ШБ 6.1 Уроки из жизни Аджамилы. Часть5

Главная > Шримад-Бхагаватам > Песнь 6 «Предписанные обязанности человечества»
  

Сегодня у нас четвертый, и на этом фестивале последний, день обсуждения игр, связанных с освобождением Аджамилы. Сегодня мы даже не будем повторять санскрит, но мы будем обсуждать ту же самую тему, которую мы обсуждали на протяжении последних нескольких дней — Святое Имя. В этой игре очень много важных наставлений. Но тем не менее, возможно, что самое главное здесь — это то, как Аджамила, будучи грешником, был освобожден благодаря неосознанному повторению Святого Имени Господа Нараяны.

И Аджамила, повторяя Святое Имя, не повторял его чисто (так, как, например, Прабхупада), полностью сосредоточившись на Господе, он об этом даже не думал. Какой у него был вид воспевания? Нама-абхас. Это обозначает, что он даже не думал о Господе, он просто воспевал, то есть повторял имя своего сына Нараяны («Нараяна, иди сюда»). Но тем не менее имя Верховного Господа неотлично от Него Самого, и поэтому, повторяя имя Нараяны, он неосознанно очищался.

Еще одно имя Господа — это Хари (как мы говорим «Харибол»). «Харибол» может обозначать что угодно: и «здрасьте», и «до свидания», в любых вариациях используется. И мы так часто говорим «Харибол», что иногда забываем, о чем речь. Это не значит ни «здрасьте», ни «до свидания». «Бол» обозначает «повторять» или «воспевать» на бенгали. То есть «Харибол» обозначает «воспевай Святое Имя». А имя «Хари» обозначает «тот, кто уносит все неблагоприятное». Разве это не замечательно? Повторяя «Хари, Хари» мы избавляемся от всего неблагоприятного.

Однажды Шрила Прабхупада посетил поместье одного из членов «Битлз». Это был Джон Леннон. И приехав туда, Шрила Прабхупада увидел, что это поместье находилось в древнем замке. И в этих древних замках очень много странных вещей происходило на протяжении веков. Там жили, умирали, и насильственной смертью, многие люди, поэтому эти замки населены множеством привидений. И когда Шрила Прабхупада зашел в этот замок, он остановился и сказал: «Вот это да! Сколько здесь привидений!..» И ученики развернулись и выскочили на улицу.

Прабхупада взял свою тросточку и прошелся вдоль стен, на которых висели картины. Он сказал ученикам, что все эти привидения поселились в картинах. То есть поскольку у них не было грубых тел, они жили в картинах. Он стучал по стенам и картинам и повторял «Харе Кришна». И после того как он все стены простучал, он повернулся к своим учениками и сказал: «Все, разлетелись привидения». Поэтому слово «Хари» обозначает имя Господа, уносящего все неблагоприятное. И точно так же как с лекарством — нам необязательно знать его химический состав для того, чтобы оно действовало на наше здоровье. Точно так же и Святое Имя Господа очищает нас независимо от понимания этого факта.

В одной песне Бхактивинода Тхакур поет от лица Шри Чайтаньи Махапрабху: «Я дал вам лекарство, которое избавит вас от всех страданий». Точно так же, как приходя к врачу. Когда он выписывает вам лекарство, вы не спрашиваете у него, как именно это лекарство действует на клетки моего тела. Вы доверяете, что это врач и что он знает, как вас лечить. Точно так же Святое Имя очищает нас даже без нашего понимания этого факта. Говорится, что даже слоги Святого Имени — «ха», «ра», «ма» — очищают нас. Каким же образом это происходит?

 Шрила Прабхупада рассказывал одну историю, чтобы проиллюстрировать, насколько могущественно Святое Имя. Он говорил (похоже, эту историю рассказывал Бхактисиддханта Сарасвати также) о том, как мусульманин в лесу подвергся нападению кабана. И слово «харам» на арабском обозначает «страшно, ужасно, кошмар». И для них самое страшное — это свинья, они даже свинину не едят, что уж говорить о том, чтобы быть убитым кабаном, это полный кошмар. Вот. И когда на него напал этот кабан и проткнул его своими клыками, он закричал: «Харам!» («Как ужасно, какой кошмар!»), — и получил освобождение, потому что повторил Святое Имя («Харам»).

Очень много игр, описывающих славу Святого Имени, содержится также и в «Бхагаватам», которая предназначено для того, чтобы увеличить нашу веру в воспевание Святого Имени. Мы должны думать, что если Аджамила получил освобождение, мы тоже можем. Мы говорили о том, что Аджамила был великим грешником, и мы обсуждали эту тему — он прекрасно понимал, что он натворил, потому что он был рожден в брахманической семье и там понятно объясняется, что такое хорошо и что такое плохо. Есть разница в том, совершает человек грех, понимая, что это грех, или не понимая. В обычном законодательстве это также есть. Как, например, если кто-то убил кого-то случайно (например, сбил машиной), хотя это сделано неосознанно, но тем не менее это убийство, и поэтому дают, может быть, 6 месяцев тюрьмы за это. Но если убийство запланированное (специально для этого оружие куплено, выбрано время, место), это уже считается умышленным убийством, и за это можно получить пожизненное заключение или даже смертную казнь.

Точно так же Прабхупада прощал нас, если мы совершали какие-то греховные поступки неосознанно. Он говорил: «Вы раскаялись во всех своих грехах, получили инициацию, поэтому вы свободны от последствий своих грехов. Просто не совершайте никаких греховных поступков дальше». Но если мы совершаем грех после инициации — это уже другое дело. И Аджамила всю жизнь занимался деятельностью, которая была очевидно недопустима. Но его положение было очень низкое, примерно такое, как описывает «Вараха-Пурана». Этот стих приводится в комментарии к «Брихад-Бхагаватамрите». Мой духовный брат Гопипаранадхана включил его комментарий.

анйатра йат критам папам
тиртхам асадйа нашйати
тиртхе ту йат критам папам
ваджра-лепо бхавишйати
(«Вараха-Пурана», 165.57)

Все последствия грехов уничтожаются благодаря посещению святого места, поэтому люди отправляются в святые места и принимают омовение в святой реке (такой, как Ганга, например, потому что она очищает не только от внешней грязи, но также и от последствий грехов, и вы чувствуете облегчение). Но говорится, что если человек совершает грех в святом месте, то этот грех неустраним, точно также как невозможно разрезать алмаз.

То есть если человек совершает грех в святом месте, то все его грехи покрываются вот таким алмазным панцирем, и эти грехи уже неустранимы. И в определенном смысле это то, чем занимался Аджамила. Он сознательно совершал грехи, и поэтому они были практически неустранимы. Но тем не менее он был освобожден. И Аджамила был освобожден от последствий всех грехов несколько раз (5 или 6 раз) повторив неосознанно Святое Имя Нараяны в момент смерти. Но мы каждый день повторяем столько много Святых Имен — можно только представить себе, какое благо мы от этого получаем.

Есть ли здесь те, кто не совершили ни одного греха? Сейчас уже мы в библейском стиле лекцию даем. Все, я уже посетил церковь по дороге. «Что, нет здесь грешников разве? Все грешники собрались!..»

Но грех обозначает страдания. Как мы говорили, в Библии написано, что расплата за грех — это смерть. Смерть — это страдание. Как, например, если вы сажаете семена весной, то они обязательно прорастут летом и принесут плоды, и семена греховных желаний обязательно взойдут в сердце. И если человек совершает греховные поступки, то получает результаты в форме боли и страданий.

Разве вы не хотите избавиться от всех будущих страданий? Здрасьте. Вы же будете страдать. И кто-то может сказать: «Ну и что? В чем проблема?» Большая проблема. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. И очень легко избавиться от всех страданий просто благодаря воспеванию. Конечно, надо сказать, что не в этом смысл, не в этом цель воспевания — избавиться от последствий грехов (и даже не избавиться от греховных желаний). Цель воспевания — это развить чистую любовь к Богу. Но в процессе мы избавляемся и от грехов, и от греховных желаний, поэтому это замечательно, и мы должны быть благодарны Кришне за это.

Я прочитал словарное определение греха. Это «аморальный поступок, нарушающий божественный закон». Точно так же, как если мы нарушаем законы государства, мы за это расплачиваемся страданиями. И все мы прекрасно знаем законы Бога. И те, кто находится в материальном мире, в большей или меньшей степени греховны. Те, кто на райских планетах менее греховны. Те, кто на адских планетах, более греховны. Но все, кто живут по эту сторону реки Вираджа, ответственны за свои грехи. Мы говорили о том, что существует эта река, которая разделяет Вайкунтху и Дурга-дхаму. И решив уйти из духовного мира, мы вынуждены пересекать эту реку. Мы просто ныряем в эту реку, и она нас заносит в Дурга-дхаму. Это не просто метафора, потому что эти описания есть в «Махабхарате» (это объясняет Бхишамадев).

Преимущество шастр заключаются в том, что они дают нам возможность видеть намного больше, чем видят вот эти два шара (глаза). И нам даже не нужны телескопы никакие, как современные ученые строят, чтобы понять, что там происходит на краю Вселенной. Шастры описывают, что там течет вот такая бурная река, которая называется Вираджа, которая отделяет духовный мир от Мритьялоки, обители смерти.

И в разделе Шанти-парва «Махабхараты» Бхишма говорит: «Мой дорогой царь, души, стремящиеся к духовной деятельности, находящиеся за пределами чистой преданности Кришне, теряют милость духовного мира и падают в реку Вайтаранью. И их несет течение этой реки в обитель Ямараджа. И таким образом они страдают в материальном мире в разных формах жизни».

Таково наше положение. Очень сожалею об этом. Так или иначе, все мы упали в эту реку и заплыли в разные места. Сейчас мы обнаруживаем, что мы на Украине. «Откуда мы сюда попали?» — «С Вайкунтхи». — «А как вы сюда добрались?» — «Река Вайтаранья принесла в Киев». Что-то в этом роде. И мы говорим не только о проблемах, не только о страданиях материального мира. Преимущество сознания Кришны в том, что оно дает идеальное решение, позитивную альтернативу. Как Шрила Прабхупада говорил: «Воспевайте «Харе Кришна» — и ваша жизнь будет возвышенной».

Множество людей рассказывают о том, как ужасно в этом мире (можно просто посмотреть, о чем новости), но ни у кого нет решения. Никто не предлагает решения. Решение заключается в том, что мы можем достичь духовного совершенства уже в этой жизни и больше не рождаться ни на Украине, ни в Америке, ни в каком другом месте материального мира. Всем нам нужно очищение.

В Библии есть еще одна знаменитая история. (Сегодня воскресенье, поэтому о Библии поговорим.) Как одну женщину, которая изменила, привели к Иисусу на суд. И они ждали, что Иисус ее очень сурово осудит. Но Иисус посмотрел на них и он понял, что все эти ребята просто лицемеры, и он сказал: «Хорошо, если вы ее хотите наказать, давайте. Но первый камень должен бросить тот, на ком нет ни одного греха». Они хотели закидать ее камнями, но Иисус сказал, что первым должен бросить тот из них, на ком нет греха. Они вынуждены камни положить на место и разойтись по домам. И тогда Иисус спросил у этой женщины: «Обещаешь ли ты больше не совершать больше грехов?» И она дала обещание и стала его первой ученицей.

Поэтому мы можем подумать: «Кто из нас без греха?» В самом начале наших классов мы говорили о том, что в этот век даже против желания мы вынуждены вовлекаться в греховную деятельность, потому что реклама греха настолько сильна. Только чистые преданные могут оставаться неподверженными этому влиянию. Шрила Прабхупада в Лондоне однажды сказал: «За всю свою жизнь я никогда не соприкасался с грехом». То же самое можно сказать о детях, потому что они не знают, что такое грех. Они никогда мяса не ели, не пили никогда алкоголь, никогда не спекулируют, всегда вещают абсолютную истину, поэтому у этих детей очень хороший духовный фундамент. И если они начнут серьезно воспевать Святое Имя в сознательном возрасте (12 или 13 лет), они могут очень быстро получить благо.

Как вчера вечером, когда дети пели бхаджан о Господе Гауранге, многие старшие вайшнавы, санньяси и гуру — их это растрогало до слез, поскольку это было чистое воспевание Святого Имени. И я понимаю, как это происходит, потому что я знаю некоторых из присутствующих детей с 5-летнего возраста. Теперь они уже практически матаджи. Они растут очень быстро, им уже 12, 13, 15, но они вырастают святыми личностями. И даже в подростковом возрасте, когда обычно очень сильная склонность к греховной деятельности проявляется, они могут ей противостоять благодаря вкусу к воспеванию Святого Имени.

И они сидят в первых рядах, слушая «Бхагаватам», и кивают головой, поскольку они понимают философию. Поэтому это большое преимущество — никогда не совершать грехи. Что же делать остальным? Это называется «праяшчитта» — надо покаяться в грехах.

В ведических писаниях приводится целый список разных видов покаяний. Если вы принесли боль невинному животному, вы должны омыться в святой воде. Если вы солгали, вам надо посвятить себя служению идеальному брахману, чтобы освободиться от лжи. Если вы своровали, вы должны дать пожертвование, и так вы освобождаетесь от греха. Но проблема в том, что список этих покаяний очень длинный, три километра мелким шрифтом. Так же как во многих договорах в наше время — в конце там очень мелким шрифтом что-то пишут, чтобы вы и прочитать не смогли и обязательно нарушили в какой-то момент, чтобы вас обмануть. Точно так же этот список грехов и всех покаяний, которые нам предстоит совершить, очень длинный, в 3 км, и мы можем подумать: «Нет шансов покаяться во всем».

 Но для того чтобы все это упростить, в писаниях специально для людей с короткой жизнью описывается самый лучший метод (такой, как упоминается в «Падьявали» Шрилы Рупы Госвами). Там говорится, что листик Туласи, предложенный лотосным стопам Нрисимха-шалаграма, уничтожает грех убийства. А вода, которая омыла лотосные стопы Нрисимха-шалаграма, уничтожает грех воровства. А если кто-то принимает пищу, предложенную Нрисимха-шалаграму, это нейтрализует грех принятия алкоголя. Искреннее предание Нрисимха-шалаграму, нейтрализует грех распутства с женой духовного учителя. Общение с преданными Нрисимха-шалаграма разрушает последствия оскорбления преданных. И Рупа Госвами в конце говорит: «Такова необычная слава Нрисимха-шалаграма».

 Все виды праяшчитты сосредоточены в одном — это просто поклонение Нрисимха-шалаграму. Кто поклоняется Нрисимха-шалаграму? Один. Ой-ей-ей. Это, конечно, простой метод, но невозможный. То есть в Кали-югу мы настолько греховны, что практически уже ничего невозможно поделать с этим. И в этой главе объясняется, что же делать. Если мы не можем следовать всем этим методам покаяния, мы можем как минимум воспевать Святое Имя Нараяны или Харе-Кришна-мантру.

И это то, что вишнудуты сказали ямадутам, когда они уже наполовину вытащили тонкое тело Аджамилы из его грубого тела. Они сказали ямадутам, что, даже следуя всем методам покаяния, описанным в Ведах, человек не очищается настолько, насколько его очищает одно повторение Святого Имени Хари. Но ямадуты могли возразить, что это касается маленьких грешников, а этот парень был большим грешником, поэтому ему Святое Имя уже не поможет. Как насчет «папа-криттамах», самых величайших грешников, как говорится в «Бхагавад-гите»?

«Давайте разберемся», — могли сказать ямадуты, потому что Аджмила был не просто каким-то грешником, он был великим грешником. И вишнудуты могли ответить на это утверждение. Когда духовные наставники говорят, все сомнения в умах искренних преданных исчезают. Вишнудуты говорят: «Наставники, ученые, святые мудрецы очень четко проанализировали, что покаяние за тягчайшие грехи включает в себя очень суровый процесс, а за легкие грехи следует проходить легкое покаяние. Однако. Однако. Однако (!!!) воспевание Харе-Кришна-маха-мантры устраняет все виды греха, тяжелые и легкие». Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама.

Но ямадуты могли сказать, что он не повторял Святое Имя Бога, он повторял имя сына, поэтому это не считается. Вишнудуты запросто парировали этот аргумент, потому что преданные Господа всегда готовы защитить Его славу и утвердить Его превосходство. Вишнудуты сказали: «Хотя он имел в виду своего сына, тем не менее это было имя нашего Господа. Тот, кто воспевает Святое Имя Господа, сразу же освобождается от последствий безграничных грехов, даже если он воспевает непрямо, указывая на что-то другое, даже если он воспевает Святое Имя шутливо, или развлекая себя музыкой, или же пренебрежительно. Это то, что принято всеми учеными и провозглашено всеми писаниями». Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

 И в заключение сегодняшней лекции и нашего короткого семинара на эту тему мы можем быть убеждены, что несмотря на влияние Кали-юги, 21 века, мы можем освободиться от грехов и их последствий благодаря воспеванию Святого Имени, как сам Господь в форме своей юга-аватары — Господа Чайтаньи — хотел, чтобы мы делали. Конечно, это не высшая слава Святого Имени, как объясняет нама-ачарья, Шрила Харидас Тхакур, потому что высшая слава — это Кришна-према, чистая любовь к Богу, но тем не менее какой разумный человек не захочет избавиться от всех страданий? Мы можем достичь этого высшего уровня, чистой любви к Богу, как его описывает Господь Чайтанья Махапрабху в последнем стихе «Шикшаштаки», но это происходит постепенно, шаг за шагом. Мы повторяем Святое Имя вначале оскорбительно, потом очищаемся от последствия оскорблений, и затем полностью осознанно. Мы проходим через процесс садхана-бхакти, затем бхава-бхакти и в конце према-бхакти, и мы должны прекрасно понимать, на каком уровне духовного развития мы находимся, не притворяясь, что мы более продвинутые, чем мы есть на самом деле, но понимая, что это — сознательное и внимательное воспевание Харе-Кришна-маха-мантры.

Конечно же, мы слушаем обо всем этом и завтра утром мы также будем повторять джапу, старательно будем ее воспевать. Но поскольку мы начинающие преданные, через несколько дней мы склонны будем об этом забыть. И для того, чтобы помочь нам улучшить свою джапу, повторять Святое Имя более внимательно, один из моих духовных братьев, Махатма прабху, сделал небольшой список того, что может нам помочь. Если мы весь этот семинар не сможем в голове держать, по крайней мере, вот эти моменты мы можем запомнить. Эти моменты помогут нам очистить наше воспевание и перейти с уровня оскорбительного к очистительному и потом чистому воспеванию, к бхаве и преме. Если вы хотите послушать самую важную часть этого семинара, послушайте вот этот заключительный момент, заключительные 5 минут, в которых перечисляются пункты по улучшению джапы, составленные Махатмой прабху. Все сядьте прямо, вдохните поглубже, выдыхайте. Уже немножко устали. Последний день. Но постарайтесь сосредоточиться на 5 минут.

Запомните вот эти пункты по улучшению джапы, это мини-обеты, которые приносят преданные.

1. Я с радостью и энтузиазмом приветствую Святое Имя во время моей джапы.

2. Я легко повторяю мои круги с вниманием и сосредоточенностью.

3. Когда я повторяю, я повторяю.

4. Мне повезло, что я повторяю. Я хочу повторять и мне нравится повторять.

5. Маха-мантра для меня — это Радха и Кришна, полностью присутствующие в звуке.

6. Я чувствую и принимаю присутствие Кришны, милость и любовь через Святое Имя.

7. Я повторяю совершенно внимательно, поскольку Святое Имя является моим величайшим сокровищем.

8. Я повторяю для удовольствия Радхи и Кришны, а не для получения чего-то материального.

9. Я живу не в уме, а в сердце, полностью присутствуя в Святом Имени, когда я воспеваю.

10. Я склоняюсь перед моими святыми отношениями со Святым Именем в джапе.

11. Я воспеваю, чтобы Кришна меня принял и помог мне восстановить утраченные отношения с ним.

12. Я воспеваю от сердца, с чувством молясь о том, чтобы приблизиться к Кришне.

13. Я медитирую на смысл Имен, которые я воспеваю.

14. Я отключаюсь от своего мира и включаюсь в мир Кришны, воспевая свои круги.

15. У меня нет других мотивов кроме чистого преданного служения во время воспевания.

16. Мои четки — это моя связь с Кришной и билет назад к Богу.

17. Я полностью завишу от гуру и Кришны в воспевании качественной джапы.

18. Я строю свою жизнь так, чтобы джапа была самым важным событием в жизни.

19. Я наслаждаюсь воспеванием Святого имени.

На своей странице Facebook я выложу эти 19 пунктов. Те, кто у меня друзья в Facebook’e, вы можете их прочитать, они также будут переведены на русский.

Я хотел поблагодарить всех присутствующих за возможность сказать несколько слов о славе Святого Имени. Я не чувствую, что у меня есть высокая квалификация, чтобы это делать, но это то, что помогает мне самому очиститься (благодаря воспеванию славы Шри Нама прабху). И вы меня вдохновляли своей внимательностью и тем, что записывали какие-то моменты. Общение с вами для меня очень вдохновляющий момент и большая честь. Эти лекции будут выставлены на моем веб-сайте, narottam.com. Вы их можете слушать с переводом. Давайте помолимся о том, чтобы после этого семинара развить более глубокую веру и стремление воспевать Святые Имена Радхи-Кришны чисто.

Голок премадхан харинам-санкиртан-ягья ки! Харе Кришна махамантра ки! Шри Панча-таттва ки! Шри Шри Гаура-Нитай ки! Шрила Прабхупада ки! Шри Бхакти сангам фестивал 2015 ки! Нитай-Гаура премананде! Спасибо большое! Харе Кришна!