ШБ 6.1.21 Уроки из жизни Аджамилы. Часть1

Главная > Шримад-Бхагаватам > Песнь 6 «Предписанные обязанности человечества»
  

Харе Кришна всем! Я рад видеть вас всех улыбающимися, что вы смогли собраться на этот ежегодный фестиваль «Бхакти Сангама» на Украине. Конечно, радует то, что здесь собралось столько много старших преданных, учеников Шрилы Прабхупады. Я особенно рад увидеть моего давнего духовного брата, Гуру Гауранга Даса, с кем мы в 70-х годах служили вместе в Нью-Йорке.

Наш семинар будет посвящен истории освобождения Аджамилы. Это игра, которую Шрила Прабхупада очень любил объяснять. Она описана в 6-ой Песни «Шримад-Бхагаватам». Она содержит очень много ценных наставлений для преданных Господа, которые работают над своим духовным развитием. И особенно важна для нас, потому что Аджамила был очень падшим, но он освободился и достиг совершенства благодаря воспеванию Святых Имен. Для нас это очень важно, потому что все мы родились в Кали-югу и так же находимся в падшем положении. На самом деле в Кали-югу невозможно не быть падшим. Даже если Вы одна из тех редких личностей, которая хочет жить правильным образом, в результате неблагоприятного общения мы вынуждены действовать неправильно. Существует 4 принципа религиозности: чистота, правдивость, сострадание и?.. Чистота, правдивость, сострадание и?.. Милосердие, да. Русский забыл. Став английским подданным, русский забыл при этом.

Чистота, аскетизм, милосердие и правдивость — это 4 основы религии. К сожалению, в Кали-югу постепенно они исчезают. Но, как сказал Прабхупада, что даже и сегодня в человеческом обществе можно найти какую-то правдивость. Уже нет чистоты, милосердия или аскетизма. Но еще осталась некоторая… Правдивость обозначает, что у людей еще осталось желание восстановить связь с Богом. Потому что в конце Кали-юги никто не будет заинтересован в Боге. Но судя по тому факту, что многие авторитетные религии еще практикуются в наш век, можно понять, что люди до сих пор хотят быть правдивыми, они хотят узнать, в чем заключается Абсолютная Истина, Кто такой Бог, каковы их отношения с Ним. До сих пор еще осталась некоторая правдивость. Но, даже несмотря на то, что некоторые люди хотят духовно развиваться, под влиянием порока века Кали, они также могут деградировать. Даже 50 или 60 лет назад, я помню, в годы моей молодости, может быть, не столько мясоедение, но интоксикации, азартные игры и незаконный секс считались пороками, люди пренебрежительно к ним относились. Но в наше время эти виды деятельности больше не расцениваются как неприемлемые и зачастую они даже одобряются так называемыми авторитетами. Постепенно, по мере развития Кали-юги, люди в результате дурного общения деградируют все больше. Трудно даже найти человека, который не подвержен разлагающему влиянию века Кали. Но независимо от влияния Кали-юги цель жизни остается той же. В чем цель жизни? Она описана в первой же шлоке «Веданта-сутры» — атхато брахма джигьяса.

Получив человеческую форму жизни мы должны понять, что наша главная задача — это развивать сознание Кришны. Хотя это Кали-юга, и люди далеко не религиозны в наше время, и все будет только ухудшаться. И едва ли есть надежда достичь совершенства, тем не менее, цель жизни остается неизменной.

Тема… Эта тема не меняется на протяжении всех 4 эпох. Может показаться, что надежды нет, но изучая эту игру, мы можем понять, что все-таки она есть, потому что едва ли можно себе представить кого-то более падшего, чем Аджамила. Он был не просто падшим, он был двиджа-бандху. Потому что «двиджа» указывает на дважды рожденного. Например, вот мой ученик Биджавара — обозначает «лучший из брахманов», но «двиджабандху» означает «тот, кто был брахманом, но деградировал». Как, например, кто-то грешит, не зная, что он совершает грех, — это одно дело. Но если кто-то сознательно грешит, то это особенно плохо. Как, например, кто-то может не знать, что он действует неправильно, но если ему скажут, он исправится. Такого человека можно простить. Но если кто-то сознательно (зная, что он действует неправильно) продолжает, это очень плохо. Таков был Аджамила. Потому что он родился в семье брахманов-сарасватов. В Индии существуют разные классификации брахманов, и высшая категория брахманов — это сарасваты (особенно ученые, потому что Сарасвати — это богиня учености). И поэтому это не простые брахманы, а брахманы, поклоняющиеся богине Сарасвати, имеющие очень глубокие знания и понимание сознания Кришны.

Поэтому он знал, что хорошо, что плохо, но он выбрал неверный путь. И он не просто немного отклонился, он серьезно отклонился. Несмотря на то, что он принадлежал к категории сарасвата-брахманов, он отклонился очень сильно. Это было в Сатья-югу. Сарасвата-брахман так сильно деградировал. Это равно чему? Это равноценно личности в Кали-югу. Очень падшее положение. Тем не менее, он был освобожден по милости Святого Имени. Поэтому Шрила Прабхупада так много времени потратил, объясняя эту главу. Время Прабхупады было ограничено, уже в то время Шрила Прабхупада знал, что ему осталось жить недолго, и он должен был столько много сказать о Кришне и процессе развития сознания Кришны. Поэтому Шрила Прабхупада должен был действовать в соответствии с местом, временем и обстоятельствами.

И он потратил много времени, объясняя 7-ую главу, наставления Прахлада Махараджа для всех нас, как стать сознающими Кришну. Ему очень нравились наставления царицы Кунти, как быть сознающим Кришну во время трудностей, травм и трагедий, если кто-то испытывает какие-то трагедии, проходит через проблемы или испытания, как решать проблемы и находиться в сознании Кришны. Шрила Прабхупада говорил о наставлениях царицы Кунти.

И на основе учения Прахлада Махараджа он говорил о том, как надо действовать, чтобы стать сознающим Кришну, как принимать прибежище у Господа, у Господа Нрисимхи в этом мире рождения и смертей. И он объяснял на примере деградировавшего брахмана, принадлежащего к высшему сословию, каким образом даже падший и греховный человек может достичь совершенства по милости Святого Имени. Эта конкретно часть «Бхагаватам» должна помочь нам развить веру в воспевание Святого Имени. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. В этом заключается самая главная цель семинара. Если вы по окончании разовьете твердую веру в процесс воспевания Святого Имени, можно считать ваше участие в семинаре успешным. Поскольку процесс духовного развития в этот век — это воспевание Святых Имен. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Таково было наставление Шрилы Прабхупады мне, как ученику. Как вы знаете, он дал мне наставление в Лондоне в 1971 году: «Проповедуй смело, имея веру в Святое Имя».

Поэтому давайте начнем обсуждать лилу Аджамилы. Шестая Песнь, первая глава. Первый раз имя Аджамилы упоминается в 21-ом стихе. Мы начнем с него.

6.1.21.

канйакубдже двиджах кашчид
даси-патир аджамилах
намна нашта-садачаро
дасйах самсарга-душитах

 

В городе под названием Каньякубджа жил брахман по имени Аджамила, женившийся на служанке-проститутке, и потерял все свои брахманические качества из-за общения с этой низкорожденной женщиной.

Комментарий: проблема незаконной связи с женщинами заключается в том, что человек теряет все свои брахманические качества. В Индии до сих пор есть категория слуг, шудр. И их служанки, жены называются «шудрани». Иногда обуреваемые похотью мужчины, которые из страха перед общественным мнением не смеют заигрывать с женщинами из высших сословий, вступают в связь с такими служанками или уборщицами. Юный Аджамила был достойным брахманом, но, сойдясь с проституткой, утратил все брахманические добродетели. И все же, поскольку Аджамила когда-то вступил на путь бхакти-йоги, в конце жизни он обрел освобождение.

Здесь, конечно же, не говорится о том, что женщины не квалифицированы. Проблема возникает также из-за того, что у мужчин в сердце много вожделения. Шрила Прабхупада однажды сказал, что и мужчина хорош, и женщина хороша, но их незаконная связь плоха. И поэтому не стоит думать о женщинах плохо из-за того, что объясняется в этом стихе, но мы должны постараться избавиться от вожделения в собственном сердце.

Здесь приводится историческое описание. Здесь говорится, что Аджамила был брахманом, родившимся в городе Каньякубджа. Это современный Канауч, который является частью северо-западной Индии, этот город находится в штате Уттар-Прадеш. Обычно говорят, УП. Например, Дели находится в этом штате.

Шрила Прабхупада объяснял в лекции, что Аджамила был замечательным юношей. С юности он любил воспевать мантры и изучать писания. Это иногда можно увидеть в детях преданных. Из-за того, что они в прошлой жизни занимались преданным служением, они проявляют привязанность к процессам преданного служения с детства. Многие, конечно же, начинают только в этой жизни. Нам очень повезло. Мы шли, шли — и наткнулись на движение «Харе Кришна», и начали воспевать. Но очень часто можно видеть детей, которые рождаются в движении, обладающих другим сознанием. Как сегодня утром, когда я повторял джапу вместе с преданными, в пандале я видел мальчика, которому было лет 9, и он сидел очень ровно и повторял очень четко маха-мантру. Я подозвал его, чтобы он повторял мантру вместе со мной.

И один преданный спросил: «Хочешь дать ему общение?» Я сказал: «Нет, я подозвал его, чтобы получить его общение. Потому что он так замечательно повторяет мантру». И Ниранджана Свами потом сказал, что этот мальчик тщательно изучает писания и, сидя на лекциях, он конспектирует всю лекцию от начала до конца.

И таким образом, изучая жизнь Аджамилы, мы можем понять, что он с самого начала был пака-брахманом. И учась в гурукуле, он в какой-то момент получил упанаяну, детский брахманический шнур. Он повторял мантры, изучал писания, воспевал гаятри-мантру (ом бхур бхувах свах тат савитур). Таким образом он развивал замечательные качества.

Прабхупада говорил, что мы перенимаем качества тех, с кем общаемcя. Поскольку он родился в брахманической семье, в брахманической общине, в нем естественным образом проявлялись брахманические качества.

титикшавах каруниках, сухридах сарва-дехинам

аджата-шатравах шантах, садхавах садху-бхушанах

ШБ, 3.25.21

Поскольку преданные считаются источником всех хороших качеств, благодаря духовной практике эти качества в них проявляются.

Аджамила был очень смиренным.

тринад апи суничена тарор ива сахишнуна
аманина манадена киртанийах сада харих

Преданный естественным образом избавляется от гордости и развивает смирение, являющееся его выдающимся качеством.

Он подходил к отцу и спрашивал:

— Пита! Могу ли я совершить какое-нибудь служение?

Помню, что когда я рос, то пытался избежать любых домашних обязанностей: либо выносить мусор, либо мыть посуду, либо подметать пол. Но он, в отличие от меня, подходил к отцу и спрашивал, что нужно сделать. И отец занимал его разными видами служения, и однажды он сказал: «Нам нужны дрова для кухни, отправляйся в лес и собери дров».

Самое лучшее — это готовить на коровьем навозе, второразрядная пища готовится на дровах, третьеразрядная пища готовится на угле, а электричество вообще упоминается. Если бы вы попробовали прасад, приготовленный на коровьем навозе, то поняли, как это вкусно (ням-ням). У такой пищи очень естественный вкус. Все естественное вписывается в план Бога, поэтому оно очень приятно для сердца.

Сегодня утром я шел с программы для своей утренней пуджи. По дороге увидел пожилую бабушку, которая явно не принадлежит к нашей организации, она стояла и продавала парное молоко в бутылках и фрукты, которые сама собрала. И я попросил преданных немедленно купить это молоко, потому что оно органическое, естественное. Этим парным молоком я искупал Божество, Нрисимхадева, и, клянусь Богом, Он широко улыбался в этот момент. Что для Нрисимхадева очень необычно, потому что Он выглядит очень разгневанным.

Для людей, которые живут простой жизнью, в том числе для преданных, Господь дает все, что необходимо, от природы.

Поэтому отец Аджамилы сказал:

— Отправляйся в лес. Твоя мама хочет приготовить обед, тебе нужно будет собрать дров.

Аджамила пошел в лес, набрал дров. К сожалению, на обратном пути он увидел мужчину и женщину, которые были охвачены вожделением и занимались незаконным сексом. И его ум пришел в возбуждение. Кто-то может сказать — но он же был пака-брахманом. Да, но он был юношей-подростком.

И это особое испытание быть в сознании Кришны в подростковом возрасте, потому что чувства очень сильны в это время. Хотя он был пака, но он не был совершенным. Майя постоянно ищет слабые места, чтобы напасть на нас и победить. Поэтому нельзя перестараться с осторожностью.

Шрила Прабхупада сказал одному из моих духовных братьев:

— Твоя проблема, Кулашекхар, в том, что ты не боишься майю. Ты слишком самоуверенный: «А, майя? Она меня не привлекает!»

Шрила Прабхупада показывал пример всем нам, хотя он был чистым преданным, не подверженным влиянию майи. Он сказал, что я всегда молюсь, чтобы майя на меня не повлияла.

Майя всегда ищет возможности повлиять на нас. Поэтому мы должны быть очень осторожными. Например, боксеры. У тех, у кого-то есть опыт занятий боксом до сознания Кришны, тот знает, что в боксе вы не только нападаете, но и защищаетесь, поэтому нужно защищать уязвимые точки тела. Все пытаются имитировать боксеров, поэтому кулаки перед собой ставят в «раскарячку», на самом деле боксеры защищают самое главное — солнечное сплетение, потому что удар в солнечное сплетение прерывает дыхание, и человек падает без сознания. И боксеры таким образом, если вы посмотрите, хотя смотреть не стоит, так или иначе, они локтями защищают солнечное сплетение, а самая главная точка на лице — это нос. Потому что если получить удар в нос снизу вверх, то хрящ может зайти в мозг, и человек может умереть. Боксеры никогда не отворачиваются от противника, потому что еще одно чувствительное место — это за ухом. И если нанести туда удар, то можно убить человека. Или же боксеры стараются ударить друг друга по почкам — удар по почкам также может отключить человека. Мы не будем обсуждать все подробности, в этом нет необходимости. Смысл в том, что в нашей жизни как преданных тоже есть слабые места, и майя ищет возможности нанести удар по слабому месту, чтобы свалить нас. Поэтому мы должны быть осторожными.

И в чем же самая главная слабость? — Сексуальное желание. Кришна очень конкретно об этом говорит в конце 3-ей главы «Бхагавад-гиты», что вожделение — это всепоглощающий враг души. Поэтому преданные чрезвычайно осторожны с противоположным полом. Такие отношения являются частью отношений в человеческом обществе, но они не должны быть незаконными.

И, хотя Аджамила утвердился в своей духовной практике и жил брахманической жизнью, он тем не менее пал, увидев парочку обнимающихся и целующихся людей. Сейчас, в Кали-Югу, эти отношения не подвергаются осуждению как в брахманическом обществе, их можно увидеть и не просто в лесу где-то, а прямо на улице. В передачах по телевидению, в рекламе показывают такие вещи, которых Аждамила представить себе не мог. Поэтому если Аджамила, увидев, как мужчина и женщина обнимаются и целуются, то этого было достаточно, чтобы он деградировал. В Кали-югу мы можем такого насмотреться и наслушаться, что Аджамиле плохо бы стало. Поэтому, какая у нас надежда? — Если вы подвергаетесь опасности нападению врага, вы должны вооружиться.

Мы прекрасно знаем, что воин, или кшатрий, на бой идет не просто в тапочках и в майке, он вооружен и защищен. Например, в Средние века кшатрии (рыцари) носили доспехи, которые очень трудно пробить.

И каковы наши доспехи против нападения майи? Это воспевание Харе Кришна мантры:

Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе

«Ракхе Кришна маре ке маре Кришна ракхе ке»: если Кришна захочет нас спасти, то никто не сможет нас убить. Но если Кришна решит нас убить, то никто не сможет нас спасти.

Вот одна из известных историй. Шрила Прабхупада повторял свою джапу в Лос-Анджелесе в Новой Двараке, и, дочитав 16 кругов, он отложил четки и сказал:

— Ну все! Теперь я готов заниматься любой чертовщиной.

Он показал этим, что, прочитав внимательно 16 кругов, он был настолько защищен от влияния майи, что мог отправляться и общаться с кем угодно, заниматься любой деятельностью, и при этом не бояться влияния майи.

Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе

Например, когда Равана хотел украсть Ситу, он не мог до нее дотронуться, хотя был одним из самых могущественных асуров за всю историю творения. А Сита была просто принцесса, которая почти никогда не покидала дворца; если принцессам что-то нужно было, то для них это делали служанки. Принцессы были белокожими, потому что почти никогда не бывали под солнцем, и незагорелая кожа считалась красивой. У них не было мозолей ни на руках, ни на ногах.

Но Сита последовала в лес за своим супругом, Господом Рамой, так как была целомудренной и верной женой. И несмотря на полные опасностей джунгли с их колючками, острыми камнями и неудобствами, ей удавалось оставаться принцессой, играть роль принцессы. По воле судьбы она осталась в лесу одна. Как мы знаем, сначала Рама оставил ее, погнавшись за золотым оленем, потом Сита сказала Лакшману, чтобы он помог Раме. Но до того как Лакшман оставили ее одну, он очертил своим мечом вокруг Ситы круг и заговорил его мантрой, сказав, чтобы она ни в коем случае не выходила за его пределы.

Когда пришел Равана, чье имя означает «тот, кто заставляет всю Вселенную кричать и плакать от страха», он даже полубогов заставил служить себе, все 33 миллиона полубогов, в том числе Картиккею — главнокомандующего армии деватов. Знаете, чем занимался Картиккея в услужении Раване? Полировал его обувь! «Ну как, пойдет?» — «Нет, давай, полируй дальше!» Настолько могущественной личностью был Равана. У него было 10 голов. Кстати, это была реальная историческая личность, в предыдущем воплощении — Хираньякашипу, тоже весьма могущественный демон. Равана пришел похитить Ситу — хрупкую принцессу. Но он не мог даже приблизиться к ней, потому что она была защищена мантрой, его отбрасывало защитное силовое поле. Не думайте, что звук менее могуществен, чем сталь или бетон.

Однажды мы с отцом пошли на один концерт, и профессиональная оперная певица пела так, на таких высоких нотах, что стеклянный стакан разлетелся вдребезги. Я спросил: «Как это у нее получилось?» Отец сказал: «Я не знаю». С помощь пения такие вещи возможны.

Что уж говорить о шабда-брахма, трасцендентном звуке? Мантра — это звук, освобождающий ум от материальной обусловленности. Существует много мантр, достигающих разные цели, но одна из них универсальная и позволяет достичь их всех и сразу:

Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе

И она у нас есть! Во время посвящения мы получаем благословение эту мантру повторять и получать ее могущество.

Маха-мантра — это мантра, которая сжигает дотла все последствия наших грехов, искореняет материальные желания и делает нас недосягаемыми для материальных желаний. И более того, она пробуждает прему — любовь к Богу такую сильную, что слезы текут из глаз.

Если бы мы по-настоящему осознавали этот факт, то наш ум ни на мгновение не отвлекался бы от воспевания все те 2,5 часа, в течение которых мы читаем джапу. Если бы мы на самом деле осознали благо от воспевания Харе Кришна, то каждый раз, когда мы произносим имя Кришны, мы бы произносили его так же сосредоточенно, как на первых бусинах четок. На первых бусинах мы всегда очень сосредоточены, а потом ум улетает в непонятном направлении и возвращается к нам тогда, когда мы дочитываем последние бусины 16-го круга…

Как же нам обрести веру в Святое Имя? Надо слушать о славе Святого имени — снова, и снова, и снова. Такова лила про освобождение Аджамилы. Спастись от влияния майи мы можем, всегда повторяя, как говорит Чайтанья Махапрабху — всегда повторяйте!

Один яркий момент, характеризующих Шрилу Прабхупаду, заключался в том, что он всегда повторял маха-мантру, даже во время бесед он перебирал бусины четок. Безусловно, мы не можем повторять беспрерывно, но мы можем всегда служить святому имени своими действиями. Например, если мы учимся, и не только для того, чтобы занять положение в обществе, поддерживать семью, мы это можем делать для того, чтобы проповедовать сознание Кришны.

Так или иначе, Аджамила расслабился и пропустил удар майи, которая его отключила, Купидон попал в самое его сердце своей стрелой. И с радостью сказал: «Вот еще одного победил!» Аджамила привлекся женщиной, которая была распутницей.

Шрила Прабхупада упоминает в комментарии, что, несмотря на то, что Аджамила был подростком, он уже был женат. В ведические времена, для того чтобы защитить юных людей от влияния вожделения, их сочетали браком еще до половой зрелости. Это один способ решения проблемы. Вожделение контролируется правильным образом в ведической культуре через семейную жизнь. Юноши и девушки начинают семейную жизнь не ради удовлетворения вожделения, а ради воспитания детей в сознании Кришны.

Бхактивинода Тхакур был женат в 12 лет, его жене было 5. Так иногда мы встречаем девушек, которые говорят, что мне уже 28, а я еще не замужем. И я думаю, что это достаточное основание для беспокойства. В ведические времена 7-летние девочки могли говорить, что мне уже 7, а я ещё не замужем. Для современников это может звучать странно, но что они вообще понимают?

Возможно, в наше время воплощение некоторых обычаев тех времен невозможно. Прабхупада объяснял, что если мальчики и девочки бракосочетались в юном возрастает, то знали, что они есть друг у друга и не искали себе партнеров. Ведическая культура очень интересна.

Аджамила попал под такое влияние распутной женщины, что он начал к ней приходить и, как Прабхупада говорит, влюбился в нее, бросил свою верную жену и женился на проститутке. И поскольку она была женщиной, переполненной вожделением, у нее было множество материальных желаний, и он был вынужден очень тяжко трудиться, чтобы все ее желания выполнить.

В ведической культуре люди пытаются избавиться от материальных желаний, а не просто удовлетворить их как можно больше. Если попытаться потушить огонь керосином, пожар только разгорается. Конечно, мы искусственно не можем отказаться от всех материальных желаний, но важно понимать, что материальные желания никогда не будут полностью удовлетворены, и поэтому мы пытаемся упростить свою жизнь и удовлетворять только самые важные желания.

Что кому нужно — это, конечно, зависит от личности, но основное правило заключается в простой жизни и возвышенном мышлении. В отличие от современного общества, которое живет очень сложной жизнью, не дающей времени для размышлений вообще. Эта проститутка жила по принципу, который очень хорошо отражен в песенке, которую слышал в 50-60 года, «я хочу всего, и я хочу это все сейчас». Это была песня, которую я слышал, когда распространял книги на одной парковке. Я не знаю, что это была за группа музыкальная, какая-то «металлистов», но эта песня победила в списке популярности и целую неделю ее проигрывали. И я так смеялся, когда слышал эти слова: «Я хочу всего, и я хочу это все сейчас!» И люди не понимали, почему я так смеюсь, потому что они думали, что у меня тоже такое желание — я хочу всего и сразу. На самом деле, вместо того чтобы получить все и сразу — мы получаем ничего и никогда.

И постепенно, как Шрила Прабхупада говорит, Аджамила потратил все свои деньги из наследства отца, чтобы удовлетворить свою новую жену. Когда денег не хватило, он начал грабить людей, потом он даже перешел к убийствам, он стал алкоголиком. Таким образом он стал двиджа-бандху. И этот случай далеко не исключительный. Мы видим, что даже трасценденталисты могут падать. Эта история содержит предупреждение для всех нас.

Хотя сознание Кришны намного могущественней, чем майя, но если мы переключаем свое сознание на майю и постепенно забываем о практике сознания Кришны, то мы снова попадем под ее влияние.

Постепенно Аджамила утратил полный интерес к духовной практике. И из всех несчастий, которые могут с нами произойти, — это несчастье утратить золотую возможность стать сознающим Кришну.

У него родилось 10 детей от проститутки и он дал им различные имена, которые нам неизвестны, но самое важное для нас это то, что последний сын у него родился, когда ему было за восемьдесят. На момент появления ямадутов Аждамиле было уже 88 лет, поэтому последний сын у него родился в 80. По идее в 80 лет человек должен сидеть под каким-то деревом калпа-врикша во Вриндаване и в экстазе воспевать святые имена, а он сидел дома и воспитывал своих детей. Бедный Аджамила… бедные жители Кали-юги.

Люди надеются, что с возрастом материальные желания будут уменьшаться, но на самом деле, единственное, что может уничтожить материальные желания — это сознание Кришны. Поэтому мы не хотим ждать до старости, для того чтобы освободиться от материальных желаний и начать практику сознания Кришны.

шраванам киртанам вишнох
смаранам пада-севанам
арчанам ванданам дасйам
сакхйам атма-ниведанам

Пока мы молоды, мы должны использовать возможности погружаться как можно больше во все процессы преданного служения: шраван, киртанам, смарана и т.д., для того, чтобы с помощью сознания Кришны избавиться от всех материальных желаний.

И когда у него родился последний сын, он решил назвать его Нараяна. Мы не должны думать, что он назвал младшего сына в честь Нараяны, он не был таким благочестивым, потому что деградировал и отверг служение Нараяне, но так или иначе он назвал сына таким образом в силу обстоятельств. В древние времена все имена детям давались связанные с Богом и святыми людьми, как например, имена, которые сейчас дают за пределами Индии, «Павел», «Петр» или «Мария», они связаны со святыми личностями. Но сейчас никто об этом даже не думает, все по традиции дают имена «Павел», «Маша» и т.д. И поэтому он назвал сына именем Бога, просто следуя традиции, но в этом заключалось его агьята-сукрити (неосознанное преданное служение). И он даже не мог себе представить, какая удача его ждет, благодаря тому, что он назвал сына именем Верховного Господа. Нараяна обозначает «лучший из всех мужчин» — Кришна. И повторяя имя Нараяна неосознанно, обращаясь к своему сыну: «Нараяна пойди туда. Нараяна подойди сюда. Нараяна дай мне это. Нараяна принеси это», он очищался, хотя сам этого не понимал.

Величайшая удача его заключалась в том, что в момент смерти он начал призывать своего сына, хотя он не думал при этом о Боге. Это то, что мы будем обсуждать в рамках нашего семинара, какие блага он получил в результате воспевания святого имени. Независимо от того, как человек воспевает святое имя, он получает благо, даже если он не преданный. Кроме имени Кришны нет другого источника милости в этом мире. Например, у одного из моих духовных братьев Картиккеи даса мама оставляла тело. И она никогда не интересовалась сознанием Кришны, была достаточно материалистически настроенной, но в момент смерти она повернулась к своему сыну и сказала: «Ну что? Где тут твой Кришна?» — И оставила тело.

Он не успел ей даже ответить, она уже «отчалила». И Картиккея рассказал Прабхупаде историю, как его мама оставила тело, повторив имя Кришны. И Прабхупада сказал:

— Ага, она спросила: «Где Кришна?», это обозначает, что она достигла освобождения.

И Картиккея:

— Как же так, я до сих пор пытаюсь стать сознающим Кришну, а мама уже достигла освобождения?

— Да, — сказал Прабхупада.

И услышав эти важные моменты, завтра, когда вы будете повторять свои круги, повторяйте их с верой:

Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе

Голок премадхан харинам-санкиртан-ягья ки!
Харе Кришна махамантра ки!
Шри Панча-таттва ки!
Шри Шри Гаура-Нитай ки!
Шрила Прабхупада ки!
Шри Бхакти сангам фестивал 2015 ки!
Нитай-Гаура премананде!
Спасибо большое!
Харе Кришна!