«Игры и учение Харидаса Тхакура» Часть 1


Главная > Практика > Игры и учение Харидаса Тхакура
   место: Австралия

Всем Харе Кришна. Добро пожаловать в Нью-Говардхан-дхаму. Я не собираюсь выступать сейчас с официальной приветственной речью по поводу открытия фестиваля. Открытие будет в десять утра. Это – лишь преамбула к фестивалю. Мы начинаем, как и обычно, как и все другие дни в нашей исполненной блаженства жизни в сознании Кришны, с обсуждения Писаний. В эти четыре выходных дня у нас будет семинар. В прошлом году на этом фестивале наш четырехдневный семинар был посвящен молитвам «Шикшаштакам». На этот раз меня попросили провести семинар на другую тему. И я задумался – столько тем для обсуждения! Но поскольку суть этого фестиваля так или иначе сводится к воспеванию - Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе – я подумал, что тема должна быть связана со святыми именами. Закрыл глаза и вспомнил Шрилу Харидаса Тхакура, намачарью. Его любят многие наши киртании  Международного общества сознания Кришны. Поэтому я предприму скромную попытку прославить Его Божественную Милость Шрилу Харидаса Тхакура. Опорой нам послужит «Чайтанья-чаритамрита», в которой его слава описана во многих стихах.
Сейчас прочтем стих 25 из  Антья-лилы, глава 11.

(молитвы)

лока нистарите эи томара ‘аватара’
намера махима локе карила прачара

Перевод и комментарий Его Божественной Милости Шрилы Прабхупады:

«Ты воплотился, чтобы даровать спасение всем людям. Ты уже достаточно проповедовал славу святого имени в этом мире».

КОММЕНТАРИЙ: Харидас Тхакур известен как намачарья, потому что именно он широко проповедовал славу повторения хари-намы (святого имени Бога). Слова томара аватара («твое воплощение»), произнесенные Шри Чайтаньей Махапрабху, подтверждают, что Харидас Тхакур был воплощением Господа Брахмы. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пишет, что возвышенные преданные помогают Господу, Верховной Личности Бога, в Его миссии и что такие преданные или личные спутники Господа воплощаются в этом мире по воле Верховного Господа. Верховный Господь приходит сюда по собственной воле, и по Его же воле воплощаются Его ближайшие спутники. Они помогают Ему исполнить Свою миссию. Таким образом, Харидас Тхакур — воплощение Господа Брахмы, и другие преданные также воплотились здесь, чтобы помогать Господу в Его миссии.

(молитвы)

Такое благоприятное начало. Сегодня начинается наш четырехдневный семинар о жизни и учении Шрилы Харидаса Тхакура. Многие из вас знают, что он пользуется большой популярностью в нашем Международном обществе сознания Кришны. Каждый день мы слышим напоминание о его славе – по крайней мере, один раз, если не два или три раза в день. Его имя упоминается в молитвах «Према-дхвани». После перечисления имен и прославления наших предыдущих ачарьев: Шрилы Прабхупады, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, - мы говорим – ананта коти вайшнава-вринда – ки джая! Что значит «вся слава всем преданным». А затем – намачарья шрила харидаса тхакура – ки джая! После этого – прем-се кахо шри кришна чайтанйя прабху нитйананда шри адвайта гададхара шривасади гаура-бхакта-вринда… Это неспроста. Харидасу Тхакуру уделяется большое внимание.  

В «Бхагавад-гите» Шрила Прабхупада перечисляет, насколько я помню, тридцать двух духовных учителей в ученической преемственности, включая его самого. В самом начале - Брахма, а в конце – учители нашего времени. Все без исключения, конечно же, очень важны. Но именно Харидас Тхакур упоминается в молитвах «Према-дхвани». Это о чем-то говорит.

Когда я путешествую по миру, то часто вижу деревянную фигуру Харидаса Тхакура. Он не был так популярен, как сейчас, в начале нашего Движения. Это – проявление любви и признательности преданных к намачарье. Его нередко помещают на алтарь. «Махарадж, он – из сиддха-бакула!» Маловероятно… Как бы то ни было, Божество Харидаса Тхакура находится на алтарях у многих, и когда преданные садятся утром читать джапу, то ставят перед собой деревце Туласи, как это делал Харидас Тхакур, а также его виграху и воспевают: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Он был знаменит при жизни. Многие великие преданные приходили к нему за общением, например Рупа и Санатана Госвами. Санатана Госвами был его лучшим другом. Рупа Госвами обычно приходил, общался с Харидасом Тхакуром, когда тот жил в Джаганнатха-Пури под деревом сиддха-бакул.

Он знаменит и сейчас, а в последующие столетия, когда, согласно желанию Чайтаньи Махапрабху, слава святых имен разнесется повсюду, станет еще более знаменитым. Процитирую одного из моих духовных братьев – Рупа Виласу прабху, составившего подробное жизнеописание Харидаса Тхакура. Он пишет (и мне показалось это очень интересным): «В истории Харидаса Тхакура есть всё: любовь, противостояние, драма, искушение, философия, экстаз, внезапные повороты судьбы, трагедия, победа, вдохновение и наивысшее просветление. Суть его учения сводится к тому, что счастье, которое мы ищем, можно найти в нескольких слогах маха-мантры. И эта истина так же актуальна сейчас, как и пятьсот лет назад». Я подумал, что это – отличная краткая характеристика божественной личности Харидаса Тхакура.

По этой и другим причинам мы выбрали Харидаса Тхакура и его учение темой нашего семинара. Чем дальше мы продвинемся, тем меньше будет у нас сомнений в том, что он действительно ачарья. Он совершенным образом представляет юга-дхарму. Какова юга-дхарма? Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Почему именно он, а не кто-то другой из преданных Чайтаньи Махапрабху? Все они пришли в качестве Его спутников, чтобы помочь Ему утвердить юга-дхарму. Кришна-варнам твишакришнам сангопангастра-паршадам / йаджнаих санкиртана-прайаир йаджанти хи сумедхасах [ШБ 11.5.32]. Миссия юга-аватары была изложена тысячи лет назад в Бхагавата-пуране, в «Шримад-Бхагаватам»! И мы знаем, что когда приходит Кришна, Он никогда не приходит один. Прабхупада говорил: «Вы никогда не увидите Кришну в одиночестве. Он – всегда с преданными, которые заняты тем или иным преданным служением». Даже если это - олень! Или павлин!

Итак, когда Господь приходит, чтобы осуществить Свою миссию, Он приходит со Своей свитой. Все они – великие освобожденные души. Не то чтобы освобожденные, они – нитья-сиддхи, никогда не обуславливались. Они – вечно освобожденные души, и они приходят. Когда Кришна пришел, то вместе с Ним пришли многие жители Вриндавана, включая Его самых близких спутниц, таких как Шримати Радхарани и Ее сакхи и манджари. В играх Чайтаньи Махапрабху многие из тех преданных, что были в женских телах, приняли мужские тела, чтобы помочь Господу в Его разнообразных играх. Все они были знатоками своего дела. Мы не говорим о том, что они были экспертами в игре на музыкальных инструментах и обладали красивыми голосами (хотя, конечно, они обладали)… Мадхава прабху всегда вдохновляет нас петь от всего сердца, так вот они, все те преданные, действительно так пели, распространяя славу Шри Кришны в форме Его святого имени. Если бы мы услышали пение хотя бы одного из них: Шрилы Санатаны Госвами, Дживы Госвами, Рагхунатхи даса Госвами, - какое великое благословение бы получили! И среди всех этих преданных Харидас Тхакур считается идеальным образцом.

Почему? Почему именно он получил титул ачарьи святых имен? Его лучший друг нам это объяснил. Один из его лучших друзей, Шрила Санатана Госвами, сказал (и его слова записаны в «Чайтанья-чаритамрите»):

апане ачаре кеха, на каре прачара
прачара карена кеха, на карена ачара

«Некоторые совершают хорошие поступки, но не проповедуют культ сознания Кришны, тогда как другие проповедуют, но не ведут себя должным образом».

‘ачара’, ‘прачара’, - намера караха ‘дуи’ карйа
туми – сарва-гуру, туми джагатера арйа

«Однако ты, Харидас Тхакур, одновременно исполняешь все обязанности: в отношении святого имени, в личном поведении и в своей проповеди. Поэтому, как самый возвышенный преданный в мире, ты являешься духовным учителем всего мира» [Ч.-ч., Антья 4.102-103].

Он особо отличился, показав пример идеального воспевания. Он взял на себя обет повторять 300 000 имен в день! Я не силен в математике, посчитал на калькуляторе – это 192 круга! Многие из нас с трудом вычитывают 16 кругов. А 192 круга? Сколько ж времени останется на все остальное? Я подсчитал – около 90 минут. И этот великий преданный, как и ему подобные преданные, не мыслил свою жизнь без этого. Он наслаждался прославлением Кришны, воспевая Его святое имя.

Вот почему вайшнавы того времени наделили его титулом ачарьи. Это подобно тому, как в нашем обществе, когда кто-то добивается определенных результатов в сознании Кришны, то получает титул лидера санкиртаны, регионального секретаря, президента или, может, Джи-би-си, санньяси. Эти титулы существуют для того, чтобы мы знали, к кому обращаться за наставлениями и на кого равняться. Намачарья – наивысший титул, какой только можно получить, но, глядя на Харидаса Тхакура, вы бы и не догадались о его высоком положении, таким он был скромным и смиренным. Тринад апи суничена / тарор ива сахишнуна. Он, обладатель подлинного смирения, подал идеальный пример того, как надо воспевать святые имена.  

Итак, он был образцом. Он старательно читал свои круги каждый день и каким-то образом еще находил время… Каким-то мистическим образом он прочитывал все 192 круга и при этом у него еще оставалось много времени на харинама-санкиртану! Он – идеальный пример для всех нас. Юга-дхарма не меняется. Чайтанья Махапрабху ее провозгласил, и метод остался всё тем же. Шрила Прабхупада предупреждал нас: «Ничего не добавляйте и не убавляйте! Все, что я вам дал, - совершенно». Это – формула на ближайшие 10 000 лет, «золотой век» Движения санкиртаны Господа Чайтаньи. На самом деле, этому Движению суждено прожить всю Кали-югу. В конце этой эпохи будет немного сложно… Говорится, что преданные будут жить под землей. Но несмотря на это, метод останется тем же: повторяй Харе Кришна, и твоя жизнь будет возвышенной.  

Это – важнейшее наставление для всех преданных: воспевай и распространяй святые имена. Другими словами, для последователей Чайтаньи Махапрабху в этом – суть и смысл всей их жизни. Для чего мы, преданные, живем? Зачем мы существуем? Затем, чтобы воспевать: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Это смелое заявление. Но действительно, всё остальное второстепенно. Мы посвящаем какое-то время воспеванию, а также, по мере своих возможностей, оказываем посильную помощь, большую или маленькую. Всё это – санкиртана, совместное прославление Господа, распространение святых имен. Брахмачари, санньяси заняты проповедью, домохозяева растят своих сыновей и дочерей, наделенных качествами святых, для будущего нашего Движения сознания Кришны. У нас есть рестораны… Всё это связано, но нам необходимо время от времени делать переоценку, напоминать себе, что наша жизнь вращается вокруг воспевания святых имен.

О том же самом писал Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур в своем комментарии к «Шри Чайтанья-шикшамрите»: «В учении Шримана Махапрабху есть только два главных наставления… (мне это понравилось!) …в учении Шримана Махапрабху есть только два главных наставления: развивай вкус к воспеванию святых имен и проявляй сострадание к падшим душам».

В наше время есть такое понятие - программное заявление. Знаете, когда все жизненные идеалы сводят воедино, сжимают до одной фразы. Зачем ты живешь? Программным заявлением карми может быть - «Ешь, пей, веселись, а то завтра помрешь!» А у преданных – «Развивай вкус к воспеванию, нама-ручи, и проявляй сострадание к падшим обусловленным душам - к тем, кто лишены такой, как у тебя, возможности».

Что касается личности Харидаса Тхакура, то он был самым важным инструментом в миссии Махапрабху. Он показал, как воспевать и как распространять святые имена. Его вклад крайне важен. На самом деле, он был избранником. «Много званых, да мало избранных». Сам Махапрабху избрал его для этой миссии. Мы знаем, что Махапрабху осуществил Свою миссию по распространению святых имен в каждый город и деревню мира, используя для этого Своих многочисленных преданных. Это называется «передачей полномочий». Он мог сделать все самостоятельно, но Его преданные – маленькие утята у Его стоп – кря-кря-кря! кря-кря-кря! «Дай мне служение! Дай мне служение! Харе Кришна! Харе Кришна! Кришна Кришна!» Ведь мы именно этим занимаемся, когда повторяем Харе Кришна. Что это? Некая мантра, произносимая механически? Это – молитва из глубины сердца: «Прошу Тебя, дай мне служение. Я был лишен служения на протяжении миллиардов жизней, и теперь у меня появилась возможность, по милости гуру и Гауранги, выполнить какое-то служение. Я был бы счастлив просто помыть пол, что уж говорить о великой чести участвовать в миссии Махапрабху и делать то же, что делал Он: выходить на харинама-санкиртану, поклоняться Божествам, общаться с преданными, слушать «Бхагаватам», жить в святом месте».

Мы умоляем дать нам служение. И Махапрабху делегирует: «Ты сделаешь это!» Однажды Прабхупада, когда его спросили: «Почему Махапрабху не распространил Движение санкиртаны по всему миру?» - остановился, воткнул свою трость в песок, посмотрел в небо и ответил: «Потому что Он хотел, чтобы это сделал я». Не из гордости. Дело в том, что преданный всегда признателен за свой успех Господу, а Господь, в свою очередь, приписывает все в заслугу Своему преданному. Это – соревнование в божественной любви. Это – любовь, и любящие соревнуются, кто лучше прославит другого. Вы прославляете Его, а Он прославляет вас. Непрекращающееся соревнование! Господь дает служение Своим преданным, и их прославляют за успех, тогда как они, естественно, выражают за все признательность Господу. Так они и перебрасываются...

Для развития Движения такого масштаба Махапрабху требовалось много помощников, необходимо было учесть множество разных моментов. Например, если у вас свой бизнес, то вам нужен директор, замдиректора, главный бухгалтер, менеджеры, которые договаривались бы о поставках товаров на склад и реализации его со склада, дистрибьюторы. А это – Движение. Оно по определению должно двигаться. Дви-же-ни-е. Оно должно шаг за шагом двигаться и наводнить весь мир любовью к Богу, а это требует четкой организации. Помните, Прабхупада говорил: «В самом начале Кришна послал мне нескольких хороших парней». Они помогали ему, путешествовали с ним, как наш дорогой духовный брат Хари Шаури прабху. Он был его секретарем, хорошо подготовленным, помогал Шриле Прабхупаде в практических вопросах, когда они путешествовали по всему миру.

Преданных очень много. И кому же Чайтанья Махапрабху доверил решение практических вопросов по распространению этого Движения? Людям, привязанным к мирскому? Вовсе не обязательно. Он мог доверить это и духовно продвинутым людям. Это – духовное Движение. Интересно, что многие из тех личностей были весьма компетентны в вопросах практического менеджмента. После ухода Махапрабху и Его спутников дальнейшая забота о Его миссии была, по сути, передана в руки Дживы Госвами. Он сам, практически без посторонней помощи, руководил в то время Движением. Будучи великим трансценденталистом, он в то же время был очень практичным в вопросах закупок, приобретения, издательства и т.п. Нам нужны такие люди.

И кому же Махапрабху доверил решение различных вопросов по распространению Движения санкиртаны в Свое время? Это прекрасно описано в трудах Кавираджи Госвами. Спасибо, Господь, за Кавираджу Госвами! За то, что он сидел у лотосных стоп Рагхунатхи даса Госвами на протяжении многих лет! Насколько я помню, Рагхунатх дас Госвами прожил у Радха-кунды сорок восемь лет, и каждый день садился на берегу и прославлял Чайтанью Махапрабху. Еще в молодости он присоединился к Махапрабху в Джаганнатха-Пури, обучался у Сварупы Дамодары Госвами. Таким образом, он своими глазами видел все игры Махапрабху в Джаганнатха Пури и вел дневник, как позднее Хари Шаури прабху, который вел дневник, пока был со Шрилой Прабхупадой. Блестящая идея! Редко кто из нас, проходя по жизни, что-то записывает. Потом мы пытаемся вспомнить: «Что же там было?» К счастью, есть такие преданные, которые записывают! Рагхунатх дас Госвами был свидетелем тех игр, и когда пришел на Радха-кунду, то каждый день, по шесть-восемь часов сидел на берегу, прославлял Махапрабху. Кавирадж Госвами записывал, а затем, взяв за основу свои записи, написал эпическое произведение – «Чайтанья-чаритамриту». Кстати, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур любил эту книгу больше всего, и потому из всех других книг, написанных о Чайтанье Махапрабху, Прабхупада именно ее взялся переводить и комментировать.   

Из «Чайтанья-чаритамриты» мы узнаем, кому какое было поручено дело.

харидаса-двара нама-махатмйа-пракаша
санатана-двара бхакти-сиддханта-виласа

Очень интересно!

«Шри Чайтанья Махапрабху распространял славу святого имени Господа с помощью Харидасы Тхакура, который родился в семье мусульманина. Точно так же, Он объяснял суть преданного служения при помощи Санатаны Госвами, которого чуть было не обратили в ислам».

шри-рупа-двара враджера према-раса-лила
ке буджхите паре гамбхира чайтанйера кхела?

«Кроме этого, Господь во всей полноте представил экстатическую любовь и трансцендентные игры во Вриндаване с помощью Шрилы Рупы Госвами. Принимая всё это во внимание, кто способен понять глубину замыслов Господа Шри Чайтаньи Махапрабху?» [Ч.-ч. Антья, 5.86-87]

Сегодня мы подробно остановимся на божественной личности Харидасы Тхакура, который, как мы слышали, был уполномочен Чайтаньей Махапрабху распространить славу святого имени. Он продемонстрировал, как именно это делать, на своем личном примере. Какая важная, вдохновляющая личность в нашей традиции!

В этой связи хотелось бы отметить один интересный момент в его лилах, в его играх. Этот человек, уполномоченный встать во главе проповеди сознания Кришны, юга-дхармы в Индии, стране дхармы, Бхарата-варше, - родился вовсе не в благородной семье! Простите? Хотя бы брахманом надо быть, они же всегда в первых рядах! Харидас Тхакур родился в такой семье, которая даже не подпадает под категории варнашрама-дхармы. Говоря о варнашрама-дхарме, мы подразумеваем деление на брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, и в этой системе даже у шудр есть возможность развиваться духовно. Быть шудрой – не означает вести беспечную жизнь и услаждать свои чувства, как это происходит в наше время. Шудры следовали определенным принципам, правилам и предписаниям. У каждого была возможность достичь совершенства в жизни.

Харидас Тхакур родился вне варнашрама-дхармы! В семье млеччх! Обычно их еще называют яванами. Он родился в мусульманской семье! В наше время нужно быть осторожным, касаясь этой деликатной темы. Мы, без сомнения, уважаем все религиозные традиции, но такое рождение считалось низким, поскольку в то время мусульмане завоевывали Индию, преследовали индуистов. У них принято было есть мясо, в частности плоть священной коровы. Харидас был низкорожденным, но тем не менее… Как правило, человек, рождаясь, запрограммирован, ничего не поделаешь, гены. Рождается - обуславливается, и эту обусловленность трудно преодолеть, верно? Харидас родился на самом дне общества, но был превознесен до самых вершин. Вот так история! Вот так сюжет! Достойный внимания.

Логично предполагать, что такая важная ответственность – стоять в первых рядах, показывать идеальный пример воспевания и проповеди - должна быть возложена на самого квалифицированного человека. Например, вы – менеджер, и размышляете, кого назначить главным по кухне. Это очень важное служение. Иногда повар, знаете, пользуется большим уважением, чем президент храма!  Ведь он готовит весь этот вкусный прасадам, который прибавляет нам духовных сил. И вы размышляете: «Назначу-ка самого лучшего повара! А кто будет лидером санкиртаны? Тот, кто обладает правильным пониманием нама-санкиртаны, организаторскими способностями, его назначу. Кого поставить во главе гурукулы? Того, кто раньше был учителем».

И можно подумать: «На родине санатана-дхармы… Вы, самый квалифицированный, всеми уважаемый брахман, досконально изучивший все три Веды, рожденный в семье сарасвати-брахманов, - вы! Выходите вперед!» Нет, выбрали Харидаса Тхакура. Почему? Потому что, в сущности, эта игра демонстрирует милостивую и всемогущественную природу юга-дхармы: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Любой, кто прилагает искренние усилия в процессе воспевания, может возвыситься. Это процесс, это наука. Ее можно освоить и культивировать в Международном обществе сознания Кришны. Прабхупада организовал это Движение таким образом, что присоединиться к нему может абсолютно каждый, независимо от сословия и уклада жизни, получить в нем необходимую квалификацию для дикши и второго посвящения в воспевание святых имен, а затем стать уполномоченным освобождать других.

Предназначение этой игры – даровать надежду тем, кто родился в Кали-югу, потому что гордиться таким людям совершенно нечем. Гордость присуща всем обусловленным душам этого мира. А чем нам гордиться? Калау шудра самбхава, говорится в Шастрах, - все рождаются шудрами. Вот такой, я бы сказал, комплимент. Шудра! «Но, Махарадж, согласно ведической системе, есть брахманы, кшатрии, вайшьи, и я хотя бы…» - Нет! Нас дисквалифицировали из-за наших прошлых дурных, греховных привычек: мясоедения, употребления одурманивающих веществ, незаконного секса, азартных игр… Тут же дисквалифицировали! Но дали право получить эту божественную мантру от гуру и Гауранги. Как говорил Санатана Госвами, ставший свидетелем удивительных игр Харидаса Тхакура: «Подобно тому, как свинец можно превратить в золото, подвергнув мистическому химическому процессу, низкорожденный человек, привыкший к греховной деятельности, может стать достойным брахманом, вайшнавом, получив надлежащее обучение и дикшу». Есть способ, с помощью которого можно превратить свинец в золото: йог выпивает ртуть, она усваивается, а утром, читая особую мантру, он справляет малую нужду, и его моча превращает свинец в золото. Но не экспериментируйте! Потому что даже если термометр сломается у вас во рту, вы сильно заболеете. Но йоги обладали мистическими способностями.

Итак, это мистический процесс превращения. Прабхупаду однажды спросили: «Саи Баба может взять порошок и сделать из него золотую цепочку, а какое чудо можете сотворить Вы?» Прабхупада сидел, окруженный своими учениками, и просто показал на них рукой: «Это мое чудо. Все эти западные юноши и девушки стали пака-вайшнавами и вайшнави». Не имитировали, не поверхностно практиковали, но сами, благодаря своим усилиям, получили полномочия распространять Движение санкиртаны по всему миру. Такова загадочная природа сознания Кришны.

Эта игра призвана вселить в нас надежду на то, что каждый может достичь желанной цели. Нароттам дас Тхакур говорил: «Я – самый падший, поэтому я заслуживаю... Прошу Тебя, даруй мне Свою милость в первую очередь». Махапрабху «охотился» на такие души, чтобы прославить святое имя! Он «охотился» на самых падших, освобождал их. «Видите? Святое имя может освободить такого человека – ты тоже можешь освободиться».

Прабхупада очень гордился, видя продвижение своих учеников в сознании Кришны, ведь это подтверждало могущество святого имени. «До того как вы присоединились к сознанию Кришны, все вы были грязными, вели беспорядочную жизнь, занимались греховной деятельностью, а сейчас, - говорил он, - вы выглядите так, будто только что спустились с Вайкунтхи! В ваших кантхималах, с джапой, в красивой вайшнавской одежде, танцующие… - будто с Вайкунтхи!» И он именно так нас воспринимал. Когда Шрила Прабхупада хотел с кем-то пообщаться, то не отправлялся ради этого обратно в Индию, в Гаудия-матх, - он общался со своими учениками. Он считал нас, быть может, «зелеными», недозрелыми, но вайшнавами. Он видел нашу искренность. Как я недавно рассказывал, я спросил Тамал Кришну Госвами: «Каков самый важный критерий готовности кандидата к посвящению в святые имена?» - «Гуру-ништха, - ответил он, - вера в гуру». Именно этим обладали члены нашего Движения в самом начале. Наши познания были скудны, мы не могли читать длинные лекции или по всем правилам проводить пужду, но у нас была шраддха, вера в Прабхупаду. Он подпитывал в нас эту веру, и сейчас у нас столько выдающихся душ, старших преданных, руководящих этим Движением, истинных последователей. Зеленые манго поспели.

Прабхупада заступался за нас, защищал! Доказывал, что мы действительно практикуем бхакти и очистимся благодаря воспеванию. Он защищал нас, считал нас… - то есть, мы не должны про себя так думать, - но Прабхупада видел в нас более продвинутых личностей, чем йоги и гьяни. В моем любимом письме - я много в этом месяце цитирую писем, - в моем самом любимом письме за все времена… Я вожу его с собой повсюду на протяжении последних сорока шести лет в качестве вдохновения… Прабхупада написал моему духовному брату Прабхавишну прабху, который в то время путешествовал и проповедовал по всей Великобритании в фургоне «Фольскваген» с восьмью брахмачари… Это было в шестидесятых, но уже было восемь брахмачари! И в фургоне были пачки книг, кастрюли, сковородки… Это было аскетично, в полном смысле этого слова, очень аскетично. Не то, что тут, в Австралии. Раньше была такая фраза: «Солнце никогда садится над Британской империей». А сейчас – никогда не восходит! Там холодно, пасмурно, сыро… Прабхувишну был настоящим «пехотинцем», читал джапу холодным утром в фургоне вместе с брахмачари, проводил на улице весь день, проповедовал! Прабхупада полагал, что он достиг больших высот, чем любой другой трансценденталист. Я цитирую мое самое любимое письмо:

«Я, конечно, понимаю, что нелегко путешествовать на большие расстояния в течение длительного времени, не имея подходящей пищи, без отдыха, страдать иногда от сильного холода. Но несмотря на все, тебе кажется это игрой, ведь ты получаешь от этого такое наслаждение, духовное наслаждение. Это высокий уровень духовности, которого никогда не достигают величайшие из всех йогов и так называемых гьяни. Я бросаю вызов любому, кто, увидев наших преданных, которые изо всех сил трудятся для Кришны, осмелится заявить, что они не лучше миллионов йогов и трансценденталистов! Поскольку ты правильно понимаешь эту философию сознания Кришны, дойдя до этого самостоятельно, ты за такое короткое время превзошел все ступени йоги и достиг наивысшего уровня предания себя Кришне. Я очень высоко это ценю, большое тебе спасибо за то, что так мне помогаешь» [ПШП Прабхавишну, 3 января 1973].

Шрила Прабхупада ки – джая! Шри юга-дхарма харинама-санкиртана ки – джая! Прабхавишну прабху ки – джая!

Человек может достичь совершенства с помощью воспевания Харе Кришна и распространения святых имен. Это подобно нитроглицерину, не так ли? Просто воспевать – недостаточно. Мы должны познакомить с воспеванием других людей. Мы читаем джапу, поем киртаны в обществе преданных, но для полного совершенства необходимо поделиться этим с другими! Иногда меня спрашивают:

- Из какого вы храма? Где базируетесь?

- Моя база – угол Первой улицы и Винной.

- Что? Первая улица и Винная?

В Америке чуть ли не в каждом городе есть Первая улица и Винная улица.

- И вы там живете?

- Там мой храм. Храм сердца. Именно там я чувствую сильнейшую связь с Чайтаньей Махапрабху, на углу улицы, с мридангой (Поет.): Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе - Громче! - Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Почему громче? Чтобы другие услышали! Как говорил Иисус: «Блаженнее давать, чем принимать» [Деяния 20:35]. Мы налаживаем свою джапу, с удовольствие поем в обществе преданных, а затем – выплескиваемся на улицу! Как это было в Шриваса-ангаме, в какой-то момент Махапрабху сказал: «Выходите!» Преданные пели, наслаждались, знаете… Никаких там карми, сплошное удовольствие… И в один прекрасный день Он открыл дверь: «Вон отсюда! Пойте! Идите!» - «Что?»

Смотрели то знаменитое видео «Счастье на Второй авеню, 26»? Брахмананда играет на большом барабане, Гаргамуни там, и преданные немного нервничают. То была первая харинама. Идут и робко так: Харе Кришна… Но вы должны выходить! И тогда Шри Нама прабху сполна одарит вас своей милостью. Он – личность. Нама чинтамани кришнаш чайтанйя-раса-виграхах [Ч.-ч. Мадхья 17.133]. Нет никакой разницы между именем Кришны и Самим Кришной, поэтому мы обращаемся к святому имени как к личности. Например, когда открыты Божества, мы осознаем это, мы подготавливаем себя к открытию штор на алтаре. Перед чтением джапы многие преданные читают многочисленные молитвы, чтобы подготовить свое сознание к приходу личности Шри Намы. Он – очень великодушен, одаривает своей милостью, когда вы воспеваете. А когда выходите, начинаете распространять святые имена тем или иным способом: через уличную санкиртану, распространение книг, фестивали, нама-хатты, интернет, - в этом умонастроении отдачи, сколько же милости тогда получаете!

Прабхупада вспоминал, как однажды отец ему сказал: «Господь в Своей вселенской форме имеет бесчисленное количество рук, так сколько же милости сможешь ты принять от Него в свои две маленькие ладошки?» Просто чтобы мы имели представление, сколько милости у Него для нас в запасе. Мы хотим получить эту милость, мы нуждаемся в ней, ведь мы - падшие. Мы все еще обусловлены и, по большому счету, прогрессируем в сознании Кришны не за счет своих жалких попыток практиковать, а благодаря божественной милости. Брахманда-бхрамите кона бхагйаван джива / гуру-кришна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа [Ч.-ч., Мадхья, 19.151]. Гуру-кришна-прасад, благодаря вмешательству вайшнава или вайшнави. Вы едете в автобусе, читаете джапу, и кто-то спрашивает:

- Ты что делаешь?

- О! А почему ты спрашиваешь? Повторяю Харе Кришна.

- Что это такое?

- Нам с тобой ехать еще сорок пять минут, давай расскажу…

Используйте каждую возможность, чтобы поделиться! Именно в таких случаях открываются ворота, сдерживающие воду в водохранилище, и начинается наводнение милости! Именно так получил милость Прабхавишну прабху от Прабхупады - за свои попытки проповедовать. Даже если мы потерпим крах, наша попытка засчитается.

То, что воспевание – юга-дхарма, - не секрет. Об этом было сказано в «Шримад-Бхагаватам» пять тысяч лет назад:

крите йад дхйайато вишнум
третайам йаджато макхаих
двапаре паричарйайам
калау тад дхари-киртанат

«Все то, что в Сатья-югу люди обретали, медитируя на Вишну, в Трета-югу — проводя жертвоприношения, а в Двапара-югу — служа лотосным стопам Господа (то есть поклоняясь Божествам), можно обрести и в Кали-югу, если просто петь маха-мантру Харе Кришна“ [ШБ 12.3.52].

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе!

Однажды один из учеников Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура спросил его:

- Гуру Махарадж, как определить, какая лекция – хорошая? (Многие из моих духовных братьев приводят эту историю.)

- Можно определить, хороша лекция или нет, - сказал Бхактисиддханта Сарасвати, - по тому, сколько раз в ней упоминается имя Кришны.

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе!

Идея не нова. В писаниях все было предсказано, провозглашено. И это было в Двапара-югу. Кришна был на планете в Двапара-югу, а Кали-юга началась после Его ухода. Но прежде чем Он ушел, объявил метод духовного совершенствования для следующей эпохи, «высек его в камне». Идея не нова, но нам нужен кто-то, кто бы продемонстрировал, как ее воплощать. Нам нужны лидеры, герои в сознании Кришны. Например, когда мы были детьми, то брали пример с Питера Пэна, Микки Мауса… Тот же самый принцип - нам нужны герои, которые бы вдохновляли нас отказаться от нашей обусловленности, освободиться от этих оков, начать практиковать и стать преданными.

Есть высказывание: пример лучше наставления. Мы, однако, говорим, что необходимо и то, и другое. Наставление – значит основа. Что лежит в основе этого Движения? Наша философия. Каждый преданный должен знать философию. Незнание философии – значит уязвимость для проделок майи. Это основа. Путешествуя по миру, я встречаюсь с лидерами многих духовных организаций. Они хорошо выглядят, красноречивы, окружены последователями, но – при всем моем уважении к ним – когда мы садимся и начинаем беседовать об основах их учения, им явно недостает философии. Явно недостает. Я не хочу показаться непочтительным и разглашать их имена, но я встречался со многими видными религиозными деятелями, в том числе недавно. Начинаешь с ними беседовать – многие из них даже не знают, что отличны от тела! Или то, что после смерти душа продолжает существовать! То, что Бог – Личность! То, как была создана вселенная, как поддерживается! В сознании Кришны на любой вопрос можно найти исчерпывающий ответ, и в этом – превосходство этого Движения. Совершенные вопросы – совершенные ответы. Ответ на любой вопрос, способный рассеять любые сомнения, содержится в шастрах, в словах тех, кто говорит на основе шастр, в примерах из жизней. Это совершенное Движение! Наша сила – в философии!

Наставления у нас есть, но нам очень нужен тот, кто бы показал, продемонстрировал, как именно практиковать сознание Кришны. Именно поэтому мы ходим в школу. Знание доступно, но нам нужен учитель! Чему можно научиться самостоятельно? Вы хотите освоить музыкальный инструмент? Хорошо, выучили пару аккордов. Но если заниматься с учителем – совсем другое дело! «Гитара за десять простых уроков». Благодаря тому, что мы учимся у наших ачарьев, сознание Кришны становится «сознанием Кришны за одну жизнь». Обычно на это уходят миллионы жизней… Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал на одной церемонии инициации: «Я не вижу никаких причин, по которым все мои ученики не смогли бы вернуться домой, к Богу, за одну жизнь». Потому что у нас есть пример.

И то, и другое важно. Как говорил Прабхупада, есть книга-бхагават и человек-бхагават. Очень поэтично. У нас есть «Бхагаватам», а также человек, воплощающий в себе «Бхагаватам». Он – живой пример! «Классно! Живое воплощение «Бхагаватам»! Мы пойдем за ним. Я не очень-то люблю читать… Мы пойдем за ним, будем служить ему, получим его благословения». Нам нужны ачарьи – такие, как Харидас Тхакур и Шрила Прабхупада.

тулайама лавенапи
на сваргам напунар-бхавам
бхагават-санги-сангасйа
мартйанам ким уташишах

«Ценность одного мгновения, проведенного в общении с преданным Господа, невозможно сравнить даже с достижением райских планет или освобождением от материи, не говоря уже о мирских благословениях в форме материального благополучия, которые предназначены для тех, кому суждено умереть» [ШБ 1.18.13].

И мне вспомнилось… Вообще подобные обсуждения стимулируют разум. Иногда перед обедом подаются закуски – орешки, соки. Для чего? Для стимуляции пищеварения, правильно? Женщины провели несколько часов на кухне, а вы – «Я не очень голоден». – «Поешь эти орешки, этот фрукт, попей сока», - и вы проголодались. Подобные обсуждения разжигают аппетит, стимулируют ум. Как, собственно, получилось, что Харидас Тхакур родился в низкой семье…? Без сомнения, он – возвышенная личность, избранная Самим Господом. Но как так получилось, что он родился в семье неблагородной? Есть ли какое-то объяснение, почему это произошло? В комментарии, как вы помните, говорилось, что он – Господь Брахма. И как это Брахму угораздило? Брахма занимает особое положение, работает в особой должности. Судя по описанию должности, занять ее может лишь самая благочестивая личность во все Вселенной с момента ее сотворения! И как это Брахма родился млеччхой?

Да, это еще одна захватывающая история. Нет нужды читать детективные или любовные романы, смотреть мыльные оперы – просто изучайте «Бхагаватам», «Рамаяну», «Махабхарату!» Всё – в этих книгах, мы должны лишь прочесть их. Есть ли какое-то объяснение, почему Брахма родился яваной? Как я уже говорил, на все вопросы в сознании Кришны есть ответы! В действительности, описание есть во многих местах. Бхактивинода Тхакур пишет в «Навадвипа-дхама-махатмье», что Господь Брахма находился на небе на своем аэроплане в тот момент, когда Кришна убивал демона-змею Агхасуру пять тысяч лет назад. Знаете, в книге «Кришна» есть иллюстрации, на которых изображены в небе полубоги на цветочных аэропланах, наблюдающие за играми Кришны: «Что там происходит? О! Давай-давай!» Это их Господь, и им нравится смотреть, как Он проводит время в Своих играх.

И дело было так. Когда Кришна убивал Агхасуру… У вас тут недавно пролетал Тринаварта! (Смех.) Его назвали Дебби, правильно? (Прим.пер. – ураган Дебби, обрушившийся на Австралию 27 марта 2017.) Частичное проявление Тринаварты. Вы знаете, о чем я говорю. Ничего смешного нет в том, что приходят демоны, атакуют Говардхан…

Но Кришна всегда побеждает. Полубоги смотрели с небес, и Брахма слегка растерялся. Почему? Это тема другого обсуждения. По воле Господа, его разум слегка помутился: «Как этот маленький пастушок сделал это?» Брахма решил проверить, действительно ли Кришна – Бог. Вы знаете эту историю. Он украл пастушков и телят. Это был своего рода трюк. И Кришна притворился: «Что тут произошло?» Дальше - что Он сделал для того, чтобы убедить Брахму в том, что Он – Верховная Личность Бога? Что именно? Брахма забрал телят и пастушков на год и думал, что когда вернется, Кришна будет по-прежнему выглядеть как мальчик-пастушок, но Кришна распространил Себя во всех телят и во всех пастушков! Вот что произошло. И Брахме стало так стыдно! «Я совершил страшное оскорбление! – признался он. – Движимый гордыней, я оскорбил Господа». Он предстал перед Кришной и взмолился о прощении.

Если мы совершаем в сознании Кришны какую-то ошибку или оскорбление, а потом раскаиваемся и никогда больше так не поступаем, то нас прощают. Но Брахма – преданный, и его мучила совесть: «Я оскорбил Кришну». Вернувшись в свою обитель, он решил, что должен избавиться от гордыни и занять смиренное положение. Будучи три-кала-гьяной, продвинутым преданным, он знал, что в Кали-югу его любимый Кришна явится как Шри Чайтанья Махапрабху. Шри-кришна-чайтанья-радха-кришна-нахе-анья – Радха-Кришна явятся как юга-аватара в форме Чайтаньи Махапрабху. И Брахма, согласно Бхактивиноду Тхакуру, спустился в Навадвипа-дхаму, если точнее – на Андардвипу, и подверг себя суровым аскезам и покаяниям. Он способен на это. Мы знаем, что у него это хорошо получается. Он находился под водой, в океане, в потом родился на цветке лотоса, никого не было вокруг, и он, в поисках причины своего появления на свет, спустился по стеблю лотоса вниз и тогда услышал: «Тапа! Тапа!» - указание Господа. Аскезы! Каждый трансценденталист подвергает себя той или иной аскезе для того, чтобы избавиться от привязанности к материальному миру и заняться духовной деятельностью. Итак, он совершал аскезы.

В том конкретном случае, в Навадвипе, он подверг себя такой суровой аскезе, что в конечном итоге к нему явился Махапрабху. И Брахма сказал Ему: «Я так долго пребывал в плену своей гордыни, поэтому, прошу Тебя, позволь мне занять более скромное положение, чтобы послужить Тебе в Твоих будущих играх юга-аватары в Кали-югу». Господь исполнил его желание. И в 1451-м году нашей эры, за тридцать пять лет до явления Чайтаньи Махапрабху… За тридцать пять лет до… Господь подготавливал сцену… Надо отметить, что преданные здесь создали такие прекрасные условия для фестиваля, подготовили сцену. Когда я только приехал, здесь ничего не было! Неделю назад – большая лужа! Но зайдя сюда сегодня, я был поражен. Сцена готова, и можно проводить на ней наши лекции и киртаны. Подобно этому, Махапрабху подготавливал сцену – послал «передовой отряд». Иногда на нашем Польском туре, знаете, Нандини посылает «передовой отряд» для заключения договоров об аренде зала, переговоров с мэром. В «передовой отряд» Махапрабху входили Адвайта Ачарья и намачарья Шрила Харидас Тхакур.

Родился Харидас Тхакур в деревне Будхана в области Кхуалана – в наше время это в Бангладеше, - в мусульманской семье. Мне как-то раз посчастливилось посетить это место с Его Святейшеством Радханатхой Свами. Мы обсуждали однажды с ним прославленные деяния Нароттама даса Тхакура, который тоже явился на территории современного Бангладеша, хотя раньше это была Восточная Бенгалия. Многие из спутников Махапрабху явились там и многие из Его игр проходили там – недалеко от границы с Бангладеш, на той стороне, но вследствие политики британцев произошло разделение и Бангладеш стал мусульманской страной, в которой, несмотря на большое количество преданных, запрещается открыто практиковать сознание Кришны. По этой причине мы туда не ездим, хотя до тех деревень – лишь несколько километров. Если бы не было разделения, то из нашего храма в Майяпуре, который находится в самом центре игр Махапрабху, и к западу от него – Западная Бенгалия, а к востоку – Восточная, – Джаяпатака Свами брал бы нас в паломничество не по Южной Индии, а по Восточной Бенгалии, к дому Джаганнатхи Мишры, к месту рождения Адвайты Ачарьи, в места игр Нароттама, и т.п.

Вот где родился Харидас Тхакур. И родители его были мусульманами. Его детские годы окутаны тайной, однако один известный ученый – профессор Ниши Канта Саньял (его очень ценили за его научные труды во времена Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, его духовного учителя, а после ухода его Гуру Махараджи он немного отклонился, но то, что он писал при его жизни, высоко ценится последователями Бхактисиддханты Сарасвати) – пишет в своем исследовательском труде, (окутано тайной – потому что практически ничего не известно о детских годах Харидаса Тхакура) что он был очень красивым. Об этом свидетельствуют все, кто писал о нем, - он был очень красивым. Подробностей не знаю, можете использовать свое воображение. Необыкновенно красивый юноша. Профессор Саньял пишет, что однажды по деревне проходил вайшнавский садху, и мальчика-мусульманина потянуло к нему, он пообщался с ним и принял от него посвящение в воспевание: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Те из вас, кто получил посвящение, знают, что за ним следует преображение. Оно может быть не таким, как у Махапрабху, когда Он получил посвящение в мантру от Ишвары Пури, а через несколько дней вернулся: «Что за мантру ты мне дал?!!» В теле Махапрабху проявились все восемь экстатических признаков любви к Богу! Или, например, когда Нароттам, получив милость, преобразился, и люди думали, что в него вселился злой дух, позвали экзорциста! Преданные, достигшие духовного совершенства, посмеивались: «Это же экстатические признаки!» Обусловленная душа покрыта слоями грязи, и нужно время на ее очищение, но Харидас Тхакур тут же преобразился. Он – возвышенная личность.

Эта история документально не подтверждена, нигде не записана, однако Шрила Бхактисиддханта Сарасвати говорил, что, скорей всего, она верна. Как бы то ни было, известно, что после того важного жизненного события Харидас Тхакур ушел из дома. Он был вайшнавом. Его обратили из ислама в вайшнавизм. В одном исследовательском труде, который я прочел, говорится, что на самом деле Харидас Тхакур был рожден в семье брахманов, но вследствие общения с мусульманами стал на них походить. Бхактисиддханта Сарасвати это отрицал: «Нет, он действительно родился из чрева мусульманки».  

В то время он был юнцом, подростком – и ушел из дома! И ничего тут общего с подростками моего поколения, уходившими из дома ради секса, наркотиков и рок-н-ролла. Он ушел – как было принято в ведической традиции, - чтобы посвятить все свое время духовной практике и, еще точнее, - своей миссии. Харидас Тхакур отправился в деревню Бенапол, где соорудил себе небольшую хижину из соломы и глины, и чем он там занимался? Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Согласно доступным нам источникам, когда он пришел в ту деревню, все ее жители заинтересовались новым садху, ведь он был не местным, не доморощенным, появился непонятно зачем. Им было любопытно, и они навещали его, эту божественную личность. Они и не догадывались, что в Харидасе Тхакуре сочетались, на самом деле, три личности! Когда я это прочитал, то подумал: «O.M.G.! Боже ты мой! Три личности – в одной? Как такое возможно?» Прабхупада говорил: «Не пытайтесь понять. На вашем уровне это невозможно. Просто примите, как есть. Позднее вам все откроется».

Какие именно три личности сочетал в себе Харидас Тхакур? В авторитетной книге – «Гаура-ганнодеша-дипике», написанной Кавикарна Пурой, сыном Шивананда Сены, если мне не изменяет память, - утверждается… «Гаура-ганнодеша-дипика» - это «Кто есть кто». В моем детстве у моего отца была такая книга в его большой библиотеке, и когда я спрашивал: «Папа, а это кто?» - «Иди посмотри в «Кто есть Кто»!» В школьные годы, когда я делал домашние задания и мне попадалось неизвестное имя: «Папа, кто тут кто?» - «Иди посмотри, есть книга «Кто есть кто»!» В действительности есть такая книга – «Кто есть кто». И я листал эту книгу, читал про разных финансистов, политиков, спортсменов, - одним словом, звезд. Но настоящее «Кто есть кто», представляющее ценность для нас (поскольку нам нравится узнавать что-то о нашем наследии и героях, которые явились до нас, положили начало этому Движению и которым мы сейчас, по мере наших возможностей, служим, представителями которых являемся) – это «Кто есть кто» в гаура-лиле. Кем те личности были в кришна-лиле? Я уже упоминал, что гопи приняли мужские тела! Ух ты!

В «Кто есть кто» - «Гаура-ганнодеша-дипике» - описывается, кем является Харидас Тхакур. Там написано: «Сын Ричики Муни Брахма Махатапа (это не тот Брахма, это мальчик, имя которого было Брахма Махатапа, сын мудреца по имени Ричика Муни) и Прахлад Махарадж, слившись воедино, явились как Харидас Тхакур в играх Господа Чайтаньи. В книге «Чайтанья-чаритарита» Мурари Гупты рассказывается, что однажды утром Махатапа – мальчик – дал немытые листья Туласи своему отцу, и тот сильно разгневался на него и проклял родиться яваной. («Ты не помыл Туласи перед пуджей? Явана! Родись яваной!» Его папа!) Как следствие, Махатапа Брахма родился в семье яванов как великий преданный Харидас Тхакур».

Но это еще не все! «Ищите – и найдете» [Матфея 7:7]! В 24-й главе «Према-виласы», написанной Нитьянандой дасом, учеником Джахнава-маты (он не был ее сыном, потому что у нее не было детей; Нитай женился на Васудхе, и у нее были дети, но у Джахнавы – нет; таким образом, Нитьянанда – ученик Джахнава-маты), говорится следующее:

«Сын Ричики Муни, которого звали Брахма, стал яваной из-за отцовского проклятия, в то время как другой, великий Брахма родился вместе с сыном Ричики Муни – тоже как Харидас Тхакур, а затем к ним присоединился Прахлад Махарадж. Все эти три личности слились воедино в Харидасе Тхакуре».

Итого: маленький мальчик-брахман Махатапа Брахма, сам Брахма и Прахлад Махарадж! Три личности. Я попытался было это понять, но потом просто принял, как есть. Это по-настоящему круто! Несмотря на то, что в Харидасе Тхакуре уместились три разные личности, традиционное понимание и объяснение наших ачарьев: жизнь Харидаса больше всего перекликается с жизнью Прахлада Махараджи. Он – главный из этих личностей. Например, в семье много человек, но один – главный. Или же среди ваших детей есть главный сын или дочь. В личности Харидаса Тхакура Прахлад Махарадж главнее всех, потому что родился в семье демонов, был полностью погружен в воспевание святых имен, подвергался преследованиям и – в конечном счете – был освобожден Самим Господом. Так же и в случае Харидаса Тхакура.

Вместе с тем, как отмечают некоторые ученые, деяния Харидаса Тхакура во многом перекликаются с деяниями Господа Брахмы, ведь Брахма был наделен неограниченным потенциалом для совершения аскез и покаяний, так же как и Харидас Тхакур. Поверьте мне, сидеть 22 часа в сутки: Харе Кришна, Харе Кришна, - и не думать о завтраке, обеде или ужине… или о том, что в интернете… Подтверждение его аскезы – в его врате повторять 192 круга в день и находить при этом время для проповеди! Но – внимание! Прабхупада говорил, что хотя он является ачарьей, а ачарья – это в буквальном смысле «тот, кто учит на своем примере», мы должны проявлять большую осторожность и не пытаться подражать ему. Если бы мы попытались сесть и… Некоторые преданные пытались даже во времена Прабхупады… Помните, был один преданный, который приехал из Нью-Йорка на майяпурский фестиваль, но не хотел совместно с другими преданными совершать нама-санкиртану, ушел в поля: «Сейчас я покажу им, что такое настоящее воспевание!» Он пытался читать огромное количество кругов в день, а потом пропал. На Прабхупаду это не произвело впечатления.

Мы не можем имитировать, потому что мы не на том уровне, наше сердце сильно загрязнено, ум слишком беспокойный. Может быть, когда-нибудь в будущем - да. Прабхупада дал посвящение в бабаджи одному из моих духовных братьев – Удалами, который был болен раком. Он сказал ему: «Ты! Сиди и воспевай весь день!» Но преданные приносили ему маха-прасадам и все такое, и он отвлекся, переключился и уехал домой. Это сложно. Может, когда-нибудь мы сможем… Это наша цель – воспевать. Киртанийад сада харих – 24 часа в сутки.

Следовать по стопам – значит хранить верность нашему собственному обету повторять 16 кругов в день, как предписывал наш ачарья Его Божественная Милость Шрила Прабхупада. Именно ачарья решает и при необходимости идет на уступки, чтобы последователи могли перенять традицию. Когда Прабхупада только приехал в Америку, то говорил: «Шестьдесят четыре!» Представьте себе! Парни, до этого бродившие по улицам, с длинными волосами, три часа назад принявшие последнюю дозу ЛСД, – «Шестьдесят четыре круга в день!» - «Вах!» Затем – тридцать два, а затем – минимум шестнадцать. И если вы повторяете шестнадцать, то получите то же благо, что и человек, повторявший шестьдесят четыре, - по милости Прабхупады. Подобно тому как Господь Чайтанья – самое милостивое воплощение, Его самый милостивый представитель – Шрила Прабхупада. Не злоупотребляйте этим, повторяйте шестнадцать кругов в день. Прабхупада пишет в комментарии к «Шримад-Бхагаватам», что это – самое важное наставление духовного учителя.   

Прабхупада организовал наше Движение таким образом, чтобы мы смогли стать похожими на Харидаса Тхакура. Однажды один преданный, сидевший в окружении других, сказал Прабхупаде: «Прабхупада, я хочу быть таким же, как вы!» И другие ученики зашикали на него: «Как ты смеешь? Это оскорбление! Ты не смеешь говорить, что хочешь быть таким же, как Прабхупада! Ты не на том уровне!» А Прабхупада ответил: «Нет-нет, это именно то, чего я хочу: чтобы мои ученики уподобились мне». Мы не стремимся стать Богом, но стремимся приобрести Его качества. Не хотим стать духовным учителем, а хотим стать достойными его представителями. Мы хотим стать чистыми, уполномоченными – не во имя славы и почестей, а для того, чтобы стать верными слугами нашего Гуру Махараджи, инструментами в его руках. Не хотим походить на тупой скальпель в руках хирурга, а хотим быть острым скальпелем! Мы хотим быть образованными, чистыми, уполномоченными – для того, чтобы порадовать нашего духовного учителя, еще больше людей привести к его лотосным стопам. «Прабхупада» означает «учитель, у стоп которого сидят все другие учителя». И мы хотим привести больше людей. Мы должны достигнуть этого возвышенного положения.

Прабхупада учредил наше Движение ради того, чтобы мы могли заниматься всем тем, чем занимался Харидас Тхакур. Не стать Харидасом, но следовать по его стопам. Мы можем воспевать и выходить на улицы, проповедовать! Можем следовать этой формуле. Прабхупада так разумно организовал ИССКОН! С тех пор Движение немного изменилось, поскольку все меньше преданных живет в храмах, а все больше – в своих домах, но наши дома могут стать храмами, если мы должным образом будем следовать девяти методам преданного служения и руководствоваться правильными мотивами. Бхактивинода Тхакур как-то сказал: «В один прекрасный день я проснулся и увидел, что мой дом превратился в Голоку Вриндавану!» Правда? Для семейных людей святым местом, ашрамом, в котором они служат своему гуру, является их дом, не что-то иное. Их дом – спутник храма. Да, мы ходим в храм по большим праздникам, на программы, но наш дом обладает не меньшим могуществом, если мы поклоняемся там Божествам, читаем свои круги, следуем регулирующим принципам, и т.д.

Итак, Прабхупада организовал это Движение. Каков же результат воспевания и распространения святых имен в этот век? Сканда-пурана отвечает на этот вопрос.  

«Я вижу, что Кали-юга подобна черной ядовитой змее, широко раскрывшей свою пасть и обнажившей клыки. Но, пожалуйста, дорогие преданные, сохраняйте спокойствие и внимательно, с верой, выслушайте. Стоит лишь начать воспевание святого имени Господа, как вспыхнет лесной пожар и сожжет дотла всех живущих там ядовитых змей».

Чудесные слова? Здесь, в Австралии… Я как-то спросил: «Водятся тут медведи, львы, тигры?» - «Нет-нет, Махарадж, здесь вы в полной безопасности!» А один преданный добавил: «Остерегайтесь коричневых змей! Они выглядят как палки…» Что если не было бы тут змей? Если бы было, как в Новой Зеландии? Упс… «Это одна страна, не так ли?» - «Нет!» В Новой Зеландии нет ни ядовитых змей, ни пауков… Что если исчезли бы все опасности Кали-юги? Это не утопия, не мечта, не сказка. Если мир наводнится воспеванием - Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе – то воцарится благодать.

Мы испытываем радость, собираясь все вместе, верно? (Дайте мне еще 10 минут.) Разве это не радостно собираться вот так? Просто чистый нектар! Приехать сюда, пригласить самых лучших киртаний… (Очень громкий малыш, и микрофона не нужно.) Приехать, вырвать время из нашего плотного графика, находиться в обществе самых лучших киртаний ИССКОН. Я смело заявляю, что они – лучшие! Увы, Прахлад опоздал на свой самолет… О, Кришна! И билетов на другие рейсы нет! Помолитесь, чтобы он прилетел… Мы приезжаем сюда именно за этим. Как Бада Хари обычно говорит: «Это именно то, чем мы занимаемся».

«Какой род вашей деятельности?» - спрашивают, когда хотят что-то о вас узнать. «Откуда вы?» Вчера вечером я сказал на программе в Деревне Кришны… «Откуда ты? Откуда эта мантра?» - «С Голоки!» - «О!» Вы расспрашиваете кого-то: «Откуда ты? А, оттуда…» - и у вас складывается представление об этом человеке. «А кем ты работаешь?» - спрашиваете вы. «Я – доктор!» - «О!» - «А я дворник». – «Уу…» - «И чем ты занимаешься?» - «Я повторяю Харе Кришна!» - БУМ! Поклоны! (Смех.) Это то, чем мы занимаемся. Это – самое легкое. Сложнее, когда вы едете в какую-нибудь Магулумбу, Брисбен, Сидней, Окленд, Нью-Йорк, Париж… Я неоднократно вам рассказывал, как Прабхупада меня однажды позвал:

- Итак, Индрадьюмна, как прошла харинама?

- О, сегодня было очень трудно…

БУМ!

– Разве я когда-нибудь говорил, что проповедовать легко?

- Нет, вы никогда не говорили этого… (Смех.)

Взваливая на себя бремя любви, мы становимся дороги нашему духовному учителю и обретаем его благословения. Некоторые преданные даже жертвуют своей жизнью во имя миссии! Иисус Христос, Харидас Тхакур – вернее, он почти расстался со своей жизнью, мы обсудим это на семинаре в ближайшие дни.

Проповедовать нелегко. Харидас Тхакур наслаждался своим нама-бхаджаном, но, повинуясь приказу Махапрабху, отправился проповедовать и натолкнулся на мощное сопротивление. Я слышал, как Прабхупада сказал однажды в Женеве: «До того как Кришна явился во Вриндаване, там не было ни одного демона. Но как только Кришна появился божественным образом в Матхуре, то каждый день приходил туда какой-нибудь демон». Стоит лишь Господу явиться в этом мире, наполненном завистниками… Этот мир – мир зависти, ведь ей подвержены все в большей или меньшей степени: полубоги – в меньшей, а змеи с низших планет – в большей. Зависть – самый распространенный здесь грех. Прабхупада говорил, что в духовном мире есть многое из того, что есть в нашем, но единственное - там нет зависти. Мы покинули духовный мир из-за капельки ревности, зависти.

Стало быть, если приходит Кришна, то Его атакуют. Он объявляет, что Он – Верховный. Ахам сарвасйа прабхаво маттах сарвам [Б.-г. 10.8] – «все исходит из Меня»! – «Погодите-ка, я тут пытаюсь стать маленьким Кришной…» Как только появляется Господь, то просыпается оппозиция. А Он ведь неотличен от Своего имени? Да. Нама чинтамани кришна чайтанья раса-виграха [Падма-пурана]. «Виграха» – значит «форма». Таким образом, звуковая вибрация, этот шабда-брахман – Кришна, явившийся в форме звука. Они неотличны. Поэтому и реакции у людей на воспевание – разные. То же самое было, когда Кришна явился пять тысяч лет назад. Преданные слетались к Его лотосным стопам, как пчелы – к нектару, а завистники сбивались в кучки на иштагоштхи, обсуждая, как бы Его убить. Такое случается, когда мы проповедуем. Об этом говорится в «Гите».

стхане хришикеша тава пракиртйа
джагат прахришйтй анураджйате ча
ракшамси бхитани дишо драванти
сарве намасйанти ча сиддха-сангхах

Очень интересный стих!

«Арджуна сказал: О властелин чувств, при звуках Твоего имени мир наполняется ликованием, эти звуки привлекают к Тебе всех его обитателей. Те из них, кто достиг совершенства, в глубоком почтении склоняются перед Тобой, и только демоны в ужасе разбегаются в разные стороны. Так и должно быть» [Б.-г. 11.36].

Но они возвращаются! Чтобы атаковать! И в этом мы убедимся на этом семинаре. Именно это делает Харидаса Тхакура таким прославленным – его готовность жертвовать. Любовь – значит готовность жертвовать. Как вы проявляете свою любовь? Даете больше, чем принимаете. Мы говорили об этом недавно на свадьбе. Это принцип бхакти. На самом деле, вы отдаете всё, ничего не ожидая взамен. Но, по мере развития нашей любви мы отдаем больше, чем принимаем. То же самое у гопи Вриндавана, у наших ачарьев. То же самое прослеживается в любых любовных отношениях в сознании Кришны, другими словами – между друзьями, между мужем и женой, между слугой и господином, между Кришной и гопи, - вы отдаете больше, чем принимаете, жертвуете своим собственным счастьем ради удовольствия возлюбленного.

Харидас Тхакур был готов пожертвовать своей жизнью. Он пошел проповедовать, зная: ракхе кришна маре ке, маре кришна ракхе ке. Этот стих распространяется на тех преданных, кто находится на том же, что и он, уровне полного предания себя Господу. Нам хотелось бы примерить этот стих к себе, но находимся ли мы на этом уровне? Кришна вознаграждает пропорционально степени нашей преданности Ему. «Как человек предается Мне, так Я и вознаграждаю его» [Б.-г. 4.11]. Поэтому если вы действительно хотите это испытать: ракхе кришна маре ке, маре кришна ракхе ке – «никто не сможет убить того, кто находится под защитой Кришны, но если Кришна захочет убить кого-либо, никто не сможет защитить его», - тогда вы должны полностью предаться. Именно в этом красота Харидаса: «Не бойтесь, выходите и проповедуйте божественное послание!» Бхактивинода Тхакур поет: «Когда же проявится мое сострадание ко всем падшим душам? И тогда, в смиренном умонастроении, я отправлюсь проповедовать божественное послание».

Прабхупада как-то раз сказал, что если нет оппозиции… - «О, прабху, дела у нас идут так хорошо, правительство нас любит, церковь нас не беспокоит, никто не…» - «Да! Потому что вы не проповедуете!» Прабхупада говорил, что если нет оппозиции, то значит, что и нет проповеди. Итак, не надо бояться, надо проповедовать.

Завтра, по ходу нашего семинара мы выйдем за пределы того бхаджан-кутира… хотя нет, мы немного побудем в бхаджан-кутире и понаблюдаем за тем, как испытывали Харидаса на прочность. Проповедников всегда испытывают. Убежденность, вера Харидаса в святые имена будет подвергаться как внутренним, так и внешним испытаниям. По силе нашей шраддхи, веры в святые имена, можно понять, насколько мы продвинулись в сознании Кришны. Итак, его вера, его внутренняя убежденность будет испытана, и это послужит нам примером, а также будет испытана его проповедь, его внешняя деятельность. Это примеры из реальной жизни, специально для нас, живущих в нынешнюю эпоху! Примеры того, как его чистое воспевание святых имен привлекало людей и божественной природы, и демонической. Пример для всех нас, преданных этого времени, того, как обращаться с ценными наставлениями «духовного учителя всего мира», как называл его Прабхупада.

Еще три дня мы будем прославлять Харидаса Тхакура. И я хотел бы этим утром, как и в последующие дни, процитировать напоследок «программное заявление» Харидаса Тхакура. Мы говорили уже с вами о программных заявлениях. В чем суть его учения? Я взял эту цитату из восьмой главы «Харинама-чинтамани» Бхактивиноды Тхакура. Здесь Харидас Тхакур проповедует своим последователям, равно как и своим «внукам» и «правнукам». Это – необычайно важное послание, которое каждый преданный в Движении сознания Кришны должен поместить в своем сердце. Я подумал, что если я когда-нибудь сделаю себе татуировку (чего я никогда не буду делать! мне нравятся татуировки Мадхавы, но себе я делать не буду!), но если я когда-нибудь сделаю себе татуировку, то она будет именно такой. Я хотел бы именно эти слова сделать своим программным заявлением. Как вам известно, я дал наставление своим ученикам заучить их и произносить каждое утро перед чтением джапы. Их произнес Харидас Тхакур.     

«Святое имя – чистейшая форма знания; наилучшая из врат (обетов) и вершина медитации.

Оно дает самые благоприятные плоды; оно есть величайшее отречение и неоценимая духовная деятельность.

Оно – самое благое из всех святых занятий; оно – наивысший путь самоосознания.

Оно предлагает наивысшее освобождение и цель и есть наивысшее место назначения.

Оно – лучшее преданное служение и наилучшее средство очищения.

Оно дарует любовь к Богу и есть сама суть памятования о Нем.

Оно – причина всех причин, Высшая Абсолютная Истина, наивысший объект почитания, высший духовный учитель и гид».

Шрила Харидас Тхакур ки – джая!