День ухода Шри Говинды Гхоша


Главная > Практика > Святые
   место: Маяпур

Спасибо всем большое, что пришли сюда в этот приятный, теплый день в Шри Майяпур-дхаме. Я прошу прощения, что немного опоздал. У меня был очень насыщенный график, и мне нужны были дополнительные минуты для отдыха.

Кто-то из вас, быть может, знает, что сегодня – особый день вайшнавского календаря: День ухода Шри Говинды Гхоша. Обсуждали ли вы ранее сегодня в вашей общине его деяния? Нет? На самом деле, важно вспоминать о таких личностях и хотя бы немного прославлять их в кругу собравшихся вайшнавов. В «Нектаре преданности» говорится - вернее, утверждается, - что вашнавы, вайшнавская община должны неукоснительно соблюдать дни явления и ухода великих преданных, дни явления Господа и другие важные события нашей истории гаудия-вайшнавов. Оставлять без внимания такие важные дни, как сегодняшний, считается одним из оскорблений. Все без исключения личности, упомянутые в вайшнавском календаре, важны. Они принесли неоценимый вклад в становление и развитие Движения сознания Кришны. Благодаря им все мы получаем сейчас благо в этом Международном обществе сознания Кришны.   

Этим утром мы подробно говорили о славе Нарады Муни. Как известно, он – одно из первых звеньев нашей цепи ученической преемственности. Каждый, кто появляется в нашей парампаре, упомянут в вайшнавском календаре, - личность знаковая, и знакомство с жизнью такого преданного, его учением и вкладом обогащает наше собственное сознание Кришны, нашу способность принести свой вклад в эту великую миссию. В особенности важны дни ухода. Это, может, звучит немного странно, но в нашей традиции гаудия-вайшнавов дню ухода великой личности придается большее значение, чем дню явления. Или, скажем так, день ухода празднуется с большей пышностью. Любопытно, почему? Наши ачарьи объясняют: потому, что к моменту оставления преданным этого мира его слава полностью проявлена. До явления или сразу после него не все знают, насколько велик тот или иной человек, но когда он покидает этот мир и возвращается обратно в духовный, то всей вайшнавской общине известны его славные деяния. Именно поэтому, по традиции, в день ухода устраивается более пышный фестиваль.   

Говинда Гхош – один из таких великий преданных. Мы должны все знать о них, вдохновляться примерами из их жизней! Неверно полагать, что кто-то из них – важнее другого. Должен вам признаться, я сам не много знал о Говинде Гхоше. Мне пришлось изучить его жизнь, почитать о нем. Думаю, если я попрошу кого-нибудь из вас выйти вперед и прочитать часовую лекцию о Говинде Гхоше, то вы не справитесь. Может, кто-то встанет и расскажет о Дональде Трампе, Владимире Путине, какой-нибудь звезде рок-н-рола, сказочном персонаже или человеке, совершившем героический поступок в современном обществе… Это печально.

Мы должны тренироваться, тщательно изучать писания, запоминать факты из жизней возвышенных личностей. Идеальным примером такого тщательного изучения является мой духовный брат Чатуратма дас. Кто из вас знает его? Он известен своими презентациями на тему жизнеописаний вайшнавов-ачарьев. Можете посмотреть на ютюбе. Он рассказывает практически обо всех святых. В Алачуа, во Флориде, как только наступает день явления или ухода какого-нибудь святого, менеджмент храма просит Чатуратму даса прочесть лекцию. Он проделал огромную работу. Как увидите в вайшнавском календаре знаменательную дату: день явления или ухода, особый праздник, - то загляните на веб-сайт Чатуратмы Прабху и проясните для себя, что именно произошло в этот день.  Чатуратма Прабху ки – джай!

Сегодня – день ухода Шри Говинды Гхоша, и мы поговорим о том, что нам известно об этой великой личности из «Чайтанья-чаритамриты».

(Молитвы)

Мы читаем «Чайтанья-чаритамриту», Ади-лила, десятая глава под названием «Ветви древа Чайтаньи», стих 115.

говинда, мадхава, васудева — тина бхаи

йан-сабара киртане наче чаитанйа-нитаи

«Восемьдесят второй, восемьдесят третьей и восемьдесят четвертой ветвями древа были трое братьев: Говинда, Мадхава и Васудева. Господь Чайтанья и Нитьянанда танцевали под звуки их киртанов».

КОММЕНТАРИЙ: Трое братьев — Говинда, Мадхава и Васудева — происходили из семьи каястх. Говинда жил в Аградвипе и основал там храм Гопинатхи. Мадхава Гхош замечательно вел киртаны. Никто в мире не мог сравниться с ним в этом. Он заслужил прозвище «певца Вриндавана» и был очень дорог Шри Нитьянанде Прабху. Говорится, что, как только трое братьев начинали киртан, Господь Чайтанья и Нитьянанда начинали танцевать в экстазе. Согласно «Гаура-ганоддеша-дипике» (188), эти трое братьев прежде были манджари Калавати, Расолласой и Гунатунгой, исполнявшими песни, сочиненные гопи Шри Вишакхой. Все трое братьев входили в состав одной из семи групп, которые вели киртаны, когда Господь Шри Чайтанья Махапрабху участвовал в праздновании Ратха- ятры в Джаганнатха-Пури. Главным танцором в их группе был Вакрешвара Пандит. Подробнее все это описано в тринадцатой главе Мадхья- лилы (42 - 43).

(Молитвы)

Как говорится здесь, Говинда Гхош был один из трех братьев, явившихся в районе Надии для того, чтобы помочь Шри Чайтанье Махапрабху в Его играх. Это было в начале Движения санкиртаны, которое, по милости Шрилы Прабхупады, распространилось сейчас по всему миру. Любопытен тот факт, что все трое этих спутников Господа – участники Его кришна-лилы, а также Его вечных игр в мире духовном. Это подтверждает «Гаура-ганоддеша-дипика», написанная поэтом-преданным Кавикарнапурой.

Интересная книга. Своего рода «Кто есть кто» в сознании Кришны. В современном обществе есть такая книга, в ней перечисляются мирские знаменитости: «Кто есть кто». Допустим, вы выросли в маленьком городке России, Украины, Австралии или Америки, и знаете, кто там мэр, секретарь и капитан футбольной команды. Но, разворачивая свою деятельность по всему огромному миру, вы должны знать о руководителях высшего порядка, о тех, кто сыграл важную роль в истории материалистического общества. Один человек написал такую книгу – «Кто есть кто». Я, помнится, обращался к ней, когда учился в старших классах школы. До появления интернета мы именно в ней выискивали информацию о видных деятелях, прославившихся в хорошем или плохом смысле. Было довольно интересно знакомиться с историей, узнавать, что сделал или не сделал тот или иной человек, как способствовал становлению современного миропорядка.

Преданные не очень, или же совсем не интересуются этими мирскими вещами. Им интересно, кто есть кто в сознании Кришны, в вечной семье преданных, к которой мы стремимся присоединиться. Те личности, что упомянуты в мирской книге «Кто есть кто», приходят и уходят... Я помню, мы шли как-то со Шрилой Прабхупадой мимо Триумфальной арки в Париже. Прабхупада знал что-то из истории Франции. Эта арка была построена по приказу Наполеона. Мы разглядывали ее с восхищением, а Прабхупада говорит: «Триумфальная арка все еще здесь, а где сейчас Наполеон?» Его слова начисто разрушили тот ореол, каким было овеяно имя Наполеона. Знаете, в детстве я считал его храбрым солдатом, героем. Прабхупада говорит: «Где он сейчас?» И я давай размышлять: «Он совершил столько грехов, что, может, родился кроликом или черепахой… Ни за что не догадаться, кем!»

Личности, о которых мы читаем в книгах нашего Движения сознания Кришны: в «Шримад-Бхагаватам», «Чайтанья-чаритамрите» и других, - вечные. Они по сей день осуществляют свою достойную прославления деятельность. Они не просто приходят и уходят, как обыкновенные души. Нам может так показаться, но в действительности они приходят лишь по своему собственному желанию или же по желанию Господа. Они проводят здесь свои игры, а их уход санкционирован божественной волей Господа. Когда великая душа покидает этот мир, то причина того - не в карме и не судьбе. Причина, главным образом, - в сильном желании Господа вновь общаться со Своим преданным, потому Он и забирает его обратно домой.

Недавно я побывал в Чоти, фамильном доме Бхактивиноды Тхакуры. Мы прошлись по полям, где в свое время находился его дом (сейчас его нет), и я размышлял о его играх. Одна такая лила: его дед был великой душой, маха-пурушей, как его называли, и он сам выбрал время своего ухода из этого мира. Он так все подгадал, что вся его семья находилась подле него (ведь преданный хочет оставлять тело в окружении других преданных). Бхактивинода Тхакура писал, что когда его дедушка уходил, то, во-первых, он сделал это по собственному желанию, а во-вторых, он ушел через брахмарандху, «родничок» на темени, подобно йогу. Было видно, как его душа покидала тело.

Итак, великие личности приходят и уходят по своему собственному желанию или же по желанию Господа, и цель их прихода - научить нас сознанию Кришны и показать, как его практиковать. Есть пословица: пример лучше наставлений. Показать хороший пример сложнее, чем дать наставления. Но, как мы говорим в сознании Кришны, наставления, философия важны, и человек, который воплощает в себе философию, демонстрирует ее, так же важен. Философия, практика сознания Кришны очень ценны, и нам нужны великие души, которые бы продемонстрировали, как именно практиковать. Например, Шрила Прабхупада, приехав к нам, ничего не знавшим о сознании Кришны, объяснил нам всю философию от «А» до «Я», а мы в свою очередь наблюдали, как он применял эту философию на практике, в повседневной жизни. В итоге у нас сложилось представление о том, как достичь совершенства в сознании Кришны, имея совершенную философию и совершенный образ жизни, как жить согласно этой философии.

Из книги «Кто есть кто» гаудия-вайшнавов, «Гаура-ганоддеша-дипики», мы узнаем о многих милостивых личностях, которые приходили сюда и, приняв во внимание время, место и обстоятельства, давали свои наставления, показывали на своем примере, как практиковать сознание Кришны. Каждый из этих преданных важен. Все они, согласно «Гаура-ганоддеша-дипике», - дживан-мукты., освобожденные души. Они никогда не обусловливались, не попадали под влияние материальной энергии. Есть две категории душ: нитья-баддха, вечно обусловленные, и нитья-сиддха, вечно освобожденные. Нитья-сиддхи нисходят в этот мир, чтобы просветить нас.

Гоур Говинда Махараджа однажды сказал, что нитья-сиддхи, вечно освобожденные души, приходящие из духовного мира в материальный ради нашего блага, бывают двух видов. Сознание Кришны научно. Мало того, что великие души нисходят из духовного мира, они еще подразделяются на два вида. Это правда? Да. По словам Гоур Говинды Махараджи, к одному виду относятся те, кто приходят сами, из чувства сострадания. Похоже, что наши духовные братья и сестры в духовном мире, члены нашей изначальной, духовной семьи, знают о наших страданиях. Они наслаждаются вечной лилой с Господом, но при этом помнят о нас! В этом нет ничего удивительного, ведь, несмотря на то, что мы уходим, Кришна никогда нас не забывает. Мы можем забыть Кришну, но Он никогда не забывает нас! Каков отец – таков и сын. Когда мы уходим, Господь помнит о нас, и, похоже, что и другие обитатели духовного мира чувствуют наше отсутствие.

Мы совершили ошибку. Представьте, ваш брат ушел из дома, совершил преступление и попал в тюрьму… - вы же его не забудете! Вы станете думать: «Ох, зря он это сделал! Надо было попытаться вернуть его на путь истинный…» Мы можем забыть о Боге, но Он никогда, даже на мгновение, не забывает о нас! Он постоянно строит планы, придумывает схемы, как заманить нас, привлечь, переубедить вернуться обратно в духовный мир. Я слушал лекцию Шрилы Прабхупады, в которой он сказал: «Когда мы падали из духовного мира, Господь шел за нами какое-то расстояние от Вайкунтхи… Пока мы падали, - говорит Прабхупада, - Он пытался убедить нас: «Мой дорогой преданный, не уходи!» Но мы не послушались и ушли».

Точно так же (не могли бы вы немного утихомирить детей?)… Каков отец, таков и сын. По словам Гоур Говинды Махараджи, есть преданные, которым не безразличны наши страдания. И это естественно. Кровь гуще воды. Кто в этом мире вам дороже всего? Пусть вы - великий филантроп, гуманист, которому небезразличны страдания человечества, кого вы больше всех жалеете? Своих родственников, не так ли? Иногда, бывает, родители рискуют жизнью, чтобы спасти своих детей. Я недавно прочитал историю о человеке, у которого в доме случился пожар. Он бросился в огонь, чтобы спасти свою кошку! Пожарники увидели, как кошка выпрыгивает из окна. Кошка осталась в живых, а тот человек погиб, сгорел. (Посмеивается) Кошка была членом семьи…

Недаром говорят: кровь гуще воды. Что это значит? То, что семейные привязанности сильнее каких бы то ни было еще. Что является нашей настоящей семьей? Семья Бога, преданных в сознании Кришны. Получается, что самые близкие, дорогие нам люди… что это за люди? преданные духовного мира… они, подобно Господу, никогда нас не забывают. Время от времени они приходят, по своему собственному желанию, в этот мир. Бывает, что они приходят неоднократно: снова, и снова, и снова.

Я, кажется, недавно упоминал в одной из своих лекций о нашем посещении монастыря в Бутане. Главенствующая религия той страны – буддизм. На протяжении столетий там бережно хранят традиции, древнюю культуру. Современные достижения науки и технологии, конечно, мало-помалу проникают туда, но все равно жители пытаются сохранять Бутан таким, каким он был всегда. Простая жизнь, возвышенное мышление. Я встречался с некоторыми высокопоставленными лицами, когда был там, и они по достоинству оценили наше Движение сознания Кришны, ведь мы придерживаемся того же принципа. Я посетил там один монастырь, и мне сказали, что в тот день состоится лекция великого буддистского монаха. Я решил ее послушать.

Мне нравится общаться со святыми мудрецами. У любого трансценденталиста, пусть он даже не принадлежит нашей традиции гаудия-вайшнавов, можно чему-то поучиться, ведь каждый из них, на какой бы ступени он ни находился, – необычная душа. Каждый трансценденталист, по крайней мере, осознал дукхалайам ашашватам, временную, исполненную страданий природу этого мира. Это немаловажно! В подавляющем большинстве своем люди слепы, не понимают, что невозможно быть счастливым в этом мире. Настоящее счастье – духовное, трансцендентное.

Я решил пойти на лекцию. Наш гид-буддист вызвался переводить для меня слова великого учителя. Он мне сказал: «Ты очень удачлив! Ты услышишь великого учителя!» И я подумал: «Ладно, по крайней мере, смогу научиться у него отречению…» Мы совершенно не согласны с их сиддхантой, с их целью! В буддистской философии, знаете ли, конечная цель – пустота. У меня не было желания слушать об этом, и я невольно задремал. Но начало лекции, где говорилось об отречении, послушал, ведь мне много чему нужно научиться, в моем сердце так много материальных преград. «Дай-ка послушаю. Может, он расскажет какие-нибудь интересные истории, которыми можно будет поделиться с преданными на лекциях по «Шримад-Бхагаватам».

Мы зашли внутрь и увидели огромное собрание монахов! Меня восхищает в буддистах то, что они очень дисциплинированы, строго следуют правилам. Если вы придете в их монастырь, то услышите – ом-мор-ро-мо-ро-мо-ром… (Изображает бормотание мантр). Монахи сидят часами напролет, декламируют мантры, написанные на листочках, все поют и поют их. При этом они не оглядываются по сторонам, не засыпают, не уходят подкрепиться. Я восхищаюсь их .... вачо вегам манасах кродха-вегам / джихва-вегам ударопастха-вегам (Нектар наставлений, 1). Я сел среди них, стал ерзать, то так сяду, то эдак… Я повторял Харе Кришна, а они – ом мани падме хум. Их нисколько не смущало мое присутствие, и меня не смущало соседство с ними. Мы были духовными воинами, пытающимися одержать верх над материальной энергией. Даиви хй эша гуна-майи – говорит Кришна: «Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трех гун материальной природы, невероятно трудно» (Б.-г. 7.14). В действительности, мы наслаждались общением друг с другом.

И внезапно по рядам прокатился ропот. Там было примерно пятьсот монахов… Мой гид объявил: «Великий учитель идет!» В своем воображении я уже нарисовал себе сгорбленного старца в выгоревших одеждах бордового цвета (буддисты носят одежду такого цвета), как он медленно выходит, и у него – длинная белая борода! Даже не седая, а совершенно белая. Он весь светится, от его тела исходит сияние. Ха-ха-ха! (Изображает смех буддистов). Они много смеются, я знаю, я встречался с Далай-ламой.

Все монахи встали, и великий учитель вошел. Я подумал: «Погодите, что происходит?» Вошел мальчик, которому на вид было пять с половиной - шесть лет. «Может, он поставит стакан с водой для монаха или что-то в этом роде». Но он уселся на асану. «Упс, большую же ошибку ты совершил! Сел на место учителя!» Я давай озираться: «Где же учитель?» Ждал-ждал, а монахи сидят как ни в чем не бывало, бормочут, а потом – бум! – подают в поклоне на землю, и я тоже – кланяюсь! Ом мани падме хум. Приподняв голову, я увидел, что единственным, кто не склонился в поклоне, был тот пятилетний мальчик!

Я не знал, что и подумать. «Может, какая-то инсценировка… репетиция перед представлением?» Но внезапно из его уст полились цитаты из буддистских шастр, стих за стихом. Речь его была сладостной, глаза полуприкрыты. Монахи слушали его внимательно. Он остановился и начал объяснять каждый процитированный стих. Все они, к счастью, были об отречении, сострадании и милости. Он рассказывал разные истории из их писаний. Мой гид переводил для меня и в какой-то момент говорит:

- Сэр, у вас рот открыт от удивления!

- О, извините! - пришел я в себя. Тот мальчик так красиво говорил. - И когда же придет учитель? – спросил я. – Если этот малыш может так говорить, то, наверное…

- Он и есть учитель!

- Но ему всего пять лет!

- Это не имеет значения. Он – бодхисаттва.

- Он кто?

- Бодхисаттва.

В буддистской традиции бодхисаттва – это достигшая совершенства душа, которая, впрочем, не находится на уровне полного просветления и, стало быть, не исчезает, если можно так выразиться. Вместо этого она из сострадания приходит вновь и вновь… Гид показал мне старинную фотографию: «Он - двенадцатое воплощение такого-то такого-то». Я взглянул на фотографию, и там был тот, кого я и ожидал увидеть! Сгорбленный седовласый старец-монах в выцветших одеждах бордового цвета… Я перевел взгляд с фотографии на мальчика: «Ладно, допустим. Наверняка это он. Ведь ему всего лишь пять лет, откуда у него все это знание? Он так красиво говорит». Бодхисаттва. Таково традиционное объяснение буддистов: бывают души, которые приходят вновь и вновь из сострадания. По словам моего гида, они никогда не достигают уровня нирваны.

Когда лекция закончилась, все повставали с мест и стали подходить к великому учителю за благословениями. Он помещал свою ладонь каждому на голову. Я тоже подошел. «Ом мани падме хум?» Мысленно выражая ему почтение, я думал о мудром старце на фотографии. Мы – не тело. Мы – души. Он был продвинутой личностью.

Гоур Говинда Махарадж говорил: «Есть души, который приходят по своей воле, из сострадания, а есть те, которым приказывает прийти Сам Господь. Он желает, чтобы продолжалась дорогая Его сердцу миссия». Паритранайа садхунам винашайа ча душкритам (Б.-г. 4.8). Что это за миссия? Спуститься в этот материальный мир и призвать Своих преданных - тех, кто осознал тщетность материального существования и пытается крепко держаться за Его лотосные стопы. В этом суть благочестия, благочестивых душ. Кришна приходит, чтобы освободить их. Что же касается негодяев, не согласных следовать принципам дхармы, - Он уничтожает их. Он оставляет нам Свое послание в виде семисот лаконичных стихов «Бхагавад-гиты». Такова Его цель.

Господь приходит, но ненадолго. Чайтанья Махапрабху, насколько я помню, оставался здесь, на Земле, в течение сорока восьми лет. Кришна провел здесь в два раза больше времени. Господь Нрисимха – совсем немного, спас Прахлада и ушел. Но миссия должна продолжаться даже в отсутствие Господа, и потому Он выбирает, как говорят христиане, сына единородного. Это вовсе не означает, что этот сын – единственный. Единородный – значит посланный в определенное время, место, при определенных обстоятельствах и способный осуществить возложенную на него миссию.

Наш возлюбленный ачарья-основатель Шрила Прабхупада, без упоминания о котором не обходится ни одна наша лекция, был именно таким избранным сыном Господа, посланным в конкретное время, место, обстоятельства. Я не раз уже рассказывал услышанную от очень близких слуг Прабхупады историю о том, как Кришна попросил Прабхупаду прийти, а он ответил, что не хотел бы спускаться в это отвратительное место. Прабхупада раскрыл своему секретарю содержание того сокровенного разговора. Он сказал Кришне: «Я не склонен к совершению аскез».

Преданным не очень-то нравится совершать аскезы. Ладно, у нас есть правила и предписания, но они не такие сложные. Мой близкий друг Шиварама Махараджа недавно в очередной раз закончил чтение «Чайтаньи-чаритамриты», и я спросил его:

- Какое у тебя осталось самое сильное впечатление после того, как ты перевернул последнюю страницу?

- Знаешь, - ответил он, - удивительно то, что преданные Господа Чайтаньи никогда не постились, а наоборот, всегда пировали! Может, они соблюдали, но с трудом, пост в экадаши или Джанмаштами, чтобы обрести высшее благо. Но в общем и целом, игры Господа просто переполнены историями о том, как преданные и Сам Господь наедались до отвала!

Спасибо, Господи, за прасадам! Спасибо, Господи, за то, что Ты явился среди бенгальцев, славящихся своими сладостями! В Южной Индии, например, из сладостей – только «брахминские спагетти», или как их там называют, и все! Извиняюсь, Харе Кришна, они хороши, но… Для сравнения, на бенгальском рынке в Дели – несколько длинных рядов одних только магазинчиков бенгальских сладостей! Теперь я признался вам, чем недавно занимался в Дели… (Смех.)

Да, главным впечатлением Шиварамы Свами от прочтения «Чайтанья-чаритамриты» были содержащиеся в ней описания многочисленных роскошных пиров!  Воспевание, танцы и пиры! Познакомил нас с этим процессом Шрила Прабхупада.  

В Библии говорится (я цитировал это сегодня утром, но, думаю, бенгальский переводчик не понял; он все равно молодец, хорошо переводил): «Много званых, да мало избранных». Это ж какая большая ответственность! Какая важная миссия!

Прабхупада сказал Кришне:

- Господь, я не склонен к совершению аскез!

И Господь ответил ему (цитирую слова секретаря Прабхупады):

- Об этом не переживай. Ты лишь спустись, а Я позабочусь обо всем остальном.

Он так и сделал.  

Кем же является Шрила Прабхупада, если Господь доверил ему Свою собственную миссию? Он Сам положил ей начало, явившись как Чайтанья Махапрабху. Он вступал в споры и одержал победу над Кази, смарта-брахманами, санньяси-майавади в Бенаресе, прошел через джунгли, путешествовал по Южной Индии, утвердил везде свое учение, а затем, когда пришла пора уходить, передал эстафету нашим ачарьям. В частности, Шриле Прабхупаде. Он послал его в тот момент, когда Его движение готово было взлететь, приняв форму Международного общества сознания Кришны. Кем же является Шрила Прабхупада? Как удачливы мы быть его последователями! Какая это великая удача!

Мы часто, к сожалению, размышляем о том, чего у нас нет, когда могли бы размышлять о том, что есть. Да, быть может, у нас чего-то нет, но то, что мы имеем, во много раз превосходит то, что имеет обычная обусловленная душа в этом мире. Чего стоят святые имена, при воспевании которых Сам Кришна танцует на языке! Чего стоит возможность очищать наши чувства, принимая прасадам! Или возможность жить в обществе преданных! Чего стоит то, что на все вопросы мы находим ответы, читая двенадцать Песней «Бхагаватам» и все тома «Чайтанья-чаритамриты»! Чего стоит возможность поехать в отпуск не в Диснейленд, не в Англию ради Биг-Бена и не в Париж ради Эйфелевой башни, а в Шридхам Майяпур, Джаганнатха-Пури, Шри Вриндавана-дхаму! Нам совершенно не о чем скорбеть. Каждый день нашей жизни можно отмечать как праздник.

Мы должны овладеть искусством усмирения ума, поскольку ум может быть как лучшим другом, так и злейшим врагом. Мы столько раз совершаем ошибку, поддаваясь чувству жалости к себе. Мало ли что бывает: муж с женой пререкаются, ребенок шалит, выдался дрянной день на работе… Вы немного приболели или что-то еще, и начинаете: «Ох, я! Ох, моё!» Вы идете по дороге домой, обратно к Богу, и осталось лишь несколько мгновений (в масштабах космического времени)! Прабхупада пишет в «Бхагаватам» (я перефразирую): «Просто продолжайте выполнять свое служение, а я позабочусь о вашем освобождении». Насколько же мы удачливы быть спутниками Шрилы Прабхупады, который уже вернулся в духовный мир!

Существуют два типа душ. Прабхупада упоминал, что Иисус Христос был одним из тех, кто обладал состраданием. Он говорил, что у Иисуса Христа есть своя собственная планета. Я не знаю, в материальном она мире или духовном. Прабхупада говорил, что последователи Иисуса отправляются на его планету. Мы же стремимся отправиться на планету Кришны, ведь Шрила Прабхупада именно там. Когда мы будем пролетать мимо планеты Иисуса, то пропоем (Поет.): «Аллелуйа! Аллелу-у-йа!» Уважительно.  

В «Гаура-ганнодеша-дипике» описывается, кто есть кто. Эти три личности… Мы отмечаем сегодня день ухода одного из них. В духовном мире он был манджари -молочницей, служанкой, близкой спутницей Шримати Радхарани. Последователи Чайтаньи Махапрабху не стремятся попасть на Вайкунтху. Их цель – гораздо выше: Голока Вриндавана. Если еще точнее, то их интересует настроение манджари. Именно так принято считать. Те манджари, что наслаждаются вечными, исполненными любви отношениями с Кришной в самбхоге, прямом служении, или (большую часть времени) в разлуке… Они испытывают высочайший экстаз випраламбха-бхавы, когда Кришна покидает Врадж и отправляется в Матхуру… Как полагают эти девушки-молочницы, Он делает этого для того, чтобы пообщаться с городскими девушками, потому что они более привлекательные, у них – более изысканные одежды, они более утончённые и более образованные, чем деревенские… «Кришна просто бросил нас!» Господь поступил так с определенной целью – усилить их влечение к Нему.

 

«О Говинда! В разлуке с Тобой каждый миг тянется для меня как двенадцать лет или больше, слезы льются из моих глаз, словно потоки дождя…». (Шикшаштакам 7)

 

Получается, что те самые спутники, которых Кришна приводил с Собой из духовного мира для проведения Своих лил пять тысяч лет назад, пришли вновь пятьсот лет назад, чтобы участвовать в Его играх в тот конкретный исторический момент. Шри кришна-чайтанйа радха-кришна нахи анья. Божественная Чета приходит вновь. Неверно полагать, что Кришна приходит один. Его сопровождает Анапайини. Это имя Радхарани, означающее «та, которую ничто не сможет разлучить с Кришной». Анапайини. Радхарани никогда не разлучается с Кришной. Бывает, что Она разлучена с Ним физически, но никогда не бывает, чтобы Она была разлучена с Ним на уровне эмоций, сердца.

Когда Кришна пригласил Ее прийти в этот мир пять тысяч лет назад, Она согласилась, но с условием:

- Хорошо, Я приду, но Ты должен взять с Собой Шри Вриндавана-дхаму, потому что как Мы можем проводить Свои игры в каком-то ином месте, отличном от святой дхамы Вриндаваны? Вся дхама должна низойти!

На что Кришна ответил:

- Да, хорошо. Мы возьмем с Собой реку Ямуну, холм Говардхан, Вамши-ват, Сева-кунду, Радха-кунду, Шьяма-кунду, Равал, - все эти места.

Итак, Кришна согласился. В этой прекрасной атмосфере, способствующей сознанию Кришны… То место, где вы живете, и те места, в которых бываете, влияют на ваше сознание. Преданные всегда стремятся жить в святом месте. Если у них нет возможности жить в одной из дхам здесь, в Индии, то они превращают свой дом в святилище, занимаясь девятью методами преданного служения, украшая дом изображениями, поклоняясь Божествам. Понятно, почему Радхарани поставила такое условие: атмосфера и место, в котором мы живем, очень важны, если мы хотим помнить о Кришне и никогда о Нем не забывать.

Игры Радхи и Кришны описаны в Десятой Песни. После того как Господь завершил Свои игры пять тысяч лет назад, Он вернулся обратно в духовный мир. О чем Он думал? Проникнуть вглубь Его размышлений мы можем по милости Кавираджи Госвами. Говорится, что никто не в состоянии понять, что на уме у вайшнава. Его ум настолько глубок, чист, наполнен сознанием Кришны. Что же говорить об уме Господа! Мы можем понять Господа только по милости преданного.

Кавираджа Госвами упоминает в «Чайтанья-чаритамрите», что когда Господь Кришна вернулся обратно в духовный мир, Он тут же начал сокрушаться о нас. Какой же Он великодушный отец! Он переживал за нас: «О! (я говорю своими словами, я не ученый, не могу запомнить все стихи…) Я спустился на планету Земля и разыграл там Свои лилы, соответствовавшие цели Моей юга-аватары в Двапара-югу. Они были показаны для того, чтобы привлечь обусловленные души, побудить их вернуться обратно, в духовный мир, но никто из этих обусловленных душ не был в этих играх задействован. Поэтому Я вернусь в материальный мир в Моем самом милостивом воплощении Шри Чайтаньи Махапрабху и приглашу эти падшие обусловленные души насладиться Моими трансцендентными играми на Земле». Какими играми? Нагара-санкиртаной!

 

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе!

 

Представьте, вы смотрите спектакль. Идете в театр, делитесь потом впечатлениями: «О, братан! Такой отпадный был спектакль!» И думаете про себя, в глубине души: «Вот бы мне сыграть там какую-нибудь роль». Вы смотрите спортивные соревнования, Олимпийские игры, как какой-нибудь гимнаст или пловец завоевал золотую медаль, и думаете: «Хотел бы я побывать на его месте...» Это не духовное желание. Я лишь привожу пример.

Ясно понятно, что, когда Господь проводит Свои игры, люди просто их смотрят, и этого вполне достаточно. Вполне достаточно даже услышать о них! Говорится, что если человек услышит о раса-лиле, то избавится от похотливых желаний, настолько эти игры чисты.

Господь Чайтанья пришел в сопровождении Своих спутников, многие из которых были до этого в женских телах. Теперь они явились в мужских. Они были манджари, а пришли как киртании, эрудиты, ученые. Они наслаждались иным вкусом служения Господу. И вы можете узнать, кем они являются! Это восхитительно! Это настоящее исследование! Людям нравится заниматься научно-исследовательской работой, изучать то или иное явление. Пытливый ум, интеллект… Кавираджа Госвами говорит: «Если вы разумны, то используйте свой разум для изучения философии и игр Шри Чайтаньи Махапрабху. Это принесет вам полное удовлетворение». Если вы разумны, то используйте свой разум для того, чтобы идти по этому пути сознания Кришны.

Например, наша Радха Падма. Меня как-то попросили прочитать лекцию по «Бхагавад-гите», по заданному стиху – 2.24, вроде бы. И я подумал: «Я учусь, слушая других преданных: Прабхупаду, моих духовных братьев и сестер». Если я знаю, какой будет стих, то нахожу лекции Вайшешики Прабху, Радханатхи Свами, Ниранджаны Свами по этому стиху и слушаю их. Тогда у меня появляются кое-какие идеи, я сажусь на вьясасану, читаю лекцию.

- Махарадж! Хорошая была лекция!

Ну, вы понимаете… На самом деле, то были глубокие познания Ниранджаны Свами, Радханатхи Свами, а у меня самого не было никаких идей.

Итак, я забил в поисковике: Бхагавад-гита 2.24, лекции ИСККОН. Послушал Радханатху Свами, а затем - Радха Падму даси. На экране - маленькая девочка, и она будет читать лекцию по «Бхагавад-гите»? Может, она подготавливает слушателей, пока не пришел ее папа? Внезапно – вот она, начинает говорить. Обалдеть! Девочка и вправду знает «Бхагавад-гиту!» Она – часть вашей семьи, поддержите ее своими бурными аплодисментами. (Аплодисменты.) Одна из причин, по которой я приехал в Майяпур, - встретиться с ней. Спасибо за лекцию. Ты коснулась нескольких интересных моментов. После моей лекции мне говорят:

- Махарадж! Хорошая была лекция!

- Ну, вы знаете, это всего лишь слова девятилетней девочки.

Именно так надо использовать наш разум. Благодаря благочестивой деятельности и преданному служению, совершенному в прошлом, Радха Падма в таком юном возрасте получила от Кришны такой дар. Вместо того чтобы увлекаться персонажами, выдуманными материалистичными людьми, пытаться во всех них разобраться, она изучает «Гиту» и другие священные писания.

Спутники Господа приходят из духовного мира, и интересно – кто есть кто? Можете прочесть «Гаура-ганнодеша-дипику». Если вам нравится «Чайтанья-чаритамрита», если это ваша любимая книга, как это было в случае Бхактисиддханты Сарасвати Тхакуры, вы изучаете ее, задействуете свой пытливый ум: «Любопытно, кем же они были в кришна-лиле?» Достаете «Гаура-ганнодеша-дипику»: «Ух ты! Вот кем они были! Круто!» Одно соотносится с другим.

Те три души были девочками-манджари в духовном мире, и их служением было, на самом деле, - петь. Они учились этому у гопи Шри Вишакхи. Вернее, у сакхи Вишакхи. Но, может быть, это та же самая гопи. Они учились у нее. Для того чтобы развить данные нам способности в сознании Кришны, необходимо учиться. У вас могут быть способности к пению, сочинительству, ораторскому искусству, но, несмотря на это, вы должны пройти обучение у знатока той или иной науки, чтобы достичь вершины мастерства. Те трое прошли обучение (в телах манджари) и впоследствии прославились (в телах юношей). Они особо отличились пением сладостных киртанов во время фестивалей Ратха-ятры в Джаганнатха-Пури. Преданные были им очень благодарны.

Нам нравится слушать киртаны. Например, киртаны Ниранджаны Свами, Вайшешики Прабху или Бхакти Бхринга Говинды Свами Махараджи. Или же новых, молодых киртаний. Все они обладают особой сладостью. Иногда, для того чтобы преданные не отвлекались от святых имен, завороженные сладостным голосом или мелодиями, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура выбирал преданного с не очень хорошим голосом и говорил ему:

- Вести киртан будешь ты!

- Только не это, Гуру Махарадж!

- Веди киртан! – И обращался к преданным. - Слушайте сладостное имя Кришны. Слушайте очень внимательно!

Но, как говорится, хороший киртания, вдохновляющий всех воспевать от всего сердца, – украшение киртана. Как обычно говорит Мадхава Прабху: «Все вместе! От всего сердца!» Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе!

Сикхи Махити сегодня утром попросил меня вести киртан, но я отказался, сослался на то, что голоса нет. То была безобидная ложь. Мой голос в порядке. На самом деле, я хотел послушать, как он поет, ведь он поет от всего сердца. У него хороший голос, но помимо этого, всякий раз, когда он поет, он заряжает всех своим энтузиазмом. Так было и сегодня. Я предлагал арати, а когда оглянулся, все преданные скакали до потолка: «Джая Прабхупада!» Вот он, здесь.

Теперь представьте: те преданные обладали не только сладостными голосами, но еще и шуддха-бхакти, чистой преданностью. В них не было ни тени мирского, никаких корыстных умыслов в сердце.

на дханам на джанам на сундарим
кавитам ва джагадиша камайе
мама джанмани джанманишваре
бхаватад бхактир ахаитуки твайи 
(Шикшаштакам 4)

Никаких желаний наслаждаться материальными богатствами и представителями противоположного пола, никакого желания прославиться как хороший ведущий киртана или оратор, ничего подобного! Они просто воспевали от всего сердца для того, чтобы удовлетворить Радху и Кришну. Вдобавок они были хорошими певцами! Боже ты мой! Допустим, вы берете два химических элемента: азот и глицерин. Каждый из них по отдельности имеет какую-то ценность, но сложите их вместе и – БУМ!  

Нужен лишь чистосердечный преданный, чистый вайшнав или вайшнави, которая также может петь и обладает смирением… тринад апи суничена / тарор ива сахишнуна… Если он или она знают, как надо петь, прониклись правильным умонастроением киртана, то их киртан способен вдохновить на воспевание даже львов, тигров и медведей! Как в истории с Чайтаньей Махапрабху, непревзойденным киртанией. Он шел через лес Джарикханды, и вместо своих «ррр», «шшш» и «мяу», все звери мелодично пели: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе!

В комментарии к стиху, в котором упомянут Васудева Гхош, Прабхупада говорит, что тот был превосходным певцом. Говинда Гхош был также любимым киртанией Чайтаньи Махапрабху. Он настолько его любил, что даже просил вести киртан в Шриваса-ангаме. У Говинды Гхоша была своя команда, своя группа. Как сказал однажды Прабхупада: «В самом начале Кришна послал мне нескольких хороших парней». В самом начале Кришна послал мне нескольких хороших парней… У каждого лидера должна быть своя команда, которая помогала бы ему исполнять его миссию. В команде Махапрабху были эти братья, и Он отдавал предпочтение Говинде Гхошу, когда они проводили вечерне-ночные киртаны за закрытыми дверями.

Чтобы начать движение санкиртаны, нужно сперва разжечь огонь, а потом уже он превратится в пылающий пожар. В то время у власти были мусульмане и киртаны были запрещены, поэтому, чтобы не привлекать слишком много внимания, киртаны проводились в Шриваса-ангаме. Есть бенгальская поговорка: входи подобно иголке, а выходи подобно плугу. Ее аналог: порхай как бабочка, жаль как пчела. Эти слова принадлежат Мухаммеду Али, ныне покойному. Однажды он купил книгу у одного преданного-санкиртанщика… Харе Кришна. «Порхай как бабочка, жаль как пчела». Махапрабху применил ту же стратегию. Поначалу Его киртаны были тихими: (Поет) Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе – тссс! - Харе… Последующие киртаны были все громче и громче, люди уже слышали их, соседи переполошились, а вслед за ними и все деревенские жители: «Что там задумали эти индуисты?» Они стали бросать камни… Вы понимаете, преданные не стремились вызвать бурную ответную реакцию, они давали святые имена постепенно. И, сами того не осознавая, люди уже вкусили этот «яд»!  

Недавно сводный брат одного известного (печально известного) политического деятеля был убит с помощью особого яда: к нему подошла какая-то женщина, хлопнула его по лицу ладонью, на которой был яд, и убежала. Все недоумевали: «Что это такое?» А через пятнадцать минут тот человек скончался. Совсем немного яда. Место, куда он попал, чесалось…

Прабхупада говорил, что мы должны вкалывать благотворный яд сознания Кришны в членов этого общества. Они будут думать, что воспевание Харе Кришна, наше Движение – это яд. Иногда они думают, что это яд. Но проникнув в человека, он подействует.

Движение санкиртаны началось практически незаметно. «Подумаешь, какие-то индуисты проводят свои ритуалы!» (Поет.) Харе!... А потом немного громче, еще громче… «Постойте-ка! Нам не нравятся эти громкие киртаны! Что у них за философия? Погодите!..» И в тот момент Махапрабху повелел: «Выходите из дома! Выходите на улицы и смело воспевайте! Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе! Ракхе кришна маре ке / маре кришна ракхе ке! Не бойтесь!»

Точно так же Господь Кришна сказал однажды Господу Брахме, когда тот, приступив к созданию вселенной, предчувствовал, что в ней родятся как праведники, так и грешники… Брахма немного нервничал:

- Как быть со всеми этими демонами? Они могут прийти…

Господь ответил ему:

- Брахма, выполняй свое служение и не бойся демонов.

Начавшись, Движение санкиртаны разрослось. Те трое юношей принимали участие в следующей после Шриваса-ангама игре: в нагара-санкиртане, процессии, что пришла к дому Кази. У нас не так много времени, все вы - майяпур-васи, знаете эти истории лучше меня: Кази пытался остановить воспевание Харе Кришна, он или его приспешники (мне кажется, что он лично) сломал мридангу и объявил воспевание вне закона. Махапрабху принял брошенный им вызов и организовал процессию санкиртаны, в которой, по словам шастр, приняли участие десятки, сотни, миллионы вайшнавов и вайшнави! Процессия проходила ночью, с факелами. Кто вел главный киртан? Говинда Гхош! Ему выпала такая честь – вести тот киртан. «Много званных, да мало избранных». Их избрали, потому что они были чисты и искренне желали служить Господу при любых обстоятельствах: в счастье или несчастье, в здоровом теле или больном. Что бы с ними ни случилось, они были решительно настроены распространять послание Чайтаньи Махапрабху. Такие бесстрашные преданные – избранники Господа. Иногда они рискуют своей жизнью, продвигая Движение санкиртаны, и гибнут.

Прабхупада упоминает об этом. Он говорит, что в истории Индии было множество всякого рода сражений и люди, пользовавшиеся безупречной репутацией, порой отдавали свои жизни за свою страну. Подобным образом, в ходе распространения Движения сознания Кришны возникает сильное противостояние и преданным приходится страдать. Прабхупада приводил в пример Харидаса Тхакура. Он был намачарьей, чище всех воспевал Святые имена! Он мог философски обосновывать воспевание Святых имен часами напролет! Он жил согласно этой философии и демонстрировал симптомы того состояния, которого достигает человек, когда воспевает: когда его сердце очищается, тело охватывает дрожь, слезы текут из глаз, подобно потокам дождя, и так далее. Этой чистой, божественной личности, у которой даже волосок на голове не должен был пострадать, пришлось  перенести порку на двадцати двух базарных площадях! Иногда такое случается.

Итак, есть избранники. Например, наш Шрила Прабхупада был избран. Ему пришлось пройти через счастье и страдания, бедность и богатство - он всегда оставался неизменным. Он всегда был самим собой. Он был подобен цветку лотоса, растущему над водой. Иисус говорил: «Живите в мире, но будьте не от мира сего». Цветок лотоса растет в озере, а стебель его произрастает из мутной воды, из грязного, вонючего ила на дне… Можно сказать, корни лотоса – в грязи озера, но, по законам природы, сам лотос – над озером. Цветок лотоса всегда на несколько сантиметром выше воды. Стебель – в воде, а цветок – над водой. Наши ачарьи приводят этот пример. Быть в этом мире, но не от мира. Это возможно, если обладать малой толикой божественного сознания, всегда помнить о Кришне и никогда не забывать о Нем. Шрила Прабхупада был олицетворением этого принципа.

Говинду Гхоша избрали вести киртан в Шриваса-ангаме, а также избрали вести киртан, когда преданные подходили к дому Кази. Никто тогда не знал, что случится дальше! Конечно, сейчас это – уже история, мы с вами знаем, но только представьте себе: Кази, могущественный правитель, в его распоряжении – армия, и у его воинов – мечи, кинжалы и булавы… А вайшнавы подходят, вооруженные лишь святыми именами и верой в наставления своего господина. «Прабху» значит «господин». Они приняли прибежище у Махапрабху, величайшего господина. Именно так трактуется имя Махапрабху. Мы не задумываемся об этом, не анализируем. Величайший учитель, Махапрабху. Они ничуть не боялись. Можете себе представить: выступить против армии, не имея при себе никакого оружия? Острые кинжалы, огромные мечи, булавы в руках людей, ненавидящих тебя? (Боязливо.) Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама… (Смех.)

Но преданных ждал успех. Это загадка сознания Кришны: оно всегда побеждает материальную энергию! Это чудо Движения санкиртаны! Оно одерживает победу над материальной энергией! И мы видим это своими собственными глазами. Истинное благословение, которое мы просим, воспевая Харе Кришна, - это возможность послужить, выйти на санкиртану. Для мальчиков-гурукулят, а также для девочек, для членов этой общины, для всех вас Майяпур – это учебный полигон. Вы живете здесь, в Майяпур-дхаме… Конечно, если вы в преклонном возрасте, то вам позволено отдалиться от дел. Но подрастающее поколение… Это ваш дом сейчас, но вашим настоящим домом в будущем станет Первая Винная улица. Что это за улица? Практически в каждом городе Америки есть главная улица под названьем Винная. Угол этой улицы – ваш дом. Именно там вы почувствуете близость к Господу Чайтанье. Тогда, когда вы проповедуете божественное послание. Именно там течет милость рекой.

Бхактивинода Тхакура как-то сказал: «Когда же проявится мое сострадание ко всем падшим душам и я со всей решимостью отправлюсь проповедовать божественное послание?» Это именно то, на что надеются все эти прекрасные вайшнави, эти матери, растящие своих детей. Очень больно расставаться со своим ребенком, когда он достигает совершеннолетия, когда ему исполняется восемнадцать…

- Мама, я хочу пойти на санкиртану!

- Нет, останься дома со мной, милый!.. Ах, нет, подожди… Иди на санкиртану!

Как же трепещут струны сердца матери, когда парни уходят из дома… Но когда придут отчеты, сколько книг ваш сын распространил, сколько фестивалей организовал, скольких людей он сделал преданными, тогда ваше сердце наполнится гордостью, и все те аскезы, что вам пришлось претерпеть, растя ребенка: менять подгузники, заботиться о проказнике-двухлетке, волноваться о подростке, - все это будет уже не важно, вы будете сыном гордиться. Однажды Прабхупада написал одному из своих учеников… Узнав об успехах его проповеди, он ответил ему: «Когда я получаю известия о твоей проповеднической деятельности, мое сердце переполняется гордостью».

Говинда Гхош – это настоящий герой для мальчиков-гурукулят. Он показал пример того, как вести киртан в дхаме, а потом выступить против огромной оппозиции, имея непоколебимую веру в воспевание – Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе…

Также он прославился тем, что вел киртаны в доме Рагхавы Пандита. Я не знаю подробности этой игры, но это что-то наподобие:

- У нас будет нама-хатта, кого бы нам пригласить?

- Надеюсь, Ниранджана Свами придет… Или Б.Б. Говинда Свами? Как насчет Мадхавы? Давай Мадхаву пригласим!

Так же было и тогда. Всякий раз, когда Рагхава Пандит проводил у себя дома программы, то ему говорили: «Не мог бы ты пригласить Говинду Гхоша?»

Игры похожи. Мы лишь кандидаты на звание преданных. Мы – зеленые манго. Но Господь Чайтанья Махапрабху оставил игры такими, какими они были в Его времена. Господь никогда не просит нас делать то, чего Сам не делал. Он явился как преданный. Если бы Он явился как Господь, то мы, разумеется, не смогли бы делать то, что делал Он. Специально для нас Он явился в пяти ипостасях, явился как преданный, чтобы на личном примере показать нам путь, шаг за шагом. Сознание Кришны за десять простых шагов. Метод прост. Мы лишь должны следовать по стопам Господа. Разве это не удивительно? Нагара-санкиртана, Бхагаватам, прасадам до упаду… Меня пригласили на пиццу и мороженое в дом Шри Радхе сегодня вечером… «Хорошо, я совершу эту аскезу!» (Смех.)

Говинда Гхош также знаменит тем, что его выбрали пойти с Господом Чайтаньей, когда тот покинул Навадвипу и отправился во Вриндаван. Его имя упомянуто. А еще один раз Махапрабху преподал хороший урок, используя Своего преданного ученика Говинду Гхоша.

Однажды, закончив обедать, Чайтанья Махапрабху захотел освежить рот. Знаете, в конце трапезы вам дают такие… как их называют, матаджи? Эти специи, которые вы жуете? Освежающие дыхание?... В сознании Кришны нам известна каждая деталь. Как освежал Свой рот Господь Чайтанья? Жевачкой из магазина? Нет. Он просил, чтобы Ему принесли особый фрукт – харитаки. Что это такое? Бенгальский фрукт. Кто из вас пробовал харитаки? Ну, хорошо, кто-то пробовал, значит такой фрукт существует!

Кстати, до этого Господь Чайтанья велел Говинде Гхошу жениться, чтобы тот показал пример хорошего грихастхи. Когда Господу Чайтанье понадобилось харитаки, Говинда Гхош побежал домой, где у него хранилось множество этих плодов, и принес несколько Господу. Он принес так много, что Господь подумал: «Он не смог бы столько собрать с дерева. Скорее всего, он запасся ими. У него, должно быть, целое хранилище харитаки у себя дома».

Когда Говинда Гхош принес харитаки Господу, то Господь посмотрел на него с некоторым изумлением и отругал его. Он сказал ему: «Говинда! Поскольку ты до сих пор не смог избавиться от привычки запасаться и складировать, пожалуй, тебе не стоит отправляться с нами в путешествие во Вриндаван. Лучше тебе взять на себя ответственность по поклонению Божествам». (Помехи.) Это гроза? Или микрофон? Понятно, просто кажется, что скоро пойдет дождь.

Господь Чайтанья – очень и очень милостивый. Он дал нам очень простой и замечательный метод. Но в действительности Он был очень строг. Преданный – одновременно и либерал, и консерватор. Это тема для отдельной лекции. Метод очень хорош, но существует множество мельчайших деталей, которыми не следует пренебрегать. Даже самыми, вроде бы, незначительными.

В ранние годы нашего Движения Прабхупада, по сути, просил преданных лишь петь Харе Кришна и съедать после этого по дольке яблока. Он не просил их следовать каким-либо правилам и предписаниям. Нужно было, чтобы они хоть как-то начали идти по этому пути. Рупа Госвами говорит: «Так или иначе, пусть они вступят на этот путь». Прабхупада был и поваром, и раздатчиком, и лектором. Он сам все убирал. Когда заканчивался праздник, все расходились по домам, и Прабхупада мыл полы… В один прекрасный день Умапати Прабху (позднее – Умапати Свами) поднялся в комнату Прабхупады и спросил:

- Прабхупада, мы лишь воспеваем и едим прасадам. Есть ли какие-то еще правила и предписания, которым мы должны следовать?

И Прабхупада ответил:

- Я думал, что вы никогда не спросите.

Именно тогда был написан тот знаменитый документ, который можно найти на дверях всех брахмачари- и брахмачарини-ашрамов, - перечень того, что можно делать, а что нельзя, живя в ашраме. С того самого дня появилось множество других правил. Даже сейчас мы обнаруживаем для себя все новые и новые правила и предписания. Например, как надо сидеть… Самое важное правило – Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

По всей вероятности, Говинда Гхош хранил уйму всего у себя дома. Господу Чайтанье не нравилось, когда преданные копили что-то без крайней на то необходимости. Лучше, когда преданный полагается на Кришну. Делать запасы – значит: «Мне надо накопить побольше всего, поскольку, может быть, в будущем обо мне некому будет позаботиться». Нет! Кришна говорит в «Бхагавад-гите»… Я забыл стих… «Я даю то, чего им недостает, и сохраняю то, что у них есть» (Б.-г. 9.22) Йога-кшемам вахамй ахам. Кришна говорит: «Мой преданный, вручивший себя Мне, не волнуйся! Я сохраню то, что у тебя есть. А если тебе что-то понадобится в будущем, Я дам тебе это». Прабхупада разъясняет: «В этом мире муравей получает свою крупицу сахара, а большие толстые слоны (они толстые от природы, я никого не критикую) - тонну сена. Каким образом это устроено? Они не ходят работать на заводы. Все устроено Господом! Он заботится о каждом живом существе, даже если оно не ценит это. Он так милостив! Неужели Он не позаботится о Своем преданном?»

То, что у Говинды Гхоша было огромное хранилище на случай будущих катаклизмов, могло означать, что у него не было полной веры в Господа. Конечно, бывают случаи, когда человеку грозит война или еще что-то, и можно применить разум и запастись всем необходимым. Господь Чайтанья посчитал, что Говинда Гхош продемонстрировал недостаточную веру в Господа, запасшись таким количеством плодов харитаки. Он сказал:

- Раз у тебя такой образ мыслей, то ты не можешь путешествовать со Мной. Ты не можешь быть Моим очень близким спутником.

Для того чтобы служить духовному учителю, для того чтобы служить Верховному Господу, необходимо продемонстрировать следование определенному стандарту сознания Кришны. Совершенным тому примером были Госвами Вриндавана. Прабхупада сказал в одной лекции: «Чтобы показать полную зависимость от Господа, они совсем ничего не хранили». Если вы бывали в бхаджан-кутире Рупы Госвами, Санатаны Госвами или Рагхунатхи даса Госвами, то видели, что бхаджан-кутир каждого из них - очень простая хижина. Пол в ней вылеплен из коровьего навоза, стены сделаны из соломы. В углу – горшок воды, из мебели - возможно, один деревянный письменный столик. В довершение картины – один комплект сушащихся каупин и джапа-мала. Как вообще можно жить в такой простой обстановке? Можно, когда царство Бога находится внутри.

Царство Бога находится внутри каждого из нас, и если заглянуть внутрь себя, разжечь огонь сознания Кришны, то можно испытать высочайшее наслаждение, даруемое духовной жизнью. Человеку не много надо. Нужен лишь минимальный набор самого необходимого в этом мире. Счастье такого человека в том, чтобы сидеть 24 часа в сутки и повторять на своей мале: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Все мы следуем указаниям Чайтаньи Махапрабху распространять Его послание, возвращать злодеев этого мира в мир духовный. Одни для этого выходят на улицы, элегантно одетые, ведут большую машину. У них есть часы, чтобы ориентироваться во времени, они принимают прасадам трижды в день. Вместо горшка с водой у них термос с чаем ройбуш. И идут они на Первую Винную улицу, чтобы провести там 12 часов, распространяя книги, проповедуя сознание Кришны… Другие заботятся о своей семье с утра до вечера… Семейная жизнь – это когда очень сложно найти время для повторения шестнадцати кругов, особенно если есть дети. Но такие преданные делают это. Тот же самый принцип: юкта-вайрагья.

Госвами были госвами, они жили во Врадже, учили принципу отречения. Вместо того чтобы что-то хранить, они собирали мадхукари. Оно заключалось в том, что можно было обойти три или четыре дома в день. Мне кажется, четыре. Разрешалось постучаться в четыре дома. Вы стучите в дверь: «Мата! Я голоден!» И что бы вам ни дали в вашу миску, таков у вас и обед. К счастью, вайшнавы… Как говорил Иисус: «Моя чаша переполнена любовью». Преданные любят служить другим преданным.

Мы любим служить. Служение – это суть всей нашей жизни. Мы любим служить преданным. Мы любим служить Господу. Мы любим служить падшим, забывчивым, обусловленным душам! Это самое главное: возрождать в них сознание Кришны, наблюдать, как разгорается в них искорка преданности. Мы любим служить.

Если вы живете в таком месте, как Майяпур, Джаганнатха-Пури или Вриндаван, то не мне вам объяснять. Недавно мы ездили на парикраму по Варшане. Я пропустил завтрак и скоро почувствовал, что проголодался. «Я умираю от голода!» - сказал я одному преданному, и он взял и постучал в первую же дверь. Мы были в Читракуте. Это после Виласгарха. Мы спустились в эту маленькую деревню… «Я умираю от голода!» - Тук-тук! – Дверь открывается. «Мой Гуру Махарадж голоден!» Женщина, открывшая дверь, в прямом смысле слова схватила меня, затащила в дом, усадила и за пять минут приготовила завтрак! Картошку, овощи, роти, сладкий рис… После завтрака меня буквально надо было поднимать и выносить из дома. И только я вышел, на улице выстроилась целая шеренга женщин: «Махарадж! Зайдите ко мне в дом! Ко мне!» Так аскетично, оказывается, быть госвами! (Смех.) Приходится наедаться до отвала по шесть раз в день! В Международном обществе сознания Кришны недостатка в прасаде нет.

Следует избегать этого образа мыслей: накапливать что-то и хранить. Это оскорбление. Я помню, в моем детстве мой отец устраивал генеральную уборку каждую весну. Она называлась «весенней чисткой». Как же я ее ненавидел! У нас были школьные весенние каникулы, и все каникулы я должен был наводить чистоту в доме! Я должен был оставаться дома, не мог никуда пойти с друзьями! И я помню, каждый год, поднимаясь на чердак или спускаясь в подвал, мы вытаскивали оттуда тонны разного хлама, накопленного нашей семьей. Эти вещи были совершенно бесполезными, и их хранили скорее потому, что они были памятными. Мой папа говорил: «Выкидываем!» - А мама: «Нет!» - Папа: «Да!» - Разгорался ожесточенный спор, и тогда я мог улизнуть из дома на пляж!

У нас есть тенденция накапливать очень много вещей. Если подумать, без чего нам действительно не прожить в этом мире, - это самая малость. Мы тратим так много времени, фантазируя о том, что нам нужно, а затем упорно трудимся, чтобы получить это... По большому счету, можно обойтись самым минимальным количеством вещей. Для брахмачари, грихастхи, ванапрастхи и санньяси этот минимум, разумеется, будет разным. (Санньяси часто накапливают больше всего, но не будем сейчас об этом.) То, что у нас есть, должно раздаваться как дан, пожертвования, или же выбрасываться. Нужно жить просто и мыслить возвышенно, а не наоборот: запутаться в проблемах, чтобы не осталось времени на размышления. Это неправильное умонастроение, не в сознании Кришны.

Да, прабху, это поучительная история из жизни Говинды Гхоша. Разумеется, мы не должны думать, что у него был такой образ мыслей. Но, повторюсь, Господь преподал нам урок, используя в качестве примера Своего преданного.

Прошло несколько дней, и Гхош Тхакура, как его называли… ему пришлось остаться дома. Но, к счастью, Махапрабху вернулся. Как вы знаете, Он не добрался во Вриндавана: преданные обхитрили Его, и Он вернулся в Майяпур. В то время Говинда Гхош сокрушался о своей судьбе, о том, что его не пригласили… Но он послужил инструментом в руках Господа…

Как-то раз он принимал омовение здесь, в Ганге, недалеко отсюда, окунулся, и какой-то предмет коснулся его спины. (Однажды я принимал здесь омовение, и что-то коснулось моей спины, я оглянулся, и оказалось, что это – труп! Фу!) Говинда Гхош подумал, что это – бревно, хотя оно казалось каким-то неестественно тяжелым… До этого, ночью, ему приснился божественный сон. Во сне к нему явился Господь и велел пойти и найти кусок дерева, аккуратно взять его и передать Ему, Господу Чайтанье, на следующий день. Проснувшись, он пошел к реке. Он помнил, как выглядело то бревно во сне, оно застряло в корнях дерева, растущего на берегу, он его достал и вдруг осознал: «Боже ты мой! Это не кусок дерева! Это огромная, старинная шалаграм-шила!»   

Разве такое возможно? Шалаграм-шила плыла? Это же Господь! Он может делать все, что захочет! Он делает так, что громадные планеты плавают по просторам вселенной. Сколько весят эти планеты: Марс, Сатурн, Меркурий? Благодаря Его непостижимой милости все они парят в невесомости. А когда Господь повелел обезьянам и медведям построить мост на Ланку, бросая камни в воду? Обезьяны недоумевали: «Каким образом камни будут держаться на поверхности?» Хануман, близкий спутник Господа, знал, что у Господа на сердце, его вера была непоколебимой, что он сделал? Он взял камень и написал на нем - Р-А-М-А. Положил его на воду… и камень всплыл! Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Как же загадочны имена Господа! И насколько мы благословлены, что можем повторять эти загадочные имена, которые со временем откроют нам наму, рупу, гуну… Откроют славу имен, форму, атрибуты, игры, - все это откроется нам!

Рагхунатха даса Госвами получил от Махапрабху наставление: «Просто поклоняйся этому камню (на санскрите «камень» - это «шила»). Поклоняйся этому камню с холма Говардхана, и однажды, если ты будешь все делать правильно, в соответствии с Моими наставлениями, то увидишь в нем Верховную Личность Господа, сына Нанды Махараджи, Нандалалу». Такое простое наставление: поклоняйся шиле и благодаря этому ты сможешь увидеть Господа. Аналогичное наставление: повторяй Харе Кришна и тебе откроется все знание о Господе. Садясь повторять джапу, мы должны делать это с решимостью, должны повторять с жадностью. У нас не должно быть при этом желаний видеть, слышать что-то мирское или помнить о чем-то мирском. Мы должны хотеть увидеть и услышать Господа, памятовать о Нем, Его преданных и их играх. Как это сделать? Когда вы садитесь каждое утро воспевать, то сосредоточьте все свое внимание, воспевайте от всего сердца, внимательно слушайте каждый слог и молите Господа о милости: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Один мой ученик как-то спросил меня:

- Гуру Махараджа, вы повторяете святые имена на протяжении стольких лет! Наверное, вы очень быстро вычитываете свои круги.

- На самом деле, - сказал я, - чем старее я становлюсь, тем больше времени у меня уходит на воспевание кругов.

- Правда? Почему?

- Ну, я больше стараюсь… Наслаждаюсь каждым слогом маха-мантры, молю о милости…

Мы понимаем, что деяния Господа – загадка. Совсем несложно понять, как у Него получается заставить камни не тонуть. «Мой дорогой Господь, Ты – не статуя, Ты – никто иной, как сын Махараджи Нанды». Кришна – Йогешвара, владыка всех мистических сил. Не стоит удивляться тому, как Он заставил плыть шалаграм-шилу по реке. Это – одна из Его игр.

Говинда Гхош взял эту шалаграм-шилу и отнес домой. Он сидел и смотрел на нее раскрытыми от изумления глазами. Господь просил его во сне спасти именно ее. И – как и следовало ожидать! – он просто сидел у себя дома и пел, обращаясь к шиле (Поет.): Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Можете себе только представить ту чистоту, с которой он пел, и как счастлива была та шалаграм-шила!

И, о чудо! Тук-тук-тук!

- Кто там?

- Господь Чайтанья Махапрабху!

- О! Заходи!

И Господь сказал Говинде Гхошу:

- Смотри, Говинда! Тебе больше не о чем беспокоиться! Завтра сюда придет один скульптор, сделает из этой шилы Божество, и ты должен будешь Его установить.

Итак, это очень особое Божество. Я не знаю, где находится та деревня. Возможно, вы знаете. Она где-то в этих краях. Там явился Говинда Гхош, проявил свои игры. Но то Божество… Заслуга Говинды Гхоша в том, что он Его нашел. На самом деле, это заслуга Господа Чайтаньи, появившегося во сне! Господу нравится приписывать заслугу Своему преданному, а преданному, в свою очередь, нравится приписывать заслугу Господу. Прабхупада говорил, что в бхакти-йоге всегда происходит соревнование: преданные постоянно стремятся прославить Господа, а Господь постоянно прославляет Своих чистых преданных. Такое соревнование. Несмотря на то, что Сам Господь нашел Божество, позднее известное как Гопинатха, заслугу приписывают Его преданному.

Так случилось, что жену и сына Говинды Гхоша настигла безвременная смерть, и, состарившись, Говинда Гхош много думал о том, кто же будет проводить по нему церемонию шраддхи, обряды после его ухода. В ведической культуре, как нам известно, когда человек оставляет тело, то погребальные обряды по нему проводит старший сын. Зачем? Не исключено, что душа умершего может оказаться там, где не хотела. Это церемония шраддхи. Благодаря ей можно забрать своего умершего родственника из плохого места и отправить в хорошее. Даже Господь Чайтанья проводил эту церемонию по Своему отцу.

Говинда Гхош размышлял: «У меня не осталось сына, что же случится со мной?» Переживал по этому поводу. И снова ему снится сон. Эти сны – не сны в нашем обычном понимании. Они больше похожи на духовные видения, поскольку преданные такого уровня не тратят времени на мирские сны, не впадают в иллюзию каждую ночь, как это делаем мы. Если вспомнить, что снилось вам последний раз, то вам станет стыдно. Прабхупада говорил: «Иногда нам снится Кришна или духовный учитель – это замечательно. Но обычно нам снится всякая чепуха». Великие личности, казалось бы, спят так же, как и мы, но к ним часто приходит во сне Господь.

Говинда Гхош старел. «Кто будет проводить церемонию шраддхи? Мой сын умер!» И он видит сон. Гопинатха явился к нему и сказал: «Не волнуйся об этом. Я лично проведу церемонию шраддхи, когда ты оставишь этот мир». Тогда Говинда Гхош успокоился.

Действительно, так и произошло: когда Говинда Гхош оставил тело, Божество пришло во сне к пуджари и приказало ему, что и как делать, как провести церемонию шраддхи. Заслуга принадлежит, на самом деле, Гопинатху. Он дал наставления пуджари, как проводить церемонию. С тех пор каждый год в День ухода Говинды Гхоша в его деревне (хотя мы и не знаем, где она) проводится церемония, в ходе которой Гопинатх, само Божество, проводит церемонию шраддхи по Своему преданному.

Поскольку через несколько минут польет дождь… Через несколько секунд… Подождите, я посмотрю, захватил ли я с собой записную книжку. Я выписал слова песни Говинды Гхоша. Нет, не со мной. Я прочту вам завтра. Прекрасная песня! Говинда Гхош выразил в ней свою випраламбха-бхаву, чувства разлуки, которые он испытывал после того, как ушел Господь Чайтанья.

Пока не хлынул дождь, я хотел бы поблагодарить всех вас за то, что пришли сегодня в этот благоприятный день – День явления великого преданного Говинды Гхоша.

Говинда Гхош Прабху ки – джай!

Шри Гауранга Махапрабху ки – джай!

Навадвипа-Майяпур-дхама ки – джай!

Шри Шри Радха-Мадхава ки – джай!

Ашта-сакхи ки – джай!

Господь Нрисимхадева ки – джай!

Панча-таттва ки – джай!

Гоур-бхакта-вринда ки – джай!

Гоур-премананде! Харибол!

Спасибо большое. Харе Кришна. Дайте мне поблагодарить по-русски. Увидимся завтра в то же самое время, в четыре дня, продолжим читать и обсуждать «Чайтанья-чаритамриту». Харе Кришна.