты, а Господь любит исполнять желания своих чистых преданных, На самом деле существует трансцендентное соревнование между Господом и Его чистыми преданными, потому что чистый преданный старается удовлетворить желания Господа, но Господь старается удовлетворить желания Своего чистого преданного в отличие от того, что происходит здесь, в материальном мире. Когда мы все эгоистично хотим удовлетворить только свои желания. В духовном мире происходит это трансцендентное соревнование между Господом и Его преданными – кто кого лучше удовлетворит.

Это трансцендентное, чистое желание Рупы Госвами построить для своего возлюбленного Божества Говиндаджи, храм, начало осуществляться в 1590 году. И это настоящая история, это именно та история и те детали, которые нам необходимо знать. Если вы только запомните эту важную дату, что храм, который собирался строить Рупа Госвами, начал свое строительство в 1590 году, даже одной этой информации, если вы запомните и вспомните об этом в момент смерти, приведет вас в духовный мир.

Каким образом? Это все произошло, благодаря очень могущественному генералу. Он был индус по происхождению, но служил в мусульманской армии. А как так, генерал-индус, который служит мусульманам? Таким образом были достигнуты компромиссы, военные альянсы и договоренность была такая, что, например. Мусульмане не будут продолжать дальше захватывать территорию, но индусы отдадут своих прекрасных царевен в жены к ним. Было так, что иногда индусы были в служении у мусульман в армии, а иногда мусульмане сражались на их стороне. То есть это были своеобразные военные союзы для того, чтобы все полностью не было разрушено. Иногда индусы помогали мусульманам, если нападали какие-то дикие племена и таким образом все сотрудничали.

И вот этот известный генерал, индус очень доблестно сражался на стороне мусульман и у него было высокое звание и ему очень много платили. Его звали Мансинг. Он был очень силен, разумен, смел и мусульманское правительство размышляло не стоит ли ему даровать какую-то землю, либо повысить в звании и дать ему пять звездочек, или же как-то добавить зарплату. Мансинг сам по-себе был преданным Кришны. Он был настоящим воином, он был подобен Арджуне. Когда он сражался на поле битвы, он выкрикивал святые имена Господа.

Есть такое высказывание, что если есть какие-либо желания, то лучше идти к той самой личности, которая способна исполнить все твои желания и таким образом этот генерал отправился во Вриндаван к Говиндаджи, который в то время находился еще в соломенной хижине и взмолился  Ему. Он сказал:

- О мой дорогой Господь, если вдруг я получу все эти блага, звания, все эти денежные вознаграждения, то у меня будет достаточно средств, чтобы воздвигнуть Тебе самый привлекательный храм, который только есть в этом мире!

Не важно, есть ли у вас есть материальные желания, вы лишены материального желания или же вы хотите освобождения, вы должны обратиться к Нему одному, к Шри Кришне, который может это все устроить. И он хотел эти пять звезд на своих погонах, он хотел почестей, он хотел владеть землей, деньгами, но большую их часть он планировал задействовать в служении Кришне. Таким образом он приехал из Дели во Вриндаван, в джунгли на тот момент, зашел в эту соломенную хижину Говиндаджи и взмолился Говиндаджи:

- Господь, если вдруг я получу все эти звания и денежные вознаграждения, я обещаю Тебе построить самый великолепный храм.

«Все, кто предался Мне, Я, в соответствие с их преданностью, вознагражу». Так что будьте осторожны о чем вы молитесь. Таким образом, он даже не успел доехать до Дели, он проскакал на своем коне и его тут же попросили явиться во дворец к мусульманскому царю, который сказал ему:

- Ты получаешь все, о чем мы с тобой говорили – звание, денежное вознаграждение, земли.

И в тот момент, получив все это, он вернулся сразу же назад и передал деньги Рупе Госвами для строительства храма. Вот это и есть настоящий преданный. И кто-то, менее продвинутый в сознании Кришны, может сказать, что «Я Кришне 25% отдам, а остальные себе оставлю». Но, на самом деле, даже у бизнесменов в ИСККОН есть такой опыт, что чем больше они отдают, то тем больше они получают. Не то, что они отдают для того, чтобы что-то получить, просто это и есть трансцендентная арифметика: 1-1 в сознании Кришны является миллионом.

Однажды один бизнесмен выписал Шриле Прабхупаде чек на одну тысячу долларов и Прабхупада не был даже удивлен, хотя по тем временам это были огромные деньги. И бизнесмен сказал Прабхупаде:

- Ты посмотри, я же только что вам дал тысячу долларов.

И тогда Прабхупада спокойно ответил ему:

- Господь не смотрит на то, что ты дал, Он смотрит сколько ты оставил себе.

Строительство храма началось на те средства, которые были пожертвованы. И это было, на самом деле, просто чудо архитектуры тех времен, да и сейчас это здание, не смотря на то, что оно разрушено мусульманами, является достоянием архитектуры и привлекает многих. Я не уверен, что даже при жизни Рупы Госвами это здание было достроено, возможно оно было построено, но какие-то детали дорабатывались позже.

Особенно знаменит каменный лотос, который находится в центре алтарной, который прикреплен к куполу и до сих пор архитекторы не могут понять как его туда прикрепили и каким образом он держится. Это было своеобразным проявлением духовного мира в этом йога-питхе, таким образом, Мангсинг там проявил духовный мир.

Кавирадж Госвами описывает это в «Чайтанья-Чаритамрите», он пишет: «В лесу, где полно деревьев, исполняющих желания, которые известны, как Вриндаван, находится золотой постамент и там находится, украшенный драгоценными камнями, трон, который обозначает место, где он находится йога-питх». Йога-питх обозначает то место, где Шри Говинда явился. На нем восседает Вранджендранандана Шри Кришна, который является самим олицетворенным Купидоном.

Ему поклоняются как королю, Он украшен драгоценными одеждами и украшениями и тысячи преданных ведут поклонение. Отлично, у нас есть теперь храм, у нас есть Говиндаджи, который восседает на троне. По описанию, тысячи преданных поклоняются Ему, но где же Его возлюбленная, где Радхарани? Мы ничего не слышали про Радхарани. Каким образом Она появилась, как Она присутствует сейчас на алтаре, ведь в истории не упоминается, что Она была найдена в том же месте, где и Говиндаджи?

Но на трансцендентной платформе Её зовут так же Анапаинйа – это та, которая неотделима от Кришны. Но если Она не была проявлена, Она не появилась, то каким образом мы видим сейчас Её на алтаре, эту привлекательную форму Радхики?

Но если вы устали или голодны, тогда я расскажу вам эту историю в следующем году. Кто хотел бы сейчас отдохнуть, расслабиться, покушать , закончить лекцию? А кто хотел бы услышать, как явилась Радхика?

И в тот момент, когда известие о том, что Рупа Госвами нашел Говиндаджи во Вриндаване, достигла Арисы, Махарадж Пратапарудра был чистым преданным и понимал, что если есть Говиндаджи, то должна быть и Радхарани. И изначально желание установить Радхарани рядом с изначальными Божествами, возникло у  Джанави деви, которая была вечной спутницей Господа Нитьянанды, но именно это умонастроение царь Пратапарудра, он был расика-вайшнавом, он перенял это от Джанави деви и задался вопросом как же установить Радхарани для Говиндаджи.

Но на тот момент он не знал какого размера было Божество. И так как на тот момент не было сотовых телефонов и не было возможности моментально передать фотографию изображения Божеств чтобы понять Его размеры, было только письмо, по которому они поняли, что пришел Говиндаджи. И таким образом были сделаны два Божества Радхарани поменьше и побольше и эти Божества Радхарани отправили в лодке по рекам вплоть до Вриндавана. И посыльному сказали, что одно Божество будет для Мадана-Мохана, а другое для Говиндаджи и спросили:

- А какая Радхарани для кого?

- Ну вот увидите какого размера Божества и предложите, соответственно, Радхарани.

И представьте этого счастливого лодочника, который плывет из Арисы во Вриндаван с Радхарани на борту. Кто хотел бы такое служение? Представьте, вы будете знамениты, как тот лодочник, который Радхарани привез во Врадж. И ночью он приплыл ко Вриндавану. Он подумал, что не хочет оставлять Радхарани в лодке, потому что это не безопасно и для сохранности отнесу-ка я их лучше в храм Мадана-Мохана и оставлю их там до утра.

Тогда он разбудил пуджари ночью и сказал:

- Пуджари джи, здравствуйте, вот два Божества Радхарани. Пожалуйста, поставьте их тут и потом мы определимся какая Радхарани кому.

Они укутали эти Божества, закрыли двери и они были в безопасности. Пуджари заснул. И в тот же момент, как только пуджари заснул, Его поклоняемое Божество Мадана-Мохан пришел к нему во сне. Тогда Сам Мадана-Мохан пришел к нему во сне и сказал:

- Баба, ты думаешь, что эти два Божества Радхарани? Но на самом деле большое Божество – это Радхарани, а маленькое Божество – это Лалита. Поэтому я хочу чтобы ты немедленно проснулся, пришел сюда и слева от Меня поставил Радхарани, а справа Лалиту и тогда все будет “пака тики ача”. Тогда пуджари проснулся, пришел, зашел в алтарную, поставил Лалиту справа, а Радхарани слева и вернулся спать.

Эти Божества вы можете видеть в Кароле, но Говиндаджи Радхарани не хватило. И, как вы понимаете, это заняло какое-то время. Потому что вести не приходили так быстро, как сейчас. И в тот момент, когда известие дошло до Арисы, Махарадж Пратапарудра потерял сознание. И что может заставить нас упасть в обморок? Иногда мы просто что-то не поели или что-то ужасное услышали, а для преданных Господа обморок – это один из видов экстаза. Таким образом, услышав новость, что у Говиндаджи все еще нет Радхарани, царь упал в обморок.

И он сидел от мысли о том, что делать, до сих пор у Говиндаджи нет Радхарани. И однажды ночью, когда Махарадж Пратапарудра спал, к нему во сне пришла Сама Радхарани. Просто представьте, что к пуджари приходит Мадана-Мохан, к царю приходит Сама Радхарани… Мы сейчас, дорогие преданные, говорим о тех вайшнавах, которые были на очень высоком уровне. И тогда Радхарани обратилась к нему:

- Господин, послушайте Меня. Я, Радхарани, присутствую в храме Джаганнатха.

Вы знаете, что Махарадж Пратапарудра является царем в Арисе и Она сказала, что         «Я нахожусь в храме Джаганнатха» и тогда царь сказал удивленно:

- Правда?

- И Я нахожусь там уже сотни лет и все Мне поклоняются, думая, что я Лакшми, но на самом деле Я Радха.

- Правда?

И тогда Она сказала ему:

- Проснись, встань и возьми Меня. Все думают, что Я Лакшми, но на самом деле Я Радхарани, и отправь Меня во Врадж, чтобы Я стояла со Своим возлюбленным Говиндаджей.

Таким образом, этому лодочнику дали Божество Радхарани и он очень-очень быстро поплыл во Вриндаван, счастливый от того, что все устаканилось. И. приплыв туда, они установили это Божество Радхарани рядом с Говиндаджи. И придя сегодня в храм на даршан вы будете лицезреть Гоур Говинду, Божество, которое справа от Говиндаджи, а так же Радхарани, которая долгие годы была зашифрована, как Лакшми. И тогда вы все упадете в обморок от осознания этого даршана. Таким образом четыреста преданных все, один за другим, упадут в обморок.

Но, на самом деле, вся моя лекция не ответила на тот основной вопрос, который возник вначале, каким образом Говиндаджи пришел в Джайпур? И это самая лучшая часть нашей лекции. Я так вдохновлен!

Может, на следующий год поговорим? Хотите послушать как Радха-Говинда сюда пришли?

Иногда поклонение не проходит гладко. Иногда мусульманские правители выделяли какие-то сады специально для того, чтобы преданные могли выращивать цветы, овощи и фрукты для Божеств. Иногда, до какой-то степени, между индусами и мусульманами наступало перемирие. Иногда мусульманские правители выделяли огромные средства для поклонения Божествам и все это продолжалось на протяжении ста пятидесяти лет. Это было время перемирий.

Расика хочет, чтобы мы остановились. Может, двадцать минут еще потерпим, преданные? Иначе сегодня во сне придется вам все осознавать.

Иногда есть такое золотое время, например, сейчас достаточно золотое время для проповеди, когда мы можем достаточно открыто проповедовать. И таким образом, иногда в материальном мире проявляются такие демоны, как Сталин, Муссолини и в 1660 годах был известный мусульманский демон Рангазет, не хочу даже произносить его имя.  Он был очень молодым и завистливым по отношению к индусам и таким образом, первый декрет, который он выпустил, было отсутствие каких-либо денежных пособий для индусов.

Он один за другим выпускал различные законы против индусов и таким образом в 1667 году вышел закон, что необходимо разрушить все индусские храмы, а так же учебные учреждения.  Дальше он выпустил такой декрет, который сейчас можно лицезреть, он был написан от руки, что индусская религия должна полностью уничтожиться с помощью ударов кнута или же сабли.

Я не хотел бы повторять все те ужасы, которые произошли в тот момент и я не хотел бы о многом говорить, но скажу лишь об одном ужасном его повелении. Он отправил пять тысяч своих солдат, чтобы они шли по Матхуре и отрезали большие пальцы правой руки у всех браманов, чтобы они не могли больше читать свою гаятри-мантру и не могли продолжать поклонение.

И чтобы проиллюстрировать насколько демоничным был этот правитель я хотел бы рассказать, что на следующий день после его указа в Дели шли сотни и сотни повозок, нагруженных большими пальцами с рук браманов. Это продолжалось много дней и однажды старый кшатрий, который не мог сражаться, он был индусом, его звали Вйасуванти, он написал, что больше колокол не звенит в храмах, демонический император никого не боится. О, могущественные солдаты-индусы, куда же вы подевались? Вернитесь!

Однажды вечером Рангазет, находясь в своих покоях в Агре, вышел на улицу и вдруг увидел свет, который исходил из самой высокой башни, которая была Говиндаджи. И он понял, что этот свет доносится с храма Вриндавана и он был ярче, чем любой свет, который был в его дворце, а так же он находился выше, чем самая высокая башня его дворца. Тогда он позвал своих солдат и сказал:

- Немедленно отправляйтесь во Вриндаван и разрушьте все храмы.

И они ушли.

Помните о том, что я говорил, что на протяжении сотни лет было перемирие между мусульманами и индусами, таким образом в придворных Рангазета был один мусульманин, который очень хорошо относился к индусам и, услышав, о том, что он отправил своих солдат разрушить все Божества и все храмы, он отправил своего человека, чтобы предупредить вайшнавов во Вриндаване, чтобы они смогли вовремя спрятать Божества и сохранить их.

И в тот момент, когда солдаты Рангазета пришли во Вриндаван, все Божества были спрятаны и он смог разрушить только храмы. Единственный храм, который не был разрушен и Божество, которое не ушло из Вриндавана – это было Божество Радхарамана, потому что человек, который строил этот храм, построил его таким образом, чтобы он выглядел как дом. Поэтому мусульмане, которые прошли внутрь не расценили храм Радхарамана как храм, они подумали, что это частное жилье и прошли мимо.

Рдхарамана по ночам прятали. Его отвозили на середину озера, а пуджари ходили вокруг озера и охраняли Его с луками и стрелами, они боялись, что именно ночью придут мусульмане, а утром Он плыл назад в храм для поклонения. Но основные Божества, как мы уже говорили – Говиндаджи, Гопинатх и Мадана-Мохан - отправились на Радха-кунду для того, чтобы сохранить их. И всего двадцать минут занимает дорога от Вриндавана до Радха-кунды, но в те времена это были непроходимые джунгли.

И на Радха-кунде была особая каста, они были вайшьи, но они больше похожи на кшатриев их звали джад, то есть они  работали на полях, они были небольшого роста и они были очень свирепы. И так же, как в Непале были знаменитые солдаты, они были небольшого роста, но их боялась вся немецкая армия во время Второй Мировой войны. Как только они слышали, что это непальские солдаты, они сразу же ретировались. И говорят, что среди этих джадов женщины были еще более доблестны, чем мужчины. Они были безжалостны.

Так как мусульмане боялись прийти на Радха-кунду, эти основные Божества были в домах преданных на Радха-кунде и им поклонялись там несколько лет. Это было как оскорбление Рангазета или пощечина ему, потому что он приказал разрушить все Божества, но вместо этого они не смогли найти ни одного Божества во Вриндаване, только разрушали храмы. Поэтому он приказал своим солдатам:

- Найдите этих Божеств и разрушьте их!

Просто представьте, что все вайшнавское общество прекрасно знало где находятся основные Божества, на Радха-кунде, но все сохраняли это в секрете и молчали, таким образом проявляя свою любовь и преданность Божествам.

После семи лет каким-то образом мусульмане догадались, что, возможно. Божества на Радха-кунде и у них возник план сражаться с джадами для того, чтобы захватить Божества. И тогда преданные приняли решение, что необходимо перевести Божеств дальше. Они погрузили Божеств на телеги, прикрыли их соломой и отправились в Камьяван.

Это самое дальнее место, которое есть во Вриндаване – Камьяван – и там им тоже несколько лет поклонялись. Прошло тридцать три года. Вы только представьте сколько горя испытывали преданные, которые не могли получать даршан своих возлюбленных Божеств и подумайте, если вы поклоняетесь Божествам вы развиваете привязанность к Ним и вдруг, на протяжении тридцати трех лет вы не можете видеть их. Это очень больно.

Наконец-то пришло прекрасное известие, что Рангазет мертв. Все праздновали это, хотя пытались это скрыть. Но даже смерть Рангазета не прекратила со стороны  мусульман их попытки мешать преданным, а так же разрушать Божества. Таким образом среди вайшнавов произошло еще одно собрание. Оно было совершенно секретным, несмотря на то, что рядом всегда присутствуют мусульманские шпионы, но они не прознали. И на этом собрании принято решение перевезти эти Божества на сохранность в Раджастан к  раджпутам, это известные преданные Господа, которые были кшатриями.

Есть истории, которые связаны с Мадана-Моханом и с Гопинатхом, как их перевозили, но мы сконцентрируемся на истории, связанной с Говиндаджи. В тот момент приготовили две повозки – одну для Говиндаджи, другую для Вриндадеви. Вриндадеви поклонялись во Вриндаване, это Божество нашел Рупа Госвами. Все было под большим секретом. Если вы сейчас подумаете как наших Божеств проносят вокруг храма или берут на парикрамы – это толпа людей, все предлагают цветы, радуются, ликую. Нет, это была совсем другая ситуация, в этот момент Божества спрятали под соломой, на телеге сидел какой-то дряхлый старик, еле ехал, возможно, рядом была его старушка. Все было очень засекречено.

И повозка с Говиндаджи отправилась с Камьявана в Раджастан, а повозка с Вриндадеви отправилась так же, но именно на границе с Раджастаном она застряла и никакие сильнейшие быки не могли сдвинуть ее с места. Вриндадеви не захотела покидать границы Враджа. И тогда они дождались ночи и мужчины подошли для того, чтобы помочь тащить эту повозку, но они не могли сдвинуть ее с места, тогда привели лошадей – все безуспешно. Потом привели двух огромных слонов, которые так же не смогли сдвинуть тележку, которая обычно запрягается быками, с места. И в тот момент все вайшнавы поняли, что на самом деле Вриндадеви просто не хочет покидать пределы Враджа.

Она не хотела покидать лес Вриндавана, который она даровала уже Шримати Радхарани. Она не хотела оставить то служение, которое она всегда выполняет для Радха-Кришны во Вриндаване. И всем известно, что она до сих пор находится в Камьяване. Поэтому восхитительно приезжать в Камьяван, потому что вы можете лицезреть изначально Вриндадеви, которую нашел сам Рупа Госвами, которая красноватого цвета и которая присутствует в Камьяване и теперь, приезжая туда, вы будете точнее понимать всю историю, которая там произошла.  

И так потихоньку повозка с Говиндаджи отправилась в сторону Джайпура. На самом деле она отправилась в сторону другого холма, на другой стороне, который известен как Амбарфорт, это там, где жила вся царская семья Джайсинга и его придворные. На самом деле вся эта история является идеальным сценарием для драматического фильма, потому что там присутствует все – интрига, Господь, преданные. Но так как мусульмане продолжали следить и было много опасности, вместо того, чтобы прийти за несколько месяцев в Амбарфорт, на это потребовалось несколько лет, потому что преданные старались идти секретными дорогами, по пути останавливаться в разных деревнях.

Была бы небольшая проблема. Потому что по трансцендентной почте вайшнавы все равно знали. Что через их деревню проедет повозка с Говиндаджи. Тогда у них возникало естественное желание выйти и встретить Говиндаджи. И секретно, в душе предложить Ему благовоние и цветок. Все руководство вайшнавской общины запрещало это и просило их делать это все непосредственно из своих домов. Таким образом, проезжала мимо тележка с Божеством, а вайшнавы, находясь у себя дома, мысленно закрывали глаза и предлагали своему любимому Господу благовония и цветы.

И по разным данным потребовалось несколько лет для того, чтобы секретно доставить Божества в Амбарфорд. В один момент шпионы все таки донесли где находилась эта телега с Божествами и они напали на тележку, но водитель этой повозки был настолько квалифицирован, что он смог уйти от погони, спрятавшись на дорогах в джунглях. Несколько лет было настолько опасно передвигаться, что Божества временно находились всего в двух километрах от Амбарфорта и сейчас эту деревню переименовали в Говиндапур. Это место, где Говиндаджи оставался несколько лет. На протяжении нескольких лет Говиндаджи поклонялись рядом и писались секретные послания Джайсингу, который подготавливал дополнительные покои для того, чтобы принять Божество.

Я не буду очень долго рассказывать всю историю, связанную с этим, но кульминация этого события - это приезд Говиндаджи в Амбарфорт. И где-то в районе трех-четырех часов утра, еще в темноте, Говиндаджи отправился в Амбарфорт. Царь царица, а так же все придворные и все горожане молчаливо выстроились на стенах форта для того, чтобы с трубами встречать возлюбленное Божество Рупы Госвами.

Но каким-то образом мусульмане прознали про то, что повозка приближается к Амбарфорту и буквально в ста метрах до того, как войти в Амбарфорт, мусульмане напали на повозку. Просто представьте эту живописную картину, когда на рассвете никогда еще быки не бежали так быстро, как в тот момент, когда погонщик погнал их в сторону Амбарфорта, когда за ними гнались двадцать или тридцать солдат.

И царь, царица и все придворные замерли, ожидая что же будет дальше. И вот рассвет и в одно мгновенье эта повозка врывается в двери Амбрфорта, их захлопывают и, наконец-то Радха-Говиндаджи в безопасности. Просто мусульмане не знали, что если Кришна хочет убить тебя, то кто может защитить? А если Кришна хочет защитить тебя, то кто может убить тебя?  Таким образом, что говорить о Самом Господе?

Все лилы, которые с Ним происходят, созданы только для того, чтобы усиливать нашу привязанность и любовь к Нему. Через какое-то время правитель понял, что это не достаточно безопасно – Амбарфорт – и он решил переехать сюда. Посмотрите, почему именно сюда? Если вы оглянетесь, то увидите череду гор, которые окружают этот город. Таким образом, Говиндаджи должен был располагаться в центре и должна быть выстроена стена вокруг здания, чтобы защищать Говиндаджи. Весь этот город построен только ради Говиндаджи.

А так же он построил свой личный дворец непосредственно рядом с храмом для того, чтобы проснувшись поутру это было первое, что он смог лицезреть – это Самого Говиндаджи.  К сожалению, на данный момент в нашем современном обществе отсутствуют такие лидеры, политики и президенты такого уровня, которые готовы были бы все отдать Говиндаджи, но еще триста лет назад был такой Джайсинг, который все хотел сделать для Господа.

И таким образом, все жители Амбрфорта в последствии стали жителями Джайпура и из поколение в поколение передавали ту огромную любовь, которая у них была к Говиндаджи и поэтому, придя сюда даже сейчас, мы видим, что через поколение эта любовь только возрастала. И, возможно, как для меня, так и для вас в какой-то момент Говиндаджи станет возлюбленным Божеством и тогда вы будете приезжать  к Нему из года в год, рассказывая Ему о том, какую деятельность в проповеди вы совершили в течение года, потому что именно санкиртана-ягья или проповедь – это то, чем болел и горел сам Рупа Госвами.  Но я точно уверен  в том, что сегодня, когда вы вечером придете на даршан вы уже совершенно другими глазами посмотрите на само Божество Говиндаджи, а так же на Его вечную возлюбленную Шримати Радхарани.  И я надеюсь, что когда-то в определенный день по Его милости ваши глаза наполняться любовью к Богу и в вашем сердце будет любовь к Рада-Говинде.

Шри Шри Рада-Говиндаджи ки Джай!!!